сёт меньшие расходы и помогает с переездом землякам [17]. Современные исследования подтверждают, что учебная миграция может диверсифицировать риски домохозяйств, и семья продолжает инвестировать в человеческий капитал молодых мигрантов [18]. Подобные закономерности отмечены и в исследовании планов учебной миграции молодёжи малых городов России, проведённом Н.В. Мкртчяном [19].
В СССР внутренние перемещения населения происходили в силу «законов развития» плановой экономики, поэтому учебная миграция не выделялась в отдельный предмет исследования. Межрегиональная учебная миграция изучается с 1990-х гг., когда социальные трансформации общества потребовали активного рыночного и государственного регулирования. С этого времени управление миграционными процессами рассматривается как элемент стратегии социально-экономического развития страны и её регионов. Сегодня во всём мире миграция играет важную роль в приобретении регионом человеческого капитала и в его перераспределении в центры экономической деятельности [20, с. 836], а «конкуренция за лучшую молодёжь становится существенным фактором развития регионов» [21, с. 163].
Таким образом, изучение закономерностей межрегиональной учебной миграции предполагает анализ в нескольких ракурсах: с точки зрения социологии, экономики, демографии, государственной и региональной политики.
Исследования факторов миграционного оттока молодёжи из регионов России
Внимание к учебной миграции обусловлено теми рисками, которые несёт невозвратный отток молодёжи из региона: риск потери квалифицированных кадров, снижения качества интеллектуального потенциала региона, потери населения репродуктивных возрастов, ускоряющий процессы депопуляции, в национальных регионах - риск утраты культурных традиций и языка. Опасность для
региона оттока молодёжи в связи с учебной миграцией обусловлена её преимущественно невозвратным характером; такая миграция становится некомпенсируемой [6]. Привлечение регионом миграционных потоков, напротив, способствует омоложению населения, улучшению качества его человеческих ресурсов, росту экономического потенциала.
Традиционно привлекательны для внешних и межрегиональных мигрантов центральные и южные регионы России, крупные промышленные центры, что связано с качеством жизни и экономическими перспективами. Учебная миграция в эти регионы объясняется наличием в них развитой образовательной инфраструктуры. Специалисты отмечают и субъективные факторы., влияющие на миграционные потоки. Л.Л. Рыбаковский указывает на обусловленность миграций опытом социальной активности личности и усвоением информации [22]. О.А. Урбан утверждает, что в учебной миграции важны субъективные факторы, связанные с восприятием социокультурного пространства [23, с. 59]. Выявить субъективные факторы миграционных решений позволяют социологические исследования, которые проводились в различных регионах Российской Федерации (Табл. 1).
Итак, по мнению старшеклассников и студентов вузов, имеются схожие причины миграционной мобильности в различных регионах. Это позволяет предположить, что существуют и схожие механизмы сдерживания миграционного оттока молодёжи. Е.А. Питухиным и А.А. Семёновым введено понятие образовательной популярности региона, которая может быть рассчитана на основе объективных показателей [31]. Управление потоками межрегиональной миграции предполагает воздействие на факторы, обусловливающие образовательную популярность региона. Значительную роль в этом играют региональные вузы.
Учебная миграция в Ульяновской области
Ульяновская область, как и весь Приволжский федеральный округ (ПФО), отличается
Таблица 1
Исследования намерений учебной миграции в регионах России
Table 1
Research ofeducational migration intentions in the regions of Russia
Регион исследования Период исследования, респонденты Факторы, провоцирующие миграционный отток Авторы исследования
г. Вязники Владимирской обл., г. Ярцево Смоленской обл., г. Шарья Костромской обл., г. Буинск Республики Татарстан 2004 г., старшеклассники - Уверенность в том, что в другом городе больше возможностей трудоустройства и выше оплата труда; - низкая оценка социально-экономических условий своего города Ю.Г. Флоринская, Т.Г. Рощина [24]
Кировская область 2004-2013 гг., старшеклассники - Введение единого государственного экзамена; - усиление конкуренции между регионами за трудовые ресурсы; - отсутствие в Кировской области престижных высших учебных заведений; - различия в уровне социально-экономического развития К.А. Чернышев [25]
Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кемерово, Набережные Челны, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара 2013 г., студенты выпускных курсов вузов - Возможность получения высоких доходов; - интересная работа в другом городе; - образ «города мечты» в сознании респондента; - более высокий уровень жизни на будущем месте жительства; - то, как котируются дипломы респондентов в разных регионах Е.Я. Варшавская, О.С. Чудиновских, [26]
Кемеровская область 2016-2018 гг., старшеклассники - Профессиональный выбор не может быть реализован в вузах родного города; - нормативные документы, регулирующие правила приёма в вузы; - жёсткая конкуренция вузов при снижении требований в процессе набора; - негативная репутация вузов в своём регионе, мнение о низком качестве образования в нём; - негативное отношение к своему городу О.А. Урбан [23]
