СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА
27 (168) - 2012
УДК 323.371
спрос населения на образовательные услуги: демографические и социальные аспекты*
е. и. Медведева,
кандидат экономических наук, докторант E-mail: E_LenaM@mail. ru Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
с. В. КРОШИЛИН, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: Krosh_Sergey@mail. ru Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
В настоящее время на рынке образовательных услуг нет недостатка в тех, кто их предлагает. Поэтому наблюдается активная конкуренция между образовательными учреждениями и вузами. Однако рынок—это не только предложение, но и потребление. Как же формируется спрос на образовательную услугу со стороны населения, какие аспекты влияют на данный процесс? Демографические процессы оказывают непосредственное воздействие на рынок образования, так как являются ключевыми в конкурентной борьбе учебных заведений.
Ключевые слова: образование, образовательная услуга, спрос на образование, демографические процессы, миграция, уровни образования, система образования.
Формирование спроса на образовательные услуги. Согласно маркетинговой концепции при формировании любого рынка (рынок образователь-
* Исследование выполнено в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Влияние человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие регионального социума» № 11-32-00227а1.
ных услуг в России начал формироваться в начале 1990-х гг.) необходимо, чтобы образовательные учреждения в идеале старались занять все рыночные ниши (специальности, виды обучения, территории) для максимизации своего присутствия и в конечном итоге получения определенных выгод. Эти выгоды могут заключаться для коммерческих учебных заведений, например, в получении прибыли, а для государственных - в получении бюджетных мест (финансирование со стороны государства).
Однако в реальности образовательные учреждения не могут полностью удовлетворить запросы и желания всех потребителей рынка в силу ограниченных собственных возможностей. Именно поэтому образовательные учреждения проводят маркетинговые исследования и в результате нацеливают свои услуги на отдельные сегменты рынка, где услуга принесет максимальный доход (или больше бюджетных мест). Сами маркетинговые подходы в образовании должны способствовать решению основной задачи - определению спроса населения на образовательные услуги или созданию такого спроса. В ко-
нечном итоге образовательное учреждение должно предлагать именно тот продукт, который в полной мере мог бы удовлетворить запросы и потребности всех участников рынка образовательных услуг.
Но так дела обстоят в теории, на практике все значительно сложнее. Во-первых, образовательная услуга имеет свою специфику: результат и процесс получения разнесены во времени. Например, спрогнозировать востребованность той или иной специальности, направления в бакалавриате - достаточно сложно. Во-вторых, мнения о том, какие нужны специалисты на рынке труда, расходятся у различных агентов данного рынка: работодатель хочет специалистов, ориентированных на свою специфику трудовой деятельности, государство хочет развивать систему среднего профессионального образования (СПО) и начального профессионального образования (НПО), так как не хватает рабочих специальностей, а потребитель хочет быть экономистом, бухгалтером или юристом.
Например, на мотивацию молодежи (абитуриентов) в пользу той или иной специальности ока-
Таблица 1
20 самых популярных специальностей: выбор абитуриентов России в 2011 г.
Рейтинг Специальность Количество голосов, чел.
1 Юриспруденция 8 795
2 Экономика и управление 5 950
3 Менеджмент 5 821
4 Экономика 5 586
5 Финансы и кредит 4 871
6 Государственное и муниципальное управление 4 424
7 Реклама 4 321
8 Менеджмент организации 4 319
9 Управление персоналом 4 094
10 Экономика и управление на предприятии 4 020
11 Международные отношения 3 959
12 Связи с общественностью 3 934
13 Маркетинг 3 683
14 Журналистика 3 519
15 Иностранный язык 3 446
16 Туризм 3 391
17 Таможенное дело 2 877
18 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 2 625
19 Психология 2 549
20 Мировая экономика 2 427
Источник: Рейтинг портала ЕГЭМетр: популярные специально сти глазами абитуриентов 2011. [Электронный ресурс]. URL : http://www. egemetr. ru/rating/ispec. php. 11.06.2012.
зывает влияние непосредственно социальная среда и общество в целом. До сих пор востребованными специальностями у абитуриентов остаются юриспруденция и экономика (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что юриспруденция, экономика и управление, менеджмент по-прежнему занимают первую тройку лидеров в рейтинге. В двадцатке не присутствует ни одной инженерной специальности. Причина такого выбора абитуриентов кроется в неверной государственной и социальной политике и в отсутствии или очень ограниченном предложении рабочих мест по инженерным специальностям на российских предприятиях, а также в низкой оплате труда и т. п.
Если проанализировать результаты исследования, проведенного специалистами Левада-Центра в апреле-мае 2009 г. [3], то под «наилучшей профессией для молодого человека» сегодня большинство понимает ту специальность, которая гарантирует или обещает скорые и хорошие деньги (приводятся статистически значимые позиции, остальные собрали меньше 3 % голосов) (табл. 2).
Безусловно, положительным моментом в настоящее время является то, что большинство молодежи признает необходимость получения образования. Образование в российском обществе востребовано. Многими высшее образование расценивается именно как средство возможности получения стабильного дохода в частности, и улучшения качества своей жизни в целом (рис. 1).
