Научная статья на тему 'Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах'

Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЕ РЕГИОНЫ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / HUMAN CAPITAL / THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL / REGIONS WITH EXCESS LABOR / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

В статье рассмотрены особенности формирования человеческого капитала в субъектах Северо -Кавказского федерального округа. Показано что, качество человеческого капитала формируют действующая система образования, система здравоохранения и культурное развитие общества. Проведенный анализ показал: существенные проблемы в нынешних системах образования, здравоохранения и культуры препятствуют формированию и развитию человеческого капитала в республиках СКФО. Сложности в формировании человеческого капитала создают препятствия развитию региональной экономики и требуют принятия экстренных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONS WITH EXCESS LABOR

The manuscript discusses characteristics of the formation of human capital in the subjects of the North Caucasus Federal District. It is shown that the quality of human capital is formed by the current system of education, system of health care, and cultural development of society. The analysis performed showed significant problems in the current systems of education, health care and culture that serve as obstacles to the formation and development of human capital in the republics of the North Caucasus Federal District. The complexities in the formation of human capital create obstacles for the development of the regional econmy, and require taking up extreme measures.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах»

ХАДЖАЛОВА Х.М.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования человеческого капитала в субъектах Северо -Кавказского федерального округа. Показано что, качество человеческого капитала формируют действующая система образования, система здравоохранения и культурное развитие общества. Проведенный анализ показал: существенные проблемы в нынешних системах образования, здравоохранения и культуры препятствуют формированию и развитию человеческого капитала в республиках СКФО. Сложности в формировании человеческого капитала создают препятствия развитию региональной экономики и требуют принятия экстренных мер.

Ключевые слова: человеческий капитал, формирование и развитие человеческого капитала, трудоизбыточные регионы, Северо-Кавказский федеральный округ

KHADZHALOVA КН.М.

CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONS WITH EXCESS LABOR

Abstract. The manuscript discusses characteristics of the formation of human capital in the subjects of the North Caucasus Federal District. It is shown that the quality of human capital is formed by the current system of education, system of health care, and cultural development of society. The analysis performed showed significant problems in the current systems of education, health care and culture that serve as obstacles to the formation and development of human capital in the republics of the North Caucasus Federal District. The complexities in the formation of human capital create obstacles for the development of the regional econmy, and require taking up extreme measures. Keywords: human capital, the formation and development of the human capital, regions with excess labor, the North Caucasus Federal District

Формирование человеческого капитала - это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности.

Формирование человеческого капитала начинается до рождения ребенка. У каждого ребенка в возрасте 3-4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие рынка труда. Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей.

Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст 13-23 года. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.

Формирование человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, культурная среда. И может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки.

Таким образом, особенностью процесса формирования человеческого капитала является то, что:

- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей;

- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые

также определяет производительность труда. Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала [5]. Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которые позволяют им выполнять свою работу более эффективно.

Основой формирования человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Поэтому ключевым элементом в формировании человеческого капитала являются образование и профессиональное развитие. Высококвалифицированные специалисты образуют «комфортабельный цикл человечества», так как помогают достичь экономичной и эффективной работы и роста производства в разных отраслях на всех уровнях управления, а также обогатить национальную культуру.

Экономика республик Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО) традиционно отмечается исследователями как трудоизбыточная. Трудоизбыточная экономика характеризуется тем, что на рынке труда предложение рабочей силы трудоспособного возраста (16-54 лет - для женщин; 16-59 - для мужчин) значительно превышает спрос.

6000 5500 5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000

5697,9

5745,8

5472,5 5611 ,1 А 4

5446,9 5665,5 5731,6 5738

4960,9

3180 3251 3374

2865,4

2899,8 3238 3314 3394

2646,1

# # # # # # ^ П? П?

Прежложение на рынке труда СКФО, тыс. чел.

Спрос на рынке труда СКФО, тыс. чел.

Рис. 1. Динамика спроса и предложение рабочей силы на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа за 2000-2012 гг. [6]

Рис. 1 наглядно демонстрирует то, что количественный анализ динамики рынка труда СКФО за период 2000-2012 гг. свидетельствует о систематическом превышении предложения рабочей силы (за анализ взят показатель - численность трудоспособного населения) над спросом (численность занятых в экономике).

