Научная статья на тему 'Мир одаренного ребенка: через опыт творческой деятельности - к самореализации'

Мир одаренного ребенка: через опыт творческой деятельности - к самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парц О. С.

Данная статья посвящена актуальной проблеме самореализации одаренных детей. Автор рассматривает явление «одаренные дети» как феномен социально-педагогической действительности. И, опираясь на современные изучения интеллекта, способностей и теории творчества, акцентирует внимание на основном виде деятельности одаренного ребенка интеллектуально-творческой (исследовательской). На основании этого предлагается новый подход к пониманию процесса самореализации одаренных детей путем поэтапного обогащения опыта творческой деятельности одаренного ребенка, что способствует полноценному личностному развитию одаренных детей и их позитивной социализации в интересах социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мир одаренного ребенка: через опыт творческой деятельности - к самореализации»

УДК 371.212.3 П 189

О. С. ПАРЦ

Омский государственный педагогический университет

МИР ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА: ЧЕРЕЗ ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -К САМОРЕАЛИЗАЦИИ_

Данная статья посвящена актуальной проблеме — самореализации одаренных детей. Автор рассматривает явление «одаренные дети» как феномен социально-педагогической действительности. И, опираясь на современные изучения интеллекта, способностей и теории творчества, акцентирует внимание на основном виде деятельности одаренного ребенка — интеллектуально-творческой (исследовательской). На основании этого предлагается новый подход к пониманию процесса самореализации одаренных детей — путем поэтапного обогащения опыта творческой деятельности одаренного ребенка, что способствует полноценному личностному развитию одаренных детей и их позитивной социализации в интересах социума.

Вопросы обучения и развития одаренных детей традиционно связывают с обогащением и углублением образовательных программ, дифференциацией и индивидуализацией образовательного процесса. Острая полемика не смолкает и вокруг форм обучения: для создания наиболее благоприятных условий обучения и развития одаренных детей достаточна массовая школа или необходима специальная. Несмотря на серьезные разработки в этих областях, ни одно из выделенных условий в отдельности до сих пор не принесло обществу ощутимого стабильного результата в решении данного вопроса. Поэтому на сегодняшний день вопрос позитивного развития одаренных детей в интересах личности самого ребенка, общества, государства остается открытым.

Современный подход к образованию позволил изменить контекст рассмотрения проблемы. Концепция модернизации российского образования провозгласила целью воспитание компетентной, творческой, готовой проявить свою индивидуальность конкурентоспособной личности. Благодаря этому центральной стала не просто проблема обучения и развития подрастающего поколения, а проблема самореализации личности в условиях социума,

Современная динамика социально-экономической и общественной жизни свидетельствует о все более возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых центральное место занимает фактически неиспользуемый потенциал детей, проявивших свою одаренность, — в будущем, возможно, ярких личностей и достойных граждан нашей страны. Ведь в действительности даже «формулировка проблемы общественного развития — результат активности отдельных одаренных личностей» [2], так или иначе составляющих его интеллектуальную элиту. Видимо, все дело в том, какова чувствительность, действительная «потребность» общества к тем идеям и планам, которые реально приходят в нашу жизнь вместе с «нестандартными» личностями. Их достижения и открытия рождают проблемы как материального, технического, так и психологического порядка. Какая из них воспринимается обществом болезненнее, трудно сказать. Но тенденции развития постиндустриального общества неумолимо ставят задачу иного, более осмысленного и серьезного подхода к проблеме позитивной социализации одаренных детей.

Одаренность, по В.И. Панову, - особая форма психической реальности (бытия), обретающая актуальную форму своего проявления во взаимодействии индивида с семейной, образовательной и иными видами окружающей среды (ситуациями); в своем становлении приобретает форму психического процесса, психического состояния и личностной структуры (черты) сознания индивида [8].

На ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) одаренность, вероятно, развивается как некая общая универсальная способность. С возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности [6].

Дальнейшее развитие таких детей может протекать по-разному. В проявлениях незаурядного ребенка, в ранних признаках одаренности всегда заключена некоторая неопределенность: «показатели конвергентных и дивергентных способностей отличаются психологической неоднозначностью и обладают слабыми предсказательными возможностями интеллектуальных творческих достижений человека в будущем» [9]. Хотя состояние их индивидуальных интеллектуальных ресурсов, по М.А. Холодной, может быть таково, что «по прошествии определенного времени при благоприятных обстоятельствах позволят субъекту демонстрировать успешность в конкретном виде интеллектуальной деятельности» («латентная одаренность»). Главное в феномене детской одаренности состоит в соотношении двух планов детского развития, выступающих в единстве: с одной стороны, на время возникающими возрастными особенностями и, с другой стороны, постепенным раскрытием черт, которые укоренятся в ходе возрастных изменений и определят его развитие в будущем [4].

