Образование и наука. Том 21, № 3. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 3. 2019
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 377.6 DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Н. Г. Тагильцева1, Л. В. Матвеева2
Уральский государственный педагогический университет,
Екатеринбург, Россия.
Е-mail: 1musis52nt@mail.ru, 2lada-matveeva@yandex.ru
М. А. Бызова
Уральский региональный центр для музыкально одаренных детей и молодежи,
Екатеринбург, Россия.
E-mail: maria.kusakina@yandex.ru Аннотация. Введение. Повышение национальной конкурентоспособности зависит от многих факторов, но в первую очередь от качества человеческого капитала. Одна из приоритетных задач, которую ставит государство перед системой образования, - поиск и поддержка одаренных детей и подростков: создание условий для их продуктивного обучения, полноценного воспитания и оптимального развития их способностей, обеспечивающих дальнейшую максимальную самореализацию. Однако выполнение данных требований сегодня реально лишь в мегаполисах, крупных областных центрах, но не в малых городах, которые не обладают достаточными ресурсами и средой, способствующей раскрытию потенциала каждого одаренного ребенка, особенно если речь идет о художественном даровании. Отсутствие высококвалифицированных педагогов и культурной индустрии, слабая вовлеченность в культурную жизнь (невозможность посещения концертов, театральных представлений, выставок и т. д.), весьма ограниченный доступ к участию в творческих соревнованиях, олимпиадах, конкурсах - все это отрицательно влияет на мотивацию к занятиям художественной деятельностью и может привести к серьезным личностным кризисам и угасанию таланта.
Цель публикации - раскрыть содержание возможных вариантов работы с музыкально одаренными детьми, сталкивающимися с проблемами, блокирующими их творческое развитие.
Методология и методы. Исследование базировалось на личностно ориентированном и системном подходах к образованию одаренного ребенка. Ра-
бота осуществлялась с опорой на идеи отечественных и зарубежных исследователей о комплексной педагогической поддержке талантливых детей, имеющих проблемы в общем и культурном развитии. Использовались методы теоретического анализа научных и научно-методических источников, сравнительного анализа результатов практической деятельности, обобщения, устных и письменных опросов, моделирования.
Результаты и научная новизна. Выявлены наиболее часто встречающиеся трудности развития одаренных детей, проживающих в малых городах: отсутствие стимулов к обучению и творческому самосовершенствованию; невысокий уровень общей культуры; некомфортная атмосфера в семье, выражающаяся чаще всего в невнимательном отношении родителей к интересам и способностям ребенка. Для устранения причин неуспешности одаренных детей в обучении на базе Уральского музыкального колледжа совместно с детскими школами искусств Свердловской области были разработаны и апробированы модели социально-педагогического сопровождения таких обучающихся. Согласно классификации проблем в развитии одаренных детей предложены три типа личностно ориентированных моделей: 1) активизирующая мотивацию к творческой деятельности, 2) расширяющая культурный кругозор,
3) способствующая созданию условий для творческого развития ребенка в семье. Реализация каждой из моделей предполагала тесное взаимодействие сотрудников специализированного центра по работе с музыкально одаренными детьми, функционирующего при музыкальном колледже, педагогов детских музыкальных школ, учителей общеобразовательных учреждений малого города, детей и их родителей. Выделены ведущие виды совместной деятельности, способствующие решению задач, сформулированных в рамках каждой модели: концертно-исполнительская, культурно-просветительская и аналитическая (фиксация и рефлексия результатов творческого развития).
Практическая значимость. Экспериментальная проверка описанных в статье моделей управления процессом развития музыкально одаренных учащихся доказала эффективность и возможность как целостного, так и частичного использования их компонентов в российских школах.
Ключевые слова: развитие, музыкально одаренные дети, личностно ориентированные модели, проблемы, блокирующие творческое развитие детей.
Для цитирования: Тагильцева Н. Г., Матвеева Л. В., Бызова М. А. Лич-ностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 106-124. 001: 10.17853/1994-56392019-3-106-124
PERSONALLY-ORIENTED MODELS OF DEVELOPMENT OF MUSICALLY GIFTED CHILDREN
N. G. Tagiltseva1, L. V. Matveyeva2
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Е-mail: 1musis52nt@mail.ru, 2lada-matveeva@yandex.ru
М. А. Byzova
Ural State Pedagogical University, Ural Regional Centre for Musically Gifted Children
and Youth, Ekaterinburg, Russia.
E-mail: maria.kusakina@yandex.ru
Abstract. Introduction.. Nowadays, the development of national competitiveness depends on many factors, but the quality of human capital is first of all. One of priority tasks of education system in Russian Federation is search and support of gifted children and teenagers: creation of conditions for their productive education, full upbringing and optimum development of their abilities providing further maximum self-realisation of a person. Today, however, the implementation of these requirements is real only in megalopolises, large regional centers, but not in small cities, which have no sufficient resources and environment conditions, cultivating potential of every gifted child, especially in the case of art talent. The shortage of highly skilled teachers and cultural industry, weak involvement into cultural life (inability to attend concerts, theatrical performances, exhibitions, etc.), very limited access to participation in creative competitions, olympiads, competitions - all this negatively affects motivation engage in art activity and can lead to serious personal crises and waste of talent.
