Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО СОЦИУМА'

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ПРОГРАММЫ: POWERPOINT / ПЕРВОЛОГО / KVISOFT FLIPBOOK MAKER PRO / MACROMEDIA DREAMWEAVER 8 / БИЛИНГВИЗМ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER GAMES / PROGRAMS: POWERPOINT / PERVOLOGO / KVISOFT FLIPBOOK MAKER PRO / MACROMEDIA DREAMWEAVER 8 / BILINGUALISM / КОМПИЛЯТОРЫ / РУССКИЙ КАК НЕРОДНОЙ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / COMPILERS / RUSSIAN AS STEP-MOTHER / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Любовь Дмитриевна, Дедюкина Марфа Ивановна

Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в области организации русского речевого развития детей дошкольного возраста в якутском ДОУ. Авторы предлагают использование электронной версии обновлённого пособия по изучению русского языка как неродного, содержание которого включает новые тексты стихотворений, песен, содержание игр, направления бесед, лексику занятий в соответствии с современными реалиями жизни, современные темы по ознакомлению детей с культурой родного народа. Программа ПервоЛого, предложенная авторами, представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - темы. ПервоЛого - это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. Игры и содержание методик исследования адаптированы с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Любовь Дмитриевна, Дедюкина Марфа Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF THE BILINGUAL SOCIETY

The article is devoted to the use of information and communication technologies in the field of organizing Russian speech development of preschool children in the Yakut DOE. The authors propose the use of the electronic version of the updated manual on the study of the Russian language as non-native, the content of which includes new texts of poems, songs, content of games, directions of conversations, vocabulary of lessons in accordance with modern realities of life, modern topics to familiarize children with the culture of their native people. The PervoLogo program, proposed by the authors, is a computer album in which, unlike a paper one, a child can not only draw, write and solve puzzles, but also create cartoons and other projects on any topic, both school and personal. PervoLogo is an open creative environment in which the child gets the opportunity to create fairly complex projects, even without being able to read and count. Games and content of research methods are adapted taking into account the age characteristics of children of middle preschool age.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО СОЦИУМА»

Педагогика

УДК: 13.00.02

кандидат педагогических наук, доцент Андреева Любовь Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВАЛЬНОГО

СОЦИУМА

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в области организации русского речевого развития детей дошкольного возраста в якутском ДОУ. Авторы предлагают использование электронной версии обновлённого пособия по изучению русского языка как неродного, содержание которого включает новые тексты стихотворений, песен, содержание игр, направления бесед, лексику занятий в соответствии с современными реалиями жизни, современные темы по ознакомлению детей с культурой родного народа.

Программа ПервоЛого, предложенная авторами, представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - темы. ПервоЛого - это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. Игры и содержание методик исследования адаптированы с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; компьютерные игры; программы: PowerPoint, ПервоЛого, Kvisoft FlipBook Maker Pro , Macromedia Dreamweaver 8, компиляторы; билингвизм, русский как неродной, дети старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article is devoted to the use of information and communication technologies in the field of organizing Russian speech development of preschool children in the Yakut DOE. The authors propose the use of the electronic version of the updated manual on the study of the Russian language as non-native, the content of which includes new texts of poems, songs, content of games, directions of conversations, vocabulary of lessons in accordance with modern realities of life, modern topics to familiarize children with the culture of their native people.

The PervoLogo program, proposed by the authors, is a computer album in which, unlike a paper one, a child can not only draw, write and solve puzzles, but also create cartoons and other projects on any topic, both school and personal. PervoLogo is an open creative environment in which the child gets the opportunity to create fairly complex projects, even without being able to read and count. Games and content of research methods are adapted taking into account the age characteristics of children of middle preschool age.

Keywords: information and communication technologies; computer games; programs: PowerPoint, PervoLogo, Kvisoft FlipBook Maker Pro, Macromedia Dreamweaver 8, compilers; bilingualism, Russian as step-mother, children of preschool age.

