Научная статья на тему 'Особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования'

Особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкуренция / конкурентная среда / конкурентоспособность образовательного учреждения / the competitive / the competitive environment / competitiveness of educational institution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубятникова Н. В.

В статье исследованы основные особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования. Конкретизированы такие направления конкуренции, как соперничество образовательных учреждений за бюджетное финансирование, внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг, за общественный статус и, как следствие, дополнительное финансирование за счет средств благотворительных фондов и спонсоров; соперничество в учительской среде; соперничество потребителей образовательных услуг за место в лучшей школе в условиях отсутствиядефицита мествобразовательныхучреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the basic features of development of competitive relations in sphere of the average general education are investigated. Competition directions what, according to the author, are rivalry of educational institutions for budgetary financing, for the off-budget means received from rendering of additional paid educational services, for the public status and, as consequence, additional financing at the expense of means of welfare funds and sponsors are concretized; rivalry in the teacher's environment; rivalry of consumers of educational services for «a place at the best school» in the conditions of absence of deficiency of places in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования»

Голубятникова Н. В., аспирант кафедры теории и практики конкуренции МФПА, г. Москва, [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследованы основные особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования. Конкретизированы такие направления конкуренции, как соперничество образовательных учреждений за бюджетное финансирование, внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг, за общественный статус и, как следствие, дополнительное финансирование за счет средств благотворительных фондов и спонсоров; соперничество в учительской среде; соперничество потребителей образовательных услуг за место в лучшей школе в условиях отсутствиядефицита мествобразовательныхучреждениях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность образовательного учреждения.

Введение

Тема конкуренции на рынке образовательных услуг с недавних пор стала весьма актуальной в современных публикациях. Вместе с тем ряд основополагающих категорий в теории управления деятельностью образовательного учреждения рассматривается с различных точек зрения, характеризующихся неоднозначностью и дискуссионностью.

Проблема конкуренции в образовании тесно связана с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления учебными заведениями различных образовательных уровней и их интеграционными процессами.

Предметом исследования специалистов по теоретическим и прикладным основам экономики образования являются самые

разные аспекты, а именно: образовательное антрепренерство, проблема эффективности и качества образования, управление интеграционными процессами на рынке образовательных услуг, стратегии продвижения бренда вуза, управление коммуникациями вуза, кооперация и конкуренция в образовательной сфере, государственное регулирование рынка образовательных услуг и др. Однако представляется, что внимание исследователей сконцентрировано преимущественно на решении проблем управления субъектов высшего образования, при этом недооценивается значение проблем управления деятельностью учреждений среднего образования, их конкурентоспособностью в условиях развития конкурентных отношений на рынке образовательных услуг.

В России в 90-е гг. XX в. на фоне становления в стране рыночной экономики нача-

лось формирование упорядоченного рынка образовательных услуг. Он, как известно, представляет собой социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования, дополненный элементами государственного регулирования. Рыночные отношения в образовании обусловили развитие конкуренции.

Выбор темы данной статьи обусловлен актуальностью исследования особенностей конкурентных отношений и направлений конкуренции, а также недостаточной разработанностью проблемы обеспечения конкурентоспособности учреждений среднего общего образования как одного из элементов целостной системы непрерывного образования в России.

Роль учреждений среднего общего образования в образовательной системе России

На современном этапе мирового экономического и общественного развития важной проблемой российского образования следует считать обеспечение его непрерывности, т.е. переход к системе «Образование через всю жизнь», усиление вариативности образования на всех ступенях, практическая ориентация результатов обучения. Выделяя в структуре непрерывного образования четыре подсистемы: основное общее, основное профессиональное, дополнительное общее, дополнительное профессиональное, — отметим, что несмотря на существующее мнение об определяющей роли вузов в системе непрерывного образования, роль учреждений среднего общего образования становится более значимой, поскольку появились условия для проявления их самостоятельности и активности на рынке образовательных услуг. Не случайно президент Российской Федерации Д. А. Медведев в рамках национальной образователь-

ной инициативы «Наша новая школа»1 акцентировал внимание общества на том, что «модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