Республика Башкортостан 2016 г., старшеклассники - В другом регионе больше возможностей трудоустройства, выше заработная плата, а на родине нет перспектив; - в других регионах выше качество обучения; - интересно пожить в другом регионе; - там больше бюджетных мест; - престижнее учиться в вузах других регионов Г.Р. Ислакаева [27]
г. Ижевск 2016 г., старшеклассники - Готовность к изменениям и освоению нового; - стремление к самостоятельности; - неопределённость последствий социально-экономических изменений в регионе Н.С. Ладыжец, О.В. Санникова [28]
16 городов Уральского макрорегиона 2016-2018 гг., студенты вузов, преподаватели - Реорганизация сети вузов региона, слияние, ликвидация вузов и филиалов; - низкая вовлечённость опрошенных студентов во взаимодействие с различными субъектами городской среды Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова [29]
Ярославская область 2018 г., студенты вузов - Территориальная близость места учёбы и места жительства респондента, доступность транспортной инфраструктуры Т.Ю. Кондакова, А.В. Старикова [30]
Рис. 1. Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, на 10 тыс. чел. населения (Источник: составлено автором на основе данных «Роскомстата»). Fig. 1. The number ofstudents enrolled in higher education programs per 10 thousand people
выраженной транзитностью: принимает мигрантов из восточных регионов и «отдаёт» в Центральный ФО. Положительную внутреннюю миграцию ПФО имел в 1990-х вместе с Центральным и Южным. В течение 19912000 гг. миграционный прирост ПФО составил 1165,7 тыс. чел. (871,2 тыс. чел. за счёт внешней миграции, 294,5 тыс. чел. за счёт внутренней миграции). За 2000-е годы миграционный прирост не превысил 66,3 тыс. чел.: при прибывших 317,8 тыс. чел. межрегиональный отток достиг 251,5 тыс. чел. К 2030 г. прогнозируется незначительный миграционный прирост ПФО за счёт внешней миграции, преимущественно в Самарскую область и Республику Татарстан. При этом замещение потерь трудоспособного населения ПФО не превысит 30-40% [32, с. 15]. В вузах ПФО происходит сокращение контингента, а число выехавших абитуриентов превышает число въехавших в регион студентов вузов [33, с. 116]. Эта тенденция замедлилась только в 2018 г.: Ульяновская область, Башкортостан и Республика Марий Эл сохранили прежнее число студентов (Рис. 1).
В Ульяновской области проживают 1246,6 тыс. чел., из них 50,2% в г. Ульяновске. Возрастная группа 16-17 лет составляет 20,77 тыс. чел. (15 255 чел. горожан и 5517 жителей сельской местности). Траектории миграции молодёжи соответствуют общероссийским и мировым трендам: выезд из меньших по численности населённых пунктов в большие. В регионе пять университетов, расположенных в областном центре (с филиалами в городах Димитровград и Инза), два филиала московских вузов и 46 организаций среднего профессионального образования. В области наблюдается стабильное превышение количества принятых в вузы над количеством выпускников (Табл. 2). Из этого следует, что вузы являются центрами притяжения молодёжи Ульяновской области и других регионов.
Анализ планов учебной миграции старшеклассников Ульяновской области
С целью прогноза образовательной миграции из региона в сентябре - ноябре 2018 г. в г. Ульяновске и в семи районных
Таблица 2
Динамика количества выпускников и абитуриентов Ульяновской области
Table 2
Dynamics of the number of graduates and applicants in Ulyanovsk region
Контингент 2015 2016 2017 2018 2019
Выпуск из 11-го класса школ, чел. 5337 5120 4823 4854 5208
Выпуск специалистов среднего звена, тыс. чел. 4,2 3,9 3,9 4,0 -
Приём в вузы региона, тыс. чел. 9,5 10,2 9,1 9,3 9,2*
предварительные данные
центрах Ульяновской области был проведён социологический опрос. Применялась детерминированная территориальная выборка: 16 школ Ульяновска (пропорционально количеству школ из четырёх районов города) и 16 школ из семи наиболее крупных районных центров области. Опрошено 1010 учащихся, что составляет 19,4% генеральной совокупности - учащихся 11-го класса, выпускников среднеобразовательных школ области в 2019 г. Поскольку на выбор абитуриентом вуза в большой мере влияет его семья, в дополнение к основному социологическому опросу был проведён анкетный опрос родителей старшеклассников в семи средних школах (91 чел.). Изучалось не только мнение школьников о вузах региона, но и их видение взаимодействия школ с вузами. Анкетирование старшеклассников дополнил опрос представителей администрации школ (27 чел.). Их экспертное мнение позволило уточнить факторы конкурентоспособности вузов региона и общественное мнение о них.
Опрос показал, что 12,6% учащихся 11-го класса в первой половине учебного года ещё не осознали, в какой сфере деятельности они хотели бы работать и какую профессию хотели бы получить, однако желают поступать в вуз. При этом обучение в вузе они рассматривают только как смену социального статуса, а не как подготовку к будущей профессии. 75% учащихся хотят поступать в региональные вузы, 33,7% намерены подавать документы в вузы других регионов. 8,7% школьников думают об отъезде, но рассматривают вузы Ульяновска как запасной вариант. Планы учебной миграции более характерны для коренных жителей
региона. Из 61 чел. опрошенных школьников, которые родились не в Ульяновской области, хотят уехать 29,5%, что ниже среднего значения по выборке.