Введение. Якутия один из многонациональных регионов России, обеспечивающая мирное процветание всех языков народов, проживающих на ее территории. Русский и якутский язык имеют государственный статус в республике, но языком межнационального общения является русский язык.

Кудрявцева Е.Л., научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» указала соотношения русского и родного языков в билингвальных регионах России: «В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования нового поколения, направленных в том числе на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народов Российской Федерации, овладение его духовными ценностями и культурой, впервые установлены требования к результатам освоения основных программ общего образования по компетенциям: предметным, метапредметным (общеучебным) и личностным. В связи с этим поставлена задача уделять самое серьезное внимание вопросам изучения русского языка с учетом текущей геополитической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

Необходимость учета этнокомпонента в образовании и пошаговое возвращение национальных округов и регионов РФ к своим исконным языкам и культурам требует от педагогов методически правильного подхода к восстановлению других (нежели русский) родных языков (татарский, удмуртский, ненецкий и т. д.) и владения исчерпывающей информацией об образовательной работе с билингвами. При этом возможны следующие варианты соотношения языков:

- на некоторых национальных территориях другим родным является не русский, а исконный язык нации или народности, требующий погружения в его среду (лингвокультурную) подрастающего поколения; русский же рассматривается как первый, статусный язык;

- в иных регионах городское население говорит только на русском языке или имеет некоторое знание языка автохтонного этноса (коренного народа), тогда как сельское население часто владеет языком родного этноса, владение русским языком может быть неуверенным или неполным.

Доля же населения, идентифицирующего себя с коренными народами, их культурой и традициями, а не только говорящего на их языках, в большинстве регионов (исключение составляют, пожалуй, лишь республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия)) еще меньше. Как правило, это пожилые люди и жители сельских мест; молодежь предпочитает общение исключительно на русском языке и европеизированную культуру. До 2007 года в Государственном стандарте общего образования для 21 республики в составе Российской Федерации существовали так называемые национально-региональные компоненты, отмененные 1 декабря 2007 года Федеральным законом № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». Они были основаны на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и

национальные традиции, и их внедрение давало образовательному учреждению статус национального образовательного учреждения» [3, с. 16-17].

Изложение основного материала статьи. "Концепция национальной школы Республики Саха (Якутия)" рекомендовала создание научно-обоснованной методической системы обучения родному и русскому языкам во всех типах общеобразовательных учреждений, так отметили неграмотное взаимодействие между родным (якутским) и русскими языками, недостаточное использовавние информационно-компьютерных технологий в практическом усвоении детьми русского языка как неродного. Кудрявцева Е.Л., учитывая естественный билингвизм детей, предлагает следующую образовательную систему: «Во ФГОС дошкольного образования нового поколения, разработанном на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в качестве основных заложены следующие принципы: поддержка разнообразия детства и личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей. Также обозначена важность:

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учета этнокультурной ситуации развития детей;

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от места проживания, пола, нации, языка;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Все это реализуемо как система лишь при учете естественного билингвизма детей и проистекающей отсюда необходимости реализации специальных методов и технологий в образовательной поликультурной среде» [3, 17-18].

Хотя существует приоритетный национальный проект «Образование» (направление «Информатизация образования») и Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2020 года» [1] внедрение информационных технологий в деятельность учреждений дошкольного образования не удовлетворяет требования к образовательной деятельности детей дошкольного возраста. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников использование ИКТ обладает рядом преимуществ: интерес детей притягивает яркая информация в игровой форме на экране компьютера; понятный детям образный тип информации; динамичность изображений притягивает внимание детей; компьютер корректен, терпелив в отношении к ребёнку; реализует индивидуальный подход в решении задач любого уровня по способностям ребёнка; ситуация успеха: есть возможность исправлять свои ошибки.