В ходе исследования авторами была выявлена аналогичная тенденция. На вопрос: «Что для Вас является основным стимулом в получении высшего
Таблица 2
Лучшие профессии для молодого человека, % от числа опрошенных
№ Вариант ответа Населе- Моло-
п/п ние дежь
1 Бизнесмен, предприниматель 34 41
2 Компьютерщик, программист 34 38
3 Юрист 27 27
4 Врач 22 19
5 Менеджер, администратор 17 19
6 Инженер 13 15
7 Политик 12 13
8 Рабочий редкой специальности 11 8
(краснодеревщик и т. п.)
9 Переводчик 11 11
10 Психолог 9 10
Источник: [3].
Примечание: приведены только первые 10 позиций.
Чтобы стать хорошим специалистом Чтобы найти хороша оплачиваемую работу Чтобы сделать карьеру Возможность жить в образованной среде Можно найти друзей. спутника жизни Можно продлить годы учебы Иначе будут считать неудачником Иначе не стать культурным человеком Иначе нельзя реализовать себя Нет другого пути в науку Затрудняюсь ответить
Источник: [3].
□ 45
49
□ 62 60
142
□ 51
□ 12 ■ 12
Рис. 1. Зачем сегодня нужно высшее образование? (можно было выбрать несколько ответов), % от числа опрошенных
□ 8 ■ 8
□ 5 14
13 13
Число опрошенных
□ 9
■ 8
□ 2009 г.(1 500 чел.)
□ 2003 г.(1 300 чел.)
■ 16
□ 27
□ 14
■ 20
□ 2
■ 5
о%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
образования?» - больше половины (54,3 %) отметили повышение материального благосостояния (или достойное материальное вознаграждение) (рис. 2). Около 40 % отметили карьерный рост, возможность реализовать личные идеи (проекты) и удовлетворение от работы. Около четверти опрошенных указали на профессиональную самореализацию, возможность предпринимательства, активное участие в
научной и общественной деятельности. Признание коллег интересно лишь для 11,2 %.
Таким образом, материальная составляющая (возможность получать достойную заработную плату, повышение материального благосостояния) остается главной и основной причиной в стимулировании современной молодежи к обучению. Выбор специальности и сферы деятельности также зави-
Повышение материального благосостояния Карьерный рост
Возможность реализовать личные идеи и проекты Удовлетворение от работы Профессиональная самореализация Возможн ость п ред пр и н и мате л ьства Участие в научной и общественной деятельности Повышение социального статуса Передача системы знаний и накопленного опыта Коммерциализация инновационной деятельности
Признание коллег
Источник: по данным авторов.
52 -
И 54,3
Ц 42.1
И 41,6
] 39,8
И 26,7
] 22,4
И 21,3'
□ 18,6
] 17,81
□ 12,3
Ц 11:21
0%
10%
20%
30%
40%
50%
Рис. 2. Основной стимул для получения высшего образования (можно выбрать несколько вариантов), % от числа опрошенных
сит, прежде всего, от возможной высокой оплаты труда в будущем. Следовательно, высшее образование расценивается именно как средство получения большего дохода и улучшения качества своей жизни. Именно поэтому важен социальный аспект в изучении современной системы образования.
С другой стороны, необходимость образования в условиях модернизации общества и построения инновационной экономики является неоспоримым фактом. Система образования должна быть нацелена главным образом на то, чтобы человек мог выбрать себе профессию по призванию, чтобы в дальнейшем он стал в ней действительно специалистом. Основная проблема в этом случае заключается в том, что многие выпускники школ считают: идти учиться надо не по призванию, а по расчету престижности профессии в будущем или по сиюминутной выгоде (например, многие поступают на бюджетные отделения в целях уклонения от воинской службы или чтобы получить хоть какое-то образование). В итоге почти треть российских выпускников технических вузов работают по другой специальности, а не по той, которую получили в учебном заведении. Выходит, треть бюджетных расходов на высшее профессиональное образование была использована неэффективно. При этом только из федеральных источников система образования за последние 4 года получила 1 250 млрд руб. (эти данные приводил В. В. Путин в январе 2010 г. на заседании Правительства РФ по проблемам сферы образования).
Процесс коммерциализации образования на современном этапе развития неизбежен и с точки зрения конечного потребителя образовательных услуг даже полезен, так как в конкурентной борьбе предлагаются только востребованные образовательные услуги и выживают только самые сильные учебные заведения. Однако чрезмерная коммерциализация данной сферы ведет и к возникновению ряда проблем: избыточному количеству на рынке труда выпускников экономических и юридических специальностей; уменьшению или отсутствию спроса на них со стороны работодателей; повышению потребности в технических специалистах (например в выпускниках лицеев - бывших ПТУ). Кроме того, современная демографическая ситуация такова, что абитуриентов на всех просто не хватает, самыми «тяжелыми» можно считать 2010-2013 гг.
