Научная статья на тему 'Коррекция содержания учебных программ по подготовке руководителей этнокультурных центров к овладению технологиями создания продуктов художественного творчества'

Коррекция содержания учебных программ по подготовке руководителей этнокультурных центров к овладению технологиями создания продуктов художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS' INDIVIDUAL WORK / РУКОВОДИТЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / LEADER OF ETHNIC AND CULTURAL CENTER / ARTISTIC CREATIVITY / TYPES OF VISUAL ACTIVITIES / DIAGNOSTICS / PREFERENCES / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдурова Н. В.

В статье затрагиваются проблемы коррекции содержания учебных программ по направлению подготовки бакалавров 071500 «Народная художественная культура» на основе диагностики начального уровня развития изобразительных умений и ранжировании предпочтений в овладении различными технологиями создания продуктов художественного творчества. Автор акцентирует внимание на трудностях, вызванных сокращением аудиторных занятий будущих руководителей этнокультурных центров, и предлагает вниманию читателей анкеты для пилотажного исследования и методы их обработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдурова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correcting the Content of Curricula for Training Leaders of Ethnic and Cultural Centers to Master Creative Product Technology

The paper addresses the problem of correcting the content of curricula for bachelor training 071500 "Folk artistic culture" based on an entry-level diagnosis of artistic abilities and skills and ranking preferable creative techniques of interest. The author emphasizes the difficulties caused by the reduction of classroom studies of future leaders of ethnic & cultural centers and offers questionnaires for pilot research and methods of their treatment.

Текст научной работы на тему «Коррекция содержания учебных программ по подготовке руководителей этнокультурных центров к овладению технологиями создания продуктов художественного творчества»

кументации на эффективность функционирования СМК.

3. Разработать план мероприятий по повышению эффективности СМК, при этом ответственность за проведение анализа на первом уровне управления предлагается возложить на владельцев процессов СМК, а руководителям процессов, предоставляющих данные по качеству, нести ответственность за их достоверность и своевременность.

Суть процессного подхода к управлению организацией заключается в том, что акцент при постановке задач и оценке эффективности переносится с функциональных обязанностей и элементов качества на бизнес-процессы, то есть на процессы, создающие ценности для потребителя и организации. Чем выше оценка эффективности СМК и бизнес-процессов, тем

выше эффективность деятельности учебного заведения в целом.

Таким образом, внедрение процессного подхода позволило в данном структурном подразделении осуществить новый метод организации труда и изменить структуру управления бизнес-процессами, что при выполнении вышеперечисленных рекомендаций поможет повысить эффективность деятельности учебного центра.

1. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999, - 479 с.

3. Панфилов С. А., Шекера О. Б., Саванин А. С., Ермолин А. В. Оценка результативности процессов системы менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2010. - № 12. - С. 64-66.

4. Вахрушев Е. А.. Процессный подход к управлению как способ улучшения конечных результатов деятельности промышленных предприятий // Вестник удмуртского университета: электрон. науч. журн. 2011.- № 1.

5. Григорьев Л. Ю., Кислова В. В. Процессный подход и его роль в построении эффективной компании. - Режим доступа: http://bigc.ru/publications/ bigspb/qm/stq_10_09/.

УДК / UDC Н. В. Шайдурова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры

373.2.02 дошкольного и дополнительного образования Института психологии и

педагогики, Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул, Россия, shaidurovanv@mail.ru

Nelly Shaidurova, PhD in Pedagogics, docent, associate professor at the Department of early childhood and additional education in the Institute of Psychology and Pedagogy, Altai state pedagogical university, Barnaul, Russia, shaidurovanv@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ К ОВЛАДЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЯМИ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА correcting the content of curricula for training leaders of ethnic and cultural centers to master creative product technology

В статье затрагиваются проблемы коррекции содержания учебных программ по направлению подготовки бакалавров 071500 — «Народная художественная культура» на основе диагностики начального уровня развития изобразительных умений и ранжировании предпочтений в овладении различными технологиями создания продуктов художественного творчества. Автор акцентирует внимание на трудностях, вызванных сокращением аудиторных занятий будущих руководителей этнокультурных центров, и предлагает вниманию читателей анкеты для пилотажного исследования и методы их обработки.