Анкета для старшеклассников содержала открытые вопросы о причинах выбора вузов Ульяновской области и о причинах желания уехать. Наиболее распространённой причиной поступления в вузы региона названа их близость к месту жительства школьников -14,3% ответов. 14,7% объясняют желание остаться тем, что «удобнее жить с родными», а «в чужом городе сложнее устроиться». 15,4% выражают тёплое эмоциональное отношение к региону. Наиболее часто причиной учебной миграции школьники называют социально-экономические условия в Ульяновской области (мало перспектив, низкие зарплаты, проблемы с трудоустройством); эти факторы отметили 28,5% респондентов. Для 5,8% учащихся причиной остаться в регионе является хорошее качество высшего образования, однако 6,5% респондентов оценили его как плохое, назвав причиной для отъезда. Подобного рода противоположные ответы требуют классификации и сопоставительной оценки. Мы предлагаем анализировать миграционные планы школьников на основе расчёта факторов, обусловливающих миграционные решения:
РМ = -а,; (1)
I=1
РО = &0ц а,, (2)
, =1
где РМ - суммарный показатель мнений о планах образовательной миграции; РО - суммарный показатель мнений о планах остаться в регионе; FMi - г'-й фактор для образовательной миграции;
FOi - г'-й фактор остаться в регионе;
)' - количество респондентов, указавших
данный фактор.
Вес фактора (%) определялся по его значимости и устойчивости влияния на миграционные решения старшеклассников. Из ответов учащихся 11-го класса выделены причины, обусловливающие их планы учебной миграции и планы поступления в региональные вузы (Табл. 3). Причины выбора классифицированы в пять групп, которым присвоены веса на основе факторного анализа панельных данных.
Объективные причины учебной миграции или отказа от неё являются наиболее устойчивыми, поэтому их значимость высока: данные факторы имеют максимальный вес: аг = 5. При выборе вуза рациональные критерии являются для большинства абитуриентов более существенными по сравнению с эмоциональными: аг = 4. Для большинства респондентов качество жизни в регионе является наиболее существенной причиной учебной миграции, а качество образования в региональных вузах значимо для небольшого числа респондентов. В этой связи социально-экономические факторы миграции имеют вес аг = 3, а оценки качества образования аг = 2. Эмоциональные причины отъезда при поступлении в вуз являются наименее устойчивыми, эмоции не постоянны, эти факторы миграции имеют минимальный вес.
Расчёт факторов учебной миграции по итогам проведённого опроса показал, что у школьников преобладают мотивы продолжать учёбу в Ульяновской области: РМ = 1819, РО = 1983. Этот вывод косвенно подтверждается и соотношением количества школьников, желающих уехать из региона, и желающих продолжить учёту в региональных вузах.
Пути предотвращения учебной миграции из региона
Учебная миграция является естественным процессом, обусловленным индивидуальными потребностями граждан. Планы выбора выпускниками профессии, вуза, стратегии дальнейшей жизни связаны с их видением социально-экономических условий и перспектив региона и его вузов. Задача сдерживания миграционного оттока возникает при угрозе, что отсутствует достаточный внешний приток, а выбытие населения из региона будет иметь невозвратный характер.
Существуют две основные силы, способные влиять на учебную межрегиональную миграцию молодёжи, - это органы власти и территориальная система образования, основными структурными элементами которой являются вузы. Результаты проведённого социологического опроса и анализ литературы по проблеме исследования позволяют назвать две группы мер сдерживания учебной миграции из региона (Рис. 2).
Качество системы образования региона и вузы как её стержневые элементы повышают привлекательность территории для новых трудовых ресурсов и потоков образовательной миграции. Развитая образовательная инфраструктура является значимым фактором и для привлечения инвестиций. Качество жизни в регионе и его инвестиционная привлекательность - это взаимообусловленные переменные. На уровне государственной и региональной власти доказали свою эффективность меры сдерживания миграции, направленные на повышение качества жизни территории: привлечение инвестиций и создание рабочих мест, совершенствование социальной инфраструктуры, финансовое стимулирование молодёжи (гранты лучшим школьникам, студентам, молодым учёным, поддержка молодых семей и пр.). Административными инструментами сдерживается отток молодёжи из региона и стимулируется приток, в том числе и в региональные вузы.
