Научная статья на тему 'Изучение типа отношения будущих руководителей этнокультурных центров к освоению педагогического опыта в области эстетического воспитания'

Изучение типа отношения будущих руководителей этнокультурных центров к освоению педагогического опыта в области эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ / ЦЕНТР / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдурова Н. В.

Сделать образовательный процесс эффективным одна из задач современного подхода к процессу подготовки будущих руководителей этнокультурных центров. Совершенствование учебного процесса зависит от многих условий, в числе прочих отношения студентов к уже имеющемуся опыту работы специалистов. В статье затрагиваются вопросы коррекции содержания и методов подготовки на основе изучения отношения будущих специалистов к работе практиков по этнокультурному образованию и эстетическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдурова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение типа отношения будущих руководителей этнокультурных центров к освоению педагогического опыта в области эстетического воспитания»

Необходимо дальнейшее развитие законодательно установленных механизмов общественной и профессионально-общественной аккредитации, таких как: формирование многоуровневой системы контроля качества профессионально-общественной аккредитации с привлечением демократических институтов гражданского общества к процедуре оценки деятельности аккредитующих организаций; соблюдение принципов открытости и демократии при установлении критериев и требований к экспертным организациям, привлекаемым к процедурам общественной и профессионально-общественной аккредитации; выработка единых рекомендаций к процедурам рассмотрения результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации в процессе государственной аккредитации.

Необходимо законодательное закрепление, формирование и развитие механизмов независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций, а именно: законодательная легитимизация независимой оценки качества и сертификации профессиональных квалификаций (независимой оценки профессионального уровня квалификации работников), проводимой на основании профессиональных стандартов. Это процесс должен включать в себя: создание Национального реестра центров сертификации профессиональных квалификаций, формирование его организационного, методического и информационно-технологического обеспечения; создание регламента и методического обеспечения аудита эффективности работы центров сертификации профессиональных квалификаций.

Помимо этого положительный эффект принесет установление преференций для работодателей участвующих в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Список использованной литературы:

1. Подзолков В.Г., Шайденко Н.А. Оценка качества образования в свете Федерального Закона «Об образовании в РФ»/ Психолого-педагогические проблемы развития личности профессионала в условиях университетского образования/ Сборник научных статей.- Факультет педагогики Софийского университета «Св. Климент 0хридски».2014, том 1.- С.36-39

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"[электронный ресурс]/ http://www.rg.ru/2014/04/24

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]/ http://www.rg.ru/2012/12/30

© Шайденко Н.А., Кипурова С.Н., 2016

УДК: 37

Н.В.Шайдурова

К.пед.н., доцент Институт психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ТИПА ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ К ОСВОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

Сделать образовательный процесс эффективным - одна из задач современного подхода к процессу подготовки будущих руководителей этнокультурных центров. Совершенствование учебного процесса зависит от многих условий, в числе прочих — отношения студентов к уже имеющемуся опыту работы специалистов. В статье затрагиваются вопросы коррекции содержания и методов подготовки на основе

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

изучения отношения будущих специалистов к работе практиков по этнокультурному образованию и эстетическому воспитанию.

Ключевые слова

Этнокультурный, центр, будущий педагог, педагогический опыт, эстетическое воспитание, этнокультурное

образование, передовой педагогический опыт.

Важным источником обогащения будущих руководителей этнокультурных центров базой педагогических идей в области эстетического воспитания детей является ознакомление с опытом работы специалистов учреждений дополнительного образования, воспитателей ДОУ и учителей технологии и изобразительного искусства общеобразовательных школ.

Реализация данного направления способствует выполнению информационной, познавательно-ориентирующей, научно-исследовательской функции гностической деятельности руководителя этнокультурного центра.

