Development of educaton
Ильина Л.А. Пута L.A.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, денежного обращения и экономической безопасности ФГБОУВО «Уфимский
государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Нагимова И.А. Nagimova I. А.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, денежного обращения и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Уфимский
государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Комарова Е.С. Komarova Е^.
старший преподаватель кафедры финансов, денежного обращения и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 314:378 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-164-171
СОСТОЯНИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ
Рост интенсивности и масштабов миграционных процессов в мире и в Российской Федерации вызвал ряд как позитивных, так и негативных последствий демографического, социально-экономического, политического и этнокультурного характера. Значительное место в международном и внутрироссийском перемещении населения занимает образовательная миграция, которой также присущи указанные тенденции.
Авторы обращают внимание, что в России меры государственной поддержки, стимулирующие миграционные процессы молодой части населения, направлены в первую очередь на создание благоприятных условий для количественного расширения потоков и повышения качества привлекаемых на учебу иностранных студентов, в том числе в рамках реализуемого в настоящее время федерального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
В статье представлены аналитические и статистические данные миграционной активности иностранных студентов как в мире, так и в РФ, а также показатели вклада образовательных мигрантов в экономику страны - экспортера образовательных услуг.
Указывается, что актуальность разработки темы образовательной миграции российской молодежи обусловлена рядом сложных социальных и экономических проблем в стране и её регионах, служащих выталкивающими факторами.
Отмечается, что внутрироссийский отток выпускников средних школ из отдаленных и стагнирующих в экономическом плане регионов, а также студенческой молодежи за рубеж связан не только с образовательными целями, но и с возможностью реализовать в перспективе планы трудоустройства, профессионального становления.
В связи с этим авторы рассматривают образовательную миграцию, особенно в её невозвратной форме, не как проблему собственно системы отечественного высшего образования, а как государственную проблему неравномерности территориального перераспределения и оттока интеллектуальных и человеческих ресурсов из страны в поисках социальной мобильности.
Развитие образования
В статье предложена авторская трактовка «некомпенсируемой образовательно-трудовой миграции», учитывающая взаимообусловленность факторов образования и социально-экономического статуса при выборе страны пребывания для дальнейшей профессиональной реализации.
В заключение статьи сформулированы выводы по результатам исследования.
Ключевые слова: образовательная миграция, население, образовательное пространство, регион, экспорт образовательных услуг.
CONDITION AND TIPOLOGICAL PROCESSES EDUCATIONAL MIGRATION IN RUSSIA AND WORLD
The increase in the intensity and scale of migration processes in the world and in the Russian Federation has caused a number of both positive and negative consequences of demographic, socioeconomic, political and ethno-cultural nature.
Educational migration, which is also characterized by these trends, is a significant place in the international and intra-Russian population movements.
The authors note that in Russia the state support measures, stimulating migration of young people, aimed primarily at creating favorable conditions for the quantitative expansion and quality improvement involved in the education of foreign students. Including within the framework of the Federal project "Development of the export potential of the Russian education system" currently being implemented.
The article presents analytical and statistical data of migration activity of foreign students both in the world and in the Russian Federation, as well as indicators of the contribution of educational migrants to the economy of the country - exporter of educational services.
It is indicated that the relevance of the development of the theme of educational migration of Russian youth is due to a number of complex social and economic problems in the country and its regions, serving as push-ing factors.
It is noted that the domestic outflow of high school graduates from remote and stagnant in economic terms regions, as well as students abroad, is associated not only with educational goals, but also with the ability to implement in the future plans of labor, professional development.
In this regard, the authors consider educational migration, especially in its irrevocable form, not as a problem of the national higher education system itself, but as a state problem of uneven territorial redistribution and outflow of intellectual and human resources from the country in search of social mobility.
The article proposes the author's interpretation of the concept of "uncompensated educational and labor migration", taking into account the interdependence of factors of education and socioeconomic status when choosing a host country for professional implementation.
At the end of the article the conclusions of the study are formulated.
Key words: educational migration, population, educational space, region, export of educational services.
