УДк 614.1/. 2 (470.42)
здравоохранение как основа формирования человеческого капитала
(на примере Ульяновской области)
а. а. гафурова,
аспирантка кафедры экономики и организации производства E-mail: alfija1304@yandex. ru Ульяновский государственный технический университет
В статье представлено исследование зависимости между человеческим капиталом и системой здравоохранения. Проанализирован уровень системы здравоохранения в Ульяновской области. Определены проблемы демографического развития региона. Предложены мероприятия, направленные на повышение качества системы здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, человеческий капитал, социально-экономическое развитие региона, демография, расходы на здравоохранение.
Экономическое развитие регионов России, как и страны в целом, должно быть определено и реализовано в рамках общих тенденций, складывающихся в современном мире. Одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики является развитие человеческого капитала. Его значение в условиях глобализации мировой экономики как фактора социально-экономического роста неуклонно возрастает. Изменение экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам центральное значение в достижении экономического успеха как для отдельных личностей, с одной стороны, так и для регионов и стран, с другой. Недоиспользование, разрушение накопленного человеческого капитала, отсутствие новых направлений его развития создают серьезные опасения, что российская экономика может утратить один из перспек-тивнейших источников экономического прогресса.
На протяжении всей истории Человек рассматривается прежде всего как важнейший эле-
мент хозяйственного процесса. Он наделяется определенными чертами, свойствами, манерами поведения, теми или иными возможностями. Цель существования Человека сводится к выделению определенной модели поведения в экономической среде, что, в свою очередь, составляет всеобщий интерес для исследований.
Большинство отечественных и зарубежный исследователей человеческий капитал рассматривают как совокупность капитала образования, здоровья и культуры, оставляя за капиталом здоровья ведущую роль в функционировании человеческого капитала.
Некоторые исследователи рассматривают человеческий капитал как совокупность инвестиций, вложенных в развитие социальной сферы для формирования достойного класса работников. Такое определение довольно распространено, поскольку капитал — это вложенные средства в целях получения отдачи в будущем. Например, с точки зрения С. А. Дятлова, человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека [1]. Важно разграничивать, что понимается под человеческим капиталом — люди, как носители определенных ха-
рактеристик или средства, вложенные в их развитие. Для каждого исследователя на первый план выходит то или иное понимание человеческого капитала, отсюда возникает и направленность исследуемого круга вопросов.
Становление и развитие человека всегда проходит под воздействием многообразных, постоянно изменяющихся социальных, экономических, политических, культурных и исторических обстоятельств. Факторы внешней среды национального и регионального уровней можно подразделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и прочих ресурсов, потребителей, конкурентов и т. д. Факторы косвенного воздействия играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих экономическую устойчивость (к данной группе факторов относят состояние экономики, природные, социально-политические, нормативно-правовые факторы и т. д.).
Особое место занимает государство, которое несет ответственность за создание и поддержание благоприятного социального климата, т. е. ответственность за благоприятные условия жизнедеятельности человека. В период проведения радикальных изменений и решения сложнейших проблем реформирования социальных и экономических основ жизни общества резко возрастает роль управления на всех уровнях: от общенационального и государственного до уровня отдельных организаций и самоуправления. Региональная политика в управлении человеческим капиталом имеет важное значение для развития отдельной личности. Именно от взаимодействия и взаимовлияния субъектов страны (по аналогии с элементами в системе) зависит общее направление развития государства, а также возможности маневрирования при реализации государственной политики. Ульяновская область — один из регионов РФ со своими уникальными характеристиками, сложившимся типом организации и особенностями социально-экономического развития. Исследуемый субъект входит в подсистему — Приволжский федеральный округ, в составе которого по итогам 2011 г. в рейтинге по динамике развития занимал 6-ю и 7-ю позиции. Среди причин, тормозящих рост экономической активности региона, в первую очередь называются низкий уровень производительности труда и слабые темпы модернизации производств.
