ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ Басова А.Г.1, Карамова О.В.2
'Басова Анастасия Геннадьевна - студент, факультет международных экономических отношений; 2Карамова Ольга Владимировна - научный руководитель, доктор экономических наук, доцент, профессор,
департамент экономической теории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: на сегодняшний день в экономической политике государства особое значение придается совершенствованию и развитию системы здравоохранения в России. Система здравоохранения имеет не только социальную направленность, но и экономическую, так как непосредственно участвует в рыночных отношениях. Состояние системы здравоохранения, состояние здоровья граждан заранее предопределяют экономическое благополучие страны, количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов и социально-экономическую активность населения. Данные аспекты оказывают прямое влияние на микро-и макроэкономические показатели страны (ВВП, национальный доход, количественные характеристики экспорта и импорта, уровень производительности труда и другие). Ключевые слова: здравоохранение, экономические показатели, модернизация и развитие, экономика здравоохранения, медицинские аспекты, экономический рост, медицинская помощь.
По данным Всемирного банка, на 1 июля 2016 года, на сегодняшний день Россия занимает 13 место среди мировых экономик. Чтобы Россия заняла лидирующие позиции в списке и поднялась на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния, необходимо первоначально провести реформы в системе здравоохранения.
Под термином «здравоохранение» понимается общественно-социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения. Особенность текущей системы здравоохранение - это его организационная перестройка. Она включает в себя многоукладность видов медицинской помощи [8].
Медицинской и экономической науками признается взаимосвязь здравоохранения и экономики. Здравоохранение населения страны влияет на экономический потенциал данного государства. Улучшение здоровья рабочей силы усиливает экономический рост, повышает производительность труда, следовательно, приводит к созданию высококачественной продукции. При осуществлении экономической политики государства необходимо уделить особое внимание здоровью населения.
Существует особая наука - экономика здравоохранения. Под термином экономика здравоохранения, понимается отраслевая экономическая наука, которая подробно изучает и рассматривает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов здравоохранения, управления данными ресурсами для удовлетворения потребностей граждан страны в здоровье и медицинских услугах. Более того, данная наука выполняет особо важную функцию - сохранение и укрепление здоровья населения [11].
Состояние системы здравоохранения влияет на развитие народного хозяйства, как целой страны, так и отдельных ее регионов посредством сохранения здоровья граждан. Важны следующие показатели: снижение смертности в младенческом и трудоспособном возрастах, снижение заболеваемости взрослых и детей, снижение инвалидизации, увеличение средней продолжительности жизни граждан.
Согласно, сборнику Министерства здравоохранения РФ «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения», существуют следующие основные показатели системы здравоохранения в России [13].
Наименование 2014 год 2015 год
Число медицинских организаций 8484 8045
Численность коечного фонда 11379998 1097135
Средняя занятость одной койки (дни) 320 317
Летальность (%) 1,61 1,72
Численность врачей (тысяч человек) 542,4 543
Мощность МО 3302219 3314116
Численность среднего медицинского персонала 1343 1310
Анализируя статистические данные таблицы 1, можно отметить, что число медицинских организаций уменьшилось на 440 организаций. Такое изменение может отрицательно повлиять на здоровье населения. С одной стороны, из бюджета будет затрачено меньше финансовых средств на содержание медицинских организаций - это положительный аспект. С другой стороны, такое сокращение может привести к большей смертности населения в регионах. Средняя занятость одной койки уменьшилась на 3 дня, численность врачей увеличилась на 0,6 тысяч человек.
Не вызывает сомнения, что здоровье населения имеет прямо пропорциональное влияние на экономику. Общие экономические потери, связанные со снижением количественных и качественных показателей в системе здравоохранения, делятся на прямые экономические потери и косвенные экономические потери.
К первым относятся затраты на оказание медицинских услуг, в случае заболеваемости, стационарное и курортное лечение, санитарно-гигиеническое обслуживание, научно-исследовательские проекты и труды. Также к прямым экономическим потерям относят: пособия по социальному страхованию граждан и пенсии по инвалидности [12].
К косвенным экономическим потерям относят: снижение производительности труда, в результате заболевания, снижение национального дохода, в случае смерти людей в трудоспособном возрасте.
Современная система здравоохранения нуждается в модернизации и быстром развитии. На мой взгляд, проведение реформ в данной сфере необходимо по следующим, особенно важным причинам:
1) Изменение демографической ситуации. По данным таблицы 2 [1] можно заметить, что, начиная с 2013 года, количество родившихся человек превышает количество умерших, однако разница в числах достаточно мала. Необходимо добиться более высоких результатов. Таким образом, будет расти ценность здоровья в системе всех расставленных приоритетов современного общества. На сегодняшний день уже создано большое количество новых медицинских и социальных технологий, которые в дальнейшем должны повлиять на сложившуюся ситуацию.
Таблица 2. Динамика демографической ситуации в России
Годы Всего, тыс. человек
Родившихся Умерших Естественный прирост, убыль населения
2005 1457,4 2303,9 -846,5
2010 1788,9 2028,5 -239,6
2011 1796,6 1925,7 -129,1
2012 1902,1 1906,3 -4,2
2013 1895,8 1871,8 24,0
2014 1942,7 1912,3 30,4
2) Благодаря развитию и модернизации современной системы здравоохранения существенно повышаются возможности влияния на показатели здоровья населения.
Таблица 3. Заболеваемость населения по основным классам, группам и отдельным болезням
Зарегистрировано заболеваний у пациентов - всего С диагнозом, установленным впервые в жизни
2010 2014 2015 2010 2014 2015
Все болезни, тыс. чел. 226160 231135 235009 111428 114721 114989
Инфекционные болезни 6898 6564 6696 4690 4434 4504
Болезни крови 5847 6237 6473 1540 1629 1694
Болезни системы кровообращения 32436 32850 34003 3735 4285 4205
Болезни органов дыхания 54187 55827 55873 46281 48568 48708
Болезни кожи 8794 8808 8933 6886 6740 6767
Осложнения беременности 3759 3722 3724 2889 2778 2801
Анализируя ситуацию по данным таблицы 3, [5] можно сказать, что необходимо увеличить количество современного медицинского оборудования и лечебных препаратов, так как тенденция количества болезней у населения возрастает. По сравнению с 2010 годом на конец 2015 года количество заболеваемости населения увеличилось почти на 10 000 тыс. человек. Более того, необходимо проведения специальных научных исследований в медицине, которые возможно осуществить только в хорошо оснащенных лабораториях.
Важно проанализировать ситуацию заболеваемости по субъектам Российской Федерации. Статистические данные представлены в таблице 4 [14].
Таблица 4. Заболеваемость всего населения по субъектам РФ за 2014 - 2015 года
Субъекты Федерации Всего болезней (абсолютные числа) Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (абсолютные числа)
2014 2015 2014 2015
Центральный Федеральный округ 27801828 27276004 1018566 967066
Северо-Западный федеральный округ 11797128 12149971 522915 483845
Южный федеральный округ 9955049 9716319 300626 267435
Северо-Кавказский федеральный округ 6444509 9716319 300626 267435
Приволжский федеральный округ 25929625 25855659 969058 904239
Уральский федеральный округ 10010443 9909723 460565 601258
Сибирский федеральный округ 16616557 16381095 681248 601258
Дальневосточный федеральный округ 5008420 4832921 222198 197995
Крымский федеральный округ 1229862 1211225 74215 46599
Можно заметить, что единой тенденции к снижению или повышению заболеваемости нет. В таких федеральных округах как: Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный и Крымский - количество больного населения уменьшилось с 2014 по 2015 год. В федеральных округах: Северо-Западный и Северо-Кавказский количество больного населения увеличилось. Особенно яркие изменения произошли в Северо-Кавказском федеральном округе, изменения составили 3271810.
Все методы улучшения качества здоровья жизни человека возможно только при достаточном инвестировании в медицинскую сферу.
Система здравоохранения в России еще не обеспечивает высокое качество и доступность медицинской помощи. За последние 5 лет государством сделаны существенные инвестиции в медицинскую сферу.
Таблица 5. Динамика инвестиционной деятельности в медицинской сфере
2005 2010 2011 2012 2013 2014
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 94806 196182 216335 255759 222531 195385
В % от общего объема инвестиций в основной капитал в экономику 2,6 2,1 2,0 2,0 1,7 1,4
По данным таблицы 5, [7] видно, что 2012 и 2013 году было больше всего поступлений инвестиций в медицину, резкое сокращение инвестиций в 2014 году связано с мировым экономическом кризисом. По данным Минздрава России - основным источником финансирования является консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов РФ. В 2012 году расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 191, 9 млрд. рублей, расходы муниципальных образований РФ - 150 млрд. рублей.
Таблица 6. Распределение больничных учреждений по уровню подчиненности, 2015 год
Субъекты Федерации Федерального подчинения Подчинение субъекту Федерации Муниципального подчинения
Число больниц Число коек Число больниц Число коек Число больниц Число коек
Российская Федерация 143 51636 4187 965316 358 80182
Центральный Федеральный округ 51 21149 995 254048 7 2991
Северо-Западный Федеральный округ 22 10469 407 92550 5 1589
Северо-Кавказский Федеральный округ 7 809 292 63897 13 1811
Приволжский Федеральный округ 15 6267 955 216577 - -
Уральский Федеральный округ 9 2899 275 68039 97 19043
Сибирский Федеральный округ 20 4379 670 140004 70 13453
Дальневосточный Федеральный округ 3 375 297 52566 - -
Крымский Федеральный округ - - 73 17319 - -
Главное медицинское управление Управления делами Президента РФ 7 2292 - - - -
Как видно из таблицы 6, что касается больничных учреждений в субъектах федерального подчинения, то большее количество медицинских организаций находится в Центральном Федеральном округе - 143, затем идет Северо-Западный Федеральный округ - 22 и Сибирский Федеральный округ - 20. В подчинение субъекту Федерации первая тройка состоит из Центрального Федерального округа - 995, Приволжского Федерального округа - 955 и Сибирского Федерального округа - 670. В столбце «Муниципального подчинения» данные по большинству субъектов РФ отсутствуют.
В 2015 году была проведена третья конференция «Инвестиции в здравоохранение». Были обсуждены глобальные проблемы медицины, такие, как смертные заболевания, детская рождаемость и смертность, поставка в РФ современного медицинского оборудования и лечебных препаратов. Однако все финансово-экономические проекты не уменьшили отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран. Оно значительно сильней, чем в других ключевых отраслях экономики. Таким образом, чтобы совершить скачок в ситуации с состоянием здоровья граждан, медицинской отрасли необходимы инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
По данным концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, основной целью является формирование системы, которая будет обеспечивать доступность медицинской помощи и повышать эффективность и качество медицинских услуг. Данная медицинская помощь должна будет соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения. [2]
Анализируя текущую ситуацию в системе здравоохранения, можно выделить следующие задачи, которые необходимо незамедлительно решить.
1) Обеспечение полных государственных гарантий на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме. Для этого необходимо правильно распределить ресурсы, которые в дальнейшем будут затрачены, конкретизировать виды, объемы и порядок предоставление гарантий на бесплатную медицинскую помощь.
2) Модернизация системы страхования, в том числе развитие добровольного медицинского страхования [9]. Следует предпринять следующие действия: повысить ответственность страховых медицинских организаций, вести страховые взносы на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей, установить единые требования к определению размера взносов субъектов РФ на обязательное медицинское страхование, создать специальную единую систему управления качеством, как бесплатной, так и платной медицинской помощи.
3) Существенное повышение эффективности системы организации медицинской помощи.
4) Массовая ежегодная профилактика хронических заболеваний и заболеваний инфекционного характера.
5) Развитие массовой культуры физического воспитания и активности, которая должна охватывать все возрастные группы страны.
6) Улучшение лекарственного обеспечения населения.
7) Информатизация современного здравоохранения.
8) Модернизация и развитие медицинской науки, увеличение числа инновационных проектов в сфере современного здравоохранения. Более того, чтобы правильно внедрить инновационные проекты, необходимо повысить квалификацию медицинских работников и создать для них специальную систему повышения мотивации к качественному и количественному труду.
9) Следует усовершенствовать систему охраны здоровья населения.
10) Незамедлительная реализация национального проекта «Здоровье» (2009-2012 годы).
Основными целями данного проекта является:
• Укрепление здоровья населения РФ;
• Снижение уровня заболеваемости;
• Повышение доступности бесплатной и частной медицинской помощи;
• Развитие профилактического течения в здравоохранение.
В апреле 2009 года в проект было включено еще два жизненно важных направления: формирование ЗОЖ у Российских граждан и снижение уровня заболеваемости и смертности от туберкулеза [3].
Что касается финансовой части проекта, то известны следующие статистические данные в 2006 году было выделено - 78,98 млрд руб.; в 2007 году - 131,3 млрд руб.; в 2008 - 145,8 млрд руб.; в 2009-2012 годах - 676,8 млрд руб.; на 2012-2015 предусматривалось около 713,2 млрд руб.;
Осуществив часть реализации проекта в 2010 году заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, заявил, что увеличение продолжительности жизни больше, чем на один год - это успех приоритетных национальных проектов. [4] В июле 2007 года переподготовку прошли 5834 врача. Были выданы дополнительные премиальные в размере 6,6 млрд рублей выдающимся и отличившемся медицинским работникам.
Развитие сети и материально-технической базы лечебно-профилактических организаций можно представить в виде следующей таблицы 7 [5].
2005 2011 2012 2013 2014
Число больничных организаций 9479 6343 6172 5870 5638
Число больничных коек 1575,4 1347,1 1332,3 1301,9 1266,8
Диспансеры 1433 967 840 794 747
Дома ребенка 254 218 207 194 176
Скорая медицинская помощь 49 49 48 48 47
Амбулаторно-поликлинические организации 21783 16262 16537 16461 17106
По данным таблицы можно подчеркнуть следующее:
1) Число больничных и амбулаторно-поликлинических организаций уменьшилось, соответственно, на 4000 и 5000 зданий. Это связано с тем, что оснащенность больниц медицинским оборудованием и стационарными койками стало на уровень выше, и поэтому нет необходимости открывать много больничных организаций и вкладывать государственный бюджет в данные заведения.
2) Дома ребенка также имеют тенденцию снижения. Это положительный фактор, который говорит о том, что число детей-сирот становится меньше с каждым годом, более того, число родившихся детей инвалидов или недоношенных младенцев, благодаря новым медицинским технологиям (например, инкубатор для младенцев) и высококвалифицированным врачам уменьшается.
Благодаря осуществлению данных задач к 2020 году планируется улучшить здоровье и качество жизни граждан РФ. Была определена тенденция, согласно которой, смертность от болезней системы кровообращения снизится не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случае и травм в 2 раза, уменьшение материнской и младенческой смерти в 1,5 раза. Амбулаторная помощь увеличится в 1,3 раза. Такой показатель говорит о том, что профилактическая медицина позволит выявлять заболевания уже на самых ранних стадиях.
Для достижения поставленных целей за 12 лет, с 2008 по 2020 год, планируется увеличить долю государственных расходов в медицинскую сферу с 3,6% до 5,5% ВВП.
Таким образом, система здравоохранения России сейчас находится в процессе модернизации и развития. Каждый год происходит улучшение материальных ресурсов медицинской сферы, увеличивается число высококвалифицированных врачей, выделяются крупные суммы финансовых средств из государственного бюджета и привлекаются иностранные инвесторы. Россия взяла путь на инновационное переоснащение текущей системы здравоохранения по государственной программе РФ «Развитие здравоохранения». Из бюджетов всех уровней будет выделено 33 трлн. рублей на формирование профилактической среды, повышение качества медицинской помощи и повышение уровня заработной платы в медицинской отрасли. [6]
Продолжается действие программы «Земский доктор». В этом году возраст участников был увеличен до 50 лет. В 2015 году было выполнено только 55% от плана. В 2015 году 19 000 врачей переехали из города в село. [10]
Список литературы
1. Федеральная служба государственной статистики, Здравоохранение в России. [Электронный ресурс]. 2015 год. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.04.2017).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.) (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
3. РИА Новости, Национальный проект «Здоровье». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/society/20090512/170852739.html/ (дата обращения: 10.04.2017).
4. Личные финансы, ИТАР-ТАСС Анна Баженова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ami-tass.ru/article/60894.html/ (дата обращения: 09.04.2017).
5. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. Москва, 2015.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health /info/ (дата обращения: 10.04.2017).
7. Минздравсоцразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/ (дата обращения: 08.04.2017).
8. Вялков А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А.И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением, 2002. № 1.
9. Проблемы законодательного обеспечения обязательного медицинского страхования в РФ // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.
10. Российская газета, «Что ждет систему здравоохранения в 2016 году?». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/01/12/reforma.html/ (дата обращения: 08.04.2017).
11. Здоровье и народная медицина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://медпортал.сот/ (дата обращения: 07.04.2017).
12. Ухлин Д.А. «Современные аспекты функционирования сферы здравоохранения в условиях инновационного развития экономики страны» / Современные аспекты экономики, 2010. № 1.
13. Сборник «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Основные показатели здравоохранения» Часть 6. Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга и анализа. Москва, 2016.
14. Сборник «Заболеваемость всего населения России в 2015 году», Министерство здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2016.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ И МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ Толкачева О.П.
Толкачева Ольга Петровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются преступления, совершаемые при учете реализации, на примере ГСМ. Раскрыты особенности данных преступлений. Указаны методы, используемые при выявлении экономических правонарушений.
Ключевые слова: подакцизные товары, экономические правонарушения, горюче-смазочные материалы, автозаправочные станции, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль.
В любой сфере деятельности, а тем более связанной с реализацией подакцизных товаров, совершаются различные экономические правонарушения.
Именно от того как финансово функционируют хозяйствующие субъекты, напрямую зависит и экономическая стабильность государства [1, с. 37].
Среди основных проблем борьбы с правонарушениями в сфере экономики можно выделить:
- недостаточность способности контролирующих органов надлежащим образом реагировать на изменения хозяйственных отношений;
- рост изменения хозяйственных отношений и маневренность экономических субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм;
- не всегда законодательство успевает за реальностью экономической жизни или позволяет слишком широко трактовать экономические взаимоотношения, что в свою очередь негативно отражается на хозяйственных правах граждан и юридических лиц.
Основными причинами несоответствия автозаправочной станции, установленным требованиям являются:
- технические, т.е. мощность установленной топливораздаточной аппаратуры используется не в полной мере, она устарела или несовершенна (низкая точность отпуска топлива);
- организационные, т.е. поставки необходимых видов топлива осуществляются несвоевременно, специализация АЗС не оптимальна (нехватка количества дизельных и избыток бензиновых ТРК), на АЗС существует разделение на обслуживание, как по кредитным картам, так и за наличный расчет, количество оказываемых услуг минимально;