Научная статья на тему 'Влияние маркетизации образования на инновационное развитие общества'

Влияние маркетизации образования на инновационное развитие общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Е. И., Крошилин С. В.

Перспективы инновационного развития российской экономики и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества зависят от качества человеческого потенциала, который в значительной степени определяется уровнем образования. Маркетизация образования, которая началась в 1990-е гг. с развитием платного обучения в России, стала причиной многих проблем в системе образования. До сих пор неясно, какое же количество и каких именно специалистов в современных российских условиях необходимо для становления инновационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние маркетизации образования на инновационное развитие общества»

УДК 323:324

ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА*

Е. И. МЕДВЕДЕВА, кандидат экономических наук,

докторант Института социально-экономических проблем

народонаселения РАН

E-mail: E_LenaM@mail. ru

С. В. КРОШИЛИН,

кандидат технических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

E-mail: krosh_sergey @mail. ru

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Перспективы инновационного развития российской экономики и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества зависят от качества человеческого потенциала, который в значительной степени определяется уровнем образования. Маркетизация образования, которая началась в 1990-е гг. с развитием платного обучения в России, стала причиной многих проблем в системе образования. До сих пор неясно, какое же количество и каких именно специалистов в современных российскихусловияхнеобходимо для становления инновационного общества.

Ключевые слова: образование, человеческий потенциал, качество образования, маркетизация образования, коммерциализация образования, система образования, образовательная услуга.

Качество человеческого потенциала неразрывно связано с инновационными возможностями развития общества в целом и его отдельных составляющих в частности. Впервые проблему качества человеческого потенциала сформулировал П. Сорокин [14], оценивая состояние населения России во время Первой мировой войны. Он сказал, что «судьба любого общества зависит, прежде всего,

Исследование выполнено в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Влияние человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие регионального социума», № 11-32-00227а1.

от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим».

В последнее время происходит усиление влияния роли человеческого фактора на инновационную составляющую. По оценкам Мирового банка, человеческий капитал на две трети определяет рост ВВП, формируя общество знания, ориентированное сегодня на новейшие информационные, нано- и биотехнологии. Такие показатели, как доля инновационной продукции в объеме товарной продукции, коэффициент затрат на технологические инновации, коэффициент занятости научными исследованиями и разработками, коэффициент технологичности экспорта и другие — являются объективным отражением влияния человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие общества [9]. Человеческий потенциал охватывает не только участников общественного производства, но не меньшее значение придает тем структурам населения, которые уже вышли за рамки рыночной активности, а еще больше тем, которые еще только войдут в нее.

В этих условиях образование становится одним из решающих факторов экономического роста страны. Человеческий потенциал напрямую зависит от уровня образования, профессиональной подготовки и компетентности любого человека

- 11

[5]. Именно поэтому для успешной модернизации российской экономики необходима эффективно функционирующая система образования.

Сегодня происходит активная маркетизация российской системы образования [4]. Маркетизация (или коммерциализация, т. е. тесная зависимость от рыночных механизмов и отношений) привела к серьезным «перекосам» во многих вопросах: начиная от системы финансирования учебных заведений, заканчивая формами обучения, учебными программами и специальностями, предлагаемыми на рынке образовательных услуг.

Особенности экономических отношений при оказании образовательных услуг обусловлены принадлежностью их к различным видам благ. Образовательные услуги в форме общественного блага принимаются потребителем как бесплатные и общедоступные. Государство, как основной производитель услуг, должно предоставлять их в необходимом количестве [6, 16]. Однако, как только образование стало услугой, которую можно продавать и покупать, сам процесс обучения стал коммерциализирован.

В коммерциализации образования есть как положительные, так и отрицательные моменты для российского общества. Например, начавшаяся в 1992 г. коммерциализация сферы российского образования привела к появлению самого понятия «конкуренция в сфере образования», которого в

предыдущей плановой экономике (госзаказ на количество и «качество» учебных мест) вообще не было. Однако сегодня конкуренцию в системе образования связывают прежде всего с увеличением предложения образовательных услуг на рынке, уделяя меньше внимания их качеству.

