Научная статья на тему 'Модель профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации'

Модель профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарева С. А.

На современном этапе проблеме профессиональной деформации личности педагога уделяется недостаточное внимание. Представленная профилактическая модель позволит, на наш взгляд, эффективно осуществлять предупреждение профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель профилактики профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации»

учреждений дополнительного образования и вузовских руководителей практики по-настоящему помогать студентам.

С целью повышения интереса к проблемам эстетического воспитания мы приглашали на занятия руководителей учреждений дополнительного образования, педагогов ДОУ, целенаправленно работающих в данной области, показывали студентам видеозаписи из опыта работы руководителей изостудий, посещали образовательные учреждения этнохудожественной и эстетической направленности и т.д.

Мы считаем, что тест «Педагогический опыт» предоставляет возможность оперативно устанавливать обратные связи преподавателя с обучающимися, выяснять разные установки студентов, их широту и глубину, источники их возникновения и отсутствия, в частности, самооправдания равнодушия, недостаточной активности, искать пути решения имеющихся противоречий в ходе профессионального обучения будущих специалистов.

Список использованной литературы:

1. Спирин Л.Ф., Павличкова Г.Л., Смирнова Л.В. Значение педагогического тестирования / Пед. образование. - М., 1991. - Вып.4. - С. 85-89.

2. Успенский В. Б. Введение В Психолого-Педагогическую Деятельность/ В.Б. Успенский, А.П.Чернявская: — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура (квалификация (степень) «бакалавр») высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 791 от 22 декабря от 2009 г. (с изменениями от 31 мая 2011 г.).

4. Шайдурова, Н. В. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования к управлению процессом эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности .: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Шайдурова Н. В. - Барнаул, 2000. - 208 с.

5. Шайдурова Н.В. Коррекция содержания учебных программ по подготовке руководителей этнокультурных центров к овладению технологиями создания продуктов художественного творчества Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. - № 2 (6). — С. 140-144.

6. Шайдурова Н.В. Теоретические основы подготовки педагогических кадров к управлению эстетическим воспитанием, осуществляемым средствами этнокультуры/Н.В. Шайдурова //Научный диалог: — 2013. — № 9 (21) Психология. Педагогика. — С. 166-175.

© Шайдурова Н.В., 2016

УДК 37.08

С. А.Шинкарева

магистрант, 2 курс ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

На современном этапе проблеме профессиональной деформации личности педагога уделяется недостаточное внимание. Представленная профилактическая модель позволит, на наш взгляд, эффективно осуществлять предупреждение профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Деформации личности, профессиональной деформации личности, профилактика

На современном этапе проблема профессиональной деформации личности педагога носит междисциплинарный характер и рассматривается с разных точек зрения. Вместе с тем, анализ современных источников по данному вопросу (С.П. Безносова, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова, Е.И. Рогова, Э.Э. Сыманюк, Т.В. Форманюк и др.) показывает, что аспекту создания условий профилактики профессиональной деформации личности педагогов дошкольной организации уделяется недостаточное внимание.

Основываясь на исследованиях А.К. Мынбаевой, Л.С. Павловой, Н.В. Прокопцевой, А.М. Самургановой, И. В. Холодновой и др. мы определили содержание понятия «профилактика профессиональной деформации личности педагога», под которым понимаем комплекс предупредительных мероприятий (создание условий, мер), ориентированных на выявление предпосылок деформации у педагогов и стимулирующих специалистов к их самоустранению.

Для того, чтобы процесс профилактики преодоления профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации был эффективен, мы разработали её модель.

В.А. Штоф отмечает, что «под моделью понимается такая мысленно представляемая, или; материально реализованная система; которая; отражая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так; что её изучение дает нам новую информацию об объекте [4].

Создавая модель, мы помнили, что в образовательном учреждении реализуется не модель, а реальный процесс, и на основании этого выделили существенные компоненты модели профилактики и преодоления профессиональной деформации личности педагогов дошкольной образовательной организации.