Негативные тенденции в развитии демографической ситуации в России и её регионах создают предпосылки для пересмотра государственной политики регулирования миграции населения в целях сдерживания процессов деформации половозрастной и профессионально-квалификационной структуры занятости, определения новых механизмов воспроизводства экономически активного населения страны.
Миграция населения, выполняя важнейшую функцию перераспределения трудовых ресурсов, становится одним из наиболее значимых факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие территорий.
Главным признаком миграций населения является смена людьми места проживания, которая может носить постоянный (окончательный, полноценный, некомпенсируемый), длительный (частично оседлый, долгосроч-
Development of educaton
ный) или временный (сезонный, маятниковый, транзитный, циркулярный, краткосрочный) характер.
В типологизации миграционных потоков относительно конечного пункта прибытия выделяют векторные миграции, которые, в свою очередь, делятся на векторную временно-постоянную (сроком от 1-го до 5-ти лет) и векторную некомпенсируемую (безвозвратную) формы.
На сегодня в рассматриваемой предметной области представлено свыше полусотни определений понятия «миграция» в зависимости от обусловливающих её целей, причин и факторов, направления перемещения границ, времени, масштабов, добровольности, организованности, законности, контингента участников миграционных процессов и др.
[3].
Непосредственно с локациями мировых и национальных (региональных) научно-образовательных центров связаны процессы образовательной (учебной) миграции молодежи.
Понятие образовательной (учебной) миграции впервые официально приведено в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период
до 2025 г. (далее - Концепция) как «миграция с целью получения или продолжения образования». Как в Концепции, так и Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в качестве основополагающих рассматриваются меры по созданию условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и поддержке академической мобильности.
Реализуемый в рамках нацпроекта «Образование» с мая 2017 г. федеральный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (завершение - ноябрь 2025 г. включительно) предусматривает усиление позиций страны на глобальном рынке образовательных услуг через количественное расширение потоков и повышение качества отбираемых иностранных студентов с точки зрения их платежеспособности, соответствия требованиям базовой подготовки и нацеленности на трудовую активность в России [1].
В последние годы в России делается упор именно на приём иностранных студентов, с этой целью создано около 15 тыс. государственных стипендий для их обучения (рис. 1).
Рисунок 1. Доля государственных стипендий (квот) для обучения иностранных
студентов из различных групп стран в вузах Министерства науки и высшего образования РФ за счёт средств федерального бюджета в 2016/2017 уч. году, %
166-
Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (30), 2019
Увеличению потока образовательных мигрантов из-за рубежа способствуют государственные и местные власти, используя различные инструменты стимулирования, а также крупный бизнес, реализующий совместные проекты по социальной и финансовой поддержке иностранных студентов (например, Госкорпорация Росатом установила стипендии для студентов из Индии, изучающих ядерные технологии в российских вузах).
В течение последующих пяти лет в российских вузах планируется удвоить количество иностранных студентов и довести к 2024 году их число до 425 тыс. человек, а численность иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, в целом - до 710 тыс. человек в 2025 году [8].
В рамках решения вопросов организации образовательной миграции и приёма на обучение иностранных студентов в большинстве российских вузов созданы специализированные рекрутинговые и маркетинговые структурные подразделения, в бюджетах образовательных организаций предусмотрены отдельные статьи расходов на адаптацию и сопровождение зарубежных участников учебного процесса.
Лидерами среди экспортеров образования являются США, Австралия и Великобритания,
Развитие образования
на которые приходится 36 % иностранных студентов в мире. К принимающим нарастающие потоки образовательной миграции странам АТЭС относятся Австралия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Япония.
Россия занимает по этому показателю 5-е место, однако структура контингента обучающихся и доходы от этой деятельности не сопоставимы с позициями ведущих держав. Так, в странах ОЭСР доля иностранных студентов на уровне аспирантуры составляет 27 %, что даёт им возможность быстро вовлекать эти таланты в научную и инновационную деятельность.
В России иностранными гражданами являются лишь около 5 % аспирантов. При этом большинство пребывших на учебу - представители стран СНГ, Азии и, в меньшей степени, Латинской Америки. Хотя американская и европейская молодежь также учится в России, её численность для статистического учета ничтожно мала [6].