Экспериментальной базой явилось МБДОУ Детский сад № 70 "Кэрэчээнэ" ГО "город Якутск" н. Хатассы. В течение более 20 лет в данном детском саду обучение русскому языку ведется по пособию Самсоновой Т.П. «Занятия по русскому языку в якутском детском саду» [2]. Проанализировав пособие, пришли к выводу, что оно не потеряло своей актуальности и сегодня. В результате проведенных мониторинговых исследований целесообразно внести следующие изменения и дополнения: оптимизировать количество занятий, обновить устаревшие тексты стихотворений, песен, содержание игр, направление бесед, пересмотреть лексику занятий в соответствии с современными реалиями жизни, добавить новые темы по ознакомлению детей с культурой родного народа, подготовить электронную версию занятий. Для этой цели проведено исследование по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста. Систематизированы и обновлены темы образовательной деятельности по обучению русскому языку с 10 тем на 20 по 3-4 модуля.

Таблица 1

Модель обновлённого пособия

Современный дошкольник имеет большие потенциальные возможности усвоения русского языка, в условиях динамично меняющегося мира через информационную среду. Обновили лексику занятий в соответствии с современными реалиями жизни. В результате проведенных мониторинговых исследований внесли следующие изменения и дополнения:

• Оптимизировали тематику занятий, из 10 предложенных тем пособия Самсоновой Т.П. разработали 20 блоков, состоящих из 2-4 образовательных модулей.

• Обновили устаревшие тексты стихотворений, песен, содержание игр, направление бесед.

• Изменили устаревшие термины и понятия.

• Подготовили электронную версию занятий.

В детском саду № 70 "Кэрэчээнэ" ГО "город Якутск" проводится работа по проекту «"Обучение русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий».

Проведя анализ работы по использованию ИКТ технологий при обучении русскому языку как неродному, пришли к выводу, что современный воспитатель должен уметь создавать свои образовательные ресурсы и использовать в образовательной деятельности, для этого требуется умение использовать компьютерные программы для создания интерактивных игр, пособий, книг. В процессе образовательной деятельности решаем речевые задачи, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Различие звуковой системы, грамматики якутского и русского языков учитываются при усвоении русского произношения, овладении грамматическими навыками на базе речевых образцов русского языка. Формируем и совершенствуем у детей умения и навыки правильного русского произношения, что развивает фонематический слух детей. Дети осваивают законы построения языков, контролируем интерференцию родного языка на русский, вовремя исправляем речевые ошибки. Русский язык включается в речь ребёнка через игры, выполнение заданий, речевые упражнения. Подбираем и используем специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения. Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений.

Поиск новых форм работы с детьми - одна из важнейших задач педагога. Использование ИКТ является своеобразным инструментом в познании мира и эффективным средством обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Целесообразное использование компьютерных игр на занятиях русским языком, их разнообразие, правильная организация активизирует общение в совместной деятельности. Игра также должна обеспечивать достаточную степень индивидуальности, давать каждому ребенку возможность максимально использовать свои способности, знания, инициативу для того, чтобы внести вклад в решение коллективной задачи.

Виды презентаций:

1. Презентации - картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);

2. Презентации - загадки, сказки;

3. Презентации - на расширение представлений об окружающем мире;

4. Презентации для обучения грамоте. Использование ИКТ в коррекции речи оказывает благотворное влияние на:

- сенсорное развитие: подражают звукам, сопоставляют их с графическим изображением;

- развитие психических процессов: через различные каналы восприятия быстрее и лучше запоминают информацию;

- формирование ЗУН: учатся моделировать ситуацию; легко и ненавязчиво познают предметы и явления окружающего мира;

- развитие двигательной сферы: владение манипулятором, координация движений.

Используя компьютер на индивидуальных занятиях с детьми, мы реализуем следующие принципы коррекционной работы:

- принцип полисенсорного подхода;

- принцип комплексного подхода;

- принцип дифференцированного подхода к обучению детей;

- принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка;

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип систематичности и последовательности обучения;

- принцип доступности;

- принцип интеграции образовательных областей.

