скФУ
УДК 34.342.7
М. С. Трофимов, А. В. Диреганова
ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАСШТАБНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Республика Абхазия и Республика Южная Осетия на сегодняшний день имеют особенный международно-правовой статус непризнанных большинством стран мира государств. При этом, Россия признала эти республики в качестве независимых государств и взяла их под свой протекторат.
Поддержка Российской Федерации в отношении Южной Осетии выражается, в том числе, в оказании помощи в модернизации системы образования.
Конституция Республики Южная Осетия гарантирует каждому человеку, проживающему на ее территории, право на получение дошкольного, общего и высшего образования вне зависимости от пола, расы, национальности. Законодательство Республики содержит ряд гарантий реализации этого права. Однако, фактическая ситуация с ре-
ализацией права на образование такова, что полное удовлетворение этого права невозможно без завершения процесса реформирования и модернизации всей системы образования.
В Российской Федерации с 2012 г. идет реформа образования, связанная, в том числе, с совершенствованием организационной структуры образовательного комплекса страны. Аналогичные процессы были запущены в признанных Россией в 2008 г. в Республике Южная Осетия. При этом, протекающие процессы, проблемы в сфере образования и способы их решения сходны для субъектов Российской Федерации и Южной Осетии.
Ключевые слова: образование, система образования, право на образование, реформа образования, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия.
M. S. Trof¡mov, A. V. Direganova
LEGAL ASSIGNMENT OF THE RIGHT TO EDUCATION IN SOUTH OSSETIA AND TECHNICAL CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF LARGE-SCALE REFORM
The Republic of Abkhazia and Republic of South Ossetia currently have a special international legal status of the states unrecognized by most countries of the world. At the same time, Russia recognized the republics as independent states, and took them under its protectorate.
The support of South Ossetia by the Russian Federation is actualized in the assistance in the modernizing the education system.
The Constitution of the Republic of South Ossetia guarantees every person living in its territory the right to receive preschool, general and higher education regardless of sex, race and nationality. The legislation of the Republic contains a number of guarantees of realisation of this right. However, the actual situation with the right to education is such that its
complete implementation is impossible without completion of the reform and modernization process of the entire education system.
Since 2012 the Russian Federation has been realizing the reform of education connected with the improvement of the organizational structure of the educational complex. Similar processes were launched in the Republic of South Ossetia which was recognized by Russia in 2008. At the same time, the processes, the problems in education and the ways of their solution are similar in the subjects of the Russian Federation and South Ossetia.
Key words: education, education system, right to education, education reform, the Republic of Abkhazia and the Republic of South Ossetia.
В 2008 г. Российская Федерация первой из стран мира признала в качестве независимых
государств Республику Абхазия и Республику Южная Осетия. Фактически Россия взяла на
себя ответственность перед населением этих Республики и перед мировым сообществом за их успешное социально-экономическое развитие.
Запущенные в Абхазии и Южной Осетии в начале 2010-х гг. реформы охватывают все сфере общественной и государственной жизни: меняется законодательство, экономика, деятельность органов государственной власти.
Примерно с этого же периода в Республике Южная Осетия началась длящаяся в настоящее время реформа системы образования.
Правовые реформы в системе образования всегда были и будут обусловлены политическими и экономическими целями государства [9, с. 22]. А современная Южная Осетия тяготеет к России и, возможно, в будущем станет одним из субъектов Российской Федерации.
Кстати, до распада СССР, в 1980 годах, в Южной Осетии существовала развитая и успешная советская система образования. «В Юго-Осетинском государственном педагогическом институте и в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте работали 8 докторов наук, более 70 кандидатов наук, а всего научных работников - более 170, что для автономной области с численностью менее 100 000 человек следует признать высоким показателем. Отметим, что южных осетин всегда отличала сильная тяга к образованию, и в последние десятилетия существования СССР она проявилась в полной мере» [2; с. 119-120].
После провозглашения независимости Грузии (1991 г.) произошли межнациональные столкновения, в ходе которых было сожжено около 70 школ. При этом, в середине 1990-х гг. работали свыше 20 дошкольных учреждений (главным образом в Цхинвали), свыше 120 общеобразовательных школ (свыше 20 тыс. учащихся), в том числе около 80 осетинских, с преподаванием в старших классах на русском языке и углублённым изучением родного языка и культуры. На базе педагогического института образован университет (1993 г.). Открылся лицей осетинского искусства. Появились негосударственные общеобразовательные школы. Среди детских досуговых учреждений музыкальная, художественная и спортивная школы, дом детского творчества [9, с. 37].
