Научная статья на тему 'Новые приоритеты миграционной политики России'

Новые приоритеты миграционной политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ГРАЖДАНСТВО РФ / MIGRATION LEGISLATION / MIGRATION POLICY / MIGRATION GROWTH / IMMIGRANTS / COMPATRIOTS / RUSSIAN CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Алексей Михайлович, Мамонтова Эльвира Александровна

В статье рассматриваются проблемы реализации миграционной политики России на данном этапе социально-экономического и демографического развития страны. Подчеркивается, что в условиях естественной убыли населения России и снижения миграционного прироста возрастают роль и значение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В интересах решения задач пополнения постоянного населения и трудовых ресурсов России совершенствуется миграционное законодательство, в последнее время приняты Федеральный закон и три Указа Президента РФ, упрощающие порядок приобретения гражданства РФ для соотечественников. Анализируется правоприменительная практика органов власти регионов Российской Федерации в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Подчеркивается необходимость изменения правоприменительной практики местных административных и правоохранительных органов в сфере миграции, устранения неоправданной жёсткости и бюрократической волокиты в отношении переселенцев-соотечественников. Разработан ряд предложений по совершенствованию миграционной политики России в целях повышения привлекательности для соотечественников и действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Повышена для местных административных и правоохранительных органов РФ значимость и приоритетность задачи содействия переселенцам-соотечественникам в решении проблем их обустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PRIORITIES OF RUSSIA’S MIGRATION POLICY

The article deals with the problems of implementing Russia’s migration policy at this stage of the country’s socio-economic and demographic development. It is emphasized that in the conditions of natural loss of the Russian population and reduction of migration growth, the role and importance of the State program to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation are increasing. In order to meet the challenges of replenishing the permanent population and labor resources of Russia, migration legislation is being improved. recently, a Federal law and three presidential Decreeshave been adopted that simplify the procedure for acquiring Russian citizenship for compatriots. The article analyzes the law enforcement practice of regional authorities of the Russian Federation in relation to participants of the State program to assist in the voluntary relocation of compatriots living abroad to the Russian Federation. The author emphasizes the need to change the law enforcement practice of local administrative and law enforcement agencies in the field of migration, to eliminate unjustified rigidity and bureaucratic red tape in relation to displaced compatriots. A number of proposals have been developed to improve Russia’s migration policy in order to increase the attractiveness for compatriots of the State program to assist in the voluntary relocation of compatriots living abroad to the Russian Federation, as well as to increase the importance and priority for local administrative and law enforcement agencies of the Russian Federation of assisting displaced compatriots in solving problems of their settlement.

Текст научной работы на тему «Новые приоритеты миграционной политики России»

УДК 314

DOI: 10.35750/2071-8284-2020-1-183-188

А.М. Попов

кандидат юридических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет Российская Федерация, 392000, Тамбов, ул. Советская, д.106 ORCID: 0000-0003-1747-4088. E-mail: [email protected]

э.А. Мамонтова

кандидат юридических наук, доцент Тамбовский государственный технический университет Российская Федерация, 392000, Тамбов, ул. Советская, д.106 ORCID: 0000-0001-6542-2675. E-mail: [email protected]

Новые приоритеты миграционной политики России

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации миграционной политики России на данном этапе социально-экономического и демографического развития страны. Подчеркивается, что в условиях естественной убыли населения России и снижения миграционного прироста возрастают роль и значение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В интересах решения задач пополнения постоянного населения и трудовых ресурсов России совершенствуется миграционное законодательство, в последнее время приняты Федеральный закон и три Указа Президента РФ, упрощающие порядок приобретения гражданства РФ для соотечественников. Анализируется правоприменительная практика органов власти регионов Российской Федерации в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Подчеркивается необходимость изменения правоприменительной практики местных административных и правоохранительных органов в сфере миграции, устранения неоправданной жёсткости и бюрократической волокиты в отношении переселенцев-соотечественников. Разработан ряд предложений по совершенствованию миграционной политики России в целях повышения привлекательности для соотечественников и действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Повышена для местных административных и правоохранительных органов РФ значимость и приоритетность задачи содействия переселенцам-соотечественникам в решении проблем их обустройства.

