удк 94(470) Сергей Дмитриевич Власов,
кандидат исторических наук,
ale-rybkov@yandex.ru доцент кафедры экономической
и политической истории России,
СГСЭУ
СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ХХ - ХХ1 веков
В статье рассматриваются основные направления, тенденции и проблемы развития сельского здравоохранения на рубеже ХХ - ХХ1 вв. Совершенствование медицинского обслуживания в сельской местности, создание условий для полноценного и современного медицинского обеспечения сельского населения всегда являлось важной составляющей социальной сферы, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на эффективность аграрного сектора экономики. Автор делает вывод, что в 2000-е гг. российское государство на федеральном и региональном уровнях стремилось стабилизировать ситуацию в сельском здравоохранении, придать ему современное содержание, определить наиболее эффективные направления развития.
Ключевые слова: социальная сфера, сельское здравоохранение, сельское хозяйство, социальные инновации.
S.D. Vlasov
RURAL HEALTHCARE AT THE TURN OF XX - XXI
The paper examines the main trends, tendencies and problems of rural healthcare at the turn of the XX - XXI centuries. Improvement of healthcare services in rural areas, creating the conditions for modern medical care of the rural population has always been an important task of the social sphere, which, in its turn, directly affects the efficiency of the agricultural sector. The author concludes that in the 2000s the Russian state at the federal and regional levels sought to stabilize the situation in the rural health care, give it a modern content, identify the most effective ways of development.
Keywords: social sphere, rural healthcare, agriculture, social innovation.
Важнейшим и исторически необходимым компонен- адекватной запросам сельских тружеников жизненной
том аграрной политики государства является развитие среды. Ученые и практики особо отмечают непосред-
социальной сферы села, формирование современной и ственное влияние среды обитания на производственную,
&0$*%'$+)(%$*;-#$)&0$)*$$%
♦
♦
трудовую деятельность и отдельно взятого работника и всего предприятия. В сельской местности стратегическое значение приобретает определение значимых моментов в использовании факторов среды в качестве ресурсов для достижения цели - совершенствование и развитие аграрного сектора экономики, его гуманизации.
Не подлежит сомнению, что человек является главной производительной силой общества, важнейшим ресурсом аграрного сектора экономики. В ставшем хрестоматийном высказывании Генри Форда подчеркивается: «Вы можете забрать мои фабрики, сжечь мои здания, но оставьте мне людей, и я все восстановлю». Действительно, собственно предприятие не может само увеличить свою производительность - это могут только люди. Они являются особым капиталом - человеческим, который может развиваться, приумножаться, эффективно и целеустремленно работать. Но для этого необходимы определенные условия мотивации к труду и эффективное управление человеческими ресурсами, которые в ХХ в. включились в число критических факторов экономического успеха.
Ничем не заменимый человеческий ресурс осуществляет свою деятельность в определенных конкретных условиях социальной среды. А составляющие социальную среду материальные и социальные компоненты, социальные инновации обладают системными качествами и оказывают постоянное воздействие на поведение конкретного человека и коллектива в целом. Данное взаимодействие с социальной средой для человека может быть как позитивным, увеличивающим результативность его деятельности, так и негативным, снижающим или даже разрушающим его трудовой и жизненный потенциал. Особенно важно понимать значимость и определять направления влияния социальной среды в сельской местности.
Развитие сельского здравоохранения, создание условий для полноценного и современного медицинского обеспечения сельского населения всегда является важной составляющей социальной среды, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на эффективность труда аграриев. Жители села к началу 90-х гг. ХХ в. были хуже, чем городские, обеспечены медицинской поддержкой. Около 143 тыс. сел (52%), в которых проживало 13% сельского населения страны, не имели никаких учреждений здравоохранения, лишь 21% крупных сел с числом жителей свыше 500 человек имели на своей территории больницы, 32% - амбулаторно-поликлинические учреждения, 76% - фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Свыше 4 млн человек, проживающих в крупных селах, вынуждены были обращаться за первичной медицинской помощью за 3 и более километров от своего места жительства [1, с. 12].