Учебная миграция выгодна, прежде всего, принимающей стороне, и развитые страны уделяют пристальное внимание её развитию. Данные научных публикаций и аналитических источников показывают, что ряд стран в среднесрочной перспективе намерены перенаправить в свою пользу потоки международной образовательной миграции (табл. 1).
Таблица 1. Прогнозируемое число иностранных студентов по отдельным странам*
Страна Горизонт прогноза (год) Прогнозируемое число иностранных студентов (чел.) Кратное увеличение (раз) Количество иностранных студентов в 2017/2018 уч. г. (чел.)
Россия 2024 425 000 2,0 247 000
Канада 2022 450 000 2,0 573 000
Франция 2027 500 000 2,5 320 000
Индия 2023 200 000 4,0 нет данных
Япония 2025 300 000 1,5 260 000
Малайзия 2020 200 000 1,5 130 000
Китай 2020 550 000 2,0 265 000
* составлено авторами на основе [8].
Development of educaton
Согласно исследованиям школы управления «Сколково», Великобритания сегодня получает около $30 млрд от обучения иностранных студентов, США - $39 млрд. При этом цифры не учитывают вклада оставшихся после обучения выпускников в экономику принявшей их страны. Обучение иностранных студентов ежегодно приносит Австралии доход в сумме 22,4 млрд австралийских долларов (16,7 млрд долларов США), а университеты вносят 15 млрд австралийских долларов (11 млрд долларов США) в национальную экономику.
Для сравнения: весь консолидированный бюджет системы высшего образования России - примерно $15 млрд, доходы от привлечения в российские вузы иностранных студентов составили в 2017 году более 84 млн рублей, в 2018 году - более 96 млн рублей [7].
Сегодня количество студентов в мире выросло до 200 млн человек, а 6 млн из них признаны мобильными. Российские официальные органы не ведут статистики выезда россиян за границу в целях получения высшего образования, но в соответствии с данными Института статистики ЮНЕСКО, сейчас в различных странах мира обучается порядка 60 тыс. молодых россиян.
Охотнее всего российская молодежь выезжает на учебу в китайские вузы (контингент порядка 20 тыс. человек) и в немецкие (свыше 13 тыс. человек). Также популярны среди студентов из России поездки с образовательными целями в Чехию (5,2 тыс. человек) и Великобританию (около 2,6 тыс. человек). В Канаде с 2010-2011 по 2015-2016 учебные годы число студентов из России выросло на 71 % (до 1,1 тыс. человек). Доля россиян в общем числе иностранных учащихся в США (ежегодный контингент превышает миллион человек) крайне мала - всего 0,5 %. Для сравнения - на граждан КНР, обучающихся в американских вузах, в общей массе иностранцев приходится более 33 % [6].
Гранты и стипендии иностранным студентам из различных стран предоставляют университеты, правительства или региональные
власти, министерства иностранных дел или образования, международные образовательные центры, благотворительные фонды и частные организации. Однако абсолютное большинство российских студентов, выезжающих за границу на учебу, оплачивают своё образование самостоятельно или за счёт семейного бюджета.
Государственная программа «Глобальное образование», предусматривающая поддержку молодых людей, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы, за счёт средств российского бюджета (сумма гранта составляла 2,7 млн рублей в год) показала скромные результаты - за 2014-2018 гг. через неё прошло всего 718 студентов, из них трудоустроились в России 325 человек. Это при том, что есть обязательное требование - трёхлетняя отработка в российской компании после окончания учебы.
В условиях глобальной конкуренции за интеллектуальную элиту и высококвалифицированные кадры между странами разворачивается борьба не только за привлечение из-за рубежа представителей талантливой молодежи, но и за возвращение и удержание собственных молодых соотечественников в целях предотвращения эффекта «утечки мозгов».
Департамент образования США приводит цифры по странам с большим количеством студентов, которые не уехали по истечению своих программ обучения из страны в 2018 году: Китай (18 075 чел.), Южная Корея (5111 чел.), Саудовская Аравия (6828 чел.), Индия (4575 чел.) и Бразилия (2881 чел.).
