Научная статья на тему 'Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области)'

Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафурова А. А.

Статья посвящена качественной основе формирования человеческого капитала. Автор указывает на важность качества современного образования, проблемы и перспективы рынка образовательных услуг. Рассматривается система образования Ульяновской области как возможность повышения экономического потенциала региона. Итогом данного исследования являются сформулированные мероприятия по улучшению системы образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области)»

13 (202) - 2013

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371 (470.42)

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

как основополагающий фактор развития человеческого

КАПИТАЛА И повышения УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (на примере Ульяновской области)

А. А. ГАФУРОВА,

аспирантка кафедры экономики и организации производства E-mail: alfija1304@yandex. ru Ульяновский государственный технический университет

Статья посвящена качественной основе формирования человеческого капитала. Автор указывает на важность качества современного образования, проблемы и перспективы рынка образовательных услуг. Рассматривается система образования Ульяновской области как возможность повышения экономического потенциала региона. Итогом данного исследования являются сформулированные мероприятия по улучшению системы образования в регионе.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, экономический потенциал, развитие региона, качество человеческого капитала, молодежный рынок труда.

Подобно тому как философия привязалась к понятию «гомо сапиенс», в экономической науке возникло понятие «гомо экономикус». Дата его рождения не может быть установлена с точностью, но творцами могут считаться физиократы, Адам Смит и английские классики. Теория представляет «человека экономического» как корыстное, рационалистичное, вневременное существо.

При исследовании понимания сущности человека и человеческого капитала, в частности, многое зависит от конкретной исторической эпохи, от ми-

ровоззренческих приоритетов во взглядах того или иного мыслителя, его принадлежности к направлению философской мысли и, конечно же, от знаний о человеке, накопленных другими науками. Иными словами, представления о человеческом капитале в экономической теории расширяются вместе с развитием общественного прогресса и научного знания о человеке.

На современном этапе сформировалось множество различных подходов к определению Человека и его возможностей в экономическом пространстве, каждый из которых имеет право на существование и представляет на суд экспертов свое резюмированное определение. В настоящее время одними из наиболее употребляемых понятий являются «человеческий потенциал», «человеческий капитал». Подобный интерес активизировался в России в период рыночных реформ. Такие исследователи, как А. Бырышева, А. Б. Докторович, Т. И. Заславская, Р. И. Капелюшников, Л. А. Мигранова, А. Нещадин и др., анализируют структуру и динамику человеческого потенциала в условиях модернизации и пореформенной ситуации в России. Все большую актуальность набирает использование в трудах и на

-29

практике понятие «человеческий капитал», которое в зарубежной практике насчитывает уже более 50 лет существования.

Основоположник теории человеческого капитала Т. Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [10]. Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт». Б. М. Генкин рассматривает человеческий капитал как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Обобщая результаты теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей, наиболее полно, по мнению автора, человеческий капитал можно охарактеризовать как совокупность природных врожденных способностей, дарований, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций в знания и профессиональный опыт, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.

Возникает уместный вопрос: почему основоположники теории человеческого капитала использовали термин капитал, а не фактор, потенциал, ресурс и пр.? По мнению автора, это можно объяснить следующим образом: капитал — это богатство, т. е. накопление чего-то ценного, например актива, денег, ценных бумаг, средств производства, технологий, изобретений и т. д. Тем самым делается исключительный акцент на то, что человеческий капитал представляет собой не только статическое определение, характеризующее запас знаний, навыков, умений в определенный временной интервал, а динамично развивающееся явление, поскольку человеческий капитал — это богатство нации, которое с каждым поколением должно преумножаться.

Важность развития человеческого капитала на современном этапе отмечается рядом значимых законодательных актов, которые выступают как основные направления государственной политики.

Во-первых, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года непосредственно говорится о том, что одним из вызовов предстоящего долгосрочного периода является «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [5].

Во-вторых, в Указе Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве одной из целей демографической политики РФ обозначено интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), гибкого рынка труда [3].

В-третьих, в Указе Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» для обеспечения национальной безопасности России говорится о необходимости сосредоточить свои усилия и ресурсы на таких приоритетах устойчивого развития, как «экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура...» [7].