The paper addresses the problem of correcting the content of curricula for bachelor training 071500 «Folk artistic culture» based on an entry-

level diagnosis of artistic abilities and skills and ranking preferable creative techniques of interest. The author emphasizes the difficulties caused by the reduction of classroom studies of future leaders of ethnic & cultural centers and offers questionnaires for pilot research and methods of their treatment.

Ключевые слова, руководитель этнокультурного центра, художественное творчество, виды изобразительной деятельности, диагностика, предпочтения, учебная программа, самостоятельная работа студентов.

Keywords: leader of ethnic and cultural center, artistic creativity, types of visual activities, diagnostics, preferences, curriculum, students’ individual work.

Модернизация российского общества, вхождение и интеграция России в мировое образовательное пространство неизменно ведут к поиску эффективных технологий всех звеньев системы образования, в том числе и дополнительного. Ведущая роль в этом процессе отводится педагогическим вузам, т. к. именно там закладываются фундаментальные основы профессионализма будущих руководителей этнокультурных центров. Подготовка их зависит от ряда основополагающих вопросов, одним из которых является обоснованный отбор содержания профессионального образования, конкретизированного общими целями подготовки будущего специалиста и наполненного частным содержанием каждой учебной дисциплины, предусматривающей реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса.

Проблемы дополнительного образования рассматривались в работах В. В. Абрауховой, Е. С. Баразговой, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, Л. Ф. Боженко, С. И. Гессена, В. А. Горского, И. Д. Демаковой, Е. Б. Евладовой, В. И. Казаренкова, М. Б. Коваль, А. Колодина, В. О. Кутьева, Е. Н. Медынского, Л. А. Николаевой, А. В. Скачкова, Т. И. Сущенко и др. В основе построения образовательных стандартов нового поколения заложены методологческие принципы системно-деятельностного подхода (О. С. Анисимов, Л. Г. Петерсон и др.], компетентностного (А. Л. Андреев, И. А. Зимняя, Г. А. Ларионова и др.], контекстного (А. А. Вербицкий].

Практико-ориентированные работы раскрывают дидактические условия повышения эффективности подготовки педагогов, их профессиональной компетентности, способы формирования профессиональных интересов, умений, навыков и творческих способностей студентов в различных видах деятельности (О. В. Бурляева, Е. Н. Гошева, О. М. Дмитричева, О. А. Колесник, Н. В. Остапчук, Л. И. Павлова и др.].

Значимое место среди педагогических исследований занимают работы по подготовке руководителей этнокультурных центров, в которых изучаются современные тенденции развития дополнительного образования, различные аспекты подготовки педагогов дополнительного образования в вузе (Т. В. Поштарева, Ю. А. Стрельцов, С. Г. Тишулина, М. О. Чеков, В. К. Шаповалов и др.].

Осуществлять художественное воспитание подрастающего поколения может специалист, у которого сформированы навыки художественного восприятия произведений искусства и окружающей действительности, развиты худо-

жественная потребность общения с искусством и художественный вкус. Особую роль изобразительного искусства как фактора духовного и интеллектуального развития личности отмечают Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, А. С. Терентьев, Б. П. Юсов и др.

Г. А. Петрова [3] обращает внимание на необходимость формирования потребности в общении с искусством в постоянном эстетическом образовании, самообразовании и развитии профессионально-педагогических способностей в сочетании с художественно-творческими. Н. М. Конышева выделяет ядро профессионально-эстетических характеристик педагога, полагая, что все качества, входящие в структуру личности педагога, должны быть эстетически окрашенными [2]. Л. Н. Ершова в модель личности педагога включает три блока: эстетическая воспитанность, художественно-творческое раз-витие, методическая подготовка [1]. О. Н. Соловьева содержание и структуру профессиональной готовности педагога по эстетическому воспитанию представляет в виде пяти звеньев: нравственно-эстетическая направленность личности, высокое эстетическое сознание; владение системой психолого-педагогических, методологических и методических знаний,владение практическими умениями по эстетическому воспитанию, профессионально-эстетическая культура педагога [4].

