Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа
Human capital as a factor of social and economic development of the North Caucasus Federal District
Хаджалова Хадижат Магомедовна
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства
8 909 484 98 77 [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования человеческого капитала в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Показано что, качество человеческого капитала формируют действующая система образования, система здравоохранения и культурное развитие общества. Проведенный анализ показал, существенные проблемы в нынешних системах образования, здравоохранения и культуры, препятствуют формированию и развитию человеческого капитала в республиках СКФО. Сложности в формировании человеческого капитала создают препятствия к развитию региональной экономики, и требует принятия экстренных мер.
Annotation: The article describes the features of the formation of human capital in the regions of the North Caucasian Federal District. It is shown that the quality of human capital form the current system of education, health care and cultural development of society. The analysis showed significant problems in the current system of education, health and culture, prevent the formation and development of human capital in the republics of the North Caucasus Federal District. Complexity in the formation of human capital constitute an obstacle to the development of regional economy and requires urgent action
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование и развитие человеческого капитала, трудоизбыточные регионы, Северо-Кавказский федеральный округ
Keywords: human capital formation and the development of human capital, labor surplus, North-Caucasian federal district
Формирование человеческого капитала - это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности.
Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Поэтому ключевым элементом в формировании человеческого капитала является образование и профессиональное развитие.
Высококвалифицированные специалисты образуют «комфортабельный цикл человечества», так как помогают достичь экономичной и эффективной работы и роста производства в разных отраслях на всех уровнях управления, а также обогатить национальную культуру.
Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда. Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала [3]. Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.
Формирование человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, культурная среда. И может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки.
Особенностью процесса формирования человеческого капитала является то, что:
- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей;
- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.
Экономика республик Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО) традиционно отмечается исследователями как трудоизбыточная. Трудоизбыточная экономика характеризуется тем, что на рынке труда предложение рабочей силы трудоспособного возраста (16-54 лет - для женщин; 16-59 -для мужчин) значительно превышает спрос. Рис. 1. наглядно демонстрирует
то, что количественный анализ динамики рынка труда СКФО за период 20002012 гг., свидетельствует о систематическом превышении предложения рабочей силы (за анализ взят показатель - численность трудоспособного населения) над спросом (численность занятых в экономике).
6000
4500 4000 3500 3000 2500
2000
5697,9
5745,8
5472,5 5611,1
5446,9
5665,5
5731,6
5738
4960,9
-380
3251
3374
2899,8
2646,1
Прежложение на рынке труда СКФО, тыс. чел.
Спрос на рынке труда СКФО, тыс. чел.
# # # # # # ^
Рисунок 1. Динамика спроса и предложение рабочей силы на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа за 2000-2012 гг. [4]
8
На фоне роде общего роста численности занятых в экономике СКФО на 28,3% за 2000-2012 гг. (с 2646,1 тыс. чел. в 2000 г. до 3397,2 тыс. чел в 2012 г.), отмечается рост доли профессионально подготовленных работников растет на 47,2% (с 223,6 тыс. чел. в 2000/2001 г. до 329,3 тыс. чел. в 2012/2013 гг.) (см. рис. 1), но квалификация большинства работников не отвечает требованиям современности.
Доля трудоспособного населения в общей его численности увеличилась на 3,1% (с 57,2% - в 2000 г. до 60,3% - в 2012 г.), в то время как доля занятого населения в общей численности экономически активного населения в 2012 г. составила - 75,7%, а число официально зарегистрированных безработных достигло в 2012 г - 587 тыс. человек. Наибольшие показатели безработного населения среди субъектов СКФО наблюдаются в Чеченкой Республике - 178
тыс. человек, Республике Дагестан - 155 тыс. человек, Республике Ингушетия - 96,0 тыс. человек и в Ставропольском крае - 74 тыс. чел.
Инвестиции в образование человека являются главной категорией затрат имеющих определяющее значение в повышении качественной составляющей человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях. При этом основное значение при формировании человеческого капитала имеет высшее профессиональное образование, направленное на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня на базе среднего общего и среднего профессионального образования.
Таблица 1 - Уровень образования населения, по данным переписи
2010 г.
