Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 616-053.2-084
особенности медицинской помощи детям сельской местности
Ю.В. Рябухин, Н.Ю. Крутикова
Кафедра поликлинической педиатрии Смоленской государственной медицинской академии,
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
В настоящее время особую актуальность имеют исследования, направленные на разработку, оптимизацию и внедрение в практическое здравоохранение эффективных организационных форм и методов оказания лечебно-профилактической помощи, оздоровления и реабилитации детей, в том числе в лечебно-профилактических учреждениях сельской местности. Именно особенностям организации оказания медицинской помощи детям села посвящен настоящий обзор, актуальность темы которого обусловлена увеличением заболеваемости, в том числе хронической, а также ростом инвалидности детей и проблемам, существующим в сельском здравоохранении.
Ключевые слова: дети, сельская местность, оказание медицинской помощи.
features of MEDicAL AiD to cHiLDREN of couNTRYsiDE
Yu.V. Ryabuhin, N.Yu. Krutikova
Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Now the researches directed on working out, optimization and introduction in practical public health services of effective organizational forms and methods of rendering of the treatment-and-prophylactic help, improvement and rehabilitation of children, including in treatment-and-prophylactic establishments of countryside have a special urgency. To features of the organization of rendering of medical aid to children has sat down the present review is devoted, which urgency of a theme is caused by disease increase, including chronic, and also growth of physical inability of children and to the problems existing in rural public health services.
Key words: children, countryside, medical aid rendering.
Сделать качественной и эффективной медицинскую помощь доступной для любого человека, для жителей не только крупных городов, но и отдаленных уголков краев и губерний, для жителей села, в том числе детей - одна из целей Национального проекта «Здоровье». Вместе с тем демографическая ситуация и показатели здоровья населения России стремительно ухудшаются, и если демография не изменится в положительную сторону, то по прогнозам демографов в XXII веке русская нация исчезнет. Общая смертность в РФ на 60-80% превышает европейские показатели, а в сельской местности этот показатель характеризуется как «сверхсмер-ность» [4].
В России около миллиона детей и подростков живут на улице. При этом 90% беспризорников имеют родителей, к которым они могли бы вернуться, но эти дети бежали из дома именно потому, что к этому их вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм и постоянные избиения. Около 700000 детей являются так называемыми социальными сиротами, т.е. при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях. Нетерпимо положение с насилием над детьми в РФ. Ежегодно фиксируется 150000 случаев насилия над детьми и в результате, по данным МВД, около 2000 детей ежегодно гибнут. По многим позициям российские дети фактически не защищены. Так, 4,5 млн. де-
тей проживают с одним родителем, однако лишь 1/3 разведенных женщин получают алименты [17].
Именно поэтому, учитывая катастрофическую ситуацию с демографией, в том числе на селе, следует помимо социально - экономических реформ, проводимых в РФ, повышать роль сельского здравоохранения и, в первую очередь, в организации лечебно - профилактической помощи детям села [8,16,18]. Говоря о сложностях в организации медицинской помощи детям села, следует отметить, что отдаленность сельских населенных пунктов друг от друга и от районных центров, низкая плотность сельского населения, разнообразие кли-матогеографических, экономических и бытовых условий жизни обусловливают определенные особенности оказания им медицинской помощи [5,11,15,19]. Принципы оказания лечебно-профилактической помощи (ЛПП) детям в городах и сельской местности едины, однако следует выделить специфические черты в ее организации [1,21,26]. Таковыми являются: этапность оказания медицинской помощи, тесная взаимосвязь с учреждениями, оказывающими ЛПП взрослому населению (фельдшерский пункт (ФП), фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), врачебная амбулатория, участковая больница, центральная районная больница (ЦРБ).
Первый этап сельского здравоохранения.
Медицинскими учреждениями сельского врачебного участка, в которых жителям села, в том числе и детям, оказывается первичная доврачебная и врачебная лечебная и профилактическая помощь, являются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, участковая больница, самостоятельная врачебная амбулатория [30].
