ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147
ББК Ч448.027.9 ГРНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.02, 09.00.05
Морозов Геннадий Борисович,
кандидат экономических наук, профессор, кафедра технологии экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9а; e-mail: [email protected].
Осинцева Алена Александровна,
студентка 3 курса, Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9а; e-mail: [email protected].
О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИСТАНЦИОННО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционное обучение; информационно-телекоммуникационные технологии; профессиональные компетенци; студенты; информатизация образования.
АННОТАЦИЯ. Формирование потребности человека в самообразовании - важное условие реализации идеи непрерывного образования. Одной из форм самостоятельного получения профессиональных компетенций становится дистанционное обучение, связанное с появлением регулярной и доступной электронной связи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» данная форма обучения рассматривается в качестве одного из звеньев в цепи непрерывного образования. Высшее образование без отрыва от производства - наиболее подходящая сфера дистанционного обучения для формирования профессиональных компетенций выпускников вузов. Реально дистанционное обучение сегодня наталкивается на ряд проблем, связанных с его реализацией: 1) отсутствие научно обоснованных методик разработки учебных курсов и материалов; 2) недостаточно достоверные критерии оценки качества знаний обучающихся в этой форме обучения; 3) слабая подготовка специалистов по разработке учебных материалов и педагогической работе; 4) ненадлежащее качество получаемого образования и профессиональных компетенций выпускников вузов. Авторские предложения по решению названных проблем: дистанционные формы обучения использовать в ограниченной группе специальностей, прежде всего для формирования теоретических знаний обучающихся; активизировать разработку, внедрение и поддержку электронных систем дистанционного обучения, материально стимулируя педагогов, осуществляющих эту деятельность; максимально возможно данные формы применять в системе заочного обучения; не превращать дистанционное обучение в облегченную форму «покупки диплома», что наблюдается в практике некоторых вузов; при проведении аккредитации вузов комиссиям особое внимание обращать на практику осуществления в них дистанционных форм обучения студентов.
Morozov Gennady Borisovich,
Candidate of Economics, Professor, Department of Technology of Economics, Ural State Pedagogical University; Ekaterinburg, Russia.
Osintseva Alyona Aleksandrovna,
3-year Student, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ON THE PROBLEMS OF FORMATION OF REAL PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN DISTANCE LEARNING
KEYWORDS: distance learning; information and telecommunication technologies; professional competencies; students; informatization of education.
ABSTRACT. Development of self-education skills and the need of a person for it is an important condition of realization of continuous education. Distance learning becomes one of the forms of independent acquisition of professional competences due to the emergence of electronic mail service available to many people. In the Federal law "About Education in the Russian Federation" this form of training is considered one of the links in the chain of continuous education. Higher part-time education, without quitting from one's job is the most suitable sphere of distance learning for formation of professional competences of university graduates. In fact distance learning encounters a number of problems connected with its implementation today: 1) lack of evidence-based techniques of development of training courses and materials; 2) insufficiently reliable criteria for evaluation of quality of stundents' knowledge in this form of education; 3) weak training of specialists on development of training materials and pedagogical work; 4) not appropriate quality of the education and professional competences of university graduates.
The article offers the following solution of the problems: to use disctnce learning only in some specialties, first of all, to form theoretical knowledge of students; to intensify development, introduction and support of electronic systems of distance learning, financially stimulating the teachers who are carrying out this activity; not to make distance learning an easy tool to "purchase a diploma" that is observed in some higher education institutions; to pay special attention to the practice of implementation of distance learning when carrying out accreditation procedure of higher education institutions.
В<
последние годы дистанционное ) обучение в вузах (далее по тексту -ДО) становится одним из звеньев в цепи непрерывного образования. Вузы, подхватив это «модное» направление, начали обучать студентов дистанционно по разным профилям и направлениям. Вопрос: насколько эффективно такое обучение «на расстоянии» для получения выпускниками нужных профессиональных и иных компетенций?
В статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) закреплено понятие «дистанционные образовательные технологии» -образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. В этой же статье есть запись и о том, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляю-
щей образовательную деятельность, должны быть созданы условия функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий [20].
