УДК 314.7.044
К. В. Фофанова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, e-mail: [email protected] А. А. Сычев Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В
РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-03-00370-ОГН
Статья посвящена вопросам усиления образовательной мобильности в российских регионах. Авторы анализируют задачи, которые могут быть решены за счет увеличения количества иностранных студентов, а также выявляют факторы, способствующие выбору региона. В статье использованы данные вторичного анализа, дополненные результатами пилотажного полуструктурированного интервью с иностранными студентами вузов Мордовии в 2017-2018 гг. Отмечается, что российские регионы надеются решить при помощи иностранных студентов назревшие проблемы экономического, демографического, кадрового, имиджевого характера. Интервью, проведенные с иностранными студентами, показывают, что важными факторами выбора России для учебы являются знание ими языка и культуры, высокое качество образования, хорошие условия жизни, а также перспектива получения гражданства. Авторы делают вывод, что при разработке образовательной и миграционной политики в регионах должны быть найдены такие варианты решения проблемы учебной миграции, которые будут отвечать интересам как студентов, так и жителей России. С этой точки зрения перспективным видится использование образовательного ресурса в реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Ключевые слова: иностранные студенты, учебная миграция, факторы привлекательности, регион, адаптация
K.V. Fofanova
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
A. A. Sychev
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
TOWARDS THE PROBLEM OF ATTRACTING FOREIGN STUDENTS TO RUSSIAN REGIONS
The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project No. 17-03-00370-OGN
The article is focused on the problems of enhancing educational mobility. The authors review and systematize the regional problems that can be solved by attracting foreign students to the Russian regions, and identify the factors that determine the choice of a region by foreign students. The article uses secondary analysis data, supplemented by the results of a pilot semi-structured interviews conducted in 20172018 with foreign students, studying in Mordovian universities. It is noted that Russian regions hope to solve the urgent problems of economic, demographic and reputational nature with the help of foreign students. Interviews conducted with foreign students show that important factors in choosing Russia for study are knowledge of the language and culture, high quality of education, good living conditions, and the prospect of obtaining citizenship. When developing an educational and migration policy in the regions, such solutions to the problem of educational migration should be found that will meet the interests of both students and residents of Russia. The authors conclude that the use of an educational resource in the implementation of the state program of assisting the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad seems to be especially promising.
Key-words: foreign students, academic migration, factors of attractiveness, region, adaptation
Введение
Согласно рейтингу агентства QS, Россия в 2018 г. находилась на 15 месте по качеству высшего образования [9]. Однако, несмотря на вполне конкурентоспособную систему высшего образования, Россия пока не занимает подобающей ей позиции в рейтинге стран по количеству мест, занятых иностранными студентами [8, с. 142]. Решение этой проблемы предполагает разработку механизмов их привлечения.
К числу важных институциональных механизмов, расширяющих возможности иностранных граждан при обучении в России, относится Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг., одна из задач которой - «увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке». В частности, в
рамках данной программы предусматривается поэтапное увеличение количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования: в 2018 г. - 240 тыс. человек; в 2019 г. - 260 тыс. человек; в 2020 г. - 310 тыс. человек, в том числе предполагается выделение ежегодных государственных стипендий для 15 тыс. человек [2].
Решение этой задачи требует, помимо прочего, изменения направленности потоков учебной миграции. Если ранее эти потоки были устремлены, по большей части, в крупные столичные вузы (где иностранные студенты давно стали обычным явлением), то сегодня они активно переориентируются на российские регионы, где качественное образование можно получить за меньшие деньги в более благоприятных для учебы и жизни условиях.
В настоящее время наблюдается усиление интереса к исследованию преимуществ, которые может дать стране и регионам увеличение числа иностранных студентов. [1, 3 и др.]. Вместе с тем, фундаментальных разработок данного явления пока нет.
Цель статьи - рассмотреть и систематизировать задачи, которые могут быть решены за счет усиления образовательной мобильности, а также выявить основные факторы, определяющие выбор региона иностранными студентами.
Методы
В статье использованы вторичные данные, дополненные результатами пилотажного исследования методом полуструктурированного интервью с иностранными студентами вузов Мордовии (12 информантов) проведенного в 2017-2018 гг., и обобщенные в ходе системного анализа проблемы.
Результаты и обсуждение
Сегодня учебные миграционные потоки все активнее перенаправляются из столицы в российские регионы, которые при помощи иностранных студентов надеются решить назревшие проблемы экономического, демографического, кадрового характера.
К числу прагматических задач, во-первых, следует отнести прибыль от иностранных студентов. Согласно официальным данным, большая их часть обучается на платной основе [7, с. 40] что является не только дополнительным финансовым источником для развития учреждений высшего образования, но и, с увеличением количества студентов, способно дать регионам дополнительный импульс для экономического развития.