Маркетинговые инструменты формирования деловой репутации вузов и маркетинг
Таблица 3
Причины учебной миграции
Table 3
Reasons for educational migration
Причины остаться Кол-во чел. Причины уехать Кол-во чел. а
1. Объективные причины 5
«Здесь есть нужный мне факультет, профиль обучения» «Не готов уезжать, трудности с адаптацией в новом месте» «Родители не отпускают в другой город» «Нет возможности уехать» 6 9 7 24 «Здесь нет нужного вуза, профиля подготовки» «Здесь недостаточно развита интересующая меня сфера» 85 5
2. Рациональные причины 4
«Здесь проще поступить, ниже баллы» «Здесь больше вероятности поступить на бюджетное место» «Учиться здесь доступнее по деньгам» «Близко к дому» «Удобнее, проще жить с родными» «В чужом городе сложнее устроиться» «Знакомые рекомендуют здесь учиться» 21 8 17 145 131 18 3 «В других городах больше бюджетных мест» «Наше образование не востребовано в других городах» «Все знакомые рекомендуют уезжать» 21 8 3
3. Мнение о качестве жизни в Ульяновской области 3
«Здесь перспективы, есть возможности развития» «Нравится стабильность, здесь привычная обстановка» 15 10 «В нашем регионе мало перспектив» «Здесь мало возможностей для самореализации, карьеры» «Здесь трудно найти работу после вуза» «В нашем регионе низкие зарплаты» «Здесь нет работы» «Тут плохие условия жизни» «Общество здесь меня не устраивает» «Здесь криминальная обстановка» «Здесь коррупция» Негативная оценка региона в целом 153 11 20 11 23 7 4 7 6 46
4. Мнение о качестве об разования в вузах Ульяновской области 2
«В наших вузах дают качественное, достойное образование» «Наши предприятия сотрудничают с вузами» Положительные оценки конкретного вуза 59 1 16 «В другом регионе лучше образование» «В другом регионе выше рейтинг вузов» «Хочу учиться в более престижном вузе» «Здесь плохое оснащение вузов» «Ульяновские вузы рассматриваю как запасной вариант» 66 16 25 1 44
5. Эмоциональные причины 1
«Это родные края, родной город, тут хорошо» «Люблю свой город, свой регион» «Не важно, где учиться» 137 16 1 «Интереснее учиться в другом городе» «Хочу самостоятельности» «Хочу перемен, увидеть новые города» «Хочу испытать себя» «Хочу учиться в столице» «Хочу в большой, развитый город» «Хочу в богатый город» «Не вижу своего будущего здесь» «Люблю другой город» «Хочу в другую страну» 6 7 16 2 6 21 4 1 6 4
PO = 1983 PM = 1819
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ^---
1) совершенствовать качество жизни в регионе;
2) привлекать инвестиции в регион для создания новых рабочих мест;
3) поддерживать (инициировать) взаимодействие вузов с предприятиями региона в решении производственных, научных задач, в подготовке кадров, организации контактов с партнёрами за пределами региона;
4) оказывать поддержку молодёжи в трудоустройстве по полученным в вузах профессиям;
5) оказывать поддержку молодым семьям в решении социальных проблем, покупке жилья;
6) информировать население о состоянии регионального рынка труда, перспективах промышленного и экономического развития;
7) поддерживать позитивные чувства населения по отношению к своему региону.
МАРКЕТИНГ ---► ВУЗОВ
1) корректировать образовательные продукты вузов под нужды региональной экономики;
2) проводить ценовую политику вуза в соответствии с покупательской способностью населения региона;
3 ) организовывать сотрудничество вузов с другими организациями территориальной системы образования по образовательным, научным, творческим, спортивным и др. направлениям;
4) информировать школьников и общественность о деятельности региональных вузов, их достижениях, перспективах;
5) информировать общественность об оценках качества обучения в вузах;
6) формировать эмоциональные связи молодёжи с вузами;
7) продвигать бренды региональных вузов в соседних областях и на международном уровне.
Рис. 2. Средства сдерживания учебной миграции из региона Fig. 2. Deterrents to educational migration from the region
территории также являются эффективными инструментами управления потоками учебной миграции. На важность информационно-пропагандистских инструментов в системе управления миграцией указывает Л.Л. Рыбаковский [22]. Необходимость создания позитивного имиджа региона и региональных вузов обосновывают и другие исследователи. Опрос школьников Ульяновской области показал, что 31,58% из них не знают, с какими вузами взаимодействует их школа. То есть активизация их содружества - это резерв для влияния на планы учебной миграции старшеклассников. Информирование общественности и потенциальных абитуриентов об образовательных программах и научных достижениях вуза также позволяет влиять на миграционные решения молодёжи. Для привлечения внешних потоков абитуриентов полезен опыт зарубежных вузов, которые сами выстраивают миграционные каналы: силами выпускников в регионах-донорах создаются университетские подструктуры, которые, как торговые представители, продвигают образовательный бренд.
Абитуриентам также важно знать, что вуз имеет тесные связи с предприятиями -потенциальными работодателями. Они свидетельствуют о практической ориентированности и актуальности учебных программ вузов, о востребованности выпускников вуза на рынке труда, что повышает их конкурентные преимущества в глазах потребителей.
Выбор школьником вуза имеет и эмоциональные мотивы, и это подтвердило исследование в Ульяновской области. У старшеклассников объективно присутствуют тёплые чувства к своему региону. Поддерживать эти чувства и укреплять эмоциональные контакты старшеклассников с региональными вузами - значит сдерживать учебную миграцию из региона.
Заключение
Неблагоприятная демографическая ситуация в России усилила значимость проблемы сохранения молодёжи в регионах. Учебная миграция из региона является, как правило, невозвратной и некомпенсируемой. Региональные вузы в этом случае принимают абитуриентов с невысокими баллами, что сказы-
вается на качестве учебной и научной деятельности образовательных организаций. И напротив, авторитет региональных вузов делает их центрами притяжения молодёжи, а значит, образовательная популярность региона является предпосылкой повышения его кадрового и экономического потенциала. Управление межрегиональной учебной миграцией включает следующие направления работы:
- совершенствование социально-экономической сферы региона;
- совершенствование качества образования в региональных вузах вместе с информированием населения об их достижениях;
- формирование у молодёжи эмоционально положительного отношения к своему региону и его вузам;
- формирование положительной деловой репутации региональных вузов; образовательная привлекательность региона для молодёжи и потоков внешней миграции зависит от целенаправленного формирования имиджа вузов и всей территориальной системы образования;
- согласование стратегий развития региона, его предприятий и вузов, их взаимодействие при поддержке молодёжи и продвижении брендов региональных вузов на национальном рынке образования и в международном образовательном пространстве.