Развитие человеческого капитала играет существенную роль на пути реформирования экономики, основой развития которого выступает его воспроизводство, которое обеспечивается за счет прироста населения. Из всех факторов, влияющих на развитие человеческого капитала, наряду с образованием, наиболее значимыми являются вложения в здоровье нации, поскольку охрана здоровья действительно продлевает жизнь, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Здоровье как качественная важнейшая характеристика человека во многом определяет условия и возможности его самореализации, развитие его способностей, достижение определенного образовательного и профессионального уровня и даже материальное благосостояние семьи. Демографическая картина Ульяновской области представлена в табл. 1, динамика соответствующих показателей изображена на рисунке.
На основании данных, представленных в табл. 1, отмечается тенденция сокращения численности населения региона, среднегодовые потери составляют 1,1 % (на 01.01.2012 численность населения Ульяновской области составила 1 292,7 тыс. чел., что на 0,4 % меньше значения предыдущего отчетного периода.
Состояние рождаемости и смертности в регионе в сопоставлении с общестрановыми значениями представлено на рисунке. Заметна положительная тенденция рождаемости и сокращения смертности в масштабах страны, о чем также свидетельствует абсолютный показатель естественной убыли, который сократился в 2011 г. до значения 0,9. Касательно исследуемого региона на начало 2012 г. показатель естественной убыли населения сохраняется достаточно высоким. Необходимо отметить высокий уровень смертности среди лиц трудоспособного населения, где на первом месте стоит смертность от болезней системы кровообращения - 33,1 %, на втором месте - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (28,7 %). В совокупности отмеченные тенденции характеризуют регион как территорию с острой демографической ситуацией («демографическое сжатие»). Таким образом, именно система здравоохранения должна стать фактором, с помощью которого можно повысить качество человеческого капитала.
Здравоохранение является одним из приоритетных направлений государственной политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Важ-
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика
63
Таблица 1
Показатели демографического развития Ульяновской области
Год Численность населения, млрд чел. Рождаемость (число родившихся на 1 000чел. населения) Смертность (число родившихся на 1 000чел. населения) Естественный прирост (число родившихся на 1 000чел. населения)
Ульяновская РФ Ульяновская РФ Ульяновская РФ Ульяновская РФ
область область область область
2005 1,35 143,50 8,6 10,2 16,9 16,1 -8,3 -5,9
2006 1,33 142,80 8,7 10,4 16,4 15,2 -7,7 -4,8
2007 1,32 142,20 9,3 11,3 15,8 14,6 -6,5 -3,3
2008 1,31 142,00 10,3 12,1 15,3 14,6 -5,0 -2,5
2009 1,30 141,90 10,5 12,4 14,9 14,3 -4,4 -1,8
2010 1,30 141,90 10,6 12,6 15,8 14,3 -5,2 -1,7
2011 1,29 142,90 10,8 12,6 14,8 13,5 -4 -0,9
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
- Показатели рождаемости Ульяновской области Показатели смертности Ульяновской области ' Показатели рождаемости РФ
Показатели смертности РФ
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Динамика показателей естественного прироста населения Ульяновской области с 2005 по 2011 г. в сравнении со значениями по РФ
нейшей целью государственной политики в области здравоохранения на современном этапе является улучшение демографической ситуации, состояния здоровья населения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи для граждан (все это реальные инвестиции в человеческий капитал).
Ситуация в системе здравоохранения Ульяновской области поможет определить потенциальные возможности развития человеческого капитала для его полноценного функционирования. Одним из главных компонентов ресурсного обеспечения системы здравоохранения являются кадровые ресурсы. В 2011г. в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения области трудилось 32 283 специалиста, среди которых лишь около 12,5 % составляют врачи. Этот низкий показатель подкрепляется коэффициентом обеспеченности врачами на 10 000 чел. населения — 33,1 (показатель по РФ - 44,1, показатель по ПФО — 41,5). Из всех основных специальностей врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, наибольший дефицит составили специальности врачей хирургического профиля, который составил 41 %
от потребности во врачах данной специальности. По состоянию на 01.01.2012 на территории области функционирует 90 лечебных учреждений.
Показатели заболеваемости населения сохраняются на высоком уровне. Общая заболеваемость в 2011 г. составила 1 952,1 случая на 1 000 чел. (по сравнению с 2010 г. увеличение составило 5,8 % (в 2010 г. — 1 845 случаев, в целом по РФ в 2010 г. — 1 593,4 случая). Отмечаются высокие показатели заболеваемости у детского населения, рост показателя составил 12,8 %. Среди общей заболеваемости взрослого населения следует отметить заболеваемость по классу болезней системы кровообращения, она увеличилась на 3,6 % по сравнению с 2010 г. и составила 258,2 случая на 1 000 чел. [2].