Коммерциализация сферы образования повлекла за собой увеличение количества различных образовательных учреждений начального, среднего и высшего звена. Все российские образовательные учреждения можно разделить на государственные и негосударственные (коммерческие), причем даже в государственных образовательных учреждениях могут быть платные специальности и даже целые факультеты. По существующему российскому законодательству второе высшее образование может быть получено только на платной основе, магистратура по многим направлениям — также будет являться платной. Это значительно осложняет ситуацию на рынке образовательных услуг, так как условия конкуренции между различными учебными заведениями, предлагающими одинаковые специальности, могут зависеть от наличия бюджетных (бесплатных) мест. Наглядно рост количества негосударственных высших учебных заведений при уменьшении количества общеобразовательных, начальных профессиональных и средних профессиональных заведений представлен в табл. 1.

Таблица 1

Показатели системы образования России

Год Изменение показателя

Показатель 1985* 1990 1995 2000 2005 2009 2009/ 1985,% 2009/ 2005,%

Общее число общеобразовательных 74 364 75 045 76 887 74 702 68 792 58 531 78,71 85,08

учреждений, ед., всего

Общеобразовательные учебные заве- 67 100 67 600 68 900 66 400 60 771 50 977 75,97 83,88

дения (дневные и вечерние), ед.

В том числе негосударственные — — 525 635 726 680 — 93,66

учебные заведения, ед.

Образовательные учреждения 4 196 4 328 4 166 3 911 3 539 3 196 76,17 90,31

начального профессионального

образования (НПО), ед.

Образовательные учреждения сред- 2 566 2 603 2 534 2 812 2 688 2 564 99,92 95,39

него профессионального образова-

ния (СПО), ед.

Образовательные учреждения вы- 502 514 762 944 1 068 1 114 221,91 104,31

сшего профессионального образова-

ния (ВПО), всего

В том числе:

государственные 502 514 569 586 655 662 131,87 101,07

негосударственные — — 193 358 413 452 — 109,44

*Российский статистический ежегодник // Госкомстат России. М., 2002. (Данные с 1985 по 2000 г.). Источник: по данным Росстата и расчеты авторов.

800 700 600 500 400 300 200 +100 0

34—

24

8)

01

1 Г"

1 4

П6г:

03

46) 5 0 >

3 5

6Г!

7Г!78

5 6

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ Среднее □ Начальное □ Основное

Рис. 1. Число негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации на начало учебного года, ед.

За период с 1985 по 2009 г. произошло уменьшение количества общеобразовательных учреждений на 24,03 %, что составило 16 123 учебных заведения. Сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (НПО) с 4 196 до 3 196, т. е. на 1 000 ед. В противовес сокращению всех уровней учебных заведений (общеобразовательных, СПО, НПО) наблюдается значительный рост числа высших учебных заведений — на 612 ед. за 24 года, что можно объяснить расширением сети как государственных, так во многом и негосударственных вузов. Общее сокращение числа образовательных учреждений по всем уровням составило 15 833 ед. за данный интервал времени.

Из приведенных данных видно, что коммерциализация образовательных учреждений происходит на всех уровнях образования. Несмотря на то, что в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» прописано, что «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации», — согласно которому все граждане России должны быть охвачены процессом предоставления качественных образовательных услуг, — «а содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и развитие общества», — наблюдается значительный рост негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых родители обучают своих детей на платной основе (рис. 1).

За период с 1993 по 2009 г. количество негосударственных общеобразовательных учреждений увеличилось практически в 2 раза (с 368 до 680 ед.). При этом количество учреждений начального общего образования уменьшилось также в 2 раза (в 1993 г. — 112, в 2009 г. — 64). Наибольший рост наблюдается в среднем (полном) образовании, где

количество учебных заведений выросло в 2,5 раза.

Сегодня на рынке образовательных услуг недостатка в тех, кто их предлагает, нет. Однако рынок это не только предложение, но и потребление. Коммерциализация процесса образования требует формирования рыночных отношений между всеми участниками рынка. При этом с точки зрения маркетинга важно понять, какие сегменты рынка будут целевыми потребителями той или иной образовательной услуги. Самым главным вопросом при этом остается стоимость оказания такой услуги (со стороны учебных заведений) и та цена, за которую ее можно купить (со стороны потребителя).