На 1000 человек населения в возрасте 15 и более лет
профессиональное общее
послевузовское высшее среднее начальное среднее начальное
Российская
Федерация 6 228 312 56 182 54
СКФО 7 193 233 42 265 61
Республика Дагестан 6 181 184 29 319 65
Республика Ингушетия 16 164 167 82 263 64
Кабардино-Балкарская Республика 8 206 300 48 228 45
Карачаево-Черкесская Республика 8 241 260 39 230 59
Республика Северная Осетия - Алания 9 264 288 43 181 48
Чеченская
Республика 3 115 149 46 358 69
Ставропольский край 6 206 280 45 219 64
Источник: [4]
Уровень образования экономически активного населения в республиках СКФО возраста 15-75 лет по результатам переписи населения 2010 г. можно представить в следующими данными: 42 чел. на 1000 человек населения имеет начальное профессиональное образование, 233 чел. на 1000 человек населения - среднее профессиональное образование; 193 чел. - высшее профессиональное образование и 7 чел. - послевузовское.
Доля обучающихся в высших учебных заведениях возросла за период с 2000/2001 учебного года до 2012/2013 учебного года с 223,6 тыс. чел. до 329,3 тыс. чел., то есть на - 47,2%. Если рассмотреть детально на численность обучающихся в государственных и частных высших учебных заведениях то можно говорить, что фоне роста численности обучающихся в государственных учебных заведениях с 189,3 тыс. чел. в 2000/2001 учебном году до 280,7 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост 48%), отмечается рост числа обучающихся в негосударственных ВУЗах с 34,3 тыс. чел. в 2000/2001 уч. г. до 48,6 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост на 41%), что, в конечном счете, не может не отразиться на качестве подготовки обучающихся.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
п-1-1-1-1
2000/2001 2005/2006 2008/2009 2010/2011 2012/2013
Рисунок 2. Численность обучающихся в высших учебных заведениях Северо-Кавказского федерального округа, тыс. чел. [4]
Несмотря на положительную динамику населения, имеющих образование, в СКФО ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров. Лишь немногим больше 20% выпускников ВУЗов в настоящее время
имеют возможность работать по профессии. У современных молодых специалистов изменяются ожидания, касаемо будущего трудоустройства. Критерием социальной эффективности образования является уровень безработицы среди различных групп населения по полученному образованию. Анализ этих позволили получить данные выборочных обследований по проблемам занятости. Исследование показало, что в республиках СКФО, в меньшей степени страдают от безработицы лица с высшим и средним специальным образованием.
Таблица 2 - Состав занятого населения по уровня образования в 2012 г. (в % к итогу)___
Заня- В том числе имеют образование Не имеют
тые - профессиональное общее основно-
всего выс- сред- началь- сред- началь- го общего
шее нее ное нее ное
СКФО, руб. 100 30,5 21,1 10,0 32,9 4,9 0,6
Республика
Дагестан 100 30,9 17,7 6,2 39,9 4,9 0,5
Республика
Ингушетия 100 30,8 29,7 10,2 27,3 1,2 0,7
Кабардино-Балкарская
Республика 100 28,6 19,6 13,7 32,1 5,4 0,5
Карачаево-Черкесская Республика 100 33,3 20,4 18,9 24,6 2,3 0,4
Республика Северная Осетия -
Алания 100 37,9 25,9 13,1 18,3 4,6 0,3
Чеченская
Республика 100 24,8 13,0 5,3 49,5 6,8 0,6
Ставрополь-
ский край 100 30,2 25,4 11,6 27,0 5,0 0,8
Источник: [4]
Так в структуре занятого населения в 2012 г. 30,5% от общего числа занятого населения (1019,1 тыс. чел.) составляют лица с высшим профессиональным образованием; 21,1% (716,7 тыс. чел.) - со средним профессиональным образованием и 10% (339,7 тыс. человек) - с начальным профессиональным образованием. Высокий уровень занятости характерен для лиц, имеющих полное среднее образование (23,1% от общего числа занятого населения или 784, 7 тыс. чел.). Это можно объяснить тем, что по окончании школы боль-
шинство выпускников не могут продолжить учебу в силу недостаточного количества бюджетных мест в государственных ВУЗах и высокой оплатой обучения - в негосударственных.