Несмотря на многочисленные общенаучные и психолого-педагогические исследования одаренности [11], острота проблемы позитивной социализации одаренных детей не снимается, о чем свидетельствует массовая образовательная практика: трудно за чисто научными фактами увидеть живую растущую личность, обладающую индивидуальными качествами во всем, в том числе особенностями проявленной у НЕГО ода-

ренности и ЕГО потребностями в конкретно данный период. Может быть, поэтому талант часто не востребован в обществе. К сожалению, большинство одаренных детей так и не находят должной поддержки в период становления личности и уходят «на улицу». Взрослое сообщество не научило таких детей главному - понимать свои достижения и слабости, достойно побеждать и проигрывать, преодолевать трудности, позитивно оценивать многообразие окружающего мира и находить свое достойное место в нем, не содействовало формированию готовности к адекватной самооценки и личностной самореализации.

В центре понятия «самореализация» стоит представление о сущностных силах личности. Сущностные силы личности включают индивидуальные способности личности, потенциальные сегодня и актуальные в будущем возможности, обусловленные реальными убеждениями и интересами [Дж.Дьюи, К. Роджерс, С. Френе, Р. Штайнер, А. Нил и др.].

Человек - общественное существо, а значит, вне социума самореализация не возможна. Благо личности и благо социального окружения тесно взаимосвязаны: самореализация всегда осуществляется в некотором социальном пространстве и поэтому активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются или, по крайней мере, не отвергаются обществом в соответствии со своими потребностями и ценностями.

Движущие силы самореализации - деятельность и общение. Участие в социально-значимой деятельности способствует «преодолению внутренних и внешних противоречий. При этом личность становится субъектом собственного развития » [Мулькова С.А. ]. Это сложный процесс раскрытия индивидуальности. По мнению Надежкина Е.Г., кроется он в единстве индивидуального и социального, обусловливающей опредмечивание «индивидуальных свойств» личности в деятельности в условиях социальной среды.

Итак, самореализация — это особый вид деятельности, содержанием которого является опредмечивание сущностных сил личности. Человек является таким, каким он делает себя сам, насколько он сам себя ощущает: как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности [К. Роджерс].

Внутренняя стихия одаренного ребенка — творчество. Для него мышление — любимое жизненное занятие. Современный одаренный ребенок открыто воспринимает мир во всем многообразии связей, какие только доступны пониманию ребенка постиндустриального общества. Традиционно направленное педагогическое мышление часто не приемлет этот взгляд, принимая его за абсурд. Не правда ли, знакомая картина первых шагов смелого молодого ученого? Истоки их «смелости-несмелости» — в детстве, где есть место интеллектуальной активности, поддержанной взрослыми в своем кажущемся «абсурде».

На основании Мюнхенских лонгитюдных исследований, К. А. Хеллер было выдвинуто положение, что свойство целостной личности отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон не возможна. В творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности [В. Сластенин]. Мотивация стимулирует успешное решение уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности. Достигнув поставленной цели, работа творческой мысли не останавливается,

а рискует выйти на новый уровень, новые закономерности, новые проблемы: «Понятия, будучи раздельными, соединяются — субъект мыслит. Ум, когда мыслит нечто очень глубокое, менее заметное познает не хуже, но даже лучше» [Аристотель]. Очень верно схваченная особенность захваченного идеей мозга - проникать вглубь предмета и видеть то, что незаметно для обычного человека.

Действительно, познание начинается с удивления тому, что обыденно. И представляет собо.: процесс общественно-исторической деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении. Познавательная самодеятельность, т.е. возможность выхода субъекта в область «не предзаданнгго», способность видеть в нем то, что не видят другие, определяет его творческий статус [Б.М. Теплов]. «Наивная креативность» одаренного ребенка делает его исследовательскую деятельность гибкой, свободной от формальных и иных общественных стереотипов — истинно творческой.