Таким образом, на потоки межрегиональной образовательной миграции оказывают влияние и региональная политика в отношении качества жизни населения, и региональные вузы, использующие маркетинговые инструменты для повышения своих конкурентных позиций.
Литература
1. Pittenger D.B. A Typology of Age-Specific Net Migration Rate Distributions // Journal of the American Institute of Planners. 1974. Vol. 40. No. 4. P. 278-283.
2. Austin J. Sue, Martin N.K. College-Bound Students: Are We Meeting Their Needs? // Adolescence. 1992. Vol. 27. No. 105. P. 115-121.
3. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения
// Вестник РУДН. Политология. 2010. № 3. С. 123-134.
4. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 104-119. DOI: 10.17223/1998863X/29/11
5. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции // Государственное управление: Электронный вестник. 2018. Вып. 66. C. 210-220. URL: http://e-joumal. spa.msu.ru/vestnik/item/66_2018andryushina_ lutsenko.htm
6. Санникова О.В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 19-21.
7. Полетаев Д.В., Дементьева С.В., Зурабиш-вили Т.З. Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации в контексте новой миграционной политики // Известия Томского политехнического университета. 2014. Т. 324. № 6. С. 118-125.
8. Kuptsch С. Students and talent flow - the case of Europe: From castle to harbour? // Competing for global talent. Geneva: International Institute for Labour Studies, 2006. P. 33-62.
9. Wallerstein I. The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press, 1974. 410 p.
10. Quinn M.A, Rubb S. The Importance of Education-Occupation Matching in Migration Decisions // Demography. 2005. Vol. 42. No. 1. P. 153-167. DOI: https://doi.org/10.1353/ dem.2005.0008/
11. Abdulloev I., Gang I.N, Yun M.S. Migration, Education and the Gender Gap in Labour Force Participation // The European Journal of Development Research. 2014. Vol. 26. No. 4. P. 509-526.
12. Bernard A., Bell M, Charles-Edwards E. Internal Migration Age Patterns and the Transition to Adulthood: Australia and Great Britain Compared // Journal of Population Research. 2016. Vol. 33. No. 2. P. 123-146.
13. Bernard A., Bell M., Cooper J. Internal Migration and Education: A Cross-national Com-
parison (Background Paper for the 2019 Global Education Monitoring Report). Paris: UNESCO, 2018. P. 67.
14. Bunea D. Modern Gravity Models of Internal Migration. The Case of Romania // Theoretical and Applied Economics. 2012. Vol. XVIII. No. 4 (569). P. 127-144.
15. Rokita-Poskart D. Educational Migration and the Labour Market // Czech journal of social sciences, business and economics. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 6-18.
16. Stark O, Bloom D.E. The New Economics of Labor Migration // The American Economic Review. 1985. No. 75. P. 173-178.
17. Massey D.S. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and development review. 1993. Vol. 19. No. 3. P. 431-466.
18. Heckert J. New Perspective on Youth Migration: Motives and Family Investment Patterns // Demographic Research. 2015. Vol. 33. No. 1. P. 765-800.
19. Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1 (137). С. 225-242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15.
20. Bernard A., Bell M. Educational selectivity of internal migrants: A global assessment // Demographic Research. 2018. Vol. 39. P. 835-854. DOI: 10.4054/DemRes.2018.39.29
21. Findlay A.M. An Assessment of Supply and Demand-Side Theorizations of International Student Mobility // International Migration. 2011. Vol. 49. No. 2. P. 162-190.
22. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: вопросы теории. М.: Ин-т социально-полит. исследований РАН, 2003. 239 с.
23. Урбан О.А. Набор в вузы как фактор риска кадровой модернизации моногородов Кузбасса // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 53-61. DOI: 10.7868/S0132162518030054
24. Флормнская Ю.Г, Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ малых городов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. Т. 74. № 2. С. 77-87.
25. Чернышев К.А. Образование как фактор миграционной подвижности: опыт оценки и принятия управленческих решений на региональном уровне // Вопросы управления. 2014. № 6 (31). С. 173-179.
26. Варшавская Е.Я, Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 3. С. 36-58.
27. Ислакаева Г.Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социально-экономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 77-88. DOI: 10.12737/22297
28. Ладыжец Н.С., Санникова О.В. Фактор неопределённости в образовательной миграции современных абитуриентов // Человек в условиях неопределённости. Сборник научных трудов: в 2-х томах. Т.2 / Под ред. Е.В. Башк-шутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Самара: СГТУ, 2018. С. 39-46.
29. Зборовский Г.Е, Амбарова П.А. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 914-926.
30. Кондакова Т.Ю, Старикова А.В. Учебная миграция в вузы Ярославской области и Баварии (сравнительный анализ) // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). Вып. 4. С. 197-207.
