УДК 378.147:378.146
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Попов Дмитрий Иванович
заведующий кафедрой информатики и информационных технологий, доктор технических наук, профессор Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А popov@mgup. гы
Попова Елена Дмитриевна
доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А elena-popova@mail. гы
Федоренко Наталья Михайловна
доцент кафедры информатики и информационных технологий, кандидат технических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]
Аннотация. Рассматриваются способы совершенствования образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Рассмотрены основные проблемы, которые, по мнению авторов, снижают качество обучения: немотивированное поступление в вуз, несоответствие уровня знаний баллам, полученным на ЕГЭ, увеличение абитуриентов из ближнего зарубежья, плохо понимающих русский язык и др. Предлагаются подходы, помогающие снизить негативное влияние указанных факторов на качество образовательного процесса с применением дистанционного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, открытое образование, дистанционные образовательные технологии, качество обучения, качество образования.
На сегодняшний день одной из проблем при подготовке квалифицированных специалистов называют переизбыток или нехватку кадров в различных сферах экономики. Так, по данным служб занятости населения, экономисты и юристы достаточно долго могут ожидать достойной вакансии, в то время как аграрная, социальная сферы и сектор промышленности испытывают острый недостаток в молодых специалистах. Что является первопричиной такой ощутимой погрешности на рынке труда? Обратим внимание на следующие социальные факторы.
Во-первых, очень трудно в 17-18 лет определить свое призвание. На выбор будущей специальности в большей степени влияют родители, учителя, которые смогли увлечь школьников своим предметом, близость образовательной организации к дому и множество других социальных, бытовых и случайных факторов. Результат этого выбора — «квалифицированные специалисты», потратившие драгоценное время на изучение науки, которая совсем не интересна, следовательно, вновь пришедшие молодые кадры не получают удовольствия от своей работы и лишаются возможности в полной мере реализовать свои способности и таланты. Сейчас разработаны десятки самых различных социологических, психологических, про-фориентационных тестов, которые могли бы помочь абитуриенту выбрать специальность, в которой он сможет достичь максимальных успехов и в дальней-
шем, получать удовлетворение от своей работы (например, тесты Холланда, Климова и др.). Во многих университетах, предприятиях на Западе и в России используются новые разработки ученых, предлагающие генетические тесты (например, Genetic-test) на основе которых можно определить, с какими задачами человек будет справляться лучше всего, какие направления деятельности заложены генетически в конкретный индивидуум. Для того чтобы определиться с будущей специальностью или направлением профессиональной деятельности, правильно было бы воспользоваться всеми предложенными на сегодняшний день возможностями. Однако выбор должен оставаться за абитуриентом. Основной задачей учителя и в дальнейшем преподавателя является помощь будущему специалисту в выборе того направления деятельности, к которому у него есть ярко выраженные способности и призвание.
Вторым аспектом, вытекающим из первого, можно назвать присутствие в студенческой группе «натренированных», но совершенно немотивированных людей, которые в силу различных факторов поступили в образовательную организацию и не хотят или не могут учиться. Это во многом связано с проблемой «тренировки на ЕГЭ», в результате чего многие абитуриенты имеют высокие баллы ЕГЭ при минимальном количестве знаний. В разное время такие проблемы решались различными способами. Один из таких способов
был реализован в советских высших учебных заведениях. На практике это выглядело так: в каждую группу брали по 2-3 человека из тех, кто чуть-чуть не добрал проходной балл. В некоторых образовательных организациях их называли «кандидатами в студенты» в других — вольными слушателями. Эти кандидаты в студенты имели право посещать все занятия и учиться, как и другие студенты из их группы, но не получали стипендию, а в случае отчисления кого-то из студентов занимали их место. Естественно, что успеваемость в таких группах была выше, потому что, если студент не хотел или не мог учиться, с ним расставались без сожаления, так как на его место уже был кандидат. Практика здоровой конкуренции при получении образования, а в дальнейшем перспективного рабочего места до сих пор является одним из самых эффективных способов повысить личную мотивацию, желание реализовать свои способности и таланты и занять достойное место в социуме.
Третий аспект на сегодняшний день является самым актуальным для большинства будущих студентов. Это финансовый аспект. В настоящие время все большее число студентов дневных отделений учатся на платном обучении, что не всегда доступно молодежи из малых городов и населенных пунктов, да и в крупных городах далеко не все могут платить за дневное обучение в образовательных организациях. Альтернативой получения доступного высшего образования является «открытое (дистанционное) образование» [4, 5]. По своей сути такая технология обучения напоминает хорошо известную заочную форму обучения с применением современных сетевых компьютерных технологий. Мобильность такого образования [1] достигается путем обеспечения его доступности в любое время и в любом месте. Поэтому понятно желание органов государственной власти «привить» использование электронного обучения [2, 3] и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе образовательных организаций посредством поправок и новых статей в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Новая нормативная база дает широкий спектр возможностей использования современных информационных технологий в создании электронного образовательного контента и применении его в электронном обучении [6, 7].
