СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
УДК 376 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О.В. Байдикова, учитель - логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected] Н.А. Квитченко, воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: [email protected] Н.М. Недоводиева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ E-mail: [email protected]
ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье обосновывается связь пальцевой моторики и речевого развития детей. Подчёркивается роль функции моторного планирования в формировании навыков речи. Рассматриваются вопросы речевого развития дошкольников с помощью лепки. Обосновывается важность, применения как традиционных, так и нетрадиционных материалов для лепки. Описываются приём и техники лепки.
Ключевые слова: Лепка, моторное планирование, речевое развитие, дошкольный возраст.
Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко к речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.
На сегодняшний день широко вошли в практику такие средства развития пальцевой моторики дошкольников как: всевозможные игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, прищепки, бусины, пуговицы, желуди, спички, крупы и т.д.), пальчиковые игры, массаж кистей и пальцев рук, рисование пальчиками, лепка. Все из перечисленных средств содержат в себе спектр развивающих возможностей. В рамках данной статьи остановимся подробнее на лепке.
Лепка как средство развития дошкольника стала предметом исследования таких ученых как Халезова Н.Б., Горунович Л.Б., Косминская В.В и др. Авторы отмечают, что особенностью лепки в детском саду является то, что детской руке доступны формы работы, в которых используются только мягкие материалы. Причем, такие материалы могут быть как традиционными (пластилин, глина, тесто и т.д.), так и нетрадиционные (снег, влажный песок и т.д.). Однако, любой традиционный материал может применяться в нетрадиционной форме. Так, например, хорошо зарекомендовала себя лепка в форме пластилинографии, которая подразумевает более или менее объемное «рисование» пластилином на горизонтальных поверхностях.
Специалистам ДОУ и родителям дошкольников целесообразностремиться к максимальному разнообразию в применении приемов и техник лепки и выбору неповторяющихся заданий для детей. Это
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
связано с необходимостью развитиятакой функции как моторное планирование, заключающейся в способности понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.
Современные исследования доказывают, что важно не столько развитие пальцевой моторики для психического развития в целом и речевого развития в частности, сколько успешное формирование функции моторного планирования. Оно отвечает за умение выстроить логику действия. Причем, в моторном планировании задействованы как крупные движения (выполняемые ногой, рукой, головой, телом), так и мелкие (выполняемые пальцами). Речевая деятельность требует сложного моторного планирования. Именно поэтому тренировка способности к моторному планированию - важная задача взрослых, нацеленных на развитие речи дошкольника.Ее решение посредством лепки предполагает отсутствие шаблонных, хорошо знакомых ребенку манипуляций с пластилином, глиной и другими материалами. Важно при организации лепки включать ребенка в такую деятельность, в которой он выполняет непривычные, новые для себя действия, и чем разнообразнее приемы и техники, используются педагогами, тем лучше.
Приемы и техники лепки могут быть следующими:
- конструктивными (продукт создается из отдельных деталей);
- скульптурными (продут создается из одного куска);
- модульными (создание объемного продукта из отдельных деталей -модулей);
- лепка на форме (лепка производиться путем раскатывания материала и его оборачивания поверх какого-либо предмета).
Таким образом, лепка при адекватной организации является эффективным средством речевого развития дошкольников, поскольку успешно решает задачи совершенствования мелкой моторики и функции моторного планирования.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М. Речевоеразвитие дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Зязюн И.А. Онтология педагогического творчества / И.А.Зязюн// Педагогическая техника, 2014 - С.154-156.
3. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина.2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2012. - 88с.
© Байдикова О.В., Квитченко Н.А., Недоводиева Н.М., 2018
УДК 037
Бассараб С. Н.
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab [email protected] Летошникова С. А. учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: [email protected] Толмачева В.В. учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected]
ВЫБОР СЛОВ ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ Аннотация
Человек, знающий большое количество слов и их значения, имеет больше возможностей точно и