Одним из негативных факторов развития человеческого капитала, когда из-за пагубных привычек общество теряет реальный процент человеческого капитала, является алкоголизм. За 2011 г. заболеваемость алкоголизмом по области снизилась на 10,2 % и составила 145,6 случая на 100 тыс. населения (2010 г. — 162,2), однако этот показатель по-прежнему превышает показатель по РФ — 108,5. Смертность от случайных отравлений, в том числе от отравлений алкоголем, снизилась на 0,9 %. Заболеваемость наркоманией возросла на 3,2 % и составила 19,2 случая на 100 тыс. населения (в 2010 г. — 18,4) [4].
Инвестициями в человеческий капитал неоспоримо являются инвестиции в систему здравоохранения, что выражается соответствующим разделом в структуре расходов как регионального, так и государственного бюджетов. Направления расходования денежных средств в системе здравоохранения Ульяновской области за последние годы представлены в табл. 2.
Расходы областного бюджета на здравоохранение являются главным показателем оценки разви-
Таблица 2
Структура расходов областного бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура, спорт», млн руб.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего расходов на здравоохранение 2 572,60 2 502,61 4 360,43
Удельный вес расходов на здравоохранение к общей сумме расходов бюджета Ульяновской области, % 8,99 8,28 13,53
Стационарная медицинская помощь 1 018,51 1 037,05 1 248,11
Амбулаторная помощь 232,27 203,62 857,19
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 53,22 57,64 64,24
Скорая медицинская помощь 11,08 8,50 9,40
Санаторно-оздоровительная помощь 106,47 99,31 114,32
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 99,30 85,75 99,12
Физическая культура и спорт 226,75 248,73 0,00*
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 824,99 762,02 1 968,04
* В 2011 г. расходы на физическую культуру и спорт в структуре областного бюджета выделены обособленным разделом.
тия данного сегмента социальной сферы региона. Заметна положительная динамика направления средств бюджета в здравоохранение: показатели выросли как в абсолютном выражении, так и в относительном.
Основными емкими направлениями являются:
— стационарная медицинская и амбулаторная помощь;
— расходы на поддержание высокого уровня физической культуры и спорта в регионе.
В данном контексте важно отметить, что расходы на физическую культуру и спорт в структуре областного бюджета за 2011 г. выделены обособленным разделом и составили 438,08 млрд руб. Таким образом, общий удельный вес расходов на здравоохранение в 2011 г. следует скорректировать и отметить на уровне 14,89 % с учетом раздела «Физическая культура и спорт». Расходы на здравоохранение в 2012 г. предусмотрены в размере 7 млрд 121 млн руб., что на 2 млрд руб. больше расходов, выделенных в 2011 г.
Увеличение расходов также решается программно-целевыми методами в рамках областных целевых программ. Если в 2010 г. эти расходы составляли 3,8 % от общего объема финансирования, то в 2011 г. на мероприятия по областным целевым программам направлено 5,5 % от общих расходов на здравоохранение (или 539,1 млн руб.) [3]. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в Ульяновской области реализуются следующин новые направления:
— формирование здорового образа жизни;
— профилактика и лечение туберкулеза;
— совершенствование организации онкологической помощи.
Особое внимание уделяется мероприятиям по формированию стандартов здорового образа жизни (занятия физкультурой и спортом). С 2009 г. в национальный проект вошло такое направление, как снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Внедряются современные методы диагностики и профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных. Еще одно новое направление — это совершенствование организации онкологической помощи.
Кроме проекта «Здоровье» важно отметить областную целевую программу «Модернизация здравоохранения Ульяновской области на 2011—2012 гг.», в рамках которой было запланировано 2,1 млрд руб., в том числе 1,5 млрд руб. из средств федерального бюджета и 0,6 млрд руб. из средств консолидированного бюджета Ульяновской области.
