Научная статья на тему 'Обеспечение устойчивого развития сферы сервиса'

Обеспечение устойчивого развития сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Элина Николаевна

В статье рассматриваются роль и значение сферы образовательных услуг в структуре общественной жизни и активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение устойчивого развития сферы сервиса»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА

ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT AREAS OF SERVICE

Богданова Элина Николаевна, д.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права» Elina N. Bogdanova, PhD, Associate Professor, Associate Professor of Economics and Management,

Аннотация. В статье рассматриваются роль и значение сферы образовательных услуг в структуре общественной жизни и активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны.

Ключевые слова: показатели развития сферы услуг, образовательный потенциал населения, депопуляция российского общества, потенциал системы профессионального образования, человеческий капитал. Качество социальной среды, факторы инновационного развития.

Summary. The article discusses the role and importance of educational services in the structure of society and enhancing the personal and intellectual potential of the country's population. Keywords: indicators of services sector, the educational potential of the population, depopulation of the Russian society, the potential of vocational education, human capital. The quality of the social environment, factors of innovative development.

Прежде всего, о значении образовательных услуг в социальноэкономической системе региона может говорить состояние и особенно ретроспективная динамика по тому или иному территориальному образованию показателя платных образовательных услуг.

Именно с анализа этого статистического показателя мы и начнем рассмотрение заявленной темы.

Последние годы удельный вес, приходящийся на услуги сферы образования в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе (в 2009г. 4504,5 и 167,8 млрд. руб. соответственно),

характеризируется относительной устойчивостью и равняется 7,0% с незначительным варьированием по годам. В абсолютном измерении эти показатели составили в целом по стране 310,2 млрд. руб., а по анализируемому округу - 8,8 млрд. руб. (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика объема платных услуг сферы образования в Российской Федерации, по федеральным округам и субъектам СКФО Авторское обобщение по: www.gks.ru

Анализ сферы образования правильнее всего начать со сферы дошкольного образования (табл. 1).

Таблица 1

Число дошкольных образовательных учреждений в субъектах СКФО

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 51329 49981 48878 47835 47185 46518 46168 45730 45607 45346

Северо-Кавказский федеральный округ 1989 1980 1982 1913 1855 1855 1959 1982 1978 2006

Республика Дагестан 514 540 560 579 593 596 638 628 625 651

Республика Ингушетия 27 22 22 21 20 25 23 25 26 26

Кабардино- Балкарская Республика 256 235 237 168 102 89 77 101 58 50

Карачаево- Черкесская Республика 104 105 102 100 99 104 102 110 111 111

Республика Северная Осетия -Алания 222 223 221 218 216 216 215 214 214 212

Чеченская Республика 92 100 138 149

Ставропольский край 866 855 840 827 825 825 812 804 806 807

Авторское обобщение по: www.gks.ru

По большинству субъектов Северо-Кавказского федерального округа отмечается положительная динамика числа дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, это динамика крайне незначительная, и наблюдается не по все субъектам округа. Например, уменьшилось число детсадов в Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике. Аналогичная ситуация характерна в целом и для Российской Федерации.

Особенно тревожно выглядит данная тенденция на фоне растущей численности детей дошкольного возраста, представленной в таблице 4. В 2009году их число составило в целом по всем субъектам Северо-Кавказского федерального округа 249,6 тыс. детей, что является максимальным показателем за последнее десятилетие. Растет число детей и в тех субъектах округа, в которых допущено снижение числа детских дошкольных учреждений.

Таблица 2

Численность детей дошкольных образовательных учреждений (тыс. чел.)

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 4263,0 4246,3 4267,3 4321,3 4422,6 4530,4 4713,2 4906,3 5105,4 5228,2

Северо-Кавказский федеральный округ 191,0 195,7 197,2 198,7 198,5 202,3 215,9 226,7 236,5 249,6

Республика Дагестан 48,3 51,5 53,2 53,9 55,9 57,6 59,0 61,3 62,9 64,7

Республика Ингушетия 2,1 2,5 2,6 2,4 2,5 3,1 3,2 3,4 3,4 3,5

Кабардино-Балкарская Республика 29,1 29,4 28,7 29,4 26,1 26,4 26,5 27,6 29,6 32,3

Карачаево-Черкесская Республика 11,0 10,7 10,7 10,8 10,9 11,0 11,5 12,3 12,8 13,6

Республика Северная Осетия - Алания 21,7 22,1 22,1 22,1 22,0 22,0 22,5 23,4 24,1 25,0

Чеченская Республика 8,4 11,0 14,4 18,9

Ставропольский край 78,8 79,6 79,9 80,1 81,1 82,2 84,8 87,7 89,2 91,7

Авторское обобщение по: www.g

ks.ru

Из всех субъектов округа лишь Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания и Ставропольский край находятся на уровне сопоставимом с общероссийском по охвату детей дошкольными образовательными учреждениями (табл. 3). И в целом Северо-Кавказский округ значительно уступает по данному показателю среднему по всей стране (34,1 против 58,4%).