Сама образовательная услуга имеет ряд особенностей: во-первых, она неосязаема, невещественна, неотделима от потребителя, не может накапливаться потребителем, нестабильна по качеству (качество зависит от того, кто, когда, где и как предоставляет услугу); во-вторых, она не убывает в результате потребления, потребитель непосредственно участвует в ее производстве, способствует социальной мобильности; в-третьих, это всегда результат хозяйственной деятельности производителя образовательных услуг (образовательного учреждения); в-четвертых, относительная длительность их исполнения (оказания), отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы выпускника, необходимость дальнейшего сопровождения, зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся, и др. [16].

Таким образом, с точки зрения маркетинговых подходов образовательная услуга — это уникальный товар, который можно создавать, в дальнейшем тиражировать без особых затрат, а главное, успешно продавать. Так как образование имеет ключевое значение для дальнейшего трудоустройства и получения доходов индивида, люди готовы в него вкладывать свои средства. Но очевидно, что размер этих вложений в значительной степени будут обуславливать доходы граждан. Именно поэтому интересно проанализировать структуру потребительских расходов домашних хозяйств (табл. 2) [4].

Из анализа табл. 2 видно, что в сельской местности процентное отношение затрат на образование к общим потребительским расходам за последний год не изменилось и составило 1,9 %,

- 13

3

4

2

Таблица 2

Структура потребительских расходов домашних хозяйств, %

Все домашние хозяйства Домашние хозяйства

Показатель III квартал 2009 г. III городской местности сельской местности

квартал 2010 г. III квартал 2009 г. III квартал 2010 г. III квартал 2009 г. III квартал 2010 г.

Потребительские расходы 100 100 100 100 100 100

В том числе расходы:

на покупку продуктов для домашнего 30,7 29,1 29,5 27,7 36,2 36,2

питания

на питание вне дома 3,4 3,5 3,3 3,8 3,6 1,7

на покупку алкогольных напитков 1,6 1,5 1,6 1,5 1,6 1,6

на покупку непродовольственных 35,5 37,8 34,5 37,3 41,0 40,9

товаров

на оплату услуг 28,8 28,1 31,1 29,7 17,6 19,6

В том числе на услуги в системе 2,2 1,7 2,3 1,6 1,9 1,9

образования

Источник: по данным [2].

так как сами доходы в деревне остались на прежнем уровне. В городе — наблюдается снижение затрат на образование в процентном соотношении с 2,3 до 1,6 %, что скорее всего объясняется стабилизацией доходов населения в посткризисной экономике, так как доходы в городе увеличились по сравнению с кризисным 2009 г.

Поэтому декларируемая бесплатность образования остается под большим вопросом в настоящее время. Чем престижнее специальность в вузе, тем дороже стоит обучение по ней, тем больше требуется средств для получения образования. В этой связи растет социальная напряженность, так как значительная часть населения не может позволить своим

детям обучаться на престижных специальностях в столичных вузах. Достаточно привести в качестве примера рейтинг вузов г. Москвы по стоимости обучения по обобщенному направлению подготовки «Юриспруденция» (табл. 3), чтобы понять уровень оплаты по престижным специальностям.

Не стоит забывать, что большинство высших учебных заведений в г. Москве не предоставляют общежития для иногородних студентов, поэтому встает вопрос о дополнительных затратах на проживание, которые могут значительно превышать оплату самого обучения. В этой связи заявления «за отмену стандартных студенческих стипендий» (помощник Президента РФ Аркадий Дворкович) [3]

Таблица 3

Рейтинг вузов Москвы по стоимости обучения в учебном 2009/2010 г. по обобщенному направлению подготовки «Юриспруденция»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранг Вуз Стоимость обучения руб. /год

Минимальная Максимальная

1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации 250 000 290 000

2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 250 000 250 000

3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 249 000 249 000

4 Государственный университет — Высшая школа экономики 246 000 246 000

5 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова 230 000 230 000

6 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации 200 000 200 000

7 Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации 196 000 196 000

8 Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации 192 000 192 000

9 Государственный университет управления (ГУУ) 180 000 180 000

10 Московская государственная юридическая академия 128 000 165 000

42 Национальный институт имени Екатерины Великой 50 000 50 000

43 Современная гуманитарная академия 48 000 48 000

Источник: URL: www. examen. ru. (Рейтинг составлен агентством «РейтОР»).