В условиях реализации концепции непрерывного образования в России роль учреждений среднего общего образования изменилась: со второстепенной, вспомогательной, лишь предшествующей профессиональному образованию до роли, определяющей особенности последующих ступеней. Это обусловлено следующими факторами:

1) признание важности школьного этапа жизни человека, поскольку умение и желание постоянно учиться закладываются со школы, новые качества человека, востребованные в современном мире, формируются в детстве;

2) признание социально-культурной значимости непрерывного образования, связанной с формированием личности с гражданской позицией, что во многом определяется организацией воспитательного процесса в школе;

3) дефицит специалистов среднего звена, «старение» рабочих кадров и возможности получения профессиональной подготовки в рамках среднего общего образования с перспективой дальнейшего выстраивания профессиональной траектории;

4) признание зависимости «качества» студента вуза от «качества» выпускника школы, т. е. абитуриента; а также встраивание предшкольного образования в траекторию среднего образования как составляющих системы непрерывного образования, поскольку именно школы сегодня задают правила игры на рынке предшкольной подготовки.

1 Утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр-271.

Рассматривая систему среднего общего образования, следует отметить, что практически каждая школа, лицей или гимназия предлагает набор платных образовательных услуг, т. е. выступает субъектом рыночных отношений. Кроме того объем бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению, находится в прямой зависимости от количества учащихся. Все это означает включенность в конкурентную борьбу за потребителей указанных услуг.

Предпосылки развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования

Несмотря на то что вопросы становления рыночных отношений в образовании не являются предметом данной статьи, поскольку достаточно освещены в научной литературе, отметим, что само становление таких отношений и создание соответствующей нормативно-правовой базы — это ключевая предпосылка развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования.

На сегодняшний день сформирована основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства РФ по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование указанной сферы. Однако изменившиеся условия экономической и социальной жизни обусловили необходимость принятия нового закона об образовании и разработки государственных образовательных стандартов нового поколения.

Комиссией Общественной палаты по развитию образования было организовано широкое общественное обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором приняли участие некоммерческие организации, представители образовательного сообщества, граждане Рос-

сии. С новым законом «Об образовании» связаны и новые образовательные стандарты. В феврале 2011 г. министр образования А. А. Фурсенко на «правительственном часе» в Думе заявил об утверждении и поэтапном введении в действие стандартов по всем уровням профессионального образования, по начальной и основной (девятилетней) школе, кроме того — о пилотном внедрении стандартов в средней (полной) школе, которое начнется с 1 сентября 2012 г.

Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере обусловлено, в том числе, появлением новых игроков на рынке образовательных услуг в лице негосударственных учебных заведений, т.е. рыночная трансформация системы образования проявилась в становлении негосударственного сектора. Это связано, в первую очередь, с законодательным закреплением положения о том, что образовательные учреждения по формам собственности могут быть государственными, муниципальными, негосударственными2.

Отметим, что негосударственные образовательные учреждения, также как автономные некоммерческие организации, фонды и некоммерческие партнерства, появились как альтернатива существовавшей государственной системе образования, которая переживала кризисные явления, связанные с противоречиями между обновленными требованиями общественной жизни к человеку вообще и школьнику в частности и неактуальным содержанием и организацией жизни, форм, методов воспитания и обучения в школе. Изменившаяся жизнь не только предъявила новые требования к школьнику, но и преобразила его самого.

Востребованность негосударственного сектора в системе общеобразовательных учреждений подтверждается официальными статистическими показателями.

2 П. 3 ст. 12, ст. 45, 47, 50 Федерального закона РФ

от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании»).

Так, число негосударственных образовательных учреждений в 2001-2002 учебном году составляло 683 (из них основное — 82, среднее (полное) — 535, в том числе 62 гимназии, 67 лицеев и 91 конфессиональных школ); в 2008-2009 учебном году — 691 (из них основное — 67, среднее (полное) — 565, в том числе 80 гимназий, 60 лицеев и 106 конфессиональных школ). В 2009-2010 гг. число негосударственных образовательных учреждений составило 680, из них средних (полных) — 547. Таким образом, доля негосударственных образовательных учреждений составляет 0,97-1,28% от числа государственных и муниципальных учреждений.

