УДК 330.14+331.5
проблемы формирования человеческого капитала в столичном мегаполисе
о. в. карабанова,
начальник отдела организации
научных исследований E-mail: karabanova. o@gmail. com Московская государственная академия делового администрирования
В статье анализируется состояние системы по формированию человеческого капитала в г. Москве: капитала образования, капитала здоровья, капитала культуры. Выявляются проблемы взаимодействия государства, бизнес-сообщества и образования, предлагаются пути их решения. Отмечено, что человеческий капитал представляет собой основное богатство региона, является инструментом преодоления кризисных последствий и фактором, способствующим экономическому росту.
Ключевые слова: человеческий капитал, капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры.
Финансово-экономический кризис, повлекший глубокие социальные проблемы и безработицу, и демографическая яма оказали влияние разной степени тяжести на все регионы России. Человеку с каждым годом становится все труднее позиционировать свой нематериальный капитал, чтобы получить наибольшую отдачу на ранее понесенные издержки. Кроме того, неуклонно растущие миграционные потоки в Москву как в наиболее благополучный субъект Федерации обесценивают местную рабочую силу.
Исследователями доказано, что вложения в человека являются крайне перспективными. Так, американский экономист и теоретик Келлен Уинс-лоу в книге «Цена здоровья» (1951 г.) показал, что до 20 лет среднестатистический житель Америки получает средства на образование, пользуется услугами здравоохранения, не отдавая ничего взамен, а уже к 40 годам он возвращает обществу эти расходы
в полном объеме; к 60 годам он вернет обществу в 2 раза больше, чем было в него инвестировано. Таким образом, чем дольше живет человек, тем больше дохода он приносит экономике всей страны [2].
В экономической теории пока не выработано канонического определения понятия «человеческий капитал». Наиболее полное определение дал ученый-экономист Р. И. Капелюшников: «Человеческий капитал есть воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций, формирование которого подобно накоплению физического или финансового капиталов требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем» [3].
Исходя из структуры человеческого капитала, предложенного И. В. Ильинским, процесс формирования человеческого капитала складывается из формирования его составляющих:
1) капитал образования;
2) капитал здоровья;
3) капитал культуры.
Кроме того, среди элементов человеческого капитала выделяют приобретение и накопление профессионального опыта, трудовую миграцию и мобильность в перемещении из экономически слабых регионов в места с высокой производительностью.
Проанализируем ситуацию по формированию человеческого капитала в г. Москве, исходя из выделенных компонентов.
Формирование капитала образования в г Москве. Капитал образования по Г. Бэккеру под-
РЕГИОНАЛЬНАЯ экономикА: теория и практика
37
разделяется на формальные и специальные знания. Следовательно, его формирование происходит в образовательных учреждениях, где главными факторами мотивации к накоплению знаний и навыков являются сам обладатель человеческого капитала, домашние хозяйства (родители, семьи) и государство, а также инициатива работодателей.
Капитал образования в Москве определяется научно-образовательным потенциалом города, который складывается главным образом из охвата образовательными услугами, объема подготовки кадров, удельной численности ученых в составе населения.
При определении охвата населения образованием различного уровня было учтено население города младше трудоспособного возраста и трудоспособного возраста с точки зрения накопления человеческого капитала и учета его способности приносить доход и способствовать экономическому росту региона.
При подсчете населения, способного получить дошкольное образование, учитывалась численность детей в Москве от 1 до 6 лет; общее образование -от 6 до 18 лет. Все остальные виды обучения в образовательных учреждениях рассматривались для групп населения старше 18 лет и моложе пенсионного возраста для мужчин. Таким образом, учитывая типичные группы, удалось сгладить незначительные различия в возрасте при переходе от одной образовательной ступени к другой, но стоит учитывать значительность разброса возрастной группы трудоспособного населения.
Допроизводственный период характеризуется значительной долей затрат, инвестиций на уровне семьи (вклад в человека) и государства (вклад в систему поддержание системы образования), при этом отдача от вложенных средств практически от-
сутствует. Доход, получаемый населением младше трудоспособного возраста, носит в большей степени социальный характер, чем экономический.
Охват дошкольным образованием детей в городе Москве (рис. 1) имеет тенденцию к незначительному росту с 51 % (2005 г.) до 54 % (2008 г.). На конец 2009 г. Москва занимала по этому показателю лишь 58-е место по России.
Значительная доля детей вынуждена ограничиваться лишь начальным семейным воспитанием по целому ряду причин, главной из которых является нехватка мест в дошкольных учреждениях.
В силу недостаточных инвестиций в человеческий капитал на этой инвестиционной стадии следует ожидать меньшей отдачи в будущем: возможно возникновение проблем как в психологической, так и в социальной сферах человека, особенно в части социальной адаптации.