Демографические процессы в российском обществе. Численность населения РФ несколько снижается. В настоящее время наблюдается так
называемая «демографическая яма», которая связана, прежде всего, с нестабильностью экономики в 1990-е гг. С точки зрения потребителей образовательных услуг это хорошо, так как конкурс в престижные вузы и на востребованные специальности становится гораздо ниже, на некоторые он (конкурс) уже вообще отсутствует. С точки зрения учебных заведений - это отрицательная тенденция, которая приводит к необходимости сокращения почасовой нагрузки преподавателей, что связано в том числе и с финансированием государственных образовательных учреждений в зависимости от количества обучаемых. Это ведет к закрытию некоторых «невостребованных» специальностей и сокращению преподавателей или даже целых кафедр. В дальнейшем после преодоления демографических проблем восстановить такой потенциал во многих образовательных учреждениях будет практически невозможно (аналогичная ситуация сейчас с дошкольными учреждениями - детскими садами, которые сначала почти все закрыли, а теперь наблюдается нехватка мест для детей).
Исследуя демографические процессы в российском обществе, выявляется негативная тенденция. Например, по прогнозам Института демографии ВШЭ, к 2030 г. численность населения России может составить от 146,8 млн до 127,4 млн чел. [9]. Согласно другим исследованиям, ежегодный объем трудовых ресурсов в России будет сокращаться примерно на 1 млн чел., при этом доля населения ниже трудоспособного возраста за первую половину XXI в. в процентном соотношении может сократиться вдвое: от 19 % в 2002 г. до 13 % в 2025 г. и 9 % в 2050 г. [4].
C 1989 по 2002 г. численность населения РФ, по данным переписи, уменьшилась на 1,22 %, т. е. на 1,8 млн чел., а в 2010 г. численность сократилась по сравнению с 1989 г. на 2,79 %, т. е. на 4,1 млн чел. (рис. 3).
Согласно прогнозу Росстата, при сохранении неизменной нынешней «базовой социальной ситуации» снижение численности населения продолжится. Согласно прогнозу [7], в 2025 г. россиян будет около 137,5 млн чел. Согласно другим прогнозам, численность населения России к 2025 г. составит до 116,9 млн чел. (2009 World Population Data Sheet. Population Reference Bureau). Данная тенденция была предсказана еще в начале 1990-х гг. Н. М. Ри-машевской, по прогнозу которой к 2050 г. Россия из 145-миллионной нации превратится в страну с 80-100-миллионным населением.
Рис. 3. Изменение численности постоянного населения (по данным переписей), млн чел.: 1 - городское население; 2 - сельское население
1959 г.
1970 г.
1979 г.
1989 г.
2002 г.
2010 г.
Источник: Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. С. 6.
Миграция и образование. В условиях естественной убыли населения одним из источников пополнения как всей численности населения, так и трудоспособной ее части является внешняя миграция. Миграция оказывает влияние на сокращение естественной убыли населения в стране. При нынешней динамике миграционных процессов в скором будущем Россия может достичь «нулевого» уровня убыли населения (рис. 4).
Однако сама миграция, даже из ближнего зарубежья (бывших советских республик), требует раз-
работки и совершенствования законодательной базы для жизни, работы, обучения и социальной адаптации приезжающих в Россию во избежание многих негативных факторов. Одним из механизмов такой адаптации должна стать система образования.
Как отмечает В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос», «привлекательность образования и его ценность - мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. Тогда как низкое качество образования всегда провоцирует еще
Источник: Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. С. 6.
Рис. 4. Компоненты изменения численности населения, тыс. чел.: 1 - естественный прирост (убыль); 2 - миграционный прирост; 3 - общий прирост (убыль)
54 -
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений. Нам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык. Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. В ряде случаев требуется обязательное дополнительное профессиональное обучение за счет работодателей» [5].
Развитие учебной миграции, безусловно, должно стать одним из приоритетов миграционной политики Российской Федерации. Во-первых, потому что так и во многом только так можно гарантировать высокое качество образовательного процесса и стандарты, которые воспроизводятся в определенном - достаточно редком и с трудом воспроизводимом в ином пространстве - социокультурном окружении. Во-вторых, потому что те, кто учился в России, часто предпочитают остаться в нашей стране на постоянное место жительства (например, большинство китайских студентов высказывают такое желание).
Таким образом, демографическая составляющая маркетинговой макросреды вносит свои особенности в современное развитие российского
рынка образовательных услуг. Эта составляющая влияет на механизмы спроса и предложения.
Механизмы спроса и предложения на различных уровнях системы образования. Рынок труда и рынок образовательных услуг, особенно среднесрочных и долгосрочных, тесно взаимосвязаны. Именно тут должны включаться рыночные механизмы спроса и предложения. Однако существует достаточно большой временной лаг между началом обучения и выходом готового специалиста на рынок труда (при подготовке специалиста - это 5 лет, бакалавра - 4 года, а при подготовке магистра - 6-7 лет). Чем длиннее процесс предоставления образовательных услуг, тем сложнее взаимно приспособиться рынкам образования и труда, тем выше уровень неформальной неопределенности при выборе вида образовательных услуг, тем больше вероятность структурных диспропорций в подготовке кадров.
Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 г. послевузовское и высшее образование имеют 27,5 млн чел., что на 8,1 млн чел. больше, чем в 2002 г. В основном это произошло из-за оттока обучающихся из системы НПО. Согласно последним данным такой уровень образования имели 6,6 млн чел., а в 2002 г. - 15,4 млн чел.
На рис. 5 приведена динамика уровней образования населения в возрасте 15 лет и старше на 1 000 чел. за последние шесть переписей.
Высшее {включая Неполное высшее Среднее Начальное Среднее (полное) Основное общее Начальное оощее Не имеют начального
послевузовское] профессиональное профессиональное оБщее общего
Источник: Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: стат. сб. / Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. С. 7.; Индикаторы образования 2011: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. С. 16.
Рис. 5. Динамика уровней образования населения в возрасте 15 лет и старше (на 1 000 чел.): 1 - 1959 г.; 2 - 1970 г.; 3 - 1979 г.; 4 - 1989 г; 5 - 2002 г; 6 - 2010 г
Рост уровня образования очевиден: по данным переписи 2002 г., на 1 000 чел. в возрасте 15 лет и старше имели образование выше начального более 912 чел., тогда как по переписи 1989 г. их было 806 чел., а в 2010 г. - 940 чел. В целом можно говорить о стабильной позитивной динамике доли населения в возрасте от 15 лет и старше с высшим образованием: в 2002 г. около 22 %, в 2010 г. - 26 %.
Образование в силу многих социальных, экономических, демографических, культурных причин достаточно востребовано со стороны российского населения. Причем растет требование к качеству и количеству предоставляемых услуг. Но существуют объективные финансовые и физические возможности образовательных учреждений. Перекосы в финансировании и пробелы в законодательстве приводят к возникновению стихийного спроса там, где его не должно быть, например ситуация с устройством на учебу в 1-й класс в московских школах летом 2011 г. Именно поэтому есть необходимость проанализировать все ступени российского образования, учитывая не только демографические аспекты, но и количество учебных заведений, функционирующих в данной системе.
Дошкольное образование (ДО) не является в настоящее время обязательным для российских
8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 -1 000 --
граждан (ребенок, не посещающий детский сад, все равно будет принят в систему школьного обучения), однако оно включено в систему образования и способствует лучшему развитию ребенка, начиная с раннего возраста.
Еще недавно на уровне муниципалитетов считали выгоду/проигрыш от недозагруженности детских дошкольных образовательных учреждений учащимися. Многие, посчитав суммарные затраты на финансирование деятельности данных заведений на тот момент, решили, что лучше - одномоментные показатели прибыли, и данные детские учреждения стали сдаваться в аренду (иногда долгосрочную), перепрофилироваться под другие учебные заведения (как правило, коммерческие вузы). Сегодняшняя ситуация такова: все понимают и видят изменение демографической ситуации, анализируют возможности увеличения количества детских садов, пытаются возвращать сданные в аренду помещения и строить новые. Но никто не думает, какова будет там материальная база, какие специалисты, никто не считает вариант «упущенной выгоды». Это можно подтвердить данными: число учреждений дошкольного образования сократилось практически в 2 раза за период с 1992 по 2008 г. (рис. 6).
Из рис. 6 видно, что число учреждений ДО за период с 1993 по 2010г. сократилось на 29тыс., в
-т 90 000
80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 - - 20 000 10 000
-1-1-1-1-1-1-1—ь
о о о? о о ст? о о о о <Т? О О СТ? О О
Н-1-Ь
Н-1-1—ь
СМСМСЧГ\|СМСМСЧГ\|
ГМСМ(\|ГМГМГ^(\|ГМ
• Учреждения ДО, ед.
• Обучающиеся в учреждениях —< ДО, тыс. чел.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6]. Примечание. Прогноз до 2015 г по данным [7].
Рис. 6. Число учреждений дошкольного образования в РФ (правая шкала, ед.) и численность детей в них
(левая шкала, тыс. чел.) в 1992-2015 гг
то время как численность детей растет. Начиная с 2000 г. количество детей увеличилось на 1,1 млн чел. Доля посещающих дошкольные учреждения возрастает от 63,7 % среди детей в возрасте 3 лет до 70,3 % в возрасте 5 лет. Следует отметить, что с 1993 по 2007 г. охват детей учреждениями ДО от общей численности детей в возрасте 1-6 лет увеличился с 57,4 до 59,2 %. Это свидетельствует о желании родителей устроить своих детей в детские сады, что подтверждает необходимость изменения сложившейся ситуации в данных условиях.
Таким образом, приведенные данные наглядно демонстрируют наличие повышенного спроса на дошкольные образовательные услуги. Следует отметить, что на начало 2010 г. 1 906 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения [6].
Общее образование. Число дневных общеобразовательных учреждений в период с 1990 по 2006 г. сократилось с 67,6 тыс. до 59,4 тыс. (на 8,2 тыс. ед.) (рис. 7).
