Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ОСОБЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ОСОБЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
переселение соотечественников / миграция населения / рынок труда / государственная программа / соотечественники / иностранные граждане / государственная политика. / compatriots resettlement / population migration / labor market / state program / compatriots / foreign citizens / state policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Герасимова И. В.

В современных геополитических условиях необходимо особое внимание уделять вопросам сбережения народонаселения и обеспечения качественного миграционного прироста, в первую очередь, за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Автором проведен анализ Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, основные тенденции данной программы за последние годы. Рассматривая процесс переселения соотечественников в качестве одной из составляющих развития человеческого потенциала, в качестве цели научного изыскания можно определить влияние процесса переселения соотечественников на миграционную политику России, в том числе с учетом геополитических условий. Оценка влияния процесса переселения соотечественников на миграционную политику России предполагает использование не только формально-юридического метода исследования, характерного для выявления особенностей политико-правовой составляющей переселенческого процесса, но и но аналитического метода, основанного на анализе госпрограммы переселения соотечественников и количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории Российской Федерации, а также оценки статистических данных, позволяющих анализировать количественные показатели миграционной политики государства. Результаты исследования: особый интерес представляет мониторинг автором нормативных правовых актов в сфере совершенствования механизмов реализации госпрограммы по переселению соотечественников. Выделен оценивающий показатель госпрограммы переселения соотечественников, определены параметры для его формирования и корректировки. Представленные в исследовании материалы позволяют говорить о необходимости проведения информационной работы с соотечественниками и взаимодействия дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за рубежом с потенциальными соотечественниками, желающими переселиться в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Герасимова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN POTENYTIAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF COMPATRIOTS RESETTLEMENT IN SPECIAL GEOPOLITICAL CIRCUMSTANCES

In modern geopolitical conditions, special focus on population savings and ensuring high-quality migration growth, first of all, due to the resettlement of compatriots living abroad. Author analysis of the State Assistance Program voluntary resettlement of compatriots in the Russian Federation, living abroad, the main trends of this program in recent years. Considering the resettlement process compatriots as one of the components of development human potential, as a goal of scientific research, it is possible determine the impact of the process of resettlement of compatriots on Russia's migration policy, including taking into account geopolitical conditions. Assessing the impact of the resettlement process compatriots on the migration policy of Russia involves using not only a formal legal research method, characteristic of identifying the features of the political and legal component resettlement process, but also an analytical method based on the analysis of the state program of resettlement of compatriots and the number crimes committed by foreign citizens in the territory of the Russian Federation, as well as estimates of statistical data, allowing to analyze quantitative indicators of migration state policies. Study results: Of particular interest represents monitoring by the author of regulatory legal acts in the field of improving the mechanisms for implementing the state resettlement program compatriots. At the same time, in the process implementation of resettlement policy needs to be analyzed and monitor the crime situation in the Russian Federation, related to migrants. The author singled out the evaluating indicator state programs for the resettlement of compatriots, parameters for its formation and adjustment. Study results are documented in type of recommendations required to increase intensity resettlement process, which can be taken into account in the development human potential of the Russian Federation. The materials presented in the study allow us to talk about the need for information work with compatriots and interaction of diplomatic missions and consular institutions of the Russian Federation abroad with potential compatriots wishing to move to Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В ОСОБЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

И.В. Герасимова

РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА

ПРИМЕРЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В ОСОБЫХ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

I. Gerasimova

HUMAN POTENYTIAL DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF COMPATRIOTS RESETTLEMENT IN SPECIAL GEOPOLITICAL CIRCUMSTANCES

Аннотация

В современных геополитических условиях необходимо особое внимание уделять вопросам сбережения народонаселения и обеспечения качественного миграционного прироста, в первую очередь, за счет переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Автором проведен анализ Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, основные тенденции данной программы за последние годы.

