Научная статья на тему 'К вопросу об оценке уровня эстетической воспитанности детей, посещающих занятия по изобразительной деятельности в условиях этнокультурного центра'

К вопросу об оценке уровня эстетической воспитанности детей, посещающих занятия по изобразительной деятельности в условиях этнокультурного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1332
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдурова Нелли Владимировна

В статье затрагиваются проблемы определения критериев и показателей диагностики эстетической воспитанности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Автор акцентирует внимание на трудностях диагностического компонента педагогической деятельности специалистов этнокультурных центров и предлагает вниманию читателей Диагностический лист результатов изучения уровня эстетической воспитанности детей в изодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдурова Нелли Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке уровня эстетической воспитанности детей, посещающих занятия по изобразительной деятельности в условиях этнокультурного центра»

УДК 373.2.02

Шайдурова Нелли Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Алтайской государственной педагогической академии, [email protected], Барнаул

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы определения критериев и показателей диагностики эстетической воспитанности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Автор акцентирует внимание на трудностях диагностического компонента педагогической деятельности специалистов этнокультурных центров и предлагает вниманию читателей Диагностический лист результатов изучения уровня эстетической воспитанности детей в изодеятельности.

Ключевые слова: этнокультурный центр, эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, диагностика, критерии оценки, критерии оценки эстетической воспитанности.

Shaidurova Nelly Vladimirovna

Candidate of pedagogical sciences., assistant professor of the department of pre-school and further education of the Altai State Pedagogical akademiyai, [email protected], Barnaul

ON THE LEVEL OF ASSESSMENT AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN, CLASSES IN FINE ART IN ETHNOCULTURAL CENTERS

Abstract. The paper addresses the problem of determining criteria and indicators for diagnosis of aesthetic education of children in the classroom for fine art. The author focuses on the difficulties of the diagnostic component of the educational activities of ethnic and cultural centers and specialists offers its readers the results of diagnostic sheet examining the aesthetic education of children in izodeyatelnosti.

Keywords: etnokultuny center, aesthetic education, fine art, diagnosis, evaluation criteria, evaluation criteria of aesthetic education.

Современная социокультурная ситуация в мире такова, что человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности людей других национальностей и народностей.

В тоже время, усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В условиях модернизации образования в России актуализируется проблема этнокультурного возрождения [1].

В связи с этим, одной из задач повсеместно создаваемых этнокультурных центров призваны создать условия для духовнонравственного становления личности детей

в процессе приобщения к миру искусства и культуры. Важным направлением работы этнокультурных центров является приобщение детей к традиционным народным и современным видам изобразительной деятельности. Овладение ими оказывает позитивное влияние на эстетическое развитие, увеличивает возможности творческого самовыражения детей.

Для осуществления эффективного руководства педагог должен владеть системой сбора информации. Такая постановка вопроса требует от педагогов усиленного внимания к своим воспитанникам, изучения их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, выявления интересов, определения перспектив творческого

развития. Таким образом, актуализируется диагностический компонент деятельности специалистов этнокультурных центров. Получение исходной информации об уровне эстетической воспитанности детей направлено на учёт внешних и внутренних случайных воздействий, обуславливающих духовно-практическую деятельность детей [5].

Однако, как свидетельствуют результаты теоретических исследований и анализ практической деятельности этнокультурных центров, педагоги испытывают трудности при диагностике эстетической воспитанности детей. Проведенный нами опрос руководителей этнокультурных центров г. Барнаула и Алтайского края позволил констатировать факт, что затруднения вызывает определение критериев, показателей оценки и отбор диагностического инструментария. Недостатки диагностического компонента деятельности отражаются на качестве воспитательного процесса.

Часто педагоги относят детей к тому или иному уровню эстетического развития лишь на основе одного или нескольких показателей. Сами по себе, изолированные, они ни о чем не свидетельствуют. Например, повсеместно уровень развития художественно-творческой деятельности связывают с уровнем развития воображения, а ведь очень развитое воображение может быть при диагнозе «шизофрения». В. Н. Дружинин экспериментально показал, что показатель высокой оригинальности коррелирует с диагнозом невротизации личности. Он так же доказал, что показатель «разработанность» связан с непосредственным опытом и не может быть показателем креативности. «Гибкость» и «беглость» входят в характеристику интеллектуальности, а не креативности. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству [4].