Касаясь правовой основы взаимоотношений между Российской Федерацией и Южной Осетией в сфере образования, отметим следующие основополагающие правовые акты.
26 августа 2008 г. Указом Президента Российской Федерации № 1261 Россия признала в качестве независимого государства Республику Южная Осетия [11].
18 марта 2015 г. между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия был подписан Договор о союзничестве и интеграции [3], заменивший Договор о дружбе 2008 г. и положивший начало современному этапу международно-правовых отношений между двумя государствами.
В соответствии со ст.10 Договора о союзничестве и интеграции Российская Федерация оказывает Республике Южная Осетия содействие в области науки и образования, способствует повышению качества образования.
Соответственно, и государственная политика Южной Осетии в сфере образования также оказалась пол серьезным влиянием России.
Действующее в настоящее время законодательство Республики Южная Осетия закрепляет и гарантирует гражданам право на образование.
Согласно ст. 18 Конституции РЮО в Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Ст. 28 Конституции РЮО звучит следующим образом: «1. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионально-технического и высшего образования в государственных образовательных учреждениях.
3. Каждый имеет право на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное и высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. В Республике Южная Осетия поддерживаются различные формы образования и самообразования».
29 января 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия «О применении аналогии Законов России на территории Республики Южная Осетия», в котором говорится следующее: «В связи с возникшим дефицитом законодательных актов, регулирующих отношения в сфере различных норм права и впредь до введения в действие Законов республики Южная Осетия Верховный Совет Республики Южная Осетия постановляет: 1. Правоохранительным
органам, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам Республики Южная Осетия применять на практике нормы права России, за исключением законодательных актов, определяющих порядок и размеры финансирования».
Соответственно, процесс образования в Республике Южная Осетия, в правовом смысле, основан на законодательстве Южной Осетии и, частично, на законодательстве Российской Федерации. Такое положение, в том числе, обусловило и схожесть проблем, существующих в сфере образования Южной Осетии и России.
В апреле 2017 г. в Южной Осетии был принят новый закон «Об образовании», заменивший закон 2008 г.
В ст. 5 нового закона Республики Южная Осетия «Об образовании» сказано:
«1. В Республике Южная Осетия гарантируется право каждого человека на образование. (...)
4. (...) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания органами государственной власти, местными органами государственной власти соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни» [4].
В той же статье сказано, что «в целях реализации права каждого человека на образование органами государственной власти и местными органами государственной власти:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством в период получения ими образования» [4].
Таким образом, современная государственная политика Республики Южная Осетия в области образования основывается на приоритете конституционного права каждого на образование, ориентируется на опыт и поддержку Российской Федерации и уже имеет необходимую правую базу для проведения реформы образования на основе нового законодательства.
Российской Федерацией и Южной Осетией совместно была разработана и принята Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия за период с 2008 по 2016 г.
На ее основе и в целях способствования повышению эффективности процессов преобразования в Республике в 2015 г. был подписан План модернизации сети дошкольного и общего образования Республики Южная Осетия.
В рамках модернизации были поставлены задачи по повышению качества и доступности образовательных услуг в Республике, обеспечению устойчивого развития сети образовательных учреждений, рациональному использованию свободных площадей зданий образовательных учреждений и кадрового потенциала системы образования, выявлению резервов имущественного комплекса образования.
Также модернизации предполагает поэтапное создание базовых образовательных учреждений, стажировочных площадок, создание образовательных учреждений типа «школа-детский сад», организацию классов-комплектов в малокомплектных сельских школах и другие мероприятия, направленные на создание условий для соответствия образовательных учреждений Республики современным требованиям.
Финансирование модернизации сети дошкольного и общего образования Республики Южная Осетия осуществляется из бюджета Российской Федерации.
По состоянию на 2015 г., как следует из информации из Государственной программы Республики Южная Осетия «Развитие образования и науки» на 2013-2017 гг., образовательный комплекс Республики включал 87 образовательных учреждений (школьное образование было представлено 52 образовательными учреждениями; дошкольное образование было представлено 25 дошкольными образовательными учреждениями).
По состоянию на 1 сентября 2017 г. в Республике Южная Осетия численность детей в возрасте от 0 до 18 лет составляет 12 266, (от 0 до
7 лет - 5528 детей, от 7 до 18 лет 6738).
Из них:
- дети в возрасте от 0 до 1,5 лет - 798;
- посещают дошкольные образовательные организации от 1,5 до 7 лет - 3165 детей;
- не посещают дошкольные образовательные организации от 1,5 до 7 лет - 1565 детей (для сравнения: в 2015 г. - 2065);
- учащиеся школ - 5998;
- учащиеся средне-специальных образовательных организаций - 740.
