В.А. КАНЫЛИН старший преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий
Актуальные проблемы возвратной миграционной
политики в России
В настоящее время Россия столкнулась с серьезным демографическим кризисом, представляющим реальную угрозу её экономической и национальной безопасности. Трудоспособное население страны неумолимо сокращается. Экономике России, где уже сейчас проживает 10-12 млн. выходцев из других стран, до 2025 г. потребуется 20 млн. мигрантов, а к 2050 г. - около 50 млн., что превысит треть населения страны'.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, признает необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Особое место в миграционных процессах занимает возвратная миграция соотечественников, проживающих за рубежом. Возвратная миграция - вид международной добровольной миграции на постоянное место жительства, как стимулируемый, так и не стимулируемый принимающим государством, при котором осуществляется переселение в государство происхождения лиц, ранее эмигрировавших из него, а также потомков этих лиц, в основе которого может лежать упрощенный порядок предоставления гражданства или вида на жительство.
* Канылин Владимир Алексеевич, е-таП: kanilin.kanilin@yandex.ru
1
Диалог по миграции - [Электронный ресурс.]-иР1: http://www.dp.ru/a/2011/06/27/K_2050_godu_tret_zhitelej/(дата обращения 15.07.2012).
Для России выработка новой миграционной политики в отношении соотечественников обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности, сохранения государственной целостности территории и государственного суверенитета в целом.
В Концепции государственной миграционной политики до 2025 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г., определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
Одной из главных задач государственной миграционной политики, согласно Концепции, стало создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан2.
В начале 2007 г. стартовала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 637 от 22.06.2006 г.
По разным оценкам, число соотечественников, проживающих за рубежом, составляет до 25 млн. человек. Реальный потенциал для репатриации составляет не менее 7 млн. человек.
Однако этот ресурс сейчас не задействован, несмотря на сложную демографическую ситуацию. Судя по заявлениям ряда руководителей ФМС, в 2007 г. планировалось принять до 50 тыс.
2
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/402320/ (дата обращения: 18.07.2012 г.).
человек, в 2008 г. - 100 тыс. человек, в 2009 г. - 150 тыс. человек, а
о
всего по завершении Программы в 2012 г. - 683 тыс. человек3.
Мониторинг реализации Государственной программы на территориях вселения субъектов Российской Федерации свидетельствует о низкой эффективности ее реализации. Глава ФМС России К. Ромодановский сообщил, что в середине октября 2012 г. приехал 100-тысячный участник Программы4. Итак, за 6 лет действия Программы количество переселившихся соотечественников оказалось в 6 раз меньше запланированного.
Казалось бы, перечисленные выше факторы говорят не в пользу Госпрограммы и её надо закрыть. Однако потенциал соотечественников огромен. Поэтому мы на стороне тех, кто считает, что программа переселения соотечественников должна быть продолжена. Нужно искать решения, которые способны повысить её привлекательность. В частности, назрела необходимость реформирования законодательной базы возвратной миграционной политики.
Повышение привлекательности Программы и её эффективности экспертами видится в дальнейшем обеспечении правовых, финансовых и социальных гарантий для переселенцев, скорректированных с учетом уже накопленного опыта переселения.
Министерство регионального развития РФ подготовило проект Указа Президента России «О реализации Государственной программы...», предполагающий внесение существенных изменений в ныне действующую Государственную программу. Проект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2010 г. №ВП-П12-2783.
3
См.: Михайлов В. Программа переселения соотечественников: мечты и реалии. -[Электронный ресурс] - URL: hüp://www.e-ds.mfo/news.php?id=511/(qaTa обращения: 19.07.2012).
4 См.: По-родственному. Соотечественникам упростили процедуру возвращения в Россию // Российская газета (Федеральный выпуск), 2012, 17 октября.
Важнейшим положением проекта является предложение сделать ее, начиная с 2013 г., бессрочной. Проект предусматривает также еще целый ряд новшеств, которые сегодня обсуждаются экспертным сообществом и государственными специалистами.
В качестве дополнения к рекомендациям, поступающим в процессе обсуждения новой редакции Государственной программы, хотелось бы предложить учесть следующие моменты.
1. Необходимо минимизировать зависимость органов местного самоуправления от безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов, так как регулирование значительной части расходов местных бюджетов федеральным и региональным законодательством не позволяет ОМС решать проблемы, наиболее актуальные для конкретной территории, в том числе проблемы реализации Государственной программы переселения соотечественников. Поэтому для выполнения Госпрограммы регионам нужны дополнительные полномочия. Нужны они, прежде всего, для оперативного решения тех или иных вопросов, чтобы они самостоятельно корректировали региональные программы, внося в них необходимые изменения.
2. Наибольшие усилия государство должно приложить для решения жилищного вопроса путем резкого наращивания темпов строительства жилья и его удешевления на территориях вселения, создания льготной государственной ипотеки для переселенцев, участия государства в выплате процентов по кредиту и т.д. Предлагается создавать специализированные финансовые институты - фонды-поручители, которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой.
Заслуживает внимания проект по созданию территорий устойчивого развития на базе экогородов и экопоселений, который
разрабатывается Международной Системой инновационных экогородов «Новый Мир»5.
В рамках проекта предлагается создание благоприятного климата для переселения соотечественников в экогорода и разработка программы передачи брошенных домов семьям переселенцев. Учитывая, что в России по последним данным порядка 32000 брошенных деревень, необходим вывод проекта «Новый Мир» на федеральный уровень и создание в рамках Государственной программы законодательной базы вариантов развития не используемых и брошенных деревень как территорий инновационного развития.