В современной науке категория «творчество» немало изучена и имеет достаточную для обеспечения полноты (конкретности) отображения феномена «одаренный ребенок» как объекта в системе научного знания степень разработанности [К. А. Абульха-нова-Славская, А.Г, Асмолов, Н. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И. Кант, К. Маркс, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Панкова, А. Потеб-ня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б. Райнов, К. Роджерс, В. Соловьев, О.К, Тихомиров, Э. Фромм, А. Шаховской, Ф.В. Шеллииг, А.Т. Шумилин и др.].

Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового [ 1 ]. Специфика творчества состоит в его неадаптивной (надситуативной) природе [В.А. Петровский]. Понятие творчества предполагает личное начало и употребляется преимущественно по отношению к деятельности человека, в которой сознательное и бессознательное, интуитивное и рассудочное дополняют друг друга [5].

Творчество, по И.Я. Лернеру, — это процесс создания человеком объективно и субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно,описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. А творческая деятельность — деятельность, направленная на исследования и открытия за пределами достигнутого (или утвержденного) стандарта (как образовательного, так и производственного), ориентированная на научное, теоретическое обоснование и практическую разработку неизвестных областей знания с применением индивидуального авторского метода.

Для одаренного ребенка необходимы опыт переживания и проживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни. Согласно П. Торренса, творчество — это естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в си туации незавершенности или неопределенности. Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению [Э. Фромм].

Самореализацию одаренного ребенка можно охарактеризовать как осознанную творческую (исследовательскую) деятельность, способствующую развитию одаренности как качества личности, и воплощению в ней сущностных сил личности одаренного ребенка -направленного интереса в соответствии с возрастом, видом и уровнем проявленной одаренности». Это обусловлено тем, что интеллектуально-личностным ядром одаренности является самостоятельная познавательная

активность, проявляющаяся в активной познавательной самодеятельности, определенной высоким личным стандартом одаренного ребенка.

Полный цикл самостоятельной познавательной деятельности включает этап знакомства с информацией, а также исследования и экспериментирование, проверки собственных идей относительно исследуемых объектов, приобретения сноровки в обращении с различными необходимыми материалами и приборами. Сложность состоит в том, что у каждого одаренного ребенка интересы и направленность творческой деятельности очень индивидуальны.

Творческая (исследовательская) активность является важнейшим инструментом развития и саморазвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка (детской одаренности). От спонтанной, интуитивной, основанной на методе «проб и ошибок» - к конструктивной, сознательной, логически выверенной, построенной на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке и логическом прогнозе [7]. Таков путь перерастания ситуативной творческой активности в особый вид интеллектуально-творческой деятельности — исследовательскую деятельность.

Здесь следует уточнить, что в своих рассуждениях мы руководствуемся положением, что стремление и способность личности к исследовательскому поведению — этоуниверсальнаяхарактеристикаче-лозека-творца. И определяет она не только того, кто способен вести научный поиск, но и тех, кто «всерьез» занят искусством, экономикой, политикой, спортом и т.д. Творческий человек — человек, открытый новому познавательному опыту, умеющий его актуализировать и творчески применять.

По мнению современных специалистов в области педагогической психологии, одним из ведущих факторов, обеспечивающих позитивную динамику развития детской одаренности, выступает направлено активизируемая исследовательская деятельность [A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, X. Пассов, А.И. Са-венковидр.] [7]. И здесь немаловажным является вопрос, насколько индивид способен воспринимать и усваивать опыт, полученный им в ходе интеллектуально-творческой деятельности, насколько он готов и способен использовать этот опыт в будущем.

Интеллектуально-творческая (исследовательская) деятельность — индивидуальный процесс реального поиска решения новых проблем, при котором требуется осуществление переноса, комбинация, преобразование способов деятельности, умение видеть проблему и т.д. Именно такая деятельность представляет для одаренного ребенка естественную стихию, обусловленную природными предпосылками самой одаренности. Центральное место в ней занимают не знания, умения, навыки и способы действия, а ведущий для одаренного ребенка элемент содержания образования (по И.Я. Лер-неру) — опыт творческой деятельности.

Приобретение одаренным ребенком индивидуального познавательного опыта путем приращения элементов опыта творческой деятельности как особого содержания социального опыта отличается of содержания знаний, умений и опыта осуществления, воспроизведения уже известных способов деятельности, накопленного в процессе общественно-исторической деятельности. Опыт творческой (исследовательской) деятельности направлен на творческое решение человечеством познавательных и практических проблем. Поэтому результатом усвоения данного содержания является содержание сдвига в развитии личности.