По данным статистики количество детей на 1 сентября 2017 г. по сравнению с 1 июня 2015 г. увеличилось на 36 %.
В рамках мероприятий Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Республики Южная Осетия за период с 2008 по 2016 год было восстановлено 15 детских садов, 14 школ, пришкольный интернат в пос. Ленингор (реконструкция), Цхин-вальский многопрофильный колледж, Дворец детского творчества.
На туже дату государственная система общего образования Республики Южная Осетия включает 40 образовательных организаций, (до начала модернизации - 52 общеобразовательные организации), реализующих программы общего образования.
В том числе в:
г. Цхинвал - 12 общеобразовательных организаций;
Знаурском районе - 6 школ (до начала модернизации - 10 школ в 2014 - 2015 учебном году);
Дзауском районе - 7 школ, в том числе 1 школа-интернат (до начала модернизации
8 школ);
Цхинвальском районе - 7 школ (до начала модернизации 11школ);
Ленингорском районе - 8 школ (до начала модернизации - 11 школ в 2014-2015 учебном году).
Общее количество обучающихся в государ-ственныхобщеобразовательныхорганизациях-5654 ученика; в негосударственных общеобразовательных организациях обучается 327 человек (в 2014 г. соответственно: 5325 учеников и 302 ученика).
Средняя наполняемость класса в городе -19 человек, в поселках - 14 человек (в отдаленных приграничных селах - 4 человека).
В системе общего образования работает 1953 человека (2015 г. - 2008 человек), из них
1 235 педагогических работника, из которых 25 % имеют высшую квалификационную категорию, 34 % - первую квалификационную категорию. 96 % педагогов имеют высшее образование, остальные - среднее профессиональное образование.
Содержание на одного обучающегося в год составляет в Цхинвале (единственном городе Республики) - 71,76 тыс. руб., в сельской местности - 182,69 тыс. руб.
Средняя заработная плата педагогических работников в месяц составляет в городе -20,1 тыс. руб., в сельской местности - 15,8 тыс. руб. (в 2014 г. соответственно: 12,4 тыс. руб., в сельской местности - 14,5 тыс. руб.).
В городе Цхинвал в ветхом и аварийном состоянии находится 8,3 % школ, 8,3 % нуждаются в капитальном ремонте. В сельской местности Республики Южная Осетия в ветхом и аварийном состоянии - 7,8 % зданий; нуждаются в капитальном ремонте - 13 %.
Ключевыми проблемами общего образования остаются недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций учебным, учебно-производственным, технологическим и спортивным оборудованием, а также низкая доступность и качество образовательных услуг в отдаленных сельских поселениях, в том числе из-за недостатка квалифицированных кадров.
В определенном смысле, состояние образовательного комплекса Республики Южная Осетия можно сравнить с состоянием образовательного комплекса какого-либо из субъектов Российской Федерации, не относящегося к передовым в финансово-экономическом плане.
Как видно, вопросы финансирования образовательных организаций занимают важное место в компетенции муниципальных органов управления образованием.
Приведем некоторую статистику по субъектам Российской Федерации, находящимся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, основываясь на информации из открытых источников. Несмотря на то, что информация не совсем полная и относится в основном к 2014-2016 гг., на основе определенной корреляции, можно сделать выводы о состоянии и перспективах развития образовательных комплексов субъектов СКФО и Республики Южная Осетия.
Коротко давая историю вопроса, отметим, что в 2006 г., по данным Министерства образования Ставропольского края [12], средняя стоимость обучения одного ученика в крае составляла всего 9,5 тыс. рублей. Это средний показатель в расчете по всем школам края.
При этом, налицо был факт более дорогого среднего образования в сельских школах, чем в школах городских. Средняя стоимость обучения в этих категориях школ составляла на 2006 г. 8641 руб. и 7497 руб. соответственно [1, с. 130].
Эта тенденция сохранялась на протяжении почти пяти лет. Постепенно расходы на одного обучающегося росли.
Среднекраевой норматив подушевого финансирования в 2011 г. на реализацию федерального государственного стандарта составил в городской местности 17 387 руб., а в сельской 20 940 руб. [1, с. 131]. В среднем в год на одного обучающегося получилось 19 163,5 руб.
В 2014 г. общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации в расчете на одного обучающегося в Ставропольском крае составил 51 240 руб., в 2015 г. - 52 090 руб. [5]
В Республике Ингушетия в 2014 г. на одного обучающегося в общеобразовательных организациях было выделено из бюджета 46 700 руб. [6].