Сельский врачебный участок (СВУ) имеет определенную территорию обслуживания, радиус которой зависит, в основном, от плотности населения. Основными задачами СВУ являются: оказание лечебно-профилактической помощи сельскому населению; организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных, прежде всего детей групп риска, подростков, беременных); проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение детской смертности, заболеваемости, инвалидности;
осуществление противоэпидемических мероприятий, включая профилактические прививки; пропаганда здорового образа жизни с привлечением санитарного актива, «школ молодой матери», лекториев для родителей и др. методов санитарного просвещения населения.
Ответственность за организацию медицинской помощи детям всего СВУ возлагается на главного врача сельской участковой больницы. Основными задачами сельского участкового врача и среднего медицинского персонала по медицинскому обслуживанию детей являются улучшение физического развития детей, снижение заболеваемости и смертности среди них [12]. Чтобы обеспечить выполнение этих задач, участковый врач, кроме лечебной, организует и профилактическую, санитарно-просветительную и противоэпидемическую работу [28].
Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП, ФП). В сложившихся условиях, учитывая все факторы сельской местности, а именно, специфические особенности труда и быта сельского населения, экономику и уровень культуры, характер расселения, радиус обслуживания, наличие или отсутствие дорог с твердым покрытием, средств связи и транспорта, большая роль в обеспечении жителей села медицинской и лекарственной помощью отводится фельдшерским и фельдшерско-акушерским пунктам. Каждый сельский врачебный участок имеет в своем составе 2-3 и более ФАП или ФП, которые являются амбулаторно-поликлиническими учреждениями в сельских населенных пунктах для оказания медицинской помощи населению всех возрастов, в том числе детям. Вместе с тем деятельность ФАП (ФП) в настоящее время занимает значительное место в оказании доврачебной помощи детям села. В последние годы содержание его работы существенно изменилось. Основным направлением стало проведение профилактических мероприятий: наблюдение за беременными, новорожденными; контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей раннего возраста; контроль за рациональным питанием детей; осуществление санитарно-
просветительной работы среди населения. За фельдшерами и акушерками закрепляются селения, находящиеся в районе деятельности фельдшерско-акушерских пунктов. При этом обслуживание детей младшего возраста поручается акушерке, а обслуживание детей старшего возраста - фельдшеру. Среди множества
задач ФАП (ФП) по обслуживанию детского сельского населения следует выделить: организацию патронажа к беременным женщинам и детям; проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности; выполнение (под руководством врача) комплекса профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости детского населения.
Сельская врачебная амбулатория (СВА). Лечебно-профилактическую помощь детям на территории сельской врачебной амбулатории оказывает врач амбулатории, прошедший дополнительную подготовку по вопросам лечебно-профилактического обслуживания детского населения на специальных циклах в институтах усовершенствования врачей [30]. При наличии в штате амбулатории врача-педиатра ответственность за организацию медицинской помощи детям, как правило, возлагается на него. В настоящее время в ряде районов сельские врачебные участки возглавляют врачи общей практики, обязанности которых в плане оказания первичной врачебной помощи детскому населению аналогичны функциональным обязанностям врачей - педиатров или врачей СВУ [10]. По мнению ряда авторов, переход на общую врачебную практику - эволюционный процесс, который должен осуществляться в несколько этапов [3, 9]. На первом этапе участковые врачи и специалисты амбулаторной службы проходят переподготовку по программе обучения врача общей практики. На втором этапе создается бригада общей врачебной практики, в составе которой работают врач общей практики, педиатр, медицинская сестра общей практики, социальный работник и патронажная медицинская сестра. На третьем этапе в составе бригады -врачи общей практики и средний медицинский персонал [6].