Доля охвата детей г. Москвы общим образованием в 2008 г. составила 97 %. Этот показатель высок количественно (он колеблется в небольших пределах по всей Российской Федерации, обеспечивая конституционное право гражданина на образование), но требует качественного исследования (рис. 2).
Очевидно, статистические данные не отражают количество «проблемных» детей из неблагополучных семей, лишь числящихся в учебных заведениях. Стоит отметить положительную демографическую динамику, что требует учета в качестве необходимого увеличения объема инвестиций в данный этап формирования образовательного капитала в ближайшем будущем: развитие инфраструктуры, подготовка педагогических кадров и т.д. Качество формирования образовательного капитала на этом этапе во многом влияет на траекторию его дальнейшего накопления.
2008
2007
2005
292,3
546,9
274,2
521,7
245,8
480,8
Численность детей, обучающихся о дошкольных учреждениях Москвы, тыс. чел.
Всего детей 01 1 до 6 лет в г.Москве, 1 ыс. чел. Источник: составлено по данным [4, 5].
Рис. 1. Соотношение числа детей г. Москвы и обучающихся в дошкольных учреждениях в 2005, 2007 и 2008 гг.
2008
2007
2005
753,7 779
761 775,5
814,3
810,7
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях г Москвы, 1 ыс. чел.
Всего детей от 6 до 18 лет 1101. Москве, гыс.чел. Источник: составлено по данным [5, 6].
Рис. 2. Соотношение числа детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и числа всех детей типичного возраста г Москвы, в 2005, 2007 и 2008 гг.
Таблица 1
Численность обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы среди взрослого
населения в 2005—2008 гг., тыс. чел.
Год Все население в возрасте 18—64 лет Численность обучающихся в учебных заведениях профессионального образования Численность аспирантов Численность докторантов
начальных средних высших
2005 6 829,1 57,5 117,7 1 198,0 43,037 1,082
2007 6 763,0 41,0 118,8 1 312,6 43,749 0,950
2008 6 724,0 31,9 115,0 1 312,8 42,799 0,996
Источник: составлено по данным [5, 6].
Кроме того, в рамках внеформального образования выделяют дополнительное и допрофессиональ-ное образование. В Москве по состоянию на 2007 г. таким образованием было охвачено лишь 32 % детей, в том числе в кружках на базе школ - 18 %. Это значение невелико по сравнению с другими субъектами Российской Федерации (в среднем по России, соответственно, 51 и 30 %). Более того, наблюдается тенденция к еще большему сокращению этой доли. В этом секторе проблемы связаны прежде всего с высокой долей платных услуг, которые не могут себе позволить семьи учащихся, особенно после перенесенного экономического кризиса.
Доля охвата взрослого населения образованием определяется многообразием форм его получения как в рамках формального, так и в рамках специального образования (табл. 1).
Исходя из данных, приведенных в табл. 1, можно сделать вывод, что в систему формального образования вовлечена незначительная часть трудоспособного населения. Это может быть вызвано тем, что формальное обучение занимает весомую часть времени и затруднительно в совмещении с основной работой. Люди либо выходят на работу сразу по достижении совершеннолетия, либо продолжают оставаться «нетрудоспособными», обучаясь в вузах. Стоит отметить, что Москва является образовательным центром России (1-е место в 2009 г. по численности обучающихся в высшей школе), и в вузы, расположенные в столице, съезжаются студенты со всей страны, поэтому высокий показатель обучающихся в вузах не стоит полностью относить на московское население. Однако, как показывает практика, мигранты, получившие высшее образование в Москве, как правило, остаются продолжать обучение или начинают трудовую деятельность в московском регионе.
По числу обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования на 10 000 чел. населения Москва в 2009 г. занимает лишь
75-е место по России. Меры по привлечению населения в рабочие специальности, предпринятые правительством Москвы1, пока не показали явной эффективности.
Как показывает практика, формальное образование не всегда согласовано с требованиями работодателей. В современных условиях меняющейся технологической и экономической среды наблюдается заинтересованность работодателей в высокой квалификации своих работников. Но в ходе опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), была выявлена большая потребность в совершенствовании профессиональной подготовки кадров на предприятиях г. Москвы. Однако практическая деятельность руководителей предприятий и организаций в этом направлении снижалась, особенно в 2009 г. За прошедший 2010 г. ситуация в области повышения квалификации, переподготовки персонала в некоторых секторах существенно не изменилась, а в ряде секторов активность еще больше снизилась (рис. 3).
