Научная статья на тему 'Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика'

Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ БЛАГА / SOCIAL BENEFITS / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / COMMERCIALIZATION OF SOCIAL SERVICES / ПРОБЛЕМЫ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PROBLEMS IN THE AREAS OF EDUCATION AND HEALTH SERVICES / ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / BOTH FREE AND PAID SERVICES / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / COMPETITION IN THE MARKET FOR MEDICAL SERVICES / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / THE COMPETITION IN THE EDUCATION MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берендеева Алла Борисовна, Малова Анна Александровна

Рассматриваются понятия «социальные блага», коммерциализация в социальной сфере, соотношение платных и бесплатных услуг в сферах образования и здравоохранения, тенденции и проблемы в развитии системы социальных услуг (рыночных и нерыночных). На примере федеральных округов и четырех регионов (Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей) приводится анализ охвата детей дошкольными образовательными учреждениями, числа негосударственных образовательных учреждений и численности обучающихся в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercialization in the region market of social services: factors, dynamics

The author examines the categories «social benefits», the commercialization in social sphere, the problems of education and health, the ratio of free and paid services in the areas of education and health, trends and challenges in the development of social services (market and non-market). On the example of the federal districts, the four regions (Vladimir, Ivanovo, Kostroma and Yaroslavl regions) is an analysis of the coverage of pre-school educational institutions, the number of private educational institutions and the number of students in them.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 г. Выпуск 4 (31). С. 5-14

УДК 338.46

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НА РЫНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА:

ФАКТОРЫ, ДИНАМИКА

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

Одно из направлений государственного регулирование экономики - это социальная инфраструктура региона. Ее сущность заключается в удовлетворении потребностей населения в особом социально-экономическом благе - услугах.

Особенности социальных услуг, а именно:

- социальная услуга может представляться как в товарной форме, так и не в товарной форме для потребителя;

- стоимость услуги определяется в зависимости от источника ее финансирования;

- услуга может носить индивидуальный характер;

- величина необходимых для достижения результата ресурсов не всегда заранее точно может быть определена;

- результат разнообразен по сроку проявления;

- существует зависимость от местных природно-климатических условий;

- разнообразие длительности периода оказания идентичных услуг;

- приобретение услуги связано с риском приобретения надлежащего качества, срока эксплуатации, последствий от оказания услуг;

- нестабильность самого рынка социальных услуг;

- ограниченные возможности замещения.

С одной стороны, коммерциализация социальных услуг - это способ адаптации учреждений социальной сферы в условиях либерализации цен в экономике России, резкого ужесточения бюджетных ограничений, усиления дифференциации доходов. С другой стороны, усиление коммерциализации социальных услуг сокращает доступность многих услуг для населения, прежде всего образовательных, медицинских, в области культуры, физкультуры и спорта.

Большинство условий, необходимых для развития коммерциализации социальных услуг, сложно выполнимы. Свободный доступ на рынок ограничен для государственных учреждений. Участники находятся в неравных условиях. В частности, государственные учреждения имеют возможность использовать бюджетные средства. В свою очередь, коммерческие организации имеют преимущества перед государственными в выборе объемов и видов услуг. Коммерциализация ведет к появлению спроса и предложения, т. е. к основному принципу рыночных отношений, что приведет к формированию тарифов на те услуги, которые ранее были бесплатными.

Этот процесс шел в четырех основных формах:

1) введение платы за предоставляемые услуги населению (чаще всего это была теневая оплата услуг);

2) сокращение набора бесплатных услуг;

3) предоставление новых видов профильных услуг (платных);

4) предложение новых видов непрофильных платных услуг, основанных на использовании материально-технической базы учреждений не по ее назначению.

