Научная статья на тему 'Современные проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников'

Современные проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1823
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / COMPATRIOTS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / СОДЕЙСТВИЕ / ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлев В. А., Прудникова Т. А.

В статье исследуются особенности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на территории Российской Федерации, и проблемы организации управления Государственной программой. На основе проведенного анализа формулируются пути решения проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлев В. А., Прудникова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of realization of the state program for facilitating the voluntary resettlement of compatriots

The article studies the features of realization of the State program for facilitating the voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad, on the territory of the Russian Federation, and organize the management of State program. Formulates the ways of solving the problems, connected with realization of the State program.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В.А. Яковлев,

Начальник управления по организации работы с соотечественниками ФМС России;

Т.А. Прудникова,

Ст.преподаватель кафедры административного права

МосУ МВД России, к.ю.н.

[email protected]

Аннотация. В статье исследуются особенности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, на территории Российской Федерации, и проблемы организации управления Государственной программой. На основе проведенного анализа формулируются пути решения проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе. Ключевые слова: реализация, соотечественники, миграция, содействие.

MODERN PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE PROGRAM FOR FACILITATING THE VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS

V.A. Yakovlev

The head of Department on organization of work with compatriots

of the Russian migration service T.A. Prudnikova,

Lector of administrative law of the Moscow University of the Interior, candidate of law

Annotation. The article studies the features of realization of the State program for facilitating the voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad, on the territory of the Russian Federation, and organize the management of State program. Formulates the ways of solving the problems, connected with realization of the State program.

Keywords: implementation, compatriots, migration, assistance.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (ред. от 11.07.2013 г.)1 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (Государственная программа). Поскольку Государственная программа направлена на добровольное переселение соотечественников, проживающих за рубежом, ее реализа-

ция начинается в государствах постоянного проживания ее потенциальных участников.

За границей работу с соотечественниками осуществляют уполномоченные органы, к которым относятся: представительства (представители) Федеральной миграционной службы за рубежом и консульские учреждения Российской Федерации.

Существенный вклад в работу по оказанию содействия добровольному переселению соотече-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственников вносят временные группы, создаваемые из сотрудников ФМС России, МИДа России и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Временные группы функционируют при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в странах, где имеется значительный потенциал соотечественников для участия в Госпрограмме.

От общего числа поступивших за рубежом от соотечественников анкет (заявлений) для участия в Государственной программы больше всего (72%) принято временными группами, 24% — представительствами ФМС России, 4% — консульскими учреждениями Российской Федерации при которых нет временных групп.2

Перед уполномоченными органами за рубежом стоит ряд задач, связанных с реализацией Госпрограммы, в стране постоянного проживания соотечественников. В частности, уполномоченные органы за рубежом осуществляют информирование соотечественников о Госпрограмме, проводят среди желающих принять в ней участие разъяснительную работу, выполняют необходимые подготовительные мероприятия, связанные с регистрацией в качестве участника Госпрограммы, оформляют свидетельства участника Госпрограммы.

Как говорилось выше, выполнение Государственной программы осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Исполнителями Государственной программы являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К основным федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий Государственной программы на территории Российской Федерации относятся ФМС России (координатор Государственной программы), Мин-регион России, Минтруд России, Минфин России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Роструд, Росстат.

Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, на территории Российской Федерации осуществляются в рамках согласованных Правительством Российской Федерации и утвержденных субъектами Российской Федерации региональных программ переселения.

В настоящее время в работе по Государственной программе участвует 45 субъектов Российской Федерации, утвердивших региональные программы переселения. При этом работа по подготовке проектов региональных программ продолжается субъектами России.

За период 2007-2014 г.г. на территорию Российской Федерации прибыло более 174 тыс. соотечественников и членов их семей.3

При этом практика показывает, что наибольшей привлекательностью у соотечественников пользуются субъекты Центрального федерального округа. Второе место по популярности принадлежит субъектам Сибирского федерального округа. Что касается регионов Дальнего Востока и Забайкалья, то результаты переселения в них соотечественников остаются не столь значительными4.