При применении традиционных форм ДО обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные), изучая их самостоятельно в удобном для него режиме. В конференции (онлайн режиме) обучающийся общается с педагогами через электронную почту, «Скайп», вебинар, где он может задавать им вопросы, получить консультацию по непонятому разделу, высылать выполненные задания. Преподаватель в данном случае имеет возможность определенным образом оценить знания обучающегося.
В таблице 1 представлены преимущества и недостатки каждой из используемых на практике форм обучения современных студентов.
Таблица 1
Сравнительный анализ характеристик преимуществ и недостатков
действующих форм обучения
Показатели преимуществ и недостатков форм обучения Формы обучения
очная заочная дистанционная
Формирование компетентности на практике + - + +
Обучение осуществляется без отрыва от основной деятельности (работы и т.д.) - + +
Развивается самоконтроль, усидчивость + + +
Возможность обучаться в любое время - - +
Экономическая целесообразность - + - +
Возможность накапливать опыт и строить карьеру - + +
Отсрочка от армии + - -
Идентификация пользователя + + - -
Возможность обучения за рубежом (с финансовой точки зрения) За рубежом заочное обучение осуществляется исключительно дистанционно
Из таблицы следует, что дистанционное и заочное обучение внешне схожи, но между ними есть и определенные различия.
1. Заочное обучение - поточное. Для обучающихся - общие учебный план, сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Сессии обычно зимой и летом. Вузовские педагоги особо заочников «не жалуют»: студентов-заочников много, а на глаза попадаются редко.
2. Дистанционное обучение - учеба по индивидуальному плану. Студент прикрепляется к преподавателю - куратору обучения, консультанту по сложным темам и вопросам. Он же проверяет контрольные ра© Морозов Г. Б., Осинцева А. А., 2017
боты и тесты, помогает готовиться к экзаменам. Комплект учебных материалов студент получает при зачислении. Это не обычные учебники, а тексты лекций, задачники и практикумы, задания для самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видео. Педагоги в еще большей степени «не жалуют» этих студентов, так как работа возрастает, а в учебной нагрузке это не отражается. Притом подготовка текстов лекций, заданий им отдельно вузом не оплачивается, что не стимулирует педагогов к созданию качественных учебно-методических материалов.
3. Важное отличие дистанционного обучения от заочного - студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Он за семестр может пройти курс, в дневном вузе изучаемый целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.
Тем самым при дневной форме обучения изучаемый материал усваивается эффективнее, так как в данной форме студентом тщательно прорабатывается большой массив теоретического материала, проводится множество видов работ (практических, лабораторных, семинаров, лекций, контрольных, зачетов). Последние курсы предполагают практику студентов для получения некоторого опыта в профессиональной сфере.
Мировой опыт свидетельствует о том, что ДО даже высокоразвитых стран используется в ограниченной группе специальностей высшего образования, в основе чего лежат прежде всего теоретические знания, даваемые обучающимся. Показательно, среди них нет профессий, связанных с медициной и искусством. Воспитать квалифицированного хирурга, музыканта, певца или художника с помощью виртуальных контактов нельзя, так как здесь важна индивидуальная работа с каждым обучающимся.
Отсюда вопрос: можно ли сформировать профессиональные компетенции по ряду специальностей и направлений обучения без личного присутствия студентов на практических занятиях?
По мнению Ю. В. Вайнштейн, разработки в области дистанционного и электронного обучения нуждаются в крайне серьезном их переосмыслении и создании абсолютно новых способов преподавания. Пока большинство из них построено по традиционным методикам российского образования, а новации можно видеть лишь в размещении материалов в Сети [3].
Л. В. Ребышева считает, что важными причинами низкого уровня внедрения в образовательный процесс технологий ДО являются отставание в надлежащем материально-техническом обеспечении, высокие затраты на разработку, внедрение, поддержку электронных систем ДО и их отсутствие, малое число квалифицированных педагогов для реализации ДО, а также отсутствие в вузах полноценных электронных курсов [17].
Это все приводит и к низкому качеству получаемого выпускниками образования, и к недостаточной сформированности у них профессиональной компетентности.