По своей природе одаренность гуманистична. Социум вдохновляет ее на преобразования. И даже отторжение от него не может остановить этот могущественный механизм, в основе которого - зарождающееся, стремящееся к истине научное познание и открытое мышление.

Завершая век формальных стереотипов, человечество не одно десятилетие потратит на возрождение свободной научной мысли. Демографический кризис словно «раззадорил» природу. Человеческий интеллектуальный потенциал не вырождается, а становится мощнее — например, в современной России, поданным «Евроталанта» и ЮНЕСКО, и в Сибири, в частности, одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10% (самый высокий показатель на планете!), то есть значительно возросло количество одаренных детей. Соответственно возросло и число педагогических проблем, корни которых в откровенном непризнании социумом права одаренных детей свободно исследовать мир. Естественно, ставится вопрос о создании педагогики одаренности, одним из требований которой является открытое педагогическое мышление, по своей природе гуманное и наполненное социальными смыслами [3]. Оно направлено на развитие внутреннего ресурса личности. И его логика должна быть сопряжена с гибкой логикой стремящейся к познанию одаренной личности. Поэтому очень важно создать такие условия, при которых приобретаемый им опыт творческой (исследовательской) деятельности будет позитивным и общественно значимым.

Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. При этом важнейшей отличительной чертой одаренного ребенка является искренний интерес к миру, не терпящий ограничений в исследованиях или иных творческих изысканиях. Вероятно, по этой причине, эталоном их деятельности, как правило, становятся достижения высочайших мастеров-профессионалов и всего, что с ними связано (образ мыслей, действий и другие детали проявления индивидуальности). Повышенная познавательная (интеллектуальная) активность позволяетреализовать направленный интерес одаренного ребенка в интересующей сфере деятельности.

Определяющее свойство одаренных детей проявляется в эффекте интеграции разных форм интеллектуальной активности, опережающих интеллектуальные потребности хронологического возраста на два и более возрастных периода. Данный эффект определяется как показатель становления целостной структуры интеллекта на этапе взрослости (18-35 лет). Но в отношении одаренного ребенка определить его в качестве такого показателя не представляется возможным в силу очевидной несформирован-ности ведущих качеств интеллектуальной зрелости личности одаренного ребенка, определяющимися возможностями его реального хронологического возраста и индивидуальными особенностями.

Возникает разрыв сознания, определяющий, на наш взгляд, основное противоречие, порождающее дисхронию развития, а, следовательно, и ряд проблем, нарушающий естественность процесса развития личности ребенка соответственно возрасту, обусловленные отсутствием элементарного социального опыта в востребованной сфере и граничащей с ней областях.

Позволит восполнить недостающие конструкты, способствующие удовлетворению потребностей ребенка в реализации ведущего его свойства — повышенной интеллектульной активности, направленного интереса в интересующей сфере деятельности -

опыт творческой деятельности специалистов-профессионалов. При этом сохраняется целостность возраста: ребенок находится в естественной среде (семья, школа, общение со сверстниками). И имеет возможность удовлетворить свой творческий (исследовательский) интерес в общении с талантливыми взрослыми, приобретая не только стихийный творческий опыт, но и опыт продуктивного мышления, опыт создания нового - составляет содержание интеллектуального развития, а также опыт переживаний и опыт эмоциональной воспитанности, составляющих основу развития индивида как личности.

По сути, речь идет о технологии поэтапного обогащения творческого опыта одаренного ребенка посредством включения в профессиональную творческую деятельность, соответствующую типу проявленной одаренности.

Педагогические условия осуществления данной технологии подразумевают:

- доброжелательность и социальное принятие самого факта участия ребенка в данном виде деятельности, творческий характер предлагаемой деятельности и соответствие ее типу и темпу развития одаренности и интересам ребенка;

- добровольность участия (согласие ребенка, педагога, родителей) и возможность добровольного выхода (перерыва в участии) из программы в любой момент;

- техническую оснащенность профессиональной базы или условия, максимально приближенные к таковым;

- очень важна социальная и общественная значимость данной деятельности, участие в программе специалистов - высоких профессионалов соответствующего профиля, а также социальное поощрение (вознаграждение) ребенка и его педагога, коллегиальность в принятии решений;

- особое условие - постоянный мониторинг достижений ребенка.

