Научная статья на тему 'Игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста'

Игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изучение иностранного языка / дети дошкольного возраста / дидактических игр / мышление / память / игровая методика / learning a foreign language / preschool children / didactic games / thinking / memory / game technique.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Зилола Ураловна

статья посвящена актуальной проблеме обучения детей дошкольного возраста английскому языку в процессе игровой деятельности с опорой на наглядность. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Приводится обоснование игры как эффективного средства обучения английскому языку. Английский язык в дошкольном возрасте актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что раннее обучение иностранному языку дошкольников, является предметом постоянных дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

the article is devoted to the urgent problem of teaching English to preschool children in the process of playing activities based on clarity. The reasons for the inefficiency of existing classes in the English language in modern practice are disclosed. The rationale for the game as an effective means of teaching English is given. English in preschool age is an actual direction in the methodology, requiring new approaches and innovative solutions. The relevance of this problem is also explained by the fact that early learning a foreign language of preschoolers is a subject of constant discussion

Текст научной работы на тему «Игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста»

2. Дубовская Вера Александровна. Формирование речевого общения у детей с отклонениями развития // Вестник Курганского государственного университета, 2008. № 2 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevogo-obscheniya-u-detey-s-otkloneniyami-razvitiya/ (дата обращения: 06.12.2019).

3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982. № 4. С. 18-35.

4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001. № 2. С. 56-64.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

GAME AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Kurbanova Z.U. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Kurbanova Zilola Uralovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF HUMANITIES, INSTITUTE FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATION PERSONNEL AND MANAGER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the urgent problem of teaching English to preschool children in the process ofplaying activities based on clarity. The reasons for the inefficiency of existing classes in the English language in modern practice are disclosed. The rationale for the game as an effective means of teaching English is given. English in preschool age is an actual direction in the methodology, requiring new approaches and innovative solutions. The relevance of this problem is also explained by the fact that early learning a foreign language of preschoolers is a subject of constant discussion.

Keywords: learning a foreign language, preschool children, didactic games, thinking, memory, game technique.

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Курбанова З.У. (Республика Узбекистан)

Курбанова Зилола Ураловна - старший преподователь, кафедра гуманитарных наук, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме обучения детей дошкольного возраста английскому языку в процессе игровой деятельности с опорой на наглядность. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Приводится обоснование игры как эффективного средства обучения английскому языку. Английский язык в дошкольном возрасте - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что раннее обучение иностранному языку дошкольников, является предметом постоянных дискуссий.

Ключевые слова: изучение иностранного языка, дети дошкольного возраста, дидактических игр, мышление, память, игровая методика.

Дошкольный возраст - очень важный период в развитии личности человека. Поэтому этап дошкольного образования привлекает внимание специалистов различных областей.

Если рассматривать задачи современного образования в целом, то можно отметить, что в последнее время приоритеты сместились с аспекта формирования навыков, умений и усвоения знаний на приобретение различных компетенций: социальных, социокультурных, коммуникативных и т.д. [5].

Многие родители, осознавая необходимость владения иностранными языками, стараются привить интерес к ним у детей с раннего возраста. Реагируя на спрос, многие дошкольные образовательные учреждения, различные центры развития сегодня предлагают свои услуги в этой сфере. Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сенситивный период у детей. Рассматриваемая возрастная группа характеризуется особыми психолингвистическими характеристиками, она отличается хорошей языковой памятью, что позволяет активно расширять активный лексический запас, интуитивно усваивать грамматические явления, а так же имитационными речевыми способностями на фонетическом, лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях. По данным современных исследований ученых, к 3-х летнему возрасту развитие клеток головного мозга завершается на 80%. В этом возрасте у ребенка формируются речевые навыки. Он способен запоминать большое количество информации, если же она правильно ему представлена. Так же в этом возрасте особенно развита длительная память. При систематическом повторении материала, ребенок без труда сможет запоминать иностранные слова [2].

Психологи и физиологи считают естественным введение раннего обучения иностранным языкам, объясняя это природной предрасположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. Как в отечественной (Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., так и в зарубежной психологии (Брунер Дж., Пенфильд В., Робертс Р., Уайт Б., Элиот Т.) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче и быстрее, чем взрослый. В таком случае обычно говорят о сензитивности (чувствительности) детей дошкольного возраста к овладению языками. Длительность сензитивного периода у разных исследователей определяется по-разному: Элиот Т. - с 1,5 до 7 лет, Пенфильд В. и Робертс Р. определяют его с 4 до 8 лет [3; с. 42].

Именно в этом возрасте дети отличаются природной естественной любознательностью и неудержимой потребностью в познании нового, им присуще более гибкое быстрое и легкое, нежели в более старшем возрасте, усвоение языкового материала. С возрастом человек постепенно утрачивает такие языковые способности, снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать и воспроизводить, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному и слуховому восприятию речи. Физиологи считают, что существуют определенные биологические часы мозга. Возраст до девяти лет считается самым подходящим для овладения иноязычной речью. По окончании этого этапа мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится уже преодолевать множество препятствий. «Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом» [1; с. 120]. В сензитивный возрастной период наиболее успешно происходит овладение безакцентным произношением звуков и слов иностранного языка, овладение его интонационными структурами, при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь.

Для эффективного решения обозначенной проблемы а практической работе с детьми применяются разнообразные формы и методы, направленные на формирование мыслительных операций, речевой деятельности, на стремление к познанию окружающей действительности. Особое место занимает игра, которая является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них -учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма обучения.

90

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Чем больше ребенок погружается в атмосферу игры, следуя четким правилам и импровизируя на ходу, тем успешнее происходит обучение. Игра в обучении английскому языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Поэтому игровая методика, а именно использование дидактических игр, определяет основной принцип обучения дошкольников иностранному языку, так как именно дидактическая игра содержит и обучающую форму, и игровую деятельность дошкольников одновременно. Две задачи - дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры.

Применение дидактических игр в педагогической деятельности определено тем, что в основу их содержания положены строго научные знания и дети, таким образом, учатся культуре научного труда.

В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решать ее, активизирует игровые действия.

В дидактических играх у детей не только развивается речевая активность, происходит усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов: мышление, память, произвольное внимание, а также важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам и, конечно же, такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба.

Игра освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке, оставляет яркое впечатление о занятии [4].

Игра способствует выполнению следующих методических задач:

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной способности речи.

Как считает Шабельникова Е.Ю.: «Игра конкретна и соответствует развитию дошкольников. В старшей группе игра должна составлять 80% занятий иностранным языком, а в подготовительной группе - не менее 50%» [6; с. 15].

Список литературы /References

1. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски. М., 2002. С. 25-28.

2. Мусихина А.С., Волкова С.А. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста // Научно-издательский центр открытое знание. 30.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/ articles/osobennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-detej-doshkolnogo -vozrasta.html/ (дата обращения: 03.01.20).

3. ПенфильдВ., РобертсЛ. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964. 169 с.

4. Сенченко И.В. Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы) // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 04.03.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/04/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 23.01.2020).

5. Соснова И.Г. Изучение английского языка в детском саду // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 02.04.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/02/izuchenie-angliyskogo-yazyka-v-detskom-sadu/ (дата обращения: 03.01.20).

6. Шабельникова Е.Ю. Английский язык. Обучение детей 5-6 лет. Разработка занятий, лингвострановедческий материал, мероприятия, игры. Учитель, 2015. 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.