По всей вероятности, обстоятельством, которое подтолкнуло Россию к внедрению дистанционной формы обучения, был зарубежный опыт.
Однако заочное обучение за рубежом кардинально отличается от заочного в России, где, обучаясь на заочном отделении, студент раз в полгода является на укороченные лекции и практические занятия, после них - на сдачу экзаменов и зачетов. В зарубежных системах это обучение ведется дистанционно. Абитуриент по телефону обсуждает вопросы поступления, по электронной почте отправляет анкету-заявку, сдает экзамены (в зависимости от страны обучения могут быть дистанционные экзамены через Интернет, бумажный вариант, отправляемый по почте) и затем поступает.
В процессе обучения он получает материалы по электронной почте. Семинары проходят в виде совещания по «Скайпу» или вебинара, общение с педагогом - по электронной почте или «Скайпу». Методы ДО постоянно анализируются и совершенствуются. В вузах сохраняется возможность личных контактов со студентами, для чего в разных странах созданы центры обучения конкретных вузов. Но необходимо хорошее владение языком страны, где студенты решили обучаться, поскольку высылаемые им методические материалы подготовлены на языке выбранной организации.
А какова ситуация с осуществлением ДО в России и каковы возможности его становления как действительно эффективной формы обучения студентов?
Начнем с главного вуза России, известного более двухсот пятидесяти лет, занимающего высокие рейтинги в мировой вузовской системе - Московского государственного университета. В МГУ с 2007 г. действует «Концепция развития системы дистанционного обучения», где изложены основные положения стратегии развития ДО, структура его системы и направления «Программы развития ДО в МГУ».
В документе четко прописаны сроки и этапы реализации данной стратегии. Первый этап (2006-2007 гг.) был связан с мониторингом опыта применения дистанционных образовательных технологий в целях выявления оптимальных подходов и методов их применения в вузе. Далее последовали разработки и утверждение Концепции развития системы ДО в МГУ и основных требований к учебно-методическим комплексам и преподавателям (методистам, тьюторам) в этой системе. Были сформированы структура системы в вузе и его структурных подразделениях, нормативно-правовые основы и стандарты ДО и его финансирования. Закончился этап запуском пилотного проекта и стартом работы «Школы дистанционного обучения».
На втором этапе (2007-2008 гг.) было
завершено формирование указанной структуры, созданы сети региональных центров ДО, утверждены стандарты образовательных программ, реализуемых на базе дистанционных образовательных технологий, что позволило создать локальную нормативно-правовую и организационно-финансовую базу системы ДО. Это обеспечило эффективный старт блока программ ДО. На основе этого опыта МГУ проводит семинары и конференции по дистанционному обучению.
Третий этап (2009 г. - по настоящее время) связан с обеспечением полноценного функционирования системы и ее совершенствованием, оказанием качественных образовательных услуг на всех уровнях непрерывной системы образования, экспортом дистанционных образовательных услуг [5].
ДО МГУ рассчитано на следующие категории обучающихся:
- специалистов (бакалавров, магистров), желающих повысить свою квалификацию по программам дополнительного образования (в частности, повышение квалификации преподавателей вузов);
- граждан, желающих пройти переподготовку в связи со сменой сферы деятельности (например, военнослужащих, увольняемых в запас);
- граждан, желающих получить общеобразовательные услуги с целью получения дополнительных знаний (учащиеся средних школ и молодежь);
- студентов и аспирантов МГУ и других вузов и обучающихся в филиалах (в частности, при подготовке к сдаче кандидатского минимума);
- граждан иностранных государств.
В настоящее время в МГУ реализуется перспективный проект «Университет без границ», предлагающий открытые курсы переподготовки и повышения квалификации кадров. Притом, МГУ не предлагает получение полноценного онлайн-образова-ния, а только курсы по различным направлениям дисциплин и повышение квалификации [Там же].
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (далее - ИТМО) с 2013 г. реализует стратегию развития электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, которая опирается на анализ мировых тенденций развития электронного обучения. Стратегия построена на пятнадцатилетнем опыте разработки и применения в учебном процессе ИТМО технологий и электронных ресурсов системы ДО «AcademicNT». Целью развития электрон-
ного обучения является обеспечение доступности и повышения качества образования, конкурентоспособности и авторитета ИТМО в условиях научно-технического прогресса и глобализации мирового образовательного пространства [19].
