СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 376
О.В. Байдикова
учитель - логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected] Н.Н. Черемных воспитатель, педагог-психолог МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье анализируется актуальность процесса развития научного потенциала одаренных детей дошкольного возраста. Перечисляются мероприятия, способствующие становлению исследовательской деятельности дошкольников.
Ключевые слова:
Научный потенциал, одаренные дети, исследовательская деятельность.
Проблема одаренности в современном дошкольном воспитании является одной из приоритетных. Связано это с возрастанием требований к статусу школьник, что закономерно влечет за собой и рост требований к дошкольникам. Современные дошкольные образовательные организации стремятся обеспечить не только гармоничное всестороннее становление детей, но и своевременно выявить специальные способности дошкольников, а также максимально способствовать их развитию. Чаще всего среди таковых выделяются музыкальные, художественные, математические способности, способности к языку и лишь в редких случаях педагогами ДОУ уделяется внимание развитию способностей детей к научному анализу явлений действительности, повышению исследовательской активности, активизации познавательной мотивации при решении различных учебных задач и т.д., т.е. формированию научного потенциала будущих школьников. Актуальность работы педагогов ДОУ по формированию научного потенциала воспитанников не вызывает сомнений, поскольку общество остро нуждается в воспитании подрастающего поколения, способного нестандартно мыслить, научно обосновывать явления окружающей действительности, творчески подходить к решению различных ситуаций.
Как отмечает Поддьяков А.Н. [5], исследование — это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья. Программы исследовательского поведения начинают развертываться практически с момента появления живого существа на свет, наряду с программами пищевого и оборонительного поведения. А в современном стремительно меняющемся мире обойтись личности без способностей к исследовательской деятельности, составляющих основу научного потенциала, практически невозможно.
Сформированный научный потенциал личности предполагает склонность к наблюдениям, пытливый ум и стремление к самостоятельности, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, анализировать результаты, доказывать и защищать свои идеи. Вовремя разглядеть в
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
ребенке зачатки этих характеристик - верный путь к формированию научной одаренности у него в будущем. Именно поэтому на этапе дошкольного воспитания особая роль принадлежит диагностике исследовательских способностей детей.
Другим же немаловажным аспектом работы над вопросом формирования научного потенциала дошкольников является выбор максимально эффективных средств развития выявленных способностей. Одним из наиболее действенных инструментов развития исследовательских способностей детей является включение детей в исследовательское обучение, базирующееся на основе естественной потребности детей к познанию окружающей действительности. Освоение любой темы дошкольником целесообразно подкреплять экспериментированием, в ходе которого происходит ненавязчивое овладение приемами и методами, заимствованными в науке.
Кроме того, весьма важным является проведения на базе ДОУ дополнительных мероприятий научно-исследовательского характера. Это может быть и викторина «Юный эрудит», и занятия кружка «Уроки научного творчества», и конкурс «Я - исследователь», и совместные с родителями тематические вечера «Логика всегда права», и серии встреч с дошкольниками «Сократовские беседы», и другое.
Таким образом, выявление и развитие научного потенциала одаренных дошкольников является вполне посильной задачей для педагогических кадров при условии их мотивированности на эту деятельность, наличия сформированного научного стиля мышления, а также собственных способностей к творческой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007 - № 4 - с. 45 - 55.
2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: «Академия». 2002. - 208 с.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.
5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
© Байдикова О.В., Черемных Н.Н., 2018
УДК-37
М.Б. Богатырева
учитель иностранных языков, МБОУ СОШ №42,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Е.А. Иванова
педагог-психолог МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
г. Белгород, РФ E-mail: ivanova-sch42@mail. ru
РОЛЬ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Английский язык, как школьный предмет, весьма специфичен. Одной из целей урока является формирование коммуникативной компетенции учащихся, что и отличает его от многих предметов в школе. Многие учащиеся считают уроки английского языка сложными, но в тоже время очень интересными,
i 74 У