Научная статья на тему 'Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации российского образования'

Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА / INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / QUALITY OF EDUCATION / LEVEL OF COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Е. Н.

В статье проведен анализ степени использования дистанционных образовательных технологий в российских вузах. Рассмотрен опыт применения методов дистанционного обучения в системе довузовской подготовки. Исследованы тенденции и перспективы развития дистанционного обучения на пути модернизации и информатизации высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING AND THE PROBLEMS OF DISTANCELEARNING TECHNOLOGIES IMPLEMENTATION IN HIGHER EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

This paper analyzes the degree of distance-learning technologies use in Russian universities. The experience of distancelearning methods application in the pre-university training is considered. The tendencies and perspectives of development of distance learning in the way of modernization and informatization of high school areexplored.

Текст научной работы на тему «Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации российского образования»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 371.3 Е.Н. АЛЕКСЕЕВА

проректор по заочному обучению и международным связям, Орловский государственный университет E-mail: alekseeva@univ-orel.ru

UDC 371.3 E.N. ALEKSEEVA

Vice-Rector for distance learning and international

relations, Orel State University E-mail: alekseeva@univ-orel.ru

РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING AND THE PROBLEMS OF DISTANCE-LEARNING TECHNOLOGIES' IMPLEMENTATION IN HIGHER EDUCATION AT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION

OF RUSSIAN EDUCATION

В статье проведен анализ степени использования дистанционных образовательных технологий в российских вузах. Рассмотрен опыт применения методов дистанционного обучения в системе довузовской подготовки. Исследованы тенденции и перспективы развития дистанционного обучения на пути модернизации и информатизации высшей школы.

Ключевые слова: информатизация системы высшего образования, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, качество обучения, уровень конкурентоспособности вуза.

This paper analyzes the degree of distance-learning technologies use in Russian universities. The experience of distance-learning methods application in the pre-university training is considered. The tendencies and perspectives of development of distance learning in the way of modernization and informatization of high school areexplored.

Keywords: informatization of higher education, distance learning, distance education technologies, quality of education, level of competitiveness of the university.

Глобальная задача информатизации, стоящая сейчас перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях социально-экономической жизни. Одним из актуальных направлений этого процесса является попытка создания в стране единого информационно-образовательного пространства. Информатизация объявлена одним из основных путей модернизации современной системы высшего образования. Процесс информатизации требует решения целого комплекса задач и в области технического переоснащения, и на пути разработки и внедрения новых технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, и в вопросах переподготовки преподавательских кадров, способных работать в современных условиях.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии стали частью государственной образовательной политики. С вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые были созданы базовые юридические условия для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в высшей школе, уровень внедрения и использования вузами современных дистанционных образовательных технологий различен. Наиболее значительных успехов в области применения технологий дистанционного обучения добились те вузы, которые изначально позитивно

воспринимали данные инновации и осознавали стратегическую важность их применения для получения дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

Исследование степени использования дистанционных технологий обучения в российских вузах через анализ их сайтов показал, что в настоящее время количество государственных вузов, реализующих полноценное дистанционное обучение студентов по направлениям подготовки бакалавриата и, особенно, программам магистратуры, незначительно. Эту нишу активно пытаются занять негосударственные вузы.

Большинство же государственных вузов используют технологии полностью дистанционного обучения:

во-первых, для реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

во-вторых, дистанционные образовательные технологии применяются для подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ.

Преобладающее количество проанализированных высших учебных заведений используют гибридную модель обучения, сочетающую преимущества традиционных форм обучения с гибкостью дистанционных образовательных технологий.

Ниболее востребованы на современном рынке образовательных услуг дистанционные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, для многих категорий слушателей такая форма обуче-

© Е.Н. Алексеева © E.N. Alekseeva

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

ния является единственно приемлемой. И сейчас более 30% вузов такие программы реализуют. Приведем лишь один пример. Российский университет дружбы народов в настоящее время может предложить потенциальным слушателям более 1500 различных дистанционных программ повышения квалификации продолжительностью от 72 до 1000 часов по различным направлениям на русском и иностранных языках. На наш взгляд, активное использование вузами технологий дистанционного обучения при организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки весьма перспективно с точки зрения востребованности на рынке образовательных услуг и экономически оправдано.

