12. Основы искусствознания : хрестоматия / Сост. В. М, Вачьянц, Г. И. Дробат. - М.: Изд. центр Аз. - 1996. - 163 с.
13. Развитие эстетического отношения к миру как основа педагогики искусства: Метод, рекомендации для преподавателей дет. школы искусств, дет. музык. и дет. худож. шк. — М. — 1988. — 19 с.
14. Репринцев А. В. Эстетическое отношение личнос ти к действительности. Сущность. Структура. Формирование. — Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та. - 2000. — 182 с.
15. Семьдесят чуцес зодчества за 1500 лет новой эры: Удивительные сооружения и как они строились / сост. Н. Паркин. - М.: ACT, Астрель. - 304 с.: ил.
16. Эстетика: словарь / А. И. Абрамов и др.; под общ. ред. А. А. Беляева. - М.: Политиздат. - 1989. - 445 с.
17. Эстетика: учеб. пособие / Авдеев А. Й. и др. / Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2000. - 236 с.
18. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников., М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др. / Под общ. ред. А. В. Иконникова: ВНИИ техн. эстетики. - М.: Стройиздат. - 1990. - 334 с.
УДК 71.00.1
Ж. В, Мацнееич
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ КИНОФИЛЬМОВ
Интерес к изучению детского рисования возник на рубеже XIX и XX вв.
О том, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка, писали известные педагоги прошлого: Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие другие. Проблема развития творчества является актуальной и в настоящее время. Изучение детского рисунка продолжается исследователями в об ласта педагогики, психологии, медицины, этнографии.
В результате долгих дискуссий исследователи (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) признали субъективность детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество», уточняя его словом «детское».
Известный исследователь детского творчества Е. А. Флёрина под детским изобразительным творчеством понимала сознательное отражение ре-
бенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а таюке впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. По её мнению, ребенок копирует окружающее не пассивно, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Итак, Е. А. Флёрина первая из отечественных исследователей дала понятие детского изобразительного творчества, однако в определение включила только отражение окружающего.
Большой вклад в изучение проблемы развития детского творчества внесла Н. А. Ветлугина. Она рассматривала творческий процесс, во-первых, как накопление впечатлений и их обобщение; во-вторых, как акт создания произведения, для чего требуется особое эмоциональное состояние, именуемое вдохновением. У детей оно выражается «в форме особого эмоционального подъема». Основным мотивом творческой деятельности младших дошкольников, по ее мнению, является процесс выражения своих чувств.
По мнению Н. П. Сакулиной, «развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, которое подразумевает эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическую оценку. При таком освоении действительности у человека накапливается запас представлений (образов), который кладется в основу художественного творчества». Впечатления должны быть не только отчетливыми и осмысленными, но и эмоционально насыщенными, полным и эстетического чувства. Именно это направляет детей на художественное восприятие, помогает им образно отразить впечатления в рисунке. Тогда как любое художественное произведение считается выразительным, экспрессивным, если в нем выражены и изображены не только предметы, но и человеческие чувства и эмоции.
Г. В. Лабунская определяла рисование как художественно-творческую деятельность ребенка, объясняя это тем, что процесс графического воспроизведения образов действительности или декоративных мотивов неразрывно связан у ребенка с осмысливанием характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что воспроизводится. «Передача этого отношения в рисунке связана с поисками доступных ребенку средств художественного выражения, с посильным овладением тем материалом и его техникой, с которым он имеет дело». Таким образом, Г. В. Лабунская оговаривает возможность поиска ребенком средств выражения собственного отношения к образам в рисунках, но не раскрывает особенности того, как, в каком возрасте и при каких условиях это достигается.
В исследованиях Т. С. Комаровой отмечено, что в процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства (радость, огорчение, любопытство, настойчивость). А в работе над изображением приобретаются различ-
ные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. «Все это, - пишет Т. С. Комарова, — весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создаётся изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, применяя усвоенные ранее способы изображения и средства выразительности, внося интересные дополнения и т. п.».
Проблемы творчества детей рассматривает Г. Г. Григорьева. По ее мнению, в последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское» и за детьми признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых. Мы не разделяем такое категоричное утверждение, хотя нам оно близко и понятно, по скольку можно сделать вывод
о возможности изображения выразительного образа в детском рисунке как в изобразительном искусстве. Но такой вывод требует изучения и экспериментального подтверждения.
Р. Г. Казакова считает, что «усвоение детьми эвристического художественного содержания служит основанием для утверждения, что детская художественная деятельность - есть детское художественное творчество, каким бы примитивным или несовершенным оно не было. А создание детьми новых, оригинальных, ранее не существовавших, социально значимых для самого ребенка произведений можно определить как творческий процесс, даже в том случае, когда он включает признаки подражания готовому художественному опыту творчества, которое передается ребенку педагогом. Для детей и подражание является художественным открытием для себя, а, следовательно, детским художественным творчеством». В исследованиях Р. Г. Казаковой отмечается, что особенность рисования художественно-одаренных детей проявляется в том, что они не только отражают в своих рисунках реальную действительность, предметный мир, но и изображают эмоциональные отношения, то есть цветом передают «свое настроение, состояние природы». Такое утверждение убеждает нас в необходимости подвергнуть исследованию проблему развития изобразительного творчества в рисунке как проблему педагогическую и самостоятельную.
В последнее время все актуальнее становится такое условие для развития детского изобразительного творчества как вариативность. Это условие широко обсуждается в педагогической литературе (Р. Г. Казакова, Т. С. Ко-
марова, Н. Н. Поддьяков, С. В. Погодина и др.). Условие многопланово и может подразумевать различные компоненты, объединенные общим принципом свободы выбора. В деятельности ребенка-дошкольника — это свобода выбора образа, способа изображения, техники, изобразительных средств и т. п. В деятельности педагогов - свободы выбора тематики занятий и их последовательности с учетом знаний и умений детей, методических приемов в обучении дошкольников, а также создание вариативных эскизов, которые позволяют ребенку самостоятельно осуществлять выбор изображения и не дают возможности усваивать шаблонные образцы, приучают с младшего возраста думать, сравнивать, оценивать.
Многие исследователи придают большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста. Н. С. Лейтес отмечал, что своевременное приобщение к искусству помогает ребенку «острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве и становлению собственной творческой активности». В работах А. А. Грибовской, Т. Н. Дороновой, В. А. Езикеевой, Н. Карпинской, Л. Л. Ковалевской,
Н. А. Курочкиной, Р. А. Мирошкиной, Т. А. Репиной, О. С. Ушаковой, Р. М. Чумичёвой и др. исследовались особенности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства дошкольниками. В исследованиях Н. Э. Басиной, В. В. Домогацких, С. И. Мерзляковой, О. А. Сусловой и др. изучалось влияние музыки на выразительность детских рисунков, изобразительного творчества. Н. С. Александрова, М. Н. Братухина, Г. В. Быховец, Т. С. Комарова, А. В. Молчева. Г. П. Новикова, Т. А. Ратано-ва, О. А. Соломенникова и др. раскрывали особенности народного искусства в развитии изобразительного творчества дошкольников. Л. П. Бочкарева, Л. В. Компанцева, Л. П. Стрелкова, А. Ф. Яковличева и др. рассматривали особенности использования на занятиях в детском саду художественной литературы. Однако, влияние на развитие детского изобразительного творчества такого синтезированного искусства как кино специально не изучалось. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что изобразительновыразительные средства искусства кино синтезируют разные виды искусства: слово, изображение, музыку и включают следующие изобразительно-выразительные компоненты экранного языка кинематографа: многообразие образов; динамику форм; композицию кадра; выразительный колорит; технику изображения.
Особое внимание исследователи уделяют в последнее время синтезу видов искусств и художественных видов деятельности как педагогическому условию, обеспечивающему целенаправленное и разностороннее художественное развитие дошкольников («интегрированный подход» в разработках Т. I". Казаковой, Т. А. Копцевой; «синтез искусств» в исследовании В. В. Домогацких, в программах Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой «Ро-
с инка». С. К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства»). Таким образом, в исследованиях последних лет раскрываются специальные педагогические условия, соблюдение которых позволяет детям старшего дошкольного возраста создавать яркие, интересные рисунки. Однако проблема развития изобразительного творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационных фильмов в исследованиях не ставится. В результате нами выявлены противоречия между высоким развивающим потенциалом мультипликационных кинофильмов и недооценкой его в системе дошкольного художественного образования; между широким привлечением детей к просмотру мультипликационных кинофильмов и отсутствием исследований о влиянии богатых изобразительно-выразительных средств кино на детское изобразительное творчество; между широким кругом образов, изображённых в мультипликационных кинофильмах и недооценка их влияния на обогащение содержания детского изобразительного творчества.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует множество взглядов на проблему развития изобразительного творчества в рисунках дошкольников. Но какое воздействие оказывают мультипликационные кинофильмы на процесс развития изобразительного творчества в рисунке исследователями не рассматривался, вследствие чего нами было предпринято экспериментальное изучение обозначенной проблемы.
На экспериментальной базе созданы условия, способствующие развитию детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов: фильмотека БУО и видео фильмов, технические средства обучения (мультиформатные 1)\;0-плссры, видеомагнитофоны, телевизоры), наличие разнообразных художественных материалов, оборудование места работы. В проводимом эксперименте участвовало 30 детей старших групп в возрасте 5-6 лет. Параллельно наблюдались 30 детей из контрольных групп.
Искусство кино, являясь по своей природе искусством синтетическим, объединяет в себе так называемые традиционные искусства, что является основанием утверждать, что целенаправленное научно-обоснованное приобщение к мультипликационным фильмам будет способствовать развитию детей, в частности их творчества в рисовании.
Мультипликационные кинофильмы, как современное и доступное средство развития детского творчества, как синтез различных видов искусств, располагает возможностями положительного влияния на детей дошкольного возраста, на развитие изобразительного творчества. С учётом изобразительно-выразительных средств мультипликационных кинофильмов и способностью дошкольников воспринимать и сопереживать образам в произведениях искусства, определены требования к отбору мультипликационных кинофильмов. Дети знакомились с некоторыми видами мультипликации: рисованной, объёмной (или кукольной). Техника рождает и новые способы
съёмок мультфильмов, в том числе компьютерные. Поэтому, мы решили предложить детям и этот современный вид мультипликационных кинофильмов как отечественных, так и импортных. Мультфильмы соответствовали возрасту детей, отличались высоким эстетическим уровнем, который проявлялся в точности и ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев, и включали следующие изобразительно-выразительные компоненты экранного языка кинематографа: многообразие образов; динамику форм; сложную композицию кадра; выразительный колорит; богатство техник изображения. На основе данных требований просмотрено и проанализировано более 200 детских фильмов и мультфильмов. Из них выбран 21 фильм, как базовый и более 50 фильмов на выбор детей.
С целью изучения и анализа детских рисунков был разработан и апробирован комплекс критериев развития изобразительного творчества в рисунках у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационных фильмов: образность, динамика, колорит, композиция, техника изображения. Оценка каждого критерия осуществлялась по 3-х бальной шкале:
1 баллом оценивались минимальные; 2 баллами - достаточные; 3 баллами
- хорошие знания, умения и навыки, проявленные детьми. Суммы баллов, набранные детьми экспериментальной и контрольной групп, позволили определить 3 уровня развития изобразительного творчества в рисунках детей дошкольного возраста: низкий, средний, высокий.
