РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
Амичба Лиана Арнольдовна
старший преподаватель,
Абхазский Государственный Университет,
кафедра «Экономической теории»,
научный сотрудник отдела экономики Центра Стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия, г. Сухум, Абхазия. E-mail: [email protected]
Аннотация: Возможности экономического развития страны в значительной степени зависят от сформированного в ней человеческого потенциала и от условий его реализации. Одним из важнейших источников формирования человеческого потенциала является система образования. Анализу состояния и возможностей развития посвящена данная статья. Образование в Республике Абхазия не отвечает предъявленным к ней требованиям, обусловленных потребностью в повышении уровня образования и улучшения качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях республики, что позволяет сделать вывод о необходимости ее совершенствования. Исправить сложившуюся ситуацию можно с помощью государственной программы развития системы образования, которая призвана играть одну из ключевых ролей в процессе реформирования экономической системы.
Ключевые слова: человечески потенциал; образование; экономическое развитие, Республика Абхазия, человеческий потенциал, система образования, совершенствование системы образования.
JEL: O15;
HUMAN DEVELOPMENT IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
Amichba Liana Аrnoldovna, senior lecturer of the Department of Economic theory, researcher of the Department of Economics of the center for Strategic studies under the President of the Republic of Abkhazia, Abkhazian state University Sukhum, Abkhazia
Abstract: The opportunities for the country's economic development largely depend on the human potential formed in it and on the conditions for its implementation. One of the most important sources of human potential is the education system. This article is devoted to the analysis of the state and possibilities of development. Education in the Republic of Abkhazia does not meet the requirements presented to it, conditioned by the need to raise the level of education and improve the quality of the educational process in the educational institutions of the republic, which allows us to conclude that it is necessary to improve it. The situation can be corrected with the help of the state program for the development of the education system, which is called upon to play one of the key roles in the process of reforming the economic system.
Keywords: human potential; education; economic development, the Republic of Abkhazia, human potential, the education system, and the improvement of the education system.
Современное общество, построенное на знаниях, становится зависимым от уровня развития человеческого потенциала, так как сегодня в наибольшей степени востребованы интеллектуальные способности человека, его образованность, от которой, в том числе, непосредственно зависит возможность генерировать новые знания. Следовательно, наивысшей ценностью современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Данный тезис подтверждается тем, что во всех современных теориях человеческого потенциала доказывается, что образование является ключевым фактором его формирования, который на
макроуровне обеспечивает инновационный тип развития. Поэтому можно утверждать, что образование является системообразующим фактором социального и человеческого развития.
Кроме того, люди, их образование, квалификация и опыт работы определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества, способствующей увеличению конкурентоспособности страны на мировом уровне, т.е. развитие современного общества невозможно представить без формирования условий для повышения образовательного уровня граждан данного общества, которое напрямую влияет на успешность разработки и внедрения технологических, организационных и других инноваций.
Большую роль образование имеет не только на макро-, но и на микроуровне, поскольку выступает как социальное благо, как основа для формирования потенциала человека и его успешной реализации.
Таким образом, в условиях социально-экономических преобразований развитие системы образования, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала, становится одной из главных задач социальной политики государства.
В этой связи, образование можно охарактеризовать как:
- определяющий фактор развития человеческого потенциала;
- важнейший сектор экономики;
- одна из главных областей жизнедеятельности общества, продуцирующая знания, информацию и новые информационные технологии;
- сфера нравственного и духовного воспитания, которая существенно расширяет возможности человека.
Развитая система образования является источником формирования потенциала экономического развития страны, предпосылкой личной успешности и роста благосостояния граждан.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания в Республике Абхазия, находящейся на стадии трансформационного сдвига, условий для развития системы образования, способствующей повышению человеческого потенциала, реализация которого будет способна обеспечить экономический рост в стране.
В настоящее время, как показывают результаты социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований при Президенте Республики Абхазия в 2015 г.,
- более 50% трудоспособного населения Абхазии имеют среднее образование;
- 15% - средне специальное;
- 7% - незаконченное высшее;
- 24,4% - высшее образование [1, с. 11].
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, что приводит к увеличению объема и качества человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается. Повышается она, как правило, либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Динамика среднемесячной заработной платы и производительности труда в Республике Абхазия представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика среднемесячной заработной платы и производительности труда [рассчитано по данным статистического сборника «Абхазия в цифрах». Сухум. 2016 г.]