Рассматривая процесс переселения соотечественников в качестве одной из составляющих развития человеческого потенциала, в качестве цели научного изыскания можно определить влияние процесса переселения соотечественников на миграционную политику России, в том числе с учетом геополитических условий. Оценка влияния процесса переселения соотечественников на миграционную политику России предполагает использование не только формально-юридического метода исследования, характерного для выявления особенностей политико-правовой составляющей переселенческого процесса, но и но аналитического метода, основанного на анализе госпрограммы переселения соотечественников и количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории Российской Федерации, а также оценки

Abstract

In modern geopolitical conditions, special focus on population savings and ensuring high-quality migration growth, first of all, due to the resettlement of compatriots living abroad. Author analysis of the State Assistance Program voluntary resettlement of compatriots in the Russian Federation, living abroad, the main trends of this program in recent years. Considering the resettlement process compatriots as one of the components of development human potential, as a goal of scientific research, it is possible determine the impact of the process of resettlement of compatriots on Russia's migration policy, including taking into account geopolitical conditions. Assessing the impact of the resettlement process compatriots on the migration policy of Russia involves using not only a formal legal research method, characteristic of identifying the features of the political and legal component resettlement process, but also an analytical method based on the analysis of the state program of resettlement of compatriots and the number crimes committed by foreign citizens in the territory of the Russian Federation, as well as estimates of statistical data, allowing to analyze quantitative indicators of migration state policies. Study results: Of particular interest represents monitoring by the author of regulatory legal acts in the field of improving

статистических данных, позволяющих анализировать количественные показатели миграционной политики государства. Результаты исследования: особый интерес представляет мониторинг автором нормативных правовых актов в сфере совершенствования механизмов реализации госпрограммы по переселению соотечественников. Выделен оценивающий показатель госпрограммы переселения соотечественников, определены параметры для его формирования и корректировки. Представленные в исследовании материалы позволяют говорить о необходимости проведения информационной работы с соотечественниками и взаимодействия дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации за рубежом с потенциальными соотечественниками, желающими переселиться в Россию.

Ключевые слова:

переселение соотечественников, миграция населения, рынок труда, государственная программа, соотечественники, иностранные граждане, государственная политика.

the mechanisms for implementing the state resettlement program compatriots. At the same time, in the process implementation of resettlement policy needs to be analyzed and monitor the crime situation in the Russian Federation, related to migrants. The author singled out the evaluating indicator state programs for the resettlement of compatriots, parameters for its formation and adjustment. Study results are documented in type of recommendations required to increase intensity resettlement process, which can be taken into account in the development human potential of the Russian Federation. The materials presented in the study allow us to talk about the need for information work with compatriots and interaction of diplomatic missions and consular institutions of the Russian Federation abroad with potential compatriots wishing to move to Russia.

Key words:

compatriots resettlement, population migration, labor market, state program, compatriots, foreign citizens, state policy.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-4-75-85

Переход Российской Федерации на новый этап экономического развития и повышение уровня жизни населения направлены на преодоление неблагоприятных демографических тенденций и решение структурных проблем в здравоохранении, снижение бедности и социального неравенства, а также улучшение экологической ситуации. Структурные преобразования в российской экономике, несомненно, поддерживаются развитием научного потенциала и повышением качества и доступности образования.

Развитие человеческого капитала тесно связано с сохранением численности населения страны, укреплением профессиональных компетенций граждан и улучшением их уровня жизни и материального благополучия.

Экспертные оценки подтверждают тезис о невозможности естественного воспроизводства населения без внешнего миграционного прироста ввиду тенденции старения населения Российской Федерации и достаточно высоким уровнем смертности [2].

В настоящее время поддержание сбалансированной экономической и демографической политики, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации представляется актуальным и требует решения на всех уровнях власти [1].

Определенные риски и вызовы, в том числе связанные с межкультурным взаимодействием и миграционным развитием, находятся в фокусе геополитического и геостратегического регулирования [4]. В связи с чем наиболее интересным и перспективным направлением по наращиванию человеческого потенциала является опыт оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

При этом необходимо акцентировать внимание, что изменение курса национальной валюты могут оказать влияние на формирование миграционных потоков, в том числе в контексте обеспечения национальной безопасности, формирования рынка труда и процесса переселения соотечественников [5].