Задачи, стоящие перед врачом, ответственным за обслуживание детей на СВУ, совпадают с таковыми для городского участкового педиатра и регламентируются соответствующими приказами МЗ РФ [24, 25, 27]: проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья детей, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг; осуществление назначения и выписки лекарственных препаратов отдельным категориям детей, имеющим право на получение набора социальных услуг; медицинский отбор и направление (оформление
справки для получения путевки и санаторно-курортной карты) на санаторно-курортное лечение детей, имеющих право на получение набора социальных услуг; организация, проведение и анализ результатов иммунизации прикрепленного детского населения в рамках Национального календаря профилактических прививок; организация и проведение диспансерного (профилактического) наблюдения детей, в том числе первого года жизни в возрасте 15-17 лет включительно, в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов; проведение диспансерного наблюдения отдельных категорий прикрепленного детского населения: с хроническими заболеваниями, с заболеваниями, выявленными в результате неонатально-го и аудиологического скринингов; организация, анализ и подведение итогов диспансеризации прикрепленного детского населения; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению гепатита В и С, ВИЧ- инфекции.
В подчинении врача амбулатории находятся патронажная медицинская сестра и фельдшер, согласно штатному расписанию. Функциональные обязанности патронажной медицинской сестры едины как для ФАП, так и для врачебной амбулатории [30].
Сельская участковая больница. Основным лечебно-профилактическим учреждением СВУ является участковая больница [29]. Мощность ее зависит от численности и плотности населения, наличия промышленных и агропромышленных предприятий, радиуса обслуживания, расстояния до районной больницы, ЦРБ, а также от географических и других местных условий. Различают четыре категории участковых больниц. Больницы 1-й категории имеют мощность 75-100 коек, в них предусматривается специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням. Как правило, такие больницы хорошо оснащены клинико-диагностическим оборудованием. Больницы II категории (на 50-70 коек) должны иметь койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням. В больницах III категории (на 35-50 коек) предусматриваются койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству и инфекционным болезням. В больницах IV категории (на 25-35 коек) должны быть койки по терапии, хирургии и акушерству.
Второй этап сельского здравоохранения
Районное звено здравоохранения отличается более высоким уровнем организации и оказания медицинской помощи детям по сравнению с сельскими врачебными участками, врачебными амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами. В районном центре предусмотрено обязательное наличие педиатров, детских поликлиник, детских стационаров [1, 2].
Центральная районная больница (ЦРБ) —
основное медицинское учреждение здравоохранения района, оказывающее лечебно-профилактическую помощь детям.
Общие задачи и обязанности центральной районной больницы, в том числе и вопросы лечебно-профилактической помощи детям, определены специальным положением [13, 14], которое включает: оказание скорой неотложной медицинской помощи детскому населению на всей территории района; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, детской смертности; обеспечение детей района квалифицированной специализированной медицинской помощью/стационарной и поликлинической/ и в плановом порядке путем выезда районного педиатра, врачей-педиатров, ответственных за оказания педиатрической помощи на селе, а также врачей-специалистов на СВУ; постоянную консультативную и организационно-методическую помощь СВУ района, контроль за его работой.
Районный педиатр работает под руководством главного врача района и главного педиатра области и совмещает, как правило, руководство педиатрической службой района с работой в одном из детских лечебно-профилактических учреждений.
Основные обязанности районного педиатра заключаются в организационно - методическом руководстве и контроле за лечебно-профилактическим обслуживанием детей во всем районе, в организации совместно с органами «Роспотребнадзора» противоэпидемической работы в детских и учебно-воспитательных учреждениях и среди населения, в организации мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала, работающего с детьми [20, 23]. Для выполнения этих задач районный педиатр должен иметь данные о количестве детей по району, о числе лечебно-
профилактических и учебно-воспитательных учреждений и количестве детей в них, знать штаты врачей и сестер, степень их подготовки по медицинскому обслуживанию детей, проводить анализ рождаемости, заболеваемости и смертности по причинам и в возрастном разрезе. Районный педиатр должен особенно глубоко анализировать причины младенческой смертности детей в возрасте до года, которая является одним из основных показателей состояния лечебно-профилактической помощи детям. На основании этих данных составляется план конкретных мероприятий по снижению заболеваемости и смертности детей в районе.
В районе должны находиться под наблюдением районного педиатра следующие учреждения: родильный дом (отделение); районная детская поликлиника; детские отделения больницы, а также детские сады, школы, детские дома и школы - интернаты. Помимо руководства и контроля работы указанных учреждений, районный педиатр выполняет и практическую работу по обслуживанию здоровых и больных детей в одном из лечебно -профилактических учреждений районного центра.
На сельских врачебных участках районный педиатр осуществляет организационно - методическое руководство и проверку состояния лечебно - профилактической помощи детям, главным образом путем плановых выездов и, в первую очередь, на те участки, где имеется наиболее высокий процент заболеваемости и смертности детей, а также наибольшее количество детей первого года жизни. Районный педиатр должен, как правило, приурочить свой выезд к производственному совещанию медицинских работников врачебного участка, причем о дне приезда надо заранее оповестить участкового врача и патронажную сестру. Для того чтобы оценить состояние всех мероприятий по медицинскому обслуживанию детей, проводимых на сельском врачебном участке, районный педиатр должен обязательно и в первую очередь интересоваться следующими вопросами: состоянием учета детского населения; состоянием учета и медицинского наблюдения за детьми недоношенными и находящимися на искусственном вскармливании, за детьми первого года, больных рахитом, гипотрофией, анемией; диспансеризацией детей из групп риска, а также страдающих хрониче-
ской патологией и детей - инвалидов; проведением проблемно - целевого обучения среди этих детей; организацией проведения профилактических прививок и выполнения плановых заданий; уровнем санитарно - просветительской работы, главным образом по вопросам вскармливания, ухода за ребенком и борьбы с желудочно - кишечными и другими заболеваниями, а также по вопросам личной гигиены и гигиены жилища; деятельностью патронажной сестры: осуществление дородового патронажа, планового тематического патронажа и организация патронажной работы на территории всего участка; организацией приема здоровых детей; качеством амбулаторной и стационарной помощи больным с инфекционными и др. заболеваниями: диагнозов, лечения, ведения историй болезни, условиями пребывания детей в стационаре; методами повышения квалификации медицинских работников; учетной документацией, в первую очередь историями развития и историями болезни; медицинским обслуживанием детских садов, детских домов и школ; планами работы участкового врача и планами выездов на фельдшерско-акушерские пункты и их выполнением.
Если районный педиатр не может в один приезд ознакомиться со всеми разделами работы участка, то прежде всего он должен заняться теми, которые требуют немедленного разрешения, но ни один из перечисленных выше вопросов не следует оставлять без внимания. На врачебном участке должен быть журнал, где районный педиатр оставляет свои замечания и предложения; в следующий свой приезд он тщательно проверяет, учтены ли его предложения и замечания. Кроме того, районный педиатр совместно с участковым врачом выезжает на фельдшерско-акушерские пункты, в первую очередь на те, где высокий процент заболеваемости и смертности детей. Обследовать фельдшерско-акушерский пункт надо примерно по той же схеме, что и врачебный участок, и также следует оставить свои указания в журнале предложений или в санитарном журнале. Районный педиатр, посещая СВУ, должен обязательно консультировать больных детей и выборочно осматривать здоровых. Консультирование больных детей районным педиатром не только приносит пользу больному, но и обогащает знания участкового врача. Районный педиатр обеспечивает орга-
низацию плановых выездов педиатров и других специалистов ЦРБ на СВУ для оказания консультативно-методической помощи: участвует в обеспечении мероприятий по повышению квалификации педиатров, врачей сельских участковых больниц и средних медицинских работников ФАП по вопросам лечебно-профилактической помощи детям; ходатайствует о внедрении новейших методов профилактики, диагностики и лечения детей, применении элементов научной организации труда в практику работы.
Помощь районному педиатру в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья детей в сельской местности оказывает организационно-методический кабинет ЦРБ. В целях повышения квалификации средних медицинских работников в области педиатрии рекомендуется ежемесячно организовывать семинарские занятия в ЦРБ по следующим основным вопросам педиатрии: уход за новорожденным; рациональное вскармливание ребенка первого года жизни; питание детей более старшего возраста; особенности развития детей первого года жизни; профилактика рахита, гипотрофии, анемии; острые детские инфекции, их профилактика и лечение; профилактика и лечение желудочно - кишечных заболеваний; заболевания органов дыхания у детей раннего возраста, их профилактика и лечение; патронажная работа на селе; медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях и школах.