Таблица 3

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в % от численности детей соответствующего возраста)

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 55,0 56,3 57,4 57,6 57,7 57,3 58,3 59,2 59,4 58,4

Северо-Кавказский федеральный округ 26,6 27,8 28,2 29,0 29,3 30,0 32,3 34,0 33,9 34,1

Республика Дагестан 19,5 21,5 22,9 23,6 24,7 26,1 27,3 28,6 28,6 28,5

Республика Ингушетия 3,8 4,4 4,3 4,3 4,9 6,6 7,4 8,8 8,9 8,8

Кабардино-Балкарская Республика 46,2 46,9 47,4 50,9 48,2 48,9 50,7 57,6 55,6 58,1

Карачаево-Черкесская Республика 37,6 38,3 40,0 40,9 41,5 41,1 43,0 46,8 45,9 45,7

Республика Северная Осетия - Алания 46,9 48,8 50,7 52,0 52,1 52,5 54,2 55,5 54,1 53,6

Чеченская Республика 6,2 7,8 9,5 11,6

Ставропольский край 49,8 51,9 53,3 53,8 54,3 54,3 55,1 56,0 55,1 54,1

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Наилучшее положение (наименьшее) с численностью детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях отмечается у Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики (103 и 104 соответственно) (табл. 4).

Таблица 4

Численность детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

(человек)

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 82 83 86 88 92 95 99 105 105 106

Северо-Кавказский федеральный округ 93 96 97 95 99 101 103 107 108 110

Республика Дагестан 101 108 110 110 111 112 115 120 119 117

Республика Ингушетия 104 137 137 133 129 122 115 100 129 129

Кабардино-Балкарская Республика 98 100 97 97 88 92 93 100 100 104

Карачаево-Черкесская Республика 105 100 97 102 102 105 107 109 110 115

Республика Северная Осетия -Алания 102 104 103 82 105 108 109 111 112 117

Чеченская Республика 101 113 114 117

Ставропольский край 83 86 88 89 93 95 98 99 101 103

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Таблица 5

Число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) (на начало учебного года)

РФ, субъекты СКФО 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/1

Российская Федерация 67063 66833 65662 64466 63182 61497 59388 56407 54259 50977

Северо- Кавказский федеральный округ1-* 3230 3697 3704 3709 3768 3737 3697 3656 3559 3529

Республика Дагестан 1668 1677 1686 1684 1683 1687 1669 1645 1640 1649

Республика Ингушетия 104 109 107 111 113 115 115 118 120 118

Кабардино- Балкарская Республика 283 291 292 307 371 343 339 341 296 281

Карачаево- Черкесская Республика 193 193 193 192 190 192 188 186 184 181

Республика Северная Осетия -Алания 220 217 219 219 218 219 216 206 201 198

Чеченская Республика 458 459 460 460 460 463 465 443 446

Ставропольский край 762 752 748 736 733 721 707 695 675 656

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Динамика числа средних образовательных учреждений вне зависимости от масштаба территориального формирования остается неизменной - она имеет тенденцию к снижению (табл. 6), что вызвано как выходом из строя ветхих помещений, так и демографическими причинами (табл. 6-7).

Численность обучающихся общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) (на начало учебного года; тыс. чел.)