«Здоровая» ситуация в регионе напрямую влияет на уровень человеческого капитала. Представленный анализ свидетельствует о том, что показатели эффективности функционирования системы здравоохранения хоть и медленными темпами, но все же растут, что является залогом повышения уровня здоровья населения региона. Однако анализ показывает наличие и ряда проблем. Изначально следует отметить проблему роста числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные заболевания), что в первую очередь ложится бременем на трудоспособное население. Преодоление трудностей, связанных с заболеваниями социального характера, требует
комплексного подхода, который возможен только на государственном уровне за счет целенаправленных скоординированных действий соответствующих ведомств в сотрудничестве с региональными и муниципальными органами власти.
В системе здравоохранения, как в стране так и в регионе, существуют серьезные проблемы:
— ограниченность государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также их несбалансированность с финансовыми ресурсами. В связи с этим увеличивается плата за оказание медицинской помощи в неконтролируемых формах, доступность медицинской помощи для населения снижается. В наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои населения;
— неэффективное использование ресурсов в системе здравоохранения. Система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи.
Особо необходимо отметить проблему высокого уровня смертности. В условиях высокой и продолжающей расти смертности крайне мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения — а ведь именно это формирует сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Для снижения уровня смертности граждан трудоспособного возраста предлагаются мероприятия, которые заключаются:
1) в сокращении уровня заболеваний сердечнососудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий;
2) в улучшении материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также в развитии системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
3) в сокращении уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения;
4) в сокращении уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики (активная помощь реализации нац-проекта и целевых программ).
В рамках «Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г.» по направлению «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» поставлена цель по обеспечению сохранения здоровья населения и профилактики заболеваний, а также по соответствию требованиям, касающихся оказания качественных медицинских услуг, направленных на сокращение преждевременной смертности населения. Необходимо отметить, что в связи с увеличением среднего возраста населения и увеличением доли лиц пожилого возраста потребность в оказании медицинских услуг будет возрастать, нагрузка на медицинские учреждения значительно увеличится. Необходимо качественное развитие системы здравоохранения, направленное в первую очередь на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни населения. В целях улучшения политики здравоохранения региона по общим вопросам целесообразно проведение работы по следующим направлениям:
1) увеличение доли посещений населения учреждений здравоохранения с профилактической целью, в том числе за счет увеличения количества профилактических осмотров всех видов, включая работающее население, льготные категории граждан;
2) проведение социологических опросов по распространенности курения взрослого населения, учащихся с последующим анализом опросов (результаты должны быть доведены до сведения заинтересованных организаций в целях разработки плана мероприятий по профилактике потребления табака);
3) разработка и тиражирование памяток для населения с рекомендациями по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;
4) организация семинаров-тренингов, мастер-классов по первичной профилактике различных негативных зависимостей среди молодежи, а также различных семинаров для родителей и педагогов по выработке активной жизненной позиции у детей и ориентации на здоровый образ жизни;
5) развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
6) использование красочных плакатов в коридорах медицинских учреждений в качестве некоторого аспекта психологического воздействия;
7) разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками. Здесь интересно отметить тот факт, что осенью 2012 г. была предпринята попытка внести на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект об увеличении возрастного ценза для покупки алкогольной продукции и табачных изделий с 18 до 21 года. Однако Росалкогольрегулирование (РАР) не поддержало данный законопроект, обосновывая тем, что лицо, достигшее 18-летнего возраста, уже имеет право вступать в брак и совершать самостоятельные сделки с недвижимым имуществом, которые имеют более значительные последствия, нежели покупка товаров указанной категории. На взгляд автора, данная ситуация имеет двоякий смысл: с одной стороны, расширение возрастных границ, разрешающих приобретение и распитие алкогольных напитков, можно расценивать как ограничение прав и свобод человека, так как в российском законодательстве определены рамки совершеннолетия, которые позволяют совершать правомерные сделки и вступать в отношения различного рода; с другой стороны, проблема алкогольной зависимости значительной доли населения нашей страны (в особенности в сельской местности) — это проблема масштабного характера, имеющая крайне отрицательные последствия. В связи с этим предлагается рассмотреть данное мероприятие как временное в целях регулирования ситуации на конкретной территории; по итогам ежегодного мониторинга руководство субъекта РФ может принять решение о продлении действия данного положения, либо его отмене при наличии устойчивой положительной динамики;
8) организация детского отдыха в период летних каникул, субсидирование из областного бюджета части стоимости путевок;
9) улучшение информированности о проведении Дня донора;
10) организация бесплатного медицинского осмотра с составлением графика приема узких специалистов. В первую очередь это направлено на поддержание здоровья работающего населения,
поскольку из-за высокой занятости и нехватки свободного времени у многих отсутствует возможность своевременного посещения врача и проверки состояния здоровья. Как результат, большое количество людей, ежегодно наблюдаясь у специалистов, смогут контролировать свое здоровье, а это значит, что заработает система профилактики и раннего выявления заболеваний, позволяющая вести более эффективное лечение. Предлагается проводить подобные осмотры касательно сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, заболеваний эндокринной системы (в связи с неблагоприятной экологической ситуацией в регионе), проверки зрения, заболеваний суставов и опорно-двигательного аппарата (в связи с высоким уровнем работающих по «сидячему» принципу), заболеваний системы пищеварения (в связи с организацией неправильного питания).