The aim of the article was to reveal the content of models of work with musically gifted children, who have certain problems that block their creative development.
Methodology and research methods. The research was based on personally-oriented and system-based approaches to education of gifted children. The authors considered the ideas of Russian and foreign researchers about the need for pedagogical support of gifted children, who have problems in general and cultural development. The methods of theoretical analysis of scientific and scientific-methodological resources, comparative analysis of the results of practical activity, generalisation, oral and written survey and modeling were employed.
Results and scientific novelty. The most common challenges of the development of gifted children, who live in towns, are revealed: lack of motivation for creativity and further development; a low level of general culture; tense atmosphere in family, which is expressed most often in the inattentive relation of parents to interests and abilities of a child. The specialists of Ural Musical College and chil-
dren's art schools of the city of Ekaterinburg and Sverdlovsk region developed and approved the models of social and pedagogical support of gifted children to eliminate the causes of their failures in education. According to the classification of problems in the development of gifted children, three types of personally-oriented models are offered: 1) motivation to creative activity, 2) cultural self-enrichment, 3) conditions for creative development of the child in family. The realisation of each model should be based on close cooperation of staff members of specialised centres (e.g. in musical college) for work with musically gifted children, teachers of children's music schools, teachers of educational institutions of towns, children and their parents. The most effective activities, contributing to the solution of the formulated tasks of each model, are identified: concert-performing, cultural-educational and analytical (fixation and reflection of the results of creative development).
Practical significance. The experimental testing of models proved the efficiency and possibility of complete and partial use of their components in Russian schools in order to manage the process of development of musically gifted pupils.
Keywords: development, musically gifted children, personally-oriented models, problems blocking the creative development of children.
For citation: Tagiltseva N. G., Matveyeva L. V., Byzova М. А. Personally-oriented models of development of musically gifted children. The Education and Science Journal. 2019; 3 (21): 106-124. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
Введение
Проблема обучения и развития детей с неординарными способностями напрямую связана с новыми вызовами быстро меняющегося мира, необходимостью воспроизводства человеческого капитала и повышения конкурентоспособности российского общества. Так, в Концепции общенациональной системы выявления молодых талантов1 обозначена миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей, состоящая в создании условий, обеспечивающих качественное обучение, эффективное воспитание и оптимальное развитие способностей таких детей, а также их дальнейшую максимальную самореализацию. В осуществлении данной миссии важная роль отводится специализированным учебно-научным центрам и школам, выпускники которых должны пополнять интеллектуальную элиту страны.
1 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012) № Пр-827 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Federal%20lows/koncep-cia_talantov.pdf.
Сегодня государство уделяет огромное внимание совершенствованию и поддержке не только интеллектуально и физически одаренных детей, но и художественных дарований подрастающего поколения. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.1 и Программе развития системы российского музыкального образования РФ на период с 2015 по 2020 год2, одними из приоритетных задач образования являются выявление обладателей талантов и предоставление опций для их личностного и творческого развития. В перечисленных документах отмечается, что решение данной задачи возможно при комплексном осуществлении интеграции социокультурного и образовательного пространства, проектирования системы работы с одаренными детьми и молодежью, установления равновесия между общим и художественным образованием.
К сожалению, приходится констатировать, что выполнение государственных требований по развитию одаренности в полной мере осуществляется лишь в областных центрах, но не в малых городах. Как показывает практика, одной из причин является нехватка высококвалифицированных специалистов, способных и умеющих создавать условия для реализации профессиональных интересов каждого одаренного ребенка. Сложность заключается и в том, что от наставника требуется полное погружение не только в образовательный процесс, но и в личную жизнь ученика, не всегда возможное, например, в условиях детской музыкальной школы. Вместе с тем помощь музыкального педагога (как и любого другого учителя) юному дарованию должна носить адресный характер и заключаться в мотивировании талантливых учащихся как к образовательной, так и к исполнительской деятельности - в данном случае ключевому средству их самореализации.
Неблагоприятными факторами, отрицательно влияющими на развитие музыкально одаренных детей, проживающих в малом городе, являются их незначительная вовлеченность в культурную жизнь, обусловленная невозможностью посещения массовых культурных мероприятий (концер-
1 Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://bda-ex-pert.com/2015/01/koncepciya-federalnoj-celevoj-programmy-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
2 Программа развития системы российского музыкального образования РФ на период с 2015 по 2020 год, утвержденная Минкультуры России 29.12.2014. С. 2-7 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://korsakov-dshi.muzkult.ru/img/ upload/3226/documents/programma_razvitija_2015_2020.pdf
тов, театральных представлений, выставок и т. д.) и отсутствием культурной индустрии, а также недоступность участия в творческих соревнованиях (форумах, олимпиадах, конкурсах). Такие дети часто не имеют представления об уровне собственного исполнительского мастерства, что оказывает неблагоприятное воздействие на формирование у них мотивации к занятиям художественной деятельностью и приводит к появлению неуверенности в творчестве.