Для сравнения, в 2015 г. в Республике Северная Осетия-Алания объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, составил 38 365 р. на одного обучающегося [7].
Интересно сравнить и количество школ и обучающихся в Республике Южная Осетия и некоторых субъектах Северо-Кавказского федерального округа. В 2014 г. в Республике Ингушетия было 118 общеобразовательных организаций, в которых обучалось 63 517 детей [6]. В 2015 г. в Ставропольском крае действовало 638 образовательных организаций начального общего, основного общего и среднего общего (соответственно, в 2014 году - 643, в 2013 году -647) [5]. В Республике Северная Осетия-Алания в 2015 г. действовало всего 213 общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 82 125 детей и работало 6 981 педагогов [7].
Что касается заработной платы педагогических работников, то в среднем по отрасли «Образование» в Ставропольском крае на 2006 г. она составляла 4495 руб., при этом средняя зарплата учителя - 5256 руб., а общая средняя зарплата по краю составляла 5984 руб.
В 2011 году ситуация стала значительно лучше. По итогам года средняя заработная плата учителей в крае превысила среднюю заработ-
ную плату по экономике региона за I квартал 2011 года (14 тыс. 28 руб.) на 9,9 % и достигла 15 тыс. 423 руб. [1, с. 141].
Согласно данным органов статистики, размер средней заработной платы педагогических работников организаций общего образования Ставропольского края в 2013 г. составил 22 543,9 руб., в 2014 г. - 23 226 руб., в 2015 г. -24 203 руб. [5].
Отметим, что в г. Ставрополе, административном центре Ставропольского края, в 2015 г. средняя заработная плата педагогических работников общего образования составила 22 856 руб., а в 2016 г. - 24 025 руб. [8].
Интересен тот факт, что в 1940 г. в СССР зарплата работников образования практически равнялась ее уровню в промышленности; в 1970 г. составляла 72,7 %; в 1990 г. - 65 %, в конце 1990-х годов в целом по стране она опустилась почти до 50 %. [10, с. 164]. И в настоящее время она почти в два раза ниже, чем, например, банковской (финансовой) сфере, и в полтора раза ниже, чем в промышленности. Так, например, в документах Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания прямо говорится: «В 2015 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сфере образования оставалась ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций» [7].
В Ставропольском крае, также идет процесс оптимизации образовательных организаций, который был запущен в Республике Южная Осетия в 2015 г.
Согласно Итоговому отчету Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края о результатах проведенного мониторинга системы образования Ставропольского края за 2015 г. «реорганизованы три дневные, одна вечерняя (сменная) общеобразовательная организации и ликвидированы две вечерние (сменные) общеобразовательные организации» [5].
Аналогичные процессы модернизации системы образования, связанные, в том числе, с оптимизацией сети образовательных организаций общего образования, идут и в других субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа.
Литература
1. Абрамова Е. А. Компетенция органов местного самоуправления в области образования и ее реализация в субъектах Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук. М.: АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», 2012. 185 с.
2. Дзидзоев В. Д., Дзугаев К. Г. Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений. Цхинвал, 2007. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. №5. С. 155-157
3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции (Подписан в г. Москве 18.03.2015) URL: https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_sistema/ (Дата обращения: 08.10.2017).
4. Закон Республики Южная Осетия «Об образовании» от 30 января 2017 г // Южная Осетия: общественно-политическая газета URL: http://ugo-osetia.ru/index.php/2011-06-30-23-44-4/documents/item/8183-zakon-respubliki-yuzhnaya-osetiya-ob-obrazovanii (Дата обращения: 14.11.2017).
5. Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края о результатах проведенного мониторинга системы образования Ставропольского края за 2015 год // Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края URL: www.stavminobr.ru (Дата обращения: 23.10.2017).
6. Итоговый отчет Министерства образования и науки Республики Ингушетия о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год // Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Ингушетия URL: http://old.morigov.ru (Дата обращения: 23.10.2017).
7. Итоговый отчет Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2015 г. // Официальный сайт Министерства образования и науки РСО-Алания URL: www.edu15.ru (Дата обращения: 23.10.2017).
8. Основные итоги работы муниципальной системы образования города Ставрополя. Ставрополь: Комитет образования администрации города Ставрополя, 2017. 178 с.
9. Реформирование образования в России и Южной Осетии: законодательные подходы: коллективная монография. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2015. 230 с.
10. Смолин О.Н. Знание - свобода. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС» 1999. 504 с.
11. Указ Президента РФ №1261 «О признании Республики Южная Осетия» от 26.08.2008 // Собрание законодательства РФ. 2008. 1 сентября. №35. Ст. 4012.
12. Экономика и образование. Статистические данные Министерства образования Ставропольского края URL: http://www.stavminobr.ru/economic/558 (Дата обращения: 22.10.2017).
References
1. Abramova E. A. Kompetencija organov mestnogo samoupravlenija v oblasti obrazovanija i ee realizacija v sub#ektah Rossijskoj Federacii (Competence of local governments in the field of education and its implementation in the subjects of the Russian Federation): thesis. Moscow: ANO VPO «Moskovskij gumanitarnyj universitet», 2012. 185 p. (In Russian).
2. Dzidzoev V. D., Dzugaev K. G. Juzhnaja Osetija v retrospektive gruzino-osetinskih otnoshenij. Chinval, 2007 (Ossetia in retrospect of Georgian-Ossetian relations. Tskhinval, 2007) // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 2008. No. 5. P. 155-157. (In Russian).
3. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Juzhnaja Osetija o sojuznichestve i integracii (Podpisan v g. Moskve 18.03.2015) (Treaty between the Russian Federation and the Republic of South Ossetia on Cooperation and Integration (Signed in Moscow on March 18, 2015) // Konsul'tantPljus URL: https://cons-plus.ru/spravochno_pravovaya_ sistema/ (Accessed: 08.10.2017). (In Russian).
4. Zakon Respubliki Juzhnaja Osetija «Ob obrazovanii» ot 30 janvarja 2017 g. (Law of the Republic of South Ossetia "On Education" of January 30, 2017) // Juzhnaja Osetija: obshhestvenno-politicheskaja gazeta URL: http://ugo-osetia.ru/index. php/2011-06-30-23-44-4/documents/item/8183-zakon-respubliki-yuzhnaya-osetiya-ob-obrazovanii (Accessed: 14.11.2017). (In Russian).
5. Itogovyj otchet Ministerstva obrazovanija i molodezhnoj politiki Stavropol'skogo kraja o rezul'tatah provedennogo monitoringa sistemy obrazovanija Stavropol'skogo kraja za 2015 god (Final report of the Ministry of Education and Youth Policy of the Stavropol Territory on the results of monitoring the education system of the Stavropol Territory for 2015) // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i molodezhnoj politiki Stavropol'skogo kraja URL: www.stavminobr.ru (Accessed: 23.10.2017). (In Russian).
6. Itogovyj otchet Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Ingushetija o rezul'tatah analiza sostojanija i perspektiv razvitija sistemy obrazovanija za 2014 god (The final report of the Ministry of Education and Science of the Republic of Ingushetia on the results of the analysis of the state and prospects for the development of the education system for 2014) // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Ingushetija URL: http://old.morigov.ru (Accessed: 23.10.2017). (In Russian).
7. Itogovyj otchet Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Severnaja Osetija-Alanija o rezul'tatah analiza sostojanija i perspektiv razvitija sistemy obrazovanija za 2015 g. (The final report of the Ministry of Education and Science of the Republic of North Ossetia-Alania on the results of the analysis of the state and prospects of the development of the education system for 2015) // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki RSO-Alanija URL: www.edu15.ru (Accessed: 23.10.2017). (In Russian).
8. Osnovnye itogi raboty municipal'noj sistemy obrazovanija goroda Stavropolja (The main results of the municipal education system of the city of Stavropol). Stavropol': Komitet obrazovanija administracii goroda Stavropolja, 2017. 178 p. (In Russian).
9. Reformirovanie obrazovanija v Rossii i Juzhnoj Osetii: zakonodatel'nye podhody: kollektivnaja monografija (Reforming education in Russia and South Ossetia: legislative approaches). Stavropol': Paragraf, 2015. 230 p. (In Russian).
10. Smolin O.N. Znanie - svoboda (Knowledge is freedom). Moskow: OOO «IPTK «Logos» VOS» 1999. 504 p. (In Russian).
11. Ukaz Prezidenta RF №1261 «O priznanii Respubliki Juzhnaja Osetija» ot 26.08.2008 (Decree of the President of the Russian Federation No. 1261 "On Recognition of the Republic of South Ossetia" of 26.08.2008) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 01.09.2008. No. 35. Atr. 4012. (In Russian).
12. Jekonomika i obrazovanie. Statisticheskie dannye Ministerstva obrazovanija Stavropol'skogo kraja (Economics and education. Statistical data of the Ministry of Education of the Stavropol Territory). URL: http://www.stavminobr.ru/economic/558 (Accessed: 22.10.2017). (In Russian).