УДК 378
ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ
И.А. Русанова, Л.А. Нефедьев1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: В настоящее время при изучении курса общей физики значительную роль выполняют не только традиционные формы обучения, но и дистанционные электронно-образовательные ресурсы. Система MOODLE предоставляет для этого все возможности. Апробированные в текущем учебном году электронно-образовательные ресурсы («Квантовая физика» для студентов 3 курса, «Лазеры» и «Оптическая спектроскопия» для магистров 1 года обучения), созданные на площадке Moodle, продемонстрировали заложенные в них широкие возможности по расширению консультационной формы работы студентов с преподавателем во внеучебное время, углублению самостоятельной работы, формированию у обучаемых устойчивых познавательных интересов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, электронно-образовательные ресурсы, самостоятельная работа
POTENTIAL OF THE MEDIUM DISTANCE LEARNING PLATFORM MOODLE IN THE UNIVERSITY NETWORKING
I.A. Rusanova, L.A. Nefed'ev
Abstract: At the present time in the study course of General physics significant role not only traditional forms of learning, but also remote electronic educational resources. MOODLE provides all possibilities for this. Tested in the current academic year electronic educational resources ("Quantum physics" for students of 3rd course, "Lasers and Optical spectroscopy" for the master's degree 1 year of training), created on the Moodle platform, demonstrated inherent in them ample opportunities for the expansion of the advising form student work with the teacher outside the classroom, deepening self-study, to teach students to form a stable cognitive interests
Keywords: distance learning, networking, electronic educational resources, independent work
Комплексное изучение проблем совершенствования высшего образования в различных направлениях демонстрирует актуальность потребности студентов в практико-ориентированных знаниях, повышающих их конкурентоспособность, а также развитие способностей, культивирующих инновационные идеи. Решение этих проблем связано с необходимостью реализации дистанционных технологий последовательного освоения целостной исследовательской деятельности, овладения этапами и методами научного познания [5]. Дидактические основы высшего образования существенно расширяются за счет включения альтернативных вариантов приобщения к знаниям, при которых студенты обучаются самостоятельно, при сопровождении высшего учебного заведения. Дистанционное обучение является средством предоставления образовательных услуг широкому кругу заинтересованных людей в получении образования, но не имеющих возможности обучаться в традиционной очной форме. Информатизация общества вывела дистанционное образование на новую ступень значимости, демонстрируя его большой потенциал, гибкость и разнообразие форм. В системе дистанционного образования наиболее сложным по затрачиваемым интеллектуальным ресурсам и трудоемкости является процесс создания высококачественного контента в виде учебно-методических материалов для самостоятельного изучения студентами учебных курсов, возможности контроля полученных знаний и уровня подготовки. На данный момент ни одному российскому вузу не под силу обеспечить себя необходимым количеством учебно-методических материалов. Поэтому как за рубежом, так и в России вузы объединяются для проведения дистанционного обучения в условиях сетевого взаимодействия [1,4].
Идея удаленной формы обучения возникла более двухсот лет назад. В 1840 году в Великобритании была реализована почтовая отправка материалов для обучения основам стенографии студентов. В середине XIX века в Германии были опубликованы так называемые
«обучающие письма», выполняющие роль самоучителя по языку для взрослых [1,4]. Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в Лондонском Университете в 1836 г. Студентам разрешалось сдавать экзамены в Университете, даже если они обучались в других аккредитованных учебных заведениях и с 1858 года эти экзамены стали открытыми для студентов из любой страны Мира. Это позволило создать колледжи, предлагавшие курсы обучения по программе университета при помощи рассылки материалов по почте. На сегодняшний день в Великобритании, опережающей другие страны Евросоюза по уровню информатизации и по степени распространения дистанционного обучения, рынок онлайнового обучения заполняется в большей мере за счет иностранных студентов.
В России дистанционное образование получило свое развитие после революции 1917 года. Была разработана «консультационная» модель дистанционного образования, подразумевающая заочное образование. В СССР к 60-м годам XX века насчитывалось уже 11 заочных университетов и множество различных заочных факультетов в высших учебных заведениях. После окончания Второй мировой войны успешный опыт дистанционного образования СССР был внедрен и в других странах Восточной и Центральной Европы [1,4]. В настоящее время вузы, практикующие дистанционные формы обучения, располагают учебно-методической базой, разработками дистанционного образования, материально-техническими средствами и сетью региональных центров.
Система Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов [2,3]. Дистанционное обучение на платформе Moodle предполагает основные формы обучения в режимах онлайн и оффлайн. Обучение в данной системе обладает рядом существенных преимуществ: гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания; экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. В основе такой системы заложен метод обучения «природный процесс обучения» (natural learning manner), позволяющий проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, создания единой образовательной среды. К основным особенностям системы Moodle относятся:
- учёт достижений современной педагогики и методики преподавания физики;
- использование ресурса в целях дистанционного и очного обучения;
- простой web-интерфейс;
- легко модифицируемая модульная структура;
- возможность редактирования учетных записей;
- возможность указания своего локального времени;
- поддержка различных структур курсов: «календарный», «форум», «тематический»;
- защита курса кодовым словом;
- богатый набор модулей курса - глоссарий, опрос, чат, форум, тест;
- отображение изменений, произошедших в курсе со времени последнего входа пользователя в систему;
- все оценки (из заданий, тестов) могут быть собраны на одной странице (либо получить в виде файла);
- имеется полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения);
- имеется настройка e-mail - рассылки новостей, комментариев преподавателей, форумов, оценок.