звучат по крайне мере нелепо, так как это окончательно подрывает возможность хотя бы малейшей поддержки студентов со стороны государства.

Таким образом, коммерческая составляющая образовательной услуги, предоставляемая всеми участниками рынка, достаточно велика. Именно поэтому происходит маркетизация этих услуг. Сегодня образование — это такой же бизнес, как и все остальные сферы услуг, только со своей спецификой и особенностями. Подобная тенденция коммерциализации образования приводит к тому, что рынок не оставляет возможности развиваться фундаментальным направлениям в образовании. В социальном плане тесная привязка качества образования к уровню дохода потребителя влечет за собой отсутствие возможности получить достойное образование малообеспеченным слоям общества, что в конечном итоге будет лишь усиливать поляризацию общества. Задача государства не допустить подобных проблем.

Эффективная государственная политика здесь крайне важна, ведь в сфере образования тесно переплетаются не только такие фундаментальные вопросы, как интеллектуальный и кадровый потенциал страны, но и здоровье, и безопасность детей и молодежи. «Система контроля и надзора в образовании должна быть нацелена на защиту прав

и интересов граждан, прежде всего. На то, чтобы оградить их от возможных рисков и некачественных услуг», — подчеркнул глава Правительства РФ В. В. Путин [7]. Эффективное управление в системе российского образования — это чрезвычайно важная задача, так как в этой системе 140 тыс. учреждений, включая детские сады, общеобразовательные, музыкальные и спортивные школы, колледжи, вузы, детские дома, институты повышения квалификации и т. п.

Для эффективного функционирования перечисленных образовательных учреждений большое значение имеет факт подъема общего уровня доходов предприятий и покупательской способности населения, который значительно повышал спрос на платные образовательные услуги (до начала 2009 г.). Однако мировой финансовый кризис замедлил данную тенденцию (конец 2009 — начало 2010 г.), что значительно сказалось на количестве принятых студентов в учебные заведения, оно уменьшилось практически по всем учебным заведениям почти на 3—5 % (табл. 4).

В 2010 г. сократилось число общеобразовательных учреждений (без вечерних/сменных общеобразовательных учреждений), что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным,

Таблица 4

Отдельные показатели деятельности общеобразовательных учреждений

Показатель 2010 г. В % к 2009 г. Справочно:

2009 г. В % к 2008 г.

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения

Число учреждений, ед. 48 809 95,7 50 977 95,2

В том числе:

гимназии 1 425 100,6 1 417 100,7

лицеи 1 058 101,2 1 045 102,4

Численность обучающихся, тыс. чел. 13 245,1 99,9 13 258,3 99,2

В том числе:

в гимназиях 1 015,4 103,3 982,7 103,6

в лицеях 698,7 104,7 667,3 106,8

Негосударственные общеобразовательные учреждения

Число учреждений, ед. 665 97,8 680 98,4

В том числе:

гимназии 77 100,0 77 96,2

лицеи 42 77,8 54 90,0

Численность обучающихся, тыс. чел. 73,5 103,2 71,2 97,3

В том числе:

в гимназиях 10,9 106,2 10,3 93,7

в лицеях 4,5 85,4 5,3 85,6

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования

Число учреждений, ед. 2 586 100,9 2 564 101,1

Численность студентов, тыс. чел. 2 026,8 98,8 2 052,3 96,1

Прием, тыс. чел. 671,8 100,8 666,6 99,5

Выпуск, тыс. чел. 535,7 90,2 593,9 94,0

Окончание табл.4

Показатель 2010 г. В % к 2009 г. Справочно:

2009 г. В % к 2008 г.