Различные научные школы и эксперты в области миграции рассматривали процесс переселения соотечественников, как один из основополагающих в контексте сбережения населения и влияния на рынок труда России [3].

Россия занимает первое место в мире по площади территории и девятое по численности населения. По данным Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2023 года составляет 146,2 млн человек. С начала года она сократилась на 215,5 тыс. человек или на 0,15%1.

В 2023 году продолжается тенденция восполнения постоянного населения страны за счет миграционного прироста. Так, миграционный прирост на 45,4% компенсировал естественную убыль населения. Наибольшее замещение постоянного населения отмечено в Республике Калмыкия (в 42,2 раза), Московской области (в 3,2 раза), Республике Адыгея (в 3,2 раза), г. Севастополе (в 2,4 раза).

В период с 2018 по 2023 гг. в 6 субъектах Российской Федерации наблюдалось стабильное замещение постоянного населения иностранными гражданами (Московская, Калининградская, Ленинградская области, Республика Адыгея, Краснодарский край и г. Севастополь).

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, численность постоянно проживающих в России граждан увеличилась на 2,05 млн человек по сравнению с переписью 2010 года. При этом увеличение численности

1 Доклад «Социально-экономическое положение России за январь-ноябрь 2023 года» / РОССТАТ. иК1_: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения 01.04.2024).

населения на протяжении всего переписного периода происходило за счет миграционного прироста на фоне естественной убыли.

На основании сведений, полученных из Государственной информационной системы миграционного учета, за 2023 год в Российскую Федерацию въехало более 12 млн иностранных граждан (ИГ) и лиц без гражданства, выехало с территории Российской Федерации 10,8 млн ИГ.

По состоянию на 31 декабря 2023 года на территории Российской Федерации находилось 6 млн иностранных граждан. При этом с 2020 года по настоящее время существенной динамики изменения численности находящихся ИГ не наблюдается.

Одновременно целесообразно осуществлять работу по подготовке методологических основ государственного мониторинга миграционной ситуации, включающего оценку влияния миграции на демографическое и экономические развитие в Российской Федерации, и, как следствие, развитие человеческого потенциала Российской Федерации. Данная позиция констатировалась специалистами в области миграции.

Происходящие в последние годы политические процессы, в том числе связанные с мировыми конфликтами, безусловно, создают предпосылки к постепенному увеличению миграционной активности на внешних границах государств. Данная ситуация может способствовать проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств1.

В этой связи, по нашему мнению, необходимо анализировать и контролировать криминогенную обстановку в Российской Федерации, связанную с мигрантами.

Так, по данным МВД России, за 2023 год иностранными гражданами совершено более 38,9 тыс. преступлений, что на 3% ниже показателя за 2022 год.

По категориям преступлений отмечено снижение на 12,9% числа преступлений ИГ против собственности, в том числе краж на 13,6%, против общественной безопасности снижение на 8,5%, против порядка управления -на 10,9%, в том числе фактов незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации - на 7,7%, фактов подделки документов -на 11,3%, против жизни и здоровья - на 11,3%, в том числе убийств и покушений на убийство - на 17,9%. Вместе с тем отмечается рост на 27,6%

1 Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. №45. Ст. 6917.

числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая, что многие составы преступлений данной категории в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации признаются тяжкими или особо тяжкими, доля таких деяний в общем числе преступлений возросла с 37% в 2022 году до 43,2% в 2023 году.

Также за 2023 год предварительно расследовано 12,4 тыс. преступлений, совершенных лицами, которые приобрели гражданство Российской Федерации менее 10 лет назад. Выявлено 9,7 тыс. таких лиц, совершивших преступления. Подавляющее большинство (78,8%) данной категории граждан составляют бывшие граждане Украины. Четверть всех совершенных ими преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких, 0,8% - к преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Против жизни и здоровья бывшими гражданами Украины совершено почти 12,2% всех совершенных ими преступлений, против собственности - 43,2%.

Среди ИГ, совершаемых преступления на территории Российской Федерации, преобладают граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии.

