УДК 658:677
АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Кузнецова, О.А. Смирнова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Анализируется проблема доступности дошкольного образования в Ивановской области в период с 1990 по 2014 годы. Рассматриваются виды дошкольных образов а-тельных организаций. Представлены динамика числа дошкольных образовательных учреждений Ивановской области, динамика числа детей в дошкольных учреждениях, динамика охвата детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием в Ивановской области. Обоснована актуальность проблемы общедоступности дошкольного образования в Ивановской области, с учетом роста рождаемости и увеличения численности детей соответствующих возрастных групп. Приводятся результаты проекта модернизации системы дошкольного образования, который был направлен на ликвидацию очередности в детские сады. Обосновано применение методов экономико-математического моделирования для комплексного изучения регионального рынка услуг дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: дошкольное образование, рынок услуг, математическое моделирование, охват детей, Ивановская область.
Приоритетным направлением социального развития Ивановской области является обеспечение доступности дошкольного образования, с учетом значительного роста рождаемости. Важнейшими количественными показателями, характеризующими, по мнению авторов, ситуацию на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений являются:
- число дошкольных учреждений в рассматриваемой экономической системе;
- численность детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- численность детей в возрасте 1 - 7 лет [7].
Дошкольные образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения (ДОУ))- тип образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 года до 7 лет. К дошкольным образовательным организациям относятся:
детский сад - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразви-
вающей направленности;
детский сад для детей раннего возраста - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей;
детский сад для детей предшколь-ного (старшего дошкольного) возраста -
реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также, при необходимости, в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;
детский сад присмотра и оздоровления - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад компенсирующего вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
детский сад комбинированного вида - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразви-вающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое или физическое;
центр развития ребенка - детский сад - реализует основную общеобразова-
тельную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое и физическое [9].
Основным источником информации о численности ДОУ и числе детей в них являются статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Росстата РФ по Ивановской области. Информация из этих источников, если всесторонне и не позволяет охарактеризовать ситуацию с ДОУ (не отражает число частных ДОУ и численность детей в возрасте от 1 до 7 лет, занимающихся с гувернерами), то общую тенденцию на рынке ДОУ помогает проследить. Далее, будем считать, что дошкольные образовательные учреждения - это муниципальные учреждения, количественные данные по которым отражены в официальной статистике [6]. Согласно данным, регулярно публикуемым Ивановостат, число муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ивановской области, начиная с 1991 года устойчиво сокращалось (рис. 1). Если на конец 1990 года оно достигло 974, то к началу 2008 года снизилось до 401[2-5], к началу 2015 года до 379 [9].
Рис. 1. Динамика числа дошкольных образовательных учреждений Ивановской области на конец года
1990-2014 г.г.
Анализ ограничивается 2014 годом, так как на момент написания статьи официальная статистическая отчетность за 2015-2016 г.г. не была опубликована.
Ситуация с числом дошкольных образовательных учреждений в Ивановской области мало отличается от ситуации, сложившейся в целом по стране. В период с 1991 по 2000 годы происходило также снижение рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости по Ивановской области снизился с 1,720 в 1990 году до 1,045 в 2000 году). Сокращение количества дошкольных учреждений в условиях снижения рождаемости само по себе не является негативным процессом, если оно осуществляется в рамках программы реструктурирования и оптимизации сети ДОУ. К сожалению, в большинстве регионов (Ивановская область не исключение) и даже федеральных округов сокращение ДОУ в период с 1990 по 2000 годы носило массовый неконтролируемый характер и привело к значительному снижению доступности дошкольного образования.
Несколько иначе изменялось число воспитанников дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. В 1990 году оно составило 82,8 тысяч
человек. К концу 1990-х годов оно снизилось более чем вдвое, составив 37,6 тысяч человек в 1999 году [2,3]. Начиная с 2002 года число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, стало понемногу возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 41,9 тысяч человек, или почти на 16% [4,5] и до 50,3 тысяч человек к началу 2015 г. [9] (рис. 2). Совместная динамика числа дошкольных образовательных учреждений Ивановской области и числа детей, посе-шдющих ДОУ в 1990-2014 г.г., представлена на рис. 3.
Неудивительно, что на фоне продолжающегося сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и роста числа родившихся, стало быстро увеличиваться число детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, то есть спрос стал превышать предложение. Спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений обусловлен не только ростом рождаемости и увеличением численности соответствующих возрастных групп, но и степенью охвата этих контингентов дошкольным образованием, представленным дошкольными образовательными учреждениями.
Рис. 2. Динамика числа детей в дошкольных учреждениях Ивановской области на конец года
1990-2014 г.г.
Рис. 3. Динамика числа дошкольных образовательных учреждений Ивановской области и числа детей, посещающих ДОУ на конец года 1990 -2014 г.г.