Цель проведенного авторами данной статьи исследования заключалась в разработке и апробации личностно ориентированных моделей, которые позволяют устранить или минимизировать проблемы творческого развития музыкально одаренных детей, обучающихся в областных детских музыкальных школах, а также ликвидировать препятствия для их поступления в средние специальные учебные заведения и специализированные центры и обеспечить успешное обучение в этих учреждениях.
Обзор литературы
В психолого-педагогической литературе художественная одаренность рассматривается в широком смысле как целостная художественная или эстетическая предрасположенность к восприятию и созданию прекрасного (C. Alfeld, J. Drummond, J. Eccles, J. A. Fredricks, A. Frenzel, T. Goetz, A. McPhee, P. Stollery, F. Preckel, Л. Л. Бочкарев1, Д. К. Кирнарская, А. А. Никитин, Г. П. Овсянкина2, В. И. Петрушин, Е. М. Торшилова3) [1-7], в узком - как успешность осуществления художественной деятельности в определенных ее видах (Э. А. Сухачева, Е. И. Щебланова, О. С. Щербинина) [8-10].
Кратко обозначим типичные проблемы, которые возникают в работе с музыкально одаренными учащимися и сегодня достаточно активно обсуждаются педагогическим сообществом.
A. Arsic, T. Szymanski, T. Shaff, K. Tolbert провозглашают эффективность индивидуально-личностного подхода, учитывающего общее, культурное и социальное развитие детей с особыми дарованиями [11-13]. Эти и некоторые другие зарубежные авторы считают целесообразным дифференцировать процесс работы с музыкально одаренными детьми на определенные периоды, предусматривающие решение конкретных задач: со-
1 Бочкарев Л. Л. Насущные задачи музыкальной психологии / / Советская музыка. 1981. № 1.
2 Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. Москва, 1993. 193 с.
3 Торшилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. Москва: Искусство, 1989. С. 144.
вершенствование исполнительской техники, вырабатывание способности к эмоциональному восприятию музыки, формирование музыкально-слуховых навыков и представлений, музыкальной и общей культуры.
В работах отечественных педагогов и психологов также декларируется идея о том, что поддержка музыкально одаренных детей должна представлять собой четко организованную продуманную систему, имеющую целью их всестороннее развитие.
По мнению Э. А. Сухачевой, крайне важно создание окружающей среды, благодаря которой у ребенка смогут сформироваться свой взгляд на мир и индивидуальные способы его образного отражения в исполнительстве, что в итоге будет способствовать развитию личности [8].
А. Л. Готсдинер полагает, что образование детей с неординарными способностями должно строиться с учетом формирования у них культуры мышления и чувствования при сохранении их психической стабильности1.
С точки зрения А. Giddens, работа с такими детьми должна быть направлена не только на достижение ими творческих успехов, но и на их общее развитие2. Не секрет, что в процессе образования художественно одаренных учащихся в настоящее время как в России, так и на Западе наблюдаются некие «перекосы» в сторону совершенствования специальных способностей, при этом факторам, влияющим на формирование гармоничной личности, уделяется недостаточное внимание.
В научных публикациях последних лет предлагается осуществлять педагогическую поддержку талантливых детей начиная с детского сада или школы и заканчивая вузом [14, с. 217-219; 15, с. 42-45], поскольку непрерывное педагогическое сопровождение с большей долей вероятности позволит предотвратить негативные сценарии их развития.
Чтобы более успешно решать проблемы, с которыми нередко сталкиваются дети, обладающие особыми дарованиями, на взгляд S. M. Reis, следует учитывать в комплексе взаимоотношения в их семьях, личные интересы, а также образовательные и творческие достижения3.
С подобным подходом согласны G. Davis и S. Rimm, настаивающие на том, что для устранения указанных проблем педагогам следует принимать во внимание социальные условия жизни талантливых учеников, влияющие на общий уровень их культурного развития [16].
1 Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. Москва: NBМАГИСТР, 1993. 190 с.
2 Giddens A. The Third Way: The renewal of social democracy. Cambridge: Polity, 1998. P. 125.
3 Reis S. M. Advocacy: Thegroupingissue // RoeperReview. 1992. № 14 (4). P. 225-227.
0 необходимости и обязательности включения в работу с такими детьми их родителей также пишут в своих публикациях С. Л. Савченко, О. Г. Федоров, И. В. Шаталовская [17]. Отечественные ученые вслед за зарубежными коллегами подчеркивают высокую значимость социального развития одаренных детей, поскольку именно у них часто возникают сложности в общении со сверстниками и членами своих семей, затруднения при выборе профессиональной деятельности [10].