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

Число учреждений, ед. 264 87,4 302 121,3

Численность студентов, тыс. чел. 98,9 110,1 89,8 83,1

Прием, тыс. чел. 33,5 120,7 27,7 84,2

Выпуск, тыс. чел. 36,5 98,7 37,0 93,6

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Число учреждений, ед. 653 98,6 662 100,3

Численность студентов, тыс. чел. 5 848,7 95,3 6 135,6 98,7

Прием, тыс. чел. 1 195,4 89,9 1 329,6 97,6

Выпуск, тыс. чел. 1 177,8 100,9 1 166,9 103,7

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Число учреждений, ед. 462 102,2 452 95,4

Численность студентов, тыс. чел. 1 201,1 93,6 1 283,3 98,8

Прием, тыс. чел. 204,0 95,1 214,6 76,9

Выпуск, тыс. чел. 290,1 105,3 275,5 118,1

Источник: по данным Росстата и расчеты авторов.

среднегодовая численность детей в возрасте 7—17 лет уменьшилась на 2,1 %). В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,6 %), лицеев (на 1,2 %) и численность обучающихся в них.

Если число образовательных учреждений среднего профессионального образования в целом сократилось на 16 ед. (на 0,6 %), то число государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования возросло на 22 ед. (на 0,9 %).

Уменьшилось число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, при этом число филиалов этих учреждений увеличилось на 3 ед. (на 0,3 %). В 2010 г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн чел. (110,5 % к уровню 2009 г.), о среднем (полном) общем образовании — 0,7 млн чел. (88,7 %).

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования увеличился по сравнению с 2009 г. на 5,2 тыс. чел., или на 0,8 %. На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в них 182,1 тыс. чел., или 27,1 % от общего числа принятых (в 2009 г. — 183,1 тыс. чел., или 27,5 %).

Очевидно, что негативная тенденция на рынке образования усугубляется не только финансовым кризисом в стране, но и влиянием демографических процессов. Численность населения РФ снижается, и в настоящее время наблюдается так называемая «демографическая яма», которая связана прежде всего с нестабильностью экономики в 1990-х гг.,

и в ближайшие 2—3 года ситуация не улучшится (рис. 2) [10].

С точки зрения потребителей образовательных услуг это хорошо, так как конкурс в престижные вузы и на востребованные специальности становится гораздо ниже, на некоторые он (конкурс) уже вообще отсутствует. С точки зрения учебных заведений — это отрицательная тенденция, которая приводит к необходимости сокращения почасовой нагрузки преподавателей, что связано, в том числе, и с финансированием государственных образовательных учреждений в зависимости от количества обучаемых. Это ведет к закрытию некоторых «невостребованных» специальностей и сокращению преподавателей или даже целых кафедр. В дальнейшем, после преодоления демографических проблем, восстановить такой потенциал во многих образовательных учреждениях будет практически невозможно (аналогичная ситуация сейчас с дошкольными учреждениями — детскими садами, которые сначала почти все позакрывали, а теперь наблюдается нехватка мест для детей).

Положительные тенденции в демографическом вопросе, которые продекларировало Правительство РФ в начале 2010 г. (естественный прирост населения в январе — ноябре 2009 г. зафиксирован в 25 субъектах РФ, а естественная убыль — уменьшилась), связаны больше с влиянием увеличивающегося миграционного прироста, который полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 1,4 % (рис. 3) [11].

За 2009 г. число мигрантов внутри России сократилось на 12,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный при-

16,6 16,2 16,4 16„ 1М 15 3 — - _ _ 15,2

-Умершие

- Естественный прирост

Рис. 2. Общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост

110 • 100 •

£ 70. 10 60 • I 50 ■

СО

¡3 40.

£ 30.

О

ш 20. 10 0

Незамешрнная естественная убыль

Миграционный прирост

Рис. 3. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом, %

рост населения России увеличился на 7,7 тыс. чел., или на 3,5 %, что произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших из РФ (на 6,7 тыс. чел., или на 18,3 %), в том числе за счет эмигрантов в страны СНГ — на 5,0 тыс. чел., или на 21,1 %, в страны дальнего зарубежья — на 1,7 тыс. чел., или на 13,2 %. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших, зарегистрированных по месту жительства, на 0,9 тыс. чел., или на 0,4 %, в том числе за счет мигрантов из стран СНГ — на 3,0 тыс. чел., или на 1,3 %.