Как видим, все авторы исследований обращают свое внимание на важность практической художественно-творческой подготовки будущих специалистов. В связи с этим внимательного рассмотрения требует отбор содержания учебных программ дисциплин художественнопрактической направленности при подготовке бакалавров по направлению 071500 — «Народная художественная культура».

Обратимся к образовательному стандарту по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура». В нем выделены виды профессиональной деятельности, к которым следует готовить в вузе, в их числе, предусмотрена и художественно-творческая. Также в нем указано, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся руководители этнокультурных центров, должны определяться вузом совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Кроме того, в образовательном стандарте отмечено, что бакалавр по вышеуказанному направлению должен обучать различные группы

населения различным видам народного художественного творчества, руководить художественно-творческой деятельностью участников студии декоративно-прикладного творчества с учетом их возрастных и психологических особенностей, художественно-эстетических и этнокультурных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, творческих способностей, уровня художественной подготовки [5].

К сожалению, следует заметить, что в планах подготовки по ФГОС ВПО 3-го поколения произошло значительное сокращение количества часов на освоение предметов художественно-практической направленности: «Народное декоративно-прикладное творчество», «Нетрадиционные народные художественные промыслы / Технология народных художественных промыслов». Выбыл из плана курс «Основы изодеятельности». Кроме того, большая часть часов уходит на самостоятельное изучение студентами.

Таким образом, создается ситуация, при которой содержание программы подготовки руководителей этнокультурных центров предусматривает практическое освоение художественно-изобразительными технологиями, но оно является трудным в условиях сокращения аудиторных часов на эти дисциплины.

Следует также отметить, что студенты приходят с разным базовым уровнем образования. Это и выпускники педагогических колледжей (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов], и колледжей культуры с разной специализацией (музыкально-инструментальное искусство, хореография, вокал, декоративно-прикладное искусство, любительский театр и др.], и выпускники общеобразовательных школ и лицеев. Уровень развития художественно-творческих способностей, умений и навыков в области изобрази-

Оценка собственно-изоб

тельной деятельности у них сильно отличается. Это создает дополнительные трудности при обучении бакалавров основам изобразительного искусства, отражается на качестве их практической подготовки к профессиональной деятельности.

Чтобы учебная дисциплина выполняла свою функцию, нами были откорректированы вышеперечисленные учебные программы как в теоретическом, так и в практическом блоках. Причем корректировку программ дисциплин, ориентированных на освоение изобразительных умений и навыков, мы осуществляем для каждой группы обучаемых ежегодно. Это позволяет достичь оптимальных успехов в обучении, целесообразно и продуктивно спланировать самостоятельную работу студентов и создать мотивацию для их дальнейшего самосовершенствования в области изобразительного творчества.

При первой встрече со студентами на занятии по предмету «Народное декоративно-прикладное творчество» мы проводим микроисследование, направленное на выявление уровня владения собственно-изобразительными умениями и на основе этих данных планируем содержание аудиторных занятий и тем, предназначенных для самостоятельного изучения.

Для диагностики художественно-практических навыков мы воспользовались методикой оценки собственно-изобразительных умений (ОСИУ], разработанной Н. В. Шайдуровой [13].

Студентам предлагается оценить по десятибальной шкале собственные умения изображать объекты и явления окружающей действительности в объеме, необходимом для осуществления обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста различным видам изобразительной деятельности (рисованию

- «Р», лепке - «Л», аппликации - «А», конструированию - «К»] (табл. 1].