Исследовательские потребности одаренного ребенка зачастую формируются в процессе рефлексии над собственной исследовательской деятельностью, на почве осознания недостающего знания. Это предполагает индивидуально-творческий выбор, способность к постоянной рефлексии над собственными способностями и возможностями, над содержательной и формальной стороной индивидуального мышления. В результате участия в социально-значимой деятельности стимулируется индивидуальное творческое начало одаренного ребенка: от него требуются не простая выборка готовых решений из банка данных, а значительные, подкрепленные ответственностью, рефлексивные усилия.

Опыт творческой деятельности является при данном рассмотрении не самоцелью. Это прекрасная возможность удовлетворения тех психологических особенностей одаренных детей, которые часто вызывают неприятие в обычной среде. Здесь они находят свое естественное применение и приобретают положительное звучание. Речь идет о перфекционизме, самостоятельности и стремлении к самоактуализации.

Например, одаренный музыкант готовится к выступлению в ансамбле с артистом-профессионалом. Его стремление достичь совершенства становится обоснованным. Мало того, одаренный ребенок учится у данного специалиста находить видимый для данного этапа творчества предел этого совершенства, самостоятельно устанавливать ближайшие цели, достигать их и намечать новые. Участие в концерте на правах артиста для одаренного ребенка в данном слу-

чае является возможностью довести начатое дело до конца, а затем оценить результат на основе сопоставления имеющегося и приобретенного опыта. Важным является и то, что ребенок непосредственно вращается в реальной жизненной среде, где творчество соприкасается с обыденностью. Он учится преодолевать реальные трудности и, осознавая свой потенциал, проецировать его на окружающий мир. Так поддерживается и формируется главный побудительный мотив творчества одаренного ребенка Т. Гольд-стейн, К. Роджерс и др. ] - стремление предъявить миру свой внутренний потенциал, показать способности, реализовать свою сущность, то есть стремление к самоактуализации, саьореализации в творчестве. Необычайные эмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки, которые сопровождают весь процесс сотрудничества в творчестве, можно регулировать, дозируя степень и частоту участия одаренного ребенка в разных видах такой деятельности.

Несомненно положительное влияние подобных программ и на понимание социумом явления «одаренный ребенок». Общественная презентация его достижений на таком уровне помогает понять их социальную значимость, вызывает интерес, снижает порог непонимания и тревоги: «Его достижения — это не противовес, а возможность реального прогресса. Это результат - сегодня! И каждый из нас видел, с какой радостью он для нас ЭТО совершил, хотя пришлось ему не легко».

Снимаются проблемы социальной автономности, эгоцентризма одаренного ребенка. А если предоставить возможность соприкасаться в творчестве одаренным детям разных возрастов и разных уровней одаренности, можно представить, насколько расширится возможность обогащения индивидуального опыта этих ребят. Кроме того, будет естественным образом удовлетворена, что немаловажно, потребность одаренного ребенка в соревновательности и лидерстве.

Пожалуй, самым значимым результатом в этом процессе будет естественность эмоционального развития одаренного ребенка. Одаренные дети, находясь в творческом сообществе, объединенные единым делом, помогают друг другу в преодолении возникающих трудностей: эмоциональные срывы и неврозы — основные из них.

Как ни странно, но чисто профессиональные детали одаренные дети усваивают быстро и выполняют даже лучше, чем взрослые. Отличие заключается в объеме материала. Возможности взрослых гораздо шире. Одаренный ребенок, конечно, владеет более ограниченным материалом. Но! Прочтение этого материала, преподнесение его окружающим несет огромную степень новизны и открытия, а «наивная креативность» подвигаетна эксперименты.

Данная технология была апробирована в период 2003-2006 гг. на базе МОУ ДОД «ЦДО г. Омска «Эврика» и отдела детской филармонии государственного учреждения культуры «Омская филармония». В ЦДО «Эврика» - это проект «Интеллект. Творчество. Наука», в ходе которого воспитанники принимали участие в исследовательской проектной деятельности или проводили самостоятельное исследование по различным предметным направлениям под руководством педагогов-исследователей и ученых, представляли (презентовали) результаты проведенных исследований. В детской филармонии - это проект «Новые имена Прииртышья», включающий групповые и сольные концерты-презентации музыкально одаренных детей, мастер-классы и творческие программы с участием музыкантов-профессионалов.