Доля иностранных граждан, выявленных за совершение преступлений на территории Российской Федерации, в общей численности таких лиц составляет 2,3%. Стабильно высокие значения данного показателя отмечены в г. Москве (20,5%), Московской области (13,3%), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (10,1%), а также на федеральной территории «Сириус» (9,4%).

Учитывая изложенное, по нашему мнению, необходимо предпринимать упреждающие меры в миграционной сфере, прежде всего, связанные с въездом на территорию Российской Федерации иностранных граждан, дальнейшим получением ими разрешительных документов и впоследствии натурализацией их в стране.

Наиболее миграционно привлекательной категорией, по мнению автора, являются соотечественники и члены их семей, прибывающие или пребывающие на территории России.

Указанная категория соотечественников при переселении в Российскую Федерацию может в полной мере задействовать механизм реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом1.

1 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2006. №26. Ст. 2820.

Необходимо отметить, что ведомством, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции, является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)1.

МВД России является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которая реализуется с 2013 года и охватывает все направления деятельности Министерства2.

В структуру Государственной программы включена в качестве отдельного элемента госпрограмма переселения.

Оценивается госпрограмма переселения посредством достижения показателя «Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и поставленных на учет в территориальных органах МВД России»3, значения которого формируются ежегодно с возможной корректировкой в течение года.

Показатель формируется на основании показателей региональных программ переселения субъектов Российской Федерации (далее также - региональные программы переселения, регпрограммы), а значения его учитываются при расчете размера субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий соответствующих программ субъектов Российской Федерации по приему соотечественников.

Регпрограммы согласовываются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном Правилами согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом4, и типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию со-

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. №699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. №52 (Часть V). Ст. 7614.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ. 2014. №18 (часпь IV). Ст. 2188.

3 Далее - «Показатель».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. №818 «О порядке согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2013. №38. Ст. 4830.

отечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2570-р1.

Согласно сведениям МВД России, в 2023 году плановое значение Показателя составляло 53 416 человек, в 2024 году - 34 392 человека. Снижение количества переселившихся участников госпрограммы переселения в 2024 году, прежде всего, обусловлено отсутствием разработанных в соответствие с вышеуказанными Правилами региональных программ переселения, и, как следствие этого, указанием нулевого значения для таких субъектов Российской Федерации. Процесс рассмотрения и утверждения новых регпрограмм осуществляется на постоянной основе (ежегодно распоряжениями Правительства Российской Федерации согласовывается порядка 50 рег-программ или внесения изменений в них). Учитывая изложенное, значения Показателя могут в течение года корректироваться.

Региональные программы переселения обеспечивают непрерывность процесса реализации госпрограммы переселения и актуализируются с учетом мировой повестки и санкционного режима в отношении Российской Федерации. Так, распоряжениями Правительства Российской Федерации согласованы проекты региональных программ (изменений регпрограмм) переселения 70 субъектов Российской Федерации (Тюменская область, Республика Мордовия, Оренбургская область, Омская область, Магаданская область, Самарская область, Рязанская область, Мурманская область, Челябинская область, Новгородская область, Липецкая область, Псковская область, Вологодская область, Владимирская область, Пензенская область, Орловская область, Республика Карелия, Республика Коми, Курганская область, Чувашская Республика, Архангельская область, Республика Хакасия, Иркутская область, Республика Дагестан, Ивановская область, Воронежская область, Калининградская область, Тамбовская область, Ставропольский край, Амурская область, Хабаровский край, Республика Мордовия, Ярославская область, Томская область, Тюменская область, Белгородская область, Республика Саха (Якутия), Кировская область, Республика Северная Осетия - Алания, Алтайский край, Камчатский край, Еврейская автономная область, Ульяновская область, Тульская область, Костромская область, Свердловская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Саратовская область и др.).

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2570-р «Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2013. №1. Ст. 76.

Безусловно, на эффективность процесса переселения и, как следствие, обогащение потенциала человеческого капитала Российской Федерации влияет процесс предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию регпрограмм на мероприятия по содействию в трудоустройстве и занятости, жилищном обустройстве, информированию участников госпрограммы переселения.