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, мы имеем в виду то обстоятельство, что развитие происходит как во внешней деятельности, так и во внутренней. Если внешнюю деятельность ребенка педагогу оценить проще, так как она представлена в результатах художественного творчества на занятии, то внутреннюю деятельность оценить сложнее, так как в «продукте» труда она может быть

представлена лишь незначительно. С другой стороны, внутренняя деятельность является основой деятельности внешней. Опыт наблюдения, переживания, сопоставления, опыт воображения и фантазии в той или иной степени вызывают потребность к художественно-творческой деятельности и воплощаются в продукте труда ребенка. Задача педагога - научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту работу. Определённо судить о процессах внутренней деятельности очень сложно, но необходимо, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и воплощённом в реальном продукте наиболее велик [5].

Мы предлагаем оценивать уровень эстетической воспитанности детей на занятиях по изобразительной деятельности по следующим критериям:

• владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками,

• развитие художественно-образного восприятия окружающего мира и произведений искусства,

• художественно-творческая активность ребенка в процессе изобразительной деятельности.

Первый и второй показатели направлены на выявление личностных качеств детей: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипному или свободному мышлению, наблюдательности, памяти. Третий показатель фиксирует эмоциональную отзывчивость на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а также отношение автора к изобразительному событию или персонажу.

Результаты наблюдения за художественно-творческой деятельностью детей и анализа продуктов изобразительного творчества в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей отражается в диагностическом листе балловой оценкой (табл. 1).

На основе среднего балла по трем критериям определяется уровень художественноэстетической воспитанности ребенка в соответствии с количественными границами (табл. 2).

Деятельность педагога, направленная на

Таблица 1

Диагностический лист результатов изучения уровня эстетической воспитанности

детей в изодеятельности

Критерии Показатели Дети

1. Владеие специальными худо-жественн-изо-бразительными знаниями, умениями, навыками 1.1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами

1.2. Владение нетрадиционными техниками рисования

1.3. Владение формообразующими движениями

1.4. Умение правильно передавать форму предметов

1.5. Умение правильно передавать цвет предметов

1.6. Умение правильно передавать пропорции предметов

1.7. Умение правильно передавать пространственное положение предметов и их частей

1.8. Умение правильно строить композицию предметов на листе.

1.9. Эмоциональность созданного образа предмета или явления.

1.10. Разработанность содержания изображения

1.11. Динамичность художественного образа

1.12. Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах

1.13. Умение лепить и расписывать или украшать бумажный силуэт по собственному замыслу в соответствии с формой силуэта и особенностями народного промысла

к о к 3 к £ рвому критерию

2. Развитие художественно- образного восприятия окружающего мира и произведений искусства 2. 1 Художественно-образное восприятие произведений искусства.

2. 2Умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения

2. 3 Развитие эмоционально - чувственного отношения к художественному образу

2. 4 Эмоционально - эстетическое отношение к окружающей действительно сти

2. 5 Освоение детьми элементарных искусствоведческих знаний

2. 6 Знание характерных особенностей разных народных промыслов декоративно-прикладного искусства

Средний балл по второму критерию

3. Художественно- творческая активность ребенка в изодеятельности 3. 1 Мотивационно - ценностное отношение детей к изодеятельности

3. 2 Отношение ребенка к оценке своей работы взрослым

3. 3 Оценка ребенком созданного им изображения

3. 4 Самостоятельность и оригинальность замысла

3. 5 Умение рассказать о своем сюжете изображаемого, перечислить его элементы

3. 6 Умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом.

3. 7 Умение лепить и расписывать или украшать бумажный силуэт по собственному замыслу в соответствии с формой силуэта и особенностями народного промысла

3. 8 Познавательная активность.

3. 9 Уровень развития воображения.

Средний балл по третьему критерию

Средний балл по трем критериям

Уровень художественно-эстетической воспитанности

эстетическое воспитание дошкольников, ни умозрительному ранжированию уровней в коем случае не должна догматически под- сформированности рассматриваемого каче-чиняться этому, в значительной степени, ства личности.