На фоне общего роста численности занятых в экономике СКФО на 28,3% за 2000-2012 гг. (с 2646,1 тыс. чел. в 2000 г. до 3397,2 тыс. чел в 2012 г.) отмечается рост доли профессионально подготовленных работников, вырос на 47,2% (с 223,6 тыс. чел. в 2000/2001 г. до 329,3 тыс. чел. в 2012/2013 гг.) (см. рис. 1), но квалификация большинства работников не отвечает требованиям современности.

Доля трудоспособного населения в общей его численности увеличилась на 3,1% (с 57,2% -в 2000 г. до 60,3% - в 2012 г.), в то время, как доля занятого населения в общей численности экономически- активного населения в 2012 г. составила - 75,7%, а число официально зарегистрированных безработных достигло в 2012 г - 587 тыс. человек. Наибольшие показатели безработного населения среди субъектов СКФО наблюдаются в Республике Чечня - 178 тыс. че-

8

ловек, в Республике Дагестан - 155 тыс. человек, в Республике Ингушетия - 96,0 тыс. человек и в Ставропольском крае - 74 тыс. чел.

Инвестиции в образование человека являются главной категорией затрат, имеющих определяющее значение в повышении качественной составляющей человеческого капитала. Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях. При этом основное значение при формировании человеческого капитала имеет высшее профессиональное образование, направленное на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня на базе среднего общего и среднего профессионального образования.

Таблица 1

Уровень образования населения, по данным переписи 2010 г.:

На 1000 человек населения в возрасте 15 и более лет

профессиональное общее

послевузовское высшее среднее начальное среднее начальное

Российская Федерация 6 228 312 56 182 54

СКФО 7 193 233 42 265 61

Республика Дагестан 6 181 184 29 319 65

Республика Ингушетия 16 164 167 82 263 64

Кабардино-Балкарская Республика 8 206 300 48 228 45

Карачаево-Черкесская Республика 8 241 260 39 230 59

Республика Северная Осетия - Алания 9 264 288 43 181 48

Чеченская Республика 3 115 149 46 358 69

Ставропольский край 6 206 280 45 219 64

Источник: [6]

Уровень образования экономически активного населения в республиках СКФО возраста 15 -75 лет, по результатам переписи населения 2010 г., можно представить следующими данными: 42 чел. на 1000 человек населения имеет начальное профессиональное образование, 233 чел. на 1000 человек населения - среднее профессиональное образование; 193 чел. - высшее профессиональное образование и 7 чел. - послевузовское.

Доля обучающихся в высших учебных заведениях возросла за период с 2000/2001 учебного года до 2012/2013 учебного года с 223,6 тыс. чел. до 329,3 тыс. чел., то есть на - 47,2%. Если рассмотреть детально на численность обучающихся в государственных и частных высших учебных заведениях, то можно говорить, что на фоне роста численности обучающихся в государственных учебных заведениях с 189,3 тыс. чел. в 2000/2001 учебном году до 280,7 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост 48%) отмечается рост числа обучающихся в негосударственных ВУЗах с 34,3 тыс. чел. в 2000/2001 уч. г. до 48,6 тыс. чел. в 2012/2013 уч. г. (рост на 41%), что, в конечном счете, не может не отразиться на качестве подготовки обучающихся.

Несмотря на положительную динамику населения, имеющего образование, в СКФО ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих кадров. Лишь немногие, больше 20% выпускников вузов, в настоящее время имеют возможность работать по профессии. У современных молодых специалистов изменяются ожидания касаемо будущего трудоустройства. Так, исследование ,проведенное в 2010 г. среди студентов(250 респондентов) старших курсов ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства «ДГИНХ» г. Махачкала, показало, что по окончании ВУЗа свыше 80% нынешних студентов собираются работать по приобретаемой ими специальности [1; с. 96]. Определяющим факторов при выборе ВУЗа большинством респондентов (59%) указана подготовка специалистов по востребованным специальностям. Для выпускников учреждений образования имеет значение и такой фак-

тор, как трудоустройство. Сложности в трудоустройстве молодых специалистов во многом обусловлены отсутствием связи между образовательным рынком и рынком профессий. В региональной экономике сегодня наблюдается существенный разрыв между предложением работников и спросом на них.

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

Рис. 2. Численность обучающихся в высших учебных заведениях Северо-Кавказского федерального округа, тыс. чел.. [6]

Критерием социальной эффективности образования является уровень безработицы среди различных групп населения по полученному образованию. Анализ этих позволили получить данные выборочных обследований по проблемам занятости. Исследование показало, что в республиках СКФО в меньшей степени страдают от безработицы лица с высшим и средним специальным образованием.