Таблица 1

¡ительных умений (ОСИУ]

Код объекта изображения Объекты изображения ^ (индивидуальные баллы по самооценке]

Р Л А К

А Деревья, кустарники, цветы

Б Плоды, фрукты, овощи, ягоды

В Животные

Г Птицы

Д Рыбы

Е Человек

Ж Здания

З Транспорт

И Посуда

К Предметы быта (игрушки, мебель и т.д.]

Л Пейзаж

М Натюрморт

Н Фантастические предметы и объекты

О Ассоциативные изображения

П Изделия по мотивам народно-декоративного искусства

Данные самоанализа, представленного в анкете, позволяют вычислить - среднеиндивидуальный показатель ОСИУ по всем видам изодеятельности, среднегрупповой показатель ОСИУ по каждому объекту изображения ( ) и по виду изобразительной деятельности в целом ( вид) по следующим формулам:

Аа. + Ба. I ■■■ I Па

V .. — _‘____:________Е_

*Л7| 4- Jo^ + ' ■ • + Jo.

N

W ,1 + №’« + ■■■ + W п

А, Б, В ... П - кодовое обозначение объекта изображения;

- порядковый номер опрашиваемого;

- индивидуальные баллы исследуемых по конкретному объекту изображения;

15 - число объектов изображения;

- код объекта изображения;

и - индивидуальные баллы по конкретному объекту изображения;

N - количество исследуемых.

Полученные результаты заносятся в таблицу, аналогичную таблице 1, но вместо ._1п (индивидуальные баллы по самооценке) заносим полученные в результате вычислений среднегрупповой показатель ОСИУ по каждому объекту изображения ( W).

Таблица 2 Среднегрупповые показатели ОСИУ

Код Объекты изображения Ws (среднегруп овой показатель по

Л А К

А Деревья, кустарники,

Б Плоды, фрукты, овощи,

(среднегрупповой показатель по виду изобразительной деятельности в целом)

Вторая анкета, которую мы предлагаем студентам заполнить, позволяет определить весомость видов художественного творчества и владение технологиями изготовления предметов по мотивам народных декоративных промыслов и жанров искусства ручного труда в практике работы с детьми и тем самым выделить круг техник, овладению которыми необходимо уделить большее внимание на лабораторных занятиях (табл. 3). Мы предлагаем присвоить каждой изобразительной технологии ранговое место от

1 до 13 включительно, определяющее предпо-

чтение заниматься тем или иным видом художественного труда.

Таблица 3 Ранговое место предпочтений овладения технологиями работы с различными изобразительными материалами

№ Изобразительные технологии Ранговое место от 1ло 13

Технология кистевой росписи (хохломской,

Лепка и роспись игрушек мо мотивом народной игрушки (дымковской, троицкой,

Технология живописи в технике холодного

Технология изготовления традиционной

Нетрадиционные техники изображения

Флористика

СГРМ = ИРМаА + ИРМа2 + ••• + ИРМап ~ N

ИРМ - индивидуальное ранговое место, определенное каждым из опрошенных тому или иному объекту изображения;

а1, а2, ... , а п - порядковые номера опрашиваемых;

N - количество опрошенных.

Результаты исследования данного вопроса на протяжении ряда лет показывают, что в наибольшей степени студенты нуждаются в практическом обучении, направленном на овладение изобразительными умениями в рисовании, во вторую очередь - в лепке, затем - в конструировании и аппликации. Наибольшие затруднения вызывают умения изображать человека, животных, здания, пейзаж.

В связи с этим перед нами встала задача уделить больше внимания обучению данным видам умений на лабораторных занятиях и разработать алгоритмы рисования объектов окружающего мира для той категории студентов, уровень собственно-изобразительных умений и навыков которой наиболее низкий. Итогом работы в данном направлении явились методические разработки по обучению рисованию [6, 12].