Возможности для реализации той или иной из указанных форм коммерциализации были различными для разных учреждений и секторов социальной сферы. Факторы, способствующие распространению этих форм, в первую очередь, следующие [11]:

- наличие пробелов или, наоборот, прямых запретов в правовых актах, регулирующих деятельность в отдельных секторах социальной сферы;

5

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

- дифференциация доходов и потребительских предпочтений обслуживаемых контингентов населения;

- хорошая материально-техническая база учреждений, выгодное местоположение, излишки производственной площади, возможность использования оборудования;

- дефицитность предоставляемых социальных услуг, то есть наличие значительного платежеспособного спроса населения;

- сложившиеся традиции профессионального поведения работников учреждений;

- социальная значимость предоставляемых услуг, высокий уровень социального контроля за качеством предоставляемых платных услуг;

- наличие традиций теневой коммерциализации в дореформенный период. В зависимости от сочетания этих факторов, а также от действия различных внешних причин, масштабы и темпы коммерциализации были существенно дифференцированы по секторам социально-культурной сферы.

Например, резкое удорожание посещения детских дошкольных учреждений было обусловлено, в первую очередь, тем обстоятельством, что предприятия и организации, в чьем ведении находилась значительная их часть и которые дотировали их деятельность, после начала реформ в большинстве своем утратили возможность предоставлять такие дотации. В учреждениях здравоохранения самое широкое распространение получила теневая оплата оказываемых медицинских услуг. Спрос на медицинские услуги обладает малой эластичностью по ценам на них и определяется объективными нуждами пациентов. С конца 80-х гг. начались эксперименты по коммерциализации деятельности государственных театральнозрелищных организаций. В то же время в таких секторах культуры, как библиотечное и музейное дело, возможности для коммерциализации были более ограниченными. Процесс коммерциализации в библиотеках осуществлялся в силу высокой эластичности спроса по цене в основном в двух формах: предоставление дополнительных платных услуг (например, выдача на дом книг и журналов из читальных залов за плату, ксерокопирование, организация платных кружков по изучению иностранных языков и др.) и сдача помещений в краткосрочную аренду сторонним организациям для проведения различных мероприятий. Однако доходность этих форм коммерческой деятельности невелика.

В настоящее время актуальна проблема создания развитого сектора бюджетных социальных услуг, отличающегося доступностью для большинства населения, предоставлением услуг с использованием современных технологий. Этому способствует реализация приоритетных национальных проектов, использования таких форм, как гранты, целевые программы, государственный (муниципальный) заказ, диспансеризация, родовый сертификат, социальные внебюджетные фонды и др.

Рассмотрим отношения коммерциализации на примере образования и здравоохранения. Основные проблемы в сфере российского здравоохранения: декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами, высокий размер соплатежей населения, который становится сопоставим с объемом государственного финансирования здравоохранения. Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на финансирование здравоохранения колеблются от 2,9 до 3,1 % ВВП, тогда как по рекомендациям ВОЗ они должны быть равны 5 %. Уменьшается число стационаров, в основном, за счет сокращения участковых больниц; снижается обеспеченность круглосуточными койками на 10000 населения, др. Самые крупные проблемы сложились в помощи первичного звена: скорой медицинской помощи, помощи на дорогах, на селе.

В настоящее время наблюдается рост платности медицинской помощи и расширяется практика неформальных платежей, что затрудняет доступ к качественной медицинской помощи, особенно для малообеспеченных граждан [2: 39-40].

Бесплатная и платная помощь - это самое уязвимое место в нашей системе охраны здоровья. При этом надо иметь в виду, что с проблемой платной и бесплатной медицины, как правило, сталкиваются в крупных столичных городах. В небольших городах в первичном

6

Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика

звене, в ЦРБ, муниципальных учреждениях такое явление редко. Исследования показывают, что среди необходимых условий улучшения жизни населения респонденты ставят на I место улучшение медицинского обслуживания. В качестве основных аспектов роста показателя удовлетворенности населения качеством жизни первоочередными являются расширение доступности социальных благ и услуг [5: 135].