Ключевые слова: миграционное законодательство, миграционная политика, миграционный прирост, переселенцы, соотечественники, гражданство РФ.

Для цитирования: Попов А.М., Мамонтова Э.А. Новые приоритеты миграционной политики России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 1 (85). - С. 183-188. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-1-183-188.

Alexey M. Popov

Cand. Sci. (Jurid.), Docent Tambov State Technical University 106, Sovetskaya str., 392000, Tambov, Russian Federation ORCID: 0000-0003-1747-4088. E-mail: [email protected]

Elvira A. Mamontova

Cand. Sci. (Jurid.), Docent Tambov State Technical University 106, Sovetskaya str., 392000, Tambov, Russian Federation ORCID: 0000-0001-6542-2675. E-mail: [email protected]

New priorities of Russia's migration policy

Annotation: The article deals with the problems of implementing Russia's migration policy at this stage of the country's socio-economic and demographic development. It is emphasized that in the conditions of natural loss of the Russian population and reduction of migration growth, the role and importance of the State program to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation are increasing. In order to meet the challenges of replenishing the permanent population and labor resources of Russia, migration legislation is being improved. recently, a Federal law and three presidential Decrees

have been adopted that simplify the procedure for acquiring Russian citizenship for compatriots. The article analyzes the law enforcement practice of regional authorities of the Russian Federation in relation to participants of the State program to assist in the voluntary relocation of compatriots living abroad to the Russian Federation. The author emphasizes the need to change the law enforcement practice of local administrative and law enforcement agencies in the field of migration, to eliminate unjustified rigidity and bureaucratic red tape in relation to displaced compatriots. A number of proposals have been developed to improve Russia's migration policy in order to increase the attractiveness for compatriots of the State program to assist in the voluntary relocation of compatriots living abroad to the Russian Federation, as well as to increase the importance and priority for local administrative and law enforcement agencies of the Russian Federation of assisting displaced compatriots in solving problems of their settlement.

Keywords: migration legislation, migration policy, migration growth, immigrants, compatriots, Russian citizenship.

For citation: Popov Al. M., Mamontova El. Al. New priorities of Russia's migration policy // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 1 (85). - P. 183-188. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-1-183-188.

На современном этапе динамика социально-экономического развития России в значительной степени зависит от решения её демографических проблем. Вследствие значительного снижения рождаемости в стране с 1992 года наблюдается естественная убыль населения, что приводит к снижению численности постоянного населения страны и нехватке трудовых ресурсов. За прошедший период естественная убыль населения компенсировалась за счёт миграционного прироста, а нехватка трудовых ресурсов компенсировалась масштабным привлечением временных трудовых мигрантов. В последние пять лет стагнация экономики России привела к обострению её демографических проблем из-за снижения притока мигрантов. Объектом исследования в данной статье является развитие миграционных процессов в 2006-2018 годах и законодательные меры по стимулированию миграционного прироста населения страны.

Итоговые данные по внешней миграции в РФ за 2018 год зафиксировали самый низкий приток мигрантов за всю историю постсоветской России. Если миграционный прирост за

2017 год в количестве 211,9 тыс. чел. полностью компенсировал естественную убыль населения, то миграционный прирост за 2018 год в количестве 124,9 тыс. чел. не справился с этой задачей, и в России впервые за последние 10 лет возобновилось сокращение численности населения (за

2018 год население России уменьшилось на 99 тыс. чел.)1. Снижение миграционного прироста связано преимущественно со сложной ситуацией в экономике РФ: экономическим кризисом и падением курса рубля. Временным мигрантам из постсоветского пространства стало менее выгодно работать в России и переводить заработанные средства своим семьям в валюте. Количество трудовых мигрантов в России постепенно снижается, и они менее охотно остаются на постоянное место жительства (путем оформления вида на жительство или приобретения гражданства России). Очевидно, что демографическая ситуация в России в ближайшие 15 лет будет

1 Росстат [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b19_107/Main. htm (дата обращения 13.01.2020).