В настоящее время реализуется Концепция развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Ульяновской области, ориентированная прежде всего на охрану здоровья женщин и детей, на профилактику и борьбу с заболеваниями социального характера, на выполнение программы государственных гарантий по оказанию населению области бесплатной медицинской помощи, на рациональное использование лечебной базы, на внедрение новых организационных форм деятельности лечебно-профилактических учреждений, на развитие сельского здравоохранения.
Эффективными мероприятиями являются реализация национальных проектов и программ. Например, по программе «Модернизация здравоохранения» за 2011-2012 гг. в здравоохранение планировалось поступление в общей сложности около 4,7 млрд руб. К 2016 г. в каждом районном центре должен быть построен свой современный физкультурно-оздоровительный комплекс. В ближайшие годы планируется завершить строительство в Ульяновске Дворца хоккея, Дворца единоборств, легкоатлетического манежа, Центра художественной гимнастики.
В системе человеческих ценностей здоровью человека отведено центральное место. Капитал здоровья, как было отмечено ранее, является основной структурной составляющей человеческого капитала. Именно от того, насколько высок уровень здравоохранения в регионе (стране), зависит простое человеческое существование. В силу таких
характеристик современной трудовой жизни, как ненормированный рабочий день, стресс, переутомление, сохранить здоровье человеческого капитала региона—это первостепенная задача, реализуемая посредством оказания своевременной качественной медицинской помощи, которая способствует началу проведения профилактических мероприятий.
За последние годы существенно обострилась проблема неравенства регионов, связанная в том числе и с различным уровнем финансирования здравоохранения. В связи с этим регионы предлагают развивать систему здравоохранения при помощи привлечения средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников. Социально-экономическое развитие Ульяновской области за последние годы характеризуется в целом положительной динамикой по большинству направлений. Продолжает улучшаться демографическая ситуация, произошли позитивные изменения ряда показателей, характеризующих уровень здоровья населения области, проделана определенная работа для внедрения инновационных направлений в развитии регионального здравоохранения, однако, к сожалению, по некоторым важнейшим показателям наблюдается отрицательная динамика. Несмотря на
это, правительство Ульяновской области уделяет вопросам улучшения ситуации в здравоохранении особое внимание, считая эту деятельность одной из приоритетных.
Список литературы
1. Тугускина Г. Моделирование структуры человеческого капитала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 9.
2. Отчет министра здравоохранения Ульяновской области о деятельности министерства здравоохранения Ульяновской области за 2011 г. URL: http://www. zsuo. ru/deyatelnost/doklady-otchety/2831 -otchet-ministra-zdravookhraneniya-ulya-novskoj-oblasti-o-deyatelnosti-ministerstva-zdravo-okhraneniya-ulyanovskoj-oblasti-za-2011-god. html (дата обращения: 11.11.2012).
3. Реализация приоритетных национальных проектов в Ульяновской области. URL: http://pnp. ulgov. ru/327/728/888.html (дата обращения: 20.11.2012).
4. Состояние здоровья населения и организация медицинской помощи / министерство здравоохранения Ульяновской области. URL: http://www. med. ulgov. ru/about/vistupleniya/1354.html (дата обращения: 5.12.2012).