31. Питухин Е.А., Семенов А.А. Управление потоками межрегиональной образовательной миграции выпускников // Экономика и управление. 2014. № 7. С. 64-69. URL: http:// openbudgetrf.ru/doc/461/
32. ЗайончковскаяЖ.А. Федеральные округа на миграционной карте России // Регион: экономика и социология. 2012. № 3 (75). С. 3-18.
33. Фадеева И.М., СофроновД.А. Траектории межрегиональных миграций выпускников вузов Приволжского федерального округа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1 (45). С. 108-119. DOI: 10.21685/20723016-2018-1-13.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Ульяновской области № 18-410-730003 «Анализ конъюнктуры рынка высшего образования Ульяновской области».
Статья поступила в редакцию 28.05.19 Принята к публикации 18.06.19
The Role of Universities in Curbing Interregional Educational Migration
Inna V. Zakharova - Cand. Sci. (Pedagogy). Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Ilya Ulyanov State Pedagogical University, Uliyanovsk, Russia Address: 4/5, Lenin square, Uliyanovsk, 432071, Russian Federation
Abstract. The article addresses the problem of outflow of youth from the region in connection with higher education. The aim is to determine the possibility of influencing the flows of interregional educational migration. The role of universities in curbing educational migration from the region and in attracting migration flows of young people is substantiated. The author presents a review of studies on educational migration and indicates the factors behind applicants' choice of study location. The article dwells on the trends of interregional educational migration in the Volga Federal district, analyzes migration plans of high school seniors in Ulyanovsk region. The research bases on the methods of interdisciplinary literature analysis, sociological survey, method of expert assessments, and analysis of statistical data. The empirical base of the study became the results of a survey of 1010 high school seniors, 91 parents and 27 heads of educational institutions conducted in September-November 2018 in Ulyanovsk region.
The proposed classification of the reasons for educational migration from the region and the reasons for staying in the region has a theoretical relevance. Based on the empirical data obtained, the ways of preventing educational migration from the region are suggested. In particular, it is revealed that the quality of education in regional universities is not a factor that significantly affects the choice of study location. To the greatest extent, the plans of school leavers are determined by the subjective perception of the socio-economic conditions of the region in which they would like to receive education. Since educational migration has objective and subjective reasons, the solution of this problem requires a set of economic, legal, advocacy tools. The article argues that there are two main forces in the region that can influence educational migration - these are the authorities and the territorial education system itself, the main structural elements of which are universities. In addition to the effective educational and scientific activities, universities need to conduct the targeted marketing policy, as well as to make efforts to promote their image and the image of the entire territorial education system.
Keywords: region, regional higher educational institutions, interregional educational migration, school leaver, choice of study location, factors of migratory outflow, curbing of educational migration Cite as: Zakharova, I.V. (2019). The Role of Universities in Curbing Interregional Educational Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 7, pp. 71-84. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84
References
1. Pittenger, D.B. (1974). A Typology of Age-Specific Net Migration Rate Distributions. Journal of the American Institute of Planners. Vol. 40, no. 4, pp. 278-283.
2. Austin, J.S., Martin, N.K. (1992). College-Bound Students: Are We Meeting Their Needs? Adolescence. Vol. 27, no. 105, pp. 115-121.
3. Mitin, D.N. (2010). Educational Migration: The Notion, Problems and Ways of Solution. Vestnik RUDN. Politologiya = RUDN Journal of Political Science. No. 3, pp. 123-134. (In Russ., abstract in Eng.).
4. Samofalova, E.I. (2015). Particular Features of Studying Educational Migration in the Papers of Foreign Authors. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya.
Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 1 (29), pp. 104-119. DOI: 10.17223/1998863X/29/11 (In Russ., abstract in Eng.)
5. Andryushina, E.V., Lutsenko, N.O. (2018). The Influence of the State Educational Policy on Educational Migration in Modern Russia. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik = Public Administration. E-Journal. No. 66, pp. 210-220. Available at: http://e-journal.spa.msu. ru/vestnik/item/66_2018andryushina_lutsenko.htm (In Russ., abstract in Eng.)
6. Sannikova, O.V. (2015). Uncompensated Educational Migration as a Problem of Development of a Russian Region. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development. No. 24, pp. 19-21. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Poletaev, D.V., Dement'eva, S.V., Zurabishvili, T.Z. (2014). The Potential of Educational Migration to Professional Education Organizations in the Context of the New Migration Policy. Iz-vestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. Vol. 324, no. 6, pp. 118-125. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Kuptsch, C. (2006). Students and Talent Flow - the Case of Europe: From Castle to Harbour? In: Competing for Global Talent. Geneva: International Institute for Labour Studies, pp. 33-62.
9. Wallerstein, I. (1974). The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press, 410 p.
10. Quinn, M.A., Rubb, S. (2005). The Importance of Education-Occupation Matching in Migration Decisions. Demography. Vol. 42, no. 1, pp. 153-167. DOI: https://doi.org/10.1353/ dem.2005.0008/
11. Abdulloev, I., Gang, I.N., Yun, M.S. (2014). Migration, Education and the Gender Gap in Labour Force Participation. The European Journal of Development Research. Vol. 26, no. 4, pp. 509-526.
12. Bernard, A., Bell, M., Charles-Edwards, E. (2016). Internal Migration Age Patterns and the Transition to Adulthood: Australia and Great Britain Compared. Journal of Population Research. Vol. 33, no. 2, pp. 123-146.