Далее рассмотрим основные статистические данные о госпрограмме переселения за 2023 год1.

В 2023 году в Российскую Федерацию переселилось 18,1 тыс. участников госпрограммы переселения (-32,9% к аналогичному периоду прошлого года) и 27,1 тыс. членов их семей (-28,6% к АППГ). Повторно участвуют в госпрограмме переселения 104 человека (-43,5% к АППГ). Треть (28%) всех участников госпрограммы переселения на момент постановки на учет в территориальных органах МВД России в данном статусе имела разрешение на временное проживание или вид на жительство, либо получила временное убежище на территории Российской Федерации, а также имела статус беженца. Порядка 26% всех лиц, поставленных на учет в качестве участника госпрограммы переселения, проживали в этот момент в субъекте Российской Федерации, в госпрограмме переселения которого участвуют. Численность участников госпрограммы переселения, добровольно отказавшихся от данного статуса, снизилась в сравнении с 2022 годом на 39%, а снятых по решению территориальных органов МВД России об утрате данного статуса -увеличилась на 78,2%.

В 2023 году наблюдается значительный рост численности участников госпрограммы переселения, снятых с учета в данном статусе по причине их выбытия за пределы Российской Федерации.

Большинство участников госпрограммы переселения поставлено на учет в Челябинской (24,6%), Тульской (11,3%) и Новосибирской (4,5%) областях.

В целях повышения качества отбора соотечественников для участия в госпрограмме переселения с 1 января 2024 года для подачи заявления об участии в госпрограмме переселения введено условие владения русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды2.

1 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2006. №26. Ст. 2820.

2 Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2023 г. №219 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом

Также с 1 января 2024 года в госпрограмму переселения вводился институт «репатриации». Репатрианту предоставлена возможность переселиться в любой субъект Российской Федерации без согласования с соответствующим уполномоченным исполнительным органом и без государственной поддержки за счёт федерального бюджета за исключением освобождения от уплаты таможенных платежей за ввоз личного имущества и компенсации расходов, связанных с получением визы и оформлением правового статуса1.

Учитывая геополитические процессы и возросший масштаб русофобии, соотечественникам, проживающим в недружественных государствах, предоставлено право на участие в госпрограмме переселения в упрощенном порядке.

В качестве отдельного инструмента для переселения соотечественников в Российскую Федерацию определена такая мера социальной поддержки, как жилищная субсидия, предоставляемая соотечественнику, переселившемуся на территории приоритетного вселения в регионах Дальнего Востока. Право на ее получение подтверждается государственным жилищным сертификатом. Реализация данного инструмента началась с 2022 года.

Необходимо отметить, что получение жилищной субсидии осуществляется после приобретения гражданства Российской Федерации. Размер ее определяется с учетом показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, используемых для расчета размеров социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений2.

В связи с созданием Центра по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивающие функции, связанные с предоставлением жилищной субсидии участникам госпрограммы переселения, переданы от ГУВМ МВД России к ЦВМ МВД России.

Так, в 2023 году более 600 семей (1,6 тыс. человек) получили жилищные сертификаты на общую сумму 1,3 млрд рублей.

В реализации госпрограммы переселения участвуют 80 субъектов Российской Федерации. С момента начала реализации госпрограммы переселения (2007 год) в Российскую Федерацию переселилось 1 170 тыс. человек.

Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637» // Собрание законодательства РФ. 2023. №14. Ст. 2400.

1 Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. №872 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637» // Собрание законодательства РФ. 2023. №48. Ст. 8545.

2 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 26.06.2006. №26. Ст. 2820.

В 2023 году принято 23,8 тыс. (-41,0%) заявлений об участии в госпрограмме переселения; оформлено 20,6 тыс. (-49,0%) свидетельств участника, поставлено на учет в территориальных органах МВД России 45,1 тыс. (-30,4%) участников и членов их семей (запланированный на 2023 год целевой показатель 53,4 тыс. чел.).

Больше всего соотечественников переселилось в Уральский и Центральный (по 12,9 тыс. чел.), Приволжский (5,9 тыс. чел.), Сибирский (5,4 тыс. чел.) и Дальневосточный (3,2 тыс. чел.) федеральные округа.