Контингент обучающихся в основной школе в 2001-2002 гг. составил 6135 чел., в средней (полной) школе — 59 727 чел. (в том числе в гимназиях — 8686 чел., в лицеях — 7993 чел., в конфессиональных школах — 8814 чел.); в 2008-2009 гг. в основной школе — 5645 чел., в средней (полной) — 64723 человек (в том числе в гимназиях — 10979 человек, в лицеях — 6139 чел., в конфессиональных школах — 10906 чел.). Численность обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях в 2009-2010 гг. составила 71 ООО чел., в том числе в средних (полных) — 62000 чел.3, что составляет 0,33-0,49% от количества обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Констатируем небольшой прирост указанных показателей, что свидетельствует об устойчивой положительной динамике развития негосударственного сектора.

Значительным импульсом развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимися уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств

3 Российский статистический ежегодник 2010. Федеральная служба статистики. М., 2010.

позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития и частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Особенности конкурентного поведения учреждений среднего общего образования обусловлены, прежде всего, особенностями содержания образовательной услуги.

В качестве одной из характерных особенностей образовательной услуги в системе школьного образования выступает такое свойство, как всеобщность (наряду с неосязаемостью, неотделимостью от источника, непостоянством качества, невозможностью полной стандартизации, невозможностью накопления и перераспределения, совпадением по времени процессов ее производства и потребления, активной роли потребителя в процессе ее производства). Данное свойство, как отмечает профессор МФПА М. А. Лукашенко, вытекает из принадлежности образования к смешанному общественному благу. Отсюда следует необходимость осознания общественной полезности образовательной услуги со стороны государства и соответствующей их оценки4.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Под платными дополнительными образовательными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными школами, следует понимать образовательные услуги, предоставление которых обучающемуся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета5.

Оказывая платные образовательные услуги (что формально не относится к пред-

4 Лукашенко М. А. Образование в условиях рынка: концепцияучебногозаведения. Монография. М.: Высшая школа. КноРус. 2002. С. 13-32.

5 Ст.45 3акона«Обобразовании».

принимательской деятельности), учреждения среднего образования на практике вступают в предпринимательские отношения, т.е. становятся участниками конкуренции за внебюджетное финансирование.

Рынок услуг в сфере общего образования еще не сформирован. Основными особенностями его формирования являются:

• слабая изученность спроса и потенциального потребителя; отсутствие устоявшихся цен на платные дополнительные образовательные услуги;

• недостаточное многообразие образовательных услуг, которые по большей части ограничены репетиторством, тестированием, традиционными кружками и реализацией стандартных образовательных программ;

• отсутствие четко выраженного социального и индивидуального заказа на образовательные услуги;

• слабая ориентированность работы учебного заведения с учащимися других школ и взрослым населением, т.е. со своими потенциальными клиентами;

• недостаточная активность в предложении дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными школами вследствие отсутствия соответствующих профессиональных компетенций руководителей образовательных учреждений;

• недостаточная финансовая автономия школы.

Использование инструментов маркетинга в общеобразовательном учреждении позволит решать задачи организации внебюджетной деятельности через реализацию платных дополнительных услуг, к которым относятся следующие услуги:

• обучение по дополнительным (по отношению к государственному стандарту) образовательным программам;

• тестирование знаний школьников;

• диагностика сформированности навыков, способностей, состояния физического и психического здоровья ит.д.;

• углубленное изучение предметов (сверх учебных программ);

• реализация программ дополнительного образования (кружки и секции);

• создание различных секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, восточная борьба, общефизическая подготовка и т.д.), курсов по подготовке к школе, изучению иностранных языков;

• создание учебных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии; создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);

• репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

• профессиональная подготовка, в том числе повышение квалификации, переподготовка кадров с освоением новых специальностей, услуги по повышению квалификации педагогов.

Определенный доход образовательному учреждению может принести деятельность по разработке и изданию учебно-методических пособий и материалов (брошюры, задачники и т. п.). Силами школы организуются культурные, спортивные, туристические и иные досуговые мероприятия. Интерес для потребителя представляют возможности школы по оказанию услуг библиотеки, спортивного зала, компьютерных классов, оргтехники, связи.