Невысокие показатели условий жизни и доходов населения выступают мощным ограничителем к получению образования. Поэтому часть трудовых ресурсов вступает на рынок труда, имея лишь среднее образование и при том невысокого качества, без специальных навыков и способностей. С большей вероятностью в перспективе, именно эта часть населения пополнит группу населения с низкими денежными доходами [1, с. 63]. Сложившаяся ситуация является основной причиной ухудшения жизненного уровня населения, что не может не сказаться на качестве и развитии человеческого капитала.
Система здравоохранения - это еще один фактор, определяющий степень развития человеческого капитала. Учитывая современное состояние системы здравоохранения говорить о том, что оно способствует повышению человеческого капитала не совсем корректно. Данные официальной статистики касаемо общей ситуации современного состояния системы здравоохранения, а также медицинского обслуживания населения республик СКФО не показывают ее положительную динамику. Вот некоторые из них: количество больничных коек в целом по СКФО сократилось на 4.7 ед. с 82,4 ед. на 10000 человек населения в 2000 г. до 77,7 ед. на 10000 человек населения в 2012 г.; или же количество врачей всех специальностей в увеличилось всего на 102,8% с 42,7 чел. на 10000 человек населения в 2000 г., до 43,9 чел. на 10000 человек населения в 2012 г. Специалисты системы здравоохранения отмечают увеличение числа заболеваемости среди населения за последние 7 лет на 8,5% с 610,6 случаев на 1000 человек населения 662,8 случаев на 1000 человек населения. На фоне этого увеличения отмечается рост следующего числа заболеваний: новообразований на 127% (с 4,8 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 6,1 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.); болезни эндокринной системы на 122,9% (с 7,4 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 9,1 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.); болезни органов кровообращения на
177,6% (с 17,0 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 30,2 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.) и болезни органов дыхания на 117,4% (с 207,0 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 243,6 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.) [7]. Вся эта «картина», несомненно, свидетельствует об ухудшении здоровья населения регионов Северо-Кавказского федерального округа.
Несмотря на не вполне благоприятную ситуацию в сфере здравоохранения тенденция показателя ожидаемой продолжительности жизни населения в субъектах СКФО является положительной: за анализируемый отрезок времени значение показателя ожидаемой продолжительности жизни увеличилось на 4,42 года, с 68,83 лет в 2000 г. до 73, 22 лет в 2012 г. В определенной степени это связано с увеличением числа верующего населения, ведущие здоровый образ жизни. Основные факторы, влияющие на ухудшение здоровья - это ухудшение экологической ситуации в регионах СКФО, ухудшение условий труда на предприятиях, а также снижение качества питания [6; с.63].
Северо-Кавказский федеральный округ является многоуровневой системой. Финансирование культуры осуществляется из государственного бюджета, что впрочем, характерно и для системы образования и системы здравоохранения.
Так, в 2005 г. на развитие системы образования, здравоохранение и культурного развития СКФО было выделено 50068,2 млн. руб., а в 2012 г. -200361,5 млн. руб., что в 4 раза больше уровня 2005 г. Из них на культуру и искусство в 2005 г. - 12359,5 тыс. руб. и в 2012 г. 53318,0 (рост в 4,3 раза).