И наконец, особое внимание заслуживает Указ Президента РФ от 07.05.2012 «О долгосрочной государственной экономической политике», согласно которому в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста говорится о конкретных предлагаемых мероприятиях: о создании и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; об увеличении объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 г., которые будут направлены также и на развитие социально-экономической сферы; об увеличении производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. [4]. Данные мероприятия, заложенные как целевые функции по достижению конечных параметров, непосредственно говорят об ориентации на развитие человеческого капитала.

Проблема улучшения качества человеческого капитала становится крайне актуальной на всех уровнях управления — глобальном, государствен-

Экономически активное население по уровню образования, %

4% 18% 24% 25% 29%

Неполное Начал ьноб Среднее Высшее Среднее среднее проф. общее проф.

ном, региональном и муниципальном. Человеческий капитал как один из видов нематериального капитала является визитной карточкой любого субъекта экономической жизни, в том числе и региона. Особенно это играет важную роль, когда задан курс на переход от сырьевой модели развития экономики к экономике инновационной.

В определении человеческого капитала любого автора всегда имеет место набор таких характеристик, как знания, навыки,

умения. Это формируется, в первую очередь, через систему образования, начиная со школьной скамьи. В рамках данной работы предлагается оценить уровень системы образования на примере Ульяновской области и определить его как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона.

Ульяновская область — один из динамично развивающихся субъектов РФ, расположенный в центре Среднего Поволжья и граничащий с не менее развитыми областями и республиками, что задает отличный стимул к развитию. В Ульяновской области осуществляют свою деятельность более 50 совместных предприятий, созданных при участии зарубежных фирм, наиболее крупные из которых при участии компаний из Германии, Чехии, Канады, Болгарии, Великобритании, Нидерландов. Объем экспорта ежегодно растет и составляет две трети объема внешнеторгового оборота региона. Соответствующие данные, характеризующие экономический потенциал, требуют и реализации человеческого капитала высокого уровня. Тем самым человеческий капитал определяет инвестиционную привлекательность региона, являющуюся неотъемлемой частью экономического потенциала.

Согласно данным статистической отчетности демографического развития Ульяновской области за последние семь лет население области сократилось более чем на 4 % и на начало 2012 г. составляет 1 289,9 тыс. чел. По возрастному критерию наибольший удельный вес приходится на лиц трудоспособного возраста — 811,4 тыс. чел. (62,5 %), лица

Трудовые ресурсы

* 807.2

тыс. чел.

Занято в экономике

* 602.6

тыс. чел.

Работники науки

* 9 000 чел.

* 250 докторов наук

* 1 400 кандидатов наук

Рис. 1. Кадровый потенциал Ульяновской области

пенсионного возраста составляют 386,8 тыс. чел. (30 %), дети от 0 до 14 лет — 173,3 тыс. чел. (13,3 %). Возрастная структура населения продолжает ухудшаться: удельный вес лиц трудоспособного возраста снижается, а лиц старше трудоспособного возраста увеличивается, при этом часть лиц пенсионного возраста продолжает трудиться.

Одним из основных вопросов, возникающих при активном региональном развитии, является отсутствие в регионах квалифицированных кадров на всех уровнях. Дефицит квалифицированных кадров — это отнюдь не приговор региональному развитию, а лишь недостаточно проработанный вопрос. На рис. 1 представлены данные кадрового потенциала региона.

Государственные гарантии доступности качественного общего образования на всех его ступенях в Ульяновской области обеспечивает сеть образовательных учреждений различного вида, которые представлены 494 общеобразовательными учреждениями, что по сравнению с 2011 г. меньше на 7 ед. За период 2009—2011 гг. наметилась тенденция снижения численности обучающихся в среднем на 3 % в год. По итогам 2011 г. контингент обучающихся составляет 110 598 чел., или 8,5 % от общей численности населения [8].

В системе профессионального образования в настоящее время на территории Ульяновской области осуществляют образовательную деятельность 17 высших учебных заведений, из которых 5 федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образова-

ния. Общая численность студентов, обучающихся в вузах по программам высшего и среднего профессионального образования, составляет 59 384 чел. Специалистов со средним профессиональным образованием готовят в 39 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности учащихся, к настоящему моменту она уменьшилась на 45,1 %. Расширяются возможности получения молодежью среднего специального и высшего образования за счет роста объема платных образовательных услуг. По сравнению с 2000 г. численность студентов в государственных вузах увеличилась в 1,7 раза, в негосударственных — в 3,8 раза. Возникает закономерный вопрос: как связана данная тенденция с качеством получаемого образования? Несмотря на необратимость существования платного образования, в первую очередь страдает качество получаемого образования, а следовательно, качество формируемого человеческого капитала региона и страны в целом.

