Научная статья на тему 'Управление инвестициями в дошкольное образование: прогнозирование спроса'

Управление инвестициями в дошкольное образование: прогнозирование спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ДОУ) / ПОТРЕБНОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕСТАХ В ДОУ / БЛОЧНАЯ МОДЕЛЬ / УРАВНЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ / СЦЕНАРНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION (PEI) / NEED FOR ADDITIONAL POSITIONS IN PEI / SECTIONAL MODEL / NEED EQUATION / SCRIPT FORECASTING / BUDGETARY EXPENSES / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Светлана Владимировна

Предлагается методика прогнозирования бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях Ивановской области, а также сценарное прогнозирование потребности и бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях г. Иваново на основе разработанной автором блочной многофакторной модели прогнозирования спроса на дошкольное образование в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE INVESTMENT IN PRESCHOOL EDUCATION: DEMAND FORECASTING

The author offers methods of forecasting of budgetary expenses on entering the additional positions in municipal preschool institutions of Ivanovo region, and script forecasting of needs and budgetary expenses on entering the additional positions in municipal preschool institutions in Ivanovo on the base of sectional multiple-factor model of the preschool education demand forecasting in the region developed by author.

Текст научной работы на тему «Управление инвестициями в дошкольное образование: прогнозирование спроса»

УДК 519.866: 378 (470.315)

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА

С.В. Кузнецова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Предлагается методика прогнозирования бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях Ивановской области, а также сценарное прогнозирование потребности и бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях г. Иваново на основе разработанной автором блочной многофакторной модели прогнозирования спроса на дошкольное образование в регионе.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), потребность в дополнительных местах в ДОУ, блочная модель, уравнение потребности, сценарное прогнозирование, бюджетные затраты, Ивановская область.

В изменившихся социально-экономических условиях последних лет назрела необходимость исследования проблемы доступности дошкольного образования. Данная проблема, обострившаяся в связи с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости, в последние годы является одной из острых социальных проблем во многих регионах Российской Федерации, актуальна она и для Ивановской области.

Автором разработана блочная модель для определения потребности региона в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и бюджетных инвестиций.

Постановка задачи исследования. Региональная система ДОУ характеризуется следующими показателями: количество

ДОУ, количество мест в ДОУ, количество детей в ДОУ, количество детей в возрасте 1-6 лет, количество вводимых ДОУ (мест в ДОУ), стоимость ввода одного места. Данные представлены временными рядами (годовые за 3-5 лет). Задача моделирования состоит в следующем: на перспективный период определить потребность региональной системы ДОУ в дополнительных местах и спрогнозировать бюджетные затраты региона на ввод этих мест с учетом всех факторов, оказывающих существенное влияние на определяемые показатели. В каждом цикле расчетного периода участ-

вует 3-летний отрезок ретроспективного временного ряда (по отношению к текущему) - это база прогнозирования, а также данные текущего года (отчетный период), на основе которых формируется прогноз (сценарий развития) на следующий год. Количество повторений цикла (итераций) определяется горизонтом планирования бюджетного финансирования (например, 3 года). Общая схема модели с блочной структурой приведена на рис. 1 [1].

Конкретизируем расчетные алгоритмы подмоделей (блоков): блок 1 - анализ сложившейся структуры рынка услуг дошкольного образования в регионе (сегментирование по потребителям и производителям) и общий прогноз потребности в местах с учетом демографической тенденции;

блок 2 - анализ и прогноз потребности (че-ловеко-мест) в сегменте муниципальных дошкольных учреждений с учетом индекса обеспеченности;

блок 3 - анализ бюджетных процессов в части финансирования ДОУ за три года и прогноз потребности финансирования увеличения количества ДОУ (человеко-мест) на следующий год.

Последний блок указывает, что весь расчет (со сдвигом на один год) повторяется снова на данных 3-летнего ретроспективного периода. Для простоты в схеме опущен блок контроля за общим количеством итераций (циклов).

Рис. 1. Общая схема динамической модели спроса на услуги ДОУ

Математическая формализация первого блока модели.

Уравнение потребности в дополнительных местах в ДОУ на начало учебного года 1 будет иметь рекуррентный вид:

ПгВДм,

где П; - потребность в дополнительных местах в ДОУ на начало года N1 - прогнозное необходимое количество мест в ДОУ в году

Б;-! - прогнозное количество мест в ДОУ в 1-1 году, с учетом количества вводимых мест в 1-1 учебном году (Ум).

На каждой итерации в расчете участвуют данные за 2 года (факт+прогноз).

Результатом реализации первого блока модели будет прогноз Ц - потребности в дополнительных местах в ДОУ на начало года 1 (по всем видам ДОУ, для полного охвата детей услугами дошкольного образования).

Математическая интерпретация второго блока модели.

Уравнение потребности в дополнительных местах в муниципальных ДОУ на начало учебного года 1 будет иметь вид: П*= П;*КШ, где П; - потребность в дополнительных местах в муниципальных ДОУ на начало года 1,

П; - потребность в дополнительных местах в ДОУ на начало года 1 (определяется по результатам первого блока модели),

КБ! - региональный коэффициент, учитывающий экспертные оценки (сегментацию рынка):

-количества детей, посещающих частные ДОУ (Н;),

- количества детей, получающих дошкольные образовательные услуги на дому (Б;)

0,= Г,+Пь

где Г; - количество детей, обучающихся с родителями,

щ - количество детей, обучающихся с няней.

В этом блоке все данные относятся к одному году (плановый период).

Результатом реализации второго блока модели будет прогноз потребности в дополнительных местах в муниципальные ДОУ, а также разработка сценариев в случае изменения ситуации (сегментации) на рынке частных ДОУ.

Математическая интерпретация третьего блока модели.

Спрогнозировать бюджетные затраты на ввод дополнительных мест можно на основе уравнения:

^=П>С>КР1, где Ъх - бюджетные затраты на ввод дополнительных мест в ДОУ на начало года

П] - потребность в дополнительных местах в муниципальных ДОУ на начало года С; - стоимость ввода одного бюджетного места в ДОУ в году

КР1 - поправочный коэффициент, учитывающий инфляционные ожидания в году 1 и плановые бюджетные затраты на ДОУ в году 1 (региональный норматив финансирования ДОУ на планируемый период).

Рассмотрим реализацию третьего блока модели. Для прогнозирования бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях региона помимо потребности в дополнительных местах в муниципальных ДОУ, определяемых из второго блока модели, необходимо знать стоимость ввода одного дополнительного места в ДОУ.

Согласно данным Департамента образования Ивановской области, средняя стоимость строительства и ввода в эксплуатацию детского сада на 90 мест за 2008-2010 годы составляет 70 млн. руб., соответственно 778 тыс. рублей - средняя стоимость ввода одного места в дошкольном образовательном учреждении. Исходя из этих цен, результаты расчетов по третьему блоку модели показывают, что для ликвидации очереди в детские сады региона из местного бюджета необходимо выделить 15 млрд. рублей, то есть ввести в эксплуатацию к концу 2012 года 70 детских садов по 280 мест, что естественно не представляется возможным, ни в силу финансовых возможностей региона, ни в силу короткого временного промежутка, так как ввод мест, в данном случае, это не что иное как строительство новых детских садов.

Несмотря на «нереальные» (в силу указанных ограничений) результаты модельного эксперимента, они являются серьезной информацией к размышлению для региональных властей и отражают реальные масштабы проблемы с очередностью в детский сад.

Сценарное прогнозирование потребности и бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципаль-

ных дошкольных учреждениях г. Иваново.

Из проведенных автором расчетов можно сделать вывод, что наиболее остро проблема нехватки мест в ДОУ стоит в г. Иваново, а согласно данным Департамента образования Ивановской области большинство районов региона вообще не испытывают потребности в местах в ДОУ в силу низкой рождаемости в сельской местности (в поисках работы молодые семьи вынуждены переезжать в город). Поэтому возникает необходимость в сценарном прогнозировании потребности в местах и бюджетных затрат на ввод дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях г. Иваново.

Пессимистический сценарий.

1. Прогноз численности детей от 1 до 6 лет осуществляется по статистическим характеристикам динамики (на основе среднего темпа роста).

2. Предполагается, что все дети от 1 до 6 лет должны получить место в муниципальном детском саду.

3. Ввод дополнительных мест в дошкольных учреждениях города в 2010, 2011, 2012 годах не предусмотрен.

Результаты расчетов по данному сценарию представлены в таблице 2.

Как видим, по полученному прогнозу, пессимистический сценарий для г. Иваново отражает ситуацию, сложившуюся во всем регионе, то есть численность детей (по данному сценарию это все дети от 1 до 6 лет) значительно превышает число существующих мест в детских садах, что в свою очередь ведет к резкому дисбалансу спроса и предложения на рынке дошкольных учреждений города Иваново. Ситуацию также ухудшает отсутствие оптимального (удовлетворение потребности при обоснованных бюджетных расходах) плана ввода дополнительных мест в ДОУ, что в свою очередь ведет к ежегодному увеличению бюджетных расходов на ликвидацию очередности в детские сады города от 7 млрд. рублей (для полной ликвидации очереди) в

2010 году до 8 млрд. рублей в 2012 году. Как показывают расчеты, пессимистический сценарий приведет к еще большему ухудшению ситуации с обеспеченностью местами в ДОУ.

Оптимистический сценарий.

1. Прогноз численности детей от 1 до 6 лет осуществляется на основе экспоненциальной кривой.

2. Предполагается, что 70% детей в возрасте от 1 -6 лет должны получить место в муниципальном детском саду.

3. Предусмотрен ввод дополнительных мест в дошкольных учреждениях города в

2010, 2011, 2012 годах на уровне 560 мест в год (2 детских сада на 280 мест).

Результаты расчетов по данному сценарию представлены в таблице 3.

Таблица 2

Прогноз бюджетных затрат г. Иваново на удовлетворение потребности в местах в муниципальных ДОУ по пессимистическому сценарию

Численность детей 1-6 лет, чел. Планируемое число мест в ДОУ, единицы Потребность в дополнительных местах в ДОУ, единицы Бюджетные затраты на ввод дополнительных мест в ДОУ, тыс. руб.

ГОД 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012

о д о 00 іл 00 г~- <м <м 00 00

к 00 СП г~- г~- г~- 40 <м <м 00

оз г~- <м чо 00 <м г~- 40 о

Д іл чо 40 іл іл іл о о СП 00

К <м <м <м 40 сн

и г~- г~- 00

Таблица 3

Прогноз бюджетных затрат г. Иваново на удовлетворение потребности в местах в муниципальных ДОУ по оптимистическому сценарию

Численность детей Планируемое число Потребность в дополни- Бюджетные затраты на

1 -6 лет, чел. мест в ДОУ, единицы тельных местах в ДОУ, ввод дополнительных

единицы мест в ДОУ, тыс. руб.

год 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012

г. Иваново іл іл іл <м 40 г~- іл <м г~- іл <м СП 40 о г~- іл 40 г~- г~- 40 СП <м <м іл о 00 40 іл СП о 00 40 іл СП <м СП

Содержательно это означает, что если областной бюджет ежегодно (2010,

2011, 2012 г.г.) будет выделять 436 млн. рублей на инвестиции в строительство ДОУ, то по оптимистическому сценарию очередь в детские сады г. Иваново будет ликвидирована уже в 2012 году.

Наиболее реалистический сценарий.

1. Прогноз численности детей от 1 до 6 лет осуществляется на основе экспоненциальной кривой.

2. Предполагается, что 85% детей в возрасте от 1-6 лет должны получить место в муниципальном детском саду.

3. Предусмотрен ввод дополнительных мест в дошкольных учреждениях города в 2010 на уровне 354 места, в 2011 году 450 мест, в 2012 году 560 мест.

Результаты расчетов по данному сценарию представлены в таблице 4.

Таблица 4

Прогноз бюджетных затрат г. Иваново на удовлетворение потребности в местах в муниципальных ДОУ по наиболее реалистическому сценарию

Численность детей 1 -6 лет, чел. Планируемое число мест в ДОУ, единицы Потребность в дополнительных местах в ДОУ, единицы Бюджетные затраты на ввод дополнительных мест в ДОУ, тыс. руб.

год 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012

г. Иваново 25554 25761 25971 16325 16775 17335 5396 5122 4740 275333 350000 435680

- вернуть городу здания детских садов, переданные ранее в аренду различным организациям, для профильного использования.

Таким образом, региональные власти могут выбрать один из предложенных сценариев, в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации на рынке услуг дошкольных образовательных учреждений.

* статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом Российского Фонда Фундаментальных исследований (09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА ¡.Кузнецова С.В., Ильченко А.Н. Многофакторная модель прогнозирования спроса на дошкольное образование в регионе.//Современные проблемы науки и образования. 2010. №2. С. 130-136.

неудовлетворенный спрос;

MANAGING THE INVESTMENT IN PRESCHOOL EDUCATION: DEMAND FORECASTING

S. Kuznetsova

The author offers methods of forecasting of budgetary expenses on entering the additional positions in municipal preschool institutions of Ivanovo region, and script forecasting of needs and budgetary expenses on entering the additional positions in municipal preschool institutions in Ivanovo on the base of sectional multiple-factor model of the preschool education demand forecasting in the region developed by author.

Keywords: preschool educational institution (PEI), need for additional positions in PEI, sectional model, need equation, script forecasting, budgetary expenses, Ivanovo region.

В данном случае потребность в местах остается, необходимо еще 4740 дополнительных места или 17 садов на 280 мест. Для полной ликвидации очереди потребуется в 2012 году 4 млрд. рублей.

Также для ликвидации очереди региональные органы власти могут:

- привлечь средства инвесторов и, соответственно уменьшить расходы областного бюджета;

- на законодательном уровне изыскать возможности стимулировать бизнес (крупные предприятия города) к строительству ведомственных дошкольных образовательных учреждений;

- стимулировать женщин, имеющих детей дошкольного возраста, самостоятельно воспитывать детей до поступления в школу, то есть выплачивать мамам, вынужденным сидеть дома, компенсацию за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.