31. Pavlova N.S., Sergienko E.A. (2016) Sub'ektnaya i lichnostnaya regulyatsiya povedeniya kak proy-avlenie individual'nosti cheloveka [Subjective and personal self-regulation as manifestations of a person's individuality] Psikhologicheskiy zhwrnal. 37(2), 43-56. (In Russian).
32. Khotinets Yu.V. (2016) Psikhologicheskie mekhanizmy produktivogo koping-povedeniya v prob-lemnykh kommunikativnykh situatsiyakh [Psychological mechanisms of productive coping-behavior in problematic communicative situations] Psikhologicheskiy zhwrnal. 37 (4), 59-73. (In Russian).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.24
УДК 152.4:372.2:378 ББК 88:74.100.551:74.480
Н.В. Маркина1, Е.А. Рыбакова2
1 ORCID № 0000-0002-5396-9785, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-методического сопровождения обучения одаренных детей, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников
образования, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: nvmark@mail.ru 2 ORCID № 0000-0002-4516-635X, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: elena_rybakova_62@mail.ru
экзистенциально-психологические аспекты готовности педагогов к вовлечению одаренных дошкольников в творческую
деятельность
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии и психосемантики при изучении готовности педагогов дошкольного образования к вовлечению музыкально одаренных дошкольников в творческую деятельность. Цель статьи -представить результаты эмпирического исследования психологических аспектов личности педагогов, ориентированных на работу с творчески одаренными детьми дошкольного возраста. Исследование осуществлено среди музыкальных руководителей -- слушателей курсов повышения квалификации. -
Материалы и методы. В исследовании использован анализ научной литературы, посвященной проблемам развития детской одарённости и профессиогенеза педагогов, а также психодиагностические опросники и методы статистической обработки данных.
Ре.зультаты. Обнаружены неадекватность представлений о творчестве у педагогов и частичное несовпадение образа музыкально одаренного дошкольника в их восприятии с характеристиками музыкальной одаренности, обозначенными в работах Б.М. Теплова. Обнаружена взаимосвязь между уровнем развития «творческой состоятельности» и такой характеристикой личностного выбора педагогов, как «рефлексия сложности внутреннего мира». Обнаружено, что чем чаще педагог позитивно оценивает свою ответственность в профессиональном поведении, тем выше его самооценка реализованности своего творческого потенциала.
Обсуждение. Обосновананеобходимостьобращениякпсихосемантическимиэкзистенциально-психологическим аспектам развития готовности педагогов к вовлечению в творчество одаренных дошкольников.
Заключение. Делается вывод о том, что результаты эмпирического исследования могут быть положены в основу создания образовательной программы дополнительного профессионального образования педагогов, ориентированных на работу с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: психология одарённости, образ одаренного дошкольника, готовность педагога к вовлечению ребенка в творческую деятельность, творческая состоятельность, личностный выбор, тип ответственности.
Основные положения:
• определены новые аспекты в изучении готовности педагогов к вовлечению детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
• эмпирически проверена возможность обращения к психосемантическим и экзистенциально-психологическим аспектам готовности педагогов к развитию творчески одаренных дошкольников;
• изложены результаты эмпирического исследования образа музыкально одаренного дошкольника и взаимосвязи творческой состоятельности с экзистенциально-психологическими свойствами педагогов, ориентированных на работу с одаренными дошкольниками.
1. Введение (Introduction)
В отечественной психологии и педагогике одаренности дошкольный возраст тщательно изучен в контексте развития познавательной сферы, сформированно-сти речевых навыков, двигательной активности, сенсомоторного интеллекта. Принципиально иные возможности для понимания развития детской одаренности обнаруживает экзистенциально-антропологический анализ, с позиций которого С.В. Кривцовой предложен новый подход к периодизации детского возраста с точки зрения формирования самости в контексте трансформации тем фундаментальных экзистенциальных мотиваций [1] во внутреннем мире детей дошкольного возраста [2]. По мнению А.А. Мелик-Пашаева, это особенно важно в отношении детей с различными видами художественной одаренности, когда речь идет о встрече ребенка с «ключевыми» переживаниями, способными определить «призвание» одаренного ребенка на всю жизнь [3].
