Юридические науки
и
Нужна ли Российской Федерации миграционная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом?
Кондратьева Т.В.
Ключевые слова: соотечественники, 20 млн. жите-
переселения соотечественников («А», «Б», «В»).
В настоящие время Россия столкнулась с серьезным демографическим кризисом, представляющим реальную угрозу ее экономической и национальной безопасности. Сложившаяся ситуация требует комплексного решения. Необходимы меры в области стимулирования рождаемости, уменьшения смертности во всех возрастах, улучшения качества жизни, увеличения возвратной иммиграции соотечественников в страну1.
Соотечественники проживающие за рубежом (далее соотечественники за рубежом) это не диаспора, это 20 млн. жителей исторической России, которые в одночасье потеряли свое Отечество и стали раздаренной нацией (представителями национального меньшинства)2. Это огромный потенциал в отношении которого должна существовать четко сформулированная активная государственная позиция.
Пунктами 1-3 1 Федерального Закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» дается пространное определение понятие «соотечественники»3 (далее - Закон о соотечественниках). В соответствии с законом соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие в нем и обладающие признаками языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, также потомки указанных лиц, по прямой и нисходящей линии (ч.1 ст.1). Таким образом, статус соотечественника определяется через существование общности, связанной c рождением и проживанием в одном государстве. В законе различают три категории соотечественников проживающих за рубежом (далее соотечественники за рубежом):
1. граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (далее- граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
2. лица состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах входящих в СССР, получившие гражданство этих республик или ставшие лицами без гражданства (далее- лица состоявшие в гражданстве СССР);
3. выходцы (эмигранты) из Российского государства,
РСФСР, Российской республики (1917 года)4 СССР и
1. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики : дисс ... канд эконом. наук: 08.00.05. - М., 2008.19с.
2. Еремина И.С. Конституционно- правовые основы защиты прав
соотечественников, проживающих за рубежом: Дисс... канд. юрид. наук: 12.00.10.- М., 2007.10 с.
3. Васильев Ф.П, Яковлева В.А. Особенности правового регулирования вопросов добровольного переселения соотечественников в Россию
4. МИД России резко сокращает число соотечественников, которых намерено защищать : http://www.kurier.lt
Топорнин Б.Н.
Соискатель кафедры Европейского права. МГИМО (Московский государственный институт международных отношений). 12.00.10. Научный руководитель: Доцент, к.ю.н.,
Кондратьева Т.В.
«Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом » создала благоприятные условия для возвращения в Россию людей, оказавшихся по различным причинам за пределами российского государства, но ассоциирующих свое будущее и будущее своих детей с Россией.
Черноус А. В.
Аспирантка, Киевский национальный университет им. Т. Шевченка, г.Киев
лей исторической России, существование общности, государственная программа, План мероприятий по реализации Государственной программы, территорий для
18431238
Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лица без гражданства5;
4. Потомки лиц, принадлежавших к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств ( далее потомки соотечественников).
Один из векторов взаимодействия с соотечественниками является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006-2012) утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Координирует работу в этом направлении Федеральная миграционная служба.
Не нужно забывать , что данная программа является типовой программой для переселения субьекта, в соответствие с которой местные власти разрабатывают собственные программы переселения, содержащие обоснования необходимостей разработки программы, описание проектов переселения субъектов РФ, организацию управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.
Программа исполняет две функции: играет
гуманитарно-репатриационную роль и вместе с тем является источником пополнения интеллектуальных и трудовых ресурсов страны, что приведёт к сохранению территориальной целостности, повышению внешнеполитического влияния и авторитета России , формированию толерантных межэтнических отношений в России6, что является основой национальной безопасности РФ7.
Всего для реализации данной программы было принято 2 федеральных закона, 4 указа Президента, 14 постановлений и распоряжений Правительства России, 12 ведомственных актов8.
Другим важным нормативным документом, регулирующим переселение соотечественников в Россию, является План мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 6379.
План состоит из трех разделов:
1. Правовое обеспечение Государственной программы.
2. Организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы.
3. Информационно-аналитическое сопровождение Государственной программы.
5. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.стр.-12 МрУ/
www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files.pdf
6. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики: дисс.... канд. эк. наук: 08.00.05. 2008.183 с
7. Вышеславов В.В. Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России: дисс..канд. политич. наук: 23.00.02. - М., Ставраполь 2009. 95с.
8. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики : Автореф. дисс... канд. эк. наук. - М., 1997. 15 с.
9. Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2006. N 26. Ст. 2820.
В частности, правовое обеспечение Государственной программы предусматривает подготовку проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации положений Государственной программы. К настоящему времени практически все запланированные указы и постановления приняты, что создает правовое пространство для нормативного регулирования процесса переселения соотечественников.
Организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы предусматривают дипломатическую работу по достижению договоренностей с правительствами иностранных государств об учреждении представительств ФМС России за рубежом, учреждении представительств в странах СНГ и проработку вопросов об увеличении их штатной численности. К их числу относятся также обучение специалистов органов государственной власти, занимающихся реализацией Государственной программы; взаимодействие с зарубежными организациями соотечественников по вопросам реализации Государственной программы; обучение в образовательных учреждениях России молодежи из числа соотечественников, проживающих за рубежом; организация курсов русского языка в странах их проживания; разработка методик оценки уровня обеспечения трудовыми ресурсами принимающих территорий; формирование информационного ресурса о возможностях трудоустройства соотечественников в субъектах Российской Федерации; разработка методических рекомендаций по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации Государственной программы.
Информационно-аналитическое сопровождение Государственной программы отражает реалии новой информационной эпохи. В этом разделе определены основные мероприятия информационного характера:
• осуществление информационного сопровождения реализации Государственной программы по каналам, ориентированным на соотечественников, проживающих за рубежом (создание сайта в сети Интернет, выпуск специализированных ежемесячных журналов, еженедельных приложений к ежедневным газетам); информационное сопровождение реализации Государственной программы с использованием средств массовой информации стран проживания соотечественников (рекламные публикации в местных русскоязычных и российских печатных изданиях, выступления по радио и телевидению);
• организация издания буклетов и брошюр с информацией об условиях и процедурах переселения в Российскую Федерацию;
• разработка типовой памятки участника Государственной программы, направляемой субъектами Российской Федерации потенциальным переселенцам и содержащей информацию об условиях участия в Государственной программе, о месте будущего проживания, об условиях обустройства и трудоустройства, а также контактные адреса и телефоны;
• подготовка проекта информационного сообщения о региональных программах переселения;
• проведение мониторинга хода реализации Государственной программы в странах проживания
соотечественников в целях выявления количества потенциальных переселенцев и прогнозирования динамики миграционных процессов;
• сбор экспертной и иной информации об эффективности информирования соотечественников, проживающих за рубежом, о ходе реализации Государственной программы;
• проведение мониторинга информационной и общественной ситуации относительно реализации Государственной программы на территориях населения;
• содействие социальной, культурной и психологической адаптации переселенцев в местах их проживания в Российской Федерации;
• формирование и распространение официального информационного пакета о Государственной программе;
• прогнозирование объема средств федерального бюджета, необходимых для выплаты участникам Государственной программы компенсации транспортных расходов в 2007 - 2010 годах;
• прогнозирование объема средств федерального бюджета, необходимых для осуществления выплат по компенсационному пакету участникам Государственной программы в 2007 - 2010 годах;
• прогнозирование объема средств федерального бюджета, необходимых для выплаты участникам Государственной программы и членам их семей единовременного пособия на обустройство в 2007 - 2010 годах;
• прогнозирование объема средств федерального бюджета, необходимых для выплаты ежемесячного пособия участнику Государственной программы и членам его семьи при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в 2007 - 2010 годах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289, программа была доработана и приобрела бессрочный характер. В данном Указе устанавливается переходный период реализации Госу-дарсвтенной программы, продлевается срок действия свидетельств участника Государсвтенной программы10, так выданные до 1 января 2013 г. свидетельства участника действительны до 1 января 2015 г11, снимаются ограничения на участие соотечественников в Государсвенной программе в зависимости от рода деятельности, так же расширено само понятие “территория вселения”, к которой теперь может быть отнесена вся территория субъекта, а не только его часть. Это дает возможность переселенцу переезжать внутри региона.