В 2003 г. Россия вступила в Болонский процесс, подписав Декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болон-скую декларацию). В Декларации говорится, что принимаемая система базируется на двух главных этапах: получение высшего образования и получение ученой степени. Начавшийся с 2011 г. переход на двухуровневую систему образования показал, что работодатели не расценивают бакалавров как специалистов с полным оконченным высшим образованием, квалифицируя их как специалистов с неоконченным высшим образованием. В то же время они не приветствуют продолжение учебы студента, так как это отвлечение от рабочего процесса. Таким образом, следует задаться вопросом: как повлияет данное изменение в системе высшего образования на уровень человеческого капитала? Присоединение России к Болонскому соглашению имеет как положительные, так и отрицательные моменты: с одной стороны, двухуровневая система обучения снижает расходы государства на образование, поскольку не все бакалавры продолжают свое обучение в магистратуре; в то же время вопрос о возможности занятия соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом.

Проблема молодежной занятости как проблема формирования человеческого капитала региона

сегодня наиболее актуальна. Молодежный рынок труда выступает сегментом рынка труда, субъектами предложения которого являются работники в возрасте 15—29 лет. Общая тенденция такова, что чем ниже численность населения молодого возраста, тем выше на молодое поколение приходится трудовая и социальная нагрузка общества. Молодое поколение на рынке труда — это в основном выпускники вузов, которым ежегодно присваивают звание специалистов. Тенденцией современного рынка труда выпускников является высокий уровень безработицы. Опираясь на статистические данные, можно утверждать, что на рынке труда существует достаточное количество молодых специалистов, но определенная их часть при наличии намерения вести трудовую деятельность не переходит в состояние занятости.

Зачастую выпускника вуза не расценивают как специалиста, необходимы дополнительные затраты времени и сил на его обучение со стороны работодателя, например закрепление ответственного сотрудника за вновь прибывшим, что означает отрыв первого от трудового процесса. Очень многие современные молодые специалисты хотят все и сразу, не соизмеряя свои возможности со своими потребностями, это выражается в желании заниматься интересной работой и получать высокую зарплату. При этом нужно отметить, что базовая подготовка выпускников вузов не дает возможности сразу работать по профессии, поскольку полученные теоретические знания обширны, а практических — недостаточно. Молодым специалистам еще нужно учиться конкретным навыкам для работы по выбранному направлению. Ряд экспертов считает, что именно неадекватно завышенные зарплатные требования, нежелание профессионально развиваться и получать опыт во время практики становятся причинами безработицы выпускников. В качестве косвенного доказательства приводится статистика: в человеке спрятан огромный энергетический и интеллектуальный потенциал, заложенный природой, который используется в среднем не более чем на 4—6 %. По мнению автора, молодой специалист — это гибкий материал, «пластилин», и при грамотном подходе из него можно «слепить» отличного специалиста, накладывая практические навыки на свежий теоретический слой знаний, полученный в учебном заведении.

Одной из нарастающих тенденций в области образования становится его формальный характер,

характеризующийся ограниченностью теоретических знаний, основанных на учебниках, изданных еще в советское время. Современные авторы мало занимаются реальными исследованиями, а лишь редактируют ранее изданную литературу. Как следствие, выпускник на «финише» в лучшем случае имеет устаревшую теоретическую базу, минимум представления его практического применения, мало знаком с законодательством, первичными документами, применяемыми в учете. Кроме того, сама система образования позволяет все чаще получать образование заочно, действует огромное количество филиалов, позволяющих получать образование дистанционно. В результате при такой сложившейся модели получения образования вопрос о качестве уходит на второй план.