Наряду с активным использованием технологий дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации практически каждый пятый вуз применяет дистанционные образовательные технологии для подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ. В системе довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»имеет такой опыт в рамках организации обучения на подготовительном отделении за счет средств федерального бюджета женщин до 23 лет, имеющих детей,и граждан с особыми правами, имеющих среднее образование. Так, в 2014/2015 учебном году за счет федерального бюджета на подготовительном отделении университета обучаются 50 слушателей - граждан с особыми правами (ветеранов боевых действий, граждан из числа сирот, лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.) в рамках выделенных КЦП, а также 36 молодых мам в рамках второго года эксперимента, проводимого Министерством образования и науки РФ. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении граждан с особыми правами и молодых мам оказалось действительно эффективным, так как посещение занятий для таких граждан объективно затруднено. На сегодняшний день преподаватели подготовительного отделения разработали дистанционные комплексы по 9 общеобразовательным предметам. Следует отметить, что сами слушатели подготовительного отделения оценивают только положительно предоставленную им возможность дистанционного обучения.

В настоящее время стоит задача привнести опыт дистанционных технологий в систему довузовской подготовки в целом. Индивидуальное он-лайн консультирование при подготовке к ЕГЭ высококвалифицированных преподавателей в настоящее время является самым востребованным и развивающимся сектором на рынке образовательных услуг. Наличие подобных дистанционных курсов позволяет вузам не только получать дополнительные доходы от образовательной деятельности, но и обеспечивать равные права абитуриентам, проживающим в областном центре и в удаленных районах,

что, несомненно, является значительным конкурентным преимуществом.

Преобладающее число государственных высших учебных заведений используют гибкое сочетание традиционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ведущим в этой области университетам использование дистанционных образовательных технологий позволяет делать прежде всего очное обучение более эффективным, современным, гибким и удобным для студентов, способствует повышению качества обучения и обеспечивает вузам высокий уровень конкурентоспособности. Здесь лидирующие позиции по итогам исследования на сегодняшний день занимают МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Томский национальный исследовательский государственный университет, Южный и Дальневосточный федеральные университеты, Новосибирский государственный технический университет и Российский университет дружбы народов.

Процесс модернизации российского высшего образования невозможен без активного использование инновационных методов организации учебного процесса, к которым в первую очередь относятся технологии дистанционного обучения. В настоящее время на рынке образовательных услуг дистанционные технологии обучения в высшей школе высоко востребованы. Университеты осознают важность дистанционного образования в качестве важного конкурентного преимущества. Практически все вузы в той или иной мере используют образовательные среды, функционирующие в сети Интернет, которые позволяют повысить качество обучения студентов, активно взаимодействовать с ними, оценивать результаты успешности обучения.

Основными же факторами, сдерживающими развитие дистанционных образовательных технологий, на наш взгляд, является отсутствие достаточного количества полноценных разработанных электронных курсов дистанционного обучения, а также низкая доля мотивированных и подготовленных к работе в дистанционном режиме квалифицированных преподавателей. Успешное преодоление этих барьеров обеспечит не только дальнейшее развитие дистанционного высшего образования, но поднимет его престижность в глазах обучающихся и работодателей.

Даже если в настоящее время разработка и внедрение технологий дистанционного обучения в вузе находится лишь на начальном этапе, интегрирование стратегии развития дистанционного обучения в общую стратегию развития университета позволит создать дополнительный источник дохода от образовательной деятельности,выйти на качественно новый уровень конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Библиографический список (References)

1. State Programme of the Russian Federation "Development of Education 2013-2020" [e-source] // ConsultantPlus.

2. Katanandov S.L. Report on reforms of higher education // Modernization of the Russian education: documents and materials. M., 2002.

3. Sadovnichy V.A., Ikeda Daisaku. On the century break. The talk about the main issue. M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.