Научная статья на тему 'Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом'

Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2491
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АУТИЗМ / АДАПТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕБЕНОК С РДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недоводиева Н.М., Квитченко Н.А., Леонова М.В.

В статье проанализированы теоретические основы понимания сущности развития аутичного ребенка, рассмотрены основные направления психосоциальной помощи ребенку в ранним детским аутизм и социальной адаптации таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 376

Н.М. Недоводиева,

педагог дополнительного образования, МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ

E - mail: natalimr@mail.ru Н.А. Квитченко, воспитатель высшей квалификационой категории, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори Белгородского района

Белгородской области», РФ E - mail: natali.kvitchenko@yandex.ru М.В. Леонова, руководитель структурного подразделения, МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ

E - mail: kahok777@bk.ru

АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Аннотация

В статье проанализированы теоретические основы понимания сущности развития аутичного ребенка, рассмотрены основные направления психосоциальной помощи ребенку в ранним детским аутизм и социальной адаптации таких детей.

Ключевые слова:

Аутизм, адаптация, дошкольный возраст, ребенок с РДА.

Для любого малыша смена привычной теплой домашней обстановки на иную - стресс. Для некоторых детей - это довольно большое потрясение. Дети - аутисты пока что не готовы к жизни и взаимодействию в детском коллективе, но исключать коллектив сверстников из жизни маленького человечка, нельзя. Никаким другим образом не удастся восполнить тот опыт общения, который предполагает детский сад. Если не проводить с ребёнком специальной коррекционной работы (психологической, педагогической, медицинской), то он всё дальше и дальше будет отдаляться от людей, от общества. Наблюдая за сверстниками, малыш быстрее, чем дома приобретет необходимые навыки.

Под термином «аутизм» понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверх ранимости в контактах со средой»

Трудности, которые неизбежны при адаптации ребенка с РДА:

- социализация и трудности в общении;

- невозможность устанавливать эмоциональные связи;

- нарушено речевое развитие.

Конечно же детей ждут трудности: меняется привычная домашняя обстановка, он расстается с мамой на длительный период, возникает необходимость влиться в новый коллектив. Они сталкиваются с такими болезненными переживаниями как чувство тревоги и страха даже при смене еды, места игр, сна, присутствие новых людей. Они избегают прямого зрительного контакта, не допускают прикосновений со стороны незнакомых, стараются уединиться. Следует помнить, что эмоциональное и психическое развитие у этих детей происходит по-другому. Они по-другому «видят» и анализируют окружающую ситуацию, а, значит, для этих деток необходимо создавать особые условия, которые помогут в благоприятной социальной адаптации.

Для того, чтобы адаптировать ребенка в новой среде необходимы усилия разных специалистов. Кроме воспитателей к реализации программы должны быть привлечены разные специалисты: музыкальный

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

руководитель, специалист по физическому воспитанию, педагог дополнительного образования, психолог, логопед, дефектолог. Поскольку диагноз «Аутизм» - это медицинский диагноз, необходимо участие и психоневролога. Программу, по которой ведется адаптационная работа в течение года, следует корректировать в зависимости от состояния малыша, его особенностей и его успехов. В процессе наблюдения выявляются те моменты, которые требуют коррекции. Все специалисты вместе с родителями совместными стараниями в силах помочь малышу адаптироваться в детском коллективе. Если у ребенка сложится положительное впечатление о детском объединение и тех, кто находится с ним рядом, успех адаптации очевиден.

С чего начинать адаптацию? Об этом должны позаботиться родители задолго до посещения детского сада или детского объединения. Постепенно и терпеливо приучать ребенка к детскому коллективу нужно уже на прогулках на детских площадках, понаблюдать за детишками, которые там находятся, понаблюдать как они играют. Рядом с мамой малышу будет спокойно и безопасно. По договоренности с воспитателем можно посетить группу и ознакомиться с обстановкой. Пусть он, пока нет других детей, освоится.

Прежде чем оставить малыша на весь день в детском саду, его необходимо сначала приводить на несколько минут, постепенно увеличивая время пребывания. В этот период важным моментом будет поощрения, у ребенка будет закладываться положительное впечатление с новым окружением. Чтобы ребенок не испытывал тревогу во время прогулки маме лучше присутствовать. Это и снимет тревожность у малыша, и маме будет полезно познакомиться поближе с воспитателями, детьми, узнать правила, по которым живет группа, да и обсудить эмоциональные впечатления дня совместно с ребенком будет интересней.

Успех работы с аутичным ребенком возможен, если взрослый будет особенно внимательным. Педагог должен понимать, насколько трудно малышу жить в этом мире, наблюдать за его реакцией на действия вокруг, замечая и комментируя вслух каждое событие, каждое слово и жест ребенка. Улавливая и подмечая как реагирует малыш, педагог может корректировать свои приемы воздействия на него и оберегать от действий окружающих, тем самым создавать зону комфорта.

