УДК 314.7.044
К. В. Фофанова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ»1
В статье рассматривается программно-целевой подход как один из механизмов государственного регулирования. Программно-целевой подход рассматривается на примере Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Указывается, что цель программы поставлена и сформулирована достаточно конкретно, вместе с тем встает вопрос относительно методологии измерения эффективности и результативности Госпрограммы. Ставится вопрос о необходимости разработки методологических оснований комплексной оценки эффективности Государственной программы по оказанию содействия переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом.
Показано, что применяемая система измерения эффективности Госпрограммы, строится на восприятии переселенца как ресурса для регионов, предметом оценки являются отдельные ключевые параметры Госпрограммы: возраст, образование, объемы финансирования. Объективные показатели отражают общие тенденции и механизмы отбора соотечественников, промежуточные результаты реализации Госпрограммы, соответствие поставленной цели в программе, а не реальную оценку эффективности Госпрограммы, участниками которой выступают переселенцы с реальными проблемами, жизненными практиками и судьбами. Имеющиеся данные не отражают проблемы, трудности адаптации в регионе, изменения качества жизни, социального самочувствия переселенцев.
Сделан вывод, что выбор стратегии измерения эффективности Госпрограммы в целом зависит от того, какой подход применять в отношении переселенцев-соотечественников - гуманитарный или ресурсный.
Ключевые слова: соотечественник, методология, эффективность, переселенец, Госпрограмма.
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 17-03-00370.
82
K. V. Fofanova
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia,
THE METHODOLOGY OF EVALUATION OF EFFICIENCY OF THE STATE PROGRAM ON ASSISTING VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS LIVING ABROAD TO THE REPUBLIC OF MORDOVIA
The article discusses the program-target approach as one of the mechanisms of administrative regulation. The program-target approach is considered by the example of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. It is stated that though the goal of the program is stated and formulated quite concretely, there are some questions regarding the methodology for measuring the effectiveness of the State Program. The author raises question of the need to develop a methodological basis for a comprehensive assessment of the effectiveness of the State Program to assist the resettlement to the Republic of Mordovia of compatriots living abroad.
It is shown that the applied system for measuring the effectiveness of the state program is based on the perception of the migrant as a resource for the region, thus the object of the assessment is based on such key parameters of the state program as age, education and funding. Objective indicators reflect general trends and mechanisms for the selection of compatriots, intermediate results of the implementation of the State Program, compliance with the goal, set in the program, but not a real assessment of the effectiveness of the State Program, participants of which are people with real problems, life practices and destinies. The available data do not reflect problems, difficulties of adaptation in the region, changes in the quality of life, and the social well-being of immigrants.
It was concluded that the choice of a strategy for measuring the effectiveness of the state program as a whole depends on approach which is applied to migrant compatriots - humanitarian or resource one.
Key-words: compatriot, methodology, efficiency, migrant, State program.
Введение
Программно-целевой подход в решении наиболее актуальных социальных проблем активно используется в российской практике в последние десятилетия. Федеральные целевые программы выступают в качестве механизма государственного регулирования [1]. Одним из направлений государственного регулирования в области миграционной политики выступает оказание содействия по переселению соотечественников из-за рубежа. С этой целью была утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289) Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма). На основе данной программы были приняты
83
Госпрограммы в 57 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Мордовия. За период реализации Госпрограммы с 2006 по 2017 год в Россию переехало более 550 тыс. человек.
С 2011 г. Республика Мордовия является принимающим регионом в рамках Государственной программы добровольного переселения соотечественников. Главная цель Госпрограммы - организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Мордовия и содействие социально-экономическому развитию и решению демографических проблем в регионе [2]. Цель программы поставлена и сформулирована достаточно конкретно, вместе с тем встает вопрос относительно методологии измерения эффективности и результативности Госпрограммы. Этот вопрос остается открытым и дискуссионным, несмотря на то, что еще в 2013 году были утверждены критерии оценки эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Методы и методология
Критерии оценки было предложено разделить на 4 группы: 1) измерение количества регионов, участвующих в реализации Госпрограммы; 2) уровень информационного обеспечения (учет количества консультаций для соотечественников, проживающих за рубежом; количество презентаций программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению; количество публикаций в российских и зарубежных СМИ; количество принятых от соотечественников, проживающих за рубежом, заявлений об участии в Госпрограмме; количество выданных свидетельств участника Госпрограммы; численность соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию и поставленных на учет в территориальных органах МВД России); 3) эффективность мер по адаптации и интеграции соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию в рамках Госпрограммы (доля участников Госпрограммы и членов их семей, реализовавших право на получение за счет средств федерального бюджета государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в общей численности соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию; доля участников Госпрограммы, постоянно жилищно обустроенных; доля участников Госпрограммы и членов их семей, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы); 4) уровень удовлетворенности соотечественников условиями, создаваемыми для их приема и адаптации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации Госпрограммы (доля участников Госпрограммы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Госпрограммы, в иной субъект Российской Федерации ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в территориальном органе МВД России в качестве участника Государственной
84
программы и (или) члена его семьи; доля участников Госпрограммы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации [3].
