Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / РИСОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ / ВОСПИТАТЕЛЬ / PRESCHOOLERS / DRAWING / DEVELOPMENT / TEACHER / EDUCATOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронина Е.С.

Статья представляет пример работы практиков в дошкольном образовательном учреждении города Екатеринбурга в соответствии с проектом «Веселый карандашик». В статье содержатся примеры проведения занятий по рисунку с использованием разнообразных технологий, а так же их результативность в развитии личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронина Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF OWNERSHIP OF EXPLOSIVE ACTIVITY

The article presents an example of the work of practitioners in a preschool educational institution in the city of Yekaterinburg in accordance with the project "Cheerful Pencil". The article contains examples of drawing classes using a variety of technologies, as well as their effectiveness in the development of the personality of a preschooler.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Воронина Е. С. воспитатель МБДОУ-детский сад № 373 Россия, г. Екатеринбург

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

ОВЛАДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья представляет пример работы практиков в дошкольном образовательном учреждении города Екатеринбурга в соответствии с проектом «Веселый карандашик». В статье содержатся примеры проведения занятий по рисунку с использованием разнообразных технологий, а так же их результативность в развитии личности дошкольника.

Ключевые слова: дошкольники, рисование, развитие, педагог, воспитатель.

Voronina E.S. educator

MBDOU-kindergarten No. 373 Russia, Yekaterinburg

DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF OWNERSHIP OF EXPLOSIVE ACTIVITY

Annotation: The article presents an example of the work ofpractitioners in a preschool educational institution in the city of Yekaterinburg in accordance with the project "Cheerful Pencil". The article contains examples of drawing classes using a variety of technologies, as well as their effectiveness in the development of the personality of a preschooler.

Key words: preschoolers, drawing, development, teacher, educator.

Работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств». Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно.

КВасина, О. Суслова считают, что «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь — чувственным аспектом познания». Поэтому рисование — поможет ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в рисовании являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним

миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.

Давно известно, что рисование - прекрасное средство для развития личности ребёнка. То, что создаёт ребёнок своими руками, это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.

Упражнения в рисовании карандашом помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.

В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.

Рисование красками поможет педагогу ввести ребёнка в мир изобразительного творчества. У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов,

природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.

Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать - делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир - мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.

В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края.

Воспитатель ставит перед собой цель: формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности.

Задачи воспитания:

- формирование ценностного отношения к окружающей действительности;

- формировать стремление использовать разные способы обследования предметов;

- формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности.

Задачи развития:

- развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;

- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;

- развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами.

Задачи обучения:

- сформировать умения и навыки цветоразличия в нетрадиционных техниках рисования для осуществления изобразительной деятельности;

- сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;

- сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.

Для решения этих задач педагог составил рабочую программу на основе программ: Лыковой И.А. «Цветные ладошки», в которой главная цель

- формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству, как отражение жизни во всем ее многообразии к окружающей действительности в целом и к самому себе, как части мироздания. И программы Комаровой Т.С. «Красота. Радость. Творчество», в которой главная цель - развитие творческих способностей у детей, направленных на создание художественно -выразительного образа, через предметное, сюжетное и декоративно -прикладное рисование.

Педагог, формируя у ребенка художественную позицию в процессе изучения и отображения окружающей действительности, работает с ребенком через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Интегрируя основные направления эстетического воспитания, основываясь на всех видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного) и приобщает к нему детей средствами природной и предметной развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности: музыкальной, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), конструированием художественно-речевой, театрализованной.

Формируя у детей эстетическое отношение к окружающему миру, педагог применяет наиболее простые виды нетрадиционной техники изображения, постепенно переходя к более сложным; применяя в рисунке одного вида техники плавно переходим к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Результаты освоения программы

Формирование личности.

Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Расширение сферы деятельности ребенка. Ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности; формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

Интенсивное познавательное развитие.

Происходит усвоение сенсорной культуры языка; совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени; развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения; происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания;

Показатели развития ребенка 4 - 5 лет: овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета,

формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения); обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества. В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

Показатели развития ребенка от 6 до 7 лет:

у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов - к живописи или графике, пластике или дизайну. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Следующая особенность художественно -эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

В результате реализации программы у воспитанников выявлена положительная динамика в личностных качествах: у детей среднего возраста: способность проявлять устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, овладение способами зрительного и тактильного обследования различных объектов, возможность отображать свои представления и впечатления в разных видах изобразительной деятельности.

У детей старшего возраста: выражение своих представлений, переживаний, чувств, мыслей доступными изобразительными средствами, проявление эстетических эмоций и чувств при восприятии произведений разных видов искусства. В подготовительной группе: дети самостоятельно

создают выразительные образы, различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, пытаются аргументировать свою точку зрения, умеют объяснять простейшие причинно -следственные связи, пытаются рассуждать при изменении тех или иных условий.

Диагностика проводилась по методикам:

- Л.Корман, анализируется рисунок в трех аспектах

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства);

б) формальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи, животных);

в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок).

Л. Корман предлагает серию вопросов, которые можно разбить на три группы: Провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств (например: «Кто в семье самый любимый?»); «Социометрические» вопросы, отвечая на которые, ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор (например: «Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»); Вопросы, направленные на выяснение того, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуация, определенные детали.

- модификации Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи». Авторы этой модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Они попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают». Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделив четыре клинически значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур;

б) действия ;

в) стиль;

г) символы.

- Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с интерпретацией особенностей нарисованных фигур В. Хьюлса и Дж. Ди Лио. Другие уровни анализа являются более оригинальными. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия объектов изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии», или «поля напряжения», могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе).

Третий уровень анализа - интерпретация стилей - относится к реализации и дает, по утверждению авторов, информацию об эмоциональных отношениях. В интерпретации учитываются только «ненормальные» стили:

отделение фигур друг от друга линиями, прогибом листа, расположением фигур по краям бумаги, бездействием фигур и т. д. Четвертый уровень анализа - интерпретация символов. Р. Бернс и С. Кауфман выделяют около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (лестница, вода, и т. д.), часть которых интерпретируется согласно принципам психоанализа. Однако эти авторы не стремятся приписать символам фиксированные значения, указывая, что они могут иметь индивидуальный смысл или же приобретать свои значения в конкретной ситуации (среди последних - «социальные» символы; например, буква «А», высшая отметка в США, в рисунках становится отражением стремления к совершенству, признанию).

Негативные переживания ребенка (7-8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей), откладывания выполнения релевантного задания во времени (начало рисования с различных объектов). Таким детям свойственно искажение состава семьи, уменьшение состава семьи, включение в состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны. Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи в рисунке, в их сплоченности, в том, рисует ли ребенок себя вместе с другими членами семьи или отдельно. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появление в рисунке изображения туч (дождя.) и солнца, расположение членов семьи на линии основания. Эти характеристики, наверное, имеют символическое значение и отражают соответственно чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

Использованные источники:

1. Белая К. Ю. Разноцветные игры. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336с.

2. Рогов Е. И. Психология общения. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 336с.

3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. - М. : ТЦ Сфера, 2002. -192 с.

4. О. Никологорская. Волшебные краски. Москва. "АСТ-ПРЕСС". 1997 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.