Ресурсы курса являются реализацией теоретической части при сетевом обучении, т.е. аналогом обычного учебника. Элементы курса образуют практическую часть курса, с организацией «обратной связи». Учебный курс представляет собой набор учебных материалов, оформленных в виде объектов: ресурсов (теоретической части) и элементов (практической части). В курсе имеется журнал успеваемости (оценки) и журнал посещаемости.
Отличие учебного курса от обычного занятия - взаимодействие со студентами дистанционно -по электронной почте, через форумы, чаты. Одним из основных преимуществ является возможность обучаться в своем темпе.
подписчиками 3 курса за 4 месяца 5-го семестра
На кафедре образовательных технологий в физике в 2014 г. были разработаны и успешно апробированы электронно-образовательные ресурсы, созданные в системе Moodle. Потенциальные возможности электронно-образовательных ресурсов «Квантовая физика» (3 курс), «Оптическая спектроскопия» и «Лазеры» (магистры, 1 курс) позволили направить учебную деятельность обучающихся на углубление самостоятельной работы и в то же время консультироваться с преподавателем во вне учебное время (Рис.1). Внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных ресурсов дало положительные результаты и является перспективным направлением. Применение дистанционного образования в высшем образовании демонстрирует его актуальность и отвечает современным потребностям общества, связанными со стремлением к непрерывному образованию. Следует отметить, что дистанционное онлайновое образование не может заменить полностью традиционную форму обучения, живое общение с педагогом, учебную атмосферу на занятиях между студентами. Следует отметить, что электронное обучение имеет эффективность лишь как средство дополнения, обогащающее традиционный образовательный процесс и заменяющее лишь частично педагогический материал.
Таким образом, дистанционные электронно-образовательные ресурсы, созданные на площадке MOODLE, предоставляет широкие возможности по расширению консультационной формы работы студентов с преподавателем во вне учебное время, углублению самостоятельной работы, формированию у обучаемых устойчивых познавательных интересов.
Литература:
1. ИИТО ЮНЕСКО, Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy
and Professional Development, M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2000, р.3-6. Режим доступа: http ://cro .berdsk-edu. ru/index.php/setevaya-distantsionnaya-shkola-nso/475-istoriya-razvitiya-
distantsionnogo-obrazovaniya
2. Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л., Фукс И.Л., Янковская А.Е. Массовые открытые онлайн курсы - современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета.2014.-№1 (26).- с. 89
3. Малитиков Е., Колмогоров В., Карпенко М. Развитие дистанционного образования в России и странах СНГ [Электронный ресурс] // Обозреватель. 1999. - № 11. Режим доступа: -http://old.nasledie.ru/oboz/N11_99/11_22.HTM
4. Прокофьева Т.Ю. Становление и развитие дистанционного обучения в мире [Электронный ресурс] // Проблемы местного самоуправления, 2008.- № 5(29). Режим доступа: - http://www.samoupravlenie.ru/29-09.php/
5. Червонный М.А. Особенности преподавания физического эксперимента // Вестник ТГПУ.2011.-№ 10 (112) - 132 с.
References:
1. IITO JuNESKO, Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and
Professional Development, M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2000, r.3-6. Rezhim dostupa: http://cro.berdsk-edu.ru/index.php/setevaya-distantsionnaya-shkola-nso/475-istoriya-razvitiya-
distantsionnogo -obrazovaniya
2. Kostjuk Ju.L., Levin I.S., Fuks A.L., Fuks I.L., Jankovskaja A.E. Massovye otkrytye onlajn kursy -sovremennaja koncepcija v obrazovanii i obuchenii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.2014.-№1 (26). s. 89
3. Malitikov E., Kolmogorov V., Karpenko M. Razvitie distancionnogo obrazovanija v Rossii i stranah SNG
[Jelektronnyj resurs] // Obozrevatel'. 1999. № 11. Rezhim dostupa: -
http://old.nasledie.ru/oboz/N11_99/11_22.HTM
4. Prokofeva T.Ju. Stanovlenie i razvitie distancionnogo obuchenija v mire [Jelektronnyj resurs] // Problemy mestnogo samoupravlenija, 2008.- № 5(29). Rezhim dostupa: - http://www.samoupravlenie.ru/29-09.php/
5. Chervonnyj M.A. Osobennosti prepodavanija fizicheskogo jeksperimenta // Vestnik TGPU.2011. № 10 (112) - 132 s.
Сведения об авторах:
Русанова Инна Александровна (г.Казань), старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Нефедьев Леонид Анатольевич (г. Казань), доктор физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Information on authors:
Rusanova I. A. (Kazan), senior lecturer, department of educational technologies in physics, Kazan (Volga region) federal university
Nefed’ev L. A. (Kazan), doctor of phys.-math. sciences professor, head of the Department of educational technologies in physics, Kazan (Volga region) federal university