только ухудшаться, поскольку страна вступила в полосу «демографической ямы». Это не только обострит проблему обеспечения экономики рабочей силой, но и чревато геополитическими рисками утраты контроля над обширными малонаселёнными территориями Сибири и Дальнего Востока. По последнему прогнозу Росста-та, численность населения России за 2019-2035 годы уменьшится на 1,2 млн чел., а численность трудоспособного населения снизится на 3,1 млн чел. Миграционный прирост предполагается около 300 тыс. чел. в год, однако он не сможет компенсировать естественную убыль населения, которая в отдельные годы этого периода может достигать 400 тыс. чел. в год2.

Власти страны принимают меры по улучшению демографической ситуации. Программа материнского капитала, введённая в 2006 году, дала заметные результаты по повышению рождаемости. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 года предложил ряд дополнительных мер финансовой и социальной поддержки семей с детьми: продлить и расширить программу материнского капитала, увеличить ежемесячные пособия детям в семьях с низким доходом, ускорить строительство новых дошкольных учреждений, обеспечить бесплатным горячим питанием школьников младших классов, предоставлять льготную ставку ипотеки для семей с двумя и более детьми3.

Тем не менее очевидно, что одними только мерами стимулирования рождаемости демографическую ситуацию в стране не выправить. Необходимо пересмотреть приоритеты миграционной политики нашей страны. Не стоит решать проблемы нехватки рабочей силы и пополнения постоянного населения России преимуществен-

2 Росстат. Предположительная численность населения РФ до 2035 года (средний вариант) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140095525812 (дата обращения 17.01.2020).

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 16.01.2020).

но за счёт привлечения мигрантов из закавказских и среднеазиатских республик бывшего СССР. На постоянное жительство в Россию надо привлекать в первую очередь её бывших русских и русскоязычных граждан и их потомков, а также украинцев и белорусов (которые тоже являются частью русского мира). Увеличение численности населения России позволит смягчить и проблему нехватки рабочей силы.

Проблемы и задачи миграционной политики России в отношении привлечения на постоянное жительство в нашу страну русских и русскоязычных граждан бывшего СССР привлекают внимание многих российских исследователей. Например, М. В. Маматов и Ю. В. Морозов отмечают важность работы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, вынужденно покинувших территорию Украины, так как они способны к быстрой адаптации и включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества [6, с. 8-26].

С. Рязанцев и В. Скоробогатова подчёркивают, что мигранты с юго-востока Украины являются важным трудовым и демографическим ресурсом для нашей страны, поскольку свободно владеют русским языком, имеют профессии и уровень квалификации, востребованные на нашем рынке труда. Однако нередки случаи отказа украинским переселенцам в предоставлении статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма), виной тому коррупция и непонимание властями некоторых регионов значимости украинской миграции [10, с. 38-51]. По мнению С. В. Рязанцева, жёсткая система регистрации по месту жительства и крайне неэффективные процедуры получения российского гражданства создают зачастую непробиваемые «заторы» в российской миграционной политике, тогда как объективное развитие экономики и демографическая ситуация требуют более современных подходов [9, с. 63-71].

О. Д. Воробьева и А. В. Топилин отмечают, что реализация процедур и механизмов миграционной политики в отношении иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ по Госпрограмме или в неорганизованном порядке в целях переселения на постоянное место жительства (регистрация по месту пребывания и жительства, получение вида на жительство и российского гражданства), часто сопровождается коррупционными нарушениями со стороны облечённых властью лиц [1, с. 134-140].

Н. В. Михайлова и Н. А. Абдель Джалиль считают, что политика России в отношении соотечественников за рубежом недостаточно комплементарна к ним, несмотря на широко анонсируемые идеи «русского мира» и «защиты соотечественников». Целью политики России в отношении своей диаспоры должны стать не только геополитические интересы государства, но и жизненные интересы и чаяния соотечественников [8, с. 259-266].