Участие государства в системе образования на всех уровнях управления просто необходимо для формирования высокой планки человеческого капитала. Главным документом экономического субъекта (региона) выступает бюджет, на основе которого можно судить об основных показателях социально-экономического развития региона. Расходы на образование являются одним из ключевых разделов социального блока при формировании бюджета любого уровня. На рис. 2 представлена динамика расходования денежных средств за последние три года, согласно которой темп прироста составил 12,7 %.

Отрасль образования довольно обширна и включает ряд значимых вопросов, объемы финансирования которых представлены в табл. 1. Наибольшую долю в течение всего рассматриваемого периода составляет финансирование общих вопросов

32 235,2

2009 2010 2011

Рис. 2. Динамика расходов бюджета Ульяновской области в 2009—2011гг, млн руб.

образования, в рамках которых осуществлялось финансирование 37 учреждений (детские дома, специальные коррекционные школы, школы-интернаты), содержание 4 спортивных школ, расходы на функционирование ГОАУ дополнительного образования детей «Областная детская школа искусств», а также ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, поощрение лучших учителей.

Наглядно структура расходов областного бюджета на образование представлена на рис. 3.

Следует отметить, что начиная с 2011 г. при формировании расходной части бюджета отдельным направлением выделен подраздел «Дошкольное образование», что составило 3,05 % от общей суммы финансирования. Это связано с повышением внимания к демографической политике региона, так как именно уверенность родителей в помощи государства в воспитании детей — залог успешного общества. Ранее на эти цели также направлялись

Таблица 1

Структура расходования бюджетных средств Ульяновской области на образование в 2009—2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Млн руб. % Млн руб. Млн руб.

Всего расходов 1 783,09 100 1 827,33 100 5 488,67 100

В том числе: дошкольное образование - - - - 167,25 3,05

общее образование 665,86 37,34 863,59 47,26 4 055,41 73,88

начальное профессиональное образование 300,59 16,86 291,76 15,97 322,15 5,87

среднее профессиональное образование 505,88 28,37 404,04 22,11 452,55 8,25

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 45,02 2,52 36,61 2,0 39,31 0,72

молодежная политика и оздоровление детей 51,16 2,87 112,84 6,18 248,46 4,53

другие вопросы в области образования 214,58 12,03 118,48 6,48 203,54 3,70

Удельный вес расходов на образование в общем объеме расходования денежных средств 6,23 6,22 17,03

6(5%)

7(4%)

3(6%)

2(73%)

Рис. 3. Структура расходов областного бюджета по разделу «Образование» в 2011 г.: 1 — дошкольное образование; 2 — общее образование; 3 — начальное профессиональное образование; 4 — среднее профессиональное образование; 5 — профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; 6 — молодежная политика и оздоровление детей; 7 — другие вопросы в области образования

денежные средства, но были разрознены по отдельным статьям данного раздела. В подразделе «Дошкольное образование» предусмотрены расходы:

• на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ (в 2011 г. исполнены полностью в сумме 18 824,1 тыс. руб.);

• субвенции на содержание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (дошкольных группах образовательных учреждений) детей-инвалидов (исполнены в сумме 48 220,6 тыс. руб., или на 99,6 %);

• на финансирование областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011—2012 гг. (исполнены полностью в сумме 100 000,0 тыс. руб.). Расходы произведены на строительство, капитальный и текущий ремонт и материально-техническое оснащение образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Основные усилия Правительства РФ в среднесрочной перспективе направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования. Ульяновская область также участвует в реализации национального проекта «Образование», который призван ускорить модернизацию образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-

экономическим условиям. Кроме того, регион участвует в реализации ряда областных программ. Финансирование расходов, проводимых в рамках областных целевых программ, отражено в подразделе «Другие вопросы в области образования», расходы на которые утверждены в сумме 32 273,8 тыс. руб. и исполнены по пяти областным целевым программам (табл. 2), среди которых наибольший удельный вес составляют расходы на реализацию программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011—2015 годы (более 85 %).

Также в настоящее время разработан проект областной целевой программы «Модернизация системы дошкольного образования в Ульяновской области» на 2013—2015 годы. Среди программных мероприятий — строительство современных дошкольных образовательных учреждений, возврат в действующую сеть зданий бывших детских садов, ранее используемых не по назначению, капитальный ремонт зданий детских садов, находящихся в аварийном состоянии, открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, а также мероприятия по поддержке альтернативных и вариативных форм дошкольного образования.