13. Bernard, A., Bell, M., Cooper, J. (2018). Internal Migration and Education: A Cross-National Comparison (Background Paper for the 2019 Global Education Monitoring Report). Paris: UNESCO. 67 p.
14. Bunea, D. (2012). Modern Gravity Models of Internal Migration. The Case of Romania. Theoretical and Applied Economics. Vol. XVIII, no. 4 (569), pp. 127-144.
15. Rokita-Poskart, D. (2016). Educational Migration and the Labour Market. Czech journal of social sciences, business and economics. Vol. 5, no. 1, pp. 6-18.
16. Stark, O., Bloom, D.E. (1985). The New Economics of Labor Migration. The American Economic Review. No. 75, pp. 173-178.
17. Massey, D.S. (1993). Theories of International Migration: A Review and Appraisal. Population and development review. Vol. 19, no. 3, pp. 431-466.
18. Heckert, J. (2015). New Perspective on Youth Migration: Motives and Family Investment Patterns. Demographic Research. Vol. 33, no. 1, pp. 765-800.
19. Mkrtchyan, N.V. (2017). The Youth Migration from Small Towns in Russia. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = The Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. No. 1 (137), pp. 225-242. DOI: 10.14515/ monitoring.2017.1.15. (In Russ., abstract in Eng.)
20. Bernard, A., Bell, M. (2018). Educational Selectivity of Internal Migrants: A Global Assessment. Demographic Research. Vol. 39, pp. 835-854. DOI: 10.4054/DemRes.2018.39.29
21. Findlay, A.M. (2011). An Assessment of Supply and Demand-Side Theorizations of International Student Mobility. International Migration. Vol. 49, no. 2, pp. 162-190.
22. Rybakovskii, L.L. (2003) Migratsiya naseleniya: voprosy teorii [Population Migration: Theoretical Issues]. Moscow: Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences, 239 p. (In Russ.)
23. Urban, O.A. (2018) Admission to Universities as a Factor of Human Resources Risk in Modernizing Kuzbass Monocities. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 3, pp. 53-61. DOI: 10.7868/S0132162518030054. (In Russ., abstract in Eng.)
24. Florinskaya, Yu.G., Roshchina T.G. (2005) Migration intentions of school leaver in small towns. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Monitoring of public opinion: economic and social changes journal. Vol. 74, no. 2. pp. 77-87. (In Russ.)
25. Chernyshev, K.A. (2014). Education as a Factor of Migrating Ability: Experience of Assessment and Managerial Decision-Making on a Regional Level. Voprosy upravleniya = Management Issues. Vol. 31, no. 6, pp. 173-179. (In Russ., abstract in Eng.).
26. Varshavskaya, E.Ya., Chudinovskikh, O.S. (2014). Migration Intentions of Graduates of Russia's Regional Higher Educational Institutions. Vestnik Moskovskogo universiteta = Moscow University Economics Bulletin.. No. 3, pp. 36-58. (In Russ., abstract in Eng.)
27. Islakayeva, G.R. (2016). Educational Interregional Migration: Causes and Socioeconomic Consequences. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Living Standards and Quality of Life. No. 3 (201), pp. 77-88. DOI: 10.12737/22297. (In Russ., abstract in Eng.)
28. Ladyzhets, N.S., Sannikova, O.V. (2018). [Factor of Uncertainty in Educational Migration of Contemporary School Leavers]. In: Bakshutova, E.V., Yusupova, O.V., , Dvoynichkova, E.Yu. (Eds). (2018). Chelovek v usloviyakh neopredelennosti [People in Conditions of Uncertainty]. Vol. 2. Samara: Samara State Technical University Publ., pp. 39-46. (In Russ.)
29. Zborovskiy, G.E., Ambarova, P.A. (2018). Higher Educational as a Factor of the Cities' Preservation in the Ural Macro-Region. Ekonomika regiona = Economy of Region. Vol. 14, no. 3, pp. 914-926. (In Russ., abstract in Eng.)
30. Kondakova, T.Yu., Starikova, A.V. (2018). Educational Migration to the Higher Educational Institutions of Yaroslavl and Bavaria (Comparative Analysis). Geopolitika i ekogeodinamika regionov = Geopolitics and Ecogeodynamics of Regions. Vol. 4 (14), no. 4, pp. 197-207. (In Russ., abstract in Eng.)
31. Pitukhin, E.A., Semenov, A.A. (2014). Inter-Regional Migration of Educational Graduates in the Russian Federation. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. No. 7, pp. 64-69. Available at: http://openbudgetrf.ru/doc/461/ (In Russ., abstract in Eng.)
32. Zayonchkovskaya, Zh.A. (2012). Federal Districts on the Russian Migration Map. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology. No. 3, pp. 3-18. (In Russ., abstract in Eng.)
33. Fadeeva, I.M., Sofronov, D.A. (2018). Interregional Migration Trajectories of High Schools Graduates in Volga Federal District. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki = University Proceedings. Volga Region. Social Sciences. No. 1 (45), pp. 108-119. DOI: 10.21685/2072-3016-2018-1-13. (In Russ., abstract in Eng.)