Из субъектов Российской Федерации лидирующие позиции занимают Челябинская (10,9 тыс. чел.), Тульская (5,3 тыс. чел.), Новосибирская и Самарская (по 1,9 тыс. чел.), Тамбовская (1,6 тыс. чел.) области.

Одной из важных составляющих в переселенческом процессе является информационная работа.

Для информирования соотечественников о порядке переселения в Россию с мая 2022 года в МВД России функционирует рабочая группа по консультированию соотечественников в телефонном режиме и посредством обращений на электронную почту.

Данные обращения свидетельствуют о миграционном потенциале со стороны соотечественников из недружественных стран. Потенциальные переселенцы информируют о сложностях подачи заявления об участии в госпрограмме переселения, а также об отсутствии информации о госпрограмме переселения на ресурсах в сети Интернет (консульские учреждения Российской Федерации в Канаде, Чехии, Польше, Эстонии) в связи с недоступностью информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Так, в 2022 году в Россию всего переселилось 64,8 тыс. участников госпрограммы переселения и членов их семей, из которых лишь 645 чел. (1%) из недружественных государств.

В этой связи, по нашему мнению, необходимо активизировать работу дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в недружественных государствах по взаимодействию с соотечественниками, желающими переселиться в Россию.

В связи со складывающейся геополитической ситуацией, проведением специальной военной операции и применением антироссийских санкций, в 2024 году скорее всего будет сохраняться тенденция по снижению количества соотечественников, участвующих в госпрограмме переселения.

На увеличение процесса интенсивности переселенческого процесса и развитие человеческого потенциала может повлиять: своевременная корректировка программ с учетом геополитической обстановки в мире; освое-

ние финансовых средств, выделенных в качестве субсидий на реализацию мероприятий региональных программ переселения; принятие заявлений об участии в госпрограмме переселения соотечественников, проживающих в недружественных государствах, в первоочередном порядке; проведение информационной работы с соотечественниками, желающими переселиться в Российскую Федерацию.

Литература

1. Аксенова М.С., Черных А.Б. Актуальные проблемы переселения соотечественников - иностранных граждан на территорию России // Социология и право. 2020. №3(49). С. 94-99.

2. Архангельский В.Н., Данилова И.А., Дмитриев Р.В., Хасанова Р.Р. Перспективы демографического развития России до середины века // Народонаселение. 2017. №3(77). С. 24-36.

3. Бурда М.А., Хорева Е.Е., Герасимова И.В. Миграционная политика в современной России: информационно-коммуникационные технологии в управлении миграцией // Ро1№оок. 2022. №2. С. 54-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Волкова Т.Б. Миграционная политика и тенденции ее развития // Евразийская адвокатура. 2019. №2(39). С. 120-122.

5. Волох В.А., Герасимова И.В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы // Управление. 2019. Т. 7. №1. С. 5-12. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-5-12

References

1. Aksenova M.S., Chernykh A.B. Aktual'nye problemy pereseleniya sootechestven-nikov - inostrannykh grazhdan na territoriyu Rossii. Sotsiologiya i pravo. 2020. №3(49). S. 94-99.

2. Arkhangel'skii V.N., Danilova I.A., Dmitriev R.V., Khasanova R.R. Perspektivy demograficheskogo razvitiya Rossii do serediny veka. Narodonaselenie. 2017. №3(77). S. 24-36.

3. Burda M.A., Khoreva E.E., Gerasimova I.V. Migratsionnaya politika v sovremen-noi Rossii: informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v upravlenii migratsiei. Polit-Book. 2022. №2. S. 54-66.

4. Volkova T.B. Migratsionnaya politika i tendentsii ee razvitiya. Evraziiskaya advo-katura. 2019. №2(39). S. 120-122.

5. Volokh V.A., Gerasimova I.V. Upravlenie migratsionnymi protsessami v Rossiiskoi Federatsii: analiz i perspektivy. Upravlenie. 2019. T. 7. №1. S. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.