Показатели 2012 г. 2016 г. темп прироста %
Численность занятых в экономике (тыс. чел.) 41,5 41,4 -0,24
ВВП, (млрд. руб.) 24,8 30,2 21,7
Производительность труда (ВВП/ численность занятых) 597,6 729,4 22,0
Среднемесячная заработная плата (руб) 8366,8 10115,6 20,9
Численность занятого населения за период с 2012 по 2016 гг. снизилась на 0,24%. Темп прироста производительности труда за анализируемый период составил 22,0%, а среднемесячной заработной платы 20,9%.
Темп среднегодового роста среднемесячной заработной платы в 2012 г. составил 110,9%, тогда как в 2016 г. - 134,6%, производительность труда - 113,7% и 169,9% соответственно. Следовательно, коэффициенты опережения среднемесячной заработной платы и производительности труда равны 1,2% и 1,5%, что указывает на изменение соотношения между ростом производительности труда и средней заработной платы в лучшую сторону.
Однако указанные положительные тенденции связаны в большей степени не с восстановлением разрушенной в годы войны системой образования, а с тем, что в страну возвращаются квалифицированные кадры.
Если же посмотреть на численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, то их численность сокращается (таб. 2). А это уже является признаком несовершенства системы образования, которая не может подготовить кадры, способные заниматься научной деятельностью.
Таблица 2-Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки [рассчитано по данным статистического сборника «Абхазия в цифрах», Сухум. 2016]
Показатели 2012 г. 2016 г. темп пр.
Численность персонала, занятого исследованием и разработкой, чел. в том числе: 887 613 -30
Исследователи 364 283 - 22
Техники 140 55 - 60,7
Вспомогательный персонал 243 208 - 14
Прочие 140 67 -52,1
Число организации, ведущих подготовку аспирантов в том числе: 9 6 - 33,3
НИИ 8 3 -62,5
ВУЗы 1 3 200
Численность аспирантов, чел. в том числе 30 28 - 6,6
НИИ 23 17 - 26,0
ВУЗах 7 11 57,1
Прием в аспирантуру, чел. в том числе в: 6 8 14,2
НИИ 5 5 -
ВУЗах 1 3 200
Выпуск из аспирантуры, чел. в том числе: 10 9 -10
НИИ 10 9 - 10
ВУЗах - - -
в том числе с защитой диссертации 2 - -
Основными факторами снижения численности работников, занятых научными исследованиями, являются внутренняя и внешняя миграция научных кадров, вызванные низкой оплатой труда, отсутствием перспектив и возможностей заниматься научной деятельностью, а также «утечка идей», которая не сопровождается физическим перемещением ученых, но работают они по программам, финансируемым зарубежными заказчиками, тем самым эти результаты научных исследований становятся уже собственностью иностранных работодателей.
Снижение численности работников научной сферы негативно влияет на возможности экономики Республики Абхазия быстрыми темпами преодолеть восстановительный период и приступить к формированию инновационной модели развития.
В этой связи особое значение приобретает развитие сферы образования, в рамках которой происходит процесс подготовки кадров, обладающих необходимой квалификацией, умениями и навыками, позволяющими совершить инновационный прорыв.
Но прежде чем говорить о задачах развития системы образования в Республике Абхазия, необходимо проанализировать ее современное состояние.
Образование в Республики Абхазия представлено:
- дошкольным образованием;
- общим образованием;
- средним образованием;
- высшим профессиональным образованием.
Динамика показателей развития сферы образования в Республики Абхазия представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Основные показатели развития сферы образования Республики Абхазия [рассчитано по данным статистического сборника «Абхазия в цифрах», Сухум. 2016 г]
Показатели 2012г. 2016 г. темп пр.
Число дошкольных образовательных 27 35 29,6
учреждений
Численность детей, чел. 3156 4612 46,1
Число общеобразовательных школ 167 158 -5,3
в том числе:
государственных 165 156 -5,4
Негосударственных 2 2 -
Число учащихся в общеобразовательных 26543 27524 3,6
школах, чел.
в том числе:
государственных 26138 27246 4,2
Негосударственных 405 278 -31,3
Число учителей в общеобразовательных 3645 3864 6,9
школах, чел.
в том числе:
государственных 3579 3829 6,9
Негосударственных 66 35 -46,9
Число средних специальных учреждений 13 6 -53,8
Численность студентов в них, чел. 1774 862 -51,4
Число преподавателей в них, чел. 315 112 -64,4
Выпущено специалистов из средних учебных 562 391 -30,4
заведений, чел.