Таблица 2

Состав занятого населения по уровня образования в 2012 г. (в % к итогу):

Занятые -всего В том числе имеют образование Не имеют основного общего

профессиональное общее

высшее среднее начальное среднее начальное

СКФО, руб. 100 30,5 21,1 10,0 32,9 4,9 0,6

Республика Дагестан 100 30,9 17,7 6,2 39,9 4,9 0,5

Республика Ингушетия 100 30,8 29,7 10,2 27,3 1,2 0,7

Кабардино-Балкарская Республика 100 28,6 19,6 13,7 32,1 5,4 0,5

Карачаево-Черкесская Республика 100 33,3 20,4 18,9 24,6 2,3 0,4

Республика Северная Осетия -Алания 100 37,9 25,9 13,1 18,3 4,6 0,3

Чеченская Республика 100 24,8 13,0 5,3 49,5 6,8 0,6

Ставропольский край 100 30,2 25,4 11,6 27,0 5,0 0,8

Источник: [6]

Так в структуре занятого населения в 2012 г. 30,5% от общего числа занятого населения (1019,1 тыс. чел.) составляют лица с высшим профессиональным образованием; 21,1% (716,7 тыс. чел.) - со средним профессиональным образованием и 10% (339,7 тыс. человек) - с

- 309,1 __382,8_ 325,9 --366,8 313,6 329,3

^223,6 189,3 280,7

56,9 53 2

34,3 1 1 1 1 48,6 48,6

2000/2001 2005/2006 2008/2009 2010/2011 2012/2013

начальным профессиональным образованием. Высокий уровень занятости характерен для лиц, имеющих полное среднее образование (23,1% от общего числа занятого населения или 784, 7 тыс. чел.). Это можно объяснить тем, что по окончании школы большинство выпускников не могут продолжить учебу в силу недостаточного количества бюджетных мест в государственных ВУЗах и высокой оплатой обучения в негосударственных.

Невысокие показатели условий жизни и доходов населения выступают мощным ограничителем к получению образования. Поэтому часть трудовых ресурсов вступает на рынок труда, имея лишь среднее образование и притом невысокого качества, без специальных навыков и способностей. С большей вероятностью, в перспективе именно эта часть населения пополнит группу населения с низкими денежными доходами. Сложившаяся ситуация является основной причиной ухудшения жизненного уровня населения, что не может не сказаться на качестве и развитии человеческого капитала.

Система здравоохранения - это еще один фактор, определяющий степень развития человеческого капитала. Учитывая современное состояние системы здравоохранения, говорить о том, что оно способствует повышению человеческого капитала не совсем корректно. Данные официальной статистики касаемо общей ситуации современного состояния системы здравоохранения, а также медицинского обслуживания населения республик СКФО не показывают ее положительную динамику. Вот некоторые из них: количество больничных коек в целом по СКФО сократилось на 4.7 ед. с 82,4 ед. на 10000 человек населения в 2000 г. до 77,7 ед. на 10000 человек населения в 2012 г.; или же количество врачей всех специальностей увеличилось всего на 102,8% с 42,7 чел. на 10000 человек населения в 2000 г., до 43,9 чел. на 10000 человек населения в 2012 г. [7]. Специалисты системы здравоохранения отмечают увеличение числа заболеваемости среди населения за последние 7 лет на 8,5% с 610,6 случаев на 1000 человек населения до 662,8 случаев на 1000 человек населения. На фоне этого увеличения отмечается рост следующего числа заболеваний: новообразований на 127% (с 4,8 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 6,1 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.); болезни эндокринной системы на 122,9% (с 7,4 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 9,1 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.); болезни органов кровообращения на 177,6% (с 17,0 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 30,2 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.) и болезни органов дыхания на 117,4% (с 207,0 случаев на 1000 человек населения в 2005 г. до 243,6 случаев на 1000 человек населения в 2012 г.) [11]. Вся эта «картина», несомненно, свидетельствует об ухудшении здоровья населения регионов Северо-Кавказского федерального округа [8].

Несмотря на вполне неблагоприятную ситуацию в сфере здравоохранения, тенденция показателя ожидаемой продолжительности жизни населения в субъектах СКФО является положительной: за анализируемый отрезок времени значение показателя ожидаемой продолжительности жизни увеличилось на 4,42 года, с 68,83 лет в 2000 г. до 73, 22 лет в 2012 г. В определенной степени это связано с увеличением числа верующего населения, ведущего здоровый образ жизни. Основные факторы, влияющие на ухудшение здоровья, - это ухудшение экологической ситуации в регионах СКФО, ухудшение условий труда на предприятиях, а также снижение качества питания [10; с.63].