Характеризуя музыкальную творческую деятельность детей дошкольного возраста, А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркун-ская утверждают, что мотивы их творчества становятся связанными с ее результатами, потому что ребенок знает, что получится в конце творческого акта (пе-
сенка, мелодия, танец) [4]. С.М. Истомина доказывает, что благодаря музыкальной импровизации у детей к шести-семи годам формируется ладово-мелодическое чувство, чувство ритма, чувство классической формы, двигательной соматической свободы с последующим оцениванием ими нового художественного творчества1. С точки зрения Н.А. Ветлу-гиной, И.Г. Галянт, критериями успешности детского музыкального творчества ребенка является наличие эмоционального содержания, выразительности самого музыкального образа, созданного ребенком, и его воплощения, вариативности, оригинальности [5].
Вслед за В.Т. Кудрявцевым, мы рассматриваем творческую деятельность детей дошкольного возраста как процесс превращения деятельности ребенка через систему культурных образцов в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов; когда ребенок отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, создаёт нечто новое для себя и других, и главным результатом которого становится порождение у ребенка нового образа себя и своих возможностей [6].
Опираясь на результаты современных исследований, можно выделить
X
ф
т
ф
^
ш о са
сп о
1 Истомина С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчества [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 195 с.
0 о
1 о со х О .0 I- с; о <D
н
£ £
£ ^
о ф ф
S т ü О. О о ф ш Т Н
ЕЕ а
ей о
S X .0
о
3
о
4
1 £
О Ф
S а.
п ГО
о?
го ш о ¡£ го ю .0
о.
<
и]
(О X
го
т ±
следующие задачи педагога в рамках вовлечения детей дошкольного возраста в музыкальную творческую деятельность:
• создавать условия для возникновения интереса как предпосылки мо-тивационной готовности дошкольника к творческой деятельности [7];
• обеспечить эмоциональную насыщенность процесса творческой деятельности: преобладанием положительных эмоций, позитивного восприятия образовательной ситуации, атмосферы благожелательности [8];
• создать условия для эстетического восприятия - сопереживания произведений искусства [9].
Постановка проблемы
Проблема развития детской одарённости, в том числе одаренности детей дошкольного возраста, в течение длительного времени определяет наши теоретические, экспериментально-практические разработки и эмпирические исследования. Результаты ранее проведенных исследований акцентируют внимание на личности педагога, прежде всего, его творческого потенциала и стиля взаимодействия. Относительно дошкольноговоз-раста перспективы научно-практических разработок лежат в плоскости изучения и развития проблем профессиогенеза педагогов [10], ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности [11], развития субъектной позиции педагогов [12], в том числе готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к вовлечению одаренных дошкольников в творчество.
Для эффективного процесса музыкального творчества детей важны импровизационно-педагогическая и профессиональная компетентности педагога, деятельностное освоение детьми музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего в процессе музыкального творчества возвращению к истокам народного творчества и основанного на идеях сотрудничества детей со сверстниками и детьми [9].
Готовность педагогов к вовлечению детейдошкольноговозраставтворческую деятельность мы рассматриваем через уровень сформированности компетентности педагога в творческой деятельности, повышение которого возможно в условиях специально организованной методической работы по совершенствованию особенностей организации педагогического процесса2. Результаты проведенного Е.А. Рыбаковой исследования доказывают, что присутствие рядом с ребенком значимого взрослого с оптимальным уровнем сформированности компетентности в творческой деятельности способствует вовлечению дошкольников в творческую деятельность [13].
В то же время отметим, что остается целый ряд проблем вовлечения одаренного дошкольника в творческую деятельность, детерминированных личностью педагога, стилем его взаимодействия и особенностями восприятия им образа одаренного дошкольника и творчества [14].