РФ, субъекты СКФО 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Российская Федерация 20073,8 19429,1 18439,6 17322,9 16168,0 15185,1 14362,3 13766,1 13436,5 13258,3

Северо-Кавказский федеральный округ 1234,3 1411,9 1384,4 1364,4 1316,9 1274,4 1236,7 1200,8 1169,6 1150,4

Республика Дагестан 463,4 466,0 463,5 456,0 443,3 432,5 416,4 404,1 392,1 384,1

Республика Ингушетия 62,0 64,6 59,6 72,0 64,6 64,9 73,3 74,4 75,5 75,5

Кабардино- Балкарская Республика 144,1 140,2 135,7 129,5 123,4 115,3 108,3 102,4 96,5 94,5

Карачаево- Черкесская Республика 72,3 70,3 67,2 63,8 60,0 55,7 52,5 50,7 48,0 46,6

Республика Северная Осетия - Алания 106,9 105,1 103,0 99,5 95,2 91,4 87,6 83,9 81,0 80,7

Чеченская Республика 193,9 199,7 206,6 212,3 214,8 214,5 213,3 213,0 210,6

Ставропольский край 385,5 371,8 355,7 337,0 318,0 299,7 283,9 272,0 263,6 258,5

Авторское обобщение по: www.gks.ru

В стране повсеместно и очень существенно сокращается число учреждений начального профессионального образования. Так, в целом по стране в 2009 году данный показатель составил 2658 учреждений, а всего 10 лет назад - в 2000 году - он составил 3893. Аналогичная пара цифр для Северо-Кавказского федерального округа соответственно составила 86 против 134.

Число образовательных учреждений начального профессионального

образования (на конец года)

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 3893 3872 3843 3798 3686 3392 3209 3180 2855 2658

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Кавказский федеральный округ 134 135 134 137 109 102 100 103 91 86

Республика Дагестан 29 29 28 28 28 27 24 24 19 19

Республика Ингушетия 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4

Кабардино- Балкарская Республика 18 18 18 18 18 13 13 13 13 7

Карачаево- Черкесская Республика 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Республика Северная Осетия - Алания 16 16 16 16 16 16 17 16 16 16

Чеченская Республика 12 12 12 15 15 15 15 15 15 15

Ставропольский край 48 48 48 48 20 19 19 23 16 17

Авторское обобщение по: www.gks.ru

При этом весьма значительно сократился и численный контингент обучающихся в данных учреждениях. Установить первичную детерминанту в данной ситуации сложно: что стало первопричиной данного положения-демографическое снижение численности населения молодого возраста или падение престижа рабочих профессий, а, соответственно, и сокращение числа учреждений НПО ( табл. 8).

Численность обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования (тыс. чел.)

РФ, субъекты СКФО 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 1679,3 1648, 7 1651,1 1649,4 1603,8 1509,4 1412, 7 1256, 1 1115, 2 1035, 2

Северо-Кавказский федеральный округ 70,0 73,0 74,8 75,1 71,7 68,2 65,3 63,4 61,1 60,5

Республика Дагестан 11,8 12,7 13,2 13,5 13,2 10,3 9,4 9,5 9,8 10,3

Республика Ингушетия 0,8 1,2 1,3 1,4 1,6 1,7 2,2 2,2 2,8 2,6

Кабардино-Балкарская Республика 10,6 10,7 11,4 12,5 13,1 13,4 12,8 12,2 11,1 11,1

Карачаево-Черкесская Республика 5,7 5,3 4,9 4,4 3,8 4,0 3,7 3,7 3,7 3,7

Республика Северная Осетия - Алания 6,5 6,3 6,4 6,4 6,4 5,7 5,7 5,6 5,4 5,0

Чеченская Республика 4,4 6,9 7,9 7,6 8,6 8,3 9,3 9,5 9,3 9,3

Ставропольский край 30,2 29,9 29,7 29,3 25,0 24,8 22,2 20,7 19,0 18,4

Авторское обобщение по: www.gks.ru.

На этом фоне несколько лучше выглядит ситуация в сфере среднего профессионального образования (табл. 9). Их число растёт, хотя и медленными темпами. Отмеченный тренд является характерным практически для всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа.

Таблица 9

Число образовательных учреждений среднего профессионального

образования

РФ, субъекты СКФО 2000/ 01 2001/ 02 2002/ 03 2003/ 04 2004/ 05 2005/ 06 2006/ 07 2007/ 08 2008/ 09 2009/ 10

Российская Федерация 2703 2684 2816 2809 2805 2905 2847 2799 2784 2866

Северо-Кавказский федеральный округ 100 99 107 106 109 105 110 104 108 104

Республика Дагестан 29 29 30 28 28 28 29 27 34 27

Республика Ингушетия 4 4 6 4 4 4 4 4 4 4

Кабардино-Балкарская Республика 10 4 3 1 - - - - - -

Карачаево-Черкесская Республика 9 7 7 8 7 7 7 6 6 7

Республика Северная Осетия - Алания 14 14 13 14 14 13 14 14 14 13

Чеченская Республика 4 4 8 7 8 8 9 10

Ставропольский край 34 41 44 47 48 46 48 45 41 43

Авторское обобщение по: www.gks.ru

При этом число учащихся в учреждениях среднего профессионального образования падает в России, но растет в округе (табл. 10). Динамичный рост числа образовательных учреждений высшего профессионального образования лишь в последний год сменился незначительным снижением числа вузов, а также абсолютным и относительным снижением числа студентов (табл. 10).