В процессе использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности повышает не только интерес и мотивацию детей к изучению русского языка, но и качество подготовки детей к дальнейшему успешному обучению в школе.

В образовательной деятельности решаются в комплексе поставленные речевые задачи, так же одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи. При использовании мультимедийных презентаций, которые несут образный тип информации, стимулируется познавательная активность, повышаются уровни знаний русского языка дошкольниками на более высокий. Поэтому мы стараемся использовать различные компьютерные программы для создания интерактивных игр, пособий, книг. Для этого используем различные программы, такие как: PowerPoint - создание мультимедийных презентаций, программа ПервоЛого - для создания анимационных картинок и мультфильмов, Kvisoft FlipBookMaker Pro - создание электронных реальных книг, Macromedia Dreamweaver 8 - создание электронных пособий, компиляторы - программа для преобразования файлов.

Программа ПервоЛого разработана специально для дошкольников и младших школьников [3]. Она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и "личные" - темы. ПервоЛого - это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. А учителю ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в

рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей. ПервоЛого является универсальной учебной компьютерной средой на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования, сочетающей в себе богатые возможности системы ЛогоМиры и простой графический интерфейс. Педагоги хатасского детского сада систематически и планомерно проводят открытую организационную образовательную деятельность для родителей, учителей начальных классов, воспитателей других детских садов, а также для студентов.

На контрольном этапе обобщение результатов проведенных срезов показало положительную динамику развития русской речи детей старшего дошкольного возраста.

В процессе обучения дети научились воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. Больше стали общаться с друзьями и родителями на русском языке. Родители стали обращать особое внимание на обучение русскому языку.

Таблица 2

Динамика развития связной русской речи детей экспериментальной и контрольной группы (в%)

Уровень речевой подготовки Экспериментальная группа Контрольная группа

Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап

Высокий 20% 80% 40% 50%

Средний 60% 20 40% 30%

Низкий 20% 0% 20% 20%

Как видно из таблицы, формирующая работа дала определенные результаты в положительную сторону в формировании связной русской речи.

В экспериментальной группе динамика развития связной русской речи повысилась на 30%. Представления детей о культуре русского народа, о великом русском языке стал более устойчивыми, осознанными.

В контрольной группе особых изменений не наблюдается. Родители детей с низким уровнем не проявляют особого интереса к вопросу воспитания, обучения русскому языку. У самих родителей, как показывают наблюдения, недостаточно развита педагогическая культура. Дальнейшая воспитательная работа будет направлена, в первую очередь, на повышение связной русской речи детей.

Выдвинутая нами идея обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий нашла полное подтверждение в эксперименте.

Проведенное исследование и полученные результаты подтвердили гипотезу эксперимента, выявив эффективность разработанного комплекса методов, средств и приемов педагогического воздействия на обучение русскому языку.

В эксперименте были выявлены индивидуальные речевые особенности детей старшего дошкольного возраста, которые были учтены при создании педагогических условий, способов, средств для развития связной русской речи детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, в процессе использования информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку как неродному детей старшего дошкольного возраста являются создание грамотно организованной языковой среды не только в детском саду, но и в семье; искренние и дружелюбные отношения в детском коллективе; соответствие воспитателя имиджу педагога, культура речевого поведения педагогов, создание игровых ситуаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве помощника в подготовке дошкольника в обучении русскому языку способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.

Литература:

1. Самсонова, Т.П. Занятия по русскому языку в якутском детском саду / Т.П. Самсонова. - Якутск: Кн. изд-во. - 1982. - 144 с.

2. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1971. - 192 с., ил.

3. Кудрявцева Е.Л. В лабиринтах многоязычия, или Образование успешного ребенка / Кудрявцева Е.Л. [и др.]. - М.: Линка-пресс, 2018. - 240 С.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.