Иная классификация расходов по разделу «Образование» предусматривает расходы, исполнение которых осуществляется 8 министерствами и ведомствами Ульяновской области (рис. 4).

Расходы областного бюджета на образование отражают направленность государственной и региональной политики на повышение уровня образования населения: в 2009—2010 гг. расходы составляли 6,2 %, а в 2011 г., увеличившись в абсолютном выражении с 1,8 млрд руб. до 5,5 млрд руб., составили 17,03 %. В 2012 г. продолжается реализация мер модернизации образования, исполнение бюджетных обязательств в области образования в 2012 г. ожидается в размере 6,47 млрд руб. [1]. Прогноз расходования средств на образование представлен на рис. 5.

Система образования Ульяновской области, как и любого субъекта РФ, подвержена, с одной стороны, влиянию общестрановых факторов и мировых тенденций, а с другой — обусловлена региональными параметрами. Ежегодное увеличение средств, направляемых на финансирование отрасли,

Таблица 2

Исполнение расходов по областным целевым программам за 2011 г.

№ п/п Целевая программа Утверждены бюджетные ассигнования (план) Исполнение за 2011 г.

Тыс. руб. %

1 Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области на 2011 и 2012 гг (постановление правительства Ульяновской области от 12.10.2010 № 37/366-П) 100,0 100,0 100,0

2 Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007—2011 гг (постановление правительства Ульяновской области от 01.06.2011 № 25/239-П) 2 050,5 2 050,5 100,0

3 Школьное молоко на 2007—2011 гг (постановление правительства Ульяновской области от 05.08.2011 № 38/355-П) 1 419,3 1 415,65 99,7

4 Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, повышение качества государственных (муниципальных) услуг в Ульяновской области в 2010—2012 гг. (постановление правительства Ульяновской области от 03.08.2009 № 27/303-П) 600,0 600,0 100,0

5 Развитие и модернизация образования в Ульяновской области на 2011—2015 гг. (постановление правительства Ульяновской области от 06.04.2011 № 13/143-П) 28 104,0 26 979,11 96,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 32 273,8 31 145,26 96,5

7 604,4

7 006,8

6 464,9

2013 {проект| 2014 {проект| 2015 (проект)

Рис. 5. Прогноз расходования денежных средств на образование в 2012—2015 гг., млн руб.

безусловно, является положительным трендом. Однако при этом не следует забывать о качественном воздействии государства на региональном уровне, которое заключается в формировании благоприятного образовательного климата в регионе.

Безусловно, сложившаяся система образования нуждается в модернизации, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования

Рис. 4. Исполнение расходов на образование министерствами и ведомствами Ульяновской области: 1 — Министерство образования; 2 — правительство области; 3 — Министерство внутренней политики; 4 — Комитет по надзору и контролю в сфере образования; 5 — Департамент физической культуры и спорта; 6 — Министерство искусства и культурной политики; 7 — Министерство здравоохранения; 8 — Министерство труда и социального развития

образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, более четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.

Повышение качества высшего и послевузовского образования базируется на интеграции образования, науки и практической деятельности. Одну из наиболее значимых ролей играет непрерывная подготовка, предусматривающая взаимодействие сферы образовательных услуг и организаций производственной сферы. Сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями, привлечение их сотрудников для организации учебного процесса, в результате которого учащиеся получают не только теоретические, но и практические знания, которые понадобятся в дальнейшей практике, — считается эффективной мерой в системе качественной подготовки кадров.

В числе профессий и специальностей инновационного характера сегодня особый приоритет отдается именно техническим. В последние годы устраиваются на работу по специальности всего от 10 до 20 % выпускников технических вузов [2]. Российская система образования сегодня готовит не меньше специалистов в области техники и естественных наук, чем в советское время, но существует проблема мотивации их к научной и технической деятельности. Решением является проведение в школах олимпиад (что является прекрасной возможностью для старшеклассников проявить свои способности), а в вузах — научных семинаров, конференций, конкурсов. Участие студентов в научных конференциях и семинарах служит повышению уровня подготовки молодых специалистов с высшим профессиональным образованием, способных решать задачи экономического и социального развития нашей страны в современных условиях и в перспективе.