Таблица 10

Численность студентов образовательных учреждений среднего

профессионального образования (на начало учебного года; тыс. чел.)

РФ, субъекты СКФО 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Российская Федерация 2360,8 2470,2 2585,5 2612,1 2599,6 2590,7 2514,0 2408,2 2244,1 2142,1

Северо- Кавказский федеральный округ 82,8 94,1 96,2 99,1 107,2 106,6 105,1 104,5 99,0 95,9

Республика Дагестан 20,1 20,8 22,8 23,9 24,9 25,1 25,2 24,6 25,8 25,7

Республика Ингушетия 2,1 2,1 2,1 2,3 2,3 2,3 2,3 2,4 2,3 2,2

Кабардино- Балкарская Республика 11,5 11,5 11,6 10,1 10,2 9,7 9,0 8,6 7,7 6,6

Карачаево- Черкесская Республика 5,9 4,8 4,9 5,0 5,6 5,7 5,8 6,1 5,7 5,7

Республика Северная Осетия -Алания 9,8 9,6 10,4 11,0 10,6 10,0 9,8 9,7 9,0 8,2

Чеченская Республика 3,7 4,5 9,9 9,8 9,7 9,4 9,3 10,8

Ставропольский край 33,4 45,3 40,7 42,3 43,7 44,0 43,2 43,9 39,2 36,7

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Таблица 11

Образовательные учреждения высшего профессионального образования в Российской Федерации (на начало учебного года)

Годы Число образовательных учреждений В них студентов - всего, тыс. человек На 10 000 человек населения приходилось студентов

2000/01 965 4741,4 324

2002/03 1039 5947,5 410

2003/04 1044 6455,7 448

2004/05 1071 6884,2 480

2005/06 1068 7064,6 495

2006/07 1090 7309,8 514

2007/08 1108 7461,3 525

2008/09 1134 7513,1 529

2009/10 1114 7418,8 523

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Отмеченная тенденция характерна для всех федеральных округов, незначительно отличаясь лишь в степени наблюдающегося снижения (рис. 2).

Рисунок 2 - Число образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам РФ (на начало учебного года) Авторское обобщение по: www.gks.ru

Стабильность сферы высшего профессионального образования в субъектах СКФО наглядно демонстрируют данные таблиц 12-13, согласно которым число вузов за последние годы остается практически неизменным.

РФ, субъекты РФ 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2005

Российская Федерация 965 1008 1039 1044 1071 1068 1090 1108 1134 111

Северо- Кавказский федеральный округ 60 58 58 60 61 61 60 62 63 62

Республика Дагестан 14 13 13 15 15 15 15 16 17 1'

Республика Ингушетия 3 3 4 4 5 3 3 3 3 2

Кабардино- Балкарская Республика 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4

Карачаево- Черкесская Республика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Республика Северная Осетия -Алания 8 8 8 8 9 11 10 11 10 11

Чеченская Республика 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

Ставропольский край 26 24 24 24 23 23 23 23 24 23

Таблица 12

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования в субъектах СКФО (на начало учебного года) Авторское обобщение по: www.gks.ru

Рисунок 3 - Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам РФ

(на начало учебного года; тыс. чел.)

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Таблица 13

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования субъектов СКФО (на начало учебного года; тыс. чел.)

РФ, субъекты СКФО 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Российская Федерация 4741,4 5426,9 5947,5 6455,7 6884,2 7064,6 7309,8 7461,3 7513,1 7418,8

Северо-Кавказский федеральный округ 223,6 241,3 293,7 329,7 345,8 361,3 377,7 380,2 382,8 376,8

Республика Дагестан 68,8 74,9 90,0 97,4 105,5 112,2 118,9 119,5 117,9 111,4

Республика Ингушетия 6,3 7,0 7,8 9,6 9,4 10,2 11,3 10,1 9,8 11,3

Кабардино- Балкарская Республика 19,5 20,5 23,7 27,9 28,5 28,9 29,3 29,7 30,2 29,5

Карачаево- Черкесская Республика 10,5 10,5 11,1 14,6 16,2 16,2 17,3 17,2 17,4 17,6

Республика Северная Осетия - Алания 24,3 26,3 28,6 30,5 32,2 35,0 35,6 35,5 35,3 33,0

Чеченская Республика 18,6 18,1 19,0 21,1 23,5 25,4 28,8 31,0 31,8 33,3

Ставропольский край 75,6 84,0 113,5 128,6 130,5 133,4 136,4 137,3 140,4 140,6

Авторск. обобщение по: www.gks.ru.