В вопросе формирования и развития человеческого капитала особая роль принадлежит капиталу культуры, поскольку именно культура участвует в формировании менталитета населения и реализуется посредством включения таких качеств личности, как воспитание, трудолюбие, духовность, нравственность, просвещенность и др. важных составляющих элементов человеческого капитала.

Северо-Кавказский федеральный округ является многоуровневой системой. Финансирование культуры осуществляется из государственного бюджета, что впрочем, характерно и для системы образования и системы здравоохранения.

Так, в 2005 г. на развитие системы образования, здравоохранение и культурного развития СКФО было выделено 50068,2 млн. руб., а в 2012 г. - 200361,5 млн. руб., что в 4 раза больше уровня 2005 г. [3]. Из них на культуру и искусство в 2005 г. - 12359,5 тыс. руб. и в 2012 г. 53318,0 (рост в 4,3 раза).

Таблица 3

Расходы консолидированных бюджетов Северо-Кавказского федерального округа за 2005-2012 гг., млн. руб.:

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Расходы консолидированных бюджетов СКФО - всего, тыс. руб. 50068,2 66840,6 99939,7 113808,2 141224,2 145679,9 176519,7 200361,5

Валовой региональный продукт, млн. руб. 352070 457117 573220 728230 786670 887605 912464 946462

Темпы роста, % 100 133,4 149,5 113,8 124,0 103,1 121,1 113,5

на душу населения 1985 2593,1 3560,4 4163,5 5083,0 5910,3 6426,0 7360,3

Расходы на образование, тыс. руб. 23240,7 30857,4 49171,4 52632 61853 65469,9 76884,5 95446

Темпы роста, % 100,0 132,7 159,3 107,3 117,5 105,8 117,4 124,1

на душу населения, руб. 2619,4 3423 4488,7 5526 6532,8 7020 8219 10112,8

Расходы на здравоохранение, тыс. руб. 14468 18448 25317,2 26172,1 31719 29176,2 49237,9 50597

Темпы роста, 100,0 127,5 137,2 103,3 121,1 91,9 168,7 102,7

на душу населения 1746 2212,3 3006,2 2821,5 3504,5 3352 5490 5849

Расходы на культуру, тыс. руб. 12359,5 17535,2 25451,1 35004,1 47652,2 51033,8 50396,3 54318

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы роста, % 100,0 141,8 145,1 137,5 136,1 107,1 0,98 107,7

на душу населения 1590,7 2146,4 3186,5 4143,1 5214,4 7359 5569,1 6119,1

Источник: [6]

Таким образом, согласно данным таблицы 3, государственные инвестиции в развитие человеческого капитала имеют тенденции к увеличению [2]. Но это объясняется низким базовым уровнем 2005 г.. Если провести сравнение объема инвестиций только с показателями 19501990 гг., то рост, на первый взгляд, не значителен, однако, в СССР доля расходов на образование составляла в среднем около 10% в национальном доходе, и этот показатель был самым высоким в мире., в то время, как страны Европы тратили лишь 2-3%, а США - 4%. [9; с. 43].

В настоящее время доля инвестиций в развитие человеческого капитала имеет тенденцию к снижению. В СКФО государственные инвестиции в сфере образования составляют лишь 6-7% от ВВП (в то время как в развитых странах государственные инвестиции на развитие человеческого капитала, только в сфере образования составляют от 10 до 12% от ВВП), а общие совокупные инвестиции на развитие человеческого капитала 14% от ВВП, что явно недостаточно для развития [12, с. 293]. Согласно многим расчетам по определению взаимосвязи между объемом ВВП и долей государственных расходов на образование, здравоохранение и культуру, проводимой методом корреляционно-регрессионной зависимости факторов, многими исследователями выявлена прямо пропорциональная зависимость, согласно которой увеличение государственных расходов на развитие человеческого капитала всего на 1% способствует увеличению объема ВВП (ВРП) в среднем на 4-6% [4; с. 103].

Кроме того, кризис предшествующих лет достаточно сильно повлиял на отрасли образования, здравоохранения и культуру, вынуждая их организации повышать объем платных услуг, изыскивать иные внебюджетные источники финансирования, что негативно повлияло на систему образования и здравоохранения и отрасль культурного развития общества в целом [13, с.48].

Проведенный анализ формирования и развития человеческого капитала среди республик СКФО выявил существенные проблемы в нынешних системах образования, здравоохранения и культуры. Отмеченные сложности приводят к замедлению развития человеческого капитала и создают препятствия развитию региональной экономики , требуют принятия экстренных мер для незамедлительного разрешения сложившейся ситуации.

Литература

1. Абдулманапов, П. Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечение занятости. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006. - 152 с.

2. Гичиев Н. С. Инвестиционная составляющая человеческого капитала и его институциональные компоненты //Вопросы структуризации экономики. - 2010. - №2. - с. 176-182.

3. Гичиев Н.С., Павлюченко Е.С., Атаханов Р.А. Международный опыт повышения качества высшего образования. Электронный журнал: // Современные проблемы науки и образования 2013. - №5. - с. 441.

4. Каменских, Е. А. Концептуализация формирования человеческого капитала в социально-экономической системе региона / Е.А. Каменских // Научные сообщения. Экономика и управление. -2010. - № 5. - С. 102-110.

5. Коваленко, Е. А ты знаешь, что такое человеческий капитал? URL: http://www.hr-portal.ru/article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32. Стат. сб. / Росстат. - М., 2013. -990 с.

7. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе//Вопросы структуризации экономики. 2012. - №3. - с.88-91.

8. Сагидов А.К. Институциональные меры совершенствования системы здравоохранения регионов СКФО //Апробация. 2014. - №7. - с. 89-91.

9. Управление ресурсами системы высшего образования Республики Таджикистан в условиях финансового кризиса. Институт «Открытое Общество» - Фонд Содействия в Таджикистане. Душанбе, 2009.

10. Хаджалова, X М. Человеческий капитал современной семьи. - Креативная экономика. - 2014. - № 11(95). - с. 62-72.

11. Хаджалова, Х. М. Сравнительная характеристика социально-экономического развития регионов СКФО // Россия XXI веке: Глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы Второго Международного форума. - Москва, ИПР РАН, 2013. - с. 702-708.

12. Хаджалова, Х М. Институциональные основы регулирования качества жизни в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. № 4. С. 290-299.

13. Хаджалова, Х. М. Качество жизни как критерий оценки в системе управления регионального развития //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 3 (41). - С. 47-56.

References:

1. Abdulmanap, P.G. Manpower region: problems of formation and employment. - Makhachkala: ID "Science plus", 2006. - 152p.

2. Gichiev N.S. The investment component of the human capital and institutional components // Questions of structuring the economy. - 2010. - №2. - C. 176-182.

3. Gichiev N.S., Pavlyuchenko ES Atakhanov RA International experience to improve the quality of higher education. Electronic Journal: //Modern problems of science and education 2013. - №5. - C. 441.

4. Kamensky, E.A. Conceptualization of human capital formation in the socio-economic system of the region / E.A. Kamenskih // Scientific. Economics and Management. - 2010. - № 5. - S.102-110.

5. Kovalenko E. Do you know what is human capital? URL: http://www.hr-portal.ru/article/ty-znaesh-chto-takoe-chelovecheskii-kapital

6. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: P32. Stat. Sat. /Rosstat. - M., 2013. - 990 p.

7. Sagid A.K. The main directions of improving public health in the region // Problems of structuring the economy. 2012. - №3. - S.88-91.

8. Sagid A.K. Institutional measures to improve the system of health regions of North Caucasus Federal District // Testing. 2014. - №7. - C. 89-91.

9. Resource Management System of Higher Education of the Republic of Tajikistan in the financial crisis. "Open Society Institute " - Assistance Foundation in Tajikistan. Dushanbe, 2009.

10. Hadzhalova, H.M. The human capital of the modern family. - Creative Economy. - 2014. - № 11 (95). - C. 62-72.

11. Hadzhalova, J.M. Comparative characteristics of the socio-economic development of the regions of the North Caucasus Federal District // Russian XXI Century: Global Challenges and prospects. Proceedings of the Second International Forum. - Moscow, IPR RAS, 2013. - p. 702-708.

12. Hadzhalova, J.M. Institutional framework regulating the quality of life in the regions // Regional problems of transformation of the economy. - 2013. № 4. S. 290-299.

13. Hadzhalova, J.M. Quality of life as a criterion in the management of regional development // Regional problems of transformation of the economy. - 2014. - № 3 (41). - S. 47-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.