Так, как один из результатов реализации проекта «Новые имена Прииртышья», была создана и исполнена концертная программа «Дети и орган», в которой в ансамбле с профессиональной органисткой — артисткой филармонии играли юные скрипачи, флейтисты, кларнетисты и... саксофонист. Необычное сочетание тембров, особенно на привычное ухо профессионала! Трое из юных артистов — скрипачка Валериям., флейтистка Катя С., саксофонист Володя М. — затем неоднократно участвовали в органных филармонических концертах. Стоит отметить и общественно-культурную значимость данного проекта - репертуар данных концертов был обогащен произведениями популярной классики, не исполнявшейся ранее с органом. И одаренность этих ребята раскрывалась постепенно, без эмоциональных надрывов — с остановками для размышления, так необходимыми в истинном творчестве. А профессиональная творческая среда и сотрудничество со специалистами высокой квалификации — артистами-исполнителями — помогли понять себя и место музыки в своей жизни. Они общительны со сверстниками, хотя адекватно оценивают свои способности. Пожалуй, более реально смотрят на жизнь. И - ищуг свой путь в мире музыки.

В ходе реализации проекта «Интеллект. Творчество. Наука» воспитанники активно вовлекались в участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, марафонах, научно-практических конференциях. Но главное — они имели возможность заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью в клубах интеллектуального развития и кружках по интересам. Темой исследовательских проектов, выполняющихся как в группе, так и индивидуально, становились проблемы современного российского общества, например, «Катастрофы», «Загрязнения водных объектов» и др. Среди юных талантов были и первоначально не вполне успевающие по некоторым:школь-ным предметам ученики, активно проявляющие себя в творческих видах деятельности. Но сегодня они побеждают на олимпиадах разных уровней, уверенно чувствуют себя в школе среди сверстников.

Сотрудничество в ходе исследования с учителями-предметниками, а также преподавателя вузов соответственно области знания или специалистов высокой квалификации иного профиля (например, писателя, математика, психолога, артиста-музыканта) позволило ребятам провести не только анализ теоретического материала, но и дало возможность научиться ориентироваться в реальных проблемах, понимать значимость их решения для российского общества, региона, города.

Главное, - одаренные дети ощутили смысл своей деятельности, осваивая навыки интеллектуального труда: умение планировать и анализировать свою деятельность, ставить цель исследования, самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, а также удовлетворяют свой направленный интерес, осуществляя экономические расчеты, строя графики, проводя опыты, сочиняя литературные произведения, разрабатывая компьютерные программы, проекты, разучивая и исполняя новые музыкальные произведения, принимая решения по реализации полученных результатов. Кроме того, они учатся взаимодействовать в группе, быть как лидерами, так и исполнителями, слушать и излагать свои мысли.

Знания, умения и навыки соединяются с опытом самостоятельной деятельности, а также творческой (исследовательской) деятельности, и личной ответственности воспитанников, выражающейся в опыте эмоционально- ценностных отношений. Ребенок определяет

и устанавливает свой собственный стиль, у него формируется система взглядов на самого себя (адекватная самооценка), на свое место среди людей, свое будущее. В результате творческого (исследовательского) процесса позитивируется его « Образ-Я ». Одаренный ребенок удовлетворяет свой направленный интерес, согласуя его с интересами социума. Происходит его самореализация и позитивная социализация.

Позитивное приятие способствует позитивному развитию. Оно помогает перейти от рассматривания и опеки одаренных детей к компетентной поддержке, от демонстрации «парада звезд» к непосредственной социализации маленьких вундеркиндов. Конечно, это обременительная и очень тонкая педаг огическая работа, требующая постоянного научного наблюдения и сотрудничества многих специалистов. На разных этапах развития одаренного ребенка, он может учиться как в массовой, так и в специальной школе, заниматься, соответственно интересам и способностям, в учреждениях дополнительного образования. Но очень важно потребности многочисленной популяции одаренных детей совместить с перспективами развития общества. Именно с перспективами, потому что опережение - их норма, в то время как для среднестатистического гражданина опережение - не всегда понятный, а потому желательный ориентир.

Именно общество, по A.A. Бодалеву, является для личиости теми условиями, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет новую среду (другой «уголок» общества) (2]. Практически нет значимых долгосрочных комплексных программ, направленных на социализацию одаренных детей, а, значит, их позитивное развитие. Для понимания подходов к решению данной проблемы продолжим цепочку вопросов, касающихся изучения и понимания основ и аспектов одаренности, и ответим на вопросы, непосредственно относящиеся к развитию: «Насколько заинтересовано общество в одаренных детях? Где бы (в какой общественно значимой области, сфере производства или общественной жизни) мы бы хотели (и готовы!) увидеть завтра этих одаренных детей? Как этому помочь?»