Охват детей дошкольными учреждениями - отношение числа детей, посещающих дошкольные учреждения, к общему числу детей в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на число детей, обучающихся в школе, в 1980-е годы составлял в Ивановской области 100%. Это объясняется тем, что социальная политика областного руководства многие годы имела выраженную «женскую направленность»: моноиндустриальная текстильная промышленность, использующая высокоинтенсивный (в три смены) труд женщин (94% женщин было занято в производственной сфере), для дальнейшего экстенсивного
развития требовала максимального «огосударствления» семейно-хозяйсвенно-воспитательных обязанностей женщин. Область занимала первое место среди регионов по обеспеченности детей местами в детских садах и яслях, входила в первую пятерку регионов по обеспеченности специализированной медпомощью беременных женщин и рожениц [1]. В 19971999 годы показатель охвата детей дошкольными учреждениями в Ивановской области снизился до 70% [3]. Затем значение этого показателя стало возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 75% [5], к началу 2015 года до 76.6% [9] (рис. 4).
Рис. 4. Динамика охвата детей в возрасте 1 -6 лет дошкольным образованием в Ивановской области на
конец года 2000-2014 г.г.
Несмотря на очевидный рост охвата детей дошкольным образованием проблема его общедоступности остается актуальной. Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования во многих субъектах Российской Федерации разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образов а-ния. Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Ивановская область не является исключением в решении проблемы доступности дошкольного образования. В Ивановской области, как и во всей стране, завершился трехлетний проект модернизации системы дошкольного образования, который был направлен на ликвидацию очередности в детские сады и предусматривал поддержку федерального бюджета на решение данной проблемы. Целью проекта было достижение к 2016 году полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение трех лет Ивановская область участвовала в проекте. В конце 90-х годов в области насчитывалось 507 детских садов. Несмотря на большое количество дошкольных учреждений, их посещало 36225 детей на 47000 мест, охват дошкольным образованием при этом составлял 70,8%. К 2007 году, в связи с демографической и экономической ситуацией, количество дошкольных учреждений в области сократилось до 353, при этом 85 зданий ведомственных детских садов были проданы, около 60 стали использоваться не по назначению. К началу реализации проекта модернизации в 2013 году количество детских садов составляло 378 учреждений. Для выполнения ука-
за Президента России о ликвидации очереди детей от 3 до 7 лет в области необходимо было создать более 4000 мест. В настоящее время (начало 2016 г.) дошкольное образование в регионе получают 52270 детей, а охват детей дошкольным образованием с учетом вариативных форм составляет 86%, что выше среднероссийского показателя. Сегодня система дошкольного образования Ивановской области включает в себя 447 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, из них: 379 муниципальных детских садов; 59 дошкольных групп при общеобразовательных школах; 3 образовательные организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад); 6 частных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.
В системе дошкольного образования региона 2013-2015 годы стали прорывными. Все три года на создание новых мест для дошкольников область получала финансовую поддержку из федерального бюджета (это около 1 млрд. рублей). Со своей стороны регион обеспечивал софинансирование проводимых мероприятий, а также предпринимал меры по повышению заработной платы воспитателей детских садов. Затраты области на выполнение этих обязательств за 3 года составили более 1,7 млрд. рублей. За три года участия в проекте в регионе введено 4767 новых мест для дошкольников. Сегодня дошкольные организации посе-шают более 52 тыс. детей, три года назад их было около 47 тыс. человек, а в начале 2000-х - менее 40 тыс. человек. Самые крупные мероприятия проекта модернизации дошкольного образования - это строительство 4 новых детских садов в городе Иванове, а также детских садов -новостроек в Ивановском и Гаврилово-Посадском районах, а также реконструкция 6 детских садов в Иванове, Кинешме, Фурмановском, Лежневском и Пестяков-
ском районах. 4 здания приобретены под детские сады в Родниках, Шуе, Кохме, Шуйском районе. Самым низкозатратным способом создания новых мест были мероприятия по капитальному ремонту и перепрофилированию имевшихся в детских садах помещений, стоимость создания одного места в детском саду при этом составляла от 60 тыс. рублей до 250 тыс. рублей, в то время, как стоимость при строительстве и реконструкции зданий - более 750 тыс. рублей, 128 мест, в рамках проекта модернизации дошкольного образования, созданы в негосударственном секторе. Дополнительным ресурсом в открытии новых мест для дошкольников стали различные вариативные формы дошкольного образования, среди которых самой востребованной остается группа кратковременного пребывания. Ивановская область досрочно выполнила указ Президента Российской Федерации, обеспечив уже в 2014 году 100% доступность дошкольного образования для всех детей от 3 до 7 лет, желающих посещать дошкольные учреждения. По данному показателю Ивановская область сегодня входит в число 10 регионов-отличников наряду с Волгоградской, Кировской, Липецкой, Псковской, Рязанской областями и рядом других субъектов Российской Федерации. Одновременно в регионе удалось снизить в целом очередность детей в дошкольные учреждения. Если в 2013 году очередь среди детей от года до 3-х лет составляла 5902 ребенка, то в настоящее время, по данным электронной очереди, она составляет 2803 человека (это минус 45%). Следует отметить, что в 13 муниципальных образованиях области полностью отсутствует очередь в детские сады детей до 3-х лет (в городских округах Кохма и Тейково, Верхнеландеховском, Ильинском, Комсомольском, Лежневском, Лухском, Палехском, Пестяковском, Приволжском, Шуйском, Южском и Юрьевецком муниципальных районах) [8 ].