Среди форм специальной подготовки наибольшей популярностью пользуются следующие:
• для работников руководящего состава - самообучение, стажировка, «внешние» курсы, «внутреннее» обучение, прикрепление к опытному сотруднику;
• для квалифицированных рабочих - подготовка, переподготовка в сотрудничестве с учреждениями начального и среднего профессионального образования, прикрепление к опытному сотруднику.
Определенное содействие в накоплении образовательного капитала и совершенствовании его в соответствии с динамично изменяющимися
1 См., например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1036-ПП «О городской целевой программе развития начального профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 гг.»
2006
Источник: составлено по данным [7].
Рис. 3. Доля предприятий г. Москвы, организовавших переподготовку, повышение квалификации, стажировку сотрудников в 2004—2009 гг., %
экономическими условиями оказывают и службы занятости. Хотя это содействие скорее направлено на укрепление либо изменение психологической самооценки человека, оставшегося без работы в условиях кризиса.
О накопленном образовательном капитале, приносящем доход обществу можно судить по числу ученых, занимающихся фундаментальными и прикладными разработками (табл. 2). Научное сообщество является по своей сути человеческим капиталом высшего ранга, так как обладает наиболее ценным образовательным капиталом.
Наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества ученых. Однако благодаря своему столичному статусу и накопленному научному потенциалу г. Москва пока сохраняет лидирующие позиции по удельному числу исследователей среди российских регионов и опережает развитые государства и другие страны с переходной экономикой.
Таким образом, представленные диаграммы отображают вовлеченность населения г. Москвы
Таблица 2
Соотношение исследователей по г. Москве в 2000-2009 гг., тыс. чел.
Год Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в г. Москве В том числе
Исследователи Имеющие ученую степень
2000 276,825 152,759 48,158
2005 251,075 137,708 43,929
2008 246,612 135,611 43,105
2009 239,411 132,571 42,920
Источник: составлено по данным [5, 6].
младше трудоспособного и трудоспособного возраста в процесс формирования образовательного капитала.
Формирование капитала здоровья в г. Москве. Капитал здоровья обладает своей спецификой и относится к человеческому лишь в определенной части как конкурентоспособное преимущество определенного субъекта. Он не обладает свойством накопления, это врожденный ресурс человека, аналогичный природному ресурсу - полезным ископаемым. Потребность в услугах здравоохранения возникает не постоянно, а лишь с необходимостью корректировки отдельных показателей, отклоняющихся от нормы. Поэтому инвестиции в капитал здоровья могут не иметь прямой пропорциональной связи с ростом человеческого капитала, но необходимы в порядке поддержания накопленного человеческого капитала.
Состояние здоровья населения определяется системой показателей, среди которых:
• общий коэффициент смертности (не показывает причин смертности, группы населения, оказавшиеся в «зоне риска»);
• потерянные годы потенциальной жизни (позволяет подсчитать общее количество смертей, вызванных каждой болезнью, определить возраст умерших и суммировать количество лет, которое общество и экономика потеряли от этого). Особенно важен в целях исследования подсчет потерянных лет потенциальной жизни населения в трудоспособном возрасте;
• глобальное время болезней (подсчитывают с учетом причин заболеваний и травм).
Эти показатели подсчитываются такими организациями как Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Всемирная организация здравоохранения. Во многом эти расчеты трудоемки и дорогостоящи.
В Российской Федерации статистика в области здравоохранения ведется по иным направлениям: по числу больничных коек в абсолютном значении и в расчете на 10 тыс. чел., численность врачей на 10 тыс. жителей, заболеваемость на 1 тыс. чел. и др. (табл. 3).
Стоит отметить, что Москва находится на 2-м месте среди регионов России (конец 2009 г.) по числу врачей на 10 тыс. чел. населения, качественный состав врачей также отличается в лучшую сторону.
Таблица 3
Основные показатели здравоохранения в г. Москве в 1990—2009 гг.
Показатель 1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009
Число больничных коек, тыс. шт. 118,2 106,3 104,3 104,8 109,2 108,4 107,4
Число больничных коек на 10 тыс. чел. 131,1 115,0 103,1 100,5 104,3 103,2 101,6
Численность врачей на 10 000 человек населения, чел. 94,3 71,8 72,7 76,1 79,6 80,7 81,8
Заболеваемость на 1 000 человек населения - 729,0 726,5 706,3 723,8 731,9 761,1
Источник: составлено по данным [5].
Здесь сосредоточены основные медицинские центры с сильными научными школами. Это говорит о высоком образовательном капитале, накопленном в Москве в сфере здравоохранения.
Однако мест в больницах хватает не всем. При достаточно высокой заболеваемости Москва находится на 38-м месте (конец 2009 г.) по числу больничных коек на 10 тыс. чел. населения. Перенасыщенность Москвы мигрантами играет негативную роль в полноценном формировании капитала здоровья населения.