В настоящее время объектом дискуссий и обсуждений выступают следующие вопросы [14]:

- бюджетная или страховая медицина в чистом виде или их сочетание;

- введение платы за услуги или медицина, бесплатная «у источника»;

- конкретные формы и методы организации работы медицинских учреждений.

В структуре расходов на здравоохранение следует различать расходы государственные и частные: расходы государства на здравоохранение; взносы на добровольное личное медицинское страхование; платные медицинские услуги населению; расходы населения на лекарственные средства.

Поскольку услуги здравоохранения относится к категории общественных благ, следует обеспечить стабильное и достойное финансирование расходов на эти цели.

Например, в Ивановской на основе рекомендаций Минэкономразвития России Департаментом экономического развития и торговли была разработана программа «Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года» [9].

Как отмечается в Программе, сфера торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Во многом это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности.

Доминирующее положение на рынке оптовой торговли лекарственными средствами занимает ГУП Ивановской области «Фармация», в сфере производства и реализации протезноортопедических изделий - ФГУП «Ивановское производственное протезно-ортопедическое объединение».

Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений на территории региона. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности населения рынках. В области имеются муниципальные образования, где действует только один хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность. Это обусловлено низкой численностью и невысоким уровнем платежеспособности населения.

Процессы развития конкуренции на рынке фармацевтической и медицинской продукции в существенной степени сдерживаются следующими факторами [9: 21-22]:

- сложность и длительность процесса регистрации юридического лица и получения разрешительной документации, регламентирующей его деятельность;

- для государственных и муниципальных аптечных учреждений, в том числе участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения, низкая оплата услуг по программе дополнительного лекарственного обеспечения, недостаток оборотных средств, низкая рентабельность в связи с высокими издержками на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.);

- недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медучреждений, что ставит заведомо в неравные конкурентные условия различные медицинские учреждения;

- финансовое обеспечение медицинских услуг в составе государственного заказа находится ниже уровня федеральных медицинских стандартов; переход на такие стандарты «неподъемен» для региональных и местных бюджетов, так как эти финансовые нормы кратно выше существующих;

- ограничения для отрасли здравоохранения, определенные Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в настоящее время создание авто-

7

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

номного учреждения невозможно произвести на базе существующих медицинских учреждений);

- в системе федеральных индикаторов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти используются параметры, не способствующие развитию конкуренции (например, оценка деятельности по койко-местам и времени пребывания на них);

- низкие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (дефицит программы государственных гарантий) приводят к низкой заинтересованности учреждений частной системы здравоохранения в участии в реализации территориальной программы госгарантий. Этому же способствует финансирование лечебных учреждений в рамках программы обязательного медицинского страхования не по всем статьям сметы (тарифы ОМС включают только 5 статей);

- недостаточное развитие сектора малого бизнеса в здравоохранении, др.

В настоящее время в рамках государственной системы здравоохранения в Ивановской области реализуются Программа модернизации здравоохранения, целевые программы.

Основная цель развития конкуренции на рынке здравоохранения и в сфере торговли фармацевтической и медицинской продукцией на территории региона - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение здоровья населения, снижение инвалидиза-ции и смертности, увеличение продолжительности жизни.

Развитие конкуренции в данной сфере будет обеспечиваться на основе решения следующих задач:

- привлечение к участию в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинских учреждений всех форм собственности;

- развитие системы конкурсов и обеспечение соблюдения требований законодательства при размещении муниципального и государственного заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

В области совершенствования работы системы здравоохранения предлагаются меры: дальнейшее увеличение объемов финансирования здравоохранения; совершенствование методов его финансирования; повышение материально-технического уровня; расширение объемов и внедрение новых видов высокотехнологичной медицинской помощи; реформирование системы оплаты труда медицинских работников; повышение профессионального уровня работников здравоохранения и др. [3: 68].

Экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, усиливается неравномерность доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В развитии отечественной сферы культуры и искусства переходного периода, например, О. К. Луховская выделяет этапы развития новых экономических отношений [6: 9]: централизация => коммерциализация => муниципализация => реструктуризация. Автор отмечает, что негативный характер развития экономических отношений в сфере культуры проявляется в ее деструктуризации, причинами которой являются: смена форм собственности; политика федерального протекционизма; сокращение масштабов сферы культуры; односторонность рассмотрения границ экономической сферы культуры; отсутствие учета нематериальных ресурсов; сокращение материально-технических ресурсов сферы культуры; законодательная недостаточность; отсутствие стратегического управления сферой культуры, и др.

Проведенный анализ показал наличие проблем в системе образования: недостаток детских дошкольных учреждений, коммерциализация образовательных услуг, недостаток финансирования образовательных учреждений, старение кадров, сохранение невысокой заработной платы работников данной отрасли, др. [2: 33].

Рассмотрим отношения конкуренции на рынке услуг дошкольного образования. Если в доперестроечный период охват детей дошкольным образованием в России составлял 72 %, то в настоящее время он снизился до 50 %. Как отметил Д. А. Медведев на совещании о развитии системы дошкольного образования, на 1 сентября 2012 г. дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) посещали 5 млн детей, более 400 тыс. были поставлены на учёт для

8

Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика

предоставления места в детском саду [12]. На сегодняшний день, например, в Ивановской области полностью решена проблема обеспеченности услугами дошкольного образования детей только в возрасте от 5 до 7 лет. Вместе с тем, остается серьезная проблема дефицита мест в детских садах для детей в возрасте до 5 лет, которая требует принятия как стратегических, так и оперативных решений.

На фоне сокращения ведомственной сети количество муниципальных ДОУ существенно возросло. Это является причиной увеличения соответствующих расходов из местных бюджетов. В современной сложной экономической ситуации руководители регионов прилагают огромные усилия для обеспечения деятельности детских садов. Однако прогрессирующий рост цен на энергоносители, транспорт, питание, оборудование при незащищенности соответствующих затратных статей приводит к вынужденному закрытию и муниципальных ДОУ.

К наиболее значимым проблемам в области дошкольного образования можно отнести следующие: образовательный комплекс финансируется недостаточно, сохраняется низкая заработная плата работников дошкольных учреждений, что приводит к образованию «экономических маргиналов», «работающей бедноты», «новых бедных». Растет дефицит кадров. Низкая зарплата и несовершенство механизмов повышения квалификации не позволяют сформировать современный кадровый корпус в образовании.

Для обеспечения традиционно полного спектра услуг, требующих наличия в ДОУ пищеблока, прачечной и обслуживающего их технического персонала, а также медицинских и педагогических работников, необходимы соответствующие бюджетные ассигнования, либо доходы родителей, за счет которых затраты могли бы компенсироваться. Анализ показывает, что большая часть таких расходов приходится на услуги, непосредственно не связанные с образованием: например, затраты на питание, зарплату персонала, обеспечивающего присмотр за детьми во время их 10-12-часового ежедневного пребывания в детском саду.

Однако, при существующих тенденциях общей экономической ситуации, очевидно, что в ближайшее время значительное увеличение финансирования ДОУ нереально. Поэтому для сохранения системы дошкольного образования необходимо искать внутренние резервы, которые позволят снизить расходы на ее содержание [13]. Альтернативой муниципальным ДОУ могут выступать негосударственные детские сады и группы.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2011 г., предусмотрены различные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад для детей раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида; центр развития ребенка. Также детские сады в соответствии с законодательством РФ могут быть муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные).

В 2011 г. по сравнению с 1990 г. число дошкольных образовательных учреждений в РФ сократилось почти в 2 раза, а численность детей в них - в 1,6 раза. Например, в Ивановской области это сокращение составило соответственно - 2,6 и 1,9 раза, во Владимирской области - 1,8 и 1,7 раза, Костромской области - 2,7 и 1,8 раза, Ярославской области - 2,0 и 1,6 раза. Это можно объяснить, во-первых, сокращением численности населения областей и, соответственно сокращением детского контингента, во-вторых, сокращением рождаемости (числа детей, приходящихся в среднем на одну женщину) и, в-третьих, снижением охвата детей детскими дошкольными учреждениями.