Уже в 2009-2010гг. давно предсказываемое демографами снижение числа студентов, вызванное депопуляцией российского общества, стало статистической реальностью. Об этом убедительно свидетельствуют данные, представленные на рисунке 6 и таблице 16. Больше всего отмеченная тенденция проявилась в Центральном федеральном округе ввиду

наибольшего сосредоточения в нем вузов, однако и региональные тренды характеризуются началом незначительного снижения данного показателя.

Сфера образования Российской Федерации характеризуется одним из самых высоких среди ведущих мировых держав удельным весом студентов в общей структуре населения. В 2009-2010 учебном году указанный показатель составлял 523 чел. в расчете на каждые 10000 населения.

Рисунок 4 - Количество студентов вузов на 10000 человек населения в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

федеральных округах РФ Авторское обобщение по: www.gks.ru

Таблица 14

Количество студентов вузов на 10000 человек населения в СКФО

РФ, субъекты СКФО 2GGG/G1 2GG5/G6 2GG6/G7 2GG7/GS 2GGS/G9 2GG9/1G 2GG9 к 2GGG в %

Российская Федерация 324 495 514 525 529 523 161,4

Республика Дагестан 277 425 447 445 435 4G7 146,9

Республика Ингушетия 141 21G 229 2G2 192 219 155,3

Кабардино-Балкарская Республика 220 323 329 333 338 330 150,0

Карачаево-Черкесская Республика 238 377 404 402 408 412 173,1

Республика Северная Осетия - Алания 345 498 508 506 504 472 136,8

Чеченская Республика 187 218 244 256 257 263 140,6

Ставропольский край 276 492 505 507 519 519 188,0

Авторское обобщение по: www.gks.ru

Начиная с 2003г., отмечается незначительное снижение данного показателя. Рост числа студентов (в абсолютном и относительном измерении) является позитивным моментом при условии сохранения высоких стандартов образования. В противном случае мы будем иметь дело с профанацией системы высшего профессионального образования, что неизбежно отразится на ее престиже.

Обратимся еще к одному немаловажному аспекты анализируемой области. Рост стоимости обучения в государственных и негосударственных высших учебных заведениях в целом по стране за период 2004-2009гг. представлен на рис. 4. На протяжении всего периода наблюдения данный показатель для государственной системы образования несколько превышал аналогичные значения для коммерческих (негосударственных) вузов и составил в 2009 году 24556 и 22389 руб. за один семестр или 49112 и 44778 руб. за год обучения.

Ежемесячно каждая среднестатистическая российская семья тратит на получение высшего профессионального образования сумму в размере 1825,4 руб. или почти 21904,8 руб. в год.

Кризисные явления 2008 и 2009 года не сумели изменить общую тенденцию последнего десятилетия более активного роста объема оказанных образовательных услуг в сравнении со средними по группам платных услуг, наблюдающуюся в последние годы (за исключением 2008 года) (рис. 5).

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

2004

2005 2006 2007 2008 2009

Обучение в негосударственных высших учебных заведениях, за семестр

Обучение в государственных высших учебных заведениях, за семестр

Рисунок 5 - Средние потребительские цены на услуги в системе высшего профессионального образования (на конец периода, руб.)

Авторск. обобщение по: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сборник. М.: Росстат, 2010. С. 388.

Сравнительный анализ основных показателей деятельности государственных (муниципальных) и негосударственных высших учебных заведений позволяет сделать следующие выводы (табл. 15 и 16).