Итак, в настоящее время в научной литературе акцентируется то обстоятельство, что одаренность нередко сопровождается наличием личностных проблем, провоцирующих появление различных негативных жизненных ситуаций. В случае неразрешенности такие ситуации могут стать препятствиями в музыкальном совершенствовании и профессиональном росте, что неминуемо приведет к понижению мотивации к дальнейшему творчеству, «затуханию» таланта и сведению его на нет1. Именно с этим явлением связано использование в психологии и педагогике такого парадоксального термина, как «неуспешная одаренность» [9], к причинам которой среди иных факторов относится отсутствие педагогической поддержки.
Кроме прочего, в последнее время исследователи обращают внимание на возникновение психологических кризисов у детей с неординарными способностями, обучающихся в специальных интернатах [18]. Работающие в специальных школах и центрах педагоги-практики подтверждают наличие проблем развития талантливых детей из малых городов и объясняют ухудшение эмоционального самочувствия своих подопечных и их «неуспешность» в учении нахождением вдали от дома. К наиболее распространенным кризисным проявлениям относятся и коммуникативные сложности; дискомфорт из-за отсутствия определенных профессиональных исполнительских качеств, которые демонстрируют ученики, уже давно обучающиеся в школах для одаренных детей; переживания по поводу несоответствия своего общего уровня культуры уровню соучеников, живущих в крупном культурном центре.
Материалы и методы
В ходе проектирования моделей работы с музыкально одаренными детьми, имеющими проблемы в обучении и развитии, мы использовали следующие методы:
• анализ и обобщение научных и научно-методических работ отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы обучения и педагогического сопровождения музыкально одаренных детей;
1 Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. Москва: NB МАГИСТР, 1993. 190 с.
• устный и письменный опрос обучающихся и педагогов;
• изучение личных дел музыкально одаренных детей и обобщение результатов этого изучения.
Апробация сконструированных моделей осуществлялась в рамках деятельности Уральского регионального центра для музыкально одаренных детей и молодежи (далее - Центр), созданного в 2013 г. на базе Уральского музыкального колледжа, совместно с детскими школами искусств Свердловской области.
Результаты исследования
Основной задачей работы Центра является предоставление своевременной поддержки талантливым и одаренным детям Уральского региона.
Миссия организации - создание системы по выявлению, обучению и воспитанию, развитию и самореализации музыкально одаренных детей, оказание им консультативной и методической помощи.
Деятельность Центра осуществляется по нескольким направлениям.
1. Проведение преподавателями Уральского музыкального колледжа мастер-классов, семинаров, концертов в детских музыкальных школах Свердловской области, а также прослушивание детей и диагностирование уровня развитости их музыкальных способностей.
Главная задача этого направления деятельности заключается в выявлении музыкально одаренных учащихся областных школ и дальнейшей работе с ними при сотрудничестве педагогов этих школ со специалистами Центра.
2. Методическое сопровождение не только детей, но и педагогов, которым оказывается помощь в проведении семинаров, мастер-классов, индивидуальных консультаций как на базе их учреждения, так и на площадке Уральского музыкального колледжа.
Данный аспект работы ориентирован на повышение профессионального уровня преподавателей, занимающихся с одаренными учащимися детских музыкальных школ Уральского региона.
3. Организация и проведение индивидуальных консультаций (один раз в учебную четверть) преподавателями Уральского музыкального колледжа по специальным и теоретическим (музыкальным) предметам для учащихся детских школ искусств и детских музыкальных школ Свердловской области, а также для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Реализация направления предусматривает оказание методической поддержки педагогам в плане музыкального развития ребенка в рамках
такого предмета, как «Музыкальный инструмент», и музыкально-теоретических дисциплин.
За пять лет существования Центра было выявлено более ста одаренных учащихся детских музыкальных школ Свердловской области. В ходе специального изучения их личных дел и опроса их преподавателей выяснилось, что у многих из этих детей имеются проблемы как личностного, так и социального характера. Это подтвердили и результаты анкетирования самих учащихся.
Обобщение полученных сведений позволило выделить наиболее часто повторяющиеся проблемы:
• отсутствие стимула к обучению;
• невысокий уровень развития общей культуры;
• недостаточно комфортные условия для творческого совершенствования в семье, чаще всего связанные с взаимоотношениями детей и родителей.
Из 100 учеников, развитие которых происходило в условиях взаимодействия Центра и областных учреждений, было выделено 29 человек, у которых обнаружились указанные проблемы. Для их устранения и были разработаны модели, реализующиеся на практике в совместной деятельности педагогов детских школ искусств, детских музыкальных школ Свердловской области, учителей общеобразовательных школ и педагогов Центра.