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста в 2011 г. среди федеральных округов был высоким в Северо-Западном ФО (75,1 %), Уральском - 69,5 %), а одним из самых низких - в Сибирском ФО (55,7 %). Низким является показатель для Северо-Кавказского ФО (32,1 %), но нужно учитывать, что доля сельского населения в 2011 г. в данном округе составляла 50,8 %, а сельский уклад жизни и наличие многодетных семей объясняет отсутствие в ряде населен-

9

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

ных пунктов детских садов и потребности в них. На низкий показатель в Сибирском ФО также может оказывать влияние тот факт, что также ряде регионов имеет место высокий удельный вес сельского населения: например, в Республике Алтай (71,3 %), Республике Тыва (46,4 %), Алтайском крае (44,8 %о), Республике Бурятия (41,2 %о) [10: 60-61]. По показателю «численность детей на 100 мест в ДОУ» лидируют округа Северо-Кавказский, Южный и Уральский (таблица 1).

Таблица 1. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (на конец года) [10: 238, 239]

Федеральные округа (ФО) Охват детей ДОУ, в процентах от численности детей соответствующего возраста Численность детей на 100 мест в ДОУ, чел.

2000 2005 2010 2011 место, занимаемое в РФ, 2011 2000 2005 2010 2011 место, занимаемое в РФ, 2011

Российская Федерация 55,0 56,7 59,2 60,6 82 95 107 106

Центральный ФО 58,0 57,3 60,9 63,6 5 77 88 104 103 7

Северо-Западный ФО 71,6 71,1 73,7 75,1 1 85 95 103 102 8

Южный ФО 50,9 54,0 55,3 7 88 100 111 112 2

Северо-Кавказский ФО 28,3 31,1 32,1 8 93 101 111 113 1

Приволжский ФО 61,1 64,1 64,2 65,2 3 80 95 106 105 5

Уральский ФО 62,9 64,4 69,1 69,5 2 80 100 110 110 3

Сибирский ФО 48,0 51,9 54,6 55,7 6 83 101 111 110 4

Дальневосточный ФО 57,8 60,5 63,4 64,5 4 84 95 105 104 6

Органы местного самоуправления имеют самое непосредственное отношение к повышению качества и доступности регионального образования, улучшению условий организации образовательного процесса, эффективному управлению ресурсами. Поэтому анализ обеспеченности по регионам следует дополнять анализом в разрезе городских округов и муниципальных районов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем платных услуг населению системы образования с каждым годом увеличивается. Из всех платных услуг, оказанных учреждениями дошкольного, основного и среднего (полного) общего образования, основная часть (более 80 %) приходится на дошкольные учреждения (в основном - родительская плата). Дошкольные учреждения оказывают дополнительные платные образовательные услуги, например. занятия с логопедами, дефектологами, психологами, музыкальные занятия, изучение иностранных языков, занятия в других кружках и секциях. Общеобразовательные государственные учреждения также предоставляют дополнительные платные образовательные услуги.

В системе коммерциализации общего образования мы выявили следующие тенденции.

В РФ за 2000-2011 гг. число негосударственных общеобразовательных учреждений выросло число таких школ выросло на 8 % (с 635 до 687), в том числе в Уральском ФО - на 63 %, Центральном ФО - на 26 %, Приволжском - на 23,5 %, Сибирском - на 4 %. Например, во Владимирской области число негосударственных общеобразовательных учреждений выросло в 2 раза (с 5 до 10), в Костромской области - сократилось в 2 раза (с 4 до 2). В Ивановской области действует 9 негосударственных учреждений, реализующих программы общего образования (лицеи, конфессиональные школы) (в 2000 г. было 4). Все они имеют лицензию и государственную аккредитацию. Образовательные услуги, предоставляемые негосударственными учебными заведениями, востребованы населением.