Основные стратегические
направления достижения этой цели:
1) организация «технологической платформы» для создания ресурсов и реализации отрытого электронного образования студентов вузов, школьников, специалистов и преподавателей;
2) разработка методик создания электронных курсов, обеспечивающих достижение запланированных в образовательных программах результатов обучения, наборов авторских электронных курсов для освоения дисциплин образовательных программ в автоматическом режиме;
3) формирование нормативной базы открытого электронного образования;
4) проведение исследований эффективности открытого электронного образования в ИТМО [там же].
Из этих положительных примеров можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в вузах нужна «умная организация» системы ДО, сопровождаемая постоянным мониторингом недостатков и поиском способов их устранения. Во-вторых, важно иметь достаточное финансирование для совершенствования информационных технологий. И, в-третьих, заниматься этой работой должны квалифицированные педагоги, мотивированные материально, поскольку сегодня их за создание авторских методических пособий, учебников и учебных материалов, как правило, в российских вузах финансово не поощряют. Все эти условия в МГУ и ИТМО соблюдаются.
Среди университетов в городах Сибири и Дальнего Востока Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (Новосибирск) занимает особое место. Это единственный вуз телекоммуникационного направления за Уралом. На счету центра ДО вуза более 2000 выпускников. Всем выдается диплом государственного образца, где указана заочная форма обучения. Работа студентов, общение с преподавателями, подача документов для поступления и вступительные испытания проводятся дистанционно: через сайт, электронную почту и по «Скайпу» [16].
В Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург) Институт дистанционного образования -структурное подразделение, организующее подготовку специалистов высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее (полное) общее, среднее про-
фессиональное (техникум, колледж) и высшее профессиональное образование. Используются дистанционные образовательные технологии. Учебно-методическую литературу и иные материалы студенты получают в электронном виде. Дополнительные материалы - на интернет-ресурсе «Электронная библиотека». Тьюториалы, защита контрольных, курсовых работ, сдача зачетов и экзаменов ведутся в режиме видеоконференций. Выпускникам, завершившим обучение в данном институте, выдаются государственные дипломы о высшем профессиональном образовании [7].
В Тюменском индустриальном университете Центр дистанционного образования создан в 2009 г. За прошедшие годы увеличились возможности и число профилей подготовки. Не только обучение проходит в режиме онлайн, но и сдача вступительных тестов для студентов, живущих далеко от Тюмени, которым проблематично лично посещать вуз при обучении. ДО предоставляет студентам доступ к электронным учебникам, участие в онлайн-вебинарах и видеоконференциях, организуемых педагогами [13].
Однако в стране больше негативных фактов осуществления вузами ДО, особенно тогда, когда эта форма обучения ограничивается отправкой теоретического материала, итоговых тестов через электронную почту. Диплом выпускники получают по почте. За обучение платят невысокую сумму. Получается, выпускник «покупает диплом», не получив качественных знаний. Можно догадаться о том, какие профессиональные компетенции получают студенты, обучающиеся дистанционно в таких вузах.
Чтобы сделать обучение в «отстающих вузах» качественным, нужно в каждом из них искать причины низкого качества и пытаться их устранять. Все зависит от категории лиц, которым бы ДО подходило, и возможностей каждого вуза. Главное, чтобы оно не превращалось в модную «фишку» для отчета вышестоящим органам о том, что в вузе активно применяют инновационные технологии. И, видимо, надо ставить вопрос о качестве даваемых знаний и об эффективном сочетании всех форм обучения студентов, посредством которых будет гарантировано надлежащее качество знаний и компетенций у выпускников.
Сегодня ДО - модный тренд в сфере мирового образования. Наблюдается лавинообразное нарастание образовательного контента, размещенного на новых технологических платформах, и зарождение принципиально новой педагогической системы. Такая идея обучения для миллионов людей выглядит привлекательно. Каждый, кто решил получать образование удаленно, стре-
мится получить диплом по определенной специальности. Возникает вопрос: хочет выпускник получить реальные знания или же просто документ, как бы подтверждающий наличие компетенций по определенной специальности (которых может и не быть)? Однозначного ответа на вопрос нет.