К. А. Корчагина и Р. А. Пестов отмечают настоятельную необходимость систематизации миграционного законодательства России, желательно в форме Миграционного кодекса РФ, где в общей части будут представлены права и обязанности мигрантов, компетенция государственных органов, а особенная часть будет включать административные процедуры в сфере миграции, такие как регистрационный и миграционный учёт, производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов для въезда, временного пребывания и проживания. Такой свод миграционных норм в едином документе поможет повысить правовую культуру как мигрантов, так и должностных лиц, что будет способствовать реализации поставленных государством целей в сфере миграции [4, с. 76-83].

М. Л. Галас считает, что для привлечения и закрепления соотечественников на приоритетных территориях вселения необходимо использовать не только административный ресурс, но и дополнительную мотивацию. Использование социальных факторов, таких как наличие доступного жилья, недорогой аренды земли, доступность медицинского обслуживания и образования и т. п., способно создать конкуренцию традиционным регионам притяжения мигрантов [2, с. 63-71]. По мнению М. Л. Галас, грамотная внешняя и внутренняя миграционная политика России может служить фактором «мягкой силы» в решении вопросов миграции, адаптации и интеграции желательных категорий иностранных граждан [3, с. 44-50].

В. О. Меркулова и А. П. Платонова отмечают необходимость оперативного информационного сопровождения реализации Госпрограммы. Перспективным является образование единой информационной системы на базе интернета, к которой могли бы получить неограниченный доступ население России и соотечественники за рубежом [7, с. 38-45].

Ряд исследователей анализируют в своих статьях конкретные проблемы приёма и обустройства соотечественников в регионах Российской Федерации. Например, Л. А. Кудринская в Омской области отмечает сложности оформления документов для получения гражданства России, регистрации по месту жительства, постановки на миграционный учёт и финансовые трудности. Наиболее острой проблемой является работа не по специальности и потеря квалификации [5, с. 37-42]. И. А. Струсов и С. П. Юха-чев в Тамбовской области выявили следующие проблемы: недостаточная информационная поддержка соотечественников на начальных этапах реализации Госпрограммы, сложности с трудоустройством и жилищным обустройством [11, с. 68-71].

Для привлечения необходимых категорий переселенцев Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Однако стартовала она вяло. За 2006-2011 гг. в Россию

прибыли всего 62590 соотечественников4. Несмотря на некоторую активизацию реализации Госпрограммы в последующие годы, она оставалась преимущественно программой по привлечению трудовых ресурсов. За 2012-2017 гг. в рамках Госпрограммы были приняты в гражданство России 525 тыс. чел.5 За 2018 год в Россию прибыли ещё 107,7 тыс. соотечественников и членов их семей6. С 2014 года показатели Госпрограммы обеспечивались в значительной степени за счёт беженцев с юго-востока Украины, но и этот потенциал стал иссякать. В условиях естественной убыли населения России и снижения миграционного прироста возрастают роль и значение Госпрограммы. Госпрограмма должна стать репатриационной в полном смысле этого слова, без ограничений для переселенцев по возрасту, специальностям и квалификации, без навязывания им территорий приоритетного заселения. Переселенцы-соотечественники жизненно необходимы для развития экономики и сохранения пустеющих территорий нашей огромной страны. Причём привлекать переселенцев на эти территории надо не методами бюрократического принуждения, а мерами социальной и экономической поддержки.

Однако, по данным правозащитных организаций, во многих регионах страны местные правоохранительные и административные органы относятся к переселенцам-соотечественникам зачастую даже жёстче, чем к обычным мигрантам, создавая им большие трудности с трудоустройством и социальным обустройством семьи, устраивая затяжную бюрократическую волокиту при малейших погрешностях в собранных переселенцами документах, угрожая им депортацией с лишением права въезда на несколько лет за вынужденные нарушения правил миграционного учёта. Это демонстрирует несоответствие между поставленной целью о содействии добровольному переселению соотечественников и практикой реализации Госпрограммы в регионах.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на специальном заседании отметил ряд проблем реализации Госпрограммы. Например, в регионах постоянно увеличивается количество незаконных оснований для отказа в участии в Госпрограмме (по профессии, стажу работы, возрасту и другим, не предусмотренным законом, основаниям). Также часто наблюдается невыполнение госу-

4 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФМС РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2015 годов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной миграционной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/plans/details/5963l/2/ (дата обращения 13.01.2020).

