УДК 37:338.46
РЫНОК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
Дубаневич кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Людмила и управления, Московский институт экономики, политики и права
Эдуардовна (115184, Россия, г. Москва, Климентовский пер., д. 1/18, стр. 1).
E-mail: [email protected]
Геммерлинг соискатель кафедры экономики и управления, Татьяна Московский институт экономики, политики и права
Викторовна (115184, Россия, г. Москва, Климентовский пер., д. 1/18, стр.1).
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены особенности развития рынка образовательных услуг по направлению общее образование, проанализированы современные тенденции его развития. В качестве критериев исследования приняты количественные и качественные показатели, такие как количество общеобразовательных учреждений, число учащихся, рейтинг школ, объём финансирования, заработанная плата педагогов. Для проведения анализа использована информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований.
Ключевые слова: общеобразовательные услуги, рынок общеобразовательных услуг, характеристика рынка общеобразовательных услуг, общеобразовательные учреждения.
Рынок образовательных услуг отражает процесс маркетизации образования, включающий в рыночный оборот естественную сферу ресурсов, связанную с формированием рабочей силы. Он формируется как спросом на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм, государства), так и их предложением, которое осуществляется образовательными и иными учреждениями, образующими в отраслевой структуре национального хозяйства отрасль «образование» [2, с. 145; 4, с. 25]
Рассмотрим особенности развития рынка образовательных услуг по направлению общее образование.
Рынок общеобразовательных услуг в России имеет свои особенности. В Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 году [1] были приведены следующие данные. Система образования Российской Федерации охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 6,8 млн. дошкольников, 14 млн. школьников, 2,6 млн. студентов профессионального образования и 5,2 млн. студентов в высшем образовании, которые обучаются в почти 100 тыс. образовательных организациях (около 40% расположено в сельской местности). В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5,1 млн. работников, в том числе около 3 млн. педагогических работников.
В сфере образования в Российской Федерации созданы условия, в которых государственные образовательные учреждения имеют большую поддержку как в регулировании, так и в финансировании, при этом частным учебным заведениям приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства, нечеткая нормативная база в сфере частного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации.
В настоящее время, как отмечается в исследованиях российских ученых, возникла необходимость в изучении тенденций развития рыночных отношений в сфере образования, между образова-
тельным учреждением и основными социальными группами, заинтересованными в его деятельности и решении возникающих проблем [5]. Высокоразвитый эффективный рынок образовательных услуг является одним из главных признаков цивилизованной, индустриально развитой страны. [3, с. 354]
Для исследования «количественных характеристик» рынка общеобразовательных услуг Российской Федерации за последние 5 лет будем использовать данные Федеральной службы государственной статистики, публикуемые на сайте ведомства в виде статистических ежегодников [6], и Минобрнауки России.
В среднем по России государственных образовательных учреждений на 97% больше, чем частных: 41906 государственных и 781 частных организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность в 2015 году.
Наглядной иллюстрацией динамики числа общеобразовательных учреждений Российской Федерации является гистограмма на рис. 1.
49,5
50
48 ■ 41Д
■ Н ■ Н В
145,7
I I Í
i
2010 2011 2012 2013 2014 2015
ы общеобразовательные организации
Рис. 1. Число общеобразовательных организаций, тыс. ед. [6]
За последние 5 лет наблюдается тенденция по снижению количества общеобразовательных организаций в большинстве субъектов Российской Федерации, что связано с процессом реорганизации и созданием крупных образовательных центров, реализующих все уровни образования (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование). Так, количество дошкольных организаций в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2010 годом на 9% (3,8 тыс.); школьных образовательных организаций - на 15% (6,8 тыс.).
Созданные образовательные центры позволяют расширить спектр образовательных программ, реализуемых соответствующими образовательными организациями, включая дополнительные образовательные программы, и обеспечить гибкие образовательные траектории для учащихся. За период с 2014 по 2015 год на 7,4% увеличилось число школ, оказывающих дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.
Динамика численности детей в общеобразовательных организациях является гистограмма на рис. 2.