Способствовать привлечению внебюджетных средств призвана возможность изменения организационно-правовой формы образовательных учреждений6. Школы и колледжи, в первую очередь те, в консолидированном бюджете которых преобладают доходы от оказания платных образовательных услуг и выручка от осуществления предпринимательской деятельности, могут быть переведены в автономные учреждения, что способствует их экономической самостоятельности, инвестиционной привле-

6 Федеральный закон РФ от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изм. от 24.07.2007, 18.10.2007, 08.05.2010).

кательности со стороны социальных партнеров.

Активному встраиванию средних образовательных учреждений в рыночную среду способствует изменение условий бюджетного финансирования.

До начала 1990-х гг. бюджетное финансирование образовательных организаций почти во всех странах осуществлялось в форме сметного финансирования. Между тем в последние десятилетия стала вполне очевидна значимость определенной автономности образовательных учреждений в принятии экономических решений. В то же время сдерживание роста государственных расходов на социальные цели заставляет искать пути стимулирования получателей бюджетных средств к более эффективному их использованию.

Так, по состоянию и результатам деятельности системы образования городского округа Королева Московской области7 уточненный объем бюджета на 1 сентября 2010 г. составлял 1293,3 млн руб., в том числе средства субвенций из области — 449,6 млн руб., что на 153,6 млн руб. меньше, чем в 2009 г., средства муниципального бюджета — 732,4 млн руб., что также меньше объемов бюджета 2009 г. на 6,8 млн руб.

В бюджете 2010 г. значительно снизился объем областных субвенций на оплату труда работников общеобразовательных учреждений: если в 2009 г. он составлял 995,7 млн руб., то в 2010 г. —866,7 млн руб. (в том числе 397,7 млн руб. из областных средств), т.е. на 129 млн руб. меньше. При этом объем бюджетного финансирования каждого образовательного учреждения зависит только от численности учащихся и величины норматива и не зависит от таких параметров, как объем внебюджетных доходов, штатной численности персонала, объема средств, не использованных на конец отчетного периода.

7 Официальный сайт администрации г. Королева

http://www.korolevedu.ru/project/rkpmo/public/.

Несмотря на множество проблем и сомнений при введении нормативно-подушевого финансирования в Российской Федерации, очевидно, что это — один из ключевых вопросов образовательной политики страны. Такая система финансирования школы давно уже введена в развитых странах. О нормативно-подушевом финансировании говорят как о прогрессивном стимулирующем факторе развития школьных коллективов: регион законодательно устанавливает норматив финансирования обучения одного ученика, следовательно, чем больше обучающихся в школе, тем больше денежных средств (субвенцию) получит школа. Субвенция может быть потрачена только с двумя целями: на фонд оплаты труда (можно материально стимулировать учителей), а все, что после этого останется, — на учебные расходы (приобретение учебной и справочной литературы для библиотеки, учебных приборов, канцтоваров, расходных материалов для компьютерной техники и т.д.).

Таким образом, идея нормативно-подушевого финансирования школы предполагает создание механизма добросовестной конкуренции школ за учеников, рост их нацеленности на индивидуальные потребности и особенности школьников, повышение возможностей выбора в школьной системе, а также рост эффективности бюджетных расходов на школу. При этом предполагается, что школы получат большую свободу в расходовании поступающих бюджетных средств, в первую очередь, в части оплаты труда наиболее эффективно работающих учителей.

Существенное влияние на ситуацию в образовательной сфере Российской Федерации оказывает демографический спад, который непосредственным образом отражается на деятельности общеобразовательной школы и способствует созданию конкурентной среды.

По данным Федеральной службы статистики, контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2001-2002 гг. составлял 19190 чел., в 2009-2010 гг. — 13619 чел.,

в том числе в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением различных предметов 747,3 тыс., в гимназиях 982,7 тыс., в лицеях 667,3 тыс. Сокращение контингента по сравнению с 1995 г. составило 29%.

Снижение числа учеников влечет за собой сокращение численности учителей, необходимость их перераспределения внутри образовательной сферы и, как следствие, усиление конкуренции в учительской среде.

Тенденции развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования

Автор является последователем научной школы ректора МФПА, профессора Ю. Б. Рубина и принимает в качестве базовой «поведенческую» трактовку конкуренции как взаимодействия заинтересованных сторон рынка. Каждая из сторон претендует на лучшие условия реализации своих интересов и большую выгоду, включающую виды, методы, направления, формы, стратегии, модели воздействия на соперников, а также противодействия этим же соперникам, претендующим на обеспечение наилучших условий реализации собственных интересов8. Раскроем основные особенности конкурентного поведения образовательных учреждений путем конкретизации направлений конкуренции в сфере среднего общего образования.

Развитие конкурентной среды в сфере среднего общего образования осуществляется в пяти основных направлениях:

• конкуренция за бюджетное финансирование с учетом обеспечения государственного образовательного стандарта и необходимых условий образовательного процесса, т.е. за бюджетные средства, которые «следуют за учеником»;

8 Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006.

• соперничество между учреждениями среднего общего образования, кроме того, между учреждениями среднего и дополнительного образования детей за внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг;

• соперничество за общественный статус, поскольку известность и престижность того или иного образовательного учреждения отражается в виде дополнительного финансирования, в том числе за счет средств благотворительных фондов, спонсоров и т.д.

• соперничество в учительской среде, связанное с необходимостью сокращения педагогических кадров в условиях «демографической ямы» и проводимой политики оптимизации структуры образовательной системы;

• соперничество потребителей образовательных услуг за место в лучшей школе в условиях отсутствия дефицита мест в образовательных учреждениях.

Следует отметить отсутствие острой конкуренции между государственными и негосударственными общеобразовательными учреждениями в силу относительной немногочисленности последних и наличием узаконенной дискриминации негосударственных образовательных учреждений.

Так, до 1 января 2005 г. в Законе РФ «Об образовании» существовала норма, согласно которой негосударственные общеобразовательные учреждения имели право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (п. 7 ст. 41). Этот пункт утратил силу9, и финансирование негосударственных об-

9 Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Редера-ции в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

щеобразовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые по данным вопросам могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Нижегородской и Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

С 2005 г. все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили льготу, закрепленную в норме Закона РФ «Об образовании», согласно которой «образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы на землю»10.

Выявлено преобладание сочетания сотрудничества и соперничества всех заинтересованных сторон за потребителей образовательных услуг над их тотальным соперничеством, направленным на вытеснение конкурентов.

Полностью поддерживаем тезис, сформулированный профессором Ю. Б. Руби-ным, о том, что все стороны рынка образовательных услуг заинтересованы в повышении конкурентоспособности своих партнеров на этом рынке11. Именно для реализации данных целей создаются совместные методические объединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Примером такой деятельности является совместная работа педагогического коллектива Центра образования №975 (г. Москва) с учеными Российской академии образования, разработавшими концепцию «личност-

и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

10 П. 3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании».

11 Рубин Ю. Б., Емельянов А. А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образова-

ния // Высшее образование в России. 2005. №11.

но-ориентированного образования» школы как адаптивной и многопрофильной: создано и апробировано новое предметное содержание учебных дисциплин и научно-методической службы, обеспечивающей координацию и проведение эксперимента, разработаны образцы дидактических материалов, планы и конспекты уроков, схемы изучения личностных особенностей учеников.

С целью распространения личностно-ориентированного образования в России было организовано простое некоммерческое товарищество «Содружество российских школ личностно-ориентированного образования». Сложилось межрегиональное сотрудничество со школами Петрозаводска, Вологды, Среднеуральска, Архангельска и Санкт-Петербурга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ростом интереса родителей к частным школам растут и требования к подтверждению качества образовательных услуг. С принятием закона о саморегулируемых организациях12 появилась возможность заниматься оценкой «качества» вступивших в такие организации членов и выдавать по итогам этой оценки сертификат качества. Инициатором появления независимого аудита стала Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов РФ (АсНООР), действующая на рынке уже 15 лет и являющаяся самым крупным профессиональным сообществом негосударственных школ. В середине 2008 г. АсНООР представила разработанные документы «Критерии оценки качества услуг в сфере образования» и «Регламент общественного профессионального аудита». Отобранные критерии оценки качества образовательных услуг учитывают результаты ЕГЭ, количество медалистов и участие в профильных олимпиадах, большая часть критериев связана с организацией системы менеджмента качества. Любая школа может

12 Федеральный закон от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (с изм. от 22.07.2008, 23.07.2008, 28.04, 27.12.2009, 27.07.2010).