Одним из способов воздействия на процесс формирования качественного человеческого капитала должно стать государственное регулирование в цепочке «учебное заведение — выпускник — работодатель». Однако взаимодействие предприятий с вузами, о котором много и давно говорят, сегодня остается в теории. Лишь некоторые предприятия сами предлагают будущим выпускникам пройти у них практику и выполнить курсовые и дипломные проекты, другие приглашают поработать во время каникул. Малая часть предприятий принимает старшекурсников сразу в штат, как правило, с час-

тичной занятостью. Основная их цель — это отбор лучших, подходящих их компании сотрудников, поэтому крупные работодатели сейчас стараются узнать заранее лучших студентов и подготовить для себя хороших специалистов, для чего они сами принимают участие в организации конкурсов, в том числе в качестве спонсоров.

Качественное улучшение человеческого капитала, на достижение которого ориентирована Ульяновская область, предполагает:

1) повышение роли системы дополнительного образования в решении задач воспитания и развития детей;

2) создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;

3) внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

4) создание ресурсов и программ для работы с одаренными детьми (неприемлемо оценивать всех учащихся по одним и тем же критериям, выявление талантливой молодежи является приоритетной задачей, работа с талантами — это работа с «материалом» иного рода, поэтому требует высокого профессионализма и уровня ответственности, необходимо разработать систему доплат учителям за подобную работу);

5) взаимодействие различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики; кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

6) преодоление несоответствия российского образования (предоставляемых образовательных услуг) и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; развитие взаимоотношений «власть — бизнес — общество»;

7) повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений, развитие их профессиональной компетенции;

8) разработка единой учебно-методической программы школьного образования и обеспечение

школьников необходимыми материалами, поскольку в последние годы существует проблема ежегодно меняющихся требований по обеспечению учащихся учебными материалами (использование только новоизданной учебно-методической литературы);

9) усиление ответственности вузов за трудоустройство выпускников, в частности это можно обеспечить введением системы «мягких наказаний»: сокращением предоставляемых льгот на период одного учебного года, по окончании которого будет принято решение о возвращении учебному заведению прежнего статуса;

10) организация связи между вузами. Конкуренция как неотъемлемый элемент рыночных отношений должна иметь место, но совместная работа, обмен данными, дни открытых дверей, доступ в библиотеки, аудитории, оборудованные необходимой техникой, должны сыграть определяющую роль в развитии человеческого капитала, поскольку целью учебного заведения должно стать приращение человеческого капитала. Интересным, на взгляд автора, является мероприятие, посвященное открытому доступу в библиотеки вузов области, что позволит учащемуся (при минимальных требованиях — предъявление паспорта и студенческого билета) располагать колоссальными возможностями изучения необходимой литературы;

11) обеспечение заинтересованности молодежи в занятии наукой. Например, для многих является сложным выбор при поступлении в аспирантуру: учиться далее или практиковать, используя полученные знания? Не все работодатели разделяют стремление сотрудников получать дополнительное образование, даже если это право законодательно закреплено. Предлагается индивидуальный подход к аспиранту, который в случае необходимости можно начинать внедрять на втором году обучения, после успешно сданных кандидатских экзаменов, убедившись, что аспирант целенаправленно занимается наукой. В соответствии с данным подходом руководству учебного заведения (научному руководителю) предлагается проводить переговоры с руководством компании по поводу научной деятельности аспиранта;

12) строительство дополнительной инфраструктуры при вузе (бассейн, открытые доступные спортивные площадки, банкоматы, магазины, парковая зона отдыха, тренажерный зал, фитнес-клуб, секции спортивной подготовки, танцевальные направления), что будет способствовать не только

привлечению абитуриентов, но и формированию чувства удовлетворенности у студентов;

13) организация межвузовских, областных, всероссийских конференций, привлечение молодежи к участию, поскольку это возможность проявить себя, бесценный опыт публичного выступления;

14) пересмотр системы платности обучения на социально значимых, необходимых для развития экономики специальностях. В этих целях предлагается снижение платы за обучение за счет субсидирования из бюджета региона, введение уже известной по советскому периоду системы целевого распределения выпускников, что послужит хорошей основой уверенности трудоустройства после окончания учебного процесса;

15) снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Нежелание идти работать за низкую зарплату приводит к росту численности безработных. Для преодоления этих факторов предлагается использование гибкого графика, неполной занятости, следовательно, появляется возможность дополнительного заработка, что в суммарном итоге представит желаемый уровень оплаты труда и при этом работник получит расширение своего кругозора, «двойной» опыт. Следует пояснить, что понятие «гибкая форма занятости» существует давно, однако как работодатели, так и соискатели рассматривают основную форму занятости — полную, т. е. стандартный 8-часовой рабочий день. Важно организовать ряд просветительских мероприятий, направленных на изменение нашего сознания касательно данного вопроса.

Развитие человеческого капитала—дело рук не только государства, но и самого человека и работодателя, если он заинтересован в росте качества своего кадрового состава. В связи с этим необходимо: > повышать уровень информированности общества, для чего актуальные данные о развитии региона размещать на официальных сайтах правительства области, в связи с чем возрастает возможность с минимальным отставанием от действительности следить за динамикой интересующих показателей, не дожидаясь публикации печатных изданий, «запаздывающих», как правило, на один отчетный период; ^ заинтересовать работников предприятий не только работой, но и организацией досуга (кружки, секции, например через час после окончания трудового дня), отсюда удовлетво-

рение от работы, чувство заботы со стороны работодателя, более полная отдача в работе, «скрытое» продление рабочего дня в ожидании начала досуговых мероприятий; ^ организовать подписку на периодические издания согласно направлениям деятельности предприятия, службы, отдела; ^ внедрять электронные ресурсы на рабочих местах (например, системы «Гарант», «Консультант»), при этом отвлечение от рабочего процесса минимально, зато всегда под рукой справочник, к которому можно обратиться, особенно в процессе работы, узнать интересующие показатели, посмотреть законодательные акты. Это своего рода инвестиции в развитие человеческого капитала, накопление знаний, полученных не заучиванием учебника, а в ходе практической деятельности. Влияние человеческого капитала на экономический потенциал региона неоспоримо велико, поскольку от личного трудового участия человека зависит уровень потенциала региона. Однако сама система социально-экономического развития субъекта РФ оказывает непосредственное влияние на развитие человека. В связи с этим предложенные мероприятия должны стать отличительной чертой в реализации политики повышения качества человеческого капитала и, следовательно, потенциала региона.

Интенсивное развитие человеческого капитала во многом определяется степенью эффективности его использования. Целенаправленное и полноценное использование накопленных знаний, умений и навыков позволяет не только повышать уровень квалификации и профессионализма человека, но и избегать деградации общества. Развитие человеческого капитала в современных условиях должно стать приоритетным направлением социально-экономической политики региона. На современном этапе ряд функций по управлению трудовыми ресурсами был передан регионам, в том числе управление занятостью. Субъекты РФ получили больше прав и полномочий, что привело к тому, что регионы превращаются в реальные субъекты управления трудовыми ресурсами. Наделение регионов относительной самостоятельностью, собственными источниками финансовых ресурсов позволяет обозначить четкую роль региона

в социально-экономическом развитии страны. В условиях рыночной экономики важным элементом регионального управления становится стратегия, позволяющая на основе предвидения изменений и с учетом имеющихся ограничений принимать гибкие решения, связанные с социально-экономическим развитием региона.

Список литературы

1. Доклад министра финансов Ульяновской области О. С. Максимушкиной о проекте закона Ульяновской области «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2011 год». [Электронный ресурс]. URL: http://ulgov. ru/page/index/ permlink/id/6667/.

2. Козлов В. В. Человеческие ресурсы — источник конкурентного преимущества, наряду с другими ресурсами компании // Управление персоналом. 2008. № 11.

3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351. [Электронный ресурс]. URL: http://президент. рф.

4. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596. [Электронный ресурс]. URL: 11йр://президент. рф.

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.

6. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2013—2015 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://ufo. ulntc. ru.

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537. [Электронный ресурс]. URL: http://президент. рф.

8. Отчет о результатах деятельности Министерства образования Ульяновской области по итогам 2011 года перед депутатами Законодательного Собрания. [Электронный ресурс]. URL: http://www. zsuo. ru.

9. Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. econom73 .ru.

10. Тугускина Г. Моделирование структуры человеческого капитала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.