5 Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы (утв. Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622), пункт 7 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/58986 (дата обращения 13.01.2020).

6 МВД России. Сводка основных показателей по миграционной ситуации в РФ за январь-декабрь 2018 г.

[Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт МВД России. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/

Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15850787/ (дата обращения 14.01.2020).

дарственных обязательств по компенсационным выплатам и пособиям под различными предлогами. Слабая организация работы миграционных структур и нехватка сотрудников приводит к большим очередям, и участники Госпрограммы нередко не успевают оформить необходимые правовые статусы в установленные законом сроки. Если переселенец за 90 дней не успел подать документы на разрешение на временное проживание, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания. Ему предъявляют требование на 90 дней покинуть Россию (правило 90 на 180, по которому иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180). Иначе ему грозят депортацией и запретом на въезд. Однако многим уже некуда ехать. Нарушает права переселенцев также и практически невыполнимое требование иметь регистрацию по фактическому месту жительства в РФ. Мало у кого из переселенцев есть родственники в России, согласные зарегистрировать их у себя. «Прописать» в арендованном жилье арендодатели, как правило, не соглашаются. Это часто вынуждает переселенцев на фиктивную регистрацию. Миграционные органы при проверке нередко не обнаруживают их по указанному адресу и фиксируют административное правонарушение. За два любых административных правонарушения переселенца могут лишить статуса участника Госпрограммы и выдворить за пределы РФ с запретом на въезд. Подобные случаи регулярно происходят в разных регионах страны7. Такие наглядные примеры отношения к переселенцам отбивают у многих желающих вернуться на Родину, охоту тратить нервы и имеющиеся скудные финансы на преодоление всех этих препятствий. По мнению большинства экспертов, потенциал привлечения переселенцев у Госпрограммы всё ещё значительный - от 5 до 10 млн. чел. Они считают, что именно переселение соотечественников в Россию является наиболее реальным источником роста населения страны в ближайшем будущем, пока соотечественники ещё не ассимилировались в других странах.

Главная причина незаинтересованности местных властей в оказании содействия переселенцам-соотечественникам заключается в отсутствии централизованного финансирования из федерального бюджета проблем первичного обустройства переселенцев в регионах страны. Сейчас именно регионы несут основную нагрузку при реализации Госпрограммы, так как должны решать своими силами проблемы обустройства и социального обеспечения переселенцев. Поэтому они всячески ищут способы избавиться от этой дополнительной нагрузки на региональный бюджет, воспринимая переселен-

7 Собирание соотечественников во благо России: 59-е специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека от 17 апреля 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Совета при Президенте РФ по правам человека. - Режим доступа: http://president-sovet.ru/documents/read/603/ (дата обращения 13.01.2020).

цев как обузу, а не как средство решения своих демографических проблем. Централизованное финансирование мероприятий по переселению соотечественников позволило бы значительно повысить заинтересованность местных властей в принятии переселенцев. Ведь именно централизованное финансирование мероприятий по первичному обустройству переселенцев помогло дореволюционной России заселить постоянным населением свободные территории Сибири и Дальнего Востока, поскольку местные власти охотно принимали переселенцев.

Производной от решения проблем первичного обустройства и жилищной проблемы переселенцев является проблема закрепления их на территориях вселения. Если им не удалось надёжно обосноваться в геополитически и экономически важных для Российской Федерации регионах, куда их направили по Госпрограмме, то зачастую после получения гражданства РФ они перебираются в более привлекательный регион РФ. Именно поэтому местные власти должны оказывать переселенцам всяческое содействие в решении их проблем.

Надо также расширить меры стимулирования для успешных учебных мигрантов из стран СНГ, чтобы они оставались на постоянное место жительства в России. Многие экономически развитые страны стараются заинтересовать необходимые категории иностранных студентов оставаться после завершения учёбы на постоянное жительство.