Ребенок - аутист нуждается во множестве подсказок. Со стороны воспитателей обязательно нужно напоминать ребенку: сейчас нужно пойти в туалет, сесть на стульчик, раздеться, сложить вещи и прочее. Чтобы ребенок не растерялся, следует взять его за руку и отвести в нужное место, помочь выполнить заданное действие. Режимные моменты необходимо четко и последовательно соблюдать. Обязательно прививать навыки самообслуживания. Это даст ребенку чувство спокойствия и стабильности, а также создавшийся стереотип поможет организовать поведение малыша. Ведь детям с диагнозом «аутизм» с большим трудом даются бытовые навыки. Поэтому задача взрослых - быть терпеливыми и последовательными. Среди множества упражнений для коррекции поведения таких детишек необходимо выбрать те, которые будут способствовать развитию отсутствующих навыков. А для того, чтобы был результат их нужно регулярно выполнять и заинтересованы в этом должны быть и родители, и воспитатели. Эта монотонная работа изо дня в день даст свой результат нескоро. Нужно помнить, что аутичные дети -это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в скором времени. Пройдут месяцы, а может быть и годы, когда вы сможете увидеть, что все ваши усилия не прошли даром.

Иногда детям требуется физическая помощь. Педагог в прямом смысле рисует вместе с ним одним карандашом или помогает в работе с пластилином. При знакомстве с игрушкой или новым предметом педагог дает ребенку предмет для тактильного ознакомления и сопровождает многократным повторением. Таким образом включается и слух, и зрение, и кожа. Способствуют активному развитию детей с РДА игры на развитие моторики. Это могут быть игры с водой, крупой, песком, пластилином, с интересом малыши занимаются пазлами, трафаретами. Обычно детки - аутисты любят игры и занятия, где не обязательно использовать речь. Они могут уединиться с лото за столом и долгое время заниматься им. Нужно использовать это время для налаживания контакта и вовлекать в совместную деятельность, а это будет способствовать формированию коммуникативных навыков. Каждый, даже минимальный успех, сопровождается похвалой со стороны взрослого. В самостоятельных занятиях ребенка следует поощрять, помогать при необходимости и обязательно учить доводить до конца начатое занятие. Такие дети видят

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

смысл, в каком - либо занятии, игре, когда четко знают алгоритм действия: что необходимо сделать вначале, какое действие совершается потом, чем закончить. Их деятельность должна быть понятной, и они должны видеть конечный результат. Поэтому каждое действие проговаривается педагогом. Неустанное проговаривание действий ребенка дает ему понимание и, как следствие, включение в совместную деятельность. А это и есть главная цель адаптации. Если взрослый ведет себя последовательно и осторожно, создает атмосферу доброжелательности доверия, то с ребенком можно установить контакт, а вот с другими детьми - этого достичь труднее. Во взаимодействии с другими детьми требуется неторопливость и осторожность. Ребенка - аутиста могут пугать голоса, движения, шум, подвижные игры детей, ему хочется уединиться, и в то же время может проявляться агрессия. Он готов бросить игрушку, толкнуть другого ребенка. У него не сформированы навыки взаимодействия. Нужно оберегать его в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой - дать возможность понаблюдать со стороны и постепенно включать малыша в общие занятия и игры. Даже не участвуя в совместных занятиях, дома этот ребенок сможет воспроизвести, то что усвоил, наблюдая за другими. Это говорит о том, что малыш приобретает навыки незаметно для окружающих, учится, запоминает, т.е. развивается. Очень важно чередовать занятия: музыка, рисование, танцы, лепка. Это исключит однообразие и даст возможность выявить творческие способности. Прогулки пешие и лыжные разовьют физически и поднимут общий тонус организма.

Таким образом социализация и адаптация для аутичных детей - работа длительная и кропотливая, но она необходима. Результатом успешной работы педагогов дополнительного образования и воспитателей в детском саду будет полноценная и осмысленная учеба в школе.

Если верить статистическим данным США, 10 % детей с РДА имеют гениальные способности, а среди обычных детей всего 1%. Главное выявить таланты и развить их.

Список использованной литературы:

1. Шипицына Л. М., 2001, Детский аутизм: хрестоматия / СПб., 234 с.

2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др., 1985., Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М., 389 с.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., 1997, Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 125 с.

© Недоводиева Н.М., Квитченко Н.А., Лионова М.В., 2019

УДК 796.03

В.И. Прохоров

Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова г. Сургут, РФ E-mail: surg.armsport.ru@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНАТА А.В. АШАПАТОВА

В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методические основы физической подготовки легкоатлетов-метателей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Приводятся результаты исследования динамики показателей физического состояния Параолимпийского чемпионата в толкании ядра и метании диска А.В. Ашапатова в Параолимпийском цикле (2005 - 2008 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.