По оценкам экспертов, в Россию после получения зарубежного образования возвращается лишь четверть выпускников. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается увеличение числа возвратившихся в Россию образовательных мигрантов, темпы роста количества выезжающих из страны молодых людей с целью получения образования опережают темпы роста первого показателя.
В отечественной практике внутрирегиональная образовательная миграция привычно рассматривается при исследовании процес-
сов оттока молодежи в крупные города в рамках конкретной территории (субъекта федерации) и, как правило, характеризуется как вынужденная, связанная с невозможностью не только получить доступ к дальнейшей учёбе по месту жительства, но и после завершения обучения трудоустроиться на территории выбытия.
Данные о внутрирегиональной образовательной миграции отражаются в государственной статистике, содержащей информацию по различным видам перемещений, в том числе «в связи с учебой».
Для российских регионов всё большей проблемой становится внутрироссийская образовательная миграция, связанная, в первую очередь, с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и появлением возможности у выпускников школ как крупных городов, так и сельской местности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию фактически на всём образовательном пространстве страны. Молодёжь, как одна из самых мобильных групп населения, готова уезжать из регионов с целью получения образования в престижных, преимущественно столичных вузах страны [4].
На сегодняшний день в России менее 20 регионов с положительным сальдо студентов-мигрантов. Наиболее привлекательными для выпускников остаются города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Красноярский края, ХМАО-Югра, города Томск, Новосибирск, Казань.
Самые активные миграционные потоки идут преимущественно из северных и южных регионов страны и Дальнего Востока: Чукотки, Алтайского края, Тюменской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Курганской, Курской областей, Ставропольского края, Республики Коми и Республики Башкортостан [2].
Эти субъекты за 2010-2016 гг. лишились от 9 до 12 % молодых людей в возрасте 16-18 лет, в том числе и по причине образовательной миграции.
Значительный миграционный отток молодёжи за пределы регионов-доноров - постав-
Развитие образования
щиков перспективных молодых кадров для центральной части России - в условиях невозвращения человеческого капитала ведёт к всё большим демографическим потерям (54 % покидающих территорию с учебными целями составляют девушки фертильного возраста), ухудшению возрастного состава населения и трудовых ресурсов, снижению качества интеллектуального и инновационного потенциала территории [5].
Здесь необходимо сказать о таком явлении, как некомпенсируемая (безвозвратная) образовательная миграция. Образовательная миграция трансформируется в безвозвратную, если её следствием становится постоянное проживание обучающегося в месте перемещения и после завершения программы обучения.
Некомпенсируемый характер образовательной миграции обусловлен тем, что миграционная убыль населения страны (региона) не восполняется притоком на эту же территорию новых мигрантов, имеющих образовательные намерения, в том числе с перспективой дальнейшего трудоустройства на территории пребывания.
По своим целям миграционные потоки принято подразделять на экономические и социальные. По данной классификации образовательная миграция входит в состав социальной миграции, поскольку обусловлена в первую очередь потребностью в образовании и получении профессиональных компетенций.
Обретение соответствующего профессионально-квалификационного статуса вносит поправки в установки образовательного мигранта - социальные цели дополняются экономическими, связанными с возможностью трудоустройства в стране (регионе) пребывания.
Авторы считают возможным говорить о возникновении феномена «некомпенсируе-мой образовательно-трудовой миграции», так как именно образование и социально-экономический статус становятся ключевыми факторами, влияющими на профессиональное становление, выбор с этой целью жизненной среды, отвечающей требованиям самореали-
Development of educäton
зации и способствующей формированию образа будущего как самого человека, так и страны пребывания.
Таким образом, на наш взгляд, некомпен-сируемая образовательно-трудовая миграция является векторной миграцией с целью получения (продолжения) образования без последующего возвращения к месту постоянного проживания в рамках реализации социально-трудовых жизненных стратегий (трудоустройства) субъекта миграционного процесса.