Причем, если негосударственные общеобразовательные учреждения имели положительную динамику с 1995 по 2001 г. и далее их количество не изменялось, то государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, наоборот, имея небольшую скачкообразную тенденцию, в целом количественно уменьшились за этот же период (с 68,4 тыс. в 1995 г. до 58,7 тыс. в 2006 г.). Следует отметить, что в 2010 г. сократилось число общеобразовательных учреждений, что в определенной
степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 2,1 %). Однако согласно приведенным прогнозам, численность детей школьного возраста с 2010 г. начинает расти: до 2015 г. их количество увеличится почти на 6 % (на 781 тыс. чел.) и составит более 14 млн чел.
Стабилизация численности детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, начинается с 2009 г. (рис. 8). А вот количество государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений продолжает снижаться (рис. 9).
Не вызывает оптимизма тенденция с образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования. Оптимизация затрат на школы привела к их сокращению, особенно в сельской местности: по некоторым регионам на 40 %. Общее снижение по стране таких учреждений с 2005 до 2010 г. составило 21,3 % (7 914 ед.). Еще хуже ситуация с учреждениями начального общего образования. За период 2005-2010 гг. сокращение таких учреждений составило 70 %, в 2010 г. их осталось всего 3 104 ед. Сокращение основных общеобразовательных школ за рассматриваемый период составило 18,2 %, и насчитывается 9 224 ед.
Эта ситуация напоминает проблему с детскими садами, которые также в период демографического спада закрывали, а в настоящее время пытаются воссоздать. Однако построить, переделать или от-
25 000 -т
20 000 --
15 000
10 000 --
5 000
т- 80 000
г--, со
■з- см
(О со
о о
ю ю
Ч-Ь
Ч-1-1-1-Ь
Ч-Ь
Ч-Ь
70 000 60 000 50 000
--40 000
30 000
20 000
-10 000
010)0)0505сл0>050000000000000000 т-т-т-ч-^^т-^^МС^^МСМСМС^СЧГМГ^СМСМСЧГММ
# Обучающиеся в учреждениях ОО, тыс. чел.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6]. Примечание. Прогноз до 2015 г. по данным [7].
■Учреждения ОО, ед.
Рис. 7. Число государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в РФ (правая шкала, ед.) и численность детей в них (левая шкала, тыс. чел.) в 1992-2015гг
25 000 -
20 000
15 000
10 000
5 000
# ¿Г ¿Г
# ^
•Г
г£г
г
/ #
□ Учреждения основного общего образования
□ Учреждения начального общего образования
□ Учреждения среднего (полного) общего образования
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6]. 70 000
60 000
50 000
40 000
30 000 I
20 000
10 000
Рис. 8. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях РФ в 1992-2011 гг., тыс. чел.
Рис. 9. Число государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в РФ в 1992-2010 гг., ед.
□ Учреждения основного □ Учреждения начального общего образования общего образования
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
ремонтировать помещение и благоустроить его под детский сад - это только часть проблем, основная -воссоздание педагогического коллектива: старый трудовой потенциал воспитателей утрачен, а восстановить новый (с учетом минимального размера оплаты труда воспитателей и остального персонала) достаточно сложно. Очевидно, что построить, воссоздать школу - это еще более сложная задача, чем «построить» детский сад. Средний возраст большинства (65-70 %) учителей в школах — пенсионный или предпенсионный и очевидно, что закрытие
58 -
□ Учреждения среднего (полного) общего образования
школ лишает их возможности трудоустройства. Реально заменить их сегодня просто некем, так как молодежь не идет в школу. Причин для этого множество: низкая оплата труда (особенно тех учителей, у которых нет педагогического стажа, а это как раз молодежь), падение престижности работы учителей, увеличение ответственности и требований с каждым годом к аттестации и переаттестации и др.
Таким образом, приведенные данные позволяют утверждать, что спрос на общее образование в будущем будет только расти.
Схожая ситуация и в области предоставления начального и среднего профессионального образования (рис. 10). На этих уровнях есть свои особенности функционирования и развития.
Во-первых, в период с 1993 по 2005 г. наблюдался рост числа учреждений среднего профессионального образования, причем интересно, что рост числа был характерен как для государственных и муниципальных учреждений, так и для негосударственных.
Во-вторых, в данном сегменте предоставления образовательных услуг уже присутствуют коммерческие (или негосударственные) образовательные учреждения, и рост их числа наблюдается до 2008/2009 учебного года.
В-третьих, при росте числа негосударственных образовательных учреждений происходит уменьшение численности студентов, обучающихся в них (сокращение составило 101 тыс. чел. в 2008/2009 учебном году по сравнению с 1995/1996 учебным годом).
Число учреждений начального профессионального образования с 1993 по 2008 г. сократилось на 25 % и составило 2 855 учреждений, а в 2010 г. их осталось 2 356, т. е. сократилось на 55 % в сравнении с 1993 г. Абитуриенты также не спешат поступать в данные учебные заведения, с каждым годом желающих становится все меньше, и, как следствие, численность студентов данных учреждений в
2.00 -426942734203416641144050
1,80 --
1'6°^1,741701 1.40
395439113893387238433798
691,671,671,681,691,68-1^51,651,651
Ч-1-1-1-1-Ь
Ч-1-1-1-1-1-1-1-1-
С^гО-Ч-ЮЦЭКаЭФОч-СЧоОтГиОФГ-.оОаэОт-сЧгО'З-Ю 03030:0:030303030000000000^^^^^^ сисио:а:озозозозоооооооооооооооо
Обучающиеся в НПО. млн чел.