Методологические основы нашего исследования заданы: основными положениями психосемантики Ч. Осгуда, В.Ф. Петренко, Е.Ю, Артемьевой [15]; концепции неадаптивной активности В.А. Петровского; экзистенциальной психологии Дж. Бьюдженталя, С. Мад-ди, Д.А. Леонтьева [16]; результатами исследований, в которых отражены различные аспекты профессионального становления педагога как субъекта педагогической деятельности И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.Л. Ситникова [10; 17]. В силу этого личность рассматривается не как набор отдельных характеристик, качеств, а как носитель определенной картины мира, индивидуальных значений и смыслов. В качестве методологии анализа данных эмпирического исследования нами выбран корреляционный анализ.
Цлью нашего эмпирического исследования является: исследование экзистенциально-психологических аспектов готовности педагогов дошкольных образовательных организаций (музыкальных
2 Рыбакова Е.А. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в творческой деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 26 с.
руководителей) к вовлечению одаренных дошкольников в творческую деятельность. Задачи исследования:
1. Выявить психосемантические особенности восприятия педагогами - музыкальными руководителями образа музыкально одаренного дошкольника и адекватность представлений педагогов о творчестве и творческом ребенке.
2. Определить особенности творческой состоятельности и экзистенциально-психологические особенности личности педагогов, в том числе особенности личностного выбора и типа ответственности.
3. Выявить взаимосвязи между творческой состоятельностью, адекватностью восприятия образа творчества и экзистенциально-психологическими свойствами педагогов, ориентированных на вовлечение одаренных дошкольников в творческую деятельность.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Эмпирическое исследование продолжает цикл работ, посвященных проблемам поддержки и развития одаренности, в том числе развития одаренности детей дошкольного возраста
Описание выборки. Исследование осуществлено на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций Челябинской области. В исследовании принимали участие 30 женщин - музыкальных руководителей детских садов в возрасте от 24 до 60 лет.
Методы исследования. В соответствии с задачами исследования подобран следующий пакет психодиагностического инструментария. Для выявления особенностей образа одаренного дошкольника педагоги работали с фрагментом психосемантической методики «Образ одаренного ребенка» [14], являющейся модификацией методики В.Л. Ситникова [17].
Для исследования уровня развития творческой состоятельности педагогов-музыкальных руководителей использо-
ван опросник С.В. Максимовой, вопросы которого сгруппированы по двум шкалам «Творческий потенциал» и «Творческая реализованность». Теоретическую основу опросника составляют основные положения активно-неадаптивной концепции развития творческой активности личности С.В. Максимовой [18].
Для исследования адекватности представления педагогов о детском творчестве применен опросник «Творческий ребенок» С.В. Максимовой. Опросник содержит 25 парных высказываний, степень согласия с которыми позволяет получить суммарный показатель адекватности представлений об особенностях творческой деятельности детей [18].
Экзистенциально-психологические особенности педагогов выявлены с помощью опросника «Типология личностного выбора» А.С. Мальцевой [19] и дифференцированного интервью «Тип ответственности» Л.И. Дементий [20].
Мы исходим из предположений о том, что: (1) психосемантические характеристики образа музыкально одаренного дошкольника, обозначенные в процессе диагностики педагогами - музыкальными руководителями, будут отражать основные характеристики музыкальной одаренности, выделенные Б.М. Тепловым и другими психологами [21; 22]; (2) творческая состоятельность педагогов - музыкальных руководителей будет взаимосвязана с адекватностью их представления о творчестве и творческом ребенке. Основываясь на данных гипотезах, мы предполагали, что это позволит говорить об экзистенциально-психологических аспектах готовности педагогов к вовлечению одаренных детей дошкольного возраста в творческую деятельность.
3. Результаты (Results)
Результаты первой серии, посвященной выявлению психосемантических особенностей восприятия педагогами -музыкальными руководителями образа музыкально одаренного дошкольника (табл. 1) и адекватности представлений педагогов о творчестве представлены ниже.
X
ф
т
ф
^
m о са
са о
го
Ч ф
с
Ь
о
X
са о
I-
о
.с
о о
X -О
"I
£ ^
о ф ф
S т ^ О. О о ф ш Т Н £ И
СО
о
S X -О
о
3
о
4
pü О Ф _ О.
