Научная статья на тему 'Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы'

Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ / ФЕНОМЕН "КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА" / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнарева Наталья Юрьевна

В статье рассматривается модель образования для одаренных детей, процесс формирования ценностей одаренных детей, раскрывается феномен «культурного творчества», проблемы сохранения индивидуальности ребенка, «носителя особого культурного мира» в классах культуротворческого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы»

В статье рассматривается модель образования для одаренных детей, процесс формирования ценностей одаренных детей, раскрывается феномен «культурного творчества», проблемы сохранения индивидуальности ребенка, «носителя особого культурного мира» в классах культуротворческого профиля.

Кушнарева Наталья Юрьевна,

Зам. директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия №1» г. Хабаровска г.Хабаровск, Хабаровский край [email protected]

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ

Насколько важна идея интеграции в создании культуротворческой модели школы?

Ключевые слова: одаренность; культуротворческая модель школы; образование для одаренных детей; ценностное отношение к жизни; феномен «культурного творчества», индивидуальность ребенка.

Программа «Одаренные дети» реализуется в гимназии с 2002 года. За этот период накоплен опыт педагогической поддержки одаренных детей с деформацией мотивации, осуществляется педагогическое наблюдение за детьми с признаками одаренности на всех этапах их развития, создаются условия для самореализации одаренных учащихся, в частности, через организацию системы исследовательской деятельности. Созданная в гимназии модель образования для одаренных детей - это вариант их обучения в условиях массовой школы в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильного и предпро-фильного обучения.

Анализируя результативность программы «Одаренные дети» на данном этапе, мы пришли к выводу, что несмотря на эффективность отдельных компонентов системы, необходим иной подход в структурировании и проектировании образовательного пространства для развития детской одаренности.

Нас всегда интересовал вопрос о том, как происходит процесс формирования ценностей одаренных детей, и это не случайно. «Именно личность, её направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование» - это тезис «Рабочей концепции одаренности» стал для нас «ключевым» для проектирования культуротворческой модели воспитания одаренных детей на новом этапе. Культуротворческая модель школы, согласно А.П.Валицкой, имеет свои характеристики:

- целостность образовательного пространства;

- ориентация на «поспупенчатое» развитие личности ребенка;

- направленность образования на «становление культурного самосознания».

Опыт создания школы культуротворческого типа, на наш взгляд, востребован временем. Данная модель школы предполагает по-иному расставить акценты: создавать условия не только для самореализации одаренных детей, но и для постижения ими мира ценностей. Другими словами, всякая деятельность (художественно-эстетическая, интеллектуальная, исследовательская, спортивная и т.д.) не есть самоцель, а средство, путь к самостроительству личности одаренного ребенка, который в любой деятельности приобретает опыт вхождения в культуру, постижения её ценностей.

Задача педагога в подобной школе - обратиться к внутренней жизни ребенка, постигать её «рост» и «ритм» (В.В.Зенковский).

Школа культуротворческого типа заботится не столько о «количественных достижениях» одаренных детей в олимпиадах и конкурсах, сколько о сохранении индивидуальности ребенка, «носителя особого культурного мира» (А.П. Валицкая).

Чтобы ребенок смог сделать свободный и верный выбор личностно значимой системы ценностей, что предопределяет реализацию его дарования, необходимо создать целостное образовательное пространство, где одно знание не противоречит другому, где все складывается в целостную картину мира. Вот почему важнейший компонент школы культуротворческого типа - интеграция.

Одна из задач культуротворческой модели - создание условий для развития у одаренных детей потребности и способности «к культурному творчеству» (термин А.П.Валицкой). Под «культурным творчеством» мы понимаем не только продукт художественноэстетической деятельности ребенка, но и итог любой интеллектуальной работы, где проявляется способ-

ность ученика «по-своему», необычно, оригинально перерабатывать и структурировать информацию, делать открытие, рефлексировать личный опыт.

Всякое самовыражение, самоизменение, созерцание, смыслотворчество есть область «культурного творчества», которое произрастает в ребенке параллельно с освоением им исторических образцов культуры. И здесь особый смысл приобретает пробуждение в одаренных детях чувства принадлежности к национальной культуре, к национальной системе ценностей.