Данный контекст постановки проблемы самореализации одаренныхдетей, напрямую соприкасающийся с педагогической действительностью, позволяет нам рассматривать, наряду с понятиями «одаренность» и «детская одаренность, предложенных российскими [Богоявленская Д.Б., Лейтес Н.С., Кулемзина A.B., Холодная М.А. и др.] и зарубежными [Гилфорд Дж., Рензулли Дж. и др.] учеными, понятие «одаренные дети» как феномен социально-педагогической действительности: одаренные дети представляют собой часть социума в возрасте до 18 лет, обладающую значимым для прогресса общества творческим потенциалом, проявляющимся в опережении возрастных норм показателей развития, явно неординарных способностях, устойчивом стремлении к совершенству, выдающихся достижениях в одной или нескольких видах деятельности; имеющую низкий уровень социальной компетентности [10], что обусловлено врожденной дисхронией развития; как следствие, нуждающихся в соответствующей направленной поддержке формирования механизмов самореализации в целях позитивной социализации в интересах общества.

Итак, одаренные дети сегодня - это многочисленная группа детей, в силу своих психологических личностных характеристик качественно отличающаяся от сверстников, не похожих друг на друга, как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. Их со-

циальная изоляция не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которые ставится ребенок. Основной вид деятельности одаренного ребенка - интеллектуально-творческая (исследовательская) деятельность. А, значит, ведущим элементом содержания образования выступает опыт творческой деятельности. Поэтапное обогащение опыта творческой деятельности одаренного ребенка способствует его самореализации, развитию и позитивной социализации. Спокойное, конструктивное, человеческое отношение к таланту, как к равноправному члену гражданского сообщества, стремящегося к прогрессу, способствует сбалансированному интеллектуальному и социальному развитию.

Библиографический список

1. Батюшков Ф.Д. Творчество//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1901. - С. 11.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. — С. 11-12.

3. Кулемзина A.B. Детская одаренность как предмет педагогического анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Томск: ТомГПУ, 2005. - 48 с. - С. 3-8.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - Москва - Воронеж, 2003. - С. 54-65.

5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с. - С. 20-21.

6. Савенков А.И.. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. - Ярославль: Академия развития, 2002. - С. 20-25.

7. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004. - 272 с. - С.27-37.

8. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя]. Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.

- С.330-331.

9. Холодная М.А.. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта.// Сборник- Основные современные концепции творчества и одаренности. Г.пдррд. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардии, 1997. - С.ТС/-298.

10. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Учеоное посоГше. - М.: ПЕР С.Э, 2003. - С. 111.

11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.

- М.: Изд-вс МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

- С.31-49.

ПАРЦ Ольга Степановна, аспирантка кафедры педагогики, научный консультант и методист МОУ ДОД ЦДО «Эврика» г. Омска.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.10.2006 г. © Парц О.С.-

УДК 378 9+378 147 54Т351 И £ ТЕрЛЕЕВА

Омский государственный педагогический университет

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

В статье представлено описание и некоторые результаты опытно-экспериментальной работы, цель которой состояла во внедрении в образовательный процесс методического обеспечения для студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания». Предложенное методическое обеспечение направлено на профессиональную подготовку студентов-технологов, является средством реализации взаимосвязи органической химии и технологии продукции общественного питания.

Преподавание химии при подготовке технологов должно быть профессионально-ориентированным. Педагогическое наблюдение показывает, что студенты не всегда видят связь между химическими дисциплинами и будущей специальностью, очень часто от них можно слышать высказывания: «Зачем нам столько химии?», «Нам в работе химия не нужна». Такой настрой негативно сказывается на мотивации образовательного процесса и, соответственно, на результатах обучения. Для решения данной проблемы необходимо осуществлять отбор содержания, зна-

чимого в профессиональной подготовке технологов.

При обработке продуктов и производстве готовой продукции происходит ряд химических процессов: гидролиз дисахаридов, карамелизация Сахаров, окисление жиров и т. д. Большинство кулинарных процессов связано с химическим реакциями, происходящими с органическими веществами, входящими в состав продукции: коагуляция белков (при нагревании мяса, рыбы, яиц), получение стойких эмульсий (многие соусы), получение пены (взбивание сливок, белков и т. д.), старение студней, черствение выпеч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.