СО ГО
л?
Табл. 1. Семантические характеристики образа музыкально одаренного дошкольника в восприятии педагогов - музыкальных руководителей
Tab. 1. Conceptual features of a gifted preschool child's image as perceived
by music teachers
Группы семантических характеристик (по частотности) Семантические характеристики образа музыкально одаренного дошкольника Количество человек, использующих семантическую характеристику при создании образа музыкально одаренного дошкольника (в процентах, %)
I группа Музыкальность 96,7
II группа Общительный, лидер 62,5
Хорошо развита речь 42,3
Исполнительность 42,3
Хорошая память 24,1
III группа Артистичность 24,1
Эмоциональность 24,1
Настойчивость 24,1
Внимательность 24,1
IV группа Ладовое чувство 13,3
Музыкальная память 13,3
Усердие 13,3
Чувство ритма 10, 4
Послушный 10, 4
Веселый 10, 4
V группа 27 различных характеристик, упоминаемых редко менее 10
Обращает на себя внимание, что практически каждый педагог при создании образа музыкально одаренного дошкольника использовал слово «музыкальность». Учитывая, что вторую по популярности группу (от 40 до 70 процентов) составили характеристики, которые раскрывают скорее образ умственно одаренного дошкольника (общительность, хорошо развиты речь и память, исполнительность), можно говорить о некоторой индифферентности восприятия музыкально одаренного ребенка. Приближают этот образ к реалиям музыкального творчества такие семантические характеристики как «артистичность», «эмоциональность», «настойчивость» и «внимательность» (24,1% педагогов от общей выборки). Наполняют более точными характеристиками образ музыкально одаренного ребенка 13,3 % педагогов («ладовое чувство», «музыкальная
память», «усердие») и 10,4 % педагогов («чувство ритма», «веселый»). Множество других характеристик, вошедших в V группу, здесь не будут обсуждаться, так как встречаются редко среди педагогов.
Неоднозначность данных по семантическим характеристикам образа музыкально одаренного ребенка подтверждается и тем, что среднее значение показателя «адекватность представлений педагогов о творчестве» (- 6, 31 балла) значимо смещено в сторону низких значений, что может свидетельствовать о размытом, неадекватном образе творчества среди педагогов.
Данные второй серии, где речь идет об определении уровня развития творческой состоятельности и таких экзистенциально-психологических особенностей личности педагогов, как тип личностного выбора и тип ответственности, представлены в табл. 2.
Табл. 2. Средние значения психологических и экзистенциально-психологических свойств педагогов - музыкальных руководителей
Tab. 2. The average values of music teachers' psychological and existential characteristics
Группы показателей Показатели Эмпирические средние значения (в баллах) Нормативные средние значения (в баллах)
Творческая состоятельность Самооценка творческого потенциала 6,71 от - 7 до + 12
Реализованность творческого потенциала 12,3 от 0 до + 17
Личностный выбор Рефлексия и поддержка сложности внутреннего мира 8,17 8-14
Оценка и принятие внешних трудностей 11,0 9-14
Ответственность Когнитивный компонент ответственности 5,32 3-5
Поведенчески-результативный компонент ответственности 6,96 4-7
Эмоциональный компонент ответственности 7,08 3-6
Как видно из таблицы, показатели творческой состоятельности находятся в диапазоне средних значений, что говорит о достаточно адекватной самооценке педагогами своего творческого потенциала.
Обращает на себя внимание то, что в отношении показателей личностного выбора творческого жизненного пути результаты неоднозначны. Так, среднее значение показателя «рефлексия и поддержка внутренней сложности» (равное 8,17 балла) смещено в сторону низких значений (нормативный диапазон: 8-14 баллов), в то время как среднее значение показателя «оценка и принятие внешних трудностей» (равное 11,0 балла) в полной мере соответствует нормативному диапазону средних значений (9-14 баллов). Можно предположить, что будучи более точными в оценке внешних реалий педагоги - музыкальные руководители предпочитают более прагматичный тип переживания жизненных реалий и решения
творческих заданий. Это обеспечивает адаптивность, но снижает личностные ресурсы творчества.