Таблица 15

Основные показатели по государственным и муниципальным образовательным учреждениям ВПО в РФ (на начало учебного года)

Показатели 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Число учреждений 662 655 660 658 660 662

Численность студентов - всего, тыс. чел. 5860 5985 6133 6208 6215 6136

На 10 000 человек населения приходилось студентов образовательных учреждений ВПО 408 419 431 437 438 432

Принято студентов - всего, тыс. чел. 1384 1372 1377 1384 1363 1330

Выпущено специалистов - всего, тыс. чел. 930 978 1056 1109 1125 1167

На 10 000 человек населения выпущено специалистов образовательными учреждениями ВПО 65 68 74 78 79 82

Авторск. обобщение по: [Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сборник. М.: Росстат, 2010. С. 375].

Таблица 16

Основные показатели по негосударственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования _________________(на начало учебного года)_________________

Показатели 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Число учреждений 409 413 430 450 474 452

Численность студентов - всего, тыс. чел. 1024,1 1079,3 1176,8 1252,9 1298,3 1283,3

Принято студентов, тыс. чел. 274,6 268,0 280,9 297,6 279,0 214,6

Выпущено специалистов, тыс. чел. 146,2 173,3 199,1 226,6 233,2 275,5

Численность ППС - всего, тыс. человек 50,7 65,2 75,0 78,8 63,5 35,1

из них имеют ученую степень:

доктора наук 6,7 11,0 15,6 17,2 10,4 4,4

кандидата наук 22,9 31,1 36,7 38,8 33,1 17,1

Из общего числа ППС- численность преподавателей, работавших на условиях штатного совместительства, тыс. чел. 24,6 28,5 30,6 31,1 25,7 19,7

Удельный вес студентов негосударственных образовательных учреждений ВПО численности студентов, % 14,9 15,3 16,1 16,8 17,3 17,3

Авторск. обобщение по: [Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сборник. М.: Росстат, 2010. С. 378].

В Российской Федерации количество вузов составило в 2009-2010 учебном году 1114 учреждениях высшего профессионального образования,

из которых 40,5% или 452 - являются вузами негосударственными. В последних получают высшее образование 17,3% студентов.

В целом государственные вузы обучают больше студентов (в среднем в одном государственном и муниципальном высшем учебном заведении обучалось в 9269 студентов и 2839- в коммерческом), и их количество в стране после незначительного падения, снова продолжает расти. Гораздо более быстрыми темпами в первые постсоветские годы росло число негосударственных вузов, в последние годы данная тенденция на увеличение их числа также сохранилась при существенном снижении темпов роста.

Исследователи данной проблематики на региональном уровне, в частности Ставропольском крае, отмечают, что «...данные подтверждают общеизвестную тенденцию избыточного количества подготовки студентов экономических и юридических специальностей полностью подтверждают данные государственных и негосударственных вузов в Ставропольском крае. Так, из 23,7 тыс. выпускников государственных вузов 2009 года наибольшая доля среди групп направлений и специальностей отмечена у экономического профиля (35,7%), (18,9%), а также образование и педагогика (9,6%). Среди выпускников негосударственных вузов лидируют экономические (55,0%) и гуманитарные (38%) направления.

Некоторое (весьма незначительное) снижение выпуска этих трех ведущих по востребованности среди абитуриентов специальностей в 2008 и 2009 годах в большей степени отражает сложную демографическую ситуацию, а также курс Министерства образования и науки РФ по сокращению подготовки специалистов данных специальностей, чем предпочтения абитуриентов и общества в целом.

Рост выпуска специалистов здравоохранения и сферы обслуживания отражает позитивные тенденции в санаторно-курортном комплексе региона, и может стать существенной базой для дальнейшего его развития.

Свыше половины выпускников высших учебных заведений Ставропольского края трудоустраиваются по направлениям (в 2009 году

51,4%), еще 24,1% выпускников трудоустроились самостоятельно или продолжили обучение в системе послевузовского образования. И только 8,0% остались не трудоустроенными.

Таким образом, имеющиеся мощная база и потенциал системы профессионального образования Ставропольского края на всех его уровнях, несмотря на выявленные проблемы, позволяют адекватно и грамотно реагировать на вызовы настоящего времени в регионе и в стране в целом.

При этом, на нужды образования Ставропольского края в 2010 году было направлено 18,1% краевого бюджета - 9 042,29 млн. руб. В настоящее время постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009г. № 330-П принята и реализовывается (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 20.01.2010 № 14-П) краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы». Согласно этой программе, общий объем финансирования мероприятий за все годы ее реализации составит 1860,02 млн. руб., в том числе 94,0% за счет средств краевого бюджета (1748,35 млн. руб.), а также 6,0% за счет средств бюджетов муниципальных образований края - 111,7 млн. руб. В ближайшие годы планируется Стратегией на финансирование образования направлять до 25% всего краевого бюджета.

Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 года направлена на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в крае.

Стратегия развития образования направлена на улучшение качества социальной среды в крае, обеспечивающей наиболее благоприятные условия и стимулы для развития человеческого капитала, а также повышение его

ресурсов и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевых факторов инновационного развития.

Следует привести и следующие данные, приводимые в Стратегии:

1. увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме

финансирования образования с 3% в 2006 году до 7% по бюджету на 2011 год.

2. увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам до 60%;

3. 100% школ подключены к сети Интернет, что сделало

возможным внедрение дистанционного обучения (апробационные площадки

в школах города Ставрополя, Грачевском, Апанасенковском районах).

4. Обеспечен рост удельного веса внебюджетных поступлений в

общем объеме средств на содержание учреждений профессионального образования до 30%.

Важное значение в Стратегии уделено и профессиональной подготовке учащихся в школе. Так, все учащиеся 9 классов охвачены предпрофильной подготовкой; 86% учащихся 10-11 классов охвачены профильной подготовкой, их обучение ведется в тесном сотрудничестве с ведущими вузами края; в каждом восьмом (15%) общеобразовательном учреждении края реализуются программы повышенного уровня; созданы 32 базовые (ресурсные) школы, осуществляющие сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями районов.

Стратегия отмечает, что в Ставропольском крае сформирована система развития одаренных детей, включающая сеть инновационных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования (таких как: краевой Центр «Поиск», Малая академия наук при Дворце детского творчества города Ставрополя, Центры технического творчества, эстетического воспитания, экологии и туризма), структурных подразделений учреждений высшего профессионального образования

(лицей-интернат при СевКавГТУ); индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами края, профильные смены в лагерях и т.д.

Все это позволило сделать новый шаг в развитии олимпиадного движения в крае, увеличив за последние пять лет число участников в 4 раза, число победителей Всероссийских олимпиад - в 8 раз.

Сохранена и развивается система профессионального образования, включающая 30 учреждений, в том числе 2 вуза, 15 учреждений среднего и 13 учреждений НПО с контингентом обучающихся более 40 тыс. человек. Обучение ведется по 100 профессиям и специальностям. Проведенная реструктуризация и оптимизация сети учреждений системы НПО-СПО позволила создать 3 профильных ресурсных центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для строительной отрасли, машиностроения и сельского хозяйства.

В крае увеличивается количество разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В краевом Центре медико-психолого-педагогической помощи семье и детям и его районных филиалах развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.

Внедрение в дошкольные и общеобразовательные учреждения края здоровьесберегающих педагогических технологий позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи: три четверти детей имеют 1 и 2 группу здоровья.

Отмечается и слабая материально-техническая база образовательных учреждений, значительное количество приспособленных ветхих и аварийных зданий детсадов, школ и учреждений профобразования. По данным краевого Министерства образования:

- 40% детских садов расположены в приспособленных помещениях;

- 5,8% зданий образовательных учреждений находятся в аварийном состоянии;

- свыше половины зданий и помещений учреждений профобразования требуют капитального ремонта.

В стратегии с сожалением отмечается слабая материально-техническая и учебно-производственная база учреждений системы НПО и СПО, низкие темпы ее модернизации.

- слабые связи учебных заведений с работодателями, отсутствие у них мотивации к участию в укреплении учебной базы, в поддержке квалифицированными кадрами мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин.

- соответственно страдает качество подготовки специалистов в учреждениях профобразования, их слабая конкурентоспособность на рынке труда и проблемы трудоустройства молодых специалистов.

Значительная часть учебных заведений системы НПО и СПО по-прежнему не готова к инклюзивному профессиональному образованию с целью получения молодежью, имеющей незначительные ограничения здоровья, соответствующих профессий и специальностей.

В целом в Ставропольском крае отсутствует действенная система непрерывного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки взрослого населения, позволяющая гибко реагировать на изменения рынка труда.

В этой связи определенные позитивные ожидания вызывает возможный переход части бюджетных образовательных учреждений в автономные учреждения, что, как ожидается, облегчит бремя на бюджет края и даст возможность образовательным учреждениям направить средства на модернизацию учебной базы с целью повышения качества образования, заработной платы педагогам» [32].

Демографические проблемы одинаково касаются высшие учебные заведения любого вида: и государственные, и негосударственные.