Результаты
Предложенные критерии в общем виде позволяют определить рациональность израсходованных средств, выделенных для достижения программной цели, уровень выполнения мероприятий, осуществлять мониторинг количественных показателей. При этом в предложенной системе оценке отсутствует учет субъективных показателей, которые бы позволили осуществить комплексный подход к измерению эффективности, затрагивающий не только уровень реализации программных мероприятий -объективные показатели, а конкретные результаты, отражающие уровень адаптации и интеграции переселенцев на новом месте.
Имеющаяся система измерения эффективности Госпрограммы, строится на восприятии переселенца как ресурса для регионов, как субъекта, который самостоятельно принимает решение о переезде и самостоятельно организовывает свою жизнь на новом месте.
Поэтому выбор стратегии измерения эффективности Госпрограммы в целом зависит от того, какой подход применять в отношении переселенцев-соотечественников - гуманитарный или ресурсный.
С позиций гуманитарного подхода цель Госпрограммы - содействие переселения соотечественников из-за рубежа с целью воссоединения с Родиной, предоставление возможности стать гражданами России тем, кто идентифицирует себя с Россией независимо от национальности и вероисповедания. В данном подходе не имеет особого значение уровень образования, специальность, возраст переселенца, главное - это желание быть гражданином Российской Федерации.
Ресурсный же подход опирается на отбор соотечественников по конкретным параметрам - возраст, образование, профессия, квалификация, определение условий - территория для проживания, сроки и т.д. Несоответствие данным критериям является основанием для отказа потенциальному участнику Госпрограммы. Данный подход рассматривает соотечественников как ресурс для решения демографических проблем и пополнения трудового потенциала регионов [7]. В. И. Филиппов отмечает, «доминирование ресурсного подхода стало фактором субъективной дискомфортности соотечественников -потенциальных участников Госпрограммы. Об этом свидетельствует резкое несоответствие заявленного количества ожидаемых участников Госпрограммы их реальной численности» [6].
Обсуждение
Вторичный анализ данных, представленных статистическими показателями Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения, данными Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия показал, что в регионе измерение эффективности Госпрограммы ведется в рамках ресурсного подхода, учитывающего
85
количество соотечественников, переехавших в регион, страну исхода, уровень образования, пол, объемы финансирования [5]. Так на территорию Республики Мордовия на 01.07.2017 г. переехали 2957 соотечественников из 15 стран. Основной миграционный поток в республику по Госпрограмме складывается из стран бывшего Советского Союза. Количество мужчин и женщин, прибывших в регион, в рамках Госпрограммы приблизительно одинаково 1408 женщин и 1549 мужчин.
Большая часть участников Госпрограммы имеет высшее (38 %) и среднее (42 %) профессиональное образование. Среднее общее - лишь у 20 %. Из прибывших за период реализации Госпрограммы в республику переселенцев, 72 % трудоспособного возраста, 28 % нетрудоспособного возраста, среди них детей 23 %, пенсионного возраста 5 %.
С начала 2017 года (по состоянию на 01.07.2017) в Госкомтрудзанятости Республики Мордовия поступило на рассмотрение 173 заявления от иностранных граждан. Вместе с членами семей их количество составляет 295 человек (173 участника и 122 члена семьи). Большая часть заявлений об участии в Госпрограмме поступила от граждан Таджикистана, Украины, Армении, Узбекистана, Молдовы и Казахстана.
Финансовое обеспечение Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. За период реализации Госпрограммы (2013-2017 гг.) общая сумма денежных затрат составила 8598,3 тыс. рублей.
Заключение
Таким образом, анализ имеющихся данных показал, что предметом оценки являются отдельные ключевые параметры Госпрограммы: возраст, образование, объемы финансирования. Объективные показатели скорее свидетельствуют об общих тенденциях и механизме отбора соотечественников, отражают промежуточные результаты реализации Госпрограммы, соответствие поставленной цели в программе, а не оценку эффективности Госпрограммы, участниками которой выступают переселенцы с реальными проблемами, жизненными практиками и судьбами. Имеющиеся данные не отражают проблемы, трудности адаптации в регионе, изменения качества жизни, социального самочувствия переселенцев.
Вместе с тем существует необходимость и в оценке социально-экономического эффекта, оказываемого программой непосредственно на развитие принимающего региона, соответствие программы интересам региона, что оценивать по объективным показателям представляется проблематичным.
Главным недостатком сложившего подхода к измерению эффективности реализации Госпрограммы является отсутствие измерения социальных эффектов и субъективных оценок. Процесс оценки Госпрограммы должен иметь всесторонний характер: подготовка, реализация, результаты программы, последствия, эффекты и результативность с учетом объективных и субъективных показателей. А. В. Дмитриев указывает на ограничения материалистического подхода к демографической и миграционной политике [4], указывая, что в современных условиях сведение к экономической
86
интерпретации явно недостаточно. Для оценки эффективности Госпрограммы необходимо учитывать показатели, зависящие от стадии оценки программы и ее программных мероприятий, использование комплексного подхода, опирающегося на объективные и субъективные показатели, позволяет замерить качественную сторону реализации программы, определить влияние программы на качество жизни переселенцев.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 17-0300370.