2008 г. составила 1 120 тыс. чел., т. е. сократилась на 633 тыс. чел. по сравнению с 1993 г. В 2010 г. в этой системе обучались чуть больше 1 млн чел.
Следует отметить, что число подготовленных квалифицированных рабочих также уменьшается. И в данном случае можно констатировать факт, что обучаться на рабочие специальности для молодежи не привлекательно. Конечно же данная ситуация возникает еще и потому, что в России наблюдается период «демографической ямы», когда количество мест в профессиональных учебных заведениях (начального, среднего и высшего профессионального образования) больше, нежели реально желающих там учиться. Именно поэтому те, кто раньше мог претендовать только на обучение в НПО, сейчас идут учиться в СПО, а из СПО многие «перемещаются» в ВПО, так как там имеются свободные бюджетные места, которые «необходимо заполнить».
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования с 2005 г. сократилось на 3,8 % (на 102 ед.), и согласно прогнозу к 2015 г. оно продолжит сокращаться до 2 290 ед., или на 14,8 % (на 398 ед.) в сравнении с 2005 г. При этом численность обучающихся будет снижаться медленнее: на 18 % в 2010 г. и 29,1 % в 2015 г. в сравнении с 2005 г. (рис. 11).
Таким образом, приведенные данные позволяют утверждать, что спрос на образовательные услуги в системах СПО и НПО будет постепенно снижаться, что связано прежде всего с перемещением обучающихся в систему ВПО, падением престижности и отсутствием желания у молодежи работать на заводах и фабриках, имея начальное и среднее профессиональное образование.
Сокращение контингента в этом секторе образования связано не только с отрицательными демографическими тенденциями, но и с иллюзией массово-
-4 000 -3 500
^:-2:412,м-з 000
1,26 " 500
^Ч^.,113''0®'^-,^ 000
-1 500 -1 000 -- 500 ■ О
ч—ь
■Учреждения НПО, ед.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
Примечание. Прогноз до 2015 г. по данным [7].
Рис. 10. Число образовательных учреждений начального профессионального образования в РФ (правая шкала, ед.) и численность учащихся в них (левая шкала, млн чел.)
в 1992-2015 гг.
го сознания того, что только высшее образование обеспечивает
3 000 т (О оо" о со
2 500 -- см
2 000
оо ю
■Ч" и;
1 500 -
1 000
500 --
2 800
2 700
■2 600
2 500
2 400
2 300
2 200
■2 100
■2 000
Обучающиеся в СПО.тыс.чел. Ф Учреждения СПО, ед.
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
Примечание. Прогноз до 2015 г. по данным [7].
Рис. 11. Число образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ (правая шкала, ед.) и численность учащихся в них (левая шкала, тыс. чел.)
в 1992-2015 гг.
жизненные перспективы. В 1990 г. 55 % выпускников профессиональных образовательных учреждений были выпускниками СПО. В 2003 г. их доля составляла уже 35 %. При этом в настоящее время более трети граждан с высшим образованием не работают по специальности, полученной в вузе. В 2000-2005 гг. доля выпускников СПО, обучавшихся по очной форме обучения на бюджетной основе и получивших направление на работу по специальности, составляла 30-32 %, а работать по специальности, полученной в НПО, стали 40-45 % их выпускников [1]. В условиях финансового кризиса вос-
требованность таких специалистов рынком труда была минимальной, что подталкивало молодежь к продолжению образования в вузе.
Система высшего образования
согласно статистике переживает расцвет. Если в 1990/1991 учебном году в России было 514 вузов, то в 1995/1996 - уже 762 (из них 569 государственных и 193 -негосударственных), а в 2002/2003 учебном году - 1 039 вузов (из них 655 государственных и 384 - негосударственных). И это при минимальной поддержке со стороны государства: по российскому законодательству доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять меньше 3 % расходной части федерального бюджета, а фактически в 1994-2003 гг. эта доля составляла 2-2,4 % [8].
Начиная с 2000 г. количество высших учебных заведений возросло на 15,5 % и к 2010 г. составило 1 115 ед., причем за последний год это количество увеличилось всего на 1 ед. (рис. 12). В основном
8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 -3 000 2 000 1 000 0
6SS4
7065
7310 7401 7513 7419
6456
О
о о см
о о
OJ
см о о см
СО
о о
(N
ю о о см
со о о
(М
го о см
со о о
СМ
т Обучающиеся в ВПО, тыс.чел Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6]. Примечание. Прогноз до 2015 г. по данным [7].
60 -
1114 1115
7050 7017
т 1 150
6561 6552 6500
- 1 100
1 050
1 000
850
СП
о о
см
■ Учреждения ВПО, ед.
Рис. 12. Число образовательных учреждений высшего профессионального образования в РФ (правая шкала, ед.) и численность учащихся в них (левая шкала, тыс. чел.) в 2000-2015 гг.