Работа Государственной программы осуществляется на двух уровнях: на федеральном и региональном.
Работа государственных органов и структур, задействованных в реализации данной программы, строится на таких принципах как:
• финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных государственной программой, сочетание воз-
10. Герасимова И. Соотечественники возвращаются //Аспирант кафедры управления миграционными процессами Института государственного управления и права государственного университета управления.
10.09.2012
11. Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом" http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
вратного и безвозвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы ( переселенцев);
• обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;
• адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;
• доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, а также характеристиках территорий, предлагаемых для переселения12 . Территории вселения регламентируются приказом
Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2006 г. N 152 «Об утверждении положения о критериях отнесения субъектов Российской Федерации к категориям территорий вселения, по которым определяется объем государственной поддержки, оказываемой субъектами Российской Федерации, участвующим в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающим за рубежом за счет средств федерального бюджета»13.
В соответствии с указом устанавливаются три категории геополитически и экономически важных для России территорий вселения соотечественников («А», «Б», «В»), что обусловливает дифференциацию объемов социальной и материальной государственной помощи.
К территориям вселения категории «А»- относятся стратегически важные для России приграничные районы, к категории «Б»- относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев, а к «В» - территории с устойчивым социально-экономическим развитием14.
Участники программы смогут приехать в любой регион России, но дополнительную поддержку они получат только в том случае, если переселятся в стратегически важные приоритетные регионы - например, на Дальний Восток. Остальным переселенцам будет оплачена только дорога и предоставлены льготы по ввозу имущества15.
После выбора варианта переселения и осуществления необходимых административных процедур, соотечественнику выдается свидетельство участника Государственной программы. С начала реализации Государственной программы было зарегистрировано заявлений о выдаче
12. http://www.fms. gov.ru/programs/fmsuds/interritory/стр. 28
13. http:www.rusintercenter.ru/?lang=ru&text=1319
14. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
12 с. :http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/oip-2011.pdf
15. Выбирай и живи. Подготовлена новая Концепция Госпрограммы по содействию добровольному
переселению соотечественников /Графова Л. интерью с заместителем министра регионального развития М.
А. Травниковым .22 05.2010.: http://www.baromig.ru/experts/stati-o-migratsii/vybiray-i-zhivi-podgotovlena
свидетельств участника Государственной программы 45 687, а выдано 44 15516.
Свидетельства участника программы подтверждает права и обязательства переселенца, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренные для выбранной категории территории вселения, в том числе обязательства субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы.17
Свидетельство признается недействительным территориальным органом Федеральной миграционной службы России в случаях:
• а) наличия исправлений, подчисток, подделок;
• б)отсутствия или переклейки фотографии владельца свидетельства;
• в)отсутствия необходимых записей, печатей и штампов;
• г)наличия отметок и записей, не предусмотренных настоящими правилами;
• д)выявления неточностей или ошибок в производственных записях;
• е)наличие повреждений, нарушающих целостность документа или его частей;
• ж)утраты свидетельства.
Участники Государственной программы имеют право:
• на компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания;
• ввоз в Российскую Федерацию личного имущества без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров.
• на компенсацию расходов, в случае уплаты государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации.
• на получение единовременного пособия на обустройство («подъемных»)
• на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
• осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность без получения разрешения на работу.
В реализации Государственной программы с 2011 вовлечены 40 субъектов Российской Федерации. В программу также включены с 2012 г. такие субъекты как Ямало-Ненецкий АО, Республика Марий Эл, Свердловская область.Тогда как в первый год реализации программы (2007) их было 12, годом позже — 13, в 2009-2011 годах, соответственно, 23 и 32.
Соотечественники согласно Государственной программе могут переселится в следующие субъекты Российской Федерации: Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Республика Бурятия, Волгоградская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Камчатский край, Кемеровская область, Калужская область, Костромская область, Красноярский край, Курганская область, Курская об-
16. Герасимова И. Соотечественники возвращаются //Аспирант кафедры управления миграционными процессами Института государственного управления и права государственного университета управления.