Авторы, проанализировав содержание интернет-форумов, где участники рассуждают о ДО, пришли к выводу о том, что большая часть студентов считает данное образование самым легким путем получения «корочек». Дома они находят ответы на вопросы итоговых тестов и зачетов в Интернете, литературу не изучают, покупают решение контрольных заданий, отправляют ответы - получают зачеты. В конце обучения сдают государственный экзамен на базе образовательного учреждения и получают диплом. Некоторые участники форумов утверждают: если знания нужны реально, их получить можно. Есть утверждения и о том, что дистанционное обучение актуально больше при получении второго высшего образования или повышении квалификации [21]. Высказывания «Диплом в рассрочку», «Купить диплом», «Для получения корочек, а не знаний» еще раз убеждают в том, что ДО нуждается в коренной переработке, для чего нужны серьезное переосмысление способов его осуществления и абсолютно новые методы подачи знаний.
Чтобы устранить причину «легкого получения диплома», нужно сделать обязательными очную сдачу экзаменов и некоторых зачетов по профилю обучения. В этом случае студент будет тщательнее готовиться и необходимые знания приобретет реально. Важно и совершенствование педагогических технологий и методов преподавания дисциплин в системе ДО, которые позволяли бы использовать все возможные способы связи со студентом, а не только отправлять ему задания по электронной почте или размещать литературу в Сети.
Пока же ДО может быть удобно для следующих групп обучающихся:
- людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах, инвалидам;
- военнослужащим, которым высшее образование необходимо для дальнейшей службы, но они не могут от нее отрываться;
- пенсионерам;
- людям, отбывающим сроки за совершение преступления;
- студентам из «глубинки».
Современные технологии ДО позволяют изучать дисциплины, не покидая жилья и не вставая с инвалидного кресла. По со-
стоянию здоровья ограничений мало, если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО.
Людям, которые физически могут приехать на сдачу экзаменов, зачетов, практических работ, дистанционная форма обучения попросту не нужна. Для них это будет легкий способ получить диплом не выходя из дома. А процесс получения знаний - тяжелый труд, который впоследствии будет оправдан получением надлежащих профессиональных компетенций. Потому нужны ограничения по кругу лиц, кто может обучаться дистантно.
Некоторые элементы ДО могут быть удобны студентам заочной формы обучения. Известно, что студент-заочник, приезжая на сессию, тратит личные деньги на проживание (общежитие образовательные учреждения, как правило, не предоставляют), питание, проезд до города - места учебы и по городу. Сессии, как правило, длятся две-три недели. В день у студента-заочника в период сессии занятия идут по 6-8 часов по одной дисциплине, и далее он сдает зачет или экзамен. Как человек за один день может усвоить большое количество информации, а потом применить на практике? Получается некачественная подготовка специалистов.
Поэтому дистанционную форму обучения можно организовывать и для заочников, которым лекции читаются в Сети, там же они изучают и рекомендованную литературу. Практические и лабораторные занятия, семинары выполняются в вузе. Сдача экзаменов и зачетов проходит также лично преподавателю по определенной дисциплине. Этот вариант намного экономичнее (относительно времени и финансов). Сократится время обучения, что сделает образование более эффективным и качественным, повысив профессиональные компетенции выпускников.
В октябре 2015 г. Минобрнауки заявило о намерении разрешить вузам засчитывать студентам результаты их ДО по какому-либо курсу или предмету так же, как и студентам заочной формы обучения. Обоснование - многие зарубежные университеты уже давно используют технологии электронного обучения, и такой подход позволит российским вузам конкурировать на мировом рынке образовательных услуг [18].
