ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
УДК 614.2(1-22):351-027.236(046)
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В.Н. Карташев, В.Б. Колядо, С.И. Трибунский, Е.В. Колядо
ГОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет Росздрава, Барнаул
E-mail: MUZ_tcrb@ab.ru
DEVELOPMENT OF THE RURAL HEALTHCARE: MEASURING EFFICIENCY OF THE STATE PROGRAM
V.N. Kartashev, V.B. Kolyado, S.I. Tribunsky, Е-V. Kolyado
Altai State Medical University, Barnaul
На примере Тальменского района Алтайского края показано усиление негативных тенденций в состоянии здоровья сельского населения в период социально-экономических реформ, хотя уровень развития здравоохранения в районе всегда оценивался как высокий. В условиях разграничения межбюджетных отношений и полномочий между уровнями власти медицинская помощь, в том числе ее сегмент - высокотехнологическая медицинская помощь - сельскому населению стала недоступной. Реализация Национального проекта “Здоровье” решила основные задачи: улучшилась доступность, повысилось качество медицинской помощи сельскому населению. Ключевые слова: здравоохранение, сельское население, Национальный проект “Здоровье”.
When studying the Talmensky region situation it has been discovered that the negative tendencies in the rural population health increased during the period of the socio-economic reforms, though the level of healthcare in the region has been considered to be high. Due to different reasons (budgetary, political etc.) medical aid (including its hi-tech segment) was inaccessible to the rural population. The National Project “Health” has fulfilled its basic tasks: the accessibility of medical aid to the rural population improved, its quality increased.
Key words: healthcare, rural population, National Project “Health”.
Социально-экономические преобразования в 90-х годах прошлого столетия негативным образом сказались на состоянии сельского здравоохранения. Сокращение бюджетного финансирования и кризис агропромышленного комплекса отрицательно повлияли на состояние ресурсного обеспечения сельских ЛПУ, привели к закрытию ряда медицинских учреждений на селе [1-3].
С принятием Федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (№95-ФЗ), “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (№131-Ф3), которые разграничили полномочия между государственным и муниципальным
уровнем бывшей единой системы здравоохранения страны, изменилась система межбюджетных финансовых отношений внутри Российской Федерации, в том числе по финансированию здравоохранения.
В полномочиях муниципальных образований определены полномочия по организации первичной медикосанитарной помощи, а полномочия по оказанию специализированной медицинской помощи переданы в субъекты РФ. В условиях недостаточности денежных средств у муниципальных образований все это приводит к крайней слабости муниципального здравоохранения и, как следствие, к низкому уровню оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Объективно сложившаяся ситуация выводила задачу
Сибирский медицинский журнал, 2010, Том 25, № 3, Выпуск 1
сохранения и развития сети сельского муниципального здравоохранения на первое место, поэтому разработка методологии создания и апробации системы охраны здоровья сельского населения в условиях реформирования местного самоуправления и реализации Национального проекта “Здоровье” имела актуальное значение.
Целью настоящего исследования является совершенствование организации медицинской помощи населению сельского района в современных условиях.
Исследование проводилось в период с 2003-2009 гг. в сельской местности Алтайского края. Объектом исследования явилась система оказания медицинской помощи населению крупного сельского района - Тальменс-кого (численность населения 50,1 тыс. чел.).
Тальменский район Алтайского края - территория с развитой системой здравоохранения. Уровень здравоохранения в районе всегда оценивался как высокий, что являлось результатом последовательно проводимой политики по развитию и совершенствованию качества оказания медицинской помощи сельскому населению, значительному вложению инвестиций в развитие этой сферы. Достигнутый потенциал развития системы здравоохранения района характеризуется многообразием форм, видов, объемов медицинской помощи населению, позволяет обеспечивать доступность медицинской помощи, восстанавливать трудоспособность и улучшать состояние здоровья населения. По состоянию на 01.01.2009 г. медицинскую помощь в районе оказывали 4 больничных учреждения: центральная районная больница мощностью 358 коек (в т.ч. 74 койки дневного стационара), 3 участковые больницы общей мощностью 75 коек (40 из них - койки сестринского ухода); 6 сельских врачебных амбулаторий, районная поликлиника (фактически на 533 посещения в смену), детская консультация, женская консультация, 23 сельских фельдшерско-акушерских пункта, стоматологическая поликлиника, станция скорой медицинской помощи. Медицинская помощь по социально значимым заболеваниям населению оказывается в противотуберкулезном, кардиологическом, онкологическом, кожно-венерологическом, психоневрологическом, наркологическом, инфекционном кабинетах поликлиники. Кроме того, в сельской местности функционируют 6 офисов врачей общей практики.