Применение моделей сопровождения развития одаренных детей сегодня является одним из способов управления данным процессом [19, 20], однако их авторы в основном предлагают некие «общие» схемы, без учета специфики тех конкретных трудностей, которые испытывают одаренные дети при поступлении в средние специальные учебные заведения и специализированные центры и обучении в этих учреждениях.
Необходимость предметного решения вышеперечисленных проблем послужила основанием для конструирования представленных ниже моделей. Помимо задач по устранению указанных социально-личностных осложнений развития, каждая из моделей была нацелена на совершенствование музыкальных способностей детей путем их включения в концертно-исполнительскую, культурно-просветительскую деятельность и аналитическую работу по оценке собственных творческих достижений.
Модель 1 ориентирована на оказание помощи музыкально одаренным детям, не обладающим достаточной мотивацией к обучению. Использование данной модели предусматривает стимулирование творческой активности ребенка в сфере музыкального исполнительства и художественного творчества.
Для достижения требующихся результатов педагоги Центра
• включали ребенка в концертно-исполнительскую деятельность, осуществляющуюся в Уральском музыкальном колледже;
• на индивидуальных консультациях предоставляли ему возможность выбора предпочтительного для него исполнительского репертуара;
• знакомили воспитанника с учащимися Уральского музыкального колледжа, уже завоевавшими звания лауреатов международных конкурсов в России и за рубежом;
• привлекали всех своих подопечных к созданию творческих проектов совместно с детьми из областных детских музыкальных школ;
• проводили анализ творческих результатов развития ребенка, фиксируя тенденции динамики достижений и при необходимости корректируя методы, техники и содержание сопровождения.
Педагоги областных школ получали памятку, которая включала рекомендации и предложения по повышению мотивации одаренных учеников к музыкально-творческой и художественной деятельности.
Среди прочего преподавателям предлагалось проводить беседы на темы, связанные с музыкально-исполнительской деятельностью известных музыкантов, влиянием искусства на личность человека, значимостью музыкального исполнительства для личностного развития. В процессе такого общения ребенок рефлексировал собственные исполнительские качества и вместе с педагогом находил возможности для их проявления.
Педагоги также стимулировали написание их подопечными заметок на сайт школы о выступлениях как выдающихся музыкантов, так и соучеников, что способствовало формированию умений анализировать исполнительские особенности.
В памятке имелись и советы по техническому развитию способностей ребенка, которое должно осуществляться с позиции сочетания его интересов и уровня овладения определенными видами техник исполнения на музыкальном инструменте.
Кроме того, педагоги старались создавать для ребенка ситуации успеха, позволяя получить опыт концертного исполнения в достаточной мере освоенного музыкального произведения в различных слушательских аудиториях: среди сверстников, для родителей, ветеранов и т. д.
Кроме того, в ходе проведенного исследования нами использовались и такие виды мотивации к творчеству, как композиторские и педагогические эксперименты, участвуя в которых музыкально одаренный ребенок обучал приемам игры на инструменте детей младшего возраста или сочинял музыкальные композиции, впоследствии исполняемые им на концертах.
В завершение работы по реализации модели повышения мотивации к обучению ученикам в качестве своеобразного отчета предлагалось написать эссе на тему, связанную с их дальнейшей творческой деятельностью.
Модель 2 предназначалась для детей с недостаточно высоким уровнем развития общей культуры, обучающихся в детской школе искусств или детской музыкальной школе малого города Свердловской области. Эта модель педагогического сопровождения была разработана с целью расширения культурного кругозора учащихся.
Для достижения поставленной цели специалисты Центра корректировали репертуар по специальному инструменту, включая в планы подготовки интересные для детей произведения. Параллельно ученики получали задания по поиску информации о выбранном произведении: его жанровой основе, эпохе и истории создания, о сочинившем его композиторе и т. д.
В процессе индивидуальных консультаций ребенка знакомили с принципами музыкальной интерпретации, исполнительскими стилями, проводили беседы о творчестве композиторов, произведения которых изучались в классе специального инструмента.
Педагоги детских музыкальных школ и учителя школ искусств областных малых городов, как и участники апробации первой модели, получали консультации и были снабжены памятками для работы с одаренными учащимися. Одной из задач, поставленных перед преподавателями, было установление и укрепление взаимодействия с учителями общеобразовательных школ, благодаря которому музыкально одаренные дети стали получать индивидуальные задания по литературе, истории и иностранному языку.
Наставники одаренных учащихся совместно с учителями музыки общеобразовательных школ должны были стимулировать участие ребенка в музыкальном лектории, который подразумевал знакомство с творчеством различных композиторов, произведения которых изучались на уроках, и исполнение этих произведений.
В процессе проведения дополнительных мероприятий музыкально одаренные дети выступали в качестве авторов-создателей презентаций, ведущих музыкальных гостиных в своей школе и других общеобразовательных школах малого города.
Особое внимание уделялось посещениям детьми, в том числе в режиме онлайн, выставок живописи, филармонических концертов, оперных спектаклей, конкурсных и фестивальных музыкальных мероприятий,
которые затем комментировались и обсуждались совместно с педагогами и сверстниками.