Данное предложение само по себе интересное, но оно не вступило в силу и пока не обсуждается. Конечно, некоторые результаты (контрольных работ, тестов) ДО можно засчитывать студентам очной формы обучения, но лишь по некоторым, не
профильным дисциплинам. Если очное обучение приравнять к дистанционному, эта форма станет невостребованной. Пропадут постоянное взаимодействие с преподавателями, дискуссии на семинарах с другими студентами; получение глубоких базовых и теоретических знаний от опытных специалистов, поскольку после получения хорошей практики это приводит к высокому профессионализму специалиста, отражается на качестве образования.
Несомненно, ДО надо делать эффективным. Но для начала следует запустить пилотные проекты на базе ряда вузов длительностью до трех-пяти лет, скрупулезно отслеживая содержание процесса обучения, обобщая его результаты для устранений недостатков и совершенствования. Особо вести учет эффективности затраченных ресурсов, поскольку при осуществлении этой формы обучения существенно изменяется структура финансовых затрат.
Сегодня такие проекты в стране уже реализуются.
В 2015 г. Высшая школа экономики вместе с семью ведущими вузами России инициировала проект по созданию «Национальной платформы открытого образования». Работа над проектом началась в 2014 г., когда по инициативе Минобрнауки был создан «Совет по открытому образованию», куда наряду с представителями восьми вузов вошли представители Рособр-надзора и Минобрнауки России; председателем Совета был избран Д. В. Ливанов [11].
В 2015 г. данные вузы учредили ассоциацию «Национальная платформа открытого образования», публикующую разработанные ее членами онлайн-курсы, содействующую внедрению международных стандартов. Ассоциация устанавливает собственные требования к качеству этих курсов, взаимодействуя с вузами, реализующими образовательные программы, частично осваиваемые с использованием онлайн-платформы. Деятельность Платформы развиваются за счет инвестиций этих вузов: каждый участник Ассоциации вложил в проект 50 млн руб. [12]. ^
На сайте открытого образования прописана миссия платформы: «Мы создаем и продвигаем открытое образование как новый элемент системы высшего образования в России, который будет способствовать повышению доступности и качества образования» [11]. В настоящее время Минобрнауки готовит соответствующую законодательную базу для обеспечения проекту правовых основ. Однако пока никаких таких актов не принято.
Результаты работы Национальной платформы пока кратковременные. В об-
щей сложности на ней к июню 2016 г. размещено более 90 курсов, число зарегистрированных слушателей превысило 120 тысяч человек, в среднем один слушатель записывается на 2-3 курса. Итоги пройденных курсов, компетенции, получаемые слушателями, не прописаны. На эксперимент потрачено 400 млн руб. Итогов обучения в открытом доступе нет [11].
Может получиться, что несмотря на средства, выделенные на ДО, не будет обеспечено надлежащее качество обучения. Вот почему важен скрупулезный анализ показателей эффективности данной формы обучения. Вряд ли он будет объективным, если его будут вести сами исполнители проекта. Проводить такой анализ следует специалистам вузов, где ДО успешно осуществляется на протяжении ряда лет. Могут быть привлечены и зарубежные специалисты вузов, где системы
ДО работают результативно. Это потребует дополнительных затрат, но они окупятся, так как будет создана определенная программа проверки качества этой системы. Притом вводить ДО нужно не во всех вузах сразу, а через пилотные проекты.
Минобрнауки нужно серьезно отслеживать качество полученных профессиональных компетенций студентов и слушателей, обучающихся в системе ДО. Проводить собеседования, опросы и тестирования. Далее уже делать выводы, подходит ли форма ДО для изучения каких-либо дисциплин и курсов. Единое образовательное пространство должно быть едино во всем качественно и количественно. Тогда можно быть уверенным в том, что профессиональные компетенции выпускников вузов, осуществляющих ДО, подтверждаемые сертификатами и дипломами, будут реальными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Академия медиаиндустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipk.ru/ index.php?id=1698.
2. Академия международных институтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ami-map.ru/news/obrazovanie/243-distancionnoe-obuchenie-v-amerike.html.
3. Вайнштейн Ю. В. Проблемы развития дистанционного образования [Электронный ресурс] // Science Time. - 2014. - № 10. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya : Научная библиотека «КиберЛенинка»: http://cyberleninka.ru/ article/n/ problemy-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya#ixzz4TUoe0MJi.