Этими компонентами стали: 1) цель; 2) этапы профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности педагогов дошкольной образовательной организации; 3) условия и формы реализации данных этапов; 4) образовательный результат и показатели его оценки.

Приоритетной целью нашей модели мы определили создание условий, направленных на предупреждение и коррекцию профессиональной деформации педагогов ДОО.

Нами была создана концентрическая модель, в которой каждый концентр соответствует определенному этапу. Идея модели основана на последовательной поэтапной профилактике и преодолении профессиональной деформации личности педагогов дошкольной образовательной организации. Методологической основой модели выступил личностно-деятельностный подход А. Н. Леонтьева.

Целью подготовительного этапа реализации модели явилось изучение опыта и разработка программы по созданию условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации педагогов ДОО.

На основном этапе проходила реализация условий, направленных на предупреждение профессиональной деформации педагогов дошкольного образования.

Содержание работы данного этапа осуществлялось через концентры, совпадающие с условиями, выделенными нами в гипотезе:

1 концентр (мотивационный) - формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе. Большинство педагогов знают о том, что важно заниматься профилактикой профессиональных деформаций, однако, на практике существующие знания применяют лишь немногие педагоги. Напрашивается вывод о том, что мало знать, необходимы некоторые внешние и (или) внутренние стимулы, которые заставляли бы педагога осуществлять его желаемую деятельность. Таким стимулом, с нашей точки зрения, является формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе.

Реализация этого концентра стала эффективной с использованием следующих форм: тренингов, деловых игр, семинаров-практикумов. Мы считаем, что на данном этапе у педагога нужно повышать следующие показатели эффективной профессиональной деятельности: удовлетворенность трудом воспитателя, осознание профессиональной мотивации, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, сплоченность и организованность членов коллектива, мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе.

2 концентр (когнитивный) - повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления

профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию. Содержание данного концентра основано на том, что у педагогов не только формируются теоретические представления о профессиональных деформациях, но и устанавливаются взаимосвязи между профессиональной деформацией и саморазвитием, непрерывным образованием и самообразованием. Реализация этого концентра эффективна с помощью следующих форм: тренингов, деловых игр, семинаров-практикумов.

На данном этапе у педагога, на наш взгляд, должны быть сформированы следующие показатели профилактики профессиональной деформации: стремление к саморазвитию, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

3 концентр (поведенческий) - формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции педагогов. Без целенаправленного формирования навыков стрессоустойчивости и навыков саморегуляции практически невозможно осуществлять качественную профилактику профессиональной деформации педагогов ДОО.

Эффективность реализации этого концентра обусловлена использованием следующих форм: тренингов, мини-лекций как составной части тренингов. В рамках данного концентра мы намереваемся сформировать следующие показатели профилактики профессиональной деформации: стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

Все три концентра взаимосвязаны между собой.

Реализация второго этапа позволит перейти на третий итоговый этап, цель которого - анализ результатов внедрения программы, направленной на профилактику профессиональных деформаций. Содержание работы: проведение анкетирования; подведение итогов работы; изучение и сравнительный анализ полученных результатов (до и после внедрения программы).

В качестве идеального результата мы хотели бы видеть отсутствие симптомов профессиональной деформации педагогов, овладение умениями преодолевать профессиональные трудности самостоятельно.

Итак, представленная профилактическая модель позволит, на наш взгляд, эффективно осуществлять предупреждение профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/ С.П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. - 272с.

2. Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Прокопцева Н. В.- Москва, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/866.

3. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.

4. Штоф В.А. Моделирование и философия/В.А. Штоф. - М.:Наука, 1966.- 302 с.

© Шинкарева С.А., 2016

УДК 372

Л.А. Яшкова

К.и.н., доцент

ФГБОУ ВО, КубГУ, филиал в г.Славянске-на-Кубани г.Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.