Научная статья на тему 'Обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения'

Обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2507
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФОНД / БЮДЖЕТ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Н.В., Лопаткин Д.С.

В статье рассматривается обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения одной из самых главных составляющих социальной сферы. Финансирование здравоохранения становится все более важной проблемой во всех частях света. Благодаря созданию фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) происходит сохранение принципов общественного финансирования и обеспечение для всех граждан возможности получения медицинской помощи и лекарственных средств по потребности вне зависимости от места работы и уровня благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения»

10 (538) - 2013

Страхование

Удк 364.32.

обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения

Н. В. ЖУРАВЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Е-mail: juravleva2005@mail. ш

Д. С. ЛОПАТКИН, преподаватель кафедры финансов Е-mail: dreiven118@mail. т Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье рассматривается обязательное медицинское страхование как источник финансирования здравоохранения - одной из самых главных составляющих социальной сферы. Финансирование здравоохранения становится все более важной проблемой во всех частях света. Благодаря созданию фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) происходят сохранение принципов общественного финансирования и обеспечение для всех граждан возможности получения медицинской помощи и лекарственных средств по потребности вне зависимости от места работы и уровня благосостояния.

Ключевые слова: здравоохранение, страховая медицинская организация, фонд, бюджет, обязательное медицинское страхование.

Медицинское обслуживание населения является одним из самых важнейших элементов социального и экономического развития. Здравоохранение -область экономики, выполняющая функции диагностирования и профилактики болезней, лечения, фармакологии, санитарно-эпидемиологические, реабилитационные [3]. В Российской Федерации до мая 2012 г. за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование отрасли отвечал Минздравсоцразвития России. Сейчас охраной здоровья граждан занимается Министерство

здравоохранения РФ. Масштабы сферы и динамика ее развития, а также уровень доступности для населения медицинского обслуживания характеризуют данные табл. 1 [6].

В современном мире потери от заболеваний и преждевременной смертности составляют около 15 % ВВП [4]. Человек является главным в производительных силах общества. Задача здравоохранения оберегать, поддерживать и восстанавливать здоровье человека. При достаточной эффективности подобной деятельности в стране происходит:

- снижение смертности и заболеваемости;

- рост производительности труда;

- увеличение трудоспособного периода граждан.

Все это способствует:

- увеличению благосостояния народа;

- росту национального дохода всей страны в целом.

Таков важнейший вклад здравоохранения в экономику.

В 1991 г. была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан, цель которого - обеспечивать интересы населения в охране здоровья. Таким образом, происходит перевод финансирования основной массы медицинских услуг на страховые принципы.

Таблица 1

Динамика развития здравоохранения в РФ в 1990-2010 гг.

Год Численность врачей всех специальностей, тыс. чел. Число больничных учреждений, тыс. Число коек в больничных учреждениях, тыс. Число больничных коек, ед. на 10 тыс. населения Число поликлиник, тыс.

1990 667,3 12 772 2 037,8 137,5 21,5

1995 653,7 12 064 1 850,5 125,8 21,1

2000 680,2 10 704 1 671,6 115,0 21,3

2005 690,3 9 479 1 575,4 111,3 21,8

2009 711,3 6 454 1 373,4 96,8 15,3

2010 715,8 6 308 1 339,5 93,7 15,7

Страхователями по ОМС являются юридические лица - работодатели, для неработающих граждан - государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Застрахованными лицами по ОМС считаются физические лица, в пользу которых заключается договор страхования.

Страховщики - страховые компании, которые имеют лицензию на право осуществления данного вида страхования.

Договор ОМС имеет двусторонний характер:

- с одной стороны, договор заключается между страховой организацией и медицинским учреждением;

- с другой - между страховой организацией и страхователем.

Страхование данного вида осуществляется по двум программам:

1) базовая программа ОМС, которая разработана Министерством здравоохранения РФ. Финансирование происходит из Федерального фонда ОМС (ФФОМС).

2) территориальная программа ОМС, которая утверждается органами исполнительной власти субъекта РФ. Финансирование происходит из территориальных фондов ОМС (ТФОМС).

Обязательное медицинское страхование обеспечивает получение следующей медицинской помощи:

- скорой медицинской помощи при внезапных заболеваниях, которые угрожают жизни человека;

- профилактики и диагностики заболеваний, лечения в амбулаторных условиях и на дому;

- неотложной стоматологической помощи, стоматологической помощи лицам до 18 лет, пенсионерам, инвалидам, женщинам, имеющим детей до 3 лет [1].

Рассмотрим динамику и современное состояния такой отрасли, как обязательное медицинское страхование.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N° 326-ФЗ «Об обязательном медицинс-

ком страховании в Российской Федерации» (далее -закон) одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного медицинского страхования за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых страхователями.

Источники, за счет которых формируются средства обязательного медицинского страхования в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования, представлены в табл. 2.

На 01.01.2012 для обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и территориальных фондах обязательного медицинского страхования зарегистрировано 10,3 млн страхователей для работающих граждан. Из них:

- юридические лица - 5,3 млн, или 51,5 %;

- индивидуальные предприниматели - 4,9 млн, или 47,6 %;

- страхователи для неработающих граждан - 84.

Согласно данным отчета по форме № 0503117

«Отчет об исполнении бюджета» в 2011 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило средств из всех источников - 904,6 млрд руб., что на 329,6 млрд руб., или на 57,3 % больше, чем в 2010 г.

Значительный рост ресурсов в системе обязательного медицинского страхования в 2011г. связан с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2 п.п.: с 3,1 до 5,1 %. За счет указанного роста тарифа страхового взноса в 2011-2012 гг. осуществлялось финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения.

Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование и налоговых платежей

Таблица 2

Формирование средств обязательного медицинского страхования в бюджетах территориальных фондов ОМс в 2010-2011 гг.

Показатель Поступило доходов в бюджет, млн руб. Темп роста 2011 Прирост (+), снижение (-) структура поступлений, °%

2010 2011 к 2010, % 2010 2011

Доходы ТФОМС, всего 575 056,7 904 632,6 157,3 329 575,9 100 100

Страховые взносы на ОМС работающего 183 225,6 226 458,9 123,6 43 233,3 31,9 25,0

населения, налоговые доходы (включая

недоимку, пени, штрафы)

В том числе:

- страховые взносы на ОМС работающего 164 022,5 220 744,2 134,6 56 721,7 28,5 24,4

населения

- страховые взносы на ОМС неработаю- 213 924,2 276 814,1 129,4 62 889,9 37,2 30,6

щего населения (с учетом недоимки)

Средства ФОМС, передаваемые бюджетам 91 126,9 291 340,6 319,7 200 213,7 15,8 32,2

территориальных фондов ОМС

В том числе:

- дотации ФОМС 86 175,3 95 954,3 111,3 9 779,0 15,0 10,6

- субсидии бюджетам ТФОМС на реали- - 190 423,0 - - - 21,1

зацию региональных программ модерни-

зации здравоохранения

Прочие безвозмездные поступления от дру- 91 731,7 114 982,3 126,1 22 776,9 15,9 12,7

гих бюджетов бюджетной системы и другие

поступления

в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования составило 226,5 млрд руб. (из них страховых взносов на ОМС - 220,7 млрд руб.), что на 43,2 млрд, или 23,6 % больше аналогичных поступлений в 2010 г.

В доход бюджета ФФОМС было уплачено страховых взносов на обязательное медицинское страхование и налоговых платежей в размере 327,2 млрд руб., что в 3,4 раза больше, чем за 2010 г. (97,1 млрд руб.).

В системе обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2011 застраховано 141,4 млн чел. В том числе:

- работающих граждан - 57,9 млн чел.;

- неработающих граждан - 83,5 млн чел.

В 2011 г. создан единый регистр лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. По данным регионального сегмента единого регистра, численность лиц, застрахованных по состоянию на 01.04.2011, составила 140,1 млн чел. Из них:

- работающих - 56,2 млн чел., или 40,1 % от общей численности застрахованных;

- неработающих - 83,9 млн чел., или 59,9 %.

Из общей численности застрахованных лиц:

- в трудоспособном возрасте - 83,6 млн чел., или 59,7 % от численности застрахованных;

- моложе трудоспособного возраста - 23,6 млн чел., или 16,8 %;

- старше трудоспособного возраста - 32,9 млн чел., или 23,5 %.

В 2011 г. в среднем по Российской Федерации на 1 застрахованного жителя в ТФОМС поступило с учетом дотаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования 4 236,6 руб., что на 839 руб., или 24,7 % больше, чем в 2010 г. (3 397,6 руб.).

При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых вносов на обязательное медицинское страхование и налоговых платежей (с учетом дотаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования) - 5 568,5 руб., что на 21,6 %, или 988,9 руб. больше, чем в предыдущем году. А на 1 неработающего - 3 313,4 руб.: рост составил 29,2 %, или 749,2 руб.

С 01.01.2011 каждый гражданин России может сам выбрать страховые медицинские организации (СМО). Происходит усиление конкуренции на страховом рынке, так как теперь организация ведет «борьбу» за каждого потенциального клиента.

Сократилось число организаций, предлагающих услуги в системе ОМС. На начало 2011 г. в системе обязательного медицинского страхования работали 95 СМО. В первом полугодии 2012 г. их осталось 72. При этом большинство населения (около 70 %) застраховано в 10 страховых медицинских организациях. Имеется огромное количество мелких

организаций, которые не могут оказывать в должной степени высококачественные медицинские услуги. Поэтому политика государства направлена на сокращение «слабых» СМО или их укрупнение. В связи с этим с 01.01.2012 возросли требования к уставному капиталу таких компаний - с 30 до 60 млн руб.

Увеличивается число медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования:

- в 2010 г. - 8 162;

- в 2011 г. - 8 252;

- в 2012 г. - 8 543.

Также возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС:

- в 2010 г. - 618;

- в 2011 г. - 642;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 2012 г. - 739.

В 2013 г. число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф. Рост количества медицинских организаций усиливает конкуренцию на рынке обязательного медицинского страхования и расширяет для застрахованных граждан возможности выбора.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» ввел финансовые гарантии обеспечения системы обязательного медицинского страхования платежами на неработающих граждан. Это способствует выравниванию условий оказания медицинской помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему -порядка 300 млрд руб.

С 01.05.2011 введен в обращение новый полис ОМС. Его вручат людям, которые поменяли фамилию, имя, отчество, СМО, или же новорожденным. Остальным необходимо будет получить такой полис до 01.01.2014.

В 2011-2012 гг. системе обязательного медицинского страхования на программы субъектов Российской Федерации выделили 620 млрд руб. На 01.12.2011 на финансирование программ Федеральным фондом ОМС было направлено более 171 млрд руб. Всего в региональные бюджеты перечислено 190 млрд руб. Еще 107 млрд руб на программы модернизации направят сами регионы. Программы реализуются во всех субъектах РФ. Мероприятия осуществляются в соответствии с планами-графиками. Из 8,2 тыс. лечебных учреждений, работающих в системе ОМС,

ремонт будет осуществлен в 3,6 тыс. организаций. Для 5,2 тыс. лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) запланировано приобретение медицинского оборудования (всего около 200 тыс. ед., или 35-36 на одно учреждение). В большинстве регионов приобретаются современные оснащенные автомобили скорой медицинской помощи [6].

По заявлению министра здравоохранения РФ, к 2015 г. емкость системы здравоохранения должна увеличиться более чем в два раза и составить 1,4 трлн руб. По мнению министра, к 2018 г. объем финансирования здравоохранения будет составлять 5,4 % ВВП. Уровень заработной платы врачей повысится на 200 % от среднего по региону, младшего медицинского персонала - на 100 %.

Увеличение заработной платы будет происходить за счет перехода на полный тариф оплаты медуслуги и пересмотра стандартов оказания медицинской помощи [2].

По данным Росстата, за I квартал 2012 г. среднемесячная зарплата работников государственного здравоохранения составила менее 18 тыс. руб., что не превышает 73,5 % средней зарплаты по экономике страны. Зарплата работника муниципального учреждения - 14,6 тыс. руб., или 62,7 % средней зарплаты по стране [5].

В настоящее время обязательное медицинское страхование как система финансирования здравоохранения играет три важные взаимосвязанные роли:

- мобилизует финансовые средства для здравоохранения;

- объединяет их для распределения финансовых рисков, связанных с оплатой услуг;

- использует имеющиеся финансовые средства на приобретение и предоставление требуемых медико-санитарных услуг.

Список литературы

1. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

2. Россия и мир. URL: http://expert. ru/2012/06/6/ prestizh-professii/.

3. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2010.

4. Финансы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «финансы и кредит» / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011.

5. URL: http://www. rbc. ru/rbcfreenews/201210051 24655.shtml.

6. URL: http://ora. ffoms. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.