Итак, изучение теории вопроса убедило нас в мысли, что школа культуротворческого типа, где исходный принцип, согласно А.П. Валицкой, есть «целостность картины мира и человека в нем», может стать тем образовательным пространством, которое будет способствовать личностному развитию одаренного ребенка, становлению его культурного самосознания, его системы ценностей.

В ходе опытно-экспериментальной работы была создана творческая группа педагогов, открыт экспериментальный 5 класс культуротворческого профиля в сентябре 2008 года. В классе не было конкурсного отбора, проводилась лишь одна диагностика «Палитра интересов» (А.И.Савенков). Главное условие - согласие детей и родителей на предлагаемую программу.

Прошедший учебный год позволил сделать некоторые наблюдения и выводы по реализации эксперимента.

Особую значимость для нас приобрела идея интеграции.

В нашем проекте мы речь ведем о разных вариантах интеграции:

Разрабатывается и апробируется интегративная программа «Погружение в культуру». Это постоянный в расписании день интеграции предметов гуманитарноэстетического цикла (литература, МХК, музыка, ИЗО). Структурирование содержания учебных программ, поиск их внутренней смысловой связи позволяет видеть данные предметы как единый мегатекст. Система ценностей гуманитарного знания становится основой для разработки стратегии воспитательной работы, а также для содержания элективного курса «Я» и «Другой», задача которого - духовно-нравственное воспитание учащихся.

Интеграция общего и дополнительного образования - ещё одно из направлений инновационной модели. Своеобразие данного подхода в том, что педагоги дополнительного образования, которые работают в классе, являются активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Мы намеренно стираем грани между уроком и внеурочной деятельностью, что позволяет выявлять и развивать благодаря профессиональным способностям специальную одаренность детей. Подобный подход, как показал опыт, формирует в сознании ребенка целостную картину мира и человека в нем, ибо один и тот же предмет исследования каждый педагог рассматривает по-особому, с точки зрения своей области знания. Так, дополняя, обогащая информацию, раскрывая новые грани темы, мы учимся видеть закономерности, связи, что позволяет формировать, на наш взгляд, целостное, интегративное мышление ребенка.

Говоря об интеграции как основополагающем принципе построения целостного образовательного пространства в школе культуротворческого типа, необходимо отметить сам способ структурирования содержания учебного предмета. Этот принцип мы условно обозначили как «внутренняя интеграция». Для того, чтобы знание (в данном случае гуманитарное) стало целостным, необходимо, как мы поняли, его структурировать по-особому:

- выявить «смысловой центр программы»;

- установить логические взаимосвязи между блоками информации;

- смоделировать в концентрическом виде программу, используя графические метафоры;

- представить в начале учебного года данную модель учащимся, обращаясь к ней на всех этапах познания.

Интеграция всех видов деятельности, направленной на развитие детской одаренности, становление личности ребенка есть условие реализации поставленных целей и задач, и потому необходим тщательный отбор не только содержания, технологий, методов обучения, но и способов и всех видов деятельности. Необычным видом деятельности стало сотрудничество с педагогами музыкальной школы.

На базе класса было открыто общеэстетическое отделение музыкальной школы по классу игры на народных инструментах. (Заключен договор с «Детской музыкальной школой №5» города Хабаровска). Учащиеся успешно сдали экзамены за первый год обучения. Этот уникальный опыт, когда музыкальная школа работает на базе общеобразовательной, имеет, на наш взгляд, свои преимущества, главное из которых - возможность поддерживать в детях их способности, таланты, помогать совместно воспитывать личностные качества одаренных детей. С сентября 2009 года был открыт еще один 5 класс культуротворческого профиля и появилось новое отделение музыкальной школы (фортепьяно).

Еще одна особенность нашего экспериментального класса - это создание на его базе хора. На наш взгляд, очень важно развивать в детях художественную одаренность, «психологической первоосновой» которой является, по мысли А.А.Мелик - Пашаева, «ценностное отношение к жизни». Художественноэстетическая деятельность, как мы увидели, способствует развитию тонкого отношения к миру, пробуждает эмоциональную сферу, понимание «другого».