В районе активно развиваются стационарозамещающие технологии. Одной из форм являются дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях с двухсменным режимом работы. За период 2004-
2008 гг. в районе постепенно проводилась реорганизация коечного фонда. На 17% уменьшилось количество коек с круглосуточным пребыванием и на 3,3% увеличилось количество коек дневного стационара. Обеспеченность больничными учреждениями - среднепятилетний показатель (2004-2008 гг.) - составил 69,7 больничных коек в расчете на 10 тыс. жителей, что ниже краевых показателей в 1,6 раза и сравнима со среднероссийскими значениями. Обеспеченность койками с дневным пребыванием, напротив, выше краевого показателя в 2 раза и составила в 2009 г. 24,2 на 10 тыс. населения (в Алтайском крае - 11,8 на 10 тыс. населения). Ежегодно в кругло-
суточных стационарах пролечивается около 9 тыс. человек, в дневных стационарах - около 3,5 тыс. чел. Открытие дневных стационаров частично заместило потребность в стационарах с круглосуточным пребыванием. В результате показатель работы круглосуточного стационара - количество койко-дней на 1000 населения - составил 70% от нормативного. Кроме того, анкетирование и опросы сельских жителей показывают высокую удовлетворенность населения данным видом медицинской помощи.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями находится на уровне 7,0 посещений в смену на 1 тыс. жителей. Обеспеченность врачами составляет 17,1 чел., средним медицинским персоналом - 60,9 чел. на 10 тыс. населения.
Государственные гарантии в сфере охраны здоровья сельского населения Тальменского района обеспечиваются в рамках ежегодно утверждаемой Постановлением администрации Алтайского края Территориальной программы оказания населению края бесплатной медицинской помощи. Общая стоимость Программы на 2009 г. предусмотрена в объеме 13,3 млрд руб., объем финансирования в рамках Программы на одного жителя - 5,5 тыс. руб., что превышает уровень 2008 г. на 18%.
Улучшению состояния здоровья сельского населения района и профилактики заболеваний способствует реализация мероприятий краевых целевых программ. Государственную поддержку получают в первую очередь мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья населения; предупреждению инвалидности детей; материнской и младенческой смертности; снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, травм, отравлений и других несчастных случаев; обучению и повышению квалификации медицинских кадров; укреплению материально-технической базы медицинских учреждений.
В районе в полном объеме реализуются мероприятия приоритетного национального проекта “Здоровье”. В
2009 г. на эти цели было израсходовано 9 772 890,7 руб. федеральных средств.
В рамках национального проекта успешно решается целый ряд актуальных задач. Повышается квалификация медицинских кадров: за период 2006-2009 гг. прошли переподготовку 25 врачей, в т.ч. 9 врачей общей практики. Улучшается денежное обеспечение медицинских работников: выплаты из федерального бюджета в
2006 г. составили 6 152 662,8 руб., в т.ч. медицинским работникам участковой службы - 5 315 590,0 рублей, медицинским работникам ФАП, ССМП - 837 072,8 руб. В 2007 г. выплаты составили 7 259 781,0 руб., в т.ч. медицинским работникам участковой службы - 5 510 573,0 руб., медицинским работникам ФАП, ССМП - 1 749 208,0 руб. В 2008 г. всего выплачено 8 504 010,3 руб., из них медицинским работникам участковой службы - 6 417
066,3 руб., медицинским работникам ФАП, ССМП - 2 086 944,0 руб. В 2009 г. все выплаты составили 8 578 526,7 руб., в т.ч. медицинским работникам участковой службы
- 6 238 236,7 руб., медицинским работникам ФАП, ССМП
- 2 340 289,9 руб.
Совершенствуется и обновляется материально-техни-
ческая база амбулаторно-поликлинических учреждений: в 2006-2007 гг. в Тальменскую ЦРБ за счет средств федерального бюджета поставлено 14 единиц диагностического оборудования на сумму 16 538 362 руб., которое полностью введено в эксплуатацию.