Информационная функция предусматривает создание фонда информационно-справочных материалов: книги, электронные презентации, Интернет-ресурсы, материалы периодических педагогических изданий, библиографические указатели, фотоматериалы по народному декоративно-прикладному искусству, нетрадиционным художественным промыслам, теории и практике этнокультурного и эстетического воспитания детей, предусмотренных в образовательном стандарте по направлению подготовки 071500 — «Народная художественная культура».

Познавательно-ориентирующая функция предусматривает аналитико-синтетическую деятельность преподавателей и студентов, творческое обсуждение, оценочные суждения. Будущим специалистам обосновывается мысль, что переносится не сам опыт, а его идея. Обращается внимание на критерии оценки опыта - наличие новых педагогических систем, достижение высоких, устойчивых результатов, экономия сил, средств, времени, возможность его внедрения в массовую практику.

В ходе обучения бакалавров по направлению подготовки 071500 — «Народная художественная культура» одним из пунктов зачетной единицы для аттестации студентов является сбор и анализ материалов из опыта работы педагогов-новаторов по проблемам эстетического воспитания и этнокультурного образования как общероссийского уровня, так и регионального. Студентам предоставляется возможность в часы, предусмотренные для самостоятельной работы, изучать как печатную продукцию, так и Интернет - ресурсы, а так же посещать занятия и лекции педагогов - новаторов в учреждениях образования и затем предоставлять отчет в виде художественно-творческих проектов, электронных презентаций, мастер - классов или эссе.

Мы считаем, что такого рода исследовательская работа способствует овладению будущими руководителями этнокультурных центров навыками научного обобщения педагогического опыта, мотивирует дальнейшую их профессиональную деятельность к генерированию творческих идей и стимулирует к самоанализу и самосовершенствованию.

Известно, что во многом успех всякого обучения находится в зависимости от отношения к нему обучающегося. Амплитуда проявлений отношения студентов к вопросам этнокультурного образования и эстетического воспитания может колебаться от совершенно равнодушного до комплекса высоких духовных потребностей. Характер этих отношений, как правило, влияет на подготовку будущих руководителей этнокультурных центров. Они-то, в конечном итоге, влияют на успех познавательной деятельности, поднимая подготовку будущих руководителей этнокультурных центров на уровень самообразования и самовоспитания.

Мы поддерживаем мнение исследователей о необходимости выявлять отношение будущих специалистов к изучению педагогического опыта в области этнокультурного образования и эстетического воспитания с целью коррекции содержания дисциплин художественно-практической направленности и отбора методов и форм преподнесения учебного материала. Действенным инструментом в этом направлении деятельности преподавателя педагогического вуза может оказаться диагностический тест.

В соответствии с этим, мы посчитали интересным провести исследование по выявлению отношения студентов к педагогическому опыту в рассматриваемой нами области, и воспользовались форматом теста,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

разработанным Л.Ф. Спириным, Г.П. Павличковой, Л.В. Смирновой, сделав акцент на определении отношения к опыту педагогов студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071500 — «Народная художественная культура». В данном тесте обозначены группы признаков-проявлений конкретных деятельностей, по которым можно косвенно судить об уровнях отношений будущих руководителей этнокультурных центров к освоению педагогического опыта в обозначенных областях знания.

По результатам исследования мы провели градацию отношений к передовому педагогическому опыту по методике вышеуказанных авторов. Респондентам предлагалось заполнить анкету (См. Табл.1) Уровни отношений расположены по восходящей следующим образом: равнодушие, эпизодическое любопытство, любознательность, показная заинтересованность, предпрофессиональный интерес, профессиональная потребность и закодированы буквами А, Б, В...Т. Для выбора своего ответа достаточно обвести соответствующую букву в колонке ответов: «всегда» — «В», «часто» — «Ч» и т.д.

Таблица 1

Тест «Педагогический опыт»

Код Вопросы Всегда Часто ННе очень Ччасто Редко а д 1ч о

А Люблю слушать лекции (рассказы) о работе педагогов города (края) в области эстетического воспитания (ЭВ) и этнокультурного образования (ЗКО) В Ч НОЧ Р Н

Б Жду педагогической практики, когда можно общаться с педагогами, осваивать педагогический опыт по ЭВ и ЭКО. В Ч НОЧ Р Н

В Обращаю внимание на факты опыта ЭВ и ЭКО, когда слышу о них из разговоров сокурсников и преподавателей. В Ч НОЧ Р Н

Г Знакомлюсь с методическими материалами в методкабинете образовательного учреждения, на выставках поступления новых книг в библиотеке ВУЗа только по заданию преподавателя. В Ч НОЧ Р Н

Д Покупаю книги о педагогическом опыте в области ЭВ и ЭКО, собираю электронные материалы и Интернет-ресурсы В Ч НОЧ Р Н

Е Обращаю внимание на педситуации, когда в них имеются любопытные факты, относящиеся к проблемам ЭВ и ЭКО В Ч НОЧ Р Н

Ж По собственной инициативе изучаю методическую литературу, периодические педагогические издания (журналы, газеты) и делаю выписки из них помимо учебных заданий преподавателя В Ч НОЧ Р Н

З Посещаю Интернет сайты, где представлены материалы по ЭВ и ЭКО, делаю закладки, вырезки, создавая собственный банк педагогических идей для последующей практической работы В Ч НОЧ Р Н

И Читаю статьи о педагогическом опыте по ЭВ и ЗКО только тогда, когда мне на них конкретно указывают для подготовки к занятиям В Ч НОЧ Р Н

К Знакомлюсь с опытом педагогов в области ЭВ и ЭКО только на открытых занятиях по художественному творчеству в период педагогической практики В Ч НОЧ Р Н

Л Принимаю участие в обобщении педагогического опыта по ЭВ и ЭКО В Ч НОЧ Р Н

М Беседую с педагогами по проблемам ЭВ только тогда, когда испытываю в этом потребность В Ч НОЧ Р Н

Н Беру в библиотеке и читаю книги о педагогах-новаторах в области ЭВ, знакомлюсь с их опытом на страницах Интернет-сайтов В Ч НОЧ Р Н

О Люблю работать с личной педагогической библиотекой, ищу инновационные педагогические решения в педагогическом опыте, в деятельности творческих педагогов, направленном на оптимизацию ЭВ В Ч НОЧ Р Н

П При подготовке к занятиям в ВУЗе выполняю лишь те задания, за которые надо отчитываться В Ч НОЧ Р Н

Р Оформляю красиво обложку своего педагогического реферата, имею обыкновение обращать внимание на внешнюю сторону в ущерб содержательной В Ч НОЧ Р Н

С Выступала с сообщениями о передовом педагогическом опыте по проблемам ЭВ детей на студенческих конференциях, на педсоветах в образовательных учреждениях, на родительских собраниях и т.д. В Ч НОЧ Р Н

Т Люблю слушать рассказы о работе руководителей этнокультурных центров и педагогов дошкольных учреждений тогда, когда разговор идет о необычных ситуациях из области ЭВ и ЭКО В Ч НОЧ Р Н

При обработке теста «Педагогический опыт» используется следующий ключ:

--+ - +----=--------------------;

А Ж Н Любознательность

--+ - +----=--------------------------------;

Б З О Профессиональная потребность

■ +-+ -

В П И Равнодушие

■ +-+ -

Г К Р Показная заинтересованность

■ +-+ -

Д Л С Профессиональный интерс

. +-+----=------------------------------, где

Е М Т Эпизодическое любопытство

В приведённых выше формулах над каждой буквой необходимо поставить цифру: ответ «всегда» (В) оценивается 5-ю баллами, ответ «часто» (Ч) - 4, далее соответственно - 3, 2, 1; затем следует сложить эти цифры и сумму поставить в числитель после знака равенства. Если полученная сумма окажется равна 12 или более, то это означает, что в знаменателе указан тип отношения к проблемам освоения педагогического опыта.

К примеру, опрашиваемый «№> указал в своих ответах такие баллы: А = 4, Б = 3, В = 5, Г = 1, Д = 3, Е

= 5, Ж = 5, З = 5, И = 5, К = 3,

Л = 4, М = 3, Н = 3, О = 2, П = 1, Р = 3, С = 4, Т = 5.

Используя вышеприведённый ключ, устанавливаем, что наибольшее количество баллов в ответах опрашиваемого «№> (15 баллов) получает уровень «Эпизодическое любопытство». На этом основании делается заключение, что у данного студента преобладающим типом отношения является эпизодическое любопытство.

В нашем исследовании приняло участие 48 педагогов дошкольных учреждений и 78 студентов Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета. По результатам исследования градация отношений выглядит следующим образом: равнодушие — 16%, эпизодическое любопытство — 20%, любознательность — 9%, показная заинтересованность — 41%, предпрофессиональный интерес — 0, профессиональная потребность — 14%.

Последующие беседы-интервью прояснили причины того или иного отношения к исследуемым вопросам, которые сводятся к следующим проблемам:

- загруженность учебными заданиями к семинарам и практикумам по различным дисциплинам по различным дисциплинам психолого-педагогического и методического направлений;

- недостаток знаний по по этнокультурному образованию и эстетическому воспитанию;

- отсутствие необходимого уровня практических умений для качественного проведения занятий по художественно-творческой деятельности;

- проблема взаимоотношений между будущими педагогами и специалистами дошкольных учреждений - руководителей педагогической практики. От активности, желания, сотрудничества этих людей зависит успех теоретической и практической работы в период прохождения практики. Данная проблема - это клубок противоречий: возможности и желания студентов работать с детьми, возможности и желания специалистов

учреждений дополнительного образования и вузовских руководителей практики по-настоящему помогать студентам.

С целью повышения интереса к проблемам эстетического воспитания мы приглашали на занятия руководителей учреждений дополнительного образования, педагогов ДОУ, целенаправленно работающих в данной области, показывали студентам видеозаписи из опыта работы руководителей изостудий, посещали образовательные учреждения этнохудожественной и эстетической направленности и т.д.

Мы считаем, что тест «Педагогический опыт» предоставляет возможность оперативно устанавливать обратные связи преподавателя с обучающимися, выяснять разные установки студентов, их широту и глубину, источники их возникновения и отсутствия, в частности, самооправдания равнодушия, недостаточной активности, искать пути решения имеющихся противоречий в ходе профессионального обучения будущих специалистов.

Список использованной литературы:

1. Спирин Л.Ф., Павличкова Г.Л., Смирнова Л.В. Значение педагогического тестирования / Пед. образование. - М., 1991. - Вып.4. - С. 85-89.

2. Успенский В. Б. Введение В Психолого-Педагогическую Деятельность/ В.Б. Успенский, А.П.Чернявская: — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура (квалификация (степень) «бакалавр») высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 791 от 22 декабря от 2009 г. (с изменениями от 31 мая 2011 г.).

4. Шайдурова, Н. В. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования к управлению процессом эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности .: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Шайдурова Н. В. - Барнаул, 2000. - 208 с.

5. Шайдурова Н.В. Коррекция содержания учебных программ по подготовке руководителей этнокультурных центров к овладению технологиями создания продуктов художественного творчества Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. - № 2 (6). — С. 140-144.

6. Шайдурова Н.В. Теоретические основы подготовки педагогических кадров к управлению эстетическим воспитанием, осуществляемым средствами этнокультуры/Н.В. Шайдурова //Научный диалог: — 2013. — № 9 (21) Психология. Педагогика. — С. 166-175.

© Шайдурова Н.В., 2016

УДК 37.08

С. А.Шинкарева

магистрант, 2 курс ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутск, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

На современном этапе проблеме профессиональной деформации личности педагога уделяется недостаточное внимание. Представленная профилактическая модель позволит, на наш взгляд, эффективно осуществлять предупреждение профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.