Число высших учебных заведений 2 2 -
Число студентов в ВУЗах, чел. 3133 3307 5,5
в том числе:
государственных 2615 2884 10
Негосударственных 518 459 -11,3
Число преподавателей ВУЗов, чел. 525 547 4,1
в том числе:
государственных 478 495 3,5
Негосударственных 47 52 10,6
Принято студентов в ВУЗах, чел. 666 840 26,1
в том числе:
государственных 666 715 7,3
Негосударственных - 125 -
Выпущено специалистов из ВУЗов, чел. 789 834 5,7
в том числе:
государственных 681 710 4,2
Негосударственных 108 124 14
Анализ данных, представленных в таблице 3, показал следующее.
Увеличение темпов прироста в сфере образования наблюдается за период с 2012 по 2016 гг. по показателям:
- число дошкольных образовательных учреждений на 29,6%;
- численность учащихся в дошкольных образовательных учреждениях на 46,1%,
- учащихся в общеобразовательных школах 3,6%;
- число учителей в общеобразовательных школах 6,0%;
- численность студентов в ВУЗах 5,5%;
- число преподавателей в ВУЗов 4,1%;
- принято студентов в ВУЗах -26,1%;
- выпущено специалистов из ВУЗов на 5,7%.
Число высших учебных заведений в Республике Абхазия остается без изменений (АГУ и СОИ).
Отрицательная динамика наблюдается по следующим показателям сферы образования:
- число общеобразовательных школ - 5,3%;
- число средних специальных учреждений - 53,8%, в том числе численность студентов и преподавателей в них на 51,4% и 64,4% соответственно и
- выпущенных специалистов из средних учебных заведений - 30,4%.
По показателям государственного образования наблюдается положительная динамика за исключением такого показателя, как число общеобразовательных школ, где наблюдается снижение на 5,4%. Что касается негосударственного образования, то наблюдается снижение всех показателей, его характеризующих, за исключением числа принятых и выпущенных специалистов из ВУЗов, которые увеличиваются на 3,5% и 1,4% соответственно.
С 2010 по 2012 гг. шел процесс активного восстановления дошкольных образовательных учреждений. На данный процесс было направлено 486,9 млн. руб. в рамках Комплексного плана
содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия (что составляет почти 47% средств, выделенных по разделу «Образование») [2, с. 17].
Однако в Абхазии и сегодня ощущается проблема нехватки детских учреждений дошкольного образования, которое негативно сказывается на качестве среднего образования.
Школьное образование является центральным элементом системы образования, поскольку является фундаментом, базой, на основе которой будет происходить последующее накопление знаний. Но, к сожалению, существующая сегодня система школьного образования не может обеспечить в полной мере высокий уровень подготовки учащихся, что обусловлено одной из важнейших причин -недостаточностью финансирования.
На государственном уровне проблема финансирования решается, что подтверждается следующими данными:
- Согласно Инвестиционной программе содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2014-2019 годы, объем средств финансовой помощи Российской Федерации на завершение строительства в 2014 году в сфере образования было направленно 737, 54 млн. руб., в 2015 г. - 201,0 млн. руб., 2016 г. - 309,0 млн. руб., 2017 г. - 364,97 млн. руб., 2018 г. - 286,09 млн. руб., 2019 г. - 280,61 млн. руб. [2, с. 17].
- В рамках комплексного плана всего с 2010-2012 гг. в рамках на восстановление объектов образования было направлено 1 042,3 млн. руб. или 9,9% от общей суммы финансовой помощи РФ, из них почти 50% средств было направленно на ремонт школ.
Однако указанные вложения в развитие материальной базы школьного образования пока еще не дают существенных результатов, поскольку еще находятся на операционной фазе инвестиционного цикла.
В Республике Абхазия недостаточным является охват населения высшим образованием. На 10 тыс. чел. в Республике Абхазии приходится 135 студентов (к примеру, в Республике Беларусь - 453 чел., в России - 424 чел., в странах Европы - 384 чел.) [3, с. 27]
В 2016г. численность студентов в АГУ составило 2848 чел., (госзаказ - 1207 чел.,1641 чел. на платной основе), в том числе по факультетам:
- филологический - 533 чел.;
- экономический - 381 чел.;
- физико-математический - 128 чел.;
- юридический - 268 чел.;
- исторический - 396 чел.;
- биолого-географический - 215 чел.;
- педагогический - 622 чел.;
- агроинженерный -304 чел. [2, с.51].