Готовность субъекта Российской Федерации к приему переселенцев подтверждается реализацией принятых обязательств по оказанию переселенцам содействия в обустройстве, в том числе в обеспечении жильем и работой, переобучении и при необходимости в переквалификации, а также наличием механизмов по предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.

Практическое выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной программой и региональных программ переселения на территориях вселения осуществляют:

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за реализацию региональной программы переселения на выбранной соотечественником территории вселения;

• территориальные органы Федеральной миграционной службы и территориальные органы иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (например, МВД России, ФСБ России, ФСКН России);

• органы местного самоуправления территорий вселения, а также иные организации и общественные объединения, участвующие в реализации региональной программы переселения.

Точный перечень органов, работающих в целях практического применения Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, определяется в каждой конкретной региональной программе.

На федеральном и региональном уровнях сформирована и функционирует система управления Государственной программой, которая включает деятельность Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы (далее — Межведомственная комиссия), межведомственных комиссий и уполномоченных органов в субъектах Российской Федерации, а также координатора Государственной программы — ФМС России.

Коллегиальным органом, осуществляющим управление Госпрограммой, является Межведомственная комиссия (МВК). Функции данного органа

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и порядок его деятельности определены Положением о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия, добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 (в редакции от 23.12.2013 г.) 5.

На сегодняшний день работа Межведомственной комиссии, прежде всего, связана с совершенствованием нормативного правового регулирования Государственной программы. Межведомственная комиссия рассматривает проекты региональных программ переселения и готовит рекомендации по данным проектам Правительству Российской Федерации. В компетенцию МВК входит рассмотрение проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Государственной программы, контроль за подготовкой и осуществлением мероприятий по Государственной программе. МВК утверждает ежегодные доклады координатора Государственной программы, рассматривает и утверждает отчеты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о ходе реализации региональных программ, обобщает опыт работы по реализации Государственной программы, а также осуществляет иные полномочия.

В регионах созданы межведомственные комиссии по реализации региональных программ переселения.

ФМС России, как координатор Государственной программы, несет ответственность за выполнение предусмотренных данным документом обязательств Российской Федерации, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на реализацию Госпрограммы, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы. При этом одной из основных задач ФМС России в данном контексте является осуществление оперативной координации практической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации Государственной программы.

В субъектах Российской Федерации территориальные органы ФМС России являются представителями координатора Государственной программы.

В целях активизации выполнения Государственной программы необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных рос-

сийских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Эффективное содействие со стороны Российской Федерации возвращению соотечественников — важный элемент взаимодействия России с зарубежной диаспорой и один из инструментов укрепления геополитического и экономического потенциала страны.

Поэтому создание благоприятных условий для тех соотечественников, кто, проживая за рубежом, делает выбор в пользу добровольного переселения в Россию — один из основных принципов российской государственной политики в области работы с соотечественниками, закрепленных в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Анализ реализации Государственной программы в 2007-2014 годах, а также поступающие в ФМС России от переселенцев обращения демонстрируют, что значительная часть переселяющихся в Российскую Федерацию соотечественников находится в стесненном материальном положении и несмотря на оказываемую в рамках действующего законодательства социальную поддержку и государственные гарантии не обладает необходимыми финансовыми ресурсами, позволяющими достойным образом обустроиться в Российской Федерации.

При этом одной из наиболее ощутимых сложностей, испытываемых возвращающимися в Россию соотечественниками, является проблема жилищного обустройства.

Так, по данным территориальных органов ФМС России, по состоянию на 19 августа 2013 года лишь 11 % переселенцев обеспечены постоянным жильем (имеют его в собственности), в то время как оставшаяся часть таких лиц вынуждены арендовать жилые помещения.

Очевидно, что такое положение дел снижает интерес соотечественников к Государственной программе и не способствует их закреплению в тех регионах России, которые избраны ими для вселения.