10.09.2012
17. России нужны соотечественники //Вестник Кавказа // http://kavpolit. com/rossii-nuzhny-sootechestvenniki.
ласть, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Пензенская область, Приморский край, Псковская область, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Саратовская область, Сахалинская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Челябинская область, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Свердловская область18.
С 2006 года в Россию приехало около 125 тысяч человек. В первые два года на жительство в Россию отправилось чуть более восьми тысяч переселенцев19, а 2012 году — около 63 тысяч.
Обшцй миграционный потенциал миграции русских, а также представителей других народов России из государств-членов СНГ в среднесрочной перспективе может составлять не более 3-4 млн. человек, в ежегодном исчислении это составит примерно 350-400 тыс. человек20.
В настоящее время существует ряд факторов, способству-юших возвратной миграции соотечественников в Российскую Федерацию из бывших советских республик. К ним относят: становление государственности на постсоветском пространстве, что привело к выделению титульного населения21; ухудшение положения русских и русскоязычных, как нетитульного населения государств резиденции по социально-экономическим, политическим и религиозным мотивам; ухудшение ситуации, касающейся статуса русского языка и положения русских образовательных учреждений; ограничения гражданских прав; дискриминация по этническому признаку; боязнь оказаться за бортом процесса приватизации и лишиться гражданства исторической родины; рост экономики и миграционной привлекательности России; государственное стимулирование возвратной миграции в Россию22.
В том, что программа нужна России, никто не сомневается. В том числе из-за провалов в демографической и миграционной политике в большинстве регионов страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, огромные территории остались без людей. По прогнозам Росстата численность россиян в соответствии со средним вариантом расчетов, на начало 2016г. составит 138 млн. человек, а к концу 2025 г. — 134 млн. человек. К примеру, в Ставропольском крае численность населения
18. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников в вопросах и ответах. Главный
специалист-экспертОУФМС России по Волгоградской области в Новоаннинском районе референт ГГС РФ 2 класса Чуреков Р.А. // http://newanna. ru/index.php/Федеральная-миграционная-служба/fmsprogr.html
19. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации за II квартал 2011 года.: http://russian. cri.cn/841/201 1/09/28/1s398636.htm
20. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики: Автореферат.2008. 19 с
21. Гольдин Г.Г. « Миграция населения ( Проблемы политико-правового регулирования ] » Дис. ... д-ра политол. наук : 23.02.04 - М., 2005. 236 с
22. Мукомель В.И. Вынужденные миграции в контексте миграционных процессов и миграционной политики стран СНГ:этапы развития / Шестой выпуск научной серии «Международная миграция населения:Россия и современный мир» посвящен одной из злободневных проблеммирового сообщества, в т.ч. и России - вынужденной миграции. ББК 60.3 Ионцев
В.И. и др.
сократиться до 2 млн. 656 тыс. человек. Таким образом, единственным источником увеличения численности населения России служит приток мигрантов из ближнего зарубежья23.
Но стимулов, предлагаемых программой по переселению, не достаточно, чтобы убедить переселенцев ехать в те места, где они больше всего нужны России.
Главная проблема-это отсутствие социальных гарантий по прибытию на место предполагаемого вселения.
Жилищный вопрос является острой и болезненной проблемой. Непросто принять решение о предоставлении жилья переселенцу в ситуации, когда местные семьи годами стоят в очереди. Это дело очень деликатное24
Федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. Но возможности регионов с их небольшими бюджетами слишком малы. В результате, лишь 10% участников Госпро-граммы имеют постоянное жильё. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых разрешено не более двух лет25.
Бесплатно переселенцев могли поселить только в деревнях, в брошенных и наспех отремонтированных домах. Разумеется, что подобный подход не устроил подавляющее большинство соотечественников. Так же не оправдался расчет ФМС на ипотеку.