Вывод
На основании проведённых исследований можно утверждать, что экспорт высшего образования является частью социально-экономической стратегии как большинства стран мира, так и России. В то же время межгосударственная и внутрироссйская образовательная миграция, способствуя интеграции российского образования в мировое и национальное образовательное пространство, становится, с одной стороны, фактором интернационализации и трансрегионализации высшего образования, с другой, в её некомпенси-руемой (безвозвратной) форме - оказывает
Список литературы
1. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Паспорт приоритетного проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года № 6. URL: http:// govemment.ru/projects/selection/653/(дата обращения: 13.09.2019).
2. Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д.В. Козлов, Д.П. Платонова, О.В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 32 с.
3. Замотин М.П. Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов. URL: https://discourse.elpub.ru/ jour/article/view/65 (дата обращения: 1.09.2019).
деформирующее воздействие на состояние демографического, социально-экономического и интеллектуального потенциала страны и её регионов.
Масштабы и формы межгосударственной и межрегиональной образовательной миграции российской молодежи сегодня не отвечают задачам повышения качества обучения, внедрения новых форм и технологий сетевого взаимодействия ведущих российских вузов и международного академического обмена в рамках глобального партнерства, укрепления конкурентных позиций обучающихся - будущих специалистов, научных работников на национальном и мировом рынках труда.
Исследования потоков и выявление закономерностей образовательной миграции молодёжи должны базироваться на учёте комплексного влияния широкого спектра факторов, включая факторы и направления (внутренние и международные) постобразовательной (трудовой) миграции, особенно в её некомпенсируемой форме.
4. Ильина Л.А. Миграционное движение населения как фактор национальной и региональной безопасности // Экономическая безопасность: концепция, стандарты: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л.Н. Родионовой; Уфимс. гос. авиац. техн. ун-т. Севастоп. гос. ун-т. - Уфа: Первая типография, 2017. - С. 35-37.
5. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Миграция молодежи в России // Демоскоп Weekly. - 2016. - № 703-704. URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0703/ demoscope703.pdf (дата обращения: 4.09.2019).
6. Краснова Г. А. Основные тенденции экспорта высшего образования в мире / РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2018. - 32 с.
7. Национальные цели социального развития: вызовы и решения: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам разви-
тия экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / отв. ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова; НИУ ВШЭ. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 113 с.
8. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. - Вып. 8 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2018. - 536 с.
References
1. Priority project "Development of export potential of the Russian education system". The priority project passport was approved following the meeting of the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects No. 6 on 30 may 2017. URL: http:// government.ru/projects/selection/653/ (access date: 13.09.2018).
2. Where to study and where to work: interregional mobility of University students and graduates / D.V. Kozlov, D.P. Platonova, O.V. Leshukov; national research University Higher school of Economics, Institute of education. -Moscow: HSE, 2017. - 32 p.
3. Zamotin M. P. Educational migration in migration studies of Russian authors. URL: https ://discourse.elpub.ru/jour/article/view/65 (access date: 1.09.2018).
Развитие образования
4. Ilyina L.A. Migration movement of population as a factor of national and regional security // Economic security: concept, standards. Collection of scientific papers / Under the General editorship of L. N. Rodionova; Ufa state aviation. tech. Univ., Sevastopol state Univ. - Ufa: LLC "First printing house", 2017. - Pp. 35-37.
5. Kashnitsky I.S., Mkrtchyan N.V., Leshukov O.V. Migration of young people in Russia // Demoscope Weekly. 2016. - No. 703704. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2016/0703/demoscope703.pdf (access date: 4.09.2018).
6. Krasnova G.A. Main export trends of higher education in the world / Russian presidential Academy of National Economy and Public administration - Moscow: 2018. - 32 p.
7. National social development goals: challenges and solutions [Text]: report by XX APR. international. scientific. Conf. on problems of economic and social development, Moscow, 9-12 APR. 2019 / Executive editor Y.I. Kuzminov, L.N. Ovcharova. Moscow: HSE Publishing house, 2019. - 113 p.
8. Export of Russian educational services: Statistical compendium. Issue 8 / Ministry of science and higher education of the Russian Federation. - Moscow, Center for social forecasting and marketing. 2018. - 536 p.