Однако, учитывая увеличение рождаемости в регионе, задача по увеличению мест для детей раннего возраста остается актуальной. В связи с этим целесообразно комплексное изучение регионального рынка ДОУ, который относится к классу сложных вероятностных динамических систем, многофакторным по источникам финансирования и инвестиций. Основным методом исследования подобных систем является метод моделирования, то есть способ теоретического и практического действия, направленного на разработку и использование моделей. Рынок услуг ДОУ как объект экономико-математического моделирования достаточно сложен и разнообразен. Круг конкретных проблем в области изучения рынка ДОУ очень широк (проблема очередности на место в детский сад; недостаточное финансирование и, как следствие, плохая материально-техническая база дошкольных учреждений; недостаточное кадровое обеспечение и т. д.). Соответственно формулировка задач и конкретизация процессов развития рынка ДОУ, являющихся объектами моделирования, определяют специфику применяемых в исследовании методов.
В случае исследования закономерностей и взаимосвязей на основе статистических данных, относящихся к процессам рынка ДОУ и позволяющих описывать явления в данной области с количественной стороны, используются методы эконометрики, в первую очередь модели и методы регрессионного анализа, анализа временных рядов, а также сплайн-аппроксимационных моделей, которые дают возможность обрабатывать эмпирические данные в реальном масштабе времени. Кроме того, применение сплайн-технологий к моделированию динамики рынка ДОУ позволит уловить микротренды, прогнозировать показатели за пределами краткосрочного периода. Такой комплекс мер изучения рассматриваемой проблемы позволит разработать
рекомендации для Ивановской области, по обеспечению доступности дошкольного образования, и поможет в решении вопросов сбалансированности элементов государственного регулирования и рыночных механизмов, в формировании финансово-экономического механизма системы дошкольного муниципального образования, а также инвестиционной привлекательности объектов ДОУ для вложения средств внешних инвесторов
[7].
*Статья подготовлена по материалам исследований, поддержаннъх грантом РФФИ № 15-46-03180.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаев М.Б., Ильченко А.Н. Трудовая миграция в регионе: модели анализа и прогнозирования. М.: Финансы и статистика, 2004. 200 с.
2. Ивановская область в 1996 году. Статистический сборник. Иваново: Облкомстат, 1997. 350 с.
3. Ивановская область в 2000 году. Статистиче-
ский сборник. Иваново: Облкомстат, 2001. 356 с.
4. Ивановская область в 2005 году. Статистический сборник. Иваново: Облкомстат, 2006. 465 с.
5. Ивановская область в 2007 году. Статистический сборник. Иваново: ТОФСГС по Ивановской области, 2008. 481 с.
6. Кузнецова С.В. Оценка социально -экономической ситуации на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2006. №2. С. 58-61.
7. Кузнецова С.В. Обеспеченность услугами дошкольного образования в Ивановской области // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2009. №4. С. 50-53.
8. Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 2 февраля 2016 года. Правительство Ивановской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: www.ivanovoobl.ru (дата обращения 17.10.2016).
9. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: www. ivanovo. gks .ru (дата обращения 01.10.2016).
Рукопись поступила в редакцию 19.10.2016.
THE ANALYSIS OF AVAILABILITY OF PRESCHOOL EDUCATION IN
THE IVANOVO AREA
S. Kuznetsova, O. Smirnova
The problem of availability of preschool education in the Ivanovo area during the period with 1990 for 2014 is analyzed. Kinds of the preschool educational organizations are considered. Dynamics of number of preschool educational institutions of the Ivanovo area, dynamics of number of children in preschool institutions, dynamics of coverage of children at the age of 1-6 years by preschool education in the Ivanovo area are presented. The urgency of a problem of general availability of preschool education in the Ivanovo area taking into account growth of birth rate and increase in number of children of corresponding age groups is proved. Results of the project of modernization of system of preschool education, which has been directed on sequence liquidation to kindergartens are resulted. Application of methods of economic-mathematical modeling for complex studying of the regional market of services of preschool educational institutions is proved.
Key words: preschool education, the market of services, mathematical modeling, coverage of children, the Ivanovo area.