Таким образом, и занятие вокалом, и изобразительной деятельностью, и декоративно-прикладным творчеством (это те виды деятельности, которые предлагаются детям) - всё это способствует, прежде всего, становлению внутреннего мира ребенка, вместе с тем мы создаем условия для выявления и развития специальной одаренности детей, способности которых в той или иной области художественной деятельности проявляются явно.

Целостное образовательное пространство, проектируемое в школе культуротворческого типа, предполагает, как мы поняли, особый распорядок дня для учащихся. Назвать его «школой полного дня» было бы не совсем верно, так как здесь действует принцип сво-

бодного выбора, а необязательного присутствия после уроков. В нашей школе у каждого ученика свой план дня, своё расписание. Общее расписание второй половины дня представляется родителям и детям, и они самостоятельно делают выбор. Так, на наш взгляд, развивается ответственность, самостоятельность, организованность. К 5 классу, как мы увидели, эти личные качества не сформированы у наших детей.

Своеобразие модели школы второй половины дня -это организация индивидуальной и групповой работы по учебным предметам. Учащиеся могут выбрать тот предмет, который их интересует, и совместно с учителем, а также с учащимися педагогического класса (1011 классы) готовить сообщение, исследовательскую работу, которая в дальнейшем представляется на гимназических чтениях, родительском собрании,уроке.

Технология «индивидуального ведения» ученика в данном варианте открыла её новые возможности. Особую значимость приобрела идея сотрудничества учащихся разного возраста. Состоялся у нас даже необычный вариант проведения урока «погружение в культуру», где в «малых группах» работали старшеклассники с пятиклассниками.

Культуротворческая модель школы, о которой мы ведем речь, требует бесконечного поиска, наблюдений, осмысления. Здесь нет мелочей, нет случайно-

стей. Опыт взаимообогащения, сотворчества приобретается ежедневно. Каждый взлет или падение заставляют думать, искать, анализировать.

Ясно одно: детям жить в ритме творчества интересно. У всех 30 учащихся выявлена положительная мотивация на обучения к концу учебного года. На вопрос «Какие чувства я испытываю, находясь в школе?» многие дети говорят: «Чувствую себя как дома».

А мы, педагоги, наблюдая за тем, как растут и развиваются наши ученики, замечаем, что нет среди них неспособных, неталантливых. Наша задача, как мы её понимаем, - помочь ребенку найти себя, обрасти свое призвание, служить ему достойно и честно, сохраняя и развивая свою одаренность.

Литература

1. Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. - 2003. - №4.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция: дискуссионные вопросы // Одаренный ребенок. - 2004. - №4.

3. Балицкая А.П. Современные стратегии образовании: варианты выбора // Педагогика. - 2007. - №2.

4. Балицкая А.П. Философские основы современной парадигмы образования // Педагогика. - 2007. - №3.

5. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность: её выявление и развитие // Одаренный ребенок. - 2004. -№6.

Психологическая готовность ребенка к учебной деятельности - только один из аспектов комплексной задачи его подготовки, но исключительно важный и значимый. Авторы рассматривают психологическую готовность включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: интеллектуальный, мотивационный, эмоционально - волевой, социальный.

Мойсюк Анна Александровна,

заведующая МДОУ №39 Иванькова Эльвира Викторовна,

зам.зав. по ВМР МДОУ №39 Колесникова Елена Анатольевна,

педагог - психолог МДОУ №39 г. Петропавловск-Камчатский

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения - как это можно понимать?

Ключевые слова: психологическая готовность ребенка к учебной деятельности; социальная готовность дошкольников к вхождению в систему школьного обучения; индивидуализм как ведущая позиция человека по отношению к обществу; коммуникативная компетентность дошкольника.

Сегодня много говорится о модернизации российского образования, об инновационных образовательных технологиях и программах. Конечно, всё это затрагивает и дошкольное образование, наиболее актуальное направление которого - подготовка детей к обучению в школе. Готовность к обучению в школе мы

рассматриваем с точки зрения физической и психологической готовности детей.

От того, насколько своевременно и качественно будет подготовлен ребенок, во многом зависит не только его дальнейшее обучение, но и личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.