Во-вторых, поток учебных мигрантов должен расширить контингент обучающихся, что позволит остановить массовые сокращения профессорско-преподавательского состава и сохранить квалифицированных специалистов в провинциальных вузах.
В-третьих, увеличение числа иностранных студентов в перспективе должно повысить конкурентоспособность региональных вузов. Необходимость бороться за студентов заставляет вузы вкладывать все больше средств в повышение квалификации сотрудников (в том числе за рубежом), обновление
содержательной части учебных планов и программ, обеспечение соответствия обучения требованиям международных стандартов, создание позитивного имиджа учреждения и т. д. Наконец, идеи, теории, концепции ведущих российских ученых и научных школ благодаря усилению мобильности становятся известнее в других странах, что улучшает научную репутацию страны.
В-четвертых, иностранные студенты, получающие образование в России, имеют шансы стать гражданами России. В частности, Государственная программа по переселению соотечественников предусматривает вариант упрощенного получения гражданства для таких лиц. Благодаря этому страна имеет возможность получить квалифицированного специалиста с высшим образованием, вложения в которого относительно невелики (например, государству нет необходимости финансировать получение им среднего образования). К тому же за время обучения иностранный студент обычно хорошо адаптируется к новым условиям жизни, знакомится с языком, культурой, социальной жизнью, обзаводится социальными связями, что способствует дальнейшей успешной и полной интеграции в принимающее сообщество. Очевидно, что регионы должны быть заинтересованы в том, чтобы увеличить в общем потоке мигрантов удельный вес лиц с высшим образованием, необходимой рынку труда квалификацией и знанием языка и культуры.
В-пятых, иностранные студенты, которые приняли решение после окончания вуза жить и работать в России, оказывают положительное влияние на демографическую и экономическую составляющую. В последнее время необходимость привлечения мигрантов становится все более актуальной. В частности, аналитики Центра стратегических разработок указывают на то, что в последние три года миграция в Россию заметно уменьшилась, что связано с девальвацией рубля, уменьшением рынка труда, ужесточением миграционных правил, переориентацией ряда трудовых мигрантов (в основном из Молдавии и Украины) на работу в Европейском Союзе [5, с. 9]. Данные исследований демонстрируют, что в 2018 г. в условиях сокращения миграционного прироста население России впервые с 2009 г. может начать сокращаться [6, с. 16]. При этом процессы депопуляции особо остро ощущаются провинции, где, помимо прочего, наблюдается отток населения в столичный регион. Получение гражданства иностранными выпускниками вузов и их работа в России способны как компенсировать убыль населения в целом, так и оказать положительное влияние на возрастную структуру и региональный рынок труда.
В-шестых, обучение иностранных студентов в России - это важный элемент улучшения международного имиджа, репутации России и укрепления межгосударственных связей. В студенческие годы формируются многие ценности и убеждения человека. Те студенты, которые возвращаются после обучения в свои страны, имеют вполне объективное представление о России, ее культуре, народах, и многие из них, входя в национальную интеллектуальную элиту, способствуют преодолению стереотипов и сближению их страны с
Россией. Опыт многих развитых государств показывает, что образование как инструмент «мягкой силы» является чрезвычайно эффективным средством положительного воздействия на общественное мнение других стран.
Наконец, немаловажную роль для привлечения иностранных студентов играет моральная сторона вопроса: это и исполнение долга перед соотечественниками, оказавшимися сегодня гражданами иностранных государств, и формирование и поддержание добрососедских отношений со странами бывшего Советского Союза, граждане которых составляют большую часть контингента иностранных студентов. Россия должна принять на себя обязательства поддерживать всех носителей своей культуры за рубежом (особенно там, где имеются факты ее дискриминации) и способствовать их образованию вне зависимости от возможных демографических, экономических или репутационных выгод.
По данным Федерации мигрантов России в 2018 г. наибольшее количество иностранцев обучаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 33 974 человека. Немногим меньше в Москве - 30 568 человек. За столицей следует Татарстан (8143 человека) и Новосибирская область (6753 человека). Пятерку лидеров замыкает Томская область (6582 человека) [4].
Более 1500 иностранных студентов обучается в вузах Республики Мордовия. Большая их часть приходится на крупнейший вуз республики -Мордовский государственный университет. При этом численность иностранных студентов увеличивается с каждым годом.