Что касается проблем с трудоустройством, то статус гражданина не гарантирует полноценного трудоустройства. Не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественников, также существует проблема несовпадения интересов сторон и проблема с легализацией документов об образовании26
Согласно данным, приведенным ФМС России, лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено.
Некоторые региональные власти приспосабливают программу к местным условиям и возможностям. Например, в Твери предложили создать систему переобучения специалистов, перераспределения их по территориям в зависимости от требований рынка труда за счёт увеличения зон вселения, включив в этот перечень все районы области, в том числе и областной центр, а также помочь в обустройстве семей с маленькими детьми.
Предлагается создавать специализированные финансовые институты (фонды-поручители), которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой.
Надо также выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Программы, причём заносить в него вакансии не только предприятий, внесённых в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. А сведения об уже закрытых вакансиях должны оперативно направляться в российские представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение.
23. Вышеславов В.В. Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России: дисс....канд. политич. наук: 23.00.02. - М., Ставраполь 2009. 118-119 с.
24. Выбирай и живи. Подготовлена новая Концепция Госпрограммы по
содействию добровольному переселению соотечественников /ГрафоваЛ. интерью с с заместителем министра регионального развития М. А. Травниковым .22 05.2010 : http://www.baromig.ru/experts/stati-o-migratsii.
25. Программа переселения соотечественников: мечты и реалии: http:// www.otechestvo.org.ua/main/20117/1303.htm.
26. Программа переселения соотечественников: мечты и реалии :http:// www.otechestvo.org.ua/main/20117/1303.htm
Тем не менее, «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Россию» явилась одним из направлений реализации активной миграционной политики в Российской Федерации. Впервые в отечественной практике государственного управления создан регулятивный механизм добровольного переселения соотечественников, который служит как обоюдным интересам переселенцев, так и самой России.
Содействие добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в Россию заявлено в качестве приоритетной задачи демографической политики , а также социально-экономического развития страны.
Список используемых источников
1. Вышеславов В.В. Соотечественники, проживающие за рубежом, как фактор национальной безопасности современной России: дис. канд. полит. наук: 23.00.02. - М., Ставраполь 2009. 175 с.
2. Васильев Ф.П, Яковлева В.А. Особенности правового регулирования вопросов добровольного переселения соотечественников в Россию.
3. Выбирай и живи. Подготовлена новая Концепция Госпрограммы по содействию добровольному переселению соотечественников /ГрафоваЛ. интерью с с заместителем министра регионального развития М. А. Травниковым.2205.2010: http:// www.baromig.ru/experts/stati-o-migratsii
4. Гольдин ГГ. Миграция населения (Проблемы политикоправового регулирования). Дис .... д-ра полит. наук:
23.02.04.- М., 2001. 336 c.
5. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики: дисс.... канд. эк. наук:-М., 08.00.05. 2008.199 c.
6. Гребенюк А.А. Миграция соотечественников в Россию и совершенствование миграционной политики: Автореф. дисс... к. полит, наук. - М., 2008. 25 c.
7. Герасимова И. Соотечественники возвращаются //Аспирант кафедры mnbvуправления миграционными процессами Института государственного управления и права государственного университета управления.
8. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников в вопросах и ответах. Главный специалист-экспертОУФМС России по Волгоградской области в Новоаннинском районе референт ГГС РФ 2 класса Чуреков Р.А. // http://newanna.ru/index.php/ Федеральная-миграционная-служба/fmsprogr.html
9. Еремина И.С. Конституционно- правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом: Дисс... канд. юрид. наук: 12.00.10.- М., 2007.10 c.
10. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации за II квартал 2011 года.: http://russian.cri. cn/841/201 1/09/28/1s398636.htm
11. Мукомель В.И. Вынужденные миграции в контексте миграционных процессов и миграционной политики стран СНГ:этапы развития / Шестой выпуск научной серии «Международная миграция населения:Россия и современный мир» посвящен одной из злободневных проблеммирового сообщества, в т.ч. и России - вынужденной миграции. ББК 60.3 Ионцев В.И. и др
12. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 12 c. :http://www.fms.gov.ru/ programs/fmsuds/files/oip-2011.pdf
13. Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом" http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi