Научная статья на тему 'Развитие конкурентных отношений в сфере среднего общего образования'

Развитие конкурентных отношений в сфере среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Юлия Александровна

В статье исследованы основные особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования. Конкретизированы направления конкуренции, как соперничество образовательных учреждений за бюджетное финансирование, внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг, конкуренция с негосударственными образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентных отношений в сфере среднего общего образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

снизит риски в управлении денежными средствами. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О бухгалтерском учете".

2. Кринина М. Методы оценки платежеспособности предприятия / М. Кринина // Экономика и жизнь. - 2011.

3. Радченко М. Г., Хрусталева Е. Ю, «1С:Предприятие 8. Практическое пособие разработчика». - 2015.

4. Саченок Л.И., Проценко Т.И., «Особенности управления денежными потоками предприятия». - 2016.

© Саченок Л.И., Проценко Т.И., 2016

УДК 330

Сергиенко Юлия Александровна магистр ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

г. Ростов-на-Дону e-mail: sergienko_87@bk.ru

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье исследованы основные особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования. Конкретизированы направления конкуренции, как соперничество образовательных учреждений за бюджетное финансирование, внебюджетные средства, получаемые от оказания дополнительных платных образовательных услуг, конкуренция с негосударственными образовательными учреждениями.

Ключевые слова

Конкуренция, среднее общее образование, бюджетные и внебюджетные средства, негосударственные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.

В условиях реформирования российского образования в соответствии с новыми социальными, политическими и экономическими тенденциями, важнейшим является переход к системе «образование через всю жизнь», возможности вариативности образования, его практической ориентации и информатизации. Решение этих задач нашло свое отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, целью, которой является «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». «Цитата»[1, с. 3 ]

Поставленные проблемы, связанные с модернизацией среднего общего образования, формированием гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации, внедрением механизма прозрачного финансирования и стимулированием конкуренции учреждений среднего общего образования невозможно без разработки новой методологии управления деятельностью учреждений среднего общего образования.

Конкуренция (Competition) - это процесс взаимодействия и противоборства различных операторов рынка, собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия их производства и реализации потребителям. «Цитата»[2, с. 124]

Само понятие конкуренция в образовательной сфере среднего общего образования не так давно отсутствовало. Если даже было соперничество, оно не было так востребовано. Но становление демократического общества привело к соперничеству общеобразовательных учреждений. На современном

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

этапе нет острого дефицита в учебных учреждениях. Первостепенным для родителей и обучающихся становится не наличие учреждения, а его характеристика: качество образования, оснащенность и информатизация школы. Все это ставит школы в новые экономические условия, обязывает их ориентироваться на потребителя, учитывать его запросы. Широкое наличие общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), предоставление права родителям выбирать школу, заинтересованность школ в увеличении количества учеников из-за перехода к нормативно-подушевому финансированию вовлекает школы в конкурентные отношения.

Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере также связано с появлением негосударственных учебных заведений. На примере мировой практике можно сказать, что негосударственный сектор образования может обеспечить высокие результаты в образовании. Востребованности в частных школах в системе общеобразовательных учреждений подтверждается официальными статистическими показателями. На протяжении последних лет количество частных общеобразовательных учреждений колеблется от 703 до 826 с контингентом обучающихся от 95 до 100 тыс. человек. «Цитата» [3, с. 196]

Потребность в таких учреждениях значительно растет, так как в основном они используют более индивидуальный подход, реализуют современные лично-ориентированные методики.

Серьезным толчком для развития конкурентных отношений в сфере образования стала возможность оказывать дополнительные платные образовательные услуги. В условиях нехватки и ограниченности бюджетных средств это поможет привлечь дополнительные финансы для развития. Оказывая платные образовательные услуги, учреждения среднего общего образования вступают в предпринимательские отношения, т.е. становятся участниками конкуренции за дополнительное финансирование. Но для общеобразовательных учреждений организация работы по привлечению внебюджетных средств связана с огромным комплексом проблем и трудностей.

На практике директора изучив инструменты маркетинга в общеобразовательных учреждениях должны предложить потребителю необходимые ему образовательные услуги, даже те о которых ранее и не подозревали. Образовательные учреждения проектируют новые образовательные услуги на основе изучения особенностей и тенденций развития рынка; проводят в различных формах занятия по обучению родителей элементам потребительской культуры, разъясняя права родителей, возможности школы, способы предъявления заказа; разрабатывают соответствующие обучающие материалы; организовывают и проводят специальные мероприятия (день знаний, день открытых дверей, вечер встречи выпускников, встречи с родителями и учениками на классных часах, классных и школьных родительских собраниях) с участием партнеров школы и ее выпускников; публикуют открытые отчеты по итогам работы школы за год; обновляют интернет-сайты, которые содержат всю необходимую информацию и рекламу образовательных услуг школы.

В итоге конкурентные отношения в сфере среднего общего образования возникают между учреждениями среднего общего образования за бюджетное финансирование; учреждениями среднего общего образования и негосударственными учреждениями за учеников; учреждениями среднего общего образования и учреждениями дополнительного образования за внебюджетные средства.

Развитие конкурентных отношений в образовательной сфере обусловливает необходимость поиска образовательным учреждением источников повышения своей конкурентоспособности, что должно повысить качество образовательных услуг и в соответствии повысить уровень образования.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

2. Толковый словарь маркетинговых терминов под редакцией С. Корчанова http://www.mraketmg.m/dict/dict.php?ss=302&tp=N

3. Российский статистический ежегодник. Москва 2015 http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from

© Сергиенко Ю.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.