На заключительном этапе программы сопровождения учащимся было предложено написать эссе о том, чему именно они научились и что узнали нового либо под руководством преподавателей музыкальной школы или учителей общеобразовательного учреждения, либо в процессе самостоятельного знакомства с образцами мирового музыкального наследия.
Модель 3 направлена на работу с одаренными детьми, в семейном кругу которых существуют какие-либо препятствия для их музыкального развития, и оказание помощи в устранении таких барьеров через создание более комфортных условий для раскрытия творческого потенциала.
Сотрудники Центра использовали различные формы работы с родителями одаренных учащихся: родительские собрания в режиме онлайн, интернет-переписку, форумы и т. д., в рамках которых обсуждались наиболее важные вопросы семейных отношений, а также сообща определялись методы выхода из конфликтных ситуаций, возникающих между родителями и ребенком. Детям советовали приглашать родителей на пред-концертные репетиции и концерты.
Главная роль в реализации этой модели отводилась педагогам функционирующих в малых городах детских музыкальных школ и школ искусств. На консультациях работники Центра обучали преподавателей тому, как проводить беседы и кооперировать свои действия с родителями музыкально одаренного ребенка. В музыкальных школах разрабатывались совместные проекты, в которых принимали участие и дети, и их родители, причем как те, так и другие брали на себя роль не только исполнителей, но и лекторов, раскрывающих аудитории особенности и специфику различных музыкальных произведений.
Педагогами детских музыкальных школ были организованы совместные поездки детей и родителей для посещения филармонических концертов и оперных спектаклей, а также для участия в открытых уроках и мастер-классах в Уральском музыкальном колледже. В музыкальных школах организовывались встречи родителей с социальными работниками и психологами для решения конфликтных ситуаций. Родителям музыкально одаренных детей во время индивидуального консультирования школьные учителя давали рекомендации по поводу того, как проводить беседы, связанные с выбором дальнейшего жизненного и творческого пути ребенка.
На последнем этапе программы сопровождения согласно третьей модели дети отвечали на вопросы анкеты о взаимоотношениях в семье, своем отношении к родителям и родителей к ним, а также в форме эссе
Образование и наука. Том 21, № 3. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 3. 2019 118
излагали осуществленные или планирующиеся совместно с родителями творческие проекты.
Апробация личностно ориентированных моделей работы с музыкально одаренными детьми, уроженцами малых городов Свердловской области, имеющими определенные проблемы в творческом развитии, проводилась с 2013 по 2018 год и показала следующие результаты.
Дети, обладающие недостаточной мотивацией к дальнейшему музыкальному развитию (9 человек), стали проявлять интерес к созданию творческих проектов. Они значительно чаще, чем прежде, выступали инициаторами подготовки к конкурсам по исполнительским специальностям и стремились освоить содержание мастер-классов известных педагогов-музыкантов, организованных в режиме онлайн.
Итоги анкетирования учащихся этой группы и анализ содержания их эссе о профессии убеждают в том, что в случае поступления в немузыкальные высшие учебные заведения они готовы принимать участие в студенческой самодеятельности, посещать филармонию, участвовать в проектах, связанных с пропагандой классического музыкального искусства среди молодежи.
Немаловажным достижением стало и самоопределение одаренных учащихся. Пять человек продемонстрировали соответствие высоким требованиям, предъявляемым на вступительных испытаниях, и поступили в Уральский музыкальный колледж; у трех человек появилась мотивация к совершенствованию исполнительского мастерства, подтвержденная их победами в музыкальных конкурсах; один человек, несмотря на выбор немузыкальной профессии, выразил желание заниматься творчеством в музыкальных школах-спутниках для взрослых.
Работа с детьми, у которых был выявлен довольно низкий уровень общей культуры (10 человек), тоже имела положительные результаты. Учащиеся стали посещать выставки, концерты и фестивали. Пять преподавателей областных школ, занимавшихся их музыкальной подготовкой, отметили, что благодаря предоставленной ученикам возможности участвовать в мероприятиях, которые проводятся в Уральском музыкальном колледже, у школьников появился более стойкий интерес к занятиям, что в конечном счете положительно сказалось на совершенствовании их исполнительского мастерства.
Следует также отметить, что примерно у половины участников реализации второй модели педагогического сопровождения, по оценке педагогов как детских музыкальных, так и общеобразовательных школ, повысились показатели общеобразовательной подготовки.
Кроме того, дети стали увлеченно создавать презентации по творчеству композиторов и самостоятельно составлять заметки о выступлениях музыкантов-профессионалов.