Заметные подвижки в этом направлении уже есть. Принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31.05.2002», который упрощает для участников Госпрограммы и членов их семей процедуру принятия гражданства РФ. Кроме того, этот закон установил, что Президент РФ в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке8. Закон вступил в силу с 29 марта 2019 года. В развитие положений этого закона были приняты три Указа Президента РФ, которые определяют категории иностранных лиц, имеющих право на принятие в гражданство России в упрощённом порядке.

Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. № 183 предоставил возможность получения российского гражданства в упрощённом порядке лицам, постоянно проживающим на территориях ДНР и ЛНР Украины9. Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. № 187 предоставил право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке гражданам Украины и лицам без гражданства, ранее проживавшим на территориях ДНР и ЛНР Украины, Республики Крым и г. Севастополя, а также гражданам Афганистана, Йемена и Сирии, которые ранее состо-

8 О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. : Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544-ФЗ // СЗ РФ. - 2018. - № 53 (часть I). - Ст. 8470.

яли в гражданстве СССР10. Указ Президента РФ от 17 июля 2019 г. № 343 предоставил право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке гражданам Украины и лицам без гражданства, ранее проживавшим в любом районе Донецкой или Луганской областей (а не только на территориях ДНР и ЛНР Украины, как было установлено в Указе № 187)11.

Главное теперь, чтобы правоприменительная практика местных административных и правоохранительных органов не перечеркнула положительный посыл этих новаций в миграционном законодательстве России.

В результате исследования было выявлено, что изменения, внесённые в конце 2018 года в Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года, а так же принятые в 2019 году три Указа Президента РФ значительно упрощают для соотечественников и некоторых категорий иностранных лиц процедуру принятия в гражданство РФ и получение вида на жительство. Это должно положительно сказаться на выполнении Госпрограммы. И всё же придание Госпрограмме статуса репатриационной позволило бы увеличить её централизованное финансирование и привлекательность для переселенцев, а также повысить для местных административных и правоохранительных органов РФ значимость и приоритетность содействия переселенцам-соотечественникам. Учитывая значимость задачи по привлечению соотечественников в Россию, надо разработать механизм выделения финансовых средств из федерального бюджета (безвозвратные ссуды и льготные кредиты) для решения проблем первичного обустройства переселенцев в регионах РФ. Необходимо исключить необоснованные административные барьеры для участников Госпрограммы и установить чёткие гарантии их невыдворения, если люди не успели оформить необходимые правовые статусы из-за проблем в организации работы миграционных органов и бюрократической волокиты. Кроме того, даже если переселенец по личным обстоятельствам не успел в установленные сроки оформить или продлить разрешение на временное проживание, совсем не обязательно грозить ему депортацией, вполне можно ограничиться штра-

9 Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке: Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. № 183 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. -Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/60358 (дата обращения 19.01.2020).

10 Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке: Указ Президента РФ от 29 апреля 2019 г. № 187 // СЗ РФ. -2019. - № 18. - Ст. 2226.

11 О внесении изменений в Указ Президента РФ от 29.04.2019 № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке»: Указ Президента РФ от 17 июля 2019 г. № 343 [Электронный ресурс] // Сайт «Официальное опубликование правовых актов». - Режим доступа: Ы!р://риЬЦсайоп. pravo.gov.ru/Document/View/0001201907170036?index=0&ra ngeSize=1 (дата обращения 15.01.2020).

фом. Необходимо также отменить для соотече- вичного обустройства, в особенности жилищ-ственников требование обязательной регистра- ную проблему, ему достаточно было бы встать на ции по фактическому месту жительства в РФ. миграционный учет в местном органе исполни-Пока переселенец не решит свои проблемы пер- тельной власти по фактическому месту жительства в РФ и периодически отмечаться там.

Список литературы

1. Воробьева О. Д., Топилин А. В. Современная миграционная политика России: иллюзии и реальность // Социологические исследования. -2016. - № 7. - С. 134-140.

2. Галас М. Л. Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов российского государства // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2017. - № 3. - С. 63-71.

3. Галас М. Л. «Мягкая сила» как инструмент стабильности общественно-политической формации современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2019. - № 1. - С. 44-50.