Таблица 2

Количественные границы уровней эстетической воспитанности в изодеятельности

Уровни эстетической воспитанности Количественные границы уровней

Низкий от 0 до 0,6

Средний от 0,7 до 1,5

Высокий от 1,6 до 2

Художественная выразительность детских изображений - предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели анализа рисунков, которые при этом выделяются, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость. На результаты анализа влияют не только квалификация анализирующего в изобразительной деятельности и искусстве в целом, его художественные вкусы и симпатии, но и его знания детской и возрастной психологии и педагогики.

Детское рисование лишь условно можно назвать деятельностью изобразительной, потому что передача на рисунке видимого облика вещей не является для ребенка ни главной, ни даже важной целью рисования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, и др.). В процессе рисования, как и в игре, неразрывно слиты речь, действие и изображение, т. е. сам рисунок - лишь часть деятельности игрового типа. Он включен в игру для обозначения и замещения того, что словами и движениями ребенок передать не может. Слова и действия в процессе рисования присутствуют, поэтому рисунок для ребенка часто самостоятельного значения не имеет. Рисуя событие, ребенок не столько изображает, сколько обозначает вещи и явления. В этом событии непременно участвует сам рисующий. Поэтому он видит происходящее как бы изнутри, а не как наблюдатель, находящийся вне события. С возрастом соотношение игрового и изобразительного в процессе художественного творчества детей изменяется. У некоторых из них успешно развиваются собственно изобразительные способности - умение более или менее точно передавать видимый облик предметов, главным образом, в рисунке, реже - в живописи. У других детей, напротив, активнее развивается игровое начало рисования, а изобразительное прогрессирует медлен-

нее. Они охотно рисуют, лепят и, как правило, очень активны на занятиях, чаще высказываются, больше помогают педагогу. В освоении графической грамотности у них наблюдается заметный прогресс потому, что, охотно рисуя разные события, дети накапливают опыт в изображении различных объектов окружающей их жизни. Наконец, у некоторой части детей происходит органичное слияние в рисовании игрового и изобразительного. И то, и другое активно прогрессирует - совершенствуются как способы изображения, так и формы творческой игры.

Для диагностики по детским рисункам важно постоянно помнить, что в детстве художественное творчество служит формированию у детей способностей общих, развивающих многие и разные потенции ребенка, в том числе и специальные способности. Центральная среди них - воображение -способность, наиболее успешно развиваемая именно в художественной деятельности, и, вместе с тем, универсальная для всякой человеческой деятельности (Э. В. Ильенков). Именно особенности отражения образов воображения ребенка в рисунках являются предметом диагностики художественного и общего развития по продуктам детского изобразительного творчества.

Осуществляя анализ созданных детьми изобразительных образов, следует учитывать характер деятельности воображения. Дело в том, что деятельность воображения начинается еще до начала процесса изображения, которое в дальнейшем ведет к включению фантазии. Возникающие в воображении образы детей связаны с предметами и явлениями действительности, а так же их чувствами и мыслями. Л. С. Выготский выделил четыре формы связи воображения с действительностью в продуктах детского изобразительного творчества.

По мнению Ю. А. Полуянова первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что любое фантазийный образ состоит из элементов, которые ребенок встречал в окружающей действительности. Чем разнообразнее его жизнь различного рода впечатлениями и наблюдениями, тем больше возможности комбинировать и домысливать образы в изобразительной деятельности. Ю. А. Полуянов выделяет три

уровня развитости способности детей актуализировать полученный жизненный опыт в продуктах изобразительного творчества. Низкий уровень наблюдается у детей, которые не могут работать по собственному замыслу. Они действуют по образцу педагога. Их рисунки, стереотипны и насыщены графическими штампами. Для работ детей среднего уровня характерно присутствие интересных образов и композиций, если перед этим было обращение взрослого к их опыту, напоминание об интересных событиях, культурных мероприятиях и т. п. Если же такой подсказки не последовало, то чаще всего дети повторяют какие-то прошлые сюжеты и образы. Высокий уровень отмечен у детей, которые самостоятельно могут найти источники замыслов [3].