Результаты второй анкеты позволили разделить обучаемых на подгруппы согласно их предпочтениям в овладении той или иной технологией изготовления продуктов художественного творчества. Такая градация позволяет общаться студентам между собой по интересующей их технике, а также проводить консультации по самостоятельной работе микрогруппами. Чтобы избежать ограниченности занятий каким-либо видом художественного труда, конкретным

студентом в силу боязни освоения незнакомой деятельностью или, наоборот, желания заниматься тем видом творчества, которым уже в достаточной мере овладел ранее, на аудиторных занятиях, мы предоставляем возможность кратко познакомиться с различными видами художественной деятельности в виде презентаций и небольших мастер-классов. Такой подход позволяет создать мотивацию у студентов к освоению художественными техниками и технологиями и попробовать силы в тех из них, которые казались трудными и неинтересными.

Дальнейшее практическое овладение выбранным видом изобразительной деятельности и художественного труда студенты осуществляют самостоятельно. Студенты регулярно посещают консультации преподавателей, на которых показывают свои достижения и получают рекомендации по дальнейшему совершенствованию техники изображения или изготовления продукта художественного труда.

В помощь для самостоятельной работы мы подготовили методические материалы как в электронном виде, так и в печатном [7, 8, 9, 10,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 и др.]. Так же студенты пользуются библиотечной системой вуза и информационными ресурсами Интернета.

Таким образом, целенаправленное, систематическое изучение потребностей и реального уровня художественно-творческого развития

будущих руководителей этнокультурных центров позволяет повысить качество учебного процесса в вузе — эффективно использовать учебное аудиторное время и продуктивно осуществлять руководство самостоятельной работой студентов.

1. Ершова Л. Н. Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1989. — 16 с.

2. Конышева Н. М. Содержание и структура профессиональной готов-но-сти учителя к эстетическому воспитанию школьников. // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования.. - М : МГПИ им. В.И. Ленина, 1979. - С. 78-90.

3. Петрова Г. А. Профессиограмма учителя в области эстетической подготовки // Тезисы 7 Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 24-27 июня 1999 г.). — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. — С. 106-107.

4. Соловьева О. Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспита-нию младших школьников : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. : 1988. — 230 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура», утвержденный приказом Мин. обр. и науки РФ от 22.12.2009 № 791.

6. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ СФЕРА, 2010 - 160 с

7. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла : Уч.-метод. пос. для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов по специальности 071301 — «Народное художественное творчество» / Н. В. Шайдурова— СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 176 с.

8. Шайдурова Н. В. Традиционные народные промыслы. - СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 32 с.

9. Шайдурова Н. В. Учимся делать открытки. — СПб. : Детство-Пресс, 2008. — 64 с

10. Шайдурова Н. В. Веселые матрешки. — СПб. : Детство-Пресс, 2010. — 48 с

11. Шайдурова Н. В. Методические рекомендации по приобщению детей к искусству мандалы. - Барнаул : АлтГПА, 2011. - 47 с.

12. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. — СПб, «Детство-пресс», 2009 — 64 с

13. Шайдурова Н. В. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования к управлению процессом эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 208 с.

УДК / ийС С. Н. Ненилин, аспирант кафедры зоологии и экологии Кемеровского

371.84:574 государственного университета, Кемерово, Россия, nenilin_sergey@rambler.ru

Н. В. Скалон, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии и экологии Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия, nskalon@kemsu.ru

Sergey Nenilin, postgraduate student of the Chair of Zoology and Ecology of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, nenilin_sergey@rambler.ru Nikolay Skalon, Doctor of Pedagogy, Professor, head of the Chair of Zoology and Ecology of Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, nskalon@kemsu.ru

НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ continuous ecological education in the conditions of public association

Статья посвящена проблемам непрерывного экологического образования учащейся молодежи в условиях общественных объединений. Обсуждается модель экологического образования учащейся молодежи, разработанная на базе Междуреченской городской экологической об-

щественной организации «Зеленые». Модель разрабатывалась в период с 2003 по 2006 годы и прошла апробацию в период с 2007 по 2011 годы в образовательных учреждениях города Междуреченска Кемеровской области.

The article is devoted to the problems of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.