Однако такой прирост населения положительно не влияет на рынок образования, так как мигранты едут в Россию работать, а не учиться. Должны пройти еще годы, когда закрепившиеся в России «мигранты» вырастят своих детей, которые уже будут претендовать на места в учебных заведениях. И с этой проблемой Россия еще столкнется, аналогично Франции и другим европейским странам, которые сначала были рады притоку дешевой рабочей силы, а потом столкнулись с целым рядом социальных проблем, в том числе и в сфере образования.

Таким образом, демографическая составляющая маркетинговой макросреды сегодня вносит значительный дисбаланс в российский рынок образовательных услуг. Эта составляющая, по мнению авторов, влияет на механизмы спроса и предложения.

Однако механизмы спроса и предложения на рынке образовательных услуг подвержены воздействию множества факторов. Даже при уменьшении количества выпускников школ, лицеев, гимназий в 2010 г. наблюдалось увеличение количества поступающих на платные факультеты и специальности, хотя приток должен был быть на бюджетные места.

По данным Росстата, прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. сократился на 134,2 тыс. чел. (на 10,1 %). Наряду с этим в 2010 г. доля принятых в негосударс -твенные образовательные учреждения, как среднего, так и высшего профессионального образования, увеличилась на 0,7 процентных пункта и составила 4,7 и 14,6 % соответственно (табл. 5).

Платных образовательных услуг населению в 2010 г. было оказано, по предварительным данным, на 326 млрд руб., или на 0,3 % больше, чем в 2009 г.

Получается, что при наличии бесплатных (бюджетных) мест абитуриенты все равно идут на платные специальности. Это обусловлено несколькими причинами, но основными из них являются две: во-первых, на платные места легче поступить (сдаются ЕГЭ по более простым предметам и проходные баллы ниже); во-вторых, это престижность специальности («востребованность» профессии) на рынке труда.

Рынок труда и рынок образовательных услуг, особенно среднесрочных и долгосрочных, тесно взаимосвязаны. Именно тут должны включаться рыночные механизмы спроса и предложения. Однако существует достаточно большой временной

- 17

20,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15,0

10,0

5,0

0,0

5,0

-10,0

8,4

Таблица 5

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2010 г., тыс. чел.

Показатель Образовательные учреждения высшего профессионального образования Образовательные учреждения среднего профессионального образования

Принято на обучение, всего... 1 195,4 671,8

В том числе:

за счет средств федерального бюджета 501,7 291,2

за счет средств бюджетов субъектов РФ 16,2 196,5

за счет средств местных (муниципальных) бюджетов 1,1 2,0

с полным возмещением затрат на обучение 676,4 182,1

лаг между началом обучения и выходом готового специалиста на рынок труда (при подготовке специалиста — это 5 лет, бакалавра — 4 года, а при подготовке магистра — 6—7 лет). Чем длиннее процесс предоставления образовательных услуг, тем больше временной лаг между взаимным приспособлением рынков, тем выше уровень неформальной неопределенности при выборе вида образовательных услуг, тем больше вероятность структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров [13].

Отношения между рынком труда и рынком образования появляются в тот момент, когда образовательное учреждение выходит на рынок труда со своими выпускниками, которые получили образовательную услугу, опосредованную в знаниях, умениях и навыках. В свою очередь выпускники учебного заведения предлагают свою рабочую силу различным работодателям (предприятиям), которые оценивают их квалификацию в виде стартовых зарплат и других условий найма. Причем возможность и перспектива трудоустройства является основным мотивом, обусловливающим выбор образовательных услуг со стороны потребителей (абитуриентов).

На мотивацию молодежи (абитуриентов) в пользу той или иной специальности оказывает влияние непосредственно социальная среда, в которой она развивается, и общество в целом. До сих пор, вопреки заявлениям многих специалистов, востребованными специальностями у абитуриентов остаются юриспруденция и экономика (табл. 6) [8].

Из анализа табл. 6 видно, что юриспруденция, экономика и управление, менеджмент по-прежнему занимают первую тройку лидеров в рейтинге. В двадцатке присутствует лишь одна инженерная специальность — информатика и вычислительная техника. Причина такого выбора абитуриентов кроется в неверной государственной и социальной

18 -

политике и в отсутствии или очень ограниченном предложении рабочих мест по инженерным специальностям на российских предприятиях, низкой оплате труда и т. п.