4. Корчагина К. А., Пестов Р. А. Перспективы правового регулирования миграции в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. - 2019. - № 2 (89). - С. 76-83.

5. Кудринская Л. А. Экономические аспекты государственной поддержки соотечественников, переселяющихся в Российскую Федерацию (на примере Омской области) // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 4 (28). - С. 37-42.

6. Манатов М. В., Морозов Ю. В. К вопросу о характеристике современных миграционных процессов в Российской Федерации // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 9 (26). - С. 8-26.

7. Меркулова В. О. и Платонова А. П. Информационное сопровождение реализации Государственной программы по оказанию содействия переселению проживающих за рубежом соотечественников в Российскую Федерацию // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2018. - № 2 (3). - С. 38-45.

8. Михайлова Н. В., Абдель Джалиль Н. А. Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе // Вестник РУДН. - Серия «Политология». - 2017. - № 19 (3). - С. 259-266.

9. Рязанцев С. В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. - 2017. - № 8 - С. 63-71.

10. Рязанцев С. В., Скоробогатова В. И. Украинская миграция в приоритетах развития России // Международные процессы. - 2016. - № 1. - С. 38-51.

11. Струсов И. А., Юхачев С. П. Факторы, негативно влияющие на реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы.- 2016. - № 4. - С. 68-71.

References

1. Vorob'yeva O. D., Topilin A. V. Sovremennaya migratsionnaya politika Rossii: illyuzii i real'nost' // Sotsiologicheskiye issledovaniya. -2016. - № 7. - S. 134-140.

2. Galas M. L. Sovremennyye zadachi politicheskogo regulirovaniya vneshnikh i vnutrennikh migratsionnykh protsessov rossiyskogo gosudarstva // Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. - 2017. - № 3. - S. 63-71.

3. Galas M. L. «Myagkaya sila» kak instrument stabil'nosti obshchestvenno-politicheskoy formatsii sovremennoy Rossii // Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. - 2019. - № 1. - S. 44-50.

4. Korchagina K. A., Pestov R. A. Perspektivy pravovogo regulirovaniya migratsii v Rossiyskoy Federatsii // Yurist» - Pravoved». - 2019. - № 2 (89). - S. 76-83.

5. Kudrinskaya L. A. Ekonomicheskiye aspekty gosudarstvennoy podderzhki sootechestvennikov, pereselyayushchikhsya v Rossiyskuyu Federatsiyu (na primere Omskoy oblasti) // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy. - 2018. - № 4 (28). - S. 37-42.

6. Mamatov M. V., Morozov Yu. V. K voprosu o kharakteristike sovremennykh migratsionnykh protsessov v Rossiyskoy Federatsii // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. - 2017. - № 9 (26). - S. 8-26.

7. Merkulova V. O., Platonova A. P. Informatsionnoye soprovozhdeniye realizatsii Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya pereseleniyu prozhivayushchikh za rubezhom sootechestvennikov v Rossiyskuyu Federatsiyu // Kommunikologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2018. - № 2 (3). - S. 38-45.

8. Mikhaylova N. V., Abdel' Dzhalil' N. A. Prichiny migratsii v ramkakh stran SNG i strategiya migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape // Vestnik RUDN. - Seriya «Politologiya». - 2017. - № 19 (3). - S. 259-266.

9. Ryazantsev S. V Vneshnyaya migratsionnaya politika kak faktor demograficheskogo razvitiya Rossii // Sotsiologicheskiy al'manakh. - 2017. - № 8 - S. 63-71.

10. Ryazantsev S. V., Skorobogatova V. I. Ukrainskaya migratsiya v prioritetakh razvitiya Rossii // Mezhdunarodnyye protsessy. - 2016. - № 1- S. 38-51.

11. StrusovI. A., Yukhachev S. P. Faktory, negativno vliyayushchiye na realizatsiyu Gosudarstvennoy programmy po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, v Tambovskoy oblasti // Sotsial'no - ekonomicheskiye yavleniya i protsessy.- 2016. - № 4. - S. 68-71.

© Попов А.М., Мамонтова Э.А., 2020

Статья поступила в редакцию 03.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.