К сожалению, в 1990-е гг. в Российской Федерации произошла существенная деформация далекой от идеала системы сельского здравоохранения. Резко сократилось финансирование, были закрыты многие сельские больницы и фельдшерско-акушерские пункты, осложнилась проблема медицинских кадров. Нужно отметить, что главной и отличительной особенностью системы организации медицинского обслуживания сельского населения в СССР была ее этапность, когда лечебно-профилактическая помощь жителям села оказывалась от ФАПов до областной больницы. Сущность этапности
заключалась в том, что на каждом из последующих этапов оказывалась медицинская помощь, которая не могла быть обеспечена на предыдущем. Именно данная последовательность оказалась нарушенной из-за выпадения отдельных «медицинских звеньев». Для многих сельских жителей квалифицированная медицинская помощь стала недоступной как в прямом, так и в переносном смысле.
Существенно сократилась деятельность по сбору, анализу и обработке научно-медицинской информации, касающейся профессиональных заболеваний сельских тружеников, их профилактики. В этом плане поучительна судьба Саратовского научно-исследовательского института сельской гигиены, который был открыт в 1931 г. приказом Нижне-Волжского краевого отдела здравоохранения на базе городской санитарно-бактериологической лаборатории как областной санитарно-гигиенический институт, реорганизованный позднее, в 1960 г., в Саратовский НИИ сельской гигиены. С 1972 г. институт стал головным в стране по проблемам гигиены села. Здесь разрабатывались и внедрялись в практику многие важнейшие проекты по развитию сельской гигиены, профилактике профессиональных заболеваний. Приоритетными направлениями деятельности института являлись вопросы улучшения качества жизни и сохранения трудового потенциала сельского населения на основе обоснования санитарно-гигиенических и медико-социальных критериев безопасности проживания и трудовой деятельности работников сельского хозяйства, разработка комплексной системы управления профессиональными рисками, профилактика и лечение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, медицинская и социально-трудовая реабилитация жителей села. Но в 1990-е гг. НИИ пришлось пережить непростые времена: институт посчитали неактуальным и решили закрыть. Научной и медицинской общественности Саратовской области с большим трудом удалось отстоять старейшее в РФ учреждение, занимающееся вопросами сельской гигиены.
В 1990-е гг. ухудшение здоровья сельского населения было обусловлено подъемом общей заболеваемости и первичной инвалидизацией. Сохранялась высокая смертность трудоспособного населения и снижалась ожидаемая продолжительность жизни. Это объяснялось несколькими факторами. Во-первых, и без того сложная ситуация была отягощена быстрым переходом к « рыночной свободе» и осуществлением либеральных социально-экономических реформ. Во-вторых, существовали недоработки в самой отрасли здравоохранения, в которой приоритет традиционно отдавался лечебно-диагностическому направлению. Возник дисбаланс между лечебной практикой и медицинской профилактикой в ущерб последней. Профилактика заболеваний, являющаяся экономически выгодной за счет их предотвращения и внедрения здорового образа жизни, не учитывалась при принятии соответствующих управленческих решений.
Скудное финансирование принятых в 1990-е гг. социальных программ и проектов, организационная непоследовательность, а порою и просто неразбериха, стремление форсировать переход к рыночной экономике создавали противоречивую ситуацию в сельском здравоохранении: многие интересные решения оказывались неперспективными в плане реализации. В Куй-
♦
♦
бышевской области, например, была разработана и принята концепция развития здравоохранения на период с 1996 по 2000 гг., которая предусматривала перестройку организации медицинской помощи и укрепление материальной базы. Предполагалось оптимизировать управленческую структуру здравоохранения в области, решить кадровый вопрос, привлечь инвестиции [2, с. 271]. На начальном этапе реализации концепции было выделено только 126,1 млрд руб., которые покрыли небольшую часть предполагаемых затрат. К 2000 г. количество фельдшерско-акушерских пунктов снизилось с 757 до 677, число среднего медперсонала сократилось с 42,5 тыс. до 33,6 тыс. человек - практически на 21%. В 1990 г. в Куйбышевской области функционировало 188 больниц разных типов, рассчитанных на 38,8 койко-мест, а в 2000 г. их было уже 105 на 29,5 койко-мест [3, с. 111]. Таким образом, можно сделать вывод, что хорошая по своей сути программа фактически не была выполнена по многим показателям. Подобная ситуация сложилась в Саратовской, Пензенской, Астраханской и других областях.
Качественно новым этапом в развитии социальной сферы села стали 2005 - 2007 годы, когда были приняты к реализации приоритетные национальные проекты, ставшие основой позитивных системных изменений, в том числе и в сельском здравоохранении. Существенно улучшилось финансирование, расходование средств стало более рациональным. В 2006 г. в Самарской области в проект «Здоровье» было инвестировано 1, 152 млрд руб. из федерального и 643,7 млн руб. из областного бюджетов [4]. В 2006 - 2008 гг. в Татарстане в рамках проекта «Здоровье» осуществлялось 212 региональных целевых программ медицинской профилактики социально значимых болезней, в том числе в сельской местности [4].
В Алтайском крае находится почти 1600 сел. В 2000-е гг. в регионе было сделано достаточно много для развития первичного звена здравоохранения. Так, сельские муниципальные учреждения здравоохранения стали получать значительную финансовую поддержку, в том числе и в рамках реализации нацпроекта «Здоровье». Дополнительные денежные выплаты позволили увеличить заработную плату участковых врачей, врачей общей практики и работающих с ними медицинских сестер в среднем в 2,6 раза. С введением подушевого финансирования стоимость лечения одного больного за счет средств ОМС возросла на 15%. В 34 центральных районных больницах Алтайского края была проведена реструктуризация коечного фонда, наблюдается положительная тенденция изменения структуры объемов медицинской помощи в сторону стационарозамещающих технологий. По данным 2008 г., показатель рождаемости на селе вырос в сравнении с 2005 г. более чем на 23%. В сельской местности с 2005 г. отмечается последовательное снижение уровня общей и преждевременной смертности [6].
Одним из важнейших факторов развития сельского здравоохранения, стабилизации социальной обстановки на селе стало решение проблем материнской смертности и повышения рождаемости. В 2005 г. показатель материнской смертности в сельской местности в 1,4 раза превышал аналогичный показатель городов. В 2008 г. эти показатели благодаря предпринятым мерам в рамках
нацпроекта практически сравнялись [4]. Социальный проект партии «Единая Россия» «Качество жизни (здоровье)», принятый в 2010 г., содействует реализации государственной политики Российской Федерации по развитию системы отечественного здравоохранения как одного из ключевых условий снижения смертности и увеличения продолжительности жизни россиян и в сельской местности.
Но в процессе реализации национального проекта на селе возникли и определенные трудности. Так, медицинские учреждения в сельской местности далеко не во всех случаях обладали лицензиями на конкретные виды услуг в области здравоохранения, что ставило под вопрос возможность участия в реализации проекта «Здоровье» [4]. Вызывал ряд вопросов уровень лечения и профилактики заболеваний среди сельского населения, в том числе и по причине отсутствия во многих населенных пунктах медицинских учреждений. Между тем условия труда на многих предприятиях аграрного сектора были таковы, что их работники нуждались в постоянной профилактике возможных заболеваний.
Исключительно острой была проблема квалификации медицинских работников, а также привлечения к работе в сельской местности молодых специалистов, получивших медицинское образование. Необходимым шагом в развитии системы здравоохранения в сельской местности должно было стать привлечение для работы в сельских поселениях медицинских специалистов из городов, а также тех выпускников медицинских учебных заведений, которые уехали в город учиться из села и не собирались возвращаться назад по причине плохих социально-бытовых условий и низкого уровня оплаты труда.
Среди общественности обсуждался вопрос, как привлечь медицинских специалистов в село, стоит ли реанимировать систему льгот для медицинских работников, трудившихся в сельской местности. В 2011 г. нехватка медицинских кадров на селе оценивалась примерно в 35%. Суммарно в деревнях и селах страны трудилось около 41 тыс. медицинских специалистов, а для нормального функционирования системы сельского здравоохранения требовалось еще не менее 22 тыс. работников. Только 16% среди сельских врачей были молодые специалисты, поэтому оптимальным решением проблемы улучшения кадрового обеспечения сельского здравоохранения было привлечение на село именно молодых врачей. К тому же молодые люди более мобильны, не успели «осесть» в городской местности и обзавестись семьей, а потому более открыты к предложению переехать и остаться работать на селе [5]. Рабочая версия программы по привлечению молодых врачей на село была создана экспертным советом социального проекта «Качество жизни (здоровье)» 21 июня 2011 г., а в сентябре 2011 г. на съезде партии Единая Россия по инициативе В.В. Путина был дан старт проекту «Земский доктор», реализация которого началась с 1 января 2012 г.
С 2012 г. каждому молодому специалисту, пожелавшему работать на селе, выделяется по 1 млн руб. подъемных. В программе принимают участие специалисты, переехавшие в сельскую местность в 2011 и 2012 гг., и врачи должны отработать не менее пяти лет. Для реализации программы в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования зарезервировано 11 млрд руб. [5].
♦-------------------------------------------------
С проблемами медицины всегда тесно связан и комплекс проблем в области пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, который также требовал решения в соответствии с федеральной целевой программой, предусматривавшей разработку региональными и муниципальными органами власти мероприятий по развитию в сельской местности физической культуры и спорта. Но поскольку уровень финансирования из местных бюджетов оказался недостаточным, сельским поселениям пришлось заручиться поддержкой коммерческих структур и общественных благотворительных организаций.
Со всей уверенностью можно заявить, что российское государство сегодня в состоянии сформировать современную и эффективную систему сельского здравоохранения, в которой здоровье сельского жителя восприни-
-----------------------------------------------♦
мается в качестве важнейшего потенциала и ресурса развития аграрной сферы и общества в цивилизованном русле. Государству необходимо последовательно реализовывать курс на улучшение качества медицинских услуг: они должны соответствовать нормам утвержденных стандартов, иметь надлежащее организационное и информационное обеспечение, профилактическую направленность в отношении социально обусловленных заболеваний.
1. Женщины в СССР. М., 1990.
2. Самарская область:1996 год: официальный справочник. Самара, 1997.
3. Самарский статистический ежегодник. Самара, 2001.
4. иР1_: http://www.rost.ru.
5. иР1_: http://ckazhi.ru/files/files.
6. иР1_: http://kraszdrav.rU/news/2022#.UPwHS_Ie1qw.
удк 338.45:621.38 Дмитрий Олегович Грищенко,
# аспирант кафедры менеджмента,
elena_shvecova@mail.ru СГСЭУ
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
В условиях современной экономики совершенствование качества товара является важнейшим фактором повышения уровня жизни человека и общества, тем более когда речь идет о таком стратегически важном для страны продукте, как электроэнергия. В настоящее время начался процесс переосмысления управления потребительским качеством электроэнергии. В статье проведен анализ законодательства и сложившейся в отрасли практики и выделены основные проблемы обеспечения качества в электроэнергетике: недостатки и противоречивость законодательных норм; некорректный подход к процедуре проведения сертификации, а также выбору субъектов лицензирования; неопределенность субъектов энергетического рынка, за счет которых в конечном итоге должна проводиться модернизация оборудования в точках подключения и сертификация; критический уровень изношенности основных фондов в отрасли; монополизм на энергорынках. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать полное отсутствие механизмов обеспечения качества.
Ключевые слова: электроэнергетика, качество, управление.
D.O. Grishchenko
PROBLEMS OF QUALITY PROVISION IN ELECTRIC POWER INDUSTRY
In terms of modern economy the enhancing of quality of goods is the most vital factor of increasing the level of life a man and society, especially if we speak about such strategic product as electric power. The process of rethinking of management of the consumer quality of electric power has begun. The existing legislation in this industry is analyzed and the main issues for provision quality in electric power industry are distinguished, namely: drawbacks and discrepancies of the legislative norms, incorrect procedure of certification, the wrong choice of subjects for licensing, uncertainty of the subjects of the electric power market, which are the important actors of modernization of the equipment and its certification, the crucial level of weariness of the main funds in the branch; monopolism on electric power markets. The results of the research allowed to acknowledge a full absence of the mechanisms providing quality.
Keywords: electric power industry, quality, management, electric power market.
Как известно, в условиях современной экономики совершенствование качества товара является важнейшим фактором повышения уровня жизни человека и общества, тем более когда речь идет о таком стратегически важном для страны продукте, как электроэнергия. На рисунке наглядно отображены проблемы, порождаемые некачественным электроснабжением. Все эти проблемы условно можно отнести к трем уровням: ми-кро-, мезо- и макроуровню.
На микроуровне, внутри одной квартиры или дома, происходят потери, ощутимые для каждого человека или
семьи (нескольких семей) - выходит из строя бытовая техника, зачастую дорогостоящая. Сломанные телевизоры, стиральные машины, холодильники, электрические духовые шкафы приходится чинить за свой счет, поскольку подобные поломки техники гарантийного случая собой не представляют. Исправная работа электробытовых устройств по объективным причинам гарантируется при условии соблюдения условий эксплуатации, регламентированных государственными стандартами. К другим проблемам можно отнести временные отключения света, приводящие к размораживанию скоропортя-