Серия интервью, проведенных с иностранными студентами вузов Мордовии в 2017-2018 гг., показывает, что важными факторами выбора России для учебы являются знание языка и культуры, высокое качество образования, хорошие условия жизни, а также перспектива получения гражданства. На выбор региона влияют, в основном, советы знакомых, уже переехавших в регион, а также информационные встречи, организованные российскими консульствами. Студенты старших курсов отмечают, что за время обучения у них произошло серьезное изменение ценностей и установок. Многие студенты решили остаться и трудоустроиться, создать семью в регионе, что в перспективе может способствовать прочной интеграции в жизнь республики. Интервью показывают, что чаще принимают решение о переселении молодые люди с активной жизненной позицией, амбициозные и самостоятельные. Таких студентов можно рассматривать как перспективных специалистов, которые могут быть востребованы в России.
Заключение
Образовательная и миграционная политика в регионах должны найти такие варианты решения проблемы учебной миграции, которые будут отвечать интересам как студентов, так и жителей России. С этой точки зрения особенно перспективным видится использование образовательного ресурса в реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Это
будет наилучшим образом способствовать решению проблем вузов, регионов и страны в целом.
Библиографический список
1. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. №10. С. 1115-1119.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». URL: http://base.garant.ru/71848426/5df3cf44452aab7de28d69de5bee2373/#ixzz5aJDIWA yN (дата обращения: 15.12.2018).
3. Зангиева И. К., Сулейманова А. Н. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 5. С. 127-146.
4. Лушникова А. В России увеличилось число иностранных студентов. URL: https://russian.rt.com/russia/news/539106-rossiya-migranty-studenty-mvd (дата обращения: 15.12.2018).
5. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. М.: ВШЭ, 2018. 55 с.
6. Мкртчян Н., Флоринская Ю. Миграционные процессы: население России может сократиться // Мониторинг экономической ситуации в России. 2018. № 13 (74). С. 16-19.
7. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15. М.: Центр социологических исследований, 2018. 184 с.
8. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2018. 522 с.
9. QS Higher Education System Strength Rankings 2018. URL: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2018 (дата обращения: 15.12.2018).
References
1. Vorob'eva I. M. Inostrannye studenty v rossiiskom vuze: povyshenie konkurentsii rossiiskogo obrazovaniya ili vynuzhdennaya neobkhodimost' (Foreign students in the Russian Federation: increasing the competitiveness of Russian education or a forced necessity)// Molodoi uchenyi. 2015. №10. S. 1115-1119.
2. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» (The state program of the Russian Federation «Development of Education») URL: http://base.garant.ru/71848426/5df3cf44452aab7de28d69de5bee2373/#ixzz5aJDIWA yN. (data obrashcheniya: 15.12.2018).
3. Zangieva I. K., Suleimanova A. N. Studenty iz stran SNG v Rossii: predposylki k migratsii (Students from the CIS countries in Russia: prerequisites for migration) // Monitoring obshchestvennogo mneniya. 2016. № 5. S. 127-146.
4. Lushnikova A. V Rossii uvelichilos' chislo inostrannykh studentov (In Russia, the number of foreign students has increased). URL: https://russian.rt.com/russia/news/539106-rossiya-migranty-studenty-mvd (data obrashcheniya: 15.12.2018).
5. Migratsionnaya politika: diagnostika, vyzovy, predlozheniya (Migration policy: diagnostics, challenges, suggestions). M.: VShE, 2018. 55 s.
6. Mkrtchyan N., Florinskaya Yu. Migratsionnye protsessy: naselenie Rossii mozhet sokratit'sya (Migration processes: the population of Russia can be reduced) // Monitoring ekonomicheskoi situatsii v Rossii. 2018. № 13(74). S. 16-19.
7. Obuchenie inostrannykh grazhdan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossiiskoi Federatsii (Studying of foreign citizens in higher educational institutions of the Russian Federation): Statisticheskii sbornik. Vypusk 15. M.: Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii, 2018. 184 s.
8. Rossiya v tsifrakh (Russia in numbers). 2018: Krat. stat. sb. M.: Rosstat, 2018. 522 s.
9. QS Higher Education System Strength Rankings 2018. URL: https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2018 (data obrashcheniya: 15.12.2018).
Сведения об авторах
Фофанова Катерина Владиславовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Занимается изучением проблем миграции. Автор более 60 научных и учебно-методических работ.
Тел.: +78342242590;
E-mail: [email protected]
Сычев Андрей Анатольевич - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Занимается изучением социокультурных проблем современности. Автор более 200 научных и учебно-методических работ.
Тел.: +78342290589;
E-mail: [email protected]
About the authors
Fofanova Katerina Vladislavovna - doctor of sociological sciences, professor, professor of the sociology department of Mordovia State University. Engaged in studying the problems of migration. The author of over 60 scientific and educational works.
E-mail: [email protected]
fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2018. № 3.
Sychev Andrey Anatolievich - doctor of philosophical sciences, professor, professor of the philosophy department of Mordovia State University. Engaged in studying the problems of contemporary sociocultural problems. The author of over 200 scientific and educational works. E-mail: [email protected]