3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа в ее нынешнем виде оказалась малоэффективной, она не смогла выступить инструментом регионального развития. Статистика ФМС России показывает тревожные цифры: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено. Решать данную проблему необходимо во взаимосвязи с процессом предоставления рабочих мест6.
Надо выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Программы. Необходимо заносить в него вакансии не только предприятий, задействованных в региональных программах, но и других организаций на территории вселения. А сведения об уже закрытых вакансиях должны оперативно направляться в представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение.
Необходимо заинтересовать работодателей в приёме соотечественников на работу и, прежде всего, в части налоговых
Резолюция конференции «Система экогородов. Модернизация инфраструктуры». -[Электронный ресурс] URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=651999 (дата обращения: 22.07.2012).
6 Крупное Ю. Госпрограмма переселения соотечественников в РФ оказалась малоэффективной. - [Электронный ресурс] - URL: http: //krupnov.livejournal.com/287052.html/ (дата обращения: 22.07.2012).
льгот. Установить соответствующую норму в трудовом законодательстве, определяющую срок, на который работодатель обязан бронировать рабочие места для участников Государственной программы. Требуется внести корректировки в Трудовой кодекс, которые содержали бы обязательства для работодателей при заключении контрактов на трудоустройство переселенцев.
Переселение целесообразно проводить во взаимосвязи «соотечественник» - «инвестиционный проект/предприятие» с возможностью предоставления жилья. Необходимо рассмотреть возможность строительства временных миграционных центров (центров временного размещения) по примеру Калининградской и Тамбовской областей.
4. Следует увеличить размер единовременного пособия. Размер пособия для переселенцев, определяемый с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, представляется недостаточным. Опыт первых лет возвратной миграции показывает, что размеры преференций не являются достаточным стимулом для переезда в регионы, которые в наибольшей мере нуждаются в миграционном приросте.
5. В новой редакции Государственной программы не определен порядок приема соотечественников вне региональных программ переселения или «проектов переселения». То есть, декларируя возможность участия в ней более широкого круга соотечественников, проект не устанавливает путей реализации предоставленных возможностей. Сегодня в нем отсутствуют положения, позволяющие сформировать механизм переселения новых категорий соотечественников и организовать с ними работу в России.
Представляется необходимым определить каналы «вхождения» или категории соотечественников: работник по найму, предприниматель, студент и т.д. Эти люди могут ввозить капитал,
средства производства, технологии, интеллектуальный капитал, быть финансовыми инвесторами. В зависимости от категории соотечественнику должны предоставляться и соответствующие преференции.
Особое внимание в новой редакции Государственной программы должно быть уделено важнейшей категории переселенцев -студентам. Необходимо учесть опыт европейских государств, испытывающих проблемы с точки зрения демографии, по рекрутингу молодых людей из других государств, которые воспринимают образование как некий социальный лифт, возможность занять достойное место в обществе. Несомненно, что это будет способствовать изменению в лучшую сторону демографической и возрастной ситуации в РФ7.
Еще один «канал вхождения» соотечественников - «лицо, имеющее заслуги». Это касается людей науки, культуры, искусства, десятки тысяч которых покинули нашу страну в последние десятилетия. Многие из них хотят и готовы вернуться на историческую родину, чтобы своим трудом принести ей пользу.
В новой редакции Государственной программы необходимо предусмотреть возможность предоставления особых преференций для «лиц, имеющих заслуги», федеральным и региональным органам власти, профессиональным ассоциациям, либо институтам, организациям системы Академии наук. Несомненно, что этот «канал вхождения» имеет огромные перспективы для дальнейшего экономического развития страны. Как показывает опыт «Сколково», этот проект требует серьезного обсуждения на федеральном и региональном уровне и, конечно, значительных материальных затрат. Однако США и ряд стран Западной Европы на практике уже доказали
7 Государственная программа переселения соотечественников: работа будет продолжена. -[Электронный ресурс] - URL: httр://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=5861/ (дата обращения: 23.07.2012)
экономическую эффективность создания «канала вхождения» для «лиц, имеющих заслуги», причем не являющихся соотечественниками.
6. Рекомендуемая разработчиками новой редакции Государственной программы «балльная система» для определения возможности участия в ней соотечественника не апробирована в нашей стране, механизм ее реализации также неясен. Представляется необходимым определить критерии оценки знания русского языка в объеме «не ниже базового уровня» для соотечественников, являющихся иностранными гражданами.
Разработка и принятие новой Государственной программы несомненно будут способствовать решению жизненно важных проблем в области обеспечения прав иммигрантов из числа соотечественников, проживающих за рубежом и желающих вернуться в Россию, а также помогут решению фундаментальной проблемы развития государства - увеличения населения страны и усиления ее трудового потенциала.
Канылин В.А. Актуальные проблемы возвратной миграционной политики в России. В статье исследуются проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и тенденции реформирования законодательной базы возвратной миграционной политики на региональном и муниципальном уровне.
Ключевые слова: возвратная миграция, миграционная политика, соотечественники, переселенцы, территория поселения.
Kanylin V.A. Actual problems of the return of the migration policies in Russia. In the article the author examines the problems of implementation of State program on assistance rendering to voluntary resettlement to Russian Federation of
compatriots, residing abroad and trends of reform the legislative base of return migration policies at the regional and municipal level.
Key words: return migration, migration policy, our compatriots, migrants, the territory of the settlement.