Нередко мы читаем объявление работодателей на перспективные и высокооплачиваемые вакансии, в которых помимо специализированного образования требуется опыт работы. Человек, проработавший несколько лет по будущей специальности и получивший по ней параллельно высшее образование с помощью дистанционных образовательных технологий, будет лучше подготовлен и более востребован на рынке труда в большинстве профессий, чем только что окончивший дневное отделение в вузе, без опыта работы в отрасли. Парадигма открытого образования меняет стандартный образ восприятия высшего образования как «образование на всю жизнь», на новое восприятие — «образование через всю жизнь».
Здесь также можно отметить выгодное отличие дистанционного образования от обычного дневного. Оно заключается в том, что если «в нестуденческом возрасте» обнаружились таланты к другой профессии или есть необходимость получить дополнительное образование, то, воспользовавшись этой формой обучения, можно достаточно быстро и эффективно устранить пробелы в знаниях и получить необходимый диплом.
Можно отметить повышенное внимание учителей и администрации общеобразовательных организаций, которое у нас в стране уделяется контролю знаний школьников в виде опросов, контрольных работ, коллоквиумов, репетиций тестов ЕГЭ. При этом существует мнение, что при реализации дистанционного обучения контроль знаний студентов со стороны администрации образовательной организации и преподавателей ограничивается итоговой дипломной работой, а в остальном администрация вынуждена полагаться на честность студентов. Многие считают, что у преподавателей нет уверенности и нет возможности убедиться в том, сам ли студент выполняет контрольные работы, сдает экзамены или это делают за него. Блестящая идея «открытого образования» может быть полностью дискредитирована отсутствием объективного контроля знаний студента и как результат низким уровнем подготовки специалистов. Это в корне неверное заблуждение.
Во-первых, современный рынок информационных технологий предлагает огромный спектр прикладных программ, которые позволяют в режиме реального времени посредством видеообщения идентифицировать личность студента и проконтролировать его знания в режиме on-line [8, 9], не говоря уже об использовании технологий электронной цифровой подписи и идентификации личности по номерам телефонов. Во-вторых, программные приложения, которые являются автоматизированными системами дистанционного обучения [4, 5], содержат модули индивидуальной траектории студента, где преподаватель постоянно контролирует активность студента в системе. Сколько раз был открыт теоретический материал, на какое время, сколько раз выполнялись попытки протестиро-ваться по темам курса, просматривались ли глоссарии и словари, осуществлялись ли попытки перейти по внешним и внутренним ссылкам — это не полный список возможностей контроля, осуществляемого преподавателем, по которому он может сделать объективные выводы по образовательной активности студента. При отсутствии должной активности со стороны обучаемого преподаватель назначает очную консультацию. В-третьих, дистанционное обучение требует в разы большего терпения, желания получить необходимое образование и настоящей заинтересованности в обучении, поэтому последние тенденции показывают, что на такую форму обучения чаще приходят люди с высокой профессиональной мотивацией, а остальной контингент очень быстро отсеивается.
Можно сделать вывод, что в условиях, когда большинство вузов с каждым годом уменьшает количество бюджетных мест для абитуриентов, а «жизнь
становится дороже», именно открытая форма образо- 5. вания позволит получить доступное, качественное высшее образование любому талантливому абитуриенту вне зависимости от материального положения и места проживания. 6.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федоренко Н.М. Попов Д.И., Демидов Д.Г. Мобильное образование. XXI век и качество подготовки студентов // Вестник МГУП имени Ивана 7. Федорова. — 2013. — № 9. — С. 131-133.
2. Попов Д.И. Малков В.В. Облака в области электронного образования // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013. — № 9. — С.101-107.
3. Комолова Т.И. Попов Д.И., Попова Е.Д. Приме- 8. нение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся
// Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2012. — № 4. — С. 65-71. 9.
4. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллек-туальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.
Попов Д.И. Комплексная автоматизация и управление процессами аттестации персонала промышленных предприятий: дисс. ... д-ра техн. наук. — М.: МГУП, 2007. — 290 с. Popov D.I. Lazareva O.Y. A Knowledge Testing Production Model Based on a Cognitive Map for SWI-Prolog Applications // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2015. — Vol. 10, Num. 6 (2015). — Р. 62-65. DOI: 10.3991/ijet.v10i6.4868.
Попов Д.И. Лазарева О.Ю. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 213 (3). — С. 141-148.
Popov D.I., Popova E.D. The Model for Calculating the Lifetime of Assessment Item Banks and Repositories // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. — February 2016. — Vol. 11 — No. 3. — Р. 1692-1697.
Попова Е.Д. Оценка уровня учебных достижений // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2005. — № 2. — С. 3-6.
ON THE PROBLEM ABOUT THE QUALITY OF DISTANCE LEARNING
Dmitry Ivanovich Popov
Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А popov@mgup. ru
Elena Dmitrievna Popova
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А Elena-Popova@mail. ru
Natalia Mikhailovna Fedorenko
Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А [email protected]
Annotation. This article discusses ways to improve the educational process with the use of e-learning and distance learning technologies. The main problems, which, according to the authors, reduce the quality of teaching: unmotivated enter university, the knowledge level of mismatch points obtained in the exam, an increase of applicants from neighboring countries, poorly understood Russian, etc. The paper proposes an approach to reduce the negative impact of these factors on the quality of the educational process with the use of distance learning.
Keywords: e-learning, distance learning, open education, distance education technology, the quality of teaching, the quality of education.