Научная статья на тему 'Психологический аспект обучения английскому языку детей дошкольного возраста'

Психологический аспект обучения английскому языку детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД / РЕЧЬ / PRESCHOOL AGE / GAME / STUDENT-CENTERED APPROACH / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / SENSITIVE PERIOD / SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Андросова Мария Ивановна, Мохначевская Татьяна Александровна

Статья посвящена психологическим аспектам обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Авторы обосновали, что именно старший дошкольный возраст сензитивен к эффективному обучению английскому языку посредством игровой деятельности. Игровая деятельность выступает средой развития детей дошкольного возраста. Также использование мультимедийных технологий при обучении способствует эффективности усвоения детьми иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF TEACHING ENGLISH TO PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the psychological aspects of teaching English language to children of preschool age. The authors substantiated that it is the older preschool age that is sensitive to effective teaching of the English language through play activities. Play activity is an environment for the development of preschool children. Also, the use of multimedia technologies in learning contributes to the effectiveness of the acquisition of a foreign language by children.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект обучения английскому языку детей дошкольного возраста»

Педагогика

УДК: 372

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент группы ППДО-18 Мохначевская Татьяна Александровна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена психологическим аспектам обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Авторы обосновали, что именно старший дошкольный возраст сензитивен к эффективному обучению английскому языку посредством игровой деятельности. Игровая деятельность выступает средой развития детей дошкольного возраста. Также использование мультимедийных технологий при обучении способствует эффективности усвоения детьми иностранного языка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, личностно-ориентированный подход, мультимедийные технологии, сензитивный период, речь.

Annоtation. The article is devoted to the psychological aspects of teaching English language to children of preschool age. The authors substantiated that it is the older preschool age that is sensitive to effective teaching of the English language through play activities. Play activity is an environment for the development of preschool children. Also, the use of multimedia technologies in learning contributes to the effectiveness of the acquisition of a foreign language by children.

Keywords: preschool age, game, student-centered approach, multimedia technologies, sensitive period, speech.

Введение. Дошкольный возраст - это период расцвета познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В дошкольном возрасте формируются основы будущей личности: формируется стабильная структура мотивов, зарождаются новейшие социальные потребности, потребность в признании ровесников, появляется новый тип мотивации, основа произвольного поведения [8].

Использование современных мультимедийных технологий при обучении детей английскому языку в старшей группе детского сада способствуют эффективному усвоению иностранной речи. Изучению особенностей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста проявляли особое внимание Л.В. Артемова, Б.А. Бенедиктов, А.И. Богуш, Т.М. Воронина, И.В. Вронская, О.А. Дмитриева, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Н. Никитенко, и др [2].

Целесообразность использования мультимедийных технологий в формировании познавательных способностей старших дошкольников доказывают работы отечественных и зарубежных исследователей С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.

По мнению Протасовой Е.Н., примерно к 5 годам достаточно хорошо освоена система родного языка, и, как следствие, отношение к новому языку у ребенка уже сознательное. Современные реалии свидетельствуют, что раннее обучение иностранному языку способствует созданию возможности вызвать интерес к языковому и культурному многообразию и богатству мира, уважение к языкам и культуре других народов.

Согласно точки зрения Зимней И.А., иностранный язык, как и родной, обеспечивает социальные, интеллектуальные и личностные функции человека [5].

В период функциональных преобразований в дошкольной педагогике, введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей действенного обучения детей, интерес экспертов и практиков обращено к игре, высочайшая сензитивность данного возрастного периода определяет огромные потенциальные возможности многопланового становления ребенка [7].

В трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Мухиной В.С. акцент поставлен на том, что при обучении детей дошкольного возраста необходимо опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются созревшими чертами личности ребенка [8].

Изложение основного материала статьи. Использование мультимедийных технологий в педагогическом процессе ДОУ - это одна из самых актуальных проблем современной отечественной дошкольной педагогики. Особенность внедрения компьютерных технологий в процесс обучения дошкольников в нашей стране состоит в том, что изначально компьютерные технологии используются в семье, дальше в дошкольном учреждении - как одно из условий коллективного воспитания [1].

Применение компьютерных технологий как способа становления и воспитания творческих возможностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы детей позволяют расширить возможности педагога, создают базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам [4].