Улучшается профилактическая составляющая здравоохранения:
- в 2006 г. дополнительной диспансеризацией и углубленными медицинскими осмотрами в отраслях с вредными и опасными производственными факторами охвачено 1300 чел. (106,4% от плана), в 2007 г. - 2300 чел. (74,1%), в 2008 г. - 2881 чел. (106,7%), в 2009 г. -1005 чел. (100%);
- из федерального бюджета направлено на дополнительные выплаты медицинскому персоналу 4 642 700 руб. и на закупку расходных материалов - 1 616 800 руб.;
- выявляются и получают антиретровирусную терапию ВИЧ-инфицированные больные: ежегодно обследуется 10-13% населения на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты, на диспансерном учете состоят 84 больных ВИЧ/СПИДом;
- проводится иммунизация населения, прививки против гепатита “В”, краснухи, полиомиелита, гриппа за период 2006-2009 гг. проведены 56 004 чел.;
- скрининговым исследованием на наследственные заболевания охвачено 100% новорожденных, в 2008 г. обследовано 277, в 2009 г. - 250 новорожденных. По программе “Родовой сертификат” в учреждения здравоохранения района перечислено в 2006 г. 1 756 055 руб., в 2007 г. - 3 222 000 руб., в 2008 г. - 4 204 000 руб., в 2009 г. - 3 958 000 руб.
Повышается обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью. В федеральные центры за счет средств федерального бюджета в 2009 г. направлены на высокотехнологичные методы лечения 11 пациентов. В краевых лечебных учреждениях пролечено 35 жителей района на сумму 3 800 000 рублей за счет средств бюджета края.
Динамика общей смертности населения в Тальменс-ком районе за период 2003-2009 гг. имеет тенденцию к снижению: интенсивный показатель снизился с уровня 18,9 до 15,70/00. При этом рост уровня интенсивного показателя зарегистрирован за период с 2003 по 2005 гг. с максимальной величиной в 2005 г. - 20,00/00, абсолютное количество умерших - 979 человек. Среднегодовой темп прироста за 2003-2005 гг. составил 3,2%. С 2006 г. с началом реализации национального проекта “Здоровье” тренд уровня интенсивного показателя общей смертности характеризовался снижением в динамике до 2009 г., при среднегодовом темпе убыли 2,2%.
Мероприятия, направленные на совершенствование организации оказания медицинской помощи матери и ребенку, способствовали снижению младенческой смертности с 16,50/00 в 2003 г. до 15,10/00 в 2009 г. (абсолютная убыль показателя составила -1,40/00). Но при анализе в динамике младенческой смертности обращает на себя
внимание амплитуда колебания уровней показателей относительно тренда в 2006 г. до 5,60/00 (темп убыли - 51,0%) и в 2008 г. до 6,70/00 (темп убыли - 57,0%). В эти годы уровень коэффициен00та младенческой смертности достигал значения ниже, чем в среднем по Алтайскому краю.
Существенное значение для оценки здоровья населения имеет результирующий показатель естественного движения. В течение периода 2003-2005 гг. в районе наблюдается статистически значимая умеренная тенденция к снижению коэффициента общей рождаемости с
11,3 до 10,20/00 (абсолютная убыль показателя -1,10/00), вместе с тем отмечается статистически значимая умеренная тенденция к росту коэффициента общей смертности с 18,9 до 20,00/00 (абсолютный прирост +1,10/00). Вследствие этого естественный прирост населения имел отрицательные значения с максимальной величиной в
2007 г. -9,8 на 1000 населения. В следующем временном периоде ситуация изменилась: при том, что коэффициент общей рождаемости имел неустойчивую тенденцию к росту с 10,7 до 11,40/00 (абсолютный прирост показателя +0,70/00), коэффициент общей смертности имел общую позитивную тенденцию к снижению с 17,7 до 15,70/00 (абсолютная убыль -20/00). За этот период именно снижение общей смертности в значительной степени определило уменьшение естественной убыли сельского населения района с -7,1 до -4,3 случаев на 1000 населения.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности реализуемых в сельском здравоохранении государственных программ. Без активной поддержки со стороны федерального центра и субъектов РФ муниципальное звено здравоохранения не в состоянии обеспечить для граждан доступность и качество медицинской помощи. Кроме того, для достижения более высокой эффективности использования ресурсов в целях обеспечения первичного медицинского звена требуется более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем муниципальное образование.
Литература
1. Капитонов В.Ф. Заболеваемость на территории сельского врачебного участка // Здравоохранение РФ. - 2004. - № 2.
- С. 31-34.
2. Козак В.С. Доступность первичной медицинской помощи как цель модернизации здравоохранения // Главный врач.
- 2004. - № 5.
3. Лакунин К.Ю. Мнение сельского населения о состоянии здоровья и системе оказания медицинской помощи (по результатам социологического исследования) // Материалы 6-й научно-практической конференции “Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения”. - М., 2001.
Поступила 28.02.2010