Формирование капитала культуры в г. Москве. Культурный капитал предусматривает признание существующих в обществе ценностей, этических норм, морали. Одним из важнейших предназначений накопления капитала культуры можно назвать умение самостоятельно трактовать, оценивать происходящие вокруг субъекта события. Существует мнение, что государству может оказаться невыгодным развивать культурный капитал населения в виду усложняющегося управления, однако низкий культурный капитал приводит к плачевным социальным последствиям: падению нравственности, катастрофическому росту преступности и т. д.
Несмотря на то, что г. Москва является культурным центром России, формирование капитала культуры в настоящее время осложнено падением интереса к данному вопросу среди большинства населения в связи с экономическими трудностями последних лет. Численность зрителей в театрах, посетителей музеев неуклонно сокращается. Интернет во многом замещает культурную жизнь города, отличаясь по качественному составу своего содер-
Основные показатели культур
жания от общепринятых культурно-нравственных норм. Но, несмотря на снижение уровня культурной активности, Москва находится на 1-м месте по числу зрителей в театрах на 1 тыс. чел. населения и на 6-м месте - по численности посетителей музеев на 1 тыс. чел. (данные с учетом посещения культурных мест туристами на конец 2009 г.) (табл. 4).
Человеческий капитал столицы обладает высоким потенциалом и широкими возможностями для своего накопления и воспроизводства, что обусловлено высоким общим образовательным уровнем населения, наличием большого числа исследователей в городе, занимающихся научно-прикладными разработками, развитой инфраструктурой образования, здравоохранения и культуры. При этом серьезные проблемы в развитии человеческого капитала ставит перед городскими органами власти комплекс задач. Постепенное выравнивание демографической ситуации в Москве требует пристального внимания к развитию инфраструктуры, направленной на формирование и воспроизводство человеческого капитала. Проблемы с нехваткой дошкольных учреждений очевидны уже сегодня, что лишает людей важной ступени развития их образовательного капитала. Приток мигрантов из неблагополучных районов и развивающихся стран с низкой квалификацией в целом снизили показатели качества человеческого капитала столицы.
Учитывая хронический дефицит финансовых средств, предназначенных для развития науки, ее инновационных идей и технологий, улучшению ситуации в данной сфере, увеличению притока талантливой молодежи в науку в значительной мере
Таблица 4
й жизни в г. Москве в 1990—2009 гг.
Показатель 1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009
Численность зрителей театров на 1 тыс. чел. населения 1 215 644 611 485 531 604 578
Численность посетителей музеев на 1 тыс. чел. населения 5 437 1 634 1 212 1 060 1 046 1 142 1 073
Число спортивных сооружений (стадионы, поля, спортзалы, плавательные бассейны), ед. - - - 7 161 - 8 128 8 368
Численность пользователей библиотек, тыс. чел. - - 3 019 2 952 3 270 3 339 3 518
Источник: составлено по данным [5].
могли бы способствовать грантовая и другие формы поддержки молодых ученых органами власти и общественными организациями на городском уровне, проведение ими политики, направленной на повышение престижа научного труда и формирование достойного имиджа ученого.
Необходимо сближение требований работодателей с образовательными стандартами, чтобы устранить претензии к качеству подготовки вновь поступающих на рынок труда работников и снизить социальную напряженность. Помимо этого стоит воздействовать на восприятие работодателями краткосрочных курсов как фактора, повышающего ценность работника.
Имеются все основания для осознания Правительством РФ значимости человеческого капитала как основного богатства региона, как фактора, способствующего экономическому росту, и инструмента преодоления кризисных последствий.
Список литературы 1. Всероссийский опрос ВЦИОМ, от 27.07.2008 г. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_ id=554&q_id=39850&date=27.07.2008.
2. Ильченко И. Н., Арустамян Г. Н. Значимость человеческого капитала в укреплении здоровья и профилактике заболеваний // Профилактическая медицина. 2009. № 2. С. 9-17.
3. Капелюшников Р. И. Теория человеческого капитала URL: http://www. Hbertarium. ru.
4. Мониторинг экономики образования. Индикаторы экономики образования, 2010 г. URL: http://education-monitoring.hse.ru/part2.html.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009 г.: стат. сборник. М.: Росстат, 2009.
6. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов: стат. сб. М.: Росстат, 2009.
7. Труд и занятость населения Москвы. 2009 г.: стат. ежегодник. М.: Эпикон, 2010.
8. Цапенко И. П., Шапошник С. Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. 2006. вып. 2-3. С. 12-27.
9. Becker G. Investment in Human Capital // Journal of political economy. Oct. 1962.