данный сегмент образования растет за счет открытия коммерческих вузов (рис. 13), количество которых в настоящее время стремительно приближается к количеству государственных.
В 2009 г. количество государственных вузов ВПО составляло 662 ед., а коммерческих - 452 ед. В 2010 г. количество государственных вузов стало 653 ед., а коммерческих - 462 ед., что в процентном соотношении составило соответственно 59 и 41 %. То есть практически произошло «перетекание» 10 государственных вузов в коммерческие. Эта тенденция будет продолжаться и, скорее всего, в ближайшем будущем их количество выровняется, что связано с повышением спроса именно на платные образовательные услуги в системе ВПО.
Количество студентов в коммерческих вузах с 2000 по 2008 г. постоянно увеличивалось. За этот период рост составил 176 %, т. е. на 828 тыс. чел. (а 1 200
увеличение количества студентов в государственных вузах составило только 45,5 %). После 2008 г., согласно прогнозу до 2015 г., будет уменьшение численности студентов коммерческих вузов на 11,4 % (до уровня 1 150 тыс. чел.) и уменьшение численности студентов государственных вузов на 13,9 % (до уровня 5 350 тыс. чел.) (рис. 14).
При этом важно отметить, что в 2010 г. в 41 % коммерческих вузах обучались 17 % студентов, а в 59 % государственных вузах обучались 83 % студентов системы ВПО (рис. 15). Следовательно, коммерческие вузы охватывают меньшее количество учащихся, а развиваются быстрее, их эффективность выше, чем государственных.
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. сократился на 134,2 тыс. чел. (на 10,1 %) в основном за счет
1 000
800 600 400 200 0
358
607
387
621
384
655
392
652
409
662
413
655
430
660
450
658
474
660
452
662
462
653
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
□Государственные вузы ВПО
□ Коммерческие вузы ВПО
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
Рис. 13. Динамика изменения количества государственных и коммерческих образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2000-2010 гг., ед.
8 000 7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000
-ОТ--10см
-оо--ш-см
-се-сч
О)
О)
г-гм
о
■Щ"
ь-
О)
г-
О) см
(N1
Ю
СО
О) 1Л 1Л
о со со ю
1Л
со ет
1Л
о о
оо о см
(О
ю
со со
(Ч
ОТ
т
оо ю
ш
со т
<х>
01
<31
о
(О
ю
л
■■а-ю
о
СП СП 1Л
о ю п
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
□ Обучающиеся в государственных □ Обучающиеся в коммерческих вузах
вузах ВПО ВПО
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
Рис. 14. Динамика изменения численности студентов в государственных и коммерческих образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2000-2010 гг., тыс. чел.
2 (1 201 тыс. чел.; 17%)
2 (462 ед.; 41%)
1 (653 ед.; 59%)
б
Источник: расчеты авторов по данным Росстата [6].
Рис. 15. Численность студентов и количество государственных и коммерческих образовательных учреждений ВПО в 2010 г.: а - численность студентов: 1 - обучающихся в государственных вузах; 2 - обучающихся в коммерческих вузах; б - количество вузов: 1 - государственных; 2 - коммерческих
студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс. чел., или 15 %). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс. чел., или на 3 %.
В 2010 г. доля принятых в негосударственные образовательные учреждения как среднего, так и высшего профессионального образования увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила соответственно 4,7 и 14,6 %. Платных образовательных услуг в 2010 г. населению было оказано, по предварительным данным, на 326 млрд руб., или на 0,3 % больше, чем в 2009 г. Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней в 2010 г. составил 519,1 тыс. чел. и сократился по сравнению с 2009 г. на 40,7 тыс. чел., или на 7,3 %. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 2,2 процентного пункта и составил 56,6 % от общего числа принятых (в 2009 г. этот показатель был 58,8 %). В средних специальных учебных заведениях данный показатель в 2009 г. составил 28,4 %, в 2010 г. - 27,1 %. Только треть студентов готова платить за среднее профессиональное образование, в то время как работники с таким образованием в настоящее время более востребованы на рынке труда.
Приведенные данные позволяют утверждать, что спрос на образовательные услуги в системе ВПО будет только расти, причем как на платной, так и на бюджетной основе. Этому способствует как стабилизация демографических процессов российского общества, так и повышенный спрос именно
на высшее образование в стране.
В чем причина такого активного спроса на высшее образование? Как уже было отмечено, происходит «переток» контингента из СПО и НПО в вузы. На коммерческой основе высшее образование получают те, кто в прежние годы вполне удовлетворился бы уровнем СПО. В вуз таких студентов подталкивает совсем не стремление к знаниям, а два жестких рациональных мотива. Во-первых, у работодателей требование к наличию диплома о высшем образовании стало обязательным. Во-вторых, в большинстве секторов экономики оплата труда работников, имеющих высшее образование, заметно выше, чем у выполняющих аналогичную работу, но без диплома вуза.