Таблица 3 - Расходы консолидированных бюджетов СевероКавказского федерального округа за 2005-2012 гг., млн. руб._
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы консолидированных бюджетов СКФО -всего, тыс. руб. 50068, 2 66840, 6 99939, 7 113808, 2 141224, 2 145679, 9 176519, 7 200361, 5
Валовой региональный продукт, млн. руб. 35207 0 45711 7 57322 0 728230 786670 887605
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
912464 946462
Темпы роста, % 100 133,4 149,5 113,8 124,0 103,1 121,1 113,5
на душу населения 1985 2593,1 3560,4 4163,5 5083,0 5910,3 6426,0 7360,3
Расходы на обра- 23240, 30857, 49171,
зование, тыс. руб. 7 4 4 52632 61853 65469,9 76884,5 95446
Темпы роста, % 100,0 132,7 159,3 107,3 117,5 105,8 117,4 124,1
на душу населения, руб. 2619,4 3423 4488,7 5526 6532,8 7020 8219 10112,8
Расходы на здра- 14468 18448 25317, 26172,1 31719 29176,2 49237,9 50597
воохранение, тыс. руб. 2
Темпы роста, 100,0 127,5 137,2 103,3 121,1 91,9 168,7 102,7
на душу населения 1746 2212,3 3006,2 2821,5 3504,5 3352 5490 5849
Расходы на куль- 12359, 17535, 25451, 35004,1 47652,2 51033,8 50396,3 54318
туру, тыс. руб. 5 2 1
Темпы роста, % 100,0 141,8 145,1 137,5 136,1 107,1 0,98 107,7
на душу населения 1590,7 2146,4 3186,5 4143,1 5214,4 7359 5569,1 6119,1
Источник: [4]
Таким образом, согласно данным таблицы 3, государственных инвестиции в развитие человеческого капитала имеет тенденцию к увеличению. Однако, но это объясняется низким базовым уровнем 2005 г. Если произвести сравнение объема инвестиций только с показателями 1950-1990 гг. - то рост, на первый взгляд, не значителен, однако, в СССР доля расходов на образование составляло в среднем около 10% в национальном доходе и этот показатель был самым высоким в мире., в то время как страны Европы тратили лишь 2-3%, а США - 4%. [5; с. 43].
В настоящее время доля инвестиций в развитие человеческого капитала имеет тенденцию к снижению. В СКФО государственные инвестиции в сферу образования составляют лишь 6-7% от ВРП (в то время как в развитых странах государственные инвестиции на развитие человеческого капитала, только в сферу образования составляют от 10 до 12% от ВВП), а общие совокупные инвестиции на развитие человеческого капитала 14% от ВРП, что явно недостаточно для развития. Согласно многим расчетам по определению взаимосвязи между объемом ВВП (ВРП) и долей государственных расходов на образование, здравоохранение и культуру, проводимой методом корреляционно-регрессионной зависимости факторов, многими исследователями выявлена
прямо пропорциональная зависимость, согласно которой увеличение государственных расходов на развитие человеческого капитала всего на 1%, способствует увеличению объема ВВП (ВРП) в среднем на 4-6% [2; с. 103].
Кроме того, кризис предшествующих лет достаточно сильно повлиял на отрасли образования, здравоохранения и культуру, вынуждая их организации повышать объем платных услуг, изыскивать иные внебюджетные источники финансирования, что негативно повлияло на систему образования и здравоохранения и отрасль культурного развития общества в целом.
Проведенный анализ формирования и развития человеческого капитала среди республик СКФО выявил существенные проблемы в нынешних системах образования, здравоохранения и культуры. Отмеченные сложности приводят к замедлению развития человеческого капитала, и создают препятствия к развитию региональной экономики и, требует принятия экстренных мер для незамедлительного разрешения сложившейся ситуации.
Библиографический список
1. Абдулманапов, П. Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечение занятости. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006. - 152 с.
2. Каменских, Е. А. Концептуализация формирования человеческого капитала в социально-экономической системе региона / Е.А. Каменских // Научные сообщения. Экономика и управление. - 2010. - № 5. - С.102-110.
3. Коваленко, Е. А ты знаешь, что такое человеческий капитал? URL: http://www.hr-portal.ru/article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32. Стат. сб. / Рос-стат. - М., 2013. - 990 с.
5. Управление ресурсами системы высшего образования Республики Таджикистан в условиях финансового кризиса. Институт «Открытое Общество» - Фонд Содействия в Таджикистане. Душанбе, 2009.
6. Хаджалова, Х. М. Человеческий капитал современной семьи. - Креативная экономика. - 2014. - № 11(95). - с. 62-72.
7. Хаджалова, Х. М. Сравнительная характеристика социально-экономического развития регионов СКФО // Россия XXI веке: Глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы Второго Международного форума. - Москва, ИПР РАН, 2013. - с. 702-708