Полагаем, что указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется несоответствие имеющихся на сегодняшний день количественных данных по переселению прогнозным показателям, определенным в период разработки Государственной программы в 2006 году.

Проблема обеспечения переселенцев жильем упоминается во многих публикациях и выступлениях экспертов. Ее пытались решать по-разному. На первом этапе реализации Государственной программы предполагалось предусмотреть для ее участников возможность аренды жилья. Однако ввиду недостаточности денежных средств у переселенцев, низкого уровня зарплат по вакансиям, предлагаемым региональными программами, и высокой

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

арендной платы за жилье этот путь оказался малоэффективным.

В ряде регионов (Калининградская, Липецкая, Тамбовская и Амурская области, а также Хабаровский край) участникам Государственной программы предлагается обустройство на определенный срок в центрах временного размещения либо маневренном жилищном фонде. Но такой подход не снимает необходимости принципиально решать жилищную проблему.

По мнению экспертов, одним из наиболее существенных обстоятельств, которое могло бы коренным образом повлиять на повышение миграционной привлекательности Государственной программы, является предоставление переселенцам возможности в обозримой перспективе приобретать сравнительно недорогое жилье с приемлемой инфраструктурой.

Необходимо отметить, что, к сожалению, значительная часть субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, не уделяет достаточного внимания жилищному обустройству соотечественников. Это наглядно проявляется, прежде всего, при изучении региональных программ переселения, практически ни одна из которых сегодня не предусматривает оказания соотечественникам действенной и эффективной помощи в жилищном обустройстве на территориях вселения.

Очевидно, что отсутствие возможности у многих переселенцев приобрести в собственность жилое помещение и, как следствие невозможность оформить регистрацию по месту жительства, приводит к значительным сложностям в их обустройстве в выбранных территориях вселения. Так, такие соотечественники не имеют возможности встать на учет по улучшению жилищных условий, как правило, банки отказывают им в оформлении ипотечного кредита, имеются проблемы с устройством детей в дошкольные и школьные учреждения.

В научной литературе имеются работы, посвященные проблемам реализации Государственной программы. Так, Е.С. Красинец в статье «О проблемах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»6 поднимает проблемы необходимости активизации процесса переселения, содействия в обеспечении соотечественников — участников Госпрограммы жильем; их трудоустройства, обеспечения работой по специальности без потери квалификации». Предлагает ввести ряд мер по разрешению проблем, например, «меры по активизации информационного сопровождения реализации Государственной программы; расширению

перечня российских регионов, участвующих в Государственной программе; предоставлению жилищных сертификатов и субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам для соотечественников — участников Государственной программы; дополнительному стимулированию миграционных потоков в регионы Сибири и Дальнего Востока».

В заключении необходимо отметить, что цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств. Пути решения рассмотренных проблем, связанных с реализацией Государственной программы на современном этапе видятся совершенствовании нормативно-правовой базы, а именно в принятии разработанного ФМС России законопроекта, предусматривающего возможность регистрировать по месту жительства соотечественников — граждан Российской Федерации, не имеющих в собственности жилого помещения, по адресам местных администраций в территориях вселения избранного в соответствии с Государственной программой для постоянного проживания субъекта Российской Федерации.

1 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию

соотечественников, проживающих за рубежом : Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (ред. от 11.07.2013) / Официальный сайт ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru/ programs/fmsuds/prav_obespech/ykaz_637_new.pdf. Дата доступа: 20.12.2013.

2 По данным ФМС России.

3 По данным ФМС России.

4 По данным ФМС России.

5 Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. № 814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом»// Собрание законодательства РФ, 2006, № 32, Ст. 3533.

6 Красинец Е.С. О проблемах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом / Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. Ст. / Под общ. ред. К.О. Ромода-новского, М.Л. Тюркина. М.: ФМС России, 2009. С. 146 — 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.