Занятия рекомендуется проводить в порядке живой беседы применительно к местным условиям, используя фактический материал из жизни врачебных участков и фельдшерско-акушерских пунктов. Кроме того, врачи и средние медицинские работники в обязательном порядке 1 раз в 5 лет повышают свою квалификацию на соответствующих курсах повышения квалификации в медицинских вузах и медицинских колледжах и училищах (не менее 144 часов).
Третий этап сельского здравоохранения
Областная детская больница (ОДБ). Деятельность областной детской больницы регламентируется Положением, утвержденным МЗ СССР № 5 от 3.01.1985г., а также Положением, утвержденным Приказом МЗ и МП
РФ № 6 от 13.01.1995г. ОДБ является самостоятельным, многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением. В ней обеспечивается квалифицированная специализированная стационарная и поликлиническая (консультативная) помощь детскому населению области [18, 22]. ОДБ является центром организационно-методического руководства детскими лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями), базой специализации и повышения квалификации врачей и средних медицинских работников. Она может быть клинической учебной базой медицинских образовательных учреждений (высшего и среднего звена). Руководство ОДБ осуществляется главным врачом больницы, контролируется главным педиатром области. В структуре ОДБ имеются: стационар со специализированными и приемным отделениями; лечебно-диагностические отделения, лаборатории; детская консультативная поликлиника; организационно-методический отдел с кабинетом учета и медицинской статистики.
Значительную помощь в планировании и проведении мероприятий по охране здоровья детей области оказывает именно организационно-методический кабинет ОДБ. Сотрудниками кабинета анализируются все данные по лечебно-профилактической помощи детям, в том числе состояние младенческой смертности по области, заболеваемости детского населения, обобщаются результаты выездов специалистов-консультантов в ЛПУ области, данные текущей и годовой отчетности по вопросам оказания медицинской помощи детям, а также дефектура по оказанию медицинской помощи на уровне СВУ и ЦРБ.. По истечении года обобщенные материалы используются для составления конъюнктурных отчетов, подлежащих длительному архивному хранению. Основные задачи ОДБ [22]: обеспечение в полном объеме высококвалифицированной поликлинической (консультативной) и стационарной специализированной медицинской помощи детям области в рамках территориальной программы государственных гарантий; организация и оказание квалифицированной экстренной медицинской помощи, в том числе выездной реанимационной педиатрической бригадой, проведение выездных консультаций с привлечением врачей-специалистов, консультантов медицинского института; рекомендации
по внедрению в практику работы ЛПУ области современных методов и средств диагностики, лечения и профилактики; экспертная оценка эффективности поликлинической и стационарной помощи по области в целом; участие в разработке мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи детскому населению области на основе анализов заболеваемости, летальности и детской смертности; обеспечение условий для проведения специализации и повышения квалификации на базе ОДБ врачей ЛПУ области.
Повышение квалификации по педиатрии обязательно для всех категорий медицинских работников сельского участка: участкового врача, фельдшеров, акушерок больницы, патронажной сестры, фельдшеров и акушерок медицинских пунктов, а также диетсестер больниц и детских учреждений. Хорошим методом повышения квалификации районных педиатров, участковых врачей, помимо регулярной учебы на кафедре педиатрии ФПК и ППС медицинской академии, являются районные и областные конференции, где делаются доклады на научные темы по педиатрии, особенно если эти доклады сопровождаются демонстрацией больных, а также выступления главного педиатра области с анализом лечебно - профилактической помощи детям, а также выступления врачей - специалистов. Все разделы работы ОДБ находятся в ведении Департамента по здравоохранению в лице областного педиатра и начальника департамента.
Выводы
Каждый регион РФ в своих действиях по охране здоровья детей должен учитывать как региональную специфику самого детского населения, так и факторы, обусловливающие характер и распространенность патологических процессов в различных группах детей. Приоритет должен отдаваться профилактическим мерам, направленным на устранение (снижение) предотвратимых причин детской заболеваемости, инвалидности и смертности.
Педиатрия - по своей сути дисциплина профилактическая, предмет ее деятельности - не только больной, но и, в первую очередь, здоровый ребенок.
список литературы
1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: Учебное пособие / Под ред. В.А. Доскина. - М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 347 с.
2. Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. Детская поликлиника. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. - 620 с.
3. Калининская А.А., Омаров Х.П. Обращаемость сельского населения за скорой медицинской помощью // Научное обоснование потребности населения в семейных врачах и врачах общей практики. - Ашхабад: Туркменистан, 2000. - С. 59-73.
4. Каманин Е.И. Сверхсмертность мужчин - феномен современный демографической ситуации (по материалам Смоленской области). - Смоленск: СГМА, 1997. - 96 с.
5. Клименко Г.Я. Развитие первичной медико-социальной помощи с целью сохранения и укрепления здоровья населения // Дальнейшее развитие первичной медико - социальной помощи в России: Матер. 2-й науч.-практ. конф., 30-31 мая 1995 г. - М.: МЗМП РФ, НПО «Медсоцэкономинформ», 1995. - С. 52-53.
6. Комаров Ю.М. Перспективы развития общей врачебной (семейной) практики в России // Экономика здраво-охр. - 1997. - № 1. - С. 8-13.
7. Лекции поликлинической педиатрии / Под ред. Т.И.Стуколовой. - М: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. - С. 279-290.
8. Линденбратен А.Л., Щепин В.О. Совершенствование деятельности системы обязательного медицинского страхования // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. - 1997. - № 2. - С. 33-36.
9. Макаренков А.М., Черниенко Е.И. Врач общей практики: проблемы подготовки и организации работы // Се-мейн. мед. - 1998. - Вып. 2. - С. 21-22.
10. О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача) // Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 84 от 17.01.2005 г.
11. О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 350 от 20.11.2002 г. // Справочник фельдшера и акушерки. - 2003. - № 2. - С. 46-57.
12. Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития: Монография/Под. ред. В.И. Стародубо-ва, А.А. Калининской, С.И. Шляфер.-М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007. - 264 с.
13. Проблемы амбулаторно - поликлинической педиатрии / Под ред. Доскина В.А. - М., 2007. - 444 с.
14. Руководство участкового педиатра / Под ред. Авдеевой Т.Г. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 352 с.
15. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Первичная медицинская помощь: Состояние и перспективы развития - М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2007. - 264 с.
16. Указ президента РФ от 18.08.1994 «О целевой программе «Дети России».
17. Яковлева Т.В., Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задача/Вопросы современной педиатрии.- 2009.- №2(т.8).- С.6-10.
18. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387.
19. Приказ МЗ и СР РФ № 1 от 09.01.2007г. «Об утверждении перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
20. Приказ МЗ и СР РФ № 56 от 23.01.2007г. «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники».
21. Постановление Правительства Российской Федерации № 885 от 30 декабря 2006 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год».
22. Приказ МЗ и МП РФ № 6 от 13.01.1995 «Об утверждении положения республиканской, областной, окружной больницы».
23. Приказ МЗ и МП РФ № 60 от 13.01.1995 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
24. Приказ МЗ и СР РФ № 56 от 23.01.2007 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники».
25. Приказ МЗ и СР РФ № 307 от 28.04.2007г. «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течении первого года жизни».
26. Приказ МЗ и СР РФ от 04.08.2006г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу».
27. Приказ МЗ и СР РФ от 08.02.2007г. № 102 «О паспорте врачебного участка (педиатрического)».
28. Приказ МЗ и СР РФ от 18.01.2006г. № 28 «Об организации деятельности врача - педиатра участкового».
29. Приказ МЗ и СР РФ от 22.11.2004г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
30. Приказ МЗ СССР № 1000 от 23.09.1981, приложение № 50 «Положение об амбулатории».