Положительное влияние на развитие изобразительного творчества в рисунке у детей дошкольного образа выявлено в процессе реализации разработанной программы «Мультипликационные кинофильмы и детское рисование», включающей несколько разделов:
1 раздел - изучение теории, анализ и отбор фильмов;
2 раздел - выявление художественных элементов кино, воздействующих на детское рисование;
3 раздел - определение критериев оценки развития изобразительного творчества в детских рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов;
4 раздел - организация творческой деятельности детей;
5 раздел - развитие детского художественно-изобразительного творчества по мотивам мультипликационных кинофильмов.
Экспериментальная работа по развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных фильмов осуществлялось поэтапно.
Первый этап - «Мы выбираем мультфильм». Методика проведения занятий - рассматривание кассет и выбор каждым ребёнком фильма. Затем шло обсуждение с целью выбора одного фильма для просмотра. Только на пятом занятии дети пришли к учёту интересов других детей, к компромиссу
в выборе мультфильма и можно было переходить к просмотру одного фильма.
Второй этап — «Мы любим смотреть мультфильмы». Методика проведения занятий - организация просмотра в игровой форме «Посещение кинотеатра» с билетами.
Третий этап — «Мы рисуем на тему мультфильма». Методика организации занятий — активизация желания детей выразить эстетические впечатления от фильмов в изобразительной деятельности. С этой целью проводили беседы об увиденном, рисование, лепку, создание композиций на темы фильмов, отражение впечатлений в играх, организовывали различные ситуации, в которых могли быть использованы знания и впечатления детей.
Эффективность разработанной нами программы «Мультипликационные кинофильмы и детское рисование» подтверждается следующими об-стоятел ьствами:
- расширилась тематика детских рисунков;
— динамика образов кино положительно повлияла на устранение шаблонов в детских рисунках;
— влияние композиций кадров мультфильма даже без специального показа проявилось в усложнении компоновки рисунков, в передаче элементов перспективы, глубины пространства;
— наличие выразительного колорита;
- техника рисования обогатилась рисованием «от пятна», «от линии», «набрызгом», заливкой, растушовкой, монотипией, соответствующая выразительным образам мультфильмов.
Выявлены и экспериментально проверены следующие педагогические условия:
— отбор фильмов по следующим критериям: многообразие героев, экспрессивность, динамика, изменчивость образов, сложная композиция в кадрах, выразительный колорит, богатство художественных техник.
- организация творческой деятельности, в которую включены: обучение выбору каждым ребёнком мультфильма из многих, а затем при обсуждении выбору одного фильма для просмотра; обыгрывание просмотра фильма как посещения кинотеатра; активизация желания «рассказать» о фильме в рисунке; обучение подражанию многообразию художественных техник рисования; обеспечение свободы выбора тематики и техники рисования как условие возникновения и реализации детского замысла.
- организация просмотра мультфильмов с участием родителей и последующее обсуждение.
Педагогические условия способствовали развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов, которое представлено как поэтапный процесс развития эстетических интересов и оценок, воображения, восприятия, представлений, вла-
дение ручной умелости (техники рисования), замысливания и реализации замысла.
Таким образом, проведённая работа подтвердила эффективность предложенной экспериментальной программы по развитию детского изобразительного творчества в рисунках под влиянием мультипликационных кинофильмов.
Библиографический список
1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. - М.: Педагогика, 1972.-287 с.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия».,— 1998. -272 с.
3. Казакова Р. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одарённости: Монография. - М.: МЕТГУ. - 2004. - 170 с.
4. Комарова Т. С, Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина. — 1995. — 160 с.
5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение. -1965.-207 с.
6. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение. -1965.-214 с.
7. Флёрзша Е, А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз. - 1956. - 160 с.
8. Художественное творчество и ребёнок. Монография. / Под ред. Н. А. Ветлу-гиной. - М.: Педагогика. — 1972. — 287 с.