В отношении компонентов ответственности отметим, что среди педагогов слабо выражен когнитивный компонент ответственности, в средней степени выражен поведенчески-результативный. А вот эмоциональный компонент ответственности, связанный со значимостью эмоционального отношения к своей работе и внешним поручениям, достаточно высок. Другими словами, предвидеть цели и результаты своей деятельности, анализировать свои возможности педагоги скорее не могут, но преодолевать трудности, создавать условия деятельности и в целом качественно выполнять работу педагоги могут в зависимости от сложности и сроков задачи.
Результаты третьей серии, полученные на основе корреляционного анализа, представлены в табл. 3.
х
ф
т
ф
^
m о са
са о
о о
X о
СО X
О .0
I- с;
о <D
L- I-
£ ^
о ф ф
и т ^ О. О о Ф ш Т Im
о с;
о ><
X .0
о
3
о
4
ш
11 gi О Ф S О. п ГО
О?
Табл. 3. Значение коэффициентов корреляции Спирмена Tab. 3. The values of Spearman's rank correlation coefficient
Показатели для анализа Адекватность представлений о творчестве Тип личностного выбора Тип ответственности
Рефлексия и поддержка внутренней сложности Осознание и принятие внешней трудности Когнитивный аспект Поведенческий аспект Эмоциональный аспект
Творческий потенциал - 0,436 - - - -
Творческая реализован-ность 0,445 0,426 - - - 0,480 -
ro
CÛ
о
ГО Ю -Û
CL <
uJ
ro" x s
П.
ГО
m i
Анализ результатов третьей серии позволил выявить ряд фактов. Во-первых, обнаружено, что значимая положительная кореляция между показателями «творческий потенциал» и «рефлексия и поддержка внутренней сложности» (Sp = 0,436 при уровне
х 1коррел. 7 г /г
значимости 0,05). Во-вторых, выявлено, что показатель «оценка и принятие внешних трудностей» образует значимые положительные кореляция с показателем «адекватность образа творчества» (Sp = 0,445 при уровне значимости
коррел.
0,05) и показателем «рефлексия и поддержка внутренней сложности» (Sp = 0,426 при уровне занчимости 0,05). В то же время в отношении типа ответственности показатель «оценка и принятие внешних трудностей» образует лишь одну значимую корреляционную связь - отрицательную (Sp = -
коррел
0,480 при уровне значимости 0,05 с показателем «поведенческии компонент ответственнсти».
4. Обсуждение (Discussion)
Обсуждение результатов первых двух серий представлено выше и позволяет соотнести полученные результаты с исходными гипотезами. Первое наше предположение о том, что психосемантические характеристики образа музыкально одаренного дошкольника, обозначенные в процессе диагностики педагогами -музыкальными руководителями, будут отражать основные характеристики музыкальной одаренности, выделенные Б.М. Тепловым, подтвердилось частич-
но в том ракурсе, что практически все педагоги выделяют музыкальность как ключевую характеристику музыкально одаренного ребенка. А вот дифференцировать отдельные ее составляющие относительно конкретного ребенка могут не все педагоги. Один из пяти педагогов указывает на отдельные характеристики (артистичность, эмоциональность) и лишь один из десяти при составлении образа конкретного музыкально одаренного ребенка опирается на важнейшие характеристики музыкальной одаренности (ладовое чувство, музыкальная память, чувство ритма).
Результаты диагностики творческой состоятельности личности позволили проиллюстрировать идею В.А. Петровского и С.В. Максимовой о творчестве как процессе усмотрения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающейся чувством вдохновения и завершающегося созданием субъективно нового продукта [17]. Второе наше предположение о том, что творческая состоятельность педагогов - музыкальных руководителей будет взаимосвязана с адекватностью их представления о творчестве и экзистенциально-психологических свойствах также получило подтверждение. Остановимся здесь на том, что адекватная самооценка своего творческого потенциала и понимание причин его реализованности / нереализованное™ связаны с возможностью выбирать творческий жизненный путь, обогащая свой
потенциал опытом конструктивного диалога многих внутренних смыслов и задач творческой деятельности. Обнаружено также, что чем чаще педагог позитивно оценивает свою ответственность в профессиональном поведении, тем выше его самооценка уровня реализованности своего творческого потенциала.
Обращает на себя внимание, что творческая реализованность педагога образует множество взаимосвязей с различными психосемантическими и экзистенциально-психологическими свойствами его личности, что требует продолжения данного исследования и выявления экзистенциально-психологической структуры готовности педагогов к вовлечению одаренных дошкольников в творческую деятельность на основе факторного анализа.
5. Заключение (Conclusion)
Итак, результаты эмпирического исследования значительно расширяют представления о роли педагога - музыкального руководителя в развитии одаренности детей дошкольного возраста. Задачи эмпирического исследования решены, а поставленные гипотезы нашли свое подтверждение. С позиции психосемантики и экзистенциальной психологии уточнены психологические аспекты готовности педагога - музыкального руководителя к вовлечению одаренных дошкольников в творческую деятельность. Это, на наш взгляд, может быть использовано при разработке программ дополнительного профессионального образования и программ модульных курсов повышения квалификации педагогов.
CÛ
Библиографический список
1. Лэнгле, А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии [Текст] / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. -2009. - № 1.- С. 7-28.
2. Кривцова, С.В. Периодизация развития самости от рождения до семи лет: экзистенциальный анализ [Текст] / С.В. Кривцова // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 29-45.
3. Мелик-Пашаев, А.А. Одаренность как норма и призвание [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 2017. - № 2. - С. 70-82.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - 320 с. 2
5. Истомина, С.М. К вопросу о педагогической импровизации [Текст] / С.М. Истомина // Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посв. 65-летию ШГПИ. - Шадринск, ШГПИ, 2004. - С. 37-39.
6. Художественное творчество и ребенок [Текст]: коллективная монография / под ред. Н.А. Вет-лугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
7. Кудрявцев, В.Т. О самоценности детства и саморазвитии ребенка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Детский сад: от теории к практике. - 2011. - № 3. - С. 12-21.
8. Погодина, С.В. Творческое развитие дошкольников в теориях и концепциях [Текст] / С.В. Погодина // Научный поиск. - 2013. - № 4. - С. 83-92.
9. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддья-ков. - М.: Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, 1998. - 29 с.
10. Маркина, Н.В. Взаимосвязь профессиональной востребованности педагогов и их жизненных сценариев в контексте профессиогенеза [Текст] / Н.В. Маркина, Э.Р. Крамская, Ю.Г. Ма-ковецкая / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 1.- С. 147-155.
11. Боровкова, Е.Г. Развитие субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации на учебном занятии [Текст] / Е.Г. Боровкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 2(31). - С. 92-100.
12. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Почтарева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3(28). - С. 40-47.
0 о
1 о m х О -Û I- с; о <D
I-
Ê £
s ^
о ф ф
s т Ü а. О о ф m т н
ЕЕ а
О m
5 °
о Ü X s
N
и
ш О
го ч ^ §
11 pi
О Ф
s а.
СО ГО
m?
13. Рыбакова, Е.А. Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности [Текст] / Е.А. Рыбакова // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С. 144-147.
14. Маркина, Н.В. Образа одаренного ребенка в восприятии учителя [Текст] / Н.В. Маркина, Ю.Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - 2016. - № (26). - С. 61-66.
15. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст]: монография / Е.Ю. Артемьева. - М.: Смысл, 1999. - 350 с.
16. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст]: коллективная монография / под ред. Д.Н. Леонтьева, В.Г Щур. - М.: Смысл, 1997. - 556 с.
17. Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса) [Текст]: монография / В.Л. Ситников. - СПб.: Химиздат, 2001. - 288 с.
18. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? [Текст]: монография / С.В. Максимова. - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.
19. Грязева-Добшинская В.Г. Типология личностного выбора жизненного пути»: описание методики и результаты психометрической проверки [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Мальцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - № 2. -С. 14-21. - DOI: 10.14529^у160202.
20. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2001. - 191 с.
21. Мелик-Пашаев, А.А. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Новые исследования в психологии. - 1981. - № 2. - С. 49-53.
22. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности [Текст]: монография / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты XXI века, 2004. - 493 с.
N.V. Markina1, E.A. Rybakova2
1 ORCID No. 0000-0002-5396-9785, Candidate of Sciences (Psychology), leading research
scientist at the Laboratory of Research and Methodological Support of Gifted Children, Chelyabinsk Institute of Teachers' Additional and Advanced Training, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: nvmark@mail.ru 2 ORCID No. 0000-0000-0000-0000, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pre-School Education, Chelyabinsk Institute of Teachers' Additional and Advanced Training, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elena_rybakova_62@mail.ru
existential and psychological aspects of a teacher's readiness for involving gifted children in creative activities
Abstract
Introduction. The paper proves the importance of resorting to the opportunities given to us by existential psychology and psychosemantics while studying the preschool teachers' readiness to involve musically gifted children in various creative activities. The paper is aimed at presenting results of the empirical research concerning psychological aspects of those teachers' personalities who are focused on working with gifted pre-school children. The study was conducted among music teachers who were advanced training course participants at the time.
Materials and Methods. During the research, the following methods were used: the method of analyzing scientifical literature on the problems of developing children's talents and teachers' professional development, psychodiagnostic testing, statistical data processing method.
Results. The results demonstrate invalidity of the teachers' idea of creative work and partial discordance of their typical musically gifted preschool child's image with B.M Teplov's works. The research revealed correlation between the level of a teacher's "artistic success" and such personal
characteristic, as "self-analysis of the inner world complexity". It is stated that the more regular a music teacher esteems his/her responsibility regarding professional behavior positively, the higher is his/ her self-esteem level concerning personal fulfilment in creative work.
Discussion. The paper proves the importance of resorting to psychosemantic and existential aspects of developing teachers' readiness to involve gifted preschool children in creative activities.
Conclusion. It is concluded that the results of the empiric study are integral to creating and developing a vocational education program for teachers aimed at work with gifted preschool children.
Keywords: psychology of talent, a gifted preschool child's image, teacher's readiness to involve gifted preschool children in creative activities, artistic success, personal choice, responsibility types.
Highlights:
• The new aspects in researching the teachers' readiness to involve gifted preschool child in creative activities are defined;
• The possibility of resorting to the psychosemantic and existential aspects of developing teachers' readiness to involve gifted preschool children in creative activities is tested empirically;
• The results of the empirical study concerning a gifted preschool child's image and the correlation between teachers' artistic success and their psychological and existential personal characteristics are presented and thoroughly described.
References
1. Ljengle A. (2009) Fundamental'nye motivatsii ekzistentsii kak dejstvennaya struktura ekzistentsial'no analiticheskoy terapii [Fundamental motivation bases of existence as active structures of existential psychotherapy] Ekzistentsialny analiz. 1, 7-28. (In Russian).
2. Krivtsova S.V. (2017) Periodizatsiya razvitiya samosti ot rozhdeniya do semi let: ekzistentsial'ny analiz [Selfhood developing periods from birth to the age of seven: the existential analysis] Voprosy psikhologii. 2, 29-45. (In Russian).
3. Melik-Pashaev A.A. (2017) Odarjonnost' kak norma i prizvanie [Talent as a norm and a mission] Vopr4. osy psikhologii. 2, 70-82. (In Russian).
4. Gogoberidze A.G. (2005) Teoriya i metody muzykal'nogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Theory and methods of musical education for preschool children]. Moscow, Izdatel'sky tsentr: Akademiya. (In Russian).
5. Istomina S.M. (2004) K voprosu o pedagogicheskoy improvizatsii [On the problem of improvisation in teaching]. Aktual'nyeproblemy modernizatsii vysshegopedagogicheskogo obrazovaniya. 37-39. (In Russian).