Acknowledgment. The paper is supported by the Russian Foundation for Basic Research and the
government of the Ulyanovsk region under grant no. 18-410-730003 «Analysis of market conditions
of higher education in Ulyanovsk region».
The paper was submitted 25.05.19 Accepted for publication 18.06.19
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Technology for Training Creative Graduates in Engineering Bachelor's Programs
Isaev Alexandеr P. - Dr. Sci. (Economics), Prof., e-mail: [email protected] Plotnikov Leonid V. - Cand. Sci. (Engineering), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia Address: 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to technologies of engineering education that produce the most in-demand professional qualities of graduates from Bachelor's programs. A review of studies about introducing innovations to improve the educational process in practice-oriented Bachelor's studies is carried out. The advantages and limitations of project-based and problem-based learning technologies are defined. The work presents the experience of developing and applying a unique teaching technology based on the integration of problem- and project-based training approaches, designed to enhance the creativity of the study process in engineering Bachelor's programs. It is described with a focus on the mechanisms for the integrated use of the advantages of methods of problem- and project-based training in the formation of the professional competencies required for an engineer's innovative activity in the development of a new product project. The data from an empirical study have been considered; they allow us to substantiate the conclusion that the integration of project-and problem-based learning in the form of a holistic technology is effective for developing students' creative capacities.
Keywords: engineering education; engineering Bachelor's programs; project-based learning; problem-based learning; integration of educational technologies; creative capacities
Cite as: Isaev, A.P., Plotnikov, L.V. (2019). Technology for Training Creative Graduates in Engineering Bachelor's Programs. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 7, pp. 85-93. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-7-85-93
Introduction
It should be admitted that the majority of engineering academic programs at universities are aimed at training qualified specialists in terms of their content and methodology of implementation. In general, we teach students to complete the assigned tasks; still, when they start their professional career, they often face the practical problem of assigning tasks, developing technical specifications and searching for new effective solutions that should be in line with increasing customer demand. Thus, the main purpose of the development of engineering education should be the improvement of the study process so as to produce creative and conceptual thinking skills and help students to see into problem-
atic situations, formulate problems correctly, transform them into tasks and form original approaches towards their solution. According to the authors, the main means of forming creative capabilities of students is not the content of the study program, but the methods and technologies of the study process, including the organization of educational and practical activities.
Analysis ofpriority technologies in engineering education
Most attention in higher engineering education is now devoted to the active development of project-based learning methods. By project-based learning we mean study and practical work based on solving project tasks and/or im-
plementing a specific project that corresponds to study goals and leads to the achievement of the necessary learning outcomes. Project-based learning is characterized by a number of advantages, recognized by education practitioners and researchers in specific academic disciplines, modules and study programs [1-4]. Among the most frequently mentioned advantages of the project-based learning, there are:
- increased motivation for study and individual work;
- stimulating the interdisciplinary approach;
- in-depth understanding of the importance of theoretical academic issues for the solution of relevant professional tasks;
- intensifying the study process and accelerating the formation of professional competencies;
- increasing student responsibility for the results of learning and project activities, and study activities in general;
- developing communication skills and qualities, as well as team working skills.
Project-based learning has been being actively applied at technical universities of many countries. This method is widely used in engineering Bachelor's disciplines, primarily in courses related to design and engineering activities; it significantly develops cognitive abilities and improves self-efficacy, teamwork and communication skills [5]. Project-based learning contributes to the formation of an interactive team learning environment that positively affects learning outcomes and the self-regulation of students [6]. This teaching method is successfully applied not only in purely engineering disciplines, but also in those that provide a foundation of general technical competencies. This is particularly in the teaching of physics, where it has resulted in increased student interest not only in the subject itself, but also in its technological applications [7]. The use of project-based learning in chemistry also enhances student interest and the mastery of the basics of chemical and petroleum engineering: furthermore, it contributes to the fact that they quickly
learn to build relationships and form teamwork-ing, leadership and cooperation skills when solving engineering and chemical problems [8]. The project-based learning method has been applied to the teaching of the natural sciences and other disciplines [9; 10].
However, project-based learning has also certain limitations which are largely determined by additional requirements towards learning activities and the facts that most students perceive such learning methods as relatively new and their place in the teaching program, when compared to traditional teaching methods, is generally rather limited. These limitations include: 1) increasing the labor intensity of the academic work aimed at mastering project activities and, thus, a slower process of mastering the curriculum; 2) only a partial correspondence of student educational and project activities to the professional design and engineering activities of engineers; 3) the insufficiently profound and well-grounded design solutions developed by the majority of students; and 4) the detachment of educational project work from research. At the same time, in the majority of works based on empirical studies, it is not noted that it actively develops creative thinking and capabilities. These conclusions fully coincide with the authors' experience of applying the project-based learning approach.
Another method actively used in improving engineering education is problem-based learning. It should be noted that this is less popular than the project-based one. According to the authors, the problem-based learning method is the organization of student activities in accordance with an analysis of objective contradictions in scientific knowledge that forms the principal content of the study process; in the course of these activities, students assess the possibility of using previously acquired knowledge and the necessity of acquiring new knowledge to solve problematic situations and specific tasks. As a result, they search for new knowledge and ways of using it that are aimed at reinterpretation, specification and problem solving. Different specialists demonstrate different approaches