Гохлернер М.М., Генрих В.Е. считают, что уровень развития лингвистических возможностей непосредственно зависит от уровня эрудиции и образованности человека, его единой культуры. Ушинский К.Д. утверждал, что «ребенок может научиться в несколько месяцев говорить на иностранном языке, потому что в это время у него сензитивный период». И, на самом деле, с учётом абсолютно всех исследований в сфере педагогики и лингвистики, можно выделить, то что обучения иностранному языку отодвигается к наиболее раннему возрасту, в сопоставлении с предыдущими поколениями. Это имеет и несколько положительных сторон, связанных как с психическими и возрастными особенностями раннего возраста, так и дальнейшим развитием ребёнка. По этой причине в дошкольных образовательных

учреждениях следует уделять особое внимание обучению, воспитанию и развитию гармоничной, всесторонне развитой личности.

При этом педагоги расходятся в суждениях, с какого возраста следует начинать обучение английскому языку. Шолпо И.Л. считает, что продуктивно начинать обучение с пяти лет, так как четырёхлетние дети медленнее усваивают материал, ещё слишком эмоциональны, им труднее сосредоточить внимание, да и родным языком они не владеют в достаточной степени. Трёхлетние дети также не могут осознанно изучать, знакомиться с иностранным языком, поскольку у них только начинают зарождаться навыки построения речи и формируется словарный запас на родном языке. Мы считаем важным подчеркнуть тот факт, что трёхлетние дети находятся в тесном контакте с родителями и часто их отсутствие вызывает у детей стресс, что может препятствовать качественному ознакомлению с языком. Но нельзя игнорировать и то, что всё индивидуально, и везде могут быть исключения [6].

Дидактические задачи в процессе обучения дошкольников английскому языку:

1. Формировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка, развитие желания общения на английском языке. Ознакомить с иноязычной культурой, традициями, обычаям страны которой относится данный язык, воспитывать к ним гуманное отношение.

2. Содействовать общему гуманитарному развитию ребенка. Развивать все психические познавательные процессы, такие как речь, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.

3. Дать представление понимания элементов языкового закона - грамматического аспекта речи.

4. Развивать словарный запас (активный и пассивный), словами, которые часто встречаются в повседневной жизни, а также совмещающиеся с остальными выражениями и взаимосвязанными определенной тематикой.

5. Реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, воспитании гуманного отношения детей друг к другу, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Большинство специалистов утверждают, что средний дошкольный возраст лучший возраст для начала изучения английского языка. Психические особенности развития детей раннего возраста дают им преимущества при обучении их иностранному языку. Дети дошкольного возраста способны долго долго удерживать в памяти выученный материал в силу активного развития оперативной памяти. Однако, ребенок будет испытать сложность в овладении второго языка, если у него наблюдается отставание в развитии речи или недоразвитие невербального образного мышления, потому что это вызывает негативное воздействие на формирование высших психических функций. На данном возрастном этапе ребенку содержания обучения, лучше всего запоминается целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Эффективнее всего это совершается в игре, так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и имеет свои разновидности. Так ребенок младшего дошкольного возраста овладевает сюжетной игрой и главным в игре становятся предметы, используемые в игре. Среднему дошкольному возрасту характерна ролевая игра, когда ребенок познает мир эмоций, чувств через их проявление и управления ими. Он как актер проигрывает роль того или иного человека (копирует поведение, интонацию, мимику, пантомимику и др.), а также он становится очень чувствителен к строю речи (старается произносить верно). В старшем дошкольном возрасте появляется очень сложный вид игры - это игра по правилам, а появляется она в связи с тем, что у детей формируются начатки произвольности в развитии когнитивных процессов, что позволяет успешному освоению знаний. Поэтому занятия в форме игры создают прекрасные условия для овладения языком и особенно она продуктивна в дошкольном возрасте [8].

Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Земченкова Т.В. отмечает, что если ребенок регулярно повторяет пройденный материал, то это способствует для развития мыслительных операций: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать [3].

Обучение иностранному языку надо направить на формирование и развитие коммуникативных умений, ознакомление с различными странами, а также изучение разделов языкознания (фонетика, лексика, грамматика).

Базой исследования послужил МДОУ ЦРР-Д/С №16 «Золотинка» г. Якутска, подготовительная группа.

Занятия в детском саду должны проходить 2 раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от возрастных особенностей детей. Для детей в возрасте 4 - 5 лет (средняя группа) занятие длится 20 минут, 5-6 лет (старшая группа) - продолжительность деятельности 25 минут, 6 - 7 (подготовительная к школе группа) -30 минут. Занятия ведутся после обеда в специально отведенном для этого месте, где детям практично и комфортно, где ничего не должно отвлекать. В процессе занятия проводятся 1-2 физкультминутки для снятия усталости.