4. Все об образовании за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studyglobe.ru/.
5. Дистанционное образование в МГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.msu.ru/study/dist-learn.html.
6. Дистанционное обучение в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bakalavr-magistr. u/distant/city/Ekaterinburg.
7. Институт дистанционного образования УрГЭУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cdo.usue.ru/company/about/.
8. Информационная служба международных программ «Алгоритм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://global-edu.ru.
9. Ментюков А. П. Дистанционное музыкальное образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://comuz.ru/conference/01-mentjukov.htm.
10. Морозова Т. Р. Об актуальности учета достижений научно-исследовательской работы учащихся в результатах ЕГЭ выпускников школ при их поступлении в высшие учебные заведения // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 96-97.
11. Национальная платформа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npoed.ru/about.
12. Национальный исследовательский институт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// elearning.hse.ru/platform.
13. Образовательно-учебный центр ТИУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gaudeamus.kz/tyumen/.
14. Официальный сайт Барановичского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.barsu.by/faculties/CDO.php.
15. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org.
16. Портал дистанционного образования СибГУТИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.do.sibsutis.ru/.
17. Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (2). - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704 (дата обращения: 01.03.2017).
18. Сайт новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/10/13/minobr/.
19. Стратегия развития в НИУ ИТМО электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ - от 2013 г.
20. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012. - Последняя редакция.
21. Woman [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.woman.ru/psycho/career/thread/4335327/.
REFERENCES
1. Akademiya mediaindustrii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.ipk.ru/index.php?id=1698.
2. Akademiya mezhdunarodnykh institutov [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ami-
map.ru/news/obrazovanie/243-distancionnoe-obuchenie-v-amerike.html.
3. Vaynshteyn Yu. V. Problemy razvitiya distantsionnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Science Time.- 2014. - № 10. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-distantsionnogo -obrazovaniya : Nauchnaya biblioteka «KiberLeninka»: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya#ixzz4TUoe0MJi.
4. Vse ob obrazovanii za rubezhom [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://studyglobe.ru/.
5. Distantsionnoe obrazovanie v MGU [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.msu.ru/ study/dist-learn.html.
6. Distantsionnoe obuchenie v Ekaterinburge [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. bakalavr-magistr. u/distant/city/Ekaterinburg.
7. Institut distantsionnogo obrazovaniya UrGEU [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// cdo.usue.ru/company/about/.
8. Informatsionnaya sluzhba mezhdunarodnykh programm «Algoritm» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://global-edu.ru.
9. Mentyukov A. P. Distantsionnoe muzykal'noe obrazovanie: problemy i perspektivy [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://comuz.ru/conference/01-mentjukov.htm.
10. Morozova T. R. Ob aktual'nosti ucheta dostizheniy nauchno-issledovatel'skoy raboty uchashchikhsya v rezul'tatakh EGE vypusknikov shkol pri ikh postuplenii v vysshie uchebnye zavedeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 2. - S. 96-97.
11. Natsional'naya platforma [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://npoed.ru/about.
12. Natsional'nyy issledovatel'skiy institut [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://elearning.hse. ru/platform.
13. Obrazovatel'no-uchebnyy tsentr TIU [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://gaudeamus.kz/tyumen/.
14. Ofitsial'nyy sayt Baranovichskogo gosudarstvennogo universiteta [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostu-pa: https://www.barsu.by/faculties/CDO.php.
15. Ofitsial'nyy sayt YuNESKO [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.unesco.org.
16. Portal distantsionnogo obrazovaniya SibGUTI [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.do.sibsutis.ru/.
17. Rebysheva L. V., Vasil'chenko E. V. Problemy distantsionnogo obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya [Elektronnyy resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 2 (2). - Rezhim dostupa: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704 (data obrashcheniya: 01.03.2017).
18. Sayt novostey [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://lenta.ru/news/2015/10/13/minobr/.
19. Strategiya razvitiya v NIU ITMO elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykh programm - ot 2013 g.
20. Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii», №273-FZ ot 29.12.2012. - Poslednyaya redaktsiya.
21. Woman [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.woman.ru/psycho/career/thread/4335327/.