Очевидно, что молодого специалиста даже с высшим образованием не возьмут сразу менеджером или топ-менеджером, так как эти места сейчас не только заняты, но и подвержены сокращениям на многих предприятиях в связи с кризисом. А вот в реальном секторе экономики специалистов и рабочих явно не хватает.

В 2010 г. основные тенденции прошлого года сохранились. Самыми востребованными специальностями в Москве остаются рабочие. Здесь, уверяют в службе занятости, «требуются все: например, водители, станочники». Из специальностей с высшим образованием востребованы педагоги (вопреки утверждениям федеральных властей об их перепроизводстве), врачи, инженеры (механики и технологи), 1Т-специалисты. Другими словами, специальности реального сектора. Надстройка, по мнению аналитиков, особенно экономисты, юристы, экологи, сталкивается с большими проблемами. Здесь нужны только специалисты с опытом работы. Так что иметь эти специальности хорошо только как второе высшее образование [12].

В 2010 г. российские вузы окончили 1,5 млн чел. Сайт о работе и жизни «Труд» выяснил, кто из них сможет быстрее найти хорошую работу по специальности. Рейтинг самых востребованных специальностей получился следующим [15]:

1) программисты;

2) инженеры на производстве;

3) экономисты и финансовые менеджеры;

4) медицинские работники;

5) маркетологи и социологи.

Существует достаточно много других различных рейтингов востребованных сегодня специ-

Таблица 6

Двадцать самых популярных специальностей: выбор абитуриентов России 2010 г.

Место Специальность Количество голосов, чел.

1 Юриспруденция 8 883

2 Экономика и управление 6 017

3 Менеджмент 5 882

4 Экономика 5 648

5 Финансы и кредит 4 912

6 Государственное и муниципальное управление 4 486

7 Реклама 4 397

8 Менеджмент организации 4 351

9 Управление персоналом 4 133

10 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 4 044

11 Международные отношения 4 020

12 Связи с общественностью 3 992

13 Маркетинг 3 727

14 Журналистика 3 581

15 Иностранный язык 3 508

16 Туризм 3 426

17 Таможенное дело 2 913

18 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 2 665

19 Психология 2 594

20 Информатика и вычислительная техника 2 461

альностей, однако ни один из них не совпадает с тем, который был указан абитуриентами (см. табл. 6). Именно поэтому правильная и эффективная политика в области воспитания молодежи и разъяснения основных механизмов функционирования социального общества является первоочередной задачей российской системы образования.

На современном этапе на развитие системы образования в России оказывают влияние различные тенденции и трансформация как самой экономики, так и различных правовых и структурных изменений в сфере образования. Несмотря на то, что процесс коммерциализации образования на современном этапе развития российской системы образования неизбежен и с точки зрения конечного потребителя образовательных услуг даже полезен (так как в конкурентной борьбе предлагаются только востребованные образовательные услуги и выживают только самые сильные учебные заведения с более качественными образовательными услугами), однако чрезмерная коммерциализация данной сферы ведет и к возникновению ряда проблем:

• избыточное количество на рынке труда выпускников экономических и юридических специальностей (так как спрос на эти специальности со стороны абитуриентов постоянно высокий);

• уменьшение или отсутствие спроса на них со стороны работодателей, так как последний заинтересован лишь в опытных специалистах, стаж которых превышает 3—4 года;

• повышение потребности в технических специалистах (в выпускниках лицеев — бывших ПТУ). Система бывших ПТУ претерпела значительное сокращение за годы коммерциализации образования, так как многие из них были привязаны к конкретным предприятиям, которые за время реформирования российской экономики либо исчезли вообще, либо их финансовое положение не позволяет поддерживать на своей базе учебные заведения (ПТУ были закрыты) [15];

• социальная составляющая: современная демографическая ситуация такова, что абитуриентов на всех просто не хватает, самыми тяжелыми в этом плане будут 2010—2013 гг. Также наблюдается ухудшение здоровья абитуриентов, т. е. сложность и объем учебного материала постоянно увеличивается, а способность его усвоить обучающимися уменьшается. Перечислена лишь малая доля тех проблем,

которые возникают сейчас перед учебными заведениями. К ним следует еще добавить часто изменяющиеся правила приема в вузы, сложности в проведении и сдачи ЕГЭ по многим предметам, применение подушевого финансирования в учебных заведениях, переход на бакалавриат и магистрат и т. п.