6. Vetlugina N.A. (1972) Khucbzhestvennoe tvorchestvo i rebjonok [Creative activities and children] Moscow, Pedagogika. (In Russian).
7. Kudryavtsev V.T. (2011) O samotsennosti detstva i samorazvitii rebjonka [On the inherent value of childhood and child's self-development] Detsky sad: ot teorii k praktike. 3, 12-21. (In Russian).
8. Pogodina S.V. (2013) Tvorcheskoe razvitie doshkol'nikov v teoriyakh i kontseptsiyakh [Development of preschool children's creativity: theories and conceptions] Nauchny poisk. 4, 83-92. (In Russian).
9. Podd'yakov N.N. (1998) Problemnoe obuchenie i tvorchestvo doshkol'nikov [Problem-based learning and preschool children's creativity] Moscow, Tsentr "Doshkol'noe detstvo" im. A.V. Zaporozhtsa. (In Russian).
10. Markina N.V. (2017) Vzaimosvyaz' professional'noy vostrebovannosti pedagogov i ikh zhiznennykh stsenariev v kontekste professiogeneza [The connection between teachers' professional competency and their life patterns in the context of their professional development] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 147-155. (In Russian).
11. Borovkova E.G. (2017) Razvitie sub'ektnoy pozitsii slushateley kursov povysheniya kvalifikatsii na uchebnom zanyatii [Developing personal position among advanced training course participants during a learning session] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2 (31), 92-100. (In Russian).
12. Pochtareva E.Ju. (2016) Tsennostno-smyslovaya komponenta v psikhologicheskoy structure pedagogicheskoy deyatel'nosti [Axiological component of psychological structure of teaching activities] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 3 (28), 40-47. (In Russian).
13. Rybakova E.A. (2013) Pedagogicheskie usloviya privlecheniya detey doshkol'nogo vozrasta k tvorcheskoy deyatel'nosti [Pedagogical conditions of involving preschool children in creative activities] Nauka i shkola. 2, 144-147. (In Russian).
14. Markina N.V. (2016) Obraz odarjonnogo rebjonka v vospriyatii uchitelya [A gifted child's image in his/her teacher's perception] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 1 (26), 61-66. (In Russian).
15. Artem'eva E.Ju. (1999) Osnovy psikhologii sub'ektivnoy semantiki [The fundamentals of the personal semantics psychology] Moscow, Smysl. (In Russian).
16. Leontiev D.N., Tschur V.G. (1997) Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoypsikhologii [Psychology with a human face: humanistical perspective in former-Soviet psychology] Moscow, Smysl. (In Russian).
17. Sitnikov V.L. (2001) Obraz rebjonka (v soznanii sub'ekov pedagogicheskogo protsessa) [A child's image (in educators' perception)] Saint-Petersburg, Khimizdat. (In Russian).
18. Maksimova S.V. (2006) Tvorchestvo: sozidanie ili destruktsiya? [Creative process: creation or destruction?] Moscow, Akademichesky proekt. (In Russian).
19. Gryazeva-Dobzhinskaya V.G. (2016) Tipologiya lichnostnogo vybora zhiznennogo puti: opisanie metodiki i rezul'taty psikhometricheskoy proverki [Typology of a life path: description of the method and results of the psychometric test] Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2, 14-21. (In Russian). DOI: 10.14529/psy160202.
20. Dementiy L.I. (2001) Otvetstvennost': tipologiya i lichnostnye osnovaniya [Responsibility: typology and personal bases] Omsk, OmGU. (In Russian).
21. Melik-Pashaev A.A. (1981) Formirovanie jesteticheskoy pozitsii kak uslovie razvitiya tvorcheskikh sposobnostey detey [Forming aesthetic attitude as a condition for developing children's creative talents] Novye issledovaniya vpsikhologii. 2, 49-53. (In Russian).
22. Kirnarskaya D.K. (2004) Muzykal'nye sposobnosti [Ability for music] Moscow, Talanty XXI veka. (In Russian).
ro >
о ro
-Q
£ <
Ш
(0 С
ro