Всего в 2016г. было выпущено 710 студентов, т.е. больше на 123 студента в сравнении с 2015г. (20,9%), причем положительная динамика характерна практически для всех факультетов:
- филологический на 20 студентов или на 20,2%;
- экономический на 21 студента (17,2%);
- физико-математический - 84,3% (27 студентов);
- юридический на 2,15 или на 2 студента;
- исторический - 2,7% (2 студента);
- биолого-географический на 26 студента или на 89,6%;
-педагогический - 34,3% (33 студента) [2, с.51].
Отрицательная динамика характерна для агроинжинерного факультета, где темп пророста выпуска студентов сократился на 18,6% или на 8 студентов [4, с.51]. Это является негативным фактором для Абхазии, где одной из основных отраслей экономики является сельское хозяйство.
В Республике Абхазия существуют очная и заочная форма обучения. В 2016 г. количества студентов очного обучения составило 2179 чел., тогда как заочного - 669 чел. [4, с. 50].
По виду оплаты:
- государственный заказ - 1207 чел.;
- целевое назначение - не было;
- платная основа - 1641 чел.[2, с. 50].
В том числе обучающихся по программе:
- бакалавриат - 2183 чел.;
- специалитет - 634 чел.;
- магистратура - 31 чел. [4, с. 50].
Наличие квалифицированного преподавательского состава в образовательных учреждениях является одним из важнейших ресурсов республики.
Численность профессорско-преподавательского персонала в 2016 г. в АГУ составила 191 чел., в том числе докторов наук, профессоров - 33 чел., кандидатов наук, доцентов - 136 чел., кандидатов наук, старших преподавателей - 22 чел. [4, с. 51].
В 2016г. численность студентов в СОИ составила 124 чел., что на 14,8% больше, чем в 2015 г. Положительная динамика характерна для таких специальностей, как предпринимательство и мировая экономика и международные экономические отношения (300 % и 20,0 %). Отрицательная динамика наблюдается по таким специальностям, как экономика и управление курортами и туризмом и таможенное дело (сокращение произошло соответственно на 22,2% и 11,1%). По остальным видам специальностей набор в 2016 г. приостановлен (экономика и право, компьютерные технологии в экономике, иностранный язык). То, что в стране будет больше образованных предпринимателей - это, несомненно, хорошо, но вот то, что сокращение происходит по направлениям подготовки, которые обеспечивают кадрами одну из ведущих отраслей экономики, а также по направлению, в рамках которого готовятся ИТ-специалисты, можно считать сдерживающим фактором для развития экономики Республики Абхазия.
Еще одним фактором из проявления кризисных явлений в системе современного образования является все большое его превращение в систему не «образования», а «обучения» [5, с. 56], что в значительной степени ограничивает возможности инновационного пути развития для Республики Абхазии.
Второй тенденцией, оказывающей влияние на структуру профессионального образования в современной Абхазии, является постепенная трансформация образования в сферу услуг с последующей ее либерализацией. Это, к сожалению, в Абхазии проявляется в формировании чрезмерного предложения образовательных услуг, направленных на подготовку специалистов так называемых «модных» профессий (юристов, экономистов). Такая ситуация является реакцией на краткосрочные сигналы рыночной конъюнктуры со стороны спроса на образовательные услуги, формируемого в основном не за счет объективной оценки потребностей экономики в специалистах определенного профиля и квалификации, а в результате предпочтений «частных инвесторов», в качестве которых, как правило, выступают не предприятия и организации, а население, стремящееся получить долгосрочные выгоды в виде доступа к престижной и высокооплачиваемой работе. А это, с одной стороны, приводит к массовому перепроизводству выпускников специальностей гуманитарного и экономического блоков и катастрофического для экономики страны недопроизводства специалистов технического блока, а с другой стороны, - провоцирует вузы расширять спектр предоставляемых платных образовательных услуг при снижении их качества. Очень важным источником получения информации о состоянии образовательной сферы являются опросы об уровне удовлетворенности ею населения страны.
По результатам социологического исследования, проведенного Центом Стратегических
Исследований при Президенте РА, уровень знаний, полученный в образовательных учреждениях Республики респонденты оценивают следующим образом: система образования обеспечивает средний уровень знаний - 68,08%, низкий - 14,82%, высокий - 6,3; 9,7% из числа опрошенных затрудняются ответить [6,с. 27].
Положительная оценка удовлетворенности школой составила 16,4%, тогда как 7,11% дали отрицательный ответ, остальные не составили собственного представления о качестве общего образования в Республике [6, с. 26].