Положительным моментом на сегодня является то, что большинство молодежи признает необходимость получения образования. Образование в российском обществе востребовано. Его необходимость

- 19

в условиях кризисной и посткризисной экономики является неоспоримым фактом. Система образования должна быть нацелена главным образом на то, чтобы человек мог выбрать себе профессию по призванию, чтобы в дальнейшем он стал в ней действительно специалистом. Основная проблема в этом случае заключается в том, что многие выпускники школ считают, что идти учиться надо не по призванию, а по расчету престижности профессии в будущем или по сиюминутной выгоде (например, многие поступают на бюджетные отделения с целью уклонения от воинской службы или чтобы получить хоть какое-то образование). В итоге почти треть российских выпускников технических вузов работают по другой специальности, а не по той, которую получили в учебном заведении, т. е. треть бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно. При этом только из федеральных источников система образования за последние 4 года получила 1 250 млрд руб. (эти данные называл В. В. Путин в январе 2010 г. на заседании Правительства РФ по проблемам сферы образования).

Таким образом, поднятая проблема коммерциализации образования многогранна и сложна. У этого процесса есть положительные и отрицательные стороны. Очевидно, что само понятие «образовательная услуга» неразрывно связано с рынком, социально-демографическими, инновационными и экономическими особенностями развития общества, а также реформами, проводимыми в системе российского образования. Поэтому можно констатировать, что необходимо дальнейшее исследование влияния различных аспектов и воздействия процессов на развитие системы образования, прежде чем предлагать радикальные реформы и программы модернизации.

Список литературы

1. Адаптационные стратегии населения. Коллективная монография / под ред. Е. М. Авраамовой. Спб, 2004.

2. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b10_102/IssWWW. exe/Stg/d03/3-01.htm.

3. Емельяненко А. С. За стипендию — горой, радикальная инициатива не встретила поддержки // Российская газета, 2011. 21 января. № 5387 (11).

4. Медведева Е. И. Маркетизация образования: социальные и экономические проблемы (на примере юго-востока Московской области). Монография. Коломна: МГОСГИ, 2010.

5. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Влияние образования на формирование человеческого капитала: реалии, перспективы и угрозы для экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8 (101). С. 57-67.

6. Николаева Е. М. Государственное регулирование рынка образовательных услуг // Российский экономический интернет-журнал. М., 2006.

7. Путин потребовал навести порядок в российском образовании (01.02.2010) // Новости политики, аналитика событий в России. URL: http://oko-planet. su/politik/newsday/30144-putin-potreboval-navesti-poryadok-v-rossijskom. html].

8. Рейтинг портала ЕГЭметр: популярные специальности глазами абитуриентов 2010. URL: http:// www. egemetr. ru/rating/ispec. php. 02.03.2011.

9. Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики // Народонаселение. 2009. № 3.

10. Римашевская Н. М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: ИСЭПН, 2003.

11. Римашевская Н. М., ДоброхлебВ. Г., Кислици-на О. В. Демографические перемены в России как предпосылка модернизации системы образования // Народонаселение. 2009. № 1.

12. Самые востребованные специальности на рынке труда Москвы. URL: http://cao. mos. ru/ document/2010/02/24/d19275//.

13. СилкинР. С., Сидоров О. И., Суздальцева Т. И. Подготовка персонала в условиях непрерывного профессионального образования: корпоративный аспект. Практико-ориентированная монография. Томск: Изд-во «В-Спектр», 2007.

14. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4—5.

15. Староверова Е. Пятерка самых востребованных профессий для выпускников вузов-2010. URL: http://www. trud. ru/article/11 -05-2010/241811_ pjaterka_samyx_2010.html.

16. Сучкова И. А. Социально-экономическое содержание категории «образование» // Социально-гуманитарные науки в XXI веке: материалы международной конференции. Т. 1. Экономические организации: функционирование и управление / под ред. Г. В. Ульянова. Ковров: КГТА, 2006. С. 236—247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.