Лидером среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа по уровню развития системы высшего профессионального образования

является Ставропольский край (табл. 19). В нем функционирует 23 вуза, в которых обучаются 140,6 тыс. студентов. Это составляет более трети (по 37%) от общеокружного числа вузов и численности студентов.

Таблица 17

Основные показатели учреждений высшего профессионального образования на начало 2009/10 учебного года по субъектам СКФО

РФ, субъекты СКФО Число учреждений Численность студентов, тыс. человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всего государ- ственные и муници- пальные негосудар- ственные всего государ- ственные и муници- пальные негосудар- ственные

Российская Федерация 1114 662 452 7418,8 6135,6 1283,3

Северо-Кавказский федеральный округ 62 29 33 376,7 322,2 54,6

Республика Дагестан 17 6 11 111,4 98,0 13,4

Республика Ингушетия 2 1 1 11,3 9,7 1,6

Кабардино-Балкарская Республика 4 3 1 29,5 24,6 4,9

Карачаево-Черкесская Республика 2 2 17,6 15,6 2,0

Республика Северная Осетия -Алания 11 5 6 33,0 29,4 3,7

Чеченская Республика 3 3 - 33,3 32,2 1,1

Ставропольский край 23 9 14 140,6 112,7 27,9

Авторск. обобщение по: [Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сборник. М.: Росстат, 2010. С. 390].

Таким образом, высокий образовательный потенциал населения Северо-Кавказского федерального округа является мощной стабилизирующей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития этого уникального региона.

Литература:

1. Ерохина, Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика) [Текст]/ Л.И.Ерохина.- М.: Флинта: МПСИ, 2005.- 371с.

2. Железов, Б.В., Кудюкин, П.М., Шувалова, О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. - 2009. - №2. - с. 187-210.

3. Жильцов, Е.Н. Экономика сферы платных услуг [Текст]/ Е.Н.Жильцов, Н.А.Восколович, В.Н. Казаков.- Казань, 1996.- 204с.

4. Зайчикова, С.А., Маяцкая, И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. -М.: Изд-во РГСУ, 2006. - 115 с.

5. Залялова, Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг [Текст]/ Л.Р.Залялова// Вестник ТИСБИ. - 2006. - № 2. - С. 15-20.

6. Зелепухин, Ю.В. Управление профессиональным образованием в условиях рынка [Текст]/ Ю.В.Зелепухин [и др.]// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.- 2009.- № 4.- С. 34-43.

7. Зиновьева, И.В. Рынок услуг и управление им в условиях становления [Текст]/ И.В.Зиновьева, К.В.Кутуков// Маркетинг услуг.- 2005.- №1.-С.45-49.

8. Зотов, В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научнотехнической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. -21 с.

9. Иванова, М.В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления образовательными услугами в регионе [Текст]/ М.В.Иванова// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика.- 2009.- Т. 29.-№ 2.- С. 242-246.

10.Каплин, В.Л. Закономерности функционирования и развития предпринимательских структур в сфере услуг (на материалах Ростовской области)/ В.Л. Каплин: Дисс. ... канд. экон. наук. - Шахты,

2009.- 165с.

11.Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма [Текст]/

В.А.Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.

12.Кираева, Г.Г. Управление образовательными услугами в Республике Башкортостан [Текст]/ Г.Г.Кираева// Труд и социальные отношения.-

2010.- № 2.- С. 115-118.

13.Кириллова, А.Т. Маркетинг в туризме [Текст]/ А.Т.Кириллова.- СПб.: Прогресс, 2005.-76с.

14.Кистанов, В.В. Региональная экономика России [Текст]/ В.В.Кистанов, Н.В.Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 584с.

15.Козырев, В.М. Менеджмент туризма. Экономика туризма [Текст]/ В.М.Козырев.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 313с.

16.Колесникова, Г.А. Особенности спроса на образовательные услуги [Текст]/ Г.А.Колесникова// Вестник Челябинского государственного университета.- 2009.- № 3.- С. 16-18.

17.Коробкова, С.Н. Сервисная деятельность [Текст]/ С.Н.Коробкова, В.И.Кравченко, С.В.Орлов, И.П.Павлова; под общ. ред. В.К.Романовича.- Спб.: Питер, 2006.- 156с.

18.Котилко, В.В. Стратегия развития сферы услуг [Текст]/ В.В.Котилко, И.И.Санин.- М.: Сатурн-С, 2003.- 389с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.