Следует проводить занятия по подгруппам, в одной группе не более 8 детей. Такая форма обучения более применима и целесообразна, чем фронтальная. В процессе фронтальной формы работы у некоторых детей может пропадать интерес к деятельности, будут отвлекать друг друга, также дети не всегда могут самостоятельно разобраться в сложном материале, при фронтальной форме детям не осуществляется индивидуальный подход. Занятия по подгруппам дают возможность обеспечить активность наибольшего количества детей, формирование обратной связи, учет продвижения каждого воспитанника. Кроме того, если делить детей на подгруппы, то это помогает подобрать детей с одинаковым уровнем развития в одну группу. В ходе обучения осуществлялся контроль усвоения знаний посредством материала программы Мухаметзариповой Д.Р. «Английский для дошкольников» (низкий уровень - 10 %, средний уровень - 50 %, высокий уровень - 40 %). При проведении деятельности выделяется следующая структура:

1. Приветствие: приветствие является ритуалом, которое позволяет свободно настроить дошкольников на иностранное общение, дисциплинирует, показывает то, что занятие началось и нужно переключить внимание, в этой части дошкольники учатся приветствовать друг друга, знакомиться с разными персонажами, узнают некоторые правила английского языка.

2. Артикуляционная гимнастика - в этой части педагог работает над звуковой культурой речи. Это, как правило, фонетическая игра о жизнерадостном язычке. Фонетическая игра помогает настроить органы речи на произношение английских фраз, звуков и слов.

3. Знакомство с новым материалом. В этой части дети развивают словарный запас (пассивный, активный), знакомство с грамматикой и т.д.

4. Двигательная разминка. (Проводится для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть).

5. Закрепление материала. Пройденный материал проводится в форме словесных, дидактических и других видах игр и упражнений, где дети повторяют новый материал, так и ранее изученный.

6. Прощание - особый ритуал, показывает, что деятельность закончилась, дети вспоминают новые слова, вспоминают, что они узнали нового, проводится рефлексия, анализ занятия.

Данная структура доказала свою практическую значимость, так как дает возможность учитывать использование разных видов деятельности. Материал поделен на блоки. Каждый из блоков имеет цели и задачи, игровой сюжет и на протяжении обучения весь материал постоянно повторяется постепенно усложняясь. Тематика занятий выбирается с учетом интереса детей и, конечно, перекликаться с их опытом, т.е. то, с чем дети сталкиваются в своей повседневной жизни. В каждом блоке, который рассчитан в среднем на один или полтора месяца, по 8 - 10 занятий. С новым материалом ознакомление идет на первых 4-5 занятиях, а далее содержание занятий компонуются в зависимости от степени усвоения материала, что позволяет контролировать уровень усвоения материала и обеспечивает знание программного объема всеми детьми [3].

В современной реальности использование мультимедийных технологий обучения способствует формированию коммуникативных навыков, а также развитию активной, самостоятельной, творческой личности дошкольника, поскольку невозможно переоценить качество и занимательность подачи информации с помощью мультимедийных технологий. Примером использования мультимедийных образовательных технологий являются показ презентаций, мультфильмов, видеофильмов, использование мультимедийных обучающих и игровых программ.

Одним из действенных способов обучения детей дошкольного возраста считается показ мультфильмов, так как они помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи. Особенность детей раннего возраста такова, что они готовы смотреть понравившийся мультфильм многократно, пока не выучат наизусть, при этом они также стараются передать интонацию и эмоции героев. Использование компьютера при организации занятия дает возможность соединить в единый комплекс аудио, видео и мультимедиа. При этом значительно возрастает интерес дошкольников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, развиваются личностные качества воспитанников [4].

Общепринятым в сегодняшний день считается тот факт, что наиболее благоприятным возрастным периодом с целью освоения иностранного языка считается дошкольный возраст. Иностранный язык дается детям гораздо легче в этом возрасте, так как он тратит меньше усилий на запоминание. Иностранный язык для него - это новая игра, условия которой он принимает с удовольствием.

Выводы. Таким образом, изучение иностранного языка развивает все психические познавательные процессы. Знакомясь с иностранным языком, ребенок углубляет свои знания об окружающем мире, получает опыт общения с людьми - происходит процесс его социализации.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности [Текст] // Современное дошкольное образование. -2013. - № 4. - 14-16 с.

2. Вербенец, А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы [Текст] // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 6. - 6 - 21 с.

3. Земченкова, Т.В. Английский для дошкольников. [Текст] - М.: ВАКО, 2012 - 122 с.

4. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. [Текст] - СПб, 2009. С. 191

5. Лапина, Н. Обучение английскому языку как часть программы дополнительного образования в ДОУ [Текст] / Лапина Н. // Ребенок в детском саду. - 2013. - №1. - C. 57

6. Тарасюк, Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). / Н.А. Тарасюк. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 3 с.

7. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [текст]: утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 384 с.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка,

профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Мартиросян Арсен Гагикович

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);

магистрант кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Чжао Сяои

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛАГОЛОВ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ КИТАЙЦЕВ ВИДОВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ РУССКОГО ГЛАГОЛА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения китайских учащихся русским видовременным глагольным формам. Обращается внимание на некоторые особенности китайских глаголов, в частности, способы выражения их видовременных значений. Приводятся примеры.

Ключевые слова: китайские учащиеся, обучение, глагол, вид, время глагола особенности. Annotation. The article deals with the issues of teaching Russian verb forms to Chinese students. Attention is drawn to some features of Chinese verbs, in particular, ways of expressing their meanings of aspect and tense. Examples are given.

Keywords: Chinese learners, education, verb, tense, aspect, features.

Введение. Н.Д. Арутюнова писала: «... Язык описывает действительность, которая, подобно речи, существует во времени. Он поэтому располагает богатейшим арсеналом внутренних - грамматических и лексических - средств для обозначения темпоральных аспектов действительности» [1: 9]. Принимая во внимание эту мысль, становится понятным, что каждому из народов мира характерна сформированная историческим развитием модель видения, понимания и осознания мира. К примеру, в китайском менталитете движение времени осуществляется «назад в прошлое», в русском - вперёд, в будущее. Такое или иное понимание временной модели актуализируется в каждой из языковых картин мира. В нашей работе данную категорию русской грамматики мы пытаемся рассмотреть с учётом особенностей китайского языка. Глагольный вид - трудоёмкий для изучения грамматический материал: даже много лет прожившим в России иностранцам, а также иностранным преподавателям РКИ не всегда под силу безошибочное употребление этих грамматических форм, в частности, глаголов совершенного и несовершенного видов в прошедшем времени. В свете этих причин нам кажется полезным обратить внимание на некоторые особенности китайских глаголов с тем, чтобы преподавателям РКИ было легче справляться с трудностями работы над русскими видовременными формами глаголов в процессе их изучения китайскими студентами.

Изложение основного материала статьи. Глаголу и в китайской, и в русской языковых системах принадлежит доминантное место. К его изучению привлекается постоянное внимание всё новых и новых исследователей, интересующихся, в частности, сопоставительным анализом грамматических составляющих разнотипных лингвистических феноменов.

Китайский язык - один из языков синотибетской языковой семьи. Китайские глаголы во многом отличаются от русских. У них нет морфологических форм, отсутствует изменение по лицам и числам. Это объясняется тем, что у категорий «лицо» и «число» не имеется вариантов формализации:

Я пишу отчет. (Woxielunwen.)

Ученый пишет отчет. Ш^ШШШ^о (kexuejia xielunwen.)

Студенты пишут отчеты. ^^ПЩЙ&о (xueshengmen xielunwen.)

Я читаю роман. ЙЙФгЯо (Wo du xiaoshuo.)

Мама читает роман. (Mama du xiaoshuo.)

Студенты читают роман. (Xueshengmen du xiaoshuo.)

Примеры показывают, что для китайского языка характерными являются глагольные формы Щ (xie) и

Й (du) . Они употребляются во всех лицах и числах. Не прослеживается согласование глагола с существительным. Для русского языка обязательно изменение глаголов в зависимости от лица и числа, а также согласование глаголов с именами существительными.

В языке Поднебесной есть основные глагольные группы. Они выражают разные значения. В существующих классификациях речь идёт о:

1) глаголах, выражающих значения конкретных действий;

2) глаголах, указывающих направление действий и движений людей;

3) глаголах, выражающих ряд чувств и эмоций, либо кокое-либо из психических состояний людей;

4) глаголах, обозначающих наличие и эволюцию;

5) глаголах, указывающих на отношения между предметами: принадлежать, включать, являться, равняться и т.д.;

6) модальных глаголах: хотеть, нуждаться, уметь, мочь, решиться и т.д.

Многими учёными китайского происхождения проводились работы по изучению свойств, связанных с видом китайского глагола. Среди ряда других наблюдений, особенно интересны наблюдения грамматистов. Так, известным лингвистом Гун Цяньянем, отмечалось, что «... вид представляется как образ наблюдения за процессом деятельности во времени» [3: 44]. Ли Линьдином высказана идея о том, что «.категория вида является важной грамматической категорией глагола китайского языка. Обычно имеется в виду обозначение передающегося глаголом действия в разных фазах речи» [4: 31]. Он говорил о тесной связи между видом и смыслом фразы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.