Большой сегмент рынка образования - система дополнительного образования взрослых. Таким образованием, к примеру, в 2004 г. было охвачено 10 % взрослого населения РФ [2]. Потребление этих услуг коррелирует с возрастом потребителей: их получают 24 % граждан в возрасте 24-30 лет, 12 % - до 40 лет, 8 % в возрасте от 41 до 50 лет, 6 % - до 60 лет. Основной мотив получения услуг связан с профессиональной необходимостью (для 84 % потребителей). Число тех, кто учится только из личного интереса, незначительно во всех возрастных группах. Очевидно, что возможности расширения этого сегмента рынка образования связаны с покупательской способностью потребителей. В настоящее время граждане получают дополнительное образование главным образом за счет собственных средств, организации оплачивают его нечасто.
В ходе исследования, проведенного авторами, были изучены возможности повышения уровня своей квалификации на предприятии и получены следующие данные (рис. 16).
Руководители отмечали, что такая возможность на предприятии есть и она поощряется (88 %). Возможность повышать свой уровень квалификации за счет предприятия отметили 75 % руководителей, а
Рис. 16. Поощряется ли стремление сотрудников повышать уровень своей квалификации на предприятии, %
за свой счет - 13 %. Работники отмечали, что такая возможность на предприятии есть и она поощряется (выбрали 86 %). Однако возможность повышать свой уровень квалификации за счет предприятия отметили только 38 % работников, а за свой счет 48 %. Многие хотят обучаться «в течение жизни», т. е. есть устойчивый спрос.
В заключение следует отметить, что система образования должна ориентироваться на текущее состояние спроса, который в значительной степени зависит от демографической, социальной и экономической ситуации в стране. Демографические проблемы РФ, которые сегодня явно ощущает система образования, в будущем неизбежно ощутит вся отечественная экономика. После «демографической ямы», обусловленной спадом рождаемости в начале 1990-х гг., наблюдается постепенное увеличение рождаемости. Такие тенденции приводят к увеличению количества детей в дошкольных учреждениях, а также учащихся в системе общего образования.
В целях дальнейшего совершенствования системы образования авторам представляется необходимым следующее:
1) развивать сеть дошкольных учреждений (активно привлекать к данному процессу крупный и средний бизнес, например, прежде чем выдавать разрешение на строительство «очередного» торгового центра, обязать застройщика построить здание детского сада в данном районе) и привлекать молодые кадры. Это возможно только при условии достойного уровня заработной платы в системе дошкольного образования;
2) в учреждениях общего образования следует совершенствовать систему подушевого финансирования, которое в современном варианте не способствует повышению качества предоставляемых услуг, а в сложной демографической
ситуации может привести к потере педагогического состава школы;
3) в образовательных учреждениях НПО и СПО должны быть созданы современные центры формирования профессиональных квалификаций. В них необходимо реализовывать программы повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов для реализации концепции «образование через всю жизнь»;
4) система среднего профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию программ «прикладного» бакалавриата, который будет направлен на подготовку специалистов для конкретных предприятий и секторов деятельности;
5) в системе ВПО необходимо предоставить всем обучающимся равные возможности для получения заданных государством стандартов образования. В случае если индивид желает получить образование выше установленного уровня, то ему должна предоставляться такая возможность на платной основе;
6) необходимы новые модульные уровневые программы ВПО и программы дополнительного профессионального образования, предполагающие межвузовскую академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательских кадров; привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики, а также участие в обучении студентов специалистов-практиков и корпоративных структур крупного и среднего бизнеса;
7) необходимо создать сеть учреждений для независимой оценки полученных знаний по всем уровням и направлениям образования. Оценка качества должна осуществляться не теми, кто предлагает образовательную услугу,
- 63
а независимыми экспертами. Это значительно снизит коррупционное давление на систему и даст гражданам возможность иметь более четкие и прозрачные ориентиры развития своей образовательной траектории. Перечисленные предложения будут способствовать развитию всей системы российского образования с учетом демографических и социальных особенностей. Очевидно, что далеко не весь перечень необходимых мероприятий для модернизации системы образования перечислен, так как это проблема сложна и многогранна.
Список литературы
1. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 230.
2. Галицкий Е. Б. Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых по результатам третьей волны мониторинга «Экономика образования» / Е. Б. Галицкий, М. И. Левин // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2-19.
3. Дубин Б., Зоркая Н. Система российского образования в оценках населения: проблема уровня и качества // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 3 (101). С. 44-71.
4. Нещадин А. А. Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры // Общество и экономика. 2007. № 1. С. 68.
5. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www. putin2012. ru/#article-2.
6. Росстат. Раздел: Население. Образование. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru/ wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/ education/.
7. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года) / под ред. Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. С. 12. URL: http://www. isras. ru/files/el/stat/menu. htm.
8. Шишкин С. В. Формы участия населения в оплате социальных услуг в странах с переходной экономикой / С. В. Шишкин, А. С. Заборовская. М.: Институт экономики переходного периода, 2004. С. 9.
9. Щербакова Е. Новый цикл прогнозных расчетов Росстата // Бюллетень Института демографии ВШЭ «Население и общество». 2009. № 393-394. [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope. ru/weekly/2008/0343/barom02.php.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]