15000 14500 14000
13500 1ЯЯ1Я
1ЯПП0
14596
14192
-Г Я
_ I I М
2010 2011 2012 2013 2014 2015
■ общеобразовательные организации
Рис. 2. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях,
тыс. чел. [6]
133 ±о
I I
В общеобразовательных школах численность детей за период с 2010 по 2014 год возросла. Важную роль в этом процессе играет возрастная структура, а также создание условий для успешного роста и развития детей. В целом за период с 2013 по 2014 год численность обучающихся в общеобразовательных организациях увеличилась на 3,9 % (544 тыс. чел.) и составила 14 192 тыс. учеников. Охват детей и подростков образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2010 году составил 98,5%, а в 2014 году - 100,8%.
В 2014 году дошкольные и общеобразовательные школы посещало 21005700 человек. Такое количество детей в Российской Федерации должно быть обеспечено на рынке образовательных услуг качественным образованием.
Для определения качества предоставляемых образовательных услуг в Российской Федерации, будем использовать результаты оценки образовательных учреждений во всероссийских, международных образовательных исследованиях и рейтингах.
Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» и «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил список «Лучшие школы России». При составлении списка лучших школ 2015-2016 учебного года учитывались результаты основного государственного экзамена, а также результаты регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.
ТОП-10 лучших школ Российской Федерации в 2015-2016 учебном году состоит из школ, перечисленных в таблице 1.
Таблица 1
ТОП-10 лучших школ Российской Федерации в 2015-2016 учебном году [7]
Место Регион Название учреждения Населенный пункт
1 г. Санкт-Петербург ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» г. Санкт-Петербург
2 Республика Мордовия ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей» г. Саранск
3 г. Москва ГБОУ «Школа № 1329» г. Москва
4 г. Москва Специализированный учебно-научный центр (факультет) - школа-интернат им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва
5 г. Москва ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа» г. Москва
6 г. Москва ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» (СОШ № 179) г. Москва
7 г. Москва ГБОУ Лицей № 1535 г. Москва
8 г. Москва ГБОУ Школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал» г. Москва
9 г. Москва ГБОУ «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543» г. Москва
10 г. Москва Лицей НИУ «Высшая школа экономики» г. Москва
Одной из задач рейтинга является выявить лучшие практики школ по профильным направлениям и помочь внедрить накопленный опыт в других школах.
Среди школ, ставших лидерами в рейтинге, наибольшую часть занимают школы Москвы. Столица является направляющим ориентиром для школ регионов. Такая позиция объясняется обеспеченностью высококвалифицированными кадрами, наличием развитой материально-технической базы, быстрым реагированием на новые стандарты и требования сферы образования.
Россия ежегодно принимает участие в международных сравнительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS и PISA. Мониторинги оценивают разные достижения школьников определенного возраста один раз в три года среди учащихся из 65 стран мира. PIRLS изучает навыки чтения в младших классах. TIMSs и PISA исследуются математические, читательские и естественнонаучные компетенции подростков. TIMSS исследует знания, полученные в рамках школьной программы, а PISA оценивает умение применять эти знания во внеучебных ситуациях. В 2012 году Россия заняла 34 место по математической грамотности, 42 место - по читательской и 37 место - по естественнонаучной, улучшив свои позиции по сравнению с 2009 годом [8].
Анализируя качество российского рынка образовательных услуг как конкурентного среди мировых образовательных систем, можно сделать вывод о недостаточно высоких рейтинговых местах на данном этапе времени, но при этом государство РФ проводит ряд важнейших преобразований, которые помогут постепенно улучшить позиции высших учебных заведений в мировых рейтингах.
Следующим критерием для анализа является финансирование образования. По отношению к объему ВВП расходы раздела «Образование» федерального бюджета составляют в 2016 году 0,7%. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом (4,1%) уменьшилась и составит 3,6%. Бюджетные ассигнования в 2016 году по разделу «Образование» запланированы в объеме 578 654,0 млн. рублей. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года меньше на 53 381,3 млн. рублей, в том числе за счет уменьшения бюджетных ассигнований на ряд программ, завершивших свою реализацию.
На реализацию государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» с учетом внесенных изменений предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2014 год в объеме 458 939,0 млн. рублей. Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом внесенных изменений предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета на 2015 год - 422 903,1 млн. рублей, на 2016 год - 450 260,0 млн. рублей, на 2017 год - 474 608,3 млн. рублей.