Образы творческого воображения чаще всего имеют комбинаторную форму, т. е. складываются в результате особого соединения частей или элементов реально существующего в действительности, виденного ребенком и знакомого ему. Комбинаторная функция воображения позволяет на основе ассоциаций объединять предметы, объекты и впечатления жизненного и культурного опыта, а так же функция диссоциации - нарушения связи между привычной общностью явлений. Ошибочно представление о том, что воображение является деятельностью исключительно внутренней и не зависящей от внешних условий. Воображение может руководствоваться не только изнутри - чувствами, потребностями человека, но и извне - его действиями, материалом, результатами деятельности. Нередко первичными и решающими для возникновения нового образа становятся такие внешние действия ребенка, как, например, случайное соединение в аппликации, коллаже двух-трех разных форм, неожиданно сложившихся в почти законченный силуэт сказочного животного или человека. Эту случайную «находку» ребенок достраивает, и она, в свою очередь, «подсказывает», какие новые элементы у образа надо добавить, чтобы все объединилось в выразительное изображение на рисунке. Действия во внешнем плане закрепляются благодаря последующим попыткам соединить такие же формы по-другому. В результате ребенок овладевает способами поиска комбинирования разных элементов, и они

включаются во внутреннюю деятельность его фантазии. Как возникают такие образы, не всегда можно увидеть по законченным рисункам. Требуется проследить последовательность процесса изображения, причем на занятиях, которые специально направлены на деятельность такого рода. Это важно, потому что по поиску нового, необычного образа можно судить об успешном развитии фантазии ребенка.

В изобразительном творчестве детей комбинаторная функция воображения проявляется в показателе «выразительность». Выразительность передается через композицию рисунка, которая часто зависит от активности ребенка на занятии. Если он рисует без интереса, не сосредоточен на содержании рисунка, не проявляет активности в выборе средств изображения, то композиция стереотипная, повторяющаяся на многих его рисунках по различным замыслам. Если же ребенок сосредоточенно работает, проявляет активность в выборе выразительных средств, то его композиция не стереотипна, лишена графических штампов. Выразительность рисунка - один из решающих показателей художественного развития детей. Изобразительное и выразительное сосуществуют вместе на детских рисунках так же, как и на картинах художников. И все-таки при анализе рисунков детей их можно отличить друг от друга.

Изобразительное - это все, что правдоподобно передает линиями, пятнами, цветами внешний вид предметов, явлений, живых существ, независимо от замысла рисунка. Этим обеспечивается узнаваемость на рисунках объектов окружающего ребенка мира. Без узнаваемости рисунок может быть красивым, но останется непонятным. Выразительное - это все то, что может передать на рисунке мысли и чувства, общие и для художника-автора, и для зрителя. На детских рисунках выразительность можно обнаружить в преувеличении каких-то сторон изображения: величины фигуры или ее отдельных частей, экспрессивности их движений или жестикуляции, рельефности форм, яркости или, наоборот, приглушенности цветов и т. п. Такие преувеличения, если они чрезмерны, могут снижать эстетическую ценность рисунка, а в некоторых случаях делать его неприятным. Другой показатель

выразительности - лаконизм и простота средств изображения: малочисленность линий, пятен или цветов и минимальная детализация рисунка.

Детское творчество - слишком сложный и многогранный процесс, и, следовательно, нельзя говорить об абсолютном анализе художественно-творческих возможностей ребенка. Изобразительная деятельность содержит в себе много аспектов, каждый из которых будет оказывать желаемое действие на развитие детей лишь при условии педагогически правильного ее использования. Занятия изодеятельностью в условиях этнокультурного центра не могут и не должны ограничиваться искусствоведческой подготовкой детей, а тем более овладением навыками рисования, лепки и т. д. Основная цель - становление духовно-нравственной культуры ребенка, его эстетическое развитие и воспитание.

Решение этих проблем требует поиска адекватных новым реалиям организационных форм и инструментария для диагностики и прогнозирования развития образования, для создания благоприятного фона востребования и внедрения инновационных идей и опыта в практике работы этнокультурных центров.

В связи с этим остро встает проблема диагностических методик, направленных на определение уровня художественно-творческих способностей, целесообразность их использования на отдельных этапах образовательного процесса, а также подготовки педагогических кадров, способных квалифицированно осуществлять диагностику и грамотно использовать ее результаты в педагогических целях.

Библиографический список

1. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск.: ЧГПУ, 2009. - 48 с.

2. Майер А. А. Результативность управления социализацией детей младшего школьного возраста в образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 186-192.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 2005. - 250 с.

4. Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. пед. факультета. - Барнаул: БГПУ, 2005 - 193 с.

5. Шайдурова Н. В. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования к управлению процессом эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности: дис. . канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.