Библиографический список
1. Алексеева Е. А., Алешина М.В. Национальные проекты и реформы 2000-х годов: модернизация социальной политики. М.: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2009. 277 с.
2. Борисов Д. М., Сычев А. А. Влияние Государственной программы добровольного переселения соотечественников на социально-экономическую ситуацию региона (на примере Республики Мордовия) // Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 3-4. С. 97-100.
3. Об утверждении критериев оценки эффективности реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : Распоряжение Правительства РФ от 24 октября 2013 г. № 1947-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/499053099 (дата обращения: 15.02.2019).
4. Дмитриев А. В. Об ограничениях материалистического подхода к демографической и миграционной политике // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 24-28
5. Сычев А. А., Фофанова К. В. Организационно-правовые проблемы реализации государственной программы добровольного переселения соотечественников в Республике Мордовия // Право и государство: история и современность, перспективы развития : Сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 28 сентября 2017 года / Отв. ред. Е.С. Косых. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. С. 227-231
6. Филиппов В. И. Гуманитарный и ресурсный подходы к реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом URL: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KRSUFILIPPOVV.I.2011-11 .pdf (дата обращения: 15.02.2019).
7. Фофанова К. В., Сычев А. А. Повышение миграционной привлекательности региона для молодежи (на примере Республики Мордовия) // Молодежь: свобода и ответственность Материалы региональных Рождественских образовательных чтений. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. С. 135-139.
fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2019. № 1 (4).
References
1. Alekseeva E. A., Aleshina M.V. Nacional'nye proekty i reformy 2000-h godov: modernizacija social'noj politiki (National projects and reforms of 2000s: modernization of social policy) M.: Centr social'noj politiki i gendernyh issledovanij, 2009. 277 s.
2. Borisov D. M., Sychev A. A. Vlijanie Gosudarstvennoj programmy dobrovol'nogo pereselenija sootechestvennikov na social'no- jekonomicheskuju situaciju regiona (na primere Respubliki Mordovija) (Influence of the State program of voluntary resettlement of compatriots on the social and economic situation in the region (by the example of the Republic of Mordovia)) // Nauka Krasnojar'ja. 2017. T. 6. № 3-4. S. 97-100.2.
3. Ob utverzhdenii kriteriev ocenki ehffektivnosti realizacii gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v rossijskuyu federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom (On the approval of criteria of assessment of efficacy of the state program of help to voluntary resettlement of compatriots living abroad to Russian Federation) : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 oktyabrya 2013 g. № 1947-r. URL : http://docs.cntd.ru/document/499053099 (data obrashcheniya: 15.02.2019).
4. Dmitriev A. V. Ob ogranichenijah materialisticheskogo podhoda k demograficheskoj i migracionnoj politike (On the restrictions of the materialistic approach to demographic and migrational policy) // Sociologicheskie issledovanija. 2017. № 3. S. 24-28
5. Sychev A. A. Organizacionno-pravovye problemy realizacii gosudarstvennoj programmy dobrovol'nogo pereselenija sootechestvennikov v Respublike Mordovija (Organizational and legal problems of realization of the program of voluntary resettlement of compatriots to the Republic of Mordovia) / A. A. Sychev, K. V. Fofanova // Pravo i gosudarstvo: istorija i sovremennost', perspektivy razvitija : Sb. materialov I Vseros. nauch.-prakt. konferencii, Respublika Bashkortostan, g. Sterlitamak, 28 sentjabrja 2017 goda / Otv. red. E.S. Kosyh. Sterlitamak : Sterlitamakskij filial BashGU, 2017. S. 227-231
6. Filippov V. I. Gumanitarnyj i resursnyj podhody k realizacii gosudarstvennoj programmy po okazaniju sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v rossijskuju federaciju sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom (Humanitarian and resource approach towards the realization of the state program of help to voluntary resettlement of compatriots living abroad to Russian Federation). URL: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KRSUFILIPPOVV.I.2011-11.pdf (data obrashcheniya: 15.02.2019).
7. Fofanova K. V., Sychev A. A. Povyshenie migracionnoj privlekatel'nosti regiona dlja molodezhi (na primere Respubliki Mordovija) (Increasing of migration attractiveness of the region for the youth (by the example of the Republic of Mordovia)) // Molodezh': svoboda i otvetstvennost' Materialy regional'nyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2019. S. 135-139.
Сведения об авторе
Фофанова Катерина Владиславовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск (Республика Мордовия). Занимается изучением проблем миграции. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. Тел.: 89176943102 E-mail: [email protected]
About the author
Fofanova Katerina Vladislavovna - doctor of sociological sciences, professor of the Department of Sociology, National Research Mordovia State University, Saransk. Engaged in the study of migration issues. The Author of over 100 scientific and educational works. E-mail: [email protected]