Рынок образовательных услуг формируется не только заказчиками и потребителями образовательных услуг, но и лицами, осуществляющими непосредственную работу по предоставлению этих услуг. В Российской Федерации, по данным Росстата, в 2014 г. в общеобразовательных учреждениях число педагогических работников составляло 1067 тыс. чел.
Для повышения престижности педагогической профессии, как основной при предоставлении образовательных услуг, политика государства направлена на совершенствование системы оплаты труда. Среднемесячная заработанная плата работников образования общеобразовательных учреждений в Российской Федерации в 2013 году составляла 29 038 руб., в 2014 г. - 31 535 руб., в 2015 г. - 35 745 руб.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования увеличилась в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигла целевого значения, установленного Программой совершенствования системы оплаты труда, равного 100% среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Повышение заработанной платы привело к увеличению интереса к профессии педагога в Российской Федерации, тем самым обеспечило приток на рынок образовательных услуг молодых педагогов [9]. За последние 2 года численность педагогов в возрасте от 25 до 35 лет увеличилась в большинстве российских регионах. Приемная кампания 2015 года также показала, что на педагогические направления подготовки стали поступать лучшие выпускники школ.
Таким образом, что рынок образовательных услуг в России находится на стадии формирования. За последние 5 лет численность детского населения, которое необходимо охватить образовательными услугами возросла, количество же образовательных организаций уменьшилось, что связано с процессом их реорганизации и созданием крупных образовательных центров, реализующих все уровни образования. Такие образовательные комплексы позволяют реализовать больший
спектр услуг [10]. Охват детей и подростков образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2014 году составил 100,8%, при этом охват школьников программами дополнительного образования в 2015 году составил около 64%.
В заключение можно сделать вывод о том, что c учетом специфики рынка и сильной зависимости от государства образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях. Бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника, а это значит, что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменить ассигнования, лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования.
Литература
1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 году // http://government.ru/info/20354/
2. Дубаневич Л. Э. Рынок труда и рынок образовательных услуг: проблемы взаимодействия // Проблемы и перспективы развития современной науки: экономика, психология и право: Материалы междунар. научно-практ.конф., Москва, 22-24 апреля 2014 г. Сб. статей. - Москва-Ярославль: Канцлер, 2014. С. 145-148.
3. Османов А. М, Эсетова А. М. Современные особенности и условия развития рынка образовательных услуг в России // Проблемы современной экономики. 2012. № 3(43). С. 354-358.
4. Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е, Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 25-32.
5. Стародубцева Л. В. Особенности формирования отечественного рынка образовательных услуг // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 05(17) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://naukarastudent. ru/17/2623/
6. Российский статистический ежегодник, 2015 г. / [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
7. РИА Новости / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ria.ru/sn_edu/20161005/1478479572.html
8. РИА Новости / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ria.ru/sn_edu/20131203/981498065.html
9. Филимонцева Е. М. Модернизация и новые условия в российском образовании // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 3. С. 170-175.
10. Филимонцева Е. М. Совершенствование управления системой образования / Монография. Ростов-на-Дону: Дониздат, 2016.
Dubanevich Lyudmila Eduardovna, Сandidate of economic sciences, Docent of Department of Economics and Management; Moscow Institute of Economy, Politics, and Law (1/18, p. 1, Klimentovsky Lane, Moscow, 115184, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Gemmerling Tatyana Viktorovna, Applicant of Department of Economics and Management; Moscow Institute of Economy, Politics, and Law (1/18, p. 1, Klimentovsky Lane, Moscow, 115184, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MARKET OF GENERAL EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA: FORMATION AND DEVELOPMENT
Abstract
The article considers features of development of the market of educational services in general education, analyzes the current trends of its development. As the criteria of the study quantitative and qualitative indicators are adopted, such as number of educational institutions, number of students, schools rating, funding, salaries of teachers. Information obtained in the framework of the Federal statistical observations, departmental monitoring and sociological research is used for the analysis.
Keywords: general educational services, market of educational services, the characteristics of the market of educational services, institutions of general education.