Таким образом, система образования в Республике Абхазия не отвечает предъявленным к ней требованиям, обусловленным потребностью в повышении уровня образования и улучшения качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях республики, что позволяет сделать вывод о необходимости ее совершенствования.
Исправить сложившуюся ситуацию можно с помощью государственной программы развития системы образования, которая призвана играть одну из ключевых ролей в процессе реформирования экономической системы.
В настоящее время приоритетными направлениями государственной образовательной политики в Республике Абхазия являются:
- укрепление приоритетного значения образования в жизни современной Абхазии;
- государственная поддержка института семьи и семейного воспитания;
- проведение государственной политики по укреплению физического здоровья детей и усилению их нравственно-эстетического воспитания;
- улучшение качества изучения и практики владения государственным, русским и другими языками;
- подготовка детей к активной социальной деятельности и участию в формировании другими языками;
- формирование у подрастающего поколения таких нравственно-волевых ценностей и смысловых установок, которые позволяют активно противостоять современным идеологическим и информационным вызовам, направленным по разложение целостности личности, культур и цивилизаций и т.д. [1, с. 153].
В целях реализации указанных направлений перед сферой образования поставлены следующие задачи:
- разработка и выполнение Государственной программы развития образования;
- создание единой системы управления образованием, включающей в себя все уровни образовательных учреждений;
- создание научной и экспериментальной базы национального образования;
- развитие сотрудничества Абхазии с Россией, а также другими странами в сфере образования;
- разработка и принятие Государственных стандартов национального образования;
- разработка и принятие Государственной программы подготовки кадров в соответствии с потребностями социально-экономического развития;
- широкое использование в учебно-воспитательном процессе потенциала отечественной культуры;
- корректировка содержания образовательных программ с учетом достижений современной науки, техники и нужд социальной политики;
- подготовка подрастающего поколения к активной и конструктивной социальной деятельности;
- повышение социального статуса воспитателя и учителя;
- использование различных форм стимулирования и поощрения труда педагогов и научных работников [1, с. 154], заработная плата которых в настоящее время находится на чрезвычайно низком уровне (9273,7 руб. и 8266,0 руб. соответственно [4, с. 42]).
Источником для создания материальных условий для решения поставленных перед сферой образования задач является разработка и реализация механизмов финансово-экономического и информационного обеспечения образовательной сферы.
В качестве элементов финансово-экономического механизма развития сферы образования предлагается следующее:
- улучшение материально-технической и учебно-методической базы образовательных учреждений;
- развитие инфраструктуры образования;
- создание необходимых организационно-финансовых условий для развития учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
- обеспечение многоканального финансирования образовательной системы за счет государственного и местных бюджетов, а также за счет государственного-частного партнерства, некоммерческих организаций и др.
Элементами же информационного механизма в сфере образования являются:
- активное и целенаправленное использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных и других ресурсов в образовательном и воспитательном процессах;
- использование мультимедийных ресурсов в обучении;
- создание информационных ресурсов и сервисных служб, обслуживающих учебный процесс;
- создание электронной библиотечной системы;
- оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями [1, стр. 155].
Задача государства — это сбережение народа. Для его эффективного решения необходима комплексная мобилизация ресурсов - интеллектуальных, технических, финансовых - на всех уровнях функционирования общества. И образование как компонент человеческого потенциала требует постоянного внимания со стороны государства и общества.
Главная цель сегодняшнего развития образования в Республике Абхазия заключается в формировании физически здорового и высоконравственного подрастающего поколения, обладающего разносторонними научными и художественными знаниями, креативными способностями, и готового конструктивно участвовать в развитии современного абхазского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 г. // Центр стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия. - Сухум. - 2015. - 274 с.
2. Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия за 2010-2019 гг.// Кабинет министров РА. - Сухум. - 2014 г. 17с.
3. Бгажба А.О. Социально-экономические процессы в современной Абхазии (2008-2012 гг.) /А.О.Бгажба А.О., А С. Цушба, Х.К. Шатипа - Сухум, 2014. - 27с.
4. Статистический сборник «Абхазия в цифрах». Сухум. - 2016 г. - 98с.
5. Пястолов С.М. Феномен образования в меняющемся обществе /С.М. Пястолов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Том 1. № 1. - С. 56-76.
6. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Состояние и перспективы социально-экономического развития РА» // Центр стратегических исследований при Президенте Республики Абхазия. - Сухум. - 2015. - 208с.