самостоятельно использовать разработанную систему для самоаудита. В 2009 г. аудит прошли четыре негосударственные школы: Европейская гимназия, лицей «Столичный», школа «Олимп Плюс» и школа «Интеграция XXI век»13.

Специфика рынка образовательных услуг такова, что неизбежный конфликт интересов участников данного рынка одновременно способствует поиску консенсуса этих интересов, т.е. в полной мере проявляется положение современной поведенческой теории конкуренции14 — отношения субъектов рынка образовательных услуг опираются на необходимость сочетания сотрудничества и соперничества всех заинтересованных сторон.

Именно необходимость такого сочетания в совокупности со спецификой образовательной услуги обусловливает преобладание в действиях образовательных учреждений стратегий конкурентного поведения, направленных на обособление от конкурентов или на сближение с ними, а в качестве основных моделей конкурентного поведения — модели тактического согласия и тактической изоляции.

Вывод сделан на основании того, что выбор стратегии и тактики конкурентного поведения по отношению к соперникам субъекты делают, руководствуясь целью, с которой они участвуют в конкуренции. Так, для участников современной образовательной сферы характерны два типа стратегий, которые были определены в соответствии с известной методологией классификации стратегий конкурентного поведения Ю. Б. Рубина. Здесь необходимо заметить, что Ю. Б. Рубин в части конкурентных стратегий, направленных на обособление от конкурентов, выделяет простое, дезинтег-

13 Официальный сайт AcHOOP URL: http://www. asnoor.ru/.

14 Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС,

2006.

рирующее и полное обособление, а в части конкурентных стратегий, направленных на сближение с конкурентами, — кооперативную солидарность и компромиссное сотрудничество15.

Заключение

Таким образом, участие в конкурентных отношениях учреждений среднего общего образования определяет необходимость поиска новых источников повышения их конкурентоспособности. Это, в свою очередь, актуализирует последующие исследования в области управления деятельностью общеобразовательных учреждений с позиции обеспечения их конкурентоспособности.

В частности, в качестве актуальных следует выделить исследования:

• продуктовых и географических границ рынка образовательных услуг общего среднего образования;

• стратегий школ, реализуемых в конкуренции за подушевое бюджетное финансирование;

• особенностей и характеристик конкуренции на рыках образовательных услуг, дополнительных к среднему общему образованию.

Описок литературы

1. Федеральный закон от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».

2. Федеральный закон от03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изм. от 24.07.2007, 18.10.2007, 08.05.2010).

3. Федеральный закон от 01.12.2007 №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (с изм. от 22.07.2008, 23.07.2008, 28.04, 27.12.2009, 27.07.2010).

4. Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утра-

15 Там же. С. 183-274.

тившими силу некоторых законодательных актов Российской Редерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5. Лукашенко М. А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. Монография. М.: Высшая школа. КноРус. 2002. С. 13-32.

6. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: МаркетДС, 2006.

7. Рубин Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. №1.

8. Рубин Ю. Б. Бесплатное ВПО в России: взаимные интересы и взаимные гарантии // Высшее образование в России. 2010. №3.

9. Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. №2 (20).

10. Коваленко А. И. Легитимность образовательных организаций в институциональной среде // Сборник науч. трудов Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества — 2010». Т. 2. М.: МФПА, 2010.

N. Golubyatnikova, Postgraduate of Theory and Practice of Competition Chair, Moscow, University Of industry and Finance, [email protected]

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE RELATIONS IN SPHERE OF THE AVERAGE GENERAL EDUCATION

In article the basic features of development of competitive relations in sphere of the average general education are investigated. Competition directions what, according to the author, are rivalry of educational institutions for budgetary financing, for the off-budget means received from rendering of additional paid educational services, for the public status and, as consequence, additional financing at the expense of means of welfare funds and sponsors are concretized; rivalry in the teacher's environment; rivalry of consumers of educational services for «a place at the best school» in the conditions of absence of deficiency of places in educational institutions.

Key words: the competitive, the competitive environment, competitiveness of educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.