Показала свою эффективность и личностно ориентированная модель, предназначенная для работы с музыкально одаренными детьми, пребывающими в недостаточно комфортных условиях для творческого развития в семье (10 человек). Такие дети нуждались, прежде всего, во внимании и заботе родителей. В анкетах юные музыканты отметили, что родители стали проявлять больше любопытства к их творчеству и исполнительству, испытывать гордость за них, выказывать понимание к их позиции, стремление включаться в совместные музыкально-творческие проекты, посещать концерты с их участием. Эти перемены, по наблюдениям педагогов детских музыкальных школ, позволили детям повысить уровень самооценки и обрести уверенность в себе.
Обсуждение и заключение
Внедрение представленных в статье моделей в процесс обучения музыкально одаренных учащихся позволило устранить присутствующие в их жизни проблемы, помочь детям осознать свои способности и спроектировать их развитие. Все участники исследования выбрали путь дальнейшего совершенствования собственных способностей в тех или иных формах в различных учебных заведениях. Один человек стал студентом Екатеринбургского театрального института, два - продолжили обучение в Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, семнадцать воспитанников поступили в Уральский музыкальный колледж, шесть - в Свердловское музыкальное училище им. П. И. Чайковского (колледж), один - в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского. Лишь два человека выбрали не связанные с музыкальным образованием вузы - Уральский государственный юридический университет и Уральский государственный медицинский университет, но и они планируют в дальнейшем продолжать заниматься творчеством. Таким образом, все 29 обучающихся с незаурядными музыкальными способностями, принявших участие в эксперименте, преодолели препятствия для личного совершенствования и продолжили обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Использование моделей поддержки одаренных детей в практике совместной деятельности Центра и отдельных детских музыкальных школ, школ искусств и общеобразовательных учреждений малых городов Сверд-
Образование и наука. Том 21, № 3. 2019/The Education and Science Journal. Vol. 21, № 3. 2019 120
ловской области доказало их эффективность по устранению негативных факторов, влияющих на дальнейшее творческое развитие каждого музыкально одаренного ребенка.
Список использованных источников
1. Fredricks J. A., Alfeld C., Eccles J. Developing and fostering passion in academic and nonacademic domains // The Gifted Child Quarterly. 2010. № 54 (1). P. 18-38.
2. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators / / International Journal of Music Education: Research Practice. 2010. № 28 (2). P. 117-126.
3. Preckel F., Goetz T., Frenzel A. Ability grouping of gifted students: Effects on academ6ic self6concept and boredom // British Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 80. P. 451-472. DOI: 10.1348/000709909X480716.
4. Stollery P., McPhee A. Some perspectives on musical gift and musical intelligence. Cambridge University Press. 2002. March 1. P. 89-102.
5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004. 496 с.
6. Никитин А. А. Художественная одаренность. Москва: Классика-XXI, 2010. 176 с.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Трикста, 2008. 399 с.
8. Сухачева Э. А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 205-207.
9. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. Москва, Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 212 с.
10. Щербинина О. С. Социальное развитие одаренных детей как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. II. № 3. С. 44-47.
11. Arsic А. А. Achievement identification and evaluation of musically gifted children in lower music school // Research in Pedagogy. 2016. Vol. 6, № 1. P. 13-26.
12. Szymanski T., Shaff Th. «Teacher Perspectives Regarding Gifted Diverse Students» // Gifted Children. 2013. Vol. 6. Iss. 1. Article 1. P. 27.
13. Tolbert K. An Elusive Musical Gift Could Be at Children's Fingertips // Washington Post Staff Writer Monday. 2009. July 27.
14. Тагильцева Н. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 217-219.
15. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: a kindergarden, school, hight school // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 42-45.
16. Davis G., Rimm S. Education of the gifted and talented (5th ed.). Need-ham Heights, MA: Allyn & Bacon. Boston, 2004.
17. Савченко С. Л., Федоров О. Г., Шаталовская И. В. Проблемы организации работы с одаренными детьми и их семьями // Социальные отношения. 2012. № 2 (5). С. 71-84.
18. Павлова Н. С. Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 23-28.
19. Колодий Н. В. Структурно-функциональная модель управления развитием детской одаренности в условиях школы-интерната для одаренных детей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16. С. 203-208.
20. Турсунбаев С. У., Ветров Ю. П. Подготовка педагогических кадров к реализации региональной модели выявления, развития и поддержки одаренных детей // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 43-45.
References
1. Fredricks J. A., Alfeld C., Eccles J. Developing and fostering passion in academic and nonacademic domains. The Gifted Child Quarterly. 2010; 54 (1): 18-38.
2. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators. International Journal of Music Education: Research Practice. 2010; 28 (2): 117-126.
3. Preckel F., Goetz T., Frenzel A. Ability grouping of gifted students: Effects on academ6ic self6concept and boredom. British Journal of Educational Psychology. 2010; 80: 451-472. DOI: 10.1348/000709909X480716
4. Stollery P., McPhee A. Some perspectives on musical gift and musical intelligence. Cambridge University Press; 2002 Mar 1: 89-102.
5. Kirnarskaya D. K. Psihologija special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye spo-sobnosti = Psychology of special abilities. Musical abilities. Moscow: Publishing House Talanty - XXI vek; 2004. 496 p. (In Russ.)
6. Nikitin A. A. Artistic giftedness. Moscow: Publishing House Klassika-XXI; 2010. p. 176. (In Russ.)
7. Petrushin V. I. Muzykal'naja psihologija = Musical psychology. Moscow: Publishing Houses Akademicheskij proekt; Triksta; 2008. 399 p. (In Russ.)
8. Sukhacheva E. A. The role of the educational environment in the development of children's musical talent. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2008; 6: 205-207. (In Russ.)
9. Scheblanova E. I. Neuspeshnye odarennye shkol'niki = Unsuccessful gifted schoolchildren. Moscow, Obninsk: Publishing Houses IG SOTSIN; 2008. 212 p. (In Russ.)
10. Scherbinina O. S. Social development of gifted children as a pedagogical problem. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Gazette. 2013; 3. V. II: 44-47. (In Russ.)
11. Arsic A. A. Achievement identification and evaluation of musically gifted children in lower music school. Research in Pedagogy. 2016; 6, № 1: 13-26.
12. Szymanski T., Shaff Th. "Teacher perspectives regarding gifted diverse students". Gifted. Children. 2013; Vol. 6, Iss. 1, Article 1: 27
13. Tolbert K. An elusive musical gift could be at children's fingertips. Washington Post Staff Writer Monday. 2009 Jul 27.
14. Tagiltseva N. G. The interaction of preschool educational institutions, schools and universities in working with artistically gifted children. Mir nauki, kul'tury, ob-razovanija = World of Science, Culture, Education. 2013; 3 (40): 217-219. (In Russ.)
15. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: A kindergarten, school, high school. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative Projects and Programmes in Education. 2012; 2: 42-45.
16. Davis G., Rimm S. Education of the gifted and talented (5th ed.). Need-ham Heights, MA: Allyn & Bacon. Boston; 2004.
17. Savchenko S. L., Fedorov O. G., Shatalovskaya I. V. Problems of organizing work with gifted children and their families. Social'nye otnoshenija = Social Relations. 2012; 2 (5): 71-84.
18. Pavlova N. S. Critical periods and crises in the development of musically gifted children. Pedagogika i psihologija: aktual'nye voprosy teorii i praktiki = Pedagogy and Psychology: Topical Issues of Theory and Practice. 2017; 1 (10): 2328. (In Russ.)
19. Kolodiy N. V. Structural and functional model of the management of the development of children's giftedness in the conditions of a boarding school for gifted children. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazova-nie, zdravoohranenie, fzicheskaja kul'tura = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, Health, Physical Education 2006; 16: 203-208. (In Russ.)
20. Tursunbaev S. U., Vetrov Yu. P. Training of teachers for the implementation of the regional model of identifying, developing and supporting gifted children. Glo-bal'nyj nauchnyjpotencial = Global Scientific Potential. 2015; 11 (56): 43-45. (In Russ.)
Информация об авторах:
Тагильцева Наталия Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия. Е-mail: musis52nt@mail.ru
Бызова Мария Анатольевна - методист Уральского регионального центра для музыкально одаренных детей и молодежи, аспирант кафедры музыкального образования института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: maria.kusakina@yandex.ru
Матвеева Лада Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, Россия. Е-mail: lada-matveeva@yandex.ru
Вклад соавторов:
Н. Г. Тагильцева - разработка концептуальных оснований по определению направлений взаимодействия между Уральским региональным центром и детскими музыкальными школами по сопровождению развития музыкально одаренных детей; формирование содержания моделей.
М. А. Бызова - реализация направлений взаимодействия, проведение анкетирования обучающихся, опрос педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств в малых городах, корректировка моделей, осуществление наблюдения за успешностью реализации моделей на практике.
Л. В. Матвеева - разработка анкет для обучающихся, обработка и анализ полученных результатов.
Статья поступила в редакцию 20.09.2018; принята в печать 16.01.2019.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Nataliya G. Tagiltseva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Е-mail: musis52nt@mail.ru
Мaria А. Byzova - Methodologist, Ural Regional Centre for Musically Gifted Children and Youth; Post-Graduate Student, Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: maria.kusakina@yandex.ru
Lada V. Matveyeva - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Е-mail: lada-matveeva@yandex.ru
Contribution of the authors:
N. G. Tagiltseva - development of conceptual grounds in determining the directions for interaction between the Ural Regional Center and children's music schools to support work with musically gifted children; development of the content of models.
М. А. Byzova - realisation of the directions of interaction, conducting questionnaires of the students, interviewing the teachers of music schools and children's schools in towns, adjusting the models, monitoring and analysing the successful implementation of models in practice.
L. V. Matveyeva - development of questionnaires for students, processing and analysis of the results.
Received 20.09.2018; accepted for publication 16.01.2019.
The authors have read and approved the final manuscript.