Доля обучающихся в негосударственных общеобразовательных учреждениях растет во всех федеральных округах (в целом по России - более чем в 2 раза), особенно заметно она выросла в Уральском - в 3,9 раза, Сибирском - в 2,5 раза, Центральном ФО - в 2,3 раза. Но в

10

Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика

целом доля обучаемых в негосударственных общеобразовательных учреждениях невелика: в целом по России 0,62 % к общему числу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в Центральном ФО - 1,13 %, Уральском ФО - 0,66 %, Сибирском ФО - 0,5 % (таблица 2).

Для большинства родителей обучение детей в негосударственной общеобразовательной школе недоступно из-за высокой оплаты (в Ивановской области - примерно 15 тыс. руб. в месяц (2 прожиточных минимума региона) плюс единовременный взнос при поступлении).

Таблица 2. Число общеобразовательных учреждений и численность обучающихся в них на начало года [10: 240-247]

Общеобразовательные учреждения в 2000/2001 г. Общеобразовательные учреждения в 2011/2012 г. Численность обучающихся в негос. общеобраз. учреждениях, в % к общему числу обучающихся в общеобраз. учреждениях, тыс. чел. (%)

всего в том числе негосударственные всего в том числе негосударственные 2000/2001 г. 2011/2012 г.

Российская Федерация 67063 635 47146 687 60,6 (.0,30) 83,5 (0,62)

Центральный ФО 15412 236 10758 298 22,3 (0,49) 35,3 (1,13)

Северо-Западный ФО 5116 98 3556 67 9,2 (0,50) 6,8 (0,58)

Южный ФО 5367 65 4077 53 6,5 (0,34) 7,2 (0,56)

СевероКавказский ФО 3230 17 3498 22 1,8 (0,15) 3,2 (0,29)

Приволжский ФО 18254 68 11501 84 7,6 (0,17) 9,1 (0,32)

Уральский ФО 5309 35 3526 57 3,0 (0,17) 8,0 (0,66)

Сибирский ФО 5309 72 7767 75 6,2 (0,20) 10,0 (0,50)

Дальневосточный ФО 3040 44 2463 31 3,9 (0,38) 3,9 (0,58)

Растет платный сектор среднего профессионального образования: в целом по России рост составил 2,12 раза, в 2011/2012 г. в негосударственных учреждениях СПО обучалось около 98 тыс. чел. Особенно заметно за 2000-2011 гг. данный сектор вырос в Центральном ФО - в 3,7 раза (27,2 тыс. обучающихся - около 6 %), Дальневосточном - в 4,1 раза (2,71 %). Вместе с тем наблюдалось снижение численности обучающихся в негосударственных учреждениях СПО в Уральском и Южном ФО, при этом в Уральском ФО снизилась также и доля обучающихся (с 2,3 до 1,8 %) (таблица 3).

11

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

Таблица 3. Число образовательных учреждений СПО и численность обучающихся в них на начало года [10: 270-279]

Образовательные учреждения в 2000/2001 г. Общеобразовательные учреждения в 2011/2012 г. Численность обучающихся в негос. образ. учреждениях, в % к общему числу обучающихся в образ. учреждениях, тыс. чел. (%)

всего в том числе негосударственные всего в том числе негосударственные 2000/2001 г. 2011/2012 г.

Российская Федерация 2703 114 2925 260 52,2 (2,21) 97,7 (4,69)

Центральный ФО 716 23 798 66 7,4 (1,31) 27,2 (5,79)

Северо-Западный ФО 242 8 252 18 2,6 (1,28) 4,9 (2,79)

Южный ФО 213 13 204 20 8,2 (3,61) 16,4 (7,53)

СевероКавказский ФО 100 5 133 29 1,1 (1,33) 6,2 (6,04)

Приволжский ФО 752 68 750 76 22,5 (3,82) 27,3 (5,43)

Уральский ФО 248 20 256 10 5,0 (2,30) 3,4 (1,79)

Сибирский ФО 408 14 410 33 4,7 (1,31) 9,5 (3,01)

Дальневосточный ФО 132 8 122 8 0,7 (0,60) 2,9 (2,71)

Растет платный сектор высшего профессионального образования. Стоимость обучения в учреждениях ВПО области ежегодно возрастает. Эта тенденция характерна как для государственных, так и для негосударственных учреждений. Цены на обучение в обследуемых регионах ниже, чем в столичных вузах и многих других регионах. При этом стоимость обучения на платных отделениях государственных вузов чаще всего превышает стоимость обучения в негосударственных.

Например, стоимость обучения в Ивановском государственном университете для абитуриентов 2013 г. на дневном отделении экономического факультета- 63,3 тыс. руб., заочном -

29 тыс. руб., на юридическом факультете на базе среднего образования - соответственно 70 и

30 тыс. руб., а заочная форма на базе высшего образования - 50 тыс. руб. В филиале МИУ в Иванове (г. Архангельск) в 2013-2014 г. стоимость обучения на экономическом факультете (1-5 курсы) составила 28 тыс. руб., на юридическом факультете (1-5 курсы) - 33 тыс. руб.

Развитие негосударственного высшего образования ориентировано в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование. Поэтому преимущество в них отдается заочной форме обучения. Наше исследование показало, что самым доступным в государственных вузах г. Иванова является обучение в Ивановском госуниверситете и Ивановской сельскохозяйственной академии. Самая высокая стоимость обучения -в Ивановской медицинской академии [11: 261-262].

К услугам репетиторов обращаются от 20,5 % абитуриентов (из семей, где у родителей нет высшего образования) до 58 % (у обоих родителей - высшее образование). Исследования показывают, что от 7 до 17 % первокурсников при подготовке к вступительным экзаменам прибегали к помощи репетитора из вуза, в который поступали, что требует больших ресурсов семьи [7].

Повышение качества образования невозможно без развития конкуренции. В этой связи для повышения качества образовательных услуг необходимо решить ряд следующих задач [9: 30-31]:

- развитие малого бизнеса (механизм аутсорсинга) в сфере обслуживания образовательного процесса (общественное питание, содержание зданий и др.);

12

Коммерциализация на рынке социальных услуг региона: факторы, динамика

- развитие семейных форм воспитания и обучения;

- развитие дистанционных форм обучения;

- внедрение новых финансово-хозяйственных механизмов в систему образования;

- развитие сети автономных образовательных учреждений;

- развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений;

- содействие развитию негосударственного сектора образовательных учреждений: частных детских садов, школ, центров дополнительного образования школьников и профессионального образования педагогов;

- перевод бюджетных образовательных учреждений в автономные;

- развитие электронных форм получения сведений о предоставляемых услугах, возможность получения услуг в электронном формате: запись в дошкольные образовательные учреждения, в 1 и 10 классы школ;

- повышение уровня открытости образовательных учреждений: регулярное обновление сайтов, размещение публичной отчетности о деятельности и нормативных актов учреждений, создание электронных паспортов;

- развитие форм дистанционного образования: расширение канала связи и пропускной способности Интернета, оснащение учреждений современной компьютерной техникой для организации дистанционного образования, подготовка «дистанционных учителей» и педагогов-тьюторов;

- грантовая поддержка лидеров образования: инновационных школ, лучших учителей, муниципальных программ развития дошкольного и дополнительного образования;

- развитие школ ступеней: при наличии нескольких классов в параллели создаются конкурентные условия для выбора профиля образования.

Важной задачей государственной политики в сфере финансов является стимулирование социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения на этой основе уровня и качества жизни населения и предоставляемых государственных / социальных услуг. По-прежнему актуальна задача снижения региональной дифференциации в этой области, повышение доступности и качества социальных услуг.

В настоящее время предусмотрен целый ряд инструментов по повышению доступности и качества социальных услуг - это приоритетные национальные проекты, государственные программы (в частности I блок «Новое качество жизни»), федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, в которой предусмотрен раздел по социальным инвестициям, др.

Необходимо и дальше наращивать инвестиции в социальную сферу экономики, прежде всего в бюджетную сферу (образование, здравоохранение культуру и др.). «Сырьевое богатство и обширные пространства в совокупности с высоким уровнем образования и уровнем притязаний не могут не создать соответствующей синергии развития» [4: 14]. «Социальная парадигма постиндустриального развития возможна только с помощью таких социальных групп, органическими характеристиками которых выступают: высокопрофессиональная подготовка, социальная активность и мобильность, психологическая выносливость, надежность в выполнении функциональных обязанностей» [1: 12].

Таким образом, успех экономического развития регионов и страны в целом в настоящее время требует создания диверсифицированного народнохозяйственного комплекса, интегрированного в систему межрегиональных и международных связей и обеспечивающего достойный уровень жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белошапкина, Е. М. Состояние и перспективы развития социальной политики государства [Текст] / Е. М. Белошапкина // Вестник Югорского государственного университета. -2012. - Вып. 4 (27). - С. 5-13.

13

А. Б. Берендеева, А. А. Малова

2. Берендеева, А. Б. Анализ финансирования образования, здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства: региональный аспект [Текст] / А. Б. Берендеева, О. Р. Андреева // Теоретическая экономика: науч. электр. эконом. журн. - 2011. - № 5. - С. 33-42.

3. Глинский, В. В. О типологии регионов России по уровню эффективности здравоохранения [Текст] / В. В. Глинский, О. В. Третьякова, Т. Б. Скрипкина // Вопросы статистики. -2013. - № 1. - С. 57-68.

4. Ивантер, В. В. Макроэкономическая динамика российской экономики в долгосрочной перспективе [Текст] / В. В. Ивантер, М. Ю. Ксенофонтов // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 6. - С. 14-34.

5. Ласточкина, М. А. Факторы удовлетворенности жизнью: оценка и эмпирический анализ / М. А. Ласточкина // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 5. - С. 132-140.

6. Луховская, О. К. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства: монография [Текст] / О. К. Луховская. - Тамбов : Тамбовский гос. ун-т, 2009.

7. Могильчак, Е. Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз [Текст] / Е. Л. Мо-гильчак // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 129-130.

8. О развитии системы дошкольного образования в Ивановской области на 20122015 годы: Доклад начальника Департамента образования Н. И. Бураковой на заседании Правительства Ивановской области 14.08.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ivanovoobl.ru/materials.aspx?part=734

9. Программа «Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://derit.ivanovoobl.ru/razvitie-oblasti/konkurencia/

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 // Стат. сб. [Текст] / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

11. Социальная сфера и доступность социальных благ в регионе: монография [Текст] /

О. Р. Андреева, А. Б. Берендеева, О. С. Берендеева, О. В. Гусева, И. А. Зайцева, Е. Е. Николаева, Н. А. Птицына, С. С. Толокнова; науч. ред. А. Б. Берендеева. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. - 488 с.

12. Стенограмма совещания в режиме видеоконференции о развитии системы дошкольного образования и обеспечении его доступности под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева 21 ноября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.educom.ru/ru/official/detail/?ID=46604

13. Стеркина, Р. Б. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс] / Р. Б. Стеркина. - Режим доступа : http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/hw-gosudarstvo/j0a.htm

14. Чубарова, Т. В. Перспективы реформы здравоохранения в России